DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.085
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Научная статья
Черкашина Н.В.1' *, Огнев А.В.2
1 ORCID: 0000-0002-3027-9677;
1 2 Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (natasha8181[at]mail.ru)
Аннотация
Статья посвящена законодательному регулированию интеграции инвалидов в России на примере трудовых отношений. Право людей, обладающих инвалидностью на труд, и реализация данного права представляют собой значимый аспект политики любого государства. Как и любая другая политическая деятельность, он обладает собственной историей, неразрывно связанной с определенными этапами развития общества с точки зрения его не только политического и социального, но также и экономического устройства. Основными источниками средств существования в обществе являются труд и социальное обеспечение. Наступление инвалидности далеко не всегда влечет за собой полную потерю трудоспособности. Однако как следствие она практически всегда снижается, понижая и конкурентоспособность человека на рынке труда, при этом у него возникают дополнительные потребности, связанные с инвалидностью. Следует отметить, что одной из специфических характеристик социальной защиты инвалидов является взаимовлияние мер социального обеспечения и обеспечения их занятости, и данный факт прослеживается на протяжении нескольких веков истории, начиная с общинного периода и заканчивая современностью. Сам же процесс законодательного регулирования трудоспособной интеграции инвалидов берет свое начало с 966 года при правлении Владимира I.
Ключевые слова: инвалид, право на труд, законодательное регулирование, люди с ограниченными возможностями здоровья.
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATIVE REGULATION ON THE INTEGRATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN LABOR RELATIONS
Research article
Cherkashina N.V.1' *, Ognev A.V.2
1 ORCID: 0000-0002-3027-9677;
Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia
* Corresponding author (natasha8181[at]mail.ru)
Abstract
The article discusses the legislative regulation of the integration of disabled people based on the labor relations in Russia. The right of persons with disabilities to work, as well as the implementation of this right, is a significant aspect of the policy of any State. Like any other political activity, it has its own history, which is inextricably linked with certain stages of the development of society in terms of not only political and social but also economic structure. The main sources of livelihood in society are labor and social security. Despite the fact that the onset of disability does not always entail a complete loss of ability to work, it almost always decreases, reducing the competitiveness of a person in the labor market, while they might have additional needs associated with disability. It should be noted that one of the specific characteristics of the social protection of persons with disabilities is the mutual influence of measures of their employment and social security, and this fact can be traced throughout several centuries, from the communal period to the present. The process of legislative regulation of the integration of disabled people dates back to the rule of Vladimir I in 966.
Keywords: disabled person, right to work, legislative regulation, people with disabilities.
Бесспорно то, что в человеческом обществе всегда присутствовали индивиды, психическое, психологическое и/или физическое состояние которых отличалось от нормы, заданной возможностями и характеристиками данных состояний большинства членов общества. Данные особенности всегда требовали особенных условий жизни для их обладателей, основным из данных условий на всех этапах истории человечества становилась помощь и забота со стороны других индивидов. Если на ранних этапах человеческой истории такая помощь оказывалась преимущественно семьей или общиной, то на более поздних этапах - вследствие урбанизации, промышленного развития и централизации власти - поддержка тех, кто позже получил статус «инвалида», легла на плечи властей тех или иных регионов или государств. Именно в этот период появилось понимание инвалидности как неспособности к полноценному участию в производственных процессах и трудовой деятельности в целом.
Итак, первым в отечественной истории видом государственной поддержки людей с ограниченными возможностями стало обеспечение им необходимых вещей: питания, одежды и места жительства по инициативе князя Владимира I в X веке. Так, в 966 году Владимиром был издан Устав, положивший начало мерам социальной поддержки нетрудоспособных (в то время эта категория людей носила название «убогих»). Согласно данному Уставу, данная задача оказалась в ведении монастырей и церковных приходов [1]. При них были открыты «богадельни» -места, где могли проживать и получать необходимую помощь люди, которые не были способны самостоятельно трудиться и обеспечивать себя.
Значительно позже, уже в конце XV века, царем Федором Алексеевичем были открыты московские приюты для людей «из числа убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на
общественную пользу». Именно в связи с таким распоряжением начали создаваться специальные мастерские, в которых «убогие» занимались посильной для них работой и, тем самым, в той или иной мере «отрабатывали» свое содержание.
Спустя столетие, по Указу императрицы Екатерины II «О создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения» в каждой губернии Российской империи были организованы специальные органы -приказы общественного призрения - ответственные за организацию и деятельность «работных домов» на местах. Работные дома представляли собой места, где люди с ограниченными возможностями и проживали, и трудились.
Позднее, во второй половине XIX в., были организованы так называемые «дома трудолюбия». Они специализировались на поддержке самым разным категориям граждан, оказавшимся в нужде - среди них были не только лица с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, но и сироты, вдовы и безработные. В «домах трудолюбия» данным социальным группам предоставлялось необходимое обучение, а вслед за ним -оплачиваемая работа.
Таким образом, в Российской империи на государственном уровне функционировала система трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Она позволяла им, с одной стороны, хотя бы частично самостоятельно себя обеспечивать, а с другой - давала им возможность социализации и реализации собственных возможностей.
Безусловно, на политику в сфере прав людей с ограниченными возможностями оказало влияние также такое масштабное событие как Революция 1917 года. Образование Советского государства значительно изменило политический курс страны. Так, ст. 9 Конституции РСФСР 1918 года установила в России новую систему власти, во главе которой стояли советы пролетариев и бедных крестьян. В данной парадигме обязательным условием жизни в новом государстве стала повсеместная трудовая деятельность, наиболее ярко этот принцип описывает знаменитая фраза «Кто не работает, тот не ест». Данный тезис был закреплен в ст. 3 указанной выше Конституции - была введена всеобщая трудовая повинность, по сути, разделившая все население страны на трудоспособное и нетрудоспособное. Позднее, В Кодексе законов о труде 1918 года трудовая повинность была окончательно подтверждена [2].
Трудоспособные граждане обоих полов (от 16 и до 55 лет) были обязаны получить работу и трудиться. Здоровье всех граждан, которые работали по найму, было застраховано государством - с 1917 года вступил в силу Декрет «О страховании на случай болезни» [3]. В 1918 году, увидело свет «Положение о социальном обеспечении трудящихся» [4]. Данный документ гарантировал нетрудоспособным гражданам пенсию, обеспечивавшую их существование, в размере, напрямую завесившем от степени утраты трудоспособности. Здесь интересно заметить, насколько точно раннесоветское государство определяло нетрудоспособность - она измерялась буквально в процентах. За данное измерение отвечала государственная врачебная экспертиза. На полное освобождение от трудовой повинности имели право только те лица, которые не являлись трудоспособными вследствие болезни (врожденной или приобретенной) или получения увечья (ст. 2; КЗоТ).
В такой биполярной системе оставалось значительное число граждан с ограниченными возможностями - тех, кто не получал обеспечения по полной нетрудоспособности, но притом не мог и работать в универсальных условиях, наравне с большинством. Безусловно, данная социальная группа нуждалась в трудоустройстве. Данная потребность в 20-е гг. XX века привела к созданию в ряде регионов местных организаций слепых. Вследствие чего чуть позднее была создана Всероссийская общественная организация слепых - в 1925 году получило утверждение Положение «О Всероссийском обществе слепых» (ВОС).
Так, цель деятельности ВОС сводилась к тому, чтобы поспособствовать «приспособлению слепецких масс к доступному для них труду и вовлечению их в трудовые процессы, развитию среди них профессионального и общего образования, открытию мастерских, учебных заведений и курсов, проведению в жизнь всех мероприятий по лечению и предупреждению слепоты» [5]. Оказалось, что положение слепых удалось улучшить с помощью вовлечения их в трудовую деятельность в виде организации их в специальные товарищества и артели.
Спустя год было опубликовано Постановление СНК РСФСР (от 26.09.1926) о вступлении в силу Декрета «Об утверждении Положения о Всероссийском объединении глухонемых» [6]. Задачи данного объединения были сформулированы следующим образом: оно было нацелено на учет и объединение глухонемых не только в городах, но и в сельских населенных пунктах; оно занималось обучением в специальных учебных заведениях и учебных мастерских, а также трудоустройством глухонемых [7].
Позднее, в 1930 году, было опубликовано Постановление СНК РСФСР «О создании условий действительной доступности школ I и II ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приеме детей нетрудового населения» созданы врачебно-экспертные комиссии [8]. Далее было выпущено Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденное СНК РСФСР 25 августа 1931г. [9]. Интересно то, что данные комиссии были сосредоточены не только на установлении и официальной фиксации утраты трудоспособности. В ее сферу ответственности входило также определение того, насколько индивид способен к выполнению того или иного вида работы. Если его бывшая работа больше не являлось для него подходящей, он получал направление к другому, доступному для него виду деятельности. Основными ограничениями являлись: освобождение от работы в ночное время, сокращение рабочего дня в целом, предоставление увеличенных перерывов в процессе рабочего дня и между рабочими днями, увеличение отпускного периода.
Заключения комиссий о пригодности к определенному виду труда и необходимости предоставления тех или иных условий труда было обязательным для легального функционирования всех организаций и предприятий. Заключения, выносимые комиссиями, обладали важным значением в контексте обеспечения трудящимся надлежащей охраны здоровья со стороны государства.
В 1932 г. была создана система научно-исследовательских институтов, которые фокусировались на вопросах вовлечения людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность. Данные организации функционировали в тесной коммуникации с упомянутыми выше общественными объединениями ВОС и ВОГ.
Союзный Совет Социального Страхования принял Распоряжение № 47 (от 29 февраля 1932 года) «Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца и старости» [10]. С этого момента введенное ранее деление на 6 групп инвалидности отменялось [11]; вместо него было создано деление граждан с ограниченными возможностями всего на три группы. Получившие инвалидность, могли получать и пенсию, и заработную плату только в том случае, если суммарный доход не превышал их дохода до получения инвалидности. Кроме того, теперь люди, получившие статус инвалидов, обладали мотивацией продолжения трудовой деятельности: им предлагался перерасчет размера пенсии в ходе роста их стажа.
Рекомендации, связанные с трудоустройством, получали граждане с инвалидностью первой и второй групп (из трёх) - они могли получить работу на государственных предприятиях, а также в спеццехах ВОС и ВОГ. Помимо этого, именно в 30-е гг. появляются специальные цеха для инвалидов вследствие туберкулеза легких, а также заболеваний нервной системы.
Следующим важным этапом развития реализации прав инвалидов на труд стало введение Конституции СССР 1936 года. Во-первых, в ней в целом провозглашалось общее право на труд (иными словами - на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством) (ст. 118). Во-вторых, эта Конституция закрепляла всеобщее право на материальное обеспечение в случае болезни и потери нетрудоспособности, а также в старости (ст. 120). Притом в Конституции по-прежнему (но уже с некоторыми дополнениями) ведущим был тезис о том, что труд - обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест» (ст.12). Таким образом, Конституция 1936 года признавала право на труд и пенсию всех граждан с инвалидностью независимо от группы инвалидности и ее причины [12]. Именно в том, что теперь инвалидам предоставлялись гарантии права на труд и была новизна положений данной Конституции.
Особенно острым стал вопрос трудоустройства людей с инвалидностью вследствие Великой отечественной войны: именно после войны закономерно и весьма кардинально увеличилось число инвалидов в стране, при этом сократились трудовые ресурсы, а задача материального обеспечения людей, получивших статус инвалидов, была весьма актуальной.
Так, трудоустройство инвалидов в послевоенное время включало, в первую очередь, их предварительную подготовку к трудовой деятельности -от снабжения необходимыми протезами до краткосрочного обучения. Такая подготовка проводилась часто непосредственно в лечебных учреждениях [13]. Инвалидам войны, имеющим разрешение на трудовую деятельность (в частности - и после переквалификации), было необходимо явиться в отдел социального обеспечения по месту жительства, где они могли претендовать на трудоустройство в первоочередном порядке на предприятиях, где они работали раньше, а во вторую очередь - на других предприятиях, куда подходили по своим профессиональным навыкам. Иногда практиковалась и надомная работа - при соответствующем решении Комиссии, она предоставлялась инвалидам I и II групп.
Ответственность за процесс реализации права на труд лиц, получивших статус инвалидов, была возложена на народных комиссаров Постановлением Совета Народных комиссаров № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» (от 06 мая 1942 года) [14]. Согласно данному документу, теперь трудящиеся инвалиды получали и заработную плату, и пенсию - вне зависимости от размера их прежнего дохода. Работодатель (в лице администрации предприятий) был обязан воздержаться от привлечения лиц с инвалидностью к сверхурочным работам, но своевременно выдавать им очередные отпуска. Пособия и пенсии выплачивались вне зависимости от стажа и характера работы инвалидов.
При этом в период Войны лица, имевшие инвалидность III группы, в обязательном порядке привлекались к трудовой деятельности. Уклонение от данной обязанности влекло за собой штрафы - вплоть до лишения пенсии и урезания продуктового обеспечения. Инвалиды I и II группы в военное и послевоенное время по умолчанию подлежали обучению и переобучению. Лица с инвалидностью III группы направлялись на обучение только в случае специальных рекомендаций от экспертной медицинской комиссии. Постановление Совета Народных Комиссаров № 306 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» (от 22 мая 1942 года) диктовало весьма жесткие меры в отношении должностных лиц, необоснованно отказывающих в приеме на работу инвалидам войны, направленным на трудоустройство органами социального обеспечения.
Так, в советском законодательстве первой половины XX века прослеживалась четкая дифференциация в отношении трудоустройства лиц, получивших статус инвалидов, основанная на тяжести их функциональных нарушений. Инвалиды III группы были обязаны работать, представителей двух других групп инвалидности государство мотивировало получать рабочие места.
Инвалиды III группы в основном трудоустраивались в общих производственных условиях и трудовые отношения регламентировались общим законодательством (Кодексом законов о труде). Инвалиды I и II группы трудоустраивались в специально созданных для них условиях - для них были предусмотрены особые режимы труда и отдыха. Позднее значение термина «специальные условия труда» заметно расширилось: он включал как особые условий труда, так и предоставление особых медицинских и технических требований к условиям труда инвалидов (например, специальное оснащение рабочего места, особые условия освещения и др.).
Данное разделение условий, в которых велась трудовая деятельность, без сомнений, оказало значительное содействие становлению многообразия и гибкости форм организации труда для лиц с ограниченными возможностями. Важно то, что создание таких особых условий труда для инвалидов влекла за собой необходимость организации совместной работы лиц, обладающих статусом инвалидов, и лиц, не обладающих ограничениями в возможностях трудовой деятельности. Последние нередко оказывали помощь в организации производственных процессов, исполняя роль инструкторов, медицинских сотрудников и др.; однако их численность законодательно ограничивалась.
Инструкция по определению группы инвалидности, изданная в 1956 г., предоставила право экспертным комиссиям выпускать рекомендации в сфере трудоустройства инвалидам всех групп.
Так, процессу организованного трудоустройства инвалидов предшествует процесс профориентации лиц с ограниченными возможностями, а также предоставление им рекомендаций по обучению, переобучению и подходящим для них условиям труда. Новой функцией экспертных комиссий стала оценка соответствия работы инвалида трудовой рекомендации.
В Постановлении Совета Министров СССР № 1070 (от 22 августа 1961 года) «О мерах по улучшению трудового устройства инвалидов в РСФСР» [15] было зафиксировано уменьшение числа работающих инвалидов; поэтому именно там был намечен ряд мероприятий для повышения качества экспертизы и эффективности трудоустройства инвалидов. Среди данных мероприятий были представлены: массовая организация спецпредприятий для трудоустройства инвалидов, расширение возможностей надомного труда, унификация списка должностей, подлежащих приоритетному замещению инвалидами, введение обязательного для руководителей предприятий приоритетного найма на вакантные должности лиц с инвалидностью (если позволяла непосредственная должность).
Кодекс законов о труде 1971 года [16] повысил трудовые гарантии инвалидов. Данный документ вывел на законодательный уровень обязанность работодателя принимать на работу инвалидов и устанавливать специально для них ряд особых условий, например, неполное рабочее время и другие льготные условия труда в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 157 КЗоТ). В данном кодексе законов впервые были прописаны правовые нормы, предусматривающие единые льготы при приеме и в процессе труда для всех инвалидов, работающих в общих условиях: запрет на установление испытания при приеме на работу инвалидов Отечественной войны, направленных в счет брони (ст.21 КЗоТ); преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата (ст. 34 КЗоТ); ограничение на привлечение к работе в ночное время (ст. 48 КЗоТ); ограничение на привлечение к сверхурочной работе (ст.54 КЗоТ). Эти положение не только содействовали трудоустройству инвалидов, но и способствовали закреплению их на рабочих местах.
Безусловно, политические, экономические и социальные изменения 1990-х гг. значительно повлияли на общероссийскую политику в области занятости лиц с инвалидностью. Как известно, приватизация государственных предприятий и потеря предприятий государством повлекли за собой и закрытие многих производств, а в след за ним -значительный рост безработных. Необходимо отметить, что несмотря на все это, за инвалидами сохранилось право на пенсионное обеспечение и получение государственных пособий. В это время была заметно расширена и упорядочена система государственных социальных гарантий занятости инвалидов. Кроме того, в соответствии с международными стандартами также была значительно усилена реабилитационная направленность процесса трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. В данном контексте необходимо упомянуть о принятом в 1995 году Федеральном законе №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Именно в его тексте наилучшим образом отображена государственная политика 90-х гг. в отношении прав лиц с инвалидностью. Так, ее целью стало создание для лиц с ограниченными возможностями равных с остальными гражданами возможностей для реализации прав граждан РФ, установленных Конституцией, в частности - и права на труд.
Все рассмотренные этапы становления системы реализации прав лиц с инвалидностью на трудоустройство позволяют сделать следующие выводы.
1. Изначально трудоустройство инвалидов возникло в ходе помощи им материальном обеспечении себя. Впоследствии оно стало полноценным направлением государственной политики и подразумевало комплекс медицинских, экономических и организационных механизмов для реализации инвалидами права на труд и охрану их здоровья.
2. Важно то, что политика в сфере социальной поддержки инвалидов продолжительный период времени обладала однозначно классовым характером. Об этом свидетельствуют документы, связанные с официальным установлением статуса инвалидности и определением прав, определяемых этим статусом (например, прав на страхование и пенсионное обеспечение).
3. Трудоустройство лиц, обладающих инвалидностью, реализовывалось в весьма гибких условиях (от специально созданных условий до полного перехода на надомный труд). Благодаря этому интересы производства оказались в значительной мере согласованными возможностями и навыками инвалидов.
4. Среди основных факторов, повлиявших на процесс развития многообразия форм трудоустройства людей с инвалидностью, следует перечислить: суммарное количество инвалидов в стране (в частности, как следствие ВОВ), уровень развития и организации производственных процессов; территориальная распределенность мест проживания лиц с инвалидностью (и нередкая их удаленность от мест производства).
5. На всех этапах развития системы трудоустройства инвалидов в России основную роль в их развитии играло государство. Именно оно оказывало поддержку научно-исследовательской деятельности, необходимой для разработки систем профессиональной (пере)подготовки инвалидов. Именно государство сыграло ключевую роль в процессе создания политики организации, реализации, стимулирования, а также контроля за осуществлением трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Буянова М.О. Право социального обеспечения: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2016. - С. 130.
2. Кодекс законов о труде // СУ РСФСР. - 1918. - № 87-88. - ст. 905.
3. Декрет ВЦИК от 22.12.1917 «О страховании на случай болезни» // СУ РСФСР. - 1918. - № 13. - ст. 188.
4. Положение о социальном обеспечении трудящихся // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1918. - № 89. - ст. 906.
5. Декрет СНК РСФСР от 08.07.1925 «Положение о Всероссийском обществе слепых» // СУ РСФСР. - 1925. -№74. - ст. 580.
6. Декрет «Об утверждении Положения о Всероссийском объединении глухонемых» // СУ РСФСР. - 1926. - № 37. - ст. 296.
7. Положение «О Всероссийском обществе глухонемых» // СУ РСФСР. - 1932. - № 81. - ст. 353.
8. Постановление СНК РСФСР от 31 января 1930 года «О создании условий действительной доступности школ I и II ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приеме детей нетрудового населения» // СУ РСФСР. - 1930. - № 5. - ст. 64.
9. Постановление СНК РСФСР от 25.08.1931 «Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях» // СУ РСФСР. - 1931. - № 50. - ст. 371.
10. Постановлении Союзного Совета Социального Страхования при НКТ СССР от 29.02.1932 года № 47 «Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца и старости» // Известия НКТ СССР. - 1932. - № 11.
11. Постановление СССС при ТНК СССР 04.07.1928 г. № 397 «Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца» // Известия НКТ СССР. - 1928. - № 28-29.
12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936. - № 283.
13. Инструкция о «Порядке трудоустройства и направлении на обучении инвалидов войны» принята НК СО 16.07.1941 г. // Социальное обеспечение. - 1941. - № 9.
14. Постановление СНК СССР от 06.05.1942 г. № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» // СП СССР. - 1942. - № 5. - ст. 76.
15. Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1961 г.№ 1070 «О мерах по улучшению трудового устройства инвалидов в РСФСР» // Свод законов РСФСР. - 1988. - № 2.
16. Кодекс законов о труде // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971. - № 50. - Ст. 1007.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Buyanova M. O. Pravo social'nogo obespechenija: Uchebnik [Social Security Law: A Textbook] / M. O. Buyanova, K. N. Gusov. - M.: TK "Velbi"; "Prospekt", 2016, p. 130 [in Russian]
2. Kodeks zakonov o trude [The Code of Laws on Labor] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR] -1918. - No. 87-88. - article 905 [in Russian]
3. Dekret VCIK ot 22.12.1917 «O strakhovanii na sluchajj bolezni» [Decree of the Central Executive Committee dated 22.12.1917 "On insurance in Case of Illness"] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR]. - 1918. - No. 13. -Article 188 [in Russian]
4. Polozhenie o social'nom obespechenii trudjashhikhsja [Regulation on the Social Security of Workers] // Sobranie uzakonenijj i rasporjazhenijj rabochego i krest'janskogo pravitel'stva [Collection of Laws and Regulations of the Government of Workers and Peasants]. - 1918. - No. 89. - article 906 [in Russian]
5. Dekret SNK RSFSR ot 08.07.1925 «Polozhenie o Vserossijjskom obshhestve slepykh» [Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 08.07.1925 "Regulations on the All-Russian Society of the Blind"] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR] -1925. - No. 74. - Article 580 [in Russian]
6. Dekret «Ob utverzhdenii Polozhenija o Vserossijskom ob#edinenii gluhonemyh» [Decree "On approval of the Regulations on the All-Russian Association of the Deaf" ]// SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR]. - 1926. -No. 37. - article 296 [in Russian]
7. Polozhenie «O Vserossijjskom obshhestve glukhonemykh» [Regulation "on the All-Russian Society of the Deaf"] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR] -1932. - No. 81. - article 353 [in Russian]
8. Postanovlenie SNK RSFSR ot 31 janvarja 1930 goda «O sozdanii uslovijj dejjstviternojj dostupnosti shkol I i II stupeni dlja detejj rabochikh, kolkhoznikov, batrakov i bednjakov i o prieme detejj netrudovogo naselenija» [Resolution of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated January 31, 1930 "On the creation of conditions for the actual availability of schools of the first and second stages for the children of workers, collective farmers, farm labourers and the poor and on the admission of children of the non-working population"] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR]. - 1930. -No. 5. - Article 64 [in Russian]
9. Resolution of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 25.08.1931 "On approval of the Regulations on medical and labor expert commissions"] // SU RSFSR [Collection of Legalizations of the RSFSR]- 1931. - No. 50. - article 371 [in Russian]
10. Postanovlenii Sojuznogo Soveta Social'nogo Strakhovanija pri NKT SSSR ot 29.02.1932 goda № 47 «Ob uluchshenii pensionnogo obespechenija po invalidnosti i po sluchaju poteri kormil'ca i starosti» [Resolution of the Union Council of Social Insurance under the People's Commissariat of Labor of the USSR dated 29.02.1932 No. 47 "On improving the pension provision for disability and for the loss of the breadwinner and old age"] // Izvestija NKT SSSR [Bulletin of People's Commissariat of Labor of the USSR]. - 1932. - No. 11 [in Russian]
11. Postanovlenie SSSS pri TNK SSSR 04.07.1928 g. № 397 «Pravila obespechenija v porjadke social'nogo strakhovanija po invalidnosti i po sluchaju poteri kormil'ca» [Resolution of the Union Council of Social Insurance under the People's Commissariat of Labor of the USSR 04.07.1928 No. 397 "Rules for providing social insurance for disability and for the loss of a breadwinner"] // Izvestija NKT SSSR [Bulletin of People's Commissariat of Labor of the USSR] - 1928. - No. 28-29 [in Russian]
12. Konstitucija (Osnovnojj Zakon) Sojuza Sovetskikh Socialisticheskikh Respublik [Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics] // Izvestija CIK SSSR i VCIK [Bulletin of the Central Executive Committee of the Soviet Union and All-Russian Central Executive Committee] - 1936. - No. 283 [in Russian]
13. Instrukcija o «Porjadke trudoustrojjstva i napravlenii na obuchenii invalidov vojjny» prinjata NK SO 16.07.1941 g. [The instruction on "The Order of Employment and Education of Disabled Veterans" adopted by the People's Commissariat of Social Security 16.07.1941] // Social'noe obespechenie [Social Security]. - 1941. - № 9 [in Russian]
14. Postanovlenie SNK SSSR ot 06.05.1942 g. № 640 «O trudovom ustrojjstve invalidov Otechestvennojj vojjny» [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR of 06.05.1942 No. 640 "On the labor device of disabled people of the Patriotic War"] // SP USSR [Collection of Resolutions of the Government of the USSR] - 1942. - No. 5. - article 76 [in Russian]
15. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 22.08.1961 g.№ 1070 «O merakh po uluchsheniju trudovogo ustrojjstva invalidov v RSFSR» [Resolution of the Council of Ministers of the USSR of 22.08.1961 No. 1070 "On measures to improve the labor structure of disabled people in the RSFSR"] // Svod zakonov RSFSR. [Code of Laws of the RSFSR]. - 1988. - No. 2 [in Russian]
16. Kodeks zakonov o trude [The Code of Laws on labor] // Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR [Bulletin of the Supreme Soviet of the RSFSR]. - 1971. - No. 50. - St. 1007 [in Russian]