Научная статья на тему 'История создания и боевого применения самолета Су-34'

История создания и боевого применения самолета Су-34 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ (ВКС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС) / ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ (ФБА) / ОКБ ИМ. П. О. СУХОГО (ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ П.О. СУХОГО) / ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна, Вагин Даниил Алексеевич

В статье рассматривается история создания фронтового бомбардировщика Су-34. Авторы описывают периоды разработки данной машины и ее применение в военных операциях. Благодаря высокой маневренности и летно-техническим характеристикам в 2014 году самолет Су-34 был принят на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания и боевого применения самолета Су-34»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

История создания и боевого применения самолета Су-34 Сопова А. С.1, Вагин Д. А.2

1Сопова Анна Сергеевна /Sopova Anna Sergeyevna - кандидат филологических наук,

преподаватель;

2Вагин Даниил Алексеевич / Vagin Daniil Alekseyevich - курсант, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается история создания фронтового бомбардировщика Су-34. Авторы описывают периоды разработки данной машины и ее применение в военных операциях. Благодаря высокой маневренности и летно-техническим характеристикам в 2014 году самолет Су-34 был принят на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Ключевые слова: Воздушно-космические силы (ВКС) Российской Федерации, Военно-воздушные силы (ВВС), Фронтовая бомбардировочная авиация (ФБА), ОКБ им. П. О. Сухого (Опытно-конструкторское бюро имени П.О. Сухого), фронтовой бомбардировщик, военная операция, государственная программа испытаний.

В середине 80-х годов ХХ века перед ОКБ им. П.О. Сухого была поставлена большая военно-стратегическая задача: создать боевой самолет четвертого поколения многоцелевого назначения. Характер воздушных боев, которые велись в то время в Афганистане, предопределил, что самолеты Фронтовой бомбардировочной авиации (ФБА), находящиеся на вооружении ВВС Советского Союза, требуют определенной доработки с целью повышения эффективности применения, поскольку их функциональность была ограничена свойствами бомбардировщика. В условиях же ведения боевых действий в горах и в пустыне возникала потребность в том, чтобы самолет одновременно обладал бы качествами истребителя. Таким образом, ОКБ было дано задание, разработать новую многофункциональную модель боевого самолета, который бы совмещал в себе сразу функции двух принципиально разных по характеру использования машин.

19 июня 1986 года коллектив ОКБ им. П.О. Сухого приступил к разработке летательного аппарата нового типа под кодовым названием Т-108. Сама идея создания бомбардировщика, который может эффективно вести воздушный бой с истребителями, а также одновременно служить самолетом прикрытия, была инновационной, но требовала прочной опоры на уже созданные модели, поэтому конструкцию начали разрабатывать на базе истребителя Су-27. Передовая концепция в подходе к проектированию фронтового бомбардировщика на базе истребителя была высоко оценена военными специалистами других стран. Затем эта технология была применена в американском самолетостроении.

Первые испытательные полеты опытной машины были проведены 13 апреля 1990 года. Пилотировал ее летчик-испытатель А. Иванов. Новая модификация была условно названа Т-108-1 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»), а строительство и подготовка к испытаниям первого серийного самолета были организованы на Новосибирском АПО им. В. П. Чкалова осенью 1993 года.

В начале марта 1994 года был осуществлен беспосадочный перелет из Новосибирска в город Жуковский Московской области. Массовому зрителю и иностранным специалистам Су-34, как его официально нарекли (экспортный вариант Су-32, военные предпочитают его первое название Су-27ИБ), был продемонстрирован на международном авиасалоне в Ле-Бурже летом этого же года.

Поскольку новая модель многофункционального самолета четвертого поколения должна была обладать целым рядом важных тактико-технических и летно-технических характеристик, то авиаконструкторы работали над нею в несколько этапов. Параллельно с уже налаженным производством шла доработка по улучшению боевых возможностей машины. Эти действия осуществлялись в течение очень длительного срока, заключительный этап государственной программы испытаний состоялся в период с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года.

В марте 2014 года Су-34 был окончательно аттестован и принят на вооружение ФБА ВВС РФ, при этом Государственной комиссией было отмечено, что все недостатки, которые выявили во время испытаний, а также боевой эксплуатации, устранены в ходе конструкторских и производственных доработок.

Основные характеристики данной модели самолета заключаются в том, что:

- машина сконструирована по модернизированной схеме, при использовании которой предусмотрено высокое расположение крыла, продленного до носа корабля;

- инновационная установка ПГО (переднего горизонтального оперения) на наплывах крыла позволяет увеличить несущие свойства самолета, улучшить устойчивость и управление, а также его маневренность и взлетно-посадочные качества;

- благодаря наличию внутренних топливных баков увеличивается дальность полета;

- изменение некоторых параметров и режимов полета в условиях следования рельефу и климату местности дало возможность сделать воздухозаборники нерегулируемыми;

- усовершенствование хвостовой центральной балки позволило осуществить установку радиолокатора заднего обзора;

- в результате применения обновленной аэродинамической схемы были увеличены грузоподъемность и запасы топлива;

- модернизация кабины способствует осуществлению длительных перелетов и улучшению комфорта экипажа во время нахождения в воздухе.

А. Харук отмечает: «Новое решение кабины экипажа, а также необходимость ее бронирования, размещения значительно увеличенного объема оборудования и большего запаса топлива привели к полному перепроектированию фюзеляжа. Новой стала носовая часть - с новой кабиной, эллиптическим носовым обтекателем, измененными наплывами крыла. При этом горизонтальное оперение практически без изменений заимствовано у Су-27, консоли крыла и ПГО - у Су-27М» [2, с. 212].

Данные параметры позволяют отнести Су-34 к группе лучших бомбардировщиков современной мировой военной авиации. По уровню оборудования РЭБ (радиоэлектронная борьба) Су-34 можно сопоставить со специализированными самолетами РЭБ других стран, авиационные эксперты характеризуют мощность комплекса, которым оснащен Су-34, как у аналогичных по степени оборудования General Dynamics/Grumman EF-111A «Raven» и Boeing EA-18 «Growler». Самолет Су-34 оборудован детекторами облучения внешней РЛС (радиолокационная станция), модули его РЭБ могут использоваться для ослепления РЛС противника. Также противорадарные ракеты, установленные на Су-34, могут атаковать вражеские ПВО (Противовоздушная оборона) на расстояниях от 120 до 160 км, что, несомненно, превышает радиус действия множества ракет «земля-воздух». Ю. Авдеев подчеркивает, что «по мнению специалистов, при полете на малой высоте Су -34 имеет такую же степень радиолокационной заметности, как и современная крылатая ракета» [1].

Впервые Су-34 применялся в ходе военной операции в Южной Осетии в 2008 году. Два самолета использовались для прикрытия ударной авиации и ведения радиоэлектронной борьбы. Боевые действия в Сирии показали высокий уровень эффективности применения Су-34. А благодаря сочетанию его тактико-технических и

летно-технических характеристик, средств РЭБ и противорадарных ракет, можно сделать вывод о целесообразности применения бомбардировщика в условиях различных ландшафтов местности, природно-климатических зон, а также о высокой эффективности вооружения и военно-технического оснащения.

Серийное производство многоцелевого фронтового бомбардировщика Су-34 осуществляется на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова, стоимость одной боевой машины Су-34 составляет около 1 млрд. рублей. При масштабном переоборудовании и модернизации мощностей завода планируется увеличение количества самолетов, выпускаемых в год. В соответствии с этим Воздушно -космические силы (ВКС) Российской Федерации планируют к 2020 году полностью осуществить боевую комплектацию авиационных частей самолетами Су-34.

Литература

1. Авдеев Ю. «ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКА» для ВВС. [Электронный ресурс]: Красная Звезда. 2006. 23 марта. Режим доступа: http://old.redstar.ru / 2006/03/23_03/1_01 .html.

2. ХарукА. И. Боевая авиация XXI века. М.: Яуза; ЭКСМО, 2011. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.