России и Тувы. Кызыл, 9-11 июня 2014 г. / Сост. А. О. Дыртык-оол., М. М. Мандан-Хорлу. Новосибирск, 2014. С. 38-41.
Чугунов К. В. Владимир Анатольевич Семенов. К 60-летию со дня рождения // Летопись Тувы: историко-краеведческий альманах / Национальный музей Республики Тыва. Кызыл: Типогр. КЦО «Аныяк», 2011. С. 135-149.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сат Сайзана Валерьевна, хранитель 1-й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sat Saizana Valerievna, curator of the 1st category of the Department of Funds and Accounting, National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 294.3
ИСТОРИЯ САМАГАЛТАЙСКОГО ХУРЭЭ Эртине У. Д.
Аннотация. В работе рассматривается, когда был создан самый большой Самагалтайский хурээ в Туве, как он развивался, какие должностные функции лам существовали буддийском храме, в каком году был разрушен. Собрана по крупицам история становления и разрушения Самагалтайского хурээ.
Ключевые слова: Самагалтайское хурээ; буддизм; буддийские храмы; история Самагалтайского хурээ
HISTORY OF SAMAGALTAI KHUREE Ertine U. D.
Annotation. The work examines when the largest Samagaltai khure was created in Tuva, how it developed, what official functions of lamas existed in the Buddhist temple, in what year it was destroyed. The history of the formation and destruction of the Samagaltai Khure is collected bit by bit.
Keywords: Samagaltai khuree; Buddhism; Buddhist temples; history of Samagaltai
khuree
У сумона Чыргаланды Тес-Хемского кожууна очень богатая история, жители сумона живут на исторической земле, на их территории жили верховные правители Урянха Амбын-Нояны. На их территории стал развиваться один из самых древних хурээ в Туве - Самагатайский хурээ.
Как и во всем мире, как и в других странах, и в России, и в Туве религия является неотъемной частью духовной жизни всех жителей Тувы. Она оказывала решающее влияние на все стороны жизни общества, на традиции, обычаи и обряды тувинского народа.
В Туве буддизм стал развиваться позже шаманизма. В 1889 г. Амбын-Нойон издал указ о необходимости систематически проводить праздник в честь бога Майдыра и об
обязательном проведении во всех хурээ зимних, весенних, летних и осенних хуралов (богослужений). Вполне определенно можно считать, что этот акт Амбын-Нойона положил начало официальному признанию ламаизма в качестве государственной религии Тувы. Таким образом, в конце XVIII в. буддизм в Туве утверждается как официальная государственная религия.
В архиве школьного историко-краеведческого музея имени Юрия Аранчына хранится воспоминание Данзуруна Ивана Симчитовича, о том, что Самагалтайский хурээ строили дважды. Сначала он был построен на территории сумона Чыргаланды в местечке Хол-Оожу (тув. - Хвл-Овжу) недалеко от Теве-Хая. Место первого раннего хурээ можно найти по небольшим сохранившимся фрагментам. Затем хурээ был перенесен в Самагалтай (архив школьного историко-краеведческого музея имени Юрия Аранчына МБОУ Чыргаландинской СОШ). Действительно, наличие следов постройки прямоугольной формы подтвердились.
В книге «Ламаизм в Туве» была найдена информация, подтверждающая ту, что говорил Иван Симчитович. Там действительно есть такие данные. «Он (Оюн Дажы-первый Амбын-Нойон - прим. авт.) был страстным поборником ламаизма. Именно по его инициативе был построен Самагалтайский хурээ.
Место для строительства Самагалтайского хурээ было выбрано ламами. Вскоре после его строительства дисциплина лам резко ухудшилась, они перестали заучивать тексты священных книг, что сильно обеспокоило Оюна Дажы. Решив, что такое положение может привести к упадку религии, он приказал своим чиновникам и высшим ламам принять все необходимые меры, чтобы устранить подобное явление. На совете, который был созван по этому поводу, ламы-гадальщики «установили», что место для строительства монастыря было выбрано неудачно, якобы хозяйкой данной местности является женское божество, оно-то и оказывает плохое влияние на лам. Поэтому решили перенести хурээ на новое место».
По воспоминаниям Гомбо башкы, который работал в 2016 году в современном Самагатайском хурээ, Сандакочур, теперь называют так, мы выяснили, что еще в 1663 году в Самагалтае был передвижной монастырь в виде войлочной юрты, который находился на левом берегу реки Дыттыг-Хем. По его словам, это была большая войлочная юрта, которая была привезена из Монголии. Службу здесь вели ламы, которые также приезжали из Монголии и Тибета. Внутреннее убранство этого передвижного монастыря было очень богатым. Ламы освобождались от различных повинностей и налогов. (Архив историко-краеведческого музея имени Юрия Аранчына).
Итак, мы выяснили, что Самагатайский хурээ строили трижды. Первый хурээ был войлочным. Затем Самагалтайский хурээ построил первый монгольский Амбын-Нойон Манаджаг, а переносил Самагалтайский хурээ первый тувинский Амбын-Нойон Оюн Дажы. Хурээ вскоре приобрел статус родового хурээ Амбын-Ноянов. Хурээ превосходил все другие хурээ по своим размерам. По воспоминаниям Гомбо башкы Самагалтайский хурээ состоял из девяти дуганов: Махакала, Чоксун, Шойраа, Сан, Омнээ, Шонер, Номна, Сандуй, Ажикай. Последний дуган был построен на средства Ажикай бээ, поэтому назван его именем. Названия дуганов давались в честь божеств буддийского пантеона.
Строительство Самагалтайского хурээ положило начало освоению тувинцами храмовой архитектуры. Самагалтайский хурээ превосходил все другие по размерам, по количеству построек, а также качеству служб. Там была школа, которая готовила хуураков и лам. В Самагалтайском хурээ служило немалое число лам, получивших среднее и высшее образование в Монголии и Тибете.
Во времена Амбын-Нойона Олзея-Очура тувинские ламы начали активно посещать Монголию для получения образования. Иногда они отправлялись непосредственно в Тибет, но и в этом случае их путь часто пролегал через Монголию.
Амбын-Нойон Олзей-Очур утвердил Чула моргулу, Цам и Майдыр в качестве официальных праздников буддийского календаря, в которых отныне сам принимал участие на правах почетного гостя и правителя всей Тувы.
Об уровне образования свидетельствуют вспоминания бывшего ламы Эрзинского хурээ о том, что общий штат хурээ насчитывал 200 лам, среди которых были ламы высокого духовного звания, средние ламы и хуураки. Из общего числа около 60 лам занимали высокие должности при хурээ. В основном это были ламы, получившие духовное образование в Монголии и Тибете, владевшие монгольскими и тибетскими языками, знавшие основы медицины, математики, астрологии и философии (Монгуш, 1992).
Самагалтайский хурээ был самым большим в Туве, имел девять дуганов -больших и маленьких. Внешний вид Самагалтайского хурээ был воспроизведен в картине первым профессиональным художником Тувы Сергеем Ланзы.
Во всех тувинских хурээ действовал традиционный порядок старшинства лам по занимаемой должности в административном аппарате монастыря. По кругу обязанностей можно выделить следующие должностные звания лам: камбы-лама, соржу, ловун, кески.
Самая высокая иерархическая ступень для тувинских лам была определена рангом камбы. Камбы-ламе непосредственно подчинялись соржу, под чьим надзором и руководством протекала вся монастырская жизнь. В обязанности ловунов входило наблюдение за подготовкой и проведением хуралов. За дисциплиной во время богослужений отвечали кески, они же определяли места, занимаемые в храме ламами и хуураками в зависимости от степеней и духовных званий.
Помимо упомянутых высших должностных званий имелись средние административные должности сугубо исполнительского характера. Ламы, занимавшие эти должности, имели среднее духовное звание и составляли так называемое среднее ламство. К ним относился и кунзат, своего рода благочинный, уставщик, начинающий чтение каждой молитвы во время богослужения. А. Позднеев писал: «Так как монастырские правила предписывают ламам всегда произносить слова молитвы одновременно с кунзатом, то кунзаты выбираются из лам, отличающихся силою своего голоса и обладающих густым и обширным басом». В свое время прославленные или известные кунзаты Самагалтайского хурээ - Падма-Доржу, Мандай-Норбу, Дугер и Тонгут обладали сильными голосами и нередко выступали в качестве солистов церковного хора.
Но новое время принесло перемены. Это были 1930-е годы, годы жесточайшего атеизма. Началась идеологическая борьба с пережитками старого, самая ярая борьба была именно с ламаизмом и шаманизмом. Разрушали храмы, «стирали» с лица земли целые монастырские ансамбли. Начались гонения лам и шаманов. Люди, бесконечно верившие им, боготворящие их раньше, теперь стали преследовать их.
Самагалтайский хурээ был разрушен до фундамента в 1930-м году воинствующими атеистами. Очевидцем разрушения был Алексей Дамдын Ойдупович -заслуженный учитель Тувинской АССР. Он оставил нам очень много ценных воспоминаний, был постоянным автором газет «Шын», «Тываньщ аныяктары». В детстве играл с первым профессиональным художником Тувы Сергеем Кончуковичем Ланзы. Когда простым аратам дали приказ разрушить монастырь, они, боясь наказания, стали его разрушать. Он, вместе с Сергеем Ланзы, видел, как крушили этот уникальный памятник культуры и искусства.
Сначала хурээ разграбили. Везде на земле лежали сутры, изображения и скульптуры богов, предметы культа. Некоторые вещи и предметы монастыря люди забирали к себе. Разрушители стояли с топорами, веревками. Многие араты не выходили
из юрт, прятались и молились. Мы, маленькие мальчики, думали о том, что если такой большой храм упадет, то, наверное, земля содрогнется.
— Раз, два, три! - араты начали разрушать последний оставшийся главный храм. Но не так-то легко было. Его долго тянули со всех сторон. Наконец он рухнул. Шум, крики, пыль до небес. После этого люди почти месяц делили и тащили к себе остатки монастыря. Так, одним приказом свыше был разрушен величественный хурээ того времени.
До последнего момента монастырь сторожил Тарбыштаа хелин. Грустный и задумчивый сидел на пороге своей маленькой избушки. Потом он исчез, то ли уехал кудо-то, то ли люди из НКВД забрали, неизвестно....
Мы изучали все книги, где можно было найти информацию о Самагалтайском хурээ. Мы нашли интересные факты, касающиеся Самагалтайского хурээ, в книге Серенота Станислава Кужугетовича «Шаандагы тыва ламаларньщ болгаш хYрээлерниц тeeгYЗY» на 170 странице приведен перевод протокола 1-го съезда тувинских лам, который состоялся 8 марта 1928 года с тибетского. Перевод на тувинский язык сделал Серенот Сайдаш Станиславович.
Делегатом с Самагалтайского хурээ был лама Начын, 42 года, женат, имеет 7-х детей, астролог, должность в хурээ - хелин, также являлся кумзатом. Он сделал такой отчет о Самагалтайском хурээ: «Хурээ существует 155 лет, количество лам в хурээ - 266, крупнорогатый скот - 225 голов». Значит мы нашли еще одно доказательство, что Самагалтайский хурээ начал свой отсчет с 1763 года, в 1928 году хурээ работал, а в 1930-м году его разрушили.
После перестройки в 1992 году Самагалтайский хурээ снова возродил Кунгаа Таш-оол Буевич на свои личные сбережения. Самагалтайский хурээ, построенный Таш-оол Буевичем до сих пор работает. Там принимает Даа-лама Самагалтайского кожууна.
На территории Самагалтайского хурээ летом 2022 года начали возводить новый хурээ, который откроет свои двери в августе 2023 года. Хурээ строился на благотворительные деньги жителей кожууна. Строительство шло тоже на общественных началах.
Служили в Самагалтайском хурээ высокообразованные ламы, получившие образование в Монголии и Тибете, знающие тибетский и монгольский языки. Один из них был высокочтимый лама Шун-лон. Об этом пишет в книге Кужугетовича «Шаандагы тыва ламаларныц болгаш хYрээлерниц тeeгYЗY»: «Выдающиеся ламы Тувы: их было трое - это Дарган Хамбы, Ломбил Шуцлайба хамбы, Монгуш Лопсац Чамзы Хамбы».
Шуц-Лоц лама мог предвидеть события. Араты, потерявшие коня или корову, приходили к нему, он быстро находил вора. У него был специальный ритуал, отправлять вору «Ок ЧYГYPTYP» (в пер. «Посылал пулю»). «Пуля» всегда настигала вора, или начинала «стучаться в его сундуке», или же вора начинало лихорадить. Вор сам приходил и возвращал краденое.
Однажды Высокочтимый лама Шуц-Лоц ездил за Саяны. Он переночевал на Донмас-Суге. Утром он сказал сопровождающим ламам, что здесь будут высокие дома, как скалы, здесь будет большой город. Железные провода будут петь и говорить, (он говорил про радио и телефон), много железных коней будет ездить, как муравьи (машины). Таким образом, он предвидел место застройки города Кызыла, его расцвет.
Из архива историко-краеведческого музея мы нашли материалы о потомках высокочтимого башкы. Его внучка, Чайсуу Давааевна Ооржак, оформила альбом про отца Дажываа Даваа Шуцовича, который являлся приемным сыном высокочтимого ламы Шуц-Лоца. В свое время, башкы Шуц-Лоц искал сообразительного мальчика, чтобы вырастить, воспитать и затем передать ему свои знания. В местечке Берт-Даг в юрте, где было много детей, он нашел мальчика, бросив, на ширтек горсть китайских монет, кусочков сахара и кажык, сказал: «Соберите, мальчишки, что вам нравится и принесите
мне. Маленький мальчик Даваа принес полную ладонь кажык». Затем Башкы выпросил мальчика у родителей. Так малыш стал приемным сыном высокочтимого ламы.
Высокочтимый Башкы учил приемного сына Даваа читать и писать на тибетском и монгольском языках, всегда возил его с собой. Они успели побывать и в Монголии. Мальчик рос образованным и с широким кругозором, знал много лекарственных трав.
По информации правнука Карчен Лопсана потомственный лама, он - Ооржак Эдуард Эмей-оолович — является четвертым в их поколении. Высокочтимый Башкы Шуц-Лоц, когда воинствующие атеисты собирались разрушать Самагалтайский хурээ, собрал всех лам и они прочитали большие молебны «Тертон - книгу хранения» и «Книгу круговорота», затем он пропал из виду. Смысл молебен таков, они попросили духов родной земли и религии, сохранить все это и вернуть через один цикл. Удивительно, его никто не искал, просто все забыли его. Высокочтимый Башкы Шуц-Лоц тогда начинал большое дело, перевод мантр на тувинский язык.
Снова вернемся к словам правнука Карчен Лопсана. Однажды после большого молебна верующим «Башкыга ергул», в голове правнука выстроились буквы тувинского алфавита, как таблица Менделеева. Нам кажется, высокочтимый Башкы Шуц-Лоц передал свое начатое дело своему правнуку. Два правнука стали ламами, они учились
Ооржак Эдуард Эмей-оолович - правнук Высокочтимого Башкы Шуц-Лоц, в настоящее время читает молитвы на родном языке, учился в Индии, Москве, Бурятии, изучал философию, тибетский, английский языки. В наше время потомков Высокочтимого Башкы Шуц-Лоц насчитывается более 80 человек.
Таким образом, с 1763 года - с даты постройки Самагалтайского хурээ начинается отсчет первой столицы Тувы. Самой древней столице Урянха - Самагалтаю, исполняется 250 лет. В этом году мы празднуем его юбилей.
Таким образом, Самагалтайский хурээ строили 5 раз. В первый раз, по данным информатора Гомбо башкы, был богатый войлочный хурээ. Во второй раз - на территории сумона Чыргаланды на местечке Хел-Эежу, по инициативе 1-го Амбын-Нояна Манагджава. В третий раз на территории Самагалтая был построен самый большой храм — Самагалтайский хурээ, имеющий 9 дуганов. В четвертый раз на свои сбережения построил Кунгаа Таш-оол Буевич, он до сих пор функционирует. В пятый -на территории этого же хурээ, строят новый, пятый Самагалтайский хурээ. В честь юбилея откроют этот новый Самагалтайский хурээ.
Список литературы:
Архив школьного историко-краеведческого музея имени Юрия Аранчына МБОУ Чыргаландинская СОШ Тес-Хемского кожууна.
История Тувы. Т. 1., 2-е изд., // Под общ.ред. Вайнштейна С. И., Маннай-оола М. Х. Новосибирск.: Наука, 2001.
МонгушМ. В. История буддизма в Туве. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2005. С. 45-46
МонгушМ. В. Ламаизм в Туве. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. С. 33-53
Дембирель А., Кривдик В. Самагалтай - первая столица Тувы, посвященный 220-летию основания села. Кызыл.: Новости Тувы, 1996.
Серенот С. К. Шаандагы тыва ламаларныц болгаш хурээлерниц теегузу. ООО «Кооператив «Журналист», 2016. С. 175-189.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Эртине Урана Делгер-ооловна, член Союза журналистов Российской Федерации и Республики Тыва, член Союза писателей Тувы, член Правления Союза краеведов Енисейской Сибири. Кызыл, Республика Тыва, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ertine Urana Delger-oolovna, member of Union of Journalists of Russian Federation and Republic of Tuva, member of Tuvan Union of Writers, member of the board of the union of Yenisei Siberia ethnographers, Kyzyl city, Republic of Tuva, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 929
АДЫГ-ТЮЛЮШ ХЕМЧИК-ООЛ ОЛДУКАЙ ОГЛУ
(1893-1938)
Ооржак Ш. С.
Аннотация. Статья посвящена биографии видного государственного деятеля, Председателя Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики Адыг-Тюлюша Хемчик-оола Оолдукай оглу. Его жизнь и деятельность мало изучены и чаще ассоциируются с политическими репрессиями 1930-х годов. Несмотря на реабилитацию в 1964 году, его история требует дальнейшего исследования.
Ключевые слова: политические репрессии; контрреволюционер; контрреволюционная деятельность; враг народа; шпион японского милитаризма; реабилитация
ADYG-TYULYUSH KHEMCHIK-OOL OLDUKAI OGLU (1893-1938)
Oorzhak Sh. S.
Annotation. The article is devoted to the biography of a prominent statesman, Chairman of the Presidium of the Small Hural of the Tuvan People's Republic Adyg-Tulush Khemchik-ool Ooldukai oglu. His life and work are little studied and are more often associated with the political repressions of the 1930s. Despite his rehabilitation in 1964, his story requires further investigation.
Keywords: political repression; counterrevolutionary; counterrevolutionary activity; enemy of the people; spy of Japanese militarism; rehabilitation
Адыг-Тюлюш Хемчик-оол Оолдукай оглу был выдающимся государственным деятелем Тувинской Народной Республики (ТНР), занимал должность председателя Президиума Малого Хурала и играл ключевую роль в политической жизни республики. В 2023 году ему исполнилось бы 130 лет.
Адыг-Тюлюш Хемчик-оол был символом стойкости, мудрости и преданности своему народу. Его личность и деятельность являются объектом глубокого изучения и памяти, как в Туве, так и за ее пределами.
Личность Хемчик-оола Адыг-Тюлюша мало изучена историками, а его имя чаще всего связывают с политическими репрессиями 1930-х годов. В советской историографии он описывался как контрреволюционер, враг народа и шпион японского милитаризма. Однако его реабилитация в 1964 году свидетельствует о том, что его обвинения в контрреволюционной деятельности были признаны необоснованными.
Хемчик-оол Адыг-Тюлюш родился в 1893 году в сумоне Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна, был членом многодетной семьи. С самого детства он проявлял себя как очень бойкий и смелый ребенок. В своей автобиографии он писал: «В старое время я не имел никаких чинов и званий. Я был аратом, всегда находившимся под тяжелым гнетом