Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ПРИЮТА ИМ. ГРАФИНИ АДЛЕРБЕРГ В КРЫМУ (1854-1918 ГГ.)'

ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ПРИЮТА ИМ. ГРАФИНИ АДЛЕРБЕРГ В КРЫМУ (1854-1918 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕВОЧЕК / ORPHANAGE FOR GIRLS / ПЕРВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В КРЫМУ / THE FIRST SOCIAL INSTITUTION IN THE CRIMEA / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ГРАФИНЯ А.М. АДЛЕРБЕРГ / THE COUNTESS A.M. ADLERBERG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симакова Эльмира Самвеловна

Статья посвящена истории создания и деятельности первого в Крыму приюта для несовершеннолетних детей, названного в честь основательницы - графини А.М. Адлерберг. Это заведение призвано было приютить, обучить и воспитать беднейших детей и сирот Таврической губернии. Автором изучены этапы становления социального учреждения; определена роль отдельных выдающихся личностей в его развитии (А.М. Адлерберг, Е.И. Жуковский, А.И. Маркевич и др.); описана педагогическая система обучения и социального воспитания детского приюта; выделены основные трудности, с которыми сталкивалось заведение на протяжении всего своего существования (около 64 лет). Особое внимание уделено методам и формам организации учебного процесса, досуга детей, способам профилактики и лечения заболеваний. Факты, на основании которых подготовлена статья, почерпнуты в том числе из архивных фондов Крыма, дореволюционных трудов, современных научных изданий и электронных ресурсов. В результате автором статьи делается вывод о том, что детский приют имени графини Адлерберг по праву можно считать одним из лучших социальных учреждений для несовершеннолетних детей в Таврической губернии в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY SIMFEROPOL ORPHANAGE THEM. COUNTESS OF ADLERBERG IN THE CRIMEA (1854-1918)

The Article is devoted to the history of creation and activity of the first in the Crimea shelter for minor children named in honor of the founder of the Countess A. M. Adlerberg. This institution was intended to shelter, to educate the poorest children and orphans Taurian province. The author has studied the stages of formation of social institutions, defined the role of individual prominent figures in its development (A. M. Adlerberg, E. I. Zhukovsky, A. I. Markevich and others) described the pedagogical system of education and social upbringing orphanage, highlighted the main challenges faced by the institution throughout its existence (about 64 years). Special attention is paid to the methods and forms of organization of educational process of their children, methods of prevention and treatment of diseases. The facts on which the article is presented, derived including the archives of the Crimea, the pre-revolutionary writings, modern scientific publications and electronic resources. As a result, the author concludes that the orphanage behalf of the Countess of Adlerberg can rightly be considered one of the best social institutions for minors in Tavria province in the nineteenth century.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ПРИЮТА ИМ. ГРАФИНИ АДЛЕРБЕРГ В КРЫМУ (1854-1918 ГГ.)»

Э.С. Симакова

ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ПРИЮТА им. ГРАФИНИ АДЛЕРБЕРГ В КРЫМУ (1854-1918 гг.)

Ключевые слова: детский приют для девочек, первое социальное заведение в Крыму, дети-сироты, графиня А.М. Адлерберг.

Аннотация: Статья посвящена истории создания и деятельности первого в Крыму приюта для несовершеннолетних детей, названного в честь основательницы - графини А.М. Адлерберг. Это заведение призвано было приютить, обучить и воспитать беднейших детей и сирот Таврической губернии. Автором изучены этапы становления социального учреждения; определена роль отдельных выдающихся личностей в его развитии (А.М. Адлерберг, Е.И. Жуковский, А.И. Маркевич и др.); описана педагогическая система обучения и социального воспитания детского приюта; выделены основные трудности, с которыми сталкивалось заведение на протяжении всего своего существования (около 64 лет). Особое внимание уделено методам и формам организации учебного процесса, досуга детей, способам профилактики и лечения заболеваний. Факты, на основании которых подготовлена статья, почерпнуты в том числе из архивных фондов Крыма, дореволюционных трудов, современных научных изданий и электронных ресурсов. В результате автором статьи делается вывод о том, что детский приют имени графини Адлерберг по праву можно считать одним из лучших социальных учреждений для несовершеннолетних детей в Таврической губернии в XIX в.

В условиях преобразования отечественной системы социальной защиты детей необходимо не только учитывать современные тенденции развития зарубежных педагогических моделей, но и, прежде всего, возрождать национальные историко-культурные традиции. Поиск путей совершенствования педагогического процесса в социальных заведениях страны на гуманистических принципах предопределяет необходимость апеллировать к использованию опыта, накопленного предыдущими поколениями в сфере сотрудничества государства и состоятельных слоев населения, общественных благотворительных организаций, частных лиц. Особенно актуально доскональное изучение педагогического наследия своего региона, его ментальных, национально-культурных особенностей. Интересен в этом плане богатейший опыт разветвленной сети социальных заведений для детей дореволюционной России, в частности Таврической губернии и Крыма. Учет ошибок прошлого, умелое внедрение в современную социальную педагогику их лучших элементов работы, методов и способов организации опеки несовершеннолетних, прошедших испытание временем, при умелом государственном регулировании и благотворительной помощи приведут к совершенствованию сети современных социальных заведений для детей в Крыму и развитию системы социальной защиты несовершеннолетних во всей России.

Большое значение в системе общественного призрения несовершеннолетних детей Крымского полуострова имел губернский центр - город Симферополь. Здесь находились крупнейшие социальные заведения для опеки сирот, подкиды-

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(54), 2014 6

шей и детей из малообеспеченных семей всей Таврической губернии. Становление сети заведений опеки и попечения несовершеннолетних детей в Симферополе связано в первую очередь с его социально-экономическим развитием во второй половине XIX века. Приток переселенцев в связи с миграционной политикой государства, последствия Крымской войны и крестьянской реформы 1861 года привели к резкому увеличению населения города, возрастанию занятости взрослых членов семей, в том числе и женщин. Следствием этих процессов стало обострение в Симферополе социальных проблем, связанных с ростом количества социально незащищенных слоев населения, которые не могли самостоятельно обеспечить уход за своими младенцами и осуществлять воспитание детей. Именно в это время в столице Таврической губернии открывается первый в Крыму приют для несовершеннолетних детей имени графини А.М. Адлерберг.

История образования и развития детского приюта Адлерберг всегда вызывала пристальный интерес ученых. Директор приюта, известный крымский историк, краевед, общественный деятель А.И. Маркевич в 1915 году опубликовал подробнейший очерк о создании и работе этого заведения на материале архивных источников ГААРК. Из современных исследователей, занимающихся изучением деятельности учреждения, можно отметить крымских ученых (педагогов и историков) Т.М. Головань, А.Н. Савочку и Л.Н. Мокееву.

Целью данной статьи является рассмотрение истории возникновения и особенностей социально-педагогической деятельности первого социального заведения для несовершеннолетних детей в Крыму - детского приюта графини Адлерберг.

История создания этого заведения сложна и растянута во времени. Первоначально, по данным А.И. Маркевича, мысль о необходимости создания социального заведения для сирот в Симферополе возникла в конце 40-х годов XIX века [1]. Инициаторами выступили местные дворяне и губернатор А.И. Казначеев, однако за неполные два года удалось собрать мизерную сумму (855 руб.), которая не давала возможности воплотить в жизнь благие намерения авторов идеи. Эти средства были направлены в Таврический приказ общественного призрения для приращения процентов [2]. Вторую попытку создания приюта для детей, который хотели назвать «Спасским», предприняли доктор Н.И. Кашкадамов, губернский почтмейстер, коллежский асессор С.Ф. Цомакион и купец Н.И. Кузьмин. Из-за большого количества несовершеннолетних сирот и бедных многодетных семей в городе, в 1848 году они обратились к Таврическому губернатору В.И. Пестелю (брату декабриста П. Пестеля) с соответствующим заявлением. Инициаторы намеревались пожертвовать в пользу приюта собственные средства, а также просили разрешить сбор средств и организацию лотереи в пользу будущего детского

128

истории оеппзоапнип

приюта: они были убеждены в том, что городская общественность откликнется и поддержит их идею [3, 1].

Руководство не стало чинить препятствий: разрешило организовать сбор средств, документы передало выше; так они дошли до Комитета главного попечительства детских приютов в Санкт-Петербурге. Председатель данной организации распорядился создать в Симферополе Таврическое губернское попечительство детских приютов, основная задача которого - руководство заведениями для призрения несовершеннолетних детей в Крыму и на других территориях Таврии, что и было сделано В.И. Пестелем 19 декабря 1849 года. То есть, до второй половины XIX века в Таврической губернии не было регулярно действующих детских приютов, а потому ранее необходимости в создании контролирующего их органа не возникало. В состав Таврического губернского попечительства вошли ведущие общественные деятели того времени, руководители различных организаций, образованнейшие дворяне и состоятельные купцы. На первом заседании попечительского совета был утвержден устав социального заведения для несовершеннолетних в Симферополе, который предполагал прием 12 детей [4, 2]. Однако сам приют не был открыт за неимением помещения и в связи с недостаточным финансированием.

В таком положении было дело о детском приюте к началу Крымской войны в 1853-1854 годах, когда количество бездомных детей и сирот на полуострове стало резко возрастать, усугубляя социальные проблемы юга страны. В этот сложный период обязанности военного и гражданского губернатора Таврии исполнял Николай Владимирович Адлерберг. Его супруга Амалия Максимилиановна 31 декабря 1854 году без всяких официальных документов, ввиду острой необходимости, приняла решение открыть в Симферополе приют для несовершеннолетних сирот и беднейших жителей губернского центра и других приморских городов, разоренных в военное время. Она организовывала различные мероприятия (лотереи, концерты) по сбору денег для начала работы социального заведения, привлекла к благотворительной деятельности многих высокопоставленных особ (А. Взметневу, графа Шувалова и др.), но большую часть средств вложила сама. Ее усилиями первоначальный капитал детского учреждения составил около 56500 руб., благодаря которым стали возможны аренда помещения и открытие приюта. При этом средства, хранившиеся в Таврическом приказе общественного призрения, остались нетронутыми. Первыми воспитанниками социального заведения в 1855 году стали 10 несовершеннолетних детей (4 мальчика и 6 девочек). В начале 1856 года их стало 14 (5 мальчиков и 9 девочек).

Чета Адлербергов недолго пробыла в Крыму: уже в начале 1856 года муж Амалии Максимилиановны получил новое назначение в Финляндию. Но приют,

129

п€/1пготический жирнпл спшкортостпнп h 5(54), SOI 4 gSgggffB

начавший свою деятельность благодаря им, продолжал работать, несмотря на отсутствие всей необходимой документации. Графиня Адлерберг по возвращении в Санкт-Петербург дала полный отчет императрице Марии Александровне, покровительнице социального заведения, о расходовании благотворительных средств и просила не оставлять начатое ею дело без внимания.

Нужно отметить, что к занятию благотворительной деятельностью Амалию Максимилиановну побуждали не только высокие моральные принципы, но и некоторые личные мотивы. Дело в том, что первая красавица высшего света Российской империи, немка по происхождению, была незаконнорожденной дочерью графини Терезы Турн-унд-Таксис, тети российской императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Амалия, воспитанная родственниками своего отца, не понаслышке знала о том, что такое бесправное детство, лишение родительского попечения, материнской ласки [5]. Именно поэтому, когда события войны усугубили положение крымских детей, она использовала все свое влияние и энергию на то, чтобы облегчить их участь, гарантировать им приют и достойное образование, не жалея на это в том числе своих личных сбережений [6].

После отъезда Николая Адлерберга из Крыма на его место был назначен Г.В. Жуковский, под наблюдением которого и находился приют далее. После окончания Крымской войны встал вопрос о закрытии социального заведения для несовершеннолетних, однако Таврический генерал-губернатор в письме Морицу, секретарю императрицы Марии Александровны, написал, что деятельность приюта в послевоенное время на полуострове есть «истинное благодеяние для сирот и бедных семейств, лишенных возможности доставить своим детям воспитание и ... надлежащий надзор». Г.В. Жуковский отмечал: «После того, что сделано в этом отношении попечениями и усердием графини Адлерберг, остается только желать, чтобы открытый ею приют ... сохранен был навсегда» [7, 50].

Губернатор считал, что городское социальное заведение должно предназначаться исключительно для круглых сирот и несовершеннолетних детей обоего пола самых беднейших родителей разного сословия, кроме крепостных людей и государственных крестьян, отдавая предпочтение низшим чиновникам. Жуковский рекомендовал ограничить прием детей возрастом с 6 до 18 лет для девочек и с 6 до 12 лет для мальчиков для того, чтобы последние могли после окончания приюта продолжать свое образование в профессиональных учебных заведениях (Симферопольская гимназия, Херсонское училище канцелярских детей, фельдшерская школа и др.) [8, 8].

Цель приюта, по мнению руководителя Таврической губернией, должна была состоять не только в уходе и опеке над детьми, но и в их религиозно-нравственном воспитании, в обучении Закону Божьему, чтению, письму, арифме-

130

тическим действиям; обучении девочек разного рода рукоделиям, шитью, вязанию и ведению домашнего хозяйства. Главное управление приютом он поручал Совету или попечительству, состоящему из губернатора, попечительницы заведения (эта роль была возложена на супругу Жуковского), губернского предводителя дворянства и еще одного-двух действующих членов. Совет имел право избирать в свои члены дополнительных людей, которые готовы были оказывать существенную финансовую помощь детскому заведению. Местное управление приютом Таврический губернатор собирался возложить на особого директора (непременно врача), смотрительницу и почетного старосту из купечества. В отношении порядка управления, способов содержания детей, методов и форм обучения, отчетности и прочее он руководствовался существующим в Российской империи общим «Положением о детских приютах» (1839 г.).

Источниками содержания социального заведения были капиталы, хранящиеся в Приказе общественного призрения (включали деньги, собранные еще в 18301850 годах, пожертвования Г.В. Жуковского) - общей суммой более 11 тыс. руб.

В 1857 году Комитет главного попечительства детских приютов утвердил постоянный статус социального заведения и дал ему официальное название «Симферопольский детский приют имени графини Адлерберг» (а не «Спасский» или «Мариинский», как планировалось вначале) [9, 15].

На протяжении первых лет существования приюта одной из его основных проблем оставалось отсутствие собственного здания для заведения. Вначале приют арендовал помещение в тесном доме Ярошевской, что ограничивало количество воспитанников учреждения. В 1859 году Ф.Ф. Брунс, исполнявший обязанности директора благотворительного заведения, нашел целесообразным купить для детского учреждения большой дом с участком генеральши А.М. Раевской за 6 тыс. руб. [10, 16]. С этого периода количество питомцев детского заведения стало расти, и в последующие годы в нем воспитывалось около сорока человек, из которых большую часть всегда составляли девочки.

Между тем дом Раевской, в которой находился приют, постепенно ветшал и вскоре стал совсем негодным: не подлежащим ни ремонту, ни перестройке. Попечительство приняло решение построить новое здание для заведения на территории двора. Таврический губернатор, не желая трогать капитал, с которого шли проценты на содержание детского приюта, обратился ко многим лицам губернии с просьбой оказать содействие в постройке нового здания для богоугодного заведения. Более всего тогда пожертвовала землевладелица Е.Ф. Фальц-Фейн (5147 руб. деньгами и 2853 руб. ценными бумагами). К концу 1868 года здание было уже готово, но еще нуждалось в отделочных работах [11, 21-22].

П€/1Пготический МСУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), 2014 6

1 февраля 1869 года Таврическая губерния готовилась отмечать юбилей Г.В. Жуковского - 50 лет государственной службы, в связи с чем многие общественные организации решили поздравить уважаемого руководителя щедрыми пожертвованиями в пользу его любимого детища - Симферопольского детского приюта имени графини Адлерберг. Таким образом, ремонтные работы быстро завершили и новое здание, по словам губернатора, «лучшее в городе», было освящено и готово принять детей. В общей сложности на строительство и отделку приюта было потрачено 31628 руб. [12, 52].

Воспитанники вселились в свои новые комнаты 15 апреля 1869 года: верхний этаж занимали девочки, нижний - мальчики. Кроме того, на первом этаже располагались классные комнаты, приемная, столовая, церковь, а на втором - кабинеты дирекции, педагогов и небольшое больничное отделение. Двухэтажное здание приюта разместилось на перекрестке двух улиц: Комендантской (ныне ул. Гоголя) и названной так в честь социального заведения Адлерберг - Приютненской (с 1899 года ул. Пушкина). Возле учреждения для несовершеннолетних сирот руководство города разбило сквер [13, 25-26].

Из всего сказанного становится ясно, с каким глубоким интересом и искренней любовью относился Г.В. Жуковский к приюту. Обязанный прикладывать огромные усилия на то, чтобы привести в порядок Таврическую губернию, сильно пострадавшую от Крымской войны, обремененный сложной работой по внедрению крестьянской и земской реформ, он находил время и силы на то, чтобы энергично руководить жизнью детского заведения. Можно сказать, что насколько социальное учреждение обязано своим созданием графине А.М. Адлерберг, настолько же оно обязано своим процветанием губернатору Г.В. Жуковскому.

В 1871 году Григория Васильевича назначили сенатором и он покинул Симферополь. После Жуковского активное участие в жизни детского приюта принимал его зять, губернский предводитель дворянства Н.Н. Куликовский. 70-80-е годы выдались для социального заведения тяжелыми: ремонт здания, финансовые трудности из-за уменьшения пожертвований и членских взносов, переезд более 20 детей из Ялтинского приюта, ввиду возможных военных действий, в Симферопольский. В 1882 году помощь учреждению для несовершеннолетних сирот пришла в лице новой попечительницы - супруги губернатора Н.П. Всеволожской. Помогали заведению и этноконфессиональные общины города.

Детский приют имени графини Адлерберг с первых дней своего существования находился под попечением императриц Российской империи и в своей деятельности руководствовался двумя основными документами: «Положением о приютах» (от 27.10.1839 г.) и «Положением о детских приютах Ведомств учреждений императрицы Марии» (от 18.07.1891 г.). В соответствии с ними количество по-

132

истории осрпзоппнип

печителей заведения было не более 15 в год, и каждый из них вносил добровольные благотворительные членские взносы, размер которых никто не регулировал (обычно от 50 р. до 300 руб. в год) [14, 37]. Не все члены попечительства исправно вносили необходимые суммы, были и такие, которые задолжали до 1500 руб.

Директором приюта после Кашкадамова с 1862 года по 1890 год был Таврический врачебный инспектор О.О. Брунс.

С 20 августа 1871 года с увеличением детей и помещений приюта была введена должность помощницы смотрительницы, а также увеличена зарплата смотрительницы до 500 руб. в год с проживанием и питанием в приюте. Часто помощницами смотрительницы становились воспитанницы социального заведения (Дер-качева, Фотенкова). Жуковский писал о том, что многие из поступавших ребят были неграмотными, именно поэтому своей первоочередной задачей Симферопольский приют считал призрение беднейших детей со всей Таврической губернии с 4-х до 16-ти лет, их первоначальное обучение, воспитание и подготовку к честной, трудовой, самостоятельной жизни. Также заведение по возможности заботилось об устройстве судьбы выпускников, их трудоустройстве [15, 43].

В первые годы своего существования Приют принимал и мальчиков и девочек, но с тех пор, как в 1864 году в Симферополе открылся сиротский дом Фабра для круглых сирот-мальчиков, заведение Адлерберг стало принимать только девочек. Последний мальчик выпустился из приюта в 1886 году и со следующего года учреждение призревало только девочек: изначально 40 детей, с начала ХХ века - уже 60, а к 1915 году число воспитанниц достигло 80 человек [16, 51]. Воспитанники приюта после его окончания направлялись в разные учебные заведения для продолжения образования: в Херсонское и Киевское училище военного ведомства, в Симферопольское уездное училище, в Никитский сад и даже в женскую гимназию.

Большая часть детей проживали в детском приюте на постоянной основе, но с 1868 года появились и приходящие дети: с них руководство заведения брало плату (110 руб. в год). Режим дня предполагал нахождение как постоянных, так и приходящий детей в приюте с 8.00 утра до 16.00 вечера с получением пищи. После этого времени приходящие дети возвращались к себе домой, там они находились и по выходным и праздникам [17, 44].

Подготовка детей к необходимым домашним занятиям, ведению обычного домашнего хозяйства имела целью дать им возможность по выходу из приюта зарабатывать собственным трудом средства к жизни. Однако заведение из-за ограниченности средств не имело возможности полноценно обучать воспитанниц ремеслам, ограничиваясь преимущественно домашними женскими работами (шитье, вязание, вышивание), которые в ряде случаев выполнялись на заказ. В 1885 году

133

П€/1Пготический ЖЧРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6

была попытка ввести в приюте обучение переплетному ремеслу, но успеха это не имело. Девочки в учреждении также приучались к своим ежедневным обязанностям: стирке, уборке, приготовлению пищи, глажке и т. п. [18, 45]

В первое время жизни приюта все функции обучения и воспитания детей лежали только на смотрительнице, и лишь с 1871 года надворный советник В.И. Мокиевский согласился безвозмездно преподавать воспитанникам арифметику, историю и географию. С 80-х годов XIX века в приюте ввели уроки пения, с тех пор в церкви заведения всегда пел свой хор [19]. Как видим, вопросам обучения и образования воспитанников в детском приюте Адлерберг не уделялось достаточного внимания. Изначально заведение было создано именно для предоставления крова, пищи и приюта бездомным и бедным детям, сиротам, таким оно по сути и оставалось на продолжении двадцати пяти лет. Происходило это в первую очередь из-за постоянного недостатка средств: приют существовал только лишь за счет пожертвований членов попечительства и горожан, которые не были стабильными, и процентов с небольшого капитала.

Существенное улучшение педагогического процесса приюта произошло в 1893 году: почетный член попечительства, директор народных училищ Таврической губернии Дьяконов обратил внимание управления на то, что постановка учебной деятельности в заведении требует более правильной организации. В то время Закон Божий преподавал священник, а все остальные предметы вела смотрительница, которая из-за своей чрезвычайной занятости хозяйственно-бытовыми проблемами не могла уделять достаточно внимания правильному ведению уроков. В связи с этим в детском приюте не было установленного расписания занятий, также не было никаких приспособлений для проведения уроков, а преподавание велось в общей столовой за длинным обеденным столом, где питомцы развлекались играми, что не приносило им существенного развития.

Дьяконов заметил, что на учебные пособия для детей выделяются очень маленькие суммы. Далее его наблюдения показали, что воспитанники имеют удовлетворительные знания только по Закону Божьему; по арифметике же они знакомы лишь с цифрами, пишут очень плохо, а русскую грамоту и чтение не знают вообще. При этом ученицы не были разделены на возрастные группы: младшие занимались вместе со старшими. Дошкольники, находящиеся в этой же комнате, от безделья баловались и мешали урокам. Дети сидели на скамейках и стульях без спинок, отчего быстро уставали. Более того, смотрительница и ее помощница в течение занятия постоянно отвлекались по разным хозяйственным делам [20, 46].

С 18 декабря 1893 года в приюте начались правильные занятия с детьми по обучению грамоте. Для этого была приглашена специальная учительница, составлено расписание уроков (не менее 3-х часов утром), а учащиеся разделены на три

134

подгруппы: дошкольники и младшие дети занимались вместе, а для старших было выделено отдельное помещение. Классная комната снабжалась удобной мебелью и учебными пособиями, утвержденными Министерством народного просвещения. Вследствие принятых мер, успехи школы значительно улучшились: дети стали читать, писать, усвоили первоначальные арифметические действия. Первой учительницей приюта была Гахова, затем Малюга - обе с гимназическим образованием. Некоторое время бесплатно занималась с ученицами приюта дочь директора Лиханова. С 1894 года продолжительное время преподавала в социальном заведении Панкова, хорошо организовавшая дело обучения. Учителя детского приюта часто менялись [21, 143]. На одном из собраний попечительства предводитель местного дворянства В.В. Олив указал на целесообразность обучения воспитанниц приюта кулинарному делу. Кроме того, было принято решение, устроить во дворе приюта огород для ознакомления девочек с этой отраслью хозяйства и даже в 1896 году был разбит виноградник (правда, он весь засох).

Все эти факты свидетельствуют о бесконечной заботе попечителей о вверенном им приюте, его благоденствии, улучшении и совершенствовании всех сторон жизни сирот. Выявляя какие-либо недостатки в организации быта или обучения воспитанниц, управление стремилось как можно скорее их устранить при всей скромности бюджета социального заведения. В это время (конец XIX в.) руководительницей приюта была графиня Е.В. Апраксина, которая проводила в заведении очень много времени, была всегда доброжелательна со служащими и ласкова с воспитанницами. Они любили и уважали смотрительницу, которая часто лично укладывала самых маленьких питомиц спать, посещала их праздники, ходила с девочками в церковь. Большую роль в жизни приюта графини А.М. Адлерберг играло религиозное воспитание девочек и их участие в деятельности церкви на территории учреждения. Педагоги социального заведения уделяли значительное внимание воспитанию набожности воспитанниц: девочки пели в церковном хоре, читали псалмы, участвовали в службах, соблюдали посты, отмечали религиозные праздники [22, 144].

Благодаря правильному режиму жизни и заботам педагогов и врачей здоровье детей в приюте было в хорошем состоянии. Ребята болели обычными детскими инфекциями, выздоравливая обычно без серьезных последствий. За все время существования социального заведения в нем было зарегистрировано пятнадцать случаев заболеваний детей со смертельным исходом, что для того уровня здравоохранения было хорошим результатом. Врачом приюта всегда был один из членов попечительства, но при необходимости руководство приюта вызывало для консультаций дополнительных специалистов, фельдшеров, сиделок [23, 51].

п€/1пготический жирнпл спшкортостпнп h 5(54), SOI 4 gSgggffB

В марте 1910 года директором Приюта графини А.М. Адлерберг стал А.И. Маркевич. К тому времени заведение уже испытывало серьезные финансовые трудности, которые не удалось устранить, не смотря на все его усилия. Начало Первой мировой войны только усугубило картину, и в 1917 году по постановлению губернского земского собрания приют был переведен в ведение местного земства. Однако средств на его существование не было, что привело в 1918 году к закрытию заведения. Сейчас в здании приюта Адлерберг в Симферополе находится Крымский этнографический музей (ул. Пушкина, 18).

Детский приют сыграл немалую роль в становлении и развитии последующих социальных заведений для несовершеннолетних в Крыму во второй половине XIX века; стал своеобразным примером для подражания в следующих направлениях:

- использование опыта создания нового социального учреждения, его интеграции в систему призрения несовершеннолетних детей Таврической губернии;

- разработка уставной документации, руководящих органов, правил внутреннего распорядка и т.п.;

- организация учебно-воспитательного процесса в социальном заведении -разделение детей на группы по возрастам (дошкольный, младший, старший); разработка расписания уроков, режима дня; ведение учебных занятий квалифицированными педагогами; использование учебных пособий, утвержденных Министерством народного просвещения; оборудование специальных классных комнат для учебного процесса;

- введение занятий ремеслами и обучение навыкам ведения домашнего хозяйства для развития самостоятельности воспитанников и овладения ими профессией для последующей трудовой жизни;

- высокий уровень медицинского и санитарно-гигиенического ухода за детьми, достаточное питание;

- дальнейшее развитие традиции активного участия губернатора Таврии, дворянства и широкой общественности региона в создании, финансировании и другого рода помощи детским социальным учреждениям.

Исходя из вышеизложенного, приют графини А.М. Адлерберг можно с уверенностью назвать одним из лучших, старейших и крупнейших социальных заведений для несовершеннолетних детей дореволюционного Крыма. За свою более чем шестидесятилетнюю историю учреждение обеспечило кровом, хорошим образованием и воспитанием около 160 мальчиков и 400 девочек. Таким образом, основатели приюта внесли весомый вклад в дело развития общественного призрения для детей не только Симферополя, но и Крыма в целом.

1.Маркевич, А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. - 71 с.

2.ГААРК, ф. 26, оп.1, д. 5939, Л. 135.

3.Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. - С. 1.

4.Там же, с. 2.

5.Амалия Максимилиановна Криденер-Адлерберг. [Электронный ресурс]. URL : http://www.liveinternet. ru/users/4723908/post303584879#.

6.Полонский, А. Российские дипломаты бароны Крюдеры - коллеги Ф.И. Тютчева / А. Полонский. [Электронный ресурс]. URL : http://tyutchev.ru/t32.html#5. Георг-Александр Крюденер.

7. Савочка, А.М. Дт^ притулки Ведомства установ iмператрицi Мари в Таврмсьюй губернп (друга половина XIX - початок ХХ ст.) / А.М. Савочка // lсторичнийархiв. Науковютудп : зб. наук. праць. -МиколаТв : Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили, 2010. - Вип. 5. - С. 50.

8. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. - С. 8.

9.Там же, с. 15.

10. Там же, с. 16.

11. Там же, с. 21-22.

12. Савочка, А.М. ДитячiпритулкиВiдомстваустановiмператрицiМарiТ в Таврмсьюйгубернп (друга половина XIX - початок ХХ ст.) / А.М. Савочка // lсторичнийархiв. Науковютудп: зб. наук. праць. -МиколаТв : Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили, 2010. - Вип. 5. - С. 52.

13. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. -С. 25-26.

14. Головань Т.М., Пониманская Т.И. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина XIX - начало ХХ века). Монография. [Текст]. - К. : Издательский дом «Слово», 2009.- 224 с.

15. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. - С. 43.

16. Савочка А.М. ДитячiпритулкиВiдомстваустановiмператрицiМарiТ в Таврмсьгайгубернп (друга половина XIX - початок ХХ ст.) / А.М. Савочка // lсторичнийархiв. Науковютудп: зб. наук. праць. -МиколаТв : Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили, 2010. - Вип. 5. - С. 49-55.

17. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. -С.44.

18. Там же, с. 45.

19. Мокеева Л. Н. Из истории становления благотворительности в Крыму в Х1Х веке // ПроблемисучасноТпедагогiчноТосвiти : зб. статей. Серiя: Педагопка i психолопя. [Текст]. - К. : Пед. пре-са, 2008. - Вип. 20, ч. 2. - С. 142-144.

20. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. -С. 46.

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6

21. Мокеева Л. Н. Из истории становления благотворительности в Крыму в XIX веке // Проблемисучасноíпедагогiчноíосвiти : зб. статей. Серiя: Педагопка i психолопя. [Текст]. - К. : Пед. пре-са, 2008. - Вип. 20, ч. 2. - С. 142-144.

22. Там же, с. 144.

23. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования : краткий, исторический очерк. [Текст]. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. -С. 51.

24. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (из доклада на общем собрании РАО) / Д.И. Фельдштейн // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 6 (43). - С. 10-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.