Научная статья на тему 'История русско-турецких отношений в оценке отечественных школьных учебников XX - начала XXI века'

История русско-турецких отношений в оценке отечественных школьных учебников XX - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1457
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульянова Светлана Борисовна

Рассматривается влияние школьного образования на формирование массового исторического сознания на примере изучения истории русско-турецких отношений. Анализируются ключевые сюжеты соперничества России и Османской империи в общем контексте истории международных отношений. Показана эволюция базовых представлений о Турции в имперских, советских и современных учебниках истории для средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the impact of school education on the formation of historical mass consciousness on the example of the Russian-Turkish relationship history study. The author analyses the key subjects of rivalry between Russia and the Ottoman Empire in the context of the history of international relations. The evolution of major perceptions of Turkey in schoolbooks on Russian History is studied.

Текст научной работы на тему «История русско-турецких отношений в оценке отечественных школьных учебников XX - начала XXI века»

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2012 ^ УДК 93/99 930:372.8

С.Б. Ульянова

история русско-турецких отношений в оценке

отечественных школьных учебников xx - начала xxi века

Настоящее — это неизбежный результат прошлого развития. Поэтому история остается политическим ресурсом, используемым разными странами для обоснования своих интересов. Интерпретации истории всегда придают убедительность социальным, экономическим, политическим решениям в настоящем. Извлеченные из глубин общественного сознания и истории принципы, лежащие в основе национальных интересов, должны придавать внешней политике преемственность и последовательность, одновременно обеспечивая ей широкую общественную поддержку [1, с. 4].

Как формируются историческая память и массовые представления о прошлом? Историческая память — это опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор образов исторических событий и личностей, которые присутствуют в активной памяти. В современном обществе каркас исторической памяти составляет история, почерпнутая из школьного учебника, где конструкция прошлого редуцируется до определенного объема и выполняет познавательную, воспитательную и идентификационную функции. Поэтому репрезентация прошлого в учебниках по истории уже довольно давно является предметом специальных исследований [2]. Причем если курс всеобщей истории вольно или невольно приобретает страноведческие черты, то в курс отечественной истории закладываются оценочные моменты, так как другие национально-государственные или конфессиональные общности рассматриваются в контексте «свои — чужие».

«Образ прошлого» во многом политический проект. Сведения об определенных событиях и идеях прошлого тиражируются многократно и на самых разных уровнях, и каждый раз индивид вынужден и повторить, и вспомнить что-то из того, что С. Московичи назвал «всеобщим достоянием большинства»: «Даже если оно не осознается, даже если от него отказываются,

оно остается основой, созданной историей... и каким-то невидимым образом влияет на наши мнения и действия» [3, с. 137].

Ответы на вопросы «какие они?» и «каковы мы в их глазах?» важны для понимания места народа в мировом развитии, проблемы самобытных и общецивилизационных черт в истории страны. Изучение коллективных представлений, в частности, русских о турках и турок о русских дает материал для характеристики их взаимоотношений в рамках цивилизации.

В настоящей статье использован материал 15 учебников по русской истории, изданных в ХХ - начале XXI века (с 1907 по 2009 год) [4-18]. Была сделана выборка из 26 сюжетов за период с XII века до 1878 года, связанных с русско-турецкими отношениями:

1. Появление турок в Малой Азии, покорение Балканского полуострова.

2. Борьба с турками народов Грузии, Армении и Азербайджана в XII и XIII веках.

3. Тамерлан в Турции и России (конец XIV — начало XV века).

4. Флорентийская уния (1439).

5. Падение Константинополя (1453).

6. Набеги крымских татар на русские земли.

7. Турецкие завоевания в Европе в XVI и

XVII веках.

8. Украина и Турция в XVII веке.

9. Бахчисарайский мир (1681).

10. Крымские походы Василия Голицына и Азовские походы (1687, 1689, 1695, 1696).

11. Прутский поход Петра I (1711).

12. Русско-турецкая война (1736—1739).

13. Русско-турецкая война (1768—1774).

14. Присоединение Крыма к России в

XVIII веке.

15. «Греческий проект» Екатерины II.

16. Русско-турецкая война (1787—1791).

17. Антифранцузская коалиция (1798) с участием России и Турции.

18. Русско-турецкая война (1806—1812).

19. Антиосманское восстание (1821) в Греции.

20. Русско-турецкая война (1828—1829).

21. Восстание египетского паши против султана (1833).

22. Кавказская война (1834—1864).

23. Борьба Сербии за национальное освобождение в XIX веке.

24. Восточный вопрос в XIX веке.

25. Крымская (Восточная) война (1853—1856).

26. Русско-турецкая война (1877—1878).

Стоит отметить, что в изложении событий

ХХ века Турция исчезает из учебного материала по русской истории (есть только отдельные упоминания о заключенных договорах или участии Турции в мировых войнах). Очевидно, это связано с тем, что Турция в ХХ веке перестает восприниматься как геополитический соперник России и ее образ формируется в общем контексте всемирной истории.

Из 26 изученных сюжетов центральными, т. е. упоминающимися во всех учебниках, являются 6 сюжетов: Русско-турецкая война (1768—1774), инкорпорация Крыма в состав Российской империи, Русско-турецкая война (1787-1791), Русско-турецкая война (1806-1812), Крымская (Восточная) война (1853-1856) и Русско-турецкая война (1877-1878) (остальные сюжеты так или иначе связаны с территориальными изменениями на Балканах, в районах Черного и Средиземного морей). Из этого следует, что образ Турции, формируемый русским школьным учебником, - это образ сильного, грозного военного противника. Именно в борьбе с Турцией Россия расширяла свою территорию на юге и во многом утверждала себя в «европейском концерте» как великая держава. Отметим и то, что отношения России с Турцией всегда трактуются в контексте европейских международных отношений в отличие, например, от Персии (Ирана), которая однозначно воспринимается как восточная страна, а следовательно, отношения с ней рассматриваются как элемент азиатской политики России.

Исторический нарратив во всех учебниках построен с «русской стороны» или со стороны тех народов, с которыми входили в соприкосновение турки - греков, сербов, болгар и др. Славянские и балканские народы воспринимаются как объект османской экспансии, как жертвы. Поэтому именно на их стороне оказывается сочувствие школьника, читающего о том, как турки угнетали христианские народы. В учебнике, составленном С. Рождественским в

начале ХХ века, говорится: «Турки смотрели на христиан, подвластных им, с презрением, называли их не иначе как гяурами (собаками) или райею (стадом), страшно угнетали их и подвергали всевозможным унизительным оскорблениям...» [4, с. 125]. Спустя семьдесят с лишним лет в учебнике И.А. Федосова, например, довольно подробно рассказывается о подавлении Турцией восстаний в Боснии и Герцеговине в 1875 году и в Болгарии в 1876 году. При этом используются такие определения, как «султанское иго», «жестокое угнетение», «ненавистный гнет», «беспощадное уничтожение», «турецкая военщина», «зверства карателей» [11, с. 151].

Иногда в школьных учебниках ход событий выглядит схематичным, а мотивы действий исторических лиц - примитивными: «Вследствие неприязни султана к России Николай I объявил ему войну» (о причинах начала войны 1828-1829 годов) [4, с. 127]. Или: «Турецкий султан, считая Россию главною виновницею несчастья, приказал всех русских подданных изгнать из турецких владений и не стал пропускать русские торговые суда через проливы в Средиземное море. На это государь ответил объявлением войны (1828)» [6, с. 273].

В динамике оценки Турции и русско-турецких отношений в школьных учебниках по истории России можно выделить несколько периодов.

1. Ключевой мотив учебников, вышедших в 1907-1914 годах, - борьба христианства и ислама. В них содержатся рассказы о падении Константинополя в 1453 году, подчеркивается слабость и нежелание Запада помочь Византии. Этот сюжет важен ретроспективно, так как после 1453 года Россия осталась единственным православным государством. Поэтому события середины XV века, изложенные ярко и образно, обязательно входят в курс.

С историей Турции в контексте истории России тесно связан крымский вопрос. С XVI века набеги крымских татар были проблемой для русских правителей и несчастьем для русских людей. Причем в учебниках особо подчеркивается зависимость Крыма от Порты и тем самым вина за татарские набеги отчасти возлагается на турок. Подчеркивается также, что покорение Крыма означало борьбу с Турцией, одной из самых мощных держав того времени [4, с. 135]. Таким образом, в контексте

русско-турецких отношений с XVI века появляются территориальный вопрос и вопрос о региональном влиянии — кто сильнее на Азовском и Черном морях, а затем и на Балканах?

В свете русско-турецких отношений трактуется и украинский вопрос в XVII веке. Например, С.Ф. Платонов [5] утверждал, что именно с Турцией были связаны надежды малороссов избавиться от влияния России и Польши.

В истории XVIII века одна из ключевых тем — русско-турецкие войны, начиная с Прут-ского похода Петра I (1711) и заканчивая покорением Крыма (1783). В их описании подчеркивается попытка русской стороны опереться на подвластных султану христиан: «Давно уже православные подданные султана (греки, славяне, валахи, молдаване), приезжая в Москву за помощью и пособиями, звали русских на Балканский полуостров и говорили, что стоит московскому войску показаться на Дунае, как там последует восстание против турок всех православных народностей» [Там же. С. 283—284].

Именно с русско-турецкими отношениями связаны самые значительные победы русского оружия в эпоху Нового времени. Описание русско-турецких войн XVШ—XIX веков ведется с нескрываемой гордостью: «Слава русского оружия облетела всю Европу и навела на турок уныние» [6, с. 213]. Даже если в учебнике речь идет о победах противника, это подчеркивает конечный успех России. Во всех учебниках отмечаются благородные цели России. Если войну объявила Турция, то об этом обязательно упоминается. В случае, если военные действия начала Россия, объясняется, что это глубоко справедливо и обоснованно. В учебнике С.Ф. Платонова говорится о «вражде Турции к России, не прекращавшейся со времен императрицы Екатерины II» [5, с. 386], но не наоборот.

С XVIII века Турция представлена как разменная монета европейской политики, «европейского концерта». Ее все время подстрекали к войне с Россией то Франция, то Австрия, то Англия. Особенно применительно к событиям XIX века подчеркивается роль Турции в отношениях России с ее европейскими союзниками — Австрией (Австро-Венгрией) и Францией. Союзники всегда коварны, и только Россия благородна (согласно учебнику С.Ф. Платонова, «из врага, наиболее грозного и ненавидимо-

го Турцией, Россия превратилась как бы в друга и защитника „больного человека"») [5, с. 425].

В XIX веке положение христианского населения Порты стало тем контекстом, в котором формировался образ Турции в школьном образовании в России. Отметим, что образ этот был резко негативным (страданиями христианского населения Порты обосновывалось право России на экспансию). В учебнике А.Ф. Гартвига и Н.Т. Крюкова, например, Русско-турецкая война (1877—1878) прямо называется войной за освобождение славян [6, с. 298].

2. После Октябрьской революции 1917 года история долгое время не преподавалась в средней школе. Возвращение к традиции произошло только в середине 1930-х годов. Первым учебником по русской истории, вышедшим после революции, стал учебник М.Н. Покровского [7], в котором сюжеты, связанные с русско-турецкими отношениями, поданы в контексте его теории торгового капитала: российские императоры преследовали завоевательные цели, стремясь монополизировать восточные рынки для российской промышленности. Религиозный вопрос как повод Крымской войны, например, совершенно исчезает в такой трактовке: «Торговля хлебом дунайских стран — Венгрии, Молдавии, Валахии — через румынские порты Нижнего Дуная — Браилов и Галац — стесняла, видите ли, хлебную торговлю Одессы и Таганрога, делала ей конкуренцию. Этого никак нельзя было допустить, нужно было зажать в кулак и Нижний Дунай. .В 1853 году русские войска заняли Молдавию и Валахию (теперешнюю Румынию). Это послужило поводом к войне с Турцией.». Неудачный исход войны привел к тому, что «русский капитализм должен был отказаться от надежды стать хозяином в Турции» [Там же. С. 81].

Россия у М.Н. Покровского выглядит лицемерно и коварно. Ее внутренняя и внешняя политика ничем не лучше турецкой: «Турецкая администрация и турецкие помещики так же изводили крестьян в этих краях, как занимались этим администрация и помещики в России, а по части организации австрийские и сербские агенты были искуснее „бунтарей". Турки принялись „усмирять" восставших с таким же варварством, как делали это войска и полиция Александра II в 1863 году в Польше» (о подавлении болгарского восстания в 1875 году) [Там же. С. 143—144].

Примитивно классовый подход в учебниках 1930-х годов совершенно нивелирует национальный аспект русско-турецких отношений: «В Крыму появились русские помещики. Они отбирали у крымских крестьян лучшие земли. Масса татар-крестьян бежала в Турцию. Земли бежавших русские дворяне забирали себе» [8, с. 72].

3. Следующий этап в изучении истории начался с середины 1950-х годов Примером новых подходов может служить учебник Л.Н. Бущика [9]. В нем впервые турки упоминаются в контексте контактов не только с русским народом, но и с народами Северного Кавказа и Закавказья [Там же. С. 70—71]. В учебнике под редакцией Б.А. Рыбакова Турция XV—XVI веков предстает огромным и сильным государством, сфера влияния которого простирается далеко за пределы самой империи [13].

В учебниках конца 1950-х — 1980-х годов отчасти происходит возврат к концепциям дореволюционного времени. Так, была воспринята идея связывать русско-турецкие отношения с общим контекстом европейской политики. Опять русско-турецкие войны стали источником национальной гордости. Школьникам подробно рассказывают о полководческом гении Румянцева, Суворова и Ушакова, о битвах при Ларге, Кагуле, Чесменском сражении, о взятии Очакова и Измаила. При этом нет ни слова о слабости турецкой армии, так как это было бы умалением чести русских полководцев. Напротив, подчеркивается, что турецкая армия была сильным противником. Например, в учебнике под редакцией А.М. Панкратовой школьникам рассказывают, как перед штурмом Измаила (1790) Суворов послал коменданту турецкой крепости записку с предложением сдаться: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — воля; первый мой выстрел — неволя; штурм — смерть». Турецкий главнокомандующий отвечал: «Скорее Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил» [10, с. 70]. В учебнике под редакцией Б.А. Рыбакова приводится такое описание крепости: «Мощные, необычайно высокие стены и глубокий ров, заполненный водой, окружали ее. Гарнизон Измаила насчитывал 35 тыс. отборных войск, более 260 орудий защищали ворота, бастионы и все подступы к этой цитадели. Со стороны моря оборону несли суда турецкой речной

флотилии. По общему признанию, крепость была неприступна» [13, с. 247]. В учебнике М.В. Нечкиной подчеркивается, что в сражении «сопротивление турок было отчаянным. В плен они не сдавались» [12, с. 248].

Из учебников исчезает излишняя эмоциональность по отношению к Турции. Рассказ о русско-турецких войнах превращается в простое перечисление сражений и условий мирных договоров. Иногда даже не упоминается, кто объявил ту или иную войну: «В октябре 1853 года между Россией и Турцией началась война» [11, с. 86]. Более подробно анализируются дипломатические аспекты русско-турецких отношений.

В отличие от сугубо классового подхода 1930-х годов в учебниках конца ХХ века в нар-ратив вводится этнический фактор. Например, в учебнике М.В. Нечкиной причины русско-турецких войн XVIII века трактуются следующим образом: «Во времена Древней Руси северное побережье Черного моря населяли восточные славяне. Но потом их оттеснили кочевые племена Азии. В XIII веке здесь утвердились монголо-татарские ханы, а в XV веке побережье Черного моря было захвачено Османской империей; крымский хан стал вассалом турецкого султана. Из Причерноморья на украинские и русские земли почти до конца XVIII века совершали опустошительные набеги многочисленные отряды турецкого султана и крымского хана» [12, с. 243].

Кроме того, стоит учитывать, что это были учебники по истории СССР, включавшие сюжеты, связанные с историей национальных республик Советского Союза (Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии) [13, с. 96].

Новый момент в учебниках второй половины ХХ века - концепция жизненных интересов России. Ими объясняется территориальное расширение России - присоединение Крыма, придунайских земель, Бессарабии и пр. Утверждается, что закрепление России на Черном море было необходимо для ее экономического развития. Жизненными интересами объясняется и стремление России обеспечить себе свободный выход из Черного в Средиземное море и укрепиться на Балканском полуострове. Интересно, что борьба христианских народов на Балканах за свою государственную независимость в этом контексте становилась не целью,

а дополнительным фактором в политике России [10, с. 162].

Новую трактовку, по сравнению с дореволюционной эпохой, получает так называемый «восточный вопрос». Теперь его сущностью считается «борьба народов, угнетенных Турцией, за свое освобождение, соперничество европейских держав за преобладающее влияние на Ближнем Востоке и Балканах» [11, с. 84]. Упоминается и желание западных держав в перспективе осуществить раздел Турции.

Если в учебниках 1910-х и 1930-х годов русское общество и государство не разделяются, то, например, в учебнике И.А. Федосова подчеркивается, что в XIX веке царское правительство не ставило перед собой задачи освобождения славянских народов Османской империи и только использовало их национальное движение в своих интересах, тогда как русское общество искренне испытывало симпатию к этнически и конфессионально близким народам Балканского полуострова и поддерживало их стремление к государственному суверенитету [Там же].

4. В современных учебниках делается попытка объективного анализа русско-турецких отношений. Так, в учебнике О.В. Волобуева говорится, что предпосылкой турецко-российского противостояния в XVIII—XIX веках стала «объединенная военная мощь турецких султанов и крымско-татарских ханов. с которой Россия не могла не считаться» [15, с. 238]. В учебнике Н.И. Павленко столкновение России и Турции рассматривается как противостояние двух великих держав, причем автор признает стремление Российской империи к территориальной экспансии, «желание Петербурга получить выход к Азовскому и Черному морям». В то же время подчеркивается, что Османская империя уже клонилась к закату, хотя и оставалась грозным противником. Именно усиливающаяся слабость империи позволила России, например, нарушить международные договоры, заняв в 1853 году Молдавию и Валахию [16, с. 176, 189, 227].

Столкновение интересов России и Турции в Восточной Европе, в Молдавии, на Северном Кавказе, в Грузии и в других регионах рассматривается как совершенно нормальная реальность своего времени. Как пишет А.Н. Сахаров: «В ту пору на европейском кон-

тиненте иной политики не существовало» [18, т. 1, с. 487]. Такой подход снимает с Турции ореол агрессивности, ставит обе державы на одну доску.

Появляются в современных учебниках и новые сюжеты. Например, болезненная для России тема Северного Кавказа рассматривается в том числе и в контексте турецкой политики [15, с. 342-343; 18, т. 2, с. 78-79]. В учебнике Н.И. Павленко после долгого забвения вновь рассказывается о том, что правительство императора Николая I помогло султану справиться с восстанием египетского паши Мухаммеда Али и заключило с Турцией оборонительный союз (Ункяр-Искелесийский договор, 1833), вызвавший резкое недовольство европейских великих держав [16, с. 226].

В некоторых современных учебниках формируется эмоциональный образ Турции: «Прошло время, когда Россия. терпела постоянные неудачи в борьбе с могучей Османской империей. Турция, вступив в полосу внутренних раздоров и остановившись в своем экономическом развитии, больше не представляла собой грозной военной силы. .Но турецкая армия была сильна своей численностью, фанатичностью мусульманских частей, неистовством янычаров» [18, т. 1, с. 487]. Все учебники содержат очень эмоциональный сюжет о подавлении болгарского восстания в 1875 году. Используются термины «резня», «геноцид», «жестокость», «насилие».

Ключевыми мотивами, формирующими массовые представления о Турции, в современных учебниках являются: до XVII века - страдание от крымской агрессии, в XVIII веке - военные победы и территориальное расширение империи, а в XIX веке - борьба за освобождение славянских и балканских народов и утверждение российского влияния на Балканах.

Таким образом, если в дореволюционных учебниках в трактовке Турции преобладает конфессиональный дискурс (противостояние христианства и ислама), а в советских - классовый (критика царизма), то сегодня авторы учебников рассматривают русско-турецкие отношения в геополитическом контексте. В дореволюционных учебниках речь идет о турках как об этносе, о нации, а в советских и современных учебниках говорится об Османской империи, о государстве.

Исторический опыт военного противостояния России и Турции оказал огромное влияние на формирование определенных этнопсихологических стереотипов нового и новейшего времени, которые нашли свое отражение в школьных учебниках истории и приобрели определенную

устойчивость в массовом историческом сознании. Задача современной исторической науки, избавившись от стереотипов, сформировать в рамках школьного образования объективное представление о месте и роли России в истории цивилизации и в современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная идея: страны, народы, социумы [Текст] / отв. ред. Ю.С. Оганисьян. — М.: Наука, 2007.

2. Савельева, И.М. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю [Текст] / И.М. Савельвева, А.В. Полетаев. — М.: Новое лит. обозр., 2008.

3. Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии масс [Текст]: [пер. с фр.] / С. Московичи; предисл. А.В. Брушлинского. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

4. Отечественная история в связи с всеобщею (средней и новой). Курс средних учебных заведений [Текст]. В 4 ч. Ч. 4 / сост. С. Рождественский. — СПб.: Книгопечатня Шмидта, 1909.

5. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематич. [Текст]. В 2 ч. Ч. 2 / С.Ф. Платонов. — Изд. 5-е, пересмотр. — СПб.: Типогр. М.А. Александрова, 1913.

6. Гартвиг, А.Ф. Учебник русской истории для высших начальных училищ и торговых школ [Текст] / А.Ф. Гартвиг, Н.Т. Крюков. — М.: Книгоизд-во К.И. Тихомирова, 1914.

7. Покровский, М.Н. Русская история в самом сжатом очерке [Текст] / М.Н. Покровский. — Ч. 1, 2. От древнейших времен до конца XIX столетия. — М.: Учпедгиз, 1934.

8. История СССР. Краткий курс [Текст] / под ред. А.В. Шестакова. — М.: Учпедгиз, 1938.

9. Бущик, Л.Н. История СССР [Текст]: учеб. для

8 кл. / Л.Н. Бущик; под ред. А.М. Панкратовой. — Ч. 1. - М.: Просвещение, 1959.

10. История СССР [Текст]: учеб. для 9 кл. ср. шк. / под ред. А.М. Панкратовой. — М.: Просвещение, 1959.

11. Федосов, И.А. История СССР [Текст]: учеб. для 8 кл. / И.А. Федосов. — М.: Просвещение, 1981.

12. Нечкина, М.В. История СССР [Текст]: учеб. для 7 кл. / М.В. Нечкина, Л.С. Лейбенгруб. — М.: Просвещение, 1982.

13. История СССР [Текст]: учеб. для 7 кл. ср. шк. / под ред. Б.А. Рыбакова. — М.: Просвещение, 1987.

14. Федосов, И.А. История СССР [Текст]: учеб. для

9 кл. ср. шк. / И.А. Федосов. — М.: Просвещение, 1990.

15. Волобуев, О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев. — М.: Дрофа, 2007.

16. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко. — М.: Дрофа, 2008.

17. Измозик, В.С. История России. 11 класс [Текст]: учеб. / В.С. Измозик, С.Н. Рудник. — М.: Вентана-Граф, 2009.

18. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учеб. В 2 т. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. — М.: Проспект, 2009.

УДК 947:323

А.Н. Мичурин

государственный совет и кризис власти

накануне февральской революции 1917 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отечественной историографии большое внимание уделяется истории российского парламентаризма накануне Февральской революции 1917 года. Однако исследователей интересует в основном Государственная дума, а Прогрессивный блок рассматривается часто как внутридумское объединение, хотя в него

входили и члены Государственного совета, влияние которых на политику оппозиции было весьма высоко. Выявление деятельности «прогрессивных групп» Государственного совета по всему спектру политических проблем накануне революции 1917 года — приоритетная задача в исследовании российского парламентаризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.