Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
права / авторское право / нормы / закон / law / copyright / norms / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карук О.В.

Творческой деятельностью человечество занималось всё время своего существования. Однако, речи о праве тогда не было. Существуют несколько точек зрения на тему того, когда появилось авторское право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF COPYRIGHT LEGISLATION

Mankind has been engaged in creative activity all the time of its existence. However, there was no talk of law then. There are several points of view on the topic of when copyright appeared.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ»

УДК 34

Карук О.В.

студент кафедры гражданского права и процесса Таганрогский институт управления и экономики (Таганрог, Россия)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

Аннотация: творческой деятельностью человечество занималось всё время своего существования. Однако, речи о праве тогда не было. Существуют несколько точек зрения на тему того, когда появилось авторское право.

Ключевые слова: права, авторское право, нормы, закон.

В Древнем Египте до конца III тыс. до н.э. авторы стремились не связывать произведения с их личностью. В эпоху Среднего царства они стали указывать себя. В Древней Греции существовало понятие литературной собственности - авторы отстаивали право на свои тексты и пытались бороться с плагиатом. Оригиналы очень ценились. Однако авторы многих произведений не были известны. Часто имена были одинаковы и их сложно было различить. Профессиональных переписчиков было мало, копии делались с большими искажениями. Многие книги переписывались без разрешения автора, а в тексты вносились изменения. [6]

В Древнем Риме издательский бизнес был весьма доходен. Издатели получали процент от продажи. Малоизвестных авторов «публиковали» неохотно - издатели желали иметь дело только с теми, чьи книги точно продадутся. Тиражи наиболее спрашиваемых произведений могли доходить до 1000 экземпляров. Для издания книги нужно было согласие автора. [4]

Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений, что ранее было трудоёмким процессом. Издатели и

авторы страдали от того, что книги перепечатывались и распространялись за бесценок без их согласия. Защитить свои интересы в суде было невозможно, т.к. контрафакция не подпадала ни под одну законодательную норму права.

Первые специальные нормы появились в Венеции, в 1474 году. Они защищали изобретателя полезного промышленного механизма от его бесконтрольного копирования на 10 лет.

Первым актом о защите прав издателей стал «Указ о патентах или привилегиях» принятый в 1476 г. Венецианской республикой, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в том числе и на изобретения и книги. [5]

В 1491 г. венецианские издатели получили привилегии, защищавшие их от пиратства. В Англии в ХУ-ХУ1 веках издателям стали выдавать привилегии и патенты на монопольное издание книг определенной тематики.

В 1491 г. в Венеции была выдана первая из известных привилегий. В Германии правом давать привилегии обладал император и местные земские власти. В привилегиях обозначалась величина пени, которым облагались копии. Сама привилегия помещалась в начале или в конце произведения. Во Франции привилегии имели вид королевского послания всем судам. Привилегии имели как срочный, так и бессрочный характер. Однако зачастую привилегии получали только издатели.

Во второй половине XVI века английское ввело монополию на издание книг. В 1566 году была создана Гильдия книгоиздателей, которая получила исключительное право издания. Желающий издать книгу должен был внести ее в особый реестр и, уплатив пошлину, получить разрешение на печать книги. Эти изменения предоставили возможность ввести предварительную цензуру.

С XVII века появляются привилегии более широкого круга действия, в соответствии с ними, запрещается не только перепечатывать чужие произведения, но и ввозить из-за границы контрафактные издания, предоставлялось право конфисковать произведения, изданные в нарушение. [4]

Вся выгода от выпуска книг шла издателям. В 1694 г. цензура была отменена. Возникла свобода печати, а вместе с ней и опасность появления контрафактных изданий. Издатели снова начали подавать прошения о защите их изданий от незаконного перепечатывания.

Наиболее ярко авторское право отражено в статуте королевы Анны в 1710 г. Статут указывал на причины его введения и цели, которые документ преследует. Этот этап ознаменовал переход от системы привилегий к авторскому праву. Закон закрепил один из важнейших принципов авторского права -«копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия.

Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования и регистрации. Данный срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора. Когда сроки истекали, произведение становилось общественным достоянием. Охрана от перепечатки книг гарантировалась только при условии внесения произведения в реестр Гильдии. Личные неимущественные права, англо-саксонская правовая система не признавала.

Во Франции модель авторского права сложилась во времена Великой Французской Революции: в 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. - Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. Запрещалось любое воспроизведение объектов авторского права в течение жизни автора, а правопреемники могли пользоваться правом в течение 10 лет со дня смерти. В область авторского права были введены принципы: автоматической охраны и национального режима. Они гарантировали защиту всех форм творчества при воспроизведении всеми известными методами. Позже положения были восприняты и другими европейскими странами.

В 1814 г. за автором было признано пожизненное право на его произведение. 1 июня 1842 года был издан закон, по которому, срок для авторских прав увеличен и расширен на весь период жизни автора и продлен на

семь лет после его смерти, когда правами на произведение могут пользоваться наследники автора. Затем этот срок был увеличен с семи до тридцати лет.

Вслед за Англией патенты и авторские законы приняли в США, Франции, Германии и Австрии. Стала распространяться продажа и покупка произведений и прав на их издание. Законодательные акты об авторском праве вводили в Италии, Испании, Португалии, Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии и Голландии.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

В 1941 г. Италия и в 1936 г. Австрия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Была высказана идея об объединении исполнителей, производителей фонограмм и вещателей в одном институте, которая нашла отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г.

На сегодняшний момент в большинстве западных стран действуют специальные законы (табл. 1).

Таблица 1. Специальные законы авторских прав в западных странах.

Страна Законы

Франция Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г., объединивший Закон об охране литературной и художественной собственности (1957 г.), Закон об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания (1985 г.). Патентный закон, закон о товарных знаках (1991 г.) и некоторые другие правовые акты

ФРГ Закон об авторском праве и смежных правах (1965 г.); Закон об управлении авторскими правами от 9 сентября 1965 г., Закон об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г., Закон о праве на издание 1901 г.

Англия Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1988 г.)

США Закон об общем пересмотре авторского права (1976 г.), Закон об авторском праве цифрового тысячелетия

Япония Закон об авторском праве (1970 г.)

Основу международной системы охраны авторских прав составляют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.).

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.) ввела проставление знака охраны авторских прав в виде латинской литеры «С», помещенной в окружность, и сопровождается наименованием владельца авторских прав и года выпуска данного произведения в свет.

Бернская конвенция включает значительно больше норм материального авторского права. В соответствии с ней авторские права охраняются 50 лет после смерти автора. Кроме этого, конвенция характеризует основные авторские права (на перевод, воспроизведение, передачу в эфир, публичное исполнение) и варианты использования произведений [1]. Участниками Конвенции являются более 150 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций (принятая в 1961 г. и вступившая в силу 18 мая 1964 г.), и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.).

В 1994 - 1995 гг. Россия присоединилась к ряду международных договоров. С 1 января 1995 г. вступила в силу первая часть ГК РФ, а еще раньше - с 1994 г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности, а в профессиональной среде все чаще стали высказываться мнения о включении норм об авторском праве в структуру ГК РФ [2]. В июне 2005 г. формально была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории Российской Федерации по сей день [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СПС Кодекс. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900493

2. Невская М. А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ / М. А. Невская, Е. Е. Сухарев. - 2009. - 320 с. - ISBN 978-5-394-00131-4. - Текст : электронный //BookShake.net. - URL: https://bookshake.net/b/avtorskoe-pravo-v-izdatelskom-biznese-i-smi-marina-aleksandrovna-nevskaya

3. Свечникова И. В. Авторское право / И. В. Свечникова. - Москва: Дашков и Ко, 2009. - 208 с. - Текст : электронный // Юридический портал. - URL: http://oprave.ru/?p=33992

4. Братусь Д. А. Авторское право и Древний Рим: Исторический фундамент этической концепции. - Москва: Статут, 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-8354-14222- Текст : электронный // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/avtorskoe_pravo_i_drev nij_rim_istoricheskij_fundament_eticheskoj_koncepcii/.

5. Макаренко А. И. Проблемы определения объекта авторского права на этапе его становления в зарубежных странах // Общество и право. - 2011. - № 2

(34). - Электронная версия печатной публикации. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredeleniya-obekta-avtorskogo-prava-na-

etape-ego-stanovleniya-v-zarabezhnyh-stranah/viewer

6. Древний мир и права авторов. - Текст : электронный // Владимирская областная научная библиотека. - 2021. - URL: https://library.vladimir.ru/prazdniki/dlya-pooshhreniya-uchenyx-muzhej-sochinyat-i-pisat-poleznye-knigi.html

Karuk O.V.

Taganrog Institute of Management and Economics (Taganrog, Russia)

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF COPYRIGHT LEGISLATION

Abstract: mankind has been engaged in creative activity all the time of its existence. However, there was no talk of law then. There are several points of view on the topic of when copyright appeared.

Keywords: law, copyright, norms, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.