УДК 316.422.4(470+571)
https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.4.2
Проказин Виктор Валентинович
Prokazin Viktor Valentinovich
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и социологии
Амурского государственного университета
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРОГРЕССА КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
PhD, Assistant Professor, Philosophy and Sociology Department, Amur State University
THE HISTORY OF RUSSIAN SOCIOLOGY OF PROGRESS AS AN OBJECT OF THEORETICAL UNDERSTANDING (DEFINING THE PROBLEM)
Аннотация:
Статья посвящена обоснованию необходимости теоретического осмысления исторического опыта обсуждения проблематики прогресса в российской социологии XIX - начала XX в. Обширный историко-социологический фактографический материал нуждается в обобщении и выявлении основных тенденций для углубления представлений о развитии отечественной социологии. Рассматривается возможное содержание теоретической систематизации обсуждения проблематики прогресса в динамике.
Ключевые слова:
история социологии, русская социология XIX -начала XX в., теоретическая социология, проблематика прогресса, теории прогресса, периодизация истории социологии.
Summary:
The article proves the necessity for theoretical understanding of the historical experience in discussing the problems of progress in Russian sociology of XIX -early XX centuries. It is required to generalize the extensive historical and sociological factual material and identify the main trends for deepening the ideas about the development of Russian sociology. The author considers the probable content of the theoretical systema-tization of the discussion about problems of progress in dynamics.
Keywords:
history of sociology, Russian sociology of XIX - early XX centuries, theoretical sociology, problems of progress, theory of progress, periodization of the history of sociology.
Современный интерес к наследию русских социологов XIX - начала XX в. характеризуется не только стремлением к выявлению и описанию того, что еще не стало объектом исследования, введению в оборот новых тем, рассматриваемых ими, но также попытками систематизации накопленного фактического материала и теоретического его осмысления. В настоящее время «очевидна необходимость углубленного историко-теоретического анализа процессов формирования социологического знания» [1, с. 114]. Интерес к построению теории истории социологии является, возможно, проявлением смены в истории любой науки двух фаз - аналитической, связанной с накоплением и описанием фактов, и синтетической, характеризующейся стремлением выявить тенденции, сформулировать закономерности и построить генерализирующие теории [2, с. 115].
Как известно, идея прогресса и связанная с ней проблематика имели ключевое значение для оформления и утверждения социологии в качестве особой научной дисциплины: идея поступательного общественного развития выполнила роль одного из главных оснований новой дисциплины, целью которой было объяснение процессов модернизации западного общества. Развитие взглядов социологов на социальный прогресс воздействовало на их представления об эволюции общества и, как следствие, на развитие самой науки.
Теоретический подход к анализу истории социологии прогресса предполагает, на наш взгляд, выявление тенденций и этапов в постановке основных вопросов и обсуждении основных содержательных аспектов общей проблематики прогресса. В самом общем виде эта проблематика включает следующие основные компоненты: идеал и критерии прогресса; механизм прогресса (движущие силы, условия, субъекты, форму и характер развития, основные стадии, границы, разновидности); вопрос о возможности и реальности прогрессивной эволюции; статус теорий прогрессивного поступательного развития в общей системе социологических взглядов того или иного автора; методологию исследования проблематики прогресса; критику прогрессистских концепций. Подобные вопросы для обсуждения были вынесены, например, на повестку 8-го Конгресса Международного института социологии [3]. Задача состоит в том, чтобы выяснить основные тенденции в обсуждении этих вопросов русскими социологами на протяжении примерно 50 лет с момента возникновения социологии в России и до начала 20-х гг. ХХ в.
В историографии русской социологии XIX - начала XX в. существует немало работ, в которых реализуется теоретический взгляд на исторический процесс обсуждения социологами проблем своей науки, в том числе проблемы прогресса [4]. Авторы рассматривают основные этапы
развития социологии, характерные особенности каждого из этапов, выделяют общие тенденции, вычленяют основную тематику исследований, их методологию и теоретические подходы и т. п. В частности, одним из воплощений теоретического подхода стали попытки создания российскими социологами разнообразных типологий теорий прогресса на основе различных критериев.
Так, П.Л. Лавров разделяет все концепции на две группы - «метафизические» и «реалистические». В основе данной типологии - представления авторов этих теорий о движущих силах прогресса: в одном случае речь идет о «сверхнатуральных» силах, во втором - идеалы и цели деятельности людей. Н.Я. Грот исходил в своей типологии теорий прогресса из отождествления или различения авторами понятий «эволюция» и «прогресс». Он выделил «объективистические» («не примешивают» к понятию прогресса «никаких элементов, взятых из субъективного мира человека»; теории Де Ро-берти, Оболенского), «субъективистические» (искали основные признаки прогресса «в идеалах и целях человеческого духа»; теории Миртова, Лесевича, Кареева) и «синтетические» (стремятся создать «синтез обеих точек зрения»; теории Виноградова, Грота и др.) теории прогресса.
В отечественной историко-социологической литературе существуют различные примеры общей периодизации развития русской социологии указанного периода, отражающие различные аспекты эволюции социологической науки. Динамика проблематики прогресса, на наш взгляд, с одной стороны, есть проявление этой общей линии движения русской социологии, а с другой, имеет самостоятельную логику.
Как отмечалось выше, проблематика прогресса в русской социологии (и не только русской, но и в целом мировой социологии того времени) играла ключевую роль. Историки социологической науки отмечают, что исследования в области социальной динамики и прогресса были приоритетными по сравнению с исследованиями в сфере социальной статики (структуры). Учеными отмечена относительная приоритетность проблем «изменения» и «структуры» в разные периоды развития социологии. Выше было отмечено, что на начальной ее фазе «структура в известном смысле подчинялась изменению», а позже интерес исследователей сместился к анализу строения социального целого и появилась гипотеза, согласно которой «анализ структуры должен предшествовать правильному пониманию изменений». Наконец, к середине XX в. признается «дополнительная роль анализа социальных изменений в изучении социальной структуры» [5, с. 301, 307]. Представляется, что подобная динамика во взаимодействии социальной статики и социальной динамики могла бы стать одним из оснований периодизации истории социологии в целом, «национальных социологий», а также при изучении обсуждения отдельных социологических проблем.
На наш взгляд, самый обстоятельный и содержательный поход к периодизации развития отечественной социологии указанного периода представлен в книге «Социологическая мысль в России: очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века» [6]. Авторы выделяют три главных этапа, каждый из которых характеризуется определенной целостностью, включает разные сосуществующие подходы. На начальном этапе (1860-1890-е гг.) господствует позитивизм и проблематика прогресса обсуждается исходя из принципов эволюционизма, социологического реализма, детерминизма и редукционизма. Теории прогресса разрабатываются представителями «субъективной школы», натуралистической и психологической социологии. Для следующего этапа (последнее десятилетие XIX в. и начало XX в.) характерно появление антипозитивистской социологии, в основе которой лежат номинализм, интроспекция и нормативизм. Проблематика прогресса начинает разрабатываться в рамках неокантианской социологии. Наконец, в третьей фазе (1900-е гг.) возникает неопозитивизм, который понимает социологию как науку о социальном поведении. Прогрессистские идеи и теории обосновываются с опорой на статистические данные (П.А. Сорокин, Е.В. Де Роберти и др.).
На каждом из этапов продолжают воспроизводиться подходы, возникшие ранее. Продолжают конструироваться новые теории прогресса, обсуждаться отдельные аспекты его проблематики. Однако постепенно происходит усиление критического отношения не только к отдельным теориям, но и к идее прогресса как таковой. Приятие идеи прогресса никогда не было всеобщим. Скепсис в отношении научного статуса идеи прогресса и реальности поступательного общественного развития возник фактически одновременно с первыми апологетическими прогрессист-скими конструкциями еще в XVIII столетии.
В конце XIX и начале XX в. разворачивается широкая критика прогрессистской социологии с разных сторон - как позитивистов, так и анти- и неопозитивистов. Арсенал такой критики был богатым: научно-эвристическая несостоятельность идеи прогресса доказывалась гносеологически, фактологически, логически. Последняя состояла в обнаружении логических противоречий в теоретических построениях и доказательстве несоответствия выводов реальности. В основе фактологической критики лежало стремление опровергнуть идею прогресса фактами истории и сегодняшнего дня. Гносеологический аспект критики предполагал анализ основных понятий тео-
рии прогресса. Наконец, существовала и этическая критика, суть которой состояла в доказательстве аморальности идеи прогресса вообще и отдельных ее положений в частности. Критике были подвергнуты все составляющие его проблематики: идеалы (критерии) прогресса, представления о его движущих силах, факторах, субъектах, формах, характере, фазах и др.
Наполнение конкретным содержанием предложенной выше общей схемы теоретического анализа развития проблематики прогресса в русской социологии второй половины XIX - начала XX в. позволит, на наш взгляд, глубже понять основные тенденции истории социологической науки.
Ссылки:
1. Данилов А.Н., Елсуков А.Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 114-121.
2. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // Там же. 1999. № 7. С. 115-124.
3. Annales de l'Institut international de sociologie. Vol. XIV. P., 1913.
4. Иванов Д.В. Этапы эволюции социологии и доминантные типы теоретизирования // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 3-13 ; Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. М., 1883.
5. Социологическая мысль в России: очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века / ред. Б.А. Чагин. СПб., 2003.
6. Босков А. Социальные изменения: основные проблемы возникновения теоретических и исследовательских центров // Босков А., Беккер Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.