ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ
ГОЛУБЕВА ЛИДИЯ ФИЛИППОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lidia-golubeva@ rambler.ru
Одной из важнейших функций современного государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на обеспечение условий жизнедеятельности человека, реализации и развития его интеллектуального и профессионального потенциала. Социальная политика государства находит свое отражение в социальной политике организаций, которая выполняет сложный комплекс функций, выступая в качестве определенных механизмов: социальной помощи и защиты работников, привлечения и удержания работников, повышения социально-экономических результатов работы и конкурентоспособности предприятия, индивидуального стимулирования труда, инвестирования в кадры, «рычага» управления трудовым коллективом, компенсации низкой заработной платы. Проблемы социальной политики находятся в центре внимания специалистов в различных областях социальных наук - экономистов, социологов, политологов. В нашей стране публикуется немало исследований, касающихся вопросов социальной политики на предприятии и социального государства. Однако работ, написанных с позиций политической науки, пока еще явно недостаточно. Во многом это связано с тем, что проблемы социального государства и социальной политики долгое время рассматривались в нашей стране как экономические и управленческие, в то время как в Западной Европе, США и Канаде это является предметом интереса, прежде всего, политической и социологической наук. Деятельность по разработке и реализации социальной политики будет продуктивной только в том случае, если все уровни будут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней, с созданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитываться комплексность социальной политики. Существует распространенное мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась не так давно, что она порождение ХХ в., даже второй его половины. Однако история предоставляет нам примеры постепенного формирования концептуального понимания и построения социальной политики. Именно эволюции развития данного феномена и посвящена данная статья.
Ключевые слова: социальная политика, система, совершенствование, персонал, сотрудники, эффективность, формирование социальной политики.
Наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства является социальная политика. Она теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с менталь-ностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Eвропейская история предоставляет нам примеры формирования понимания и построения социальной политики как государственной социальной доктрины и социальной методологии, теории государства всеобщего благосостояния с включением таких феноменов, как солидарность, экономическая и социальная защищенность, индивидуальная и общественная ответственность и т. д. [1].
О взаимоотношениях человека и общества, гражданина и государства с давних времен заду-
мывались многие мыслители. Среди первых мыслителей, обратившихся к рассмотрению социальных проблем, были Платон и Аристотель.
Уже в Античности разрабатывались общественные проекты с надеждами и мечтаниями о справедливости и равенстве. Платон в своем «Государстве» провозглашает идеальным иерархическое государственное устройство, где каждый человек играет роль, соответствующую заложенному Богом в его душу Началом. Жизнь индивидуумов, разбитых на касты, подчинена жестким правилам, установленным классом правителей. Труд в таком государстве неизбежен для благосостояния общества. Собственность должна быть общественной, так как частная собственность порождает конфликты и противоречия [2]. Аристотель называл человека политическим животным и обращал внимание на его социальную
L. F. GOLUBEVA
суть.
В своем сочинении «Политика» Аристотель изложил свои взгляды на общество и концепцию государства. По его мнению: «Целью государства является благородная жизнь, и все, что там есть, существует ради этой цели. Общность в государстве устанавливается ради этой благородной деятельности, а не просто для совместного существования» [3]. Решение социальных вопросов, как и государственного устройства, Аристотель связывает с характером социальной структуры общества того времени.
Английские социологи Н. Мэннинг и Я. Шау связывают предпосылки формирования социальной политики с Римской империей во второй половине I тысячелетия н. э. Развал Римской империи оставил в наследство огромное количество городской бедноты на востоке бывшей империи. Причины бедности были схожи с существующими в настоящее время - отсутствие работы, различные заболевания и недееспособность, инфляция, ведущая к голоду, отсутствие поддержки в семьях. И уже тогда бедным оказывалась помощь: благотворительные мероприятия были присущи церкви, монастыри стали центрами социальной помощи. Следует отметить, что помощь отличалась в зависимости от причастности бедняков к тому или иному типу (предоставлялось разное жилье, была существенная разница и в уходе за больными).
Накануне второго тысячелетия (X в.) идеология социального развития европейских стран формировалась под воздействием двух основных типов социальной организации - церковь и государство. Постепенно росли власть и влияние церкви. Функции обеспечения образования и воспитания, а также обеспечение крова и питания для бедняков закрепила за собой Монастырская система. Таким образом, образование, здравоохранение, обеспечение жильем и социальная защита были сосредоточены в одном месте [1].
Кроме того, Н. Мэннинг и Я. Шау отмечают, что на развитие социальной политики того времени, оказывали относительно стабильные королевства, которые выполняли схожие с монастырями функции по отношению к беднякам.
С подъемом сельского хозяйства положение бедняков не менялось, оно не улучшалось. Только в XVII в. некоторые страны получили импульс для экономического развития. Наибольших темпов экономика в те времена достигла в Великобритании. Промышленная революция привела к тому, что население хлынуло с земель на фабрики. Но из-за инфляции заработная плата рабочих
не успевала за растущими ценами, и это вело к росту недовольства и социальной напряженности. В целях исключения беспорядков государство обратило внимание на социальные проблемы населения и проявило заботу о бедных, и это постепенно становится сферой деятельности государства.
К концу XVIII в., с образованием национальных государств, широкое распространение стало получать образование народов, что определило развитие социальной политики. Все чаще на судебных заседаниях процедурная справедливость стала приоритетом.
К началу XIX в. с формированием индустриального общества, возникает все больше предпосылок для формирования социальной политики, направленной на решение социальных проблем. Именно с возникновения индустриального общества, по мнению английского ученого С. Милера, высказанного им в работе «Развитие социальной политики», государство обрело способность и потребность в развитии современной социальной политики и ее институтов [1].
В связи с ростом урбанизации возникло много проблем, которые требовали срочного решения, но оно давалось реформаторам трудно потому, что правящая верхушка не хотела делиться частью дохода и отчислять его в виде налога для, хотя бы, незначительной социальной поддержки нуждающихся.
Именно под воздействием рабочего движения, правительства некоторых государств Европы стали переходить к политике социального маневрирования через принятие законов об условиях труда и быта рабочих, т. е. возникает социальное законодательство. В 1834 г. при содействии Эдвина Чадвика (1800-1890) был принят закон о бедных. Этот закон сменил закон о бедных, принятый в 1601 г., но потерявший свою актуальность с течением времени. В те годы получили широкое распространение «работные дома». После многих стачек и судебных процессов английский парламент в 1871 г. согласился узаконить существование профсоюзов.
В 1890 г. в Берлине делегатами 14 стран были выработаны рекомендации, оказавшие большое влияние на национальное трудовое законодательство многих стран. В 1897 г. на конгрессе в Цюрихе представителями 16 стран была принята программа, направленная на защиту трудящихся. А на Парижской конференции была создана Международная ассоциация защиты трудящихся (1900 г.).
Мы рассматриваем становление социальной политики в основном на примере Великобритании, как наиболее индустриально развитой страны того времени, но стоит упомянуть, что в 1911 г. было принято очень много мер социального страхования которые, как оказалось, были приняты гораздо позже, чем в Германии канцлером Бисмарком. Именно в Германии в 1871 г. был создан первый закон об ответственности предпринимателей за профессиональный риск, а в 1872 г. был создан Союз социальной политики, который занимался исследованием в области изучения социальных проблем.
В связи с созданием Международной Организации Труда, охватывающей вопросы занятости, организации и оплаты труда, и т. д. в 1919 г. и проведением в этом же году двух международных конференций в Париже и Вашингтоне социальная политика и социальная работа приобретают международный характер. На Парижской мирной конференции был принят документ, который становится частью Версальского договора, а затем -Уставом МОТ. На первой международной конференции труда в Вашингтоне (1919 г.) были приняты шесть конвенций: первая из них ограничивает рабочее время 8 часами в день и 48 часами в неделю. Одновременно с учреждением МОТ создаются социально-попечительские организации, это: Международная конференция по вопросам социального попечения, Международный комитет школ социального обслуживания и Международный секретариат социальных работников [4].
К началу Первой мировой войны деятельность чиновников Великобритании уже затрагивала социальное обеспечение и вопросы образования, но развернувшаяся деятельность была приостановлена в связи с послевоенными экономическими проблемами. И к началу Второй мировой войны, в Великобритании оставалось значительное число нерешенных социальных проблем [1].
В послевоенное время накопилось множество проблем в системе социального обеспечения, что, в свою очередь, привело к зависимости большинства населения от государственной помощи. Кроме того, отличительной особенностью того времени было то, что многие люди, получающие пенсии и другие пособия государственного страхования, но не имеющие других источников дохода, часто были вынуждены проходить проверку на нуждаемость в государственной помощи, чтобы получить все, что им причиталось.
Основные принципы, составляющие основу современной социальной политики, определяются в ряде документов, признанных мировым сообще-
ством и Россией, включая Всеобщую декларацию прав человека ООН (1948); конвенции и рекомендации Международной организации труда; декларацию и программу действий, принятые на Копенгагенском социальном саммите в 1995 г.
Итак, во второй половине XX в. страны Западной Европы в той или иной мере сумели реализовать определенную модель государства всеобщего благосостояния [5].
В XX в. ученые подошли к теоретическому исследованию социальной политики, так как социальная политика к этому времени приобрела современные очертания и стала самостоятельной научной дисциплиной. История предшествующих веков заложила основы понимания того, что социальные проблемы - это серьезное поле деятельности и государства, и негосударственных институтов, и непосредственно граждан, что нерешенность социальных проблем - путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.
Среди первых социологических объяснений социального государства, сформулированных в ХХ в., следует выделить следующие [1]:
- гражданская точка зрения, представленная в работах Т. Маршалла, которая заключается в том, что государству необходимо обеспечить минимальную социальную поддержку, чтобы гарантировать подобающее участие индивида в либеральном демократическом обществе;
- функционалистская перспектива, идущая от Т. Парсонса, утверждающая, что государственное вмешательство средствами социальной политики необходимо для разрешения конфликтов в развитых индустриальных обществах;
- марксистский взгляд, отмечающий, что государство всеобщего благосостояния играет идеологическую роль в легитимации капиталистических социальных отношений, индивиды поддерживают государство и капиталистическую экономическую систему, поскольку они уверовали в благополучие, предоставляемое капиталистическим государством.
В настоящее время существует множество определений социальной политики. Рассмотрим некоторые из них:
Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система мероприятий государства, направленных на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп. Кроме этого социальная политика включает сферу изучения вопросов, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические
Ь. Б. GOLUBEVA
аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов [6].
Социальная политика - это совокупность принимаемых органами государственного управления и другими общественно-политическими структурами решений, направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества [1].
Социальная политика - деятельность государства и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала [7].
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, которая реализуется через социальные программы и практику, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения [8].
С точки зрения содержания, социальную политику рассматривают в широком и узком смыслах.
В широком смысле социальная политика [1]:
- является важным направлением политики государства;
- зависит от государственного устройства;
- формируется в контексте социальной структуры общества;
- представляет собой концепцию социального развития страны;
- зависит от экономической политики государства и неразрывно связана с ней;
- состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом.
Социальная политика в широком смысле включает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества (обеспечение товарами, жильем и рабочими местами и т. п.).
Социальная политика в узком смысле - это перераспределение на основе законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем [1].
Сущность социальной политики состоит в поддержании отношений между социальными группами, а также в обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества.
С помощью социальной политики, в условиях рыночной экономики, реализуется принцип социальной справедливости, который предусматривает, в определенном смысле, выравнивание социального положения и создание системы социальных гарантий для всех граждан [9].
Результаты экономической, хозяйственной деятельности общества проявляются и оцениваются в социальной сфере, насколько она способна удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степени гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность общественного развития [1].
Социальная политика осуществляется государством с помощью различных механизмов, среди которых законодательная и нормативная база, налоговые рычаги и стимулы, финансовый механизм, административные решения и политические методы.
Законодательную и нормативную базу социальной политики формирует законодательная ветвь государственной власти, она же и определяет общие направления социальной политики. Осуществляют нормативно-законотворческую деятельность также и местные власти, но в пределах своей компетенции. Разработку и проведение социальной политики регламентируют документы, которые, как правило, подразделяют на несколько групп:
- основой социальной политики являются системообразующие документы;
- документы, определяющие условия исполнения системообразующего социального законодательства или нормативные материалы текущего характера;
- правовые акты, которые принимаются местными и региональными органами законодательной и исполнительной власти [10].
Законодательной и исполнительной ветвями власти формируется и финансовый механизм, регулирующий порядок образования и использования финансовых ресурсов, которые предназначены для обеспечения социальной политики. Финансовые механизмы социальной политики включает 2 раздела.
Первый отвечает за регулирование социального обеспечения социальной политики (нормативы обязательных платежей социального характера в государственный бюджет или иные источники финансирования социальной политики; расходные статьи, утверждаемые законодателями всех уровней).
Второй раздел отвечает за порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых для государственной поддержки производителей товаров и услуг; для государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы; для проектов, влияющих на уровень жизни населения.
Немаловажное значение в социальной политике имеют налоговые рычаги и стимулы, которые используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики [1]. Стоит отметить, что такие рычаги и стимулы эффективны только при наличии в законодательной и нормативной баз социальной политики жестких санкций за несоблюдение соответствующих норм.
В целях повышения уровня социальной поддержки населения осуществляются административные ресурсы, при этом реализация этих ресурсов не должна приводить к росту расходов государственного бюджета. Суть политических методов в социальной политике состоит, с одной стороны, в организации и проведении митингов и забастовок, в ходе которых их участники выдвигают социально-экономические требования и, с другой стороны, в лоббировании конкретных решений, связанных с социальной политикой. Значимость политических методов зависит от социально-экономической ситуации в стране и уровня жизни населения. Чем этот уровень ниже, тем, как правило, выше политическая активность граждан [1].
Именно в ХХ в. сформировался широкий спектр различных программ, моделей социальной политики. Среди них модели Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР и др. Практическая их реализация зависит от политического устройства, уровня экономического развития, особенностей истории и многих других факторов.
Но, несмотря на некоторые различия социальной политики в разных странах мира, выделяют 2 основных подхода [7]:
- Государственный патернализм. Данный подход характеризуется следующим: государство принимает на себя полную ответственность за уровень социального обеспечения граждан и их уровень доходов, финансирование из государственных источников всех расходов связанных с социальной политикой. Достоинство данного подхода заключается в том, что появилась «уверенность в завтрашнем дне» для основной части населения, стабильные цены на товары, исключена безработица. Недостатком является - дефицит товаров и услуг. Государство не допускает разви-
тия в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе, уровень благосостояния населения зависит от принадлежности к той или иной организации.
- Либеральный подход к социальной политике. Основным принципом данного подхода является разделение членов общества на экономически сильных, и экономически слабых. Обязанностью общества считается забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Раскрытие способностей всех членов общества является достоинством данного подхода. Недостатком - различия в социальных выплатах разным группам населения.
Что касается общего между рассмотренными подходами к социальной политике, то оно заключается в том, что в случае возникновения экстремальных ситуаций по природным или техногенным причинам помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения вне зависимости от уровня доходов.
Следует отметить, что социальная политика, которая проводилась в России в 1990-е гг., сочетала в себе элементы как государственного патернализма, так и либерального подхода.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации [11]:
- гуманизм и социальная справедливость;
- системность, непрерывность и преемственность;
- открытость;
- демократизм выработки и реализации социальной политики;
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
- адресность мер по социальной защите населения.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг [12]. Социальное страхование является важнейшей частью государственной программы социального обеспечения, которое распространяется на лиц, имеющих в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В этом случае система социального страхования компенсирует перечисленной части населения потерю дохода из фонда социального страхования. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства [13].
Ь. Б. ООШВБУА
Субъекты социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению к определенному объекту. К субъектам социальной политики относятся представители и институты гражданского общества, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.
Но центральное место среди всех субъектов, безусловно, принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, потому что они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, а также формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах [14].
Таким образом, особенность и уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества.
Остальные субъекты социальной политики действуют в сравнительно узких пределах, которые соответствуют их компетенции, но при этом они играют огромную роль в решении проблем отдельных категорий граждан. Это можно объяснить тем, что такие субъекты ближе к населению, а, следовательно, способны лучше понимать потребности конкретного человека.
Общество является основным объектом социальной политики. Оно имеет неоднородный состав и структуру, и это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики. Например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, важным является проведение адресной социальной политики, т. е. предназначенная для конкретных групп населения, и, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения [14].
Но, вместе с тем, следует отметить, что в социальной защите нуждаются и вполне обеспеченные граждане, например, предприниматели, которым требуется защита от чиновничьего произвола и т. д.
Основной целью социальной политики является не только создание благоприятного социального климата, но и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан.
Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие [14]:
1. Социальная защита человека и его основных социально-экономических прав.
2. Создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества.
4. Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация).
5. Создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Кроме задач, перечисленных выше, социальная политика выполняет ряд функций:
- обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;
- формирование справедливого распределения власти в хозяйстве (собственности), не требующего борьбы за передел;
- формирование устраивающую большую часть населения систему распределения экономических ресурсов и экономического эффекта;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп [15].
Задачи и функции социальной политики тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации и выполнения ее задач.
Социальная политика обеспечивает удовлетворение только тех потребностей людей, которые они сами не могут удовлетворить в силу объективных обстоятельств. В отношении же тех потребностей, которые люди могут обеспечивать самостоятельно, роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия, позволяющие людям решать свои проблемы. Основная масса людей, здоровых и трудоспособных, должна сама зарабатывать приемлемым для общества способом средства для обеспечения своих основных потребностей, а не рассчитывать на то, что все это им будет давать общество посредством проведения социальной политики [16].
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам) [17].
Итак, подытоживая сказанное, стоит отметить, что смыслом социальной политики в обществе является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Литература
1. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика: учеб. пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
2. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Мысль, 1994. Т. 4.
3. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997.
4. Мошняга В. П. Международный опыт социальной политики и социальной работы: курс лекций. М.: Московского гуманитарного университета, 2006.
5. Иванова Е. Ю. Анализ опыта применения социологического обеспечения деятельности администрации города тамбова в практике управления // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6. С. 54-59.
6. Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
7. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002.
S. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Юрьев В. М., Смагина В. В., Радюкова Я. Ю. Очерки экономики новой России: монография I под ред.
B. М. Юрьева, колл. авт. В. В. Смагина, Я. Ю. Радюкова, Т. М. Кожевникова [и др.] Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004..
10. Кацук О. А. Методологические основы регулирования занятости как целостной социально-экономической системы // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2004. Т. 10. № 4-2.
C. 1194-ll97.
11. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. l999. № l.
12. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. Киров: АСА, l994.
13. Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Сутягин В. Ю. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: кол. монография (Я. Ю. Радкова, А. Ю. Федорова, В. Ю. Сутягин [и др.]). Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.
14. Региональная и муниципальная социальная политика: метод. пособие. URL: http://do.gendocs.ru/docs/ ^х^ббШ.ЙМ
15. Ivanova E. Yu., Vyzhimova N. G., Semyaninov V.P. Main lines of stability of the state and society: comparative analysis of russia and western europe // Наука и человечество. 20l3. Т. l. № 2. С. l79-l88.
Голубева Л. Ф. Социальный менеджмент. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 200S.
l7. Пешехонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. 200l. № 3.
References
1. Smirnov S. N., Sidorina T. Yu. Sotsial'naya poli-tika: ucheb. posobiye. M.: Izdatel'skij dom GU VShE, 2004.
2. Platon. Sobraniye sochinenij v 4 tomakh: M: Mysl', l994. T. 4.
3. Aristotel'. Politika. Afinskaya politika. M: Mysl', l997.
4. Moshnyaga V. P. Mezhdunarodnyj opyt sotsi-al'noj politiki i sotsial'noj raboty: kurs lektsij, M: Mos-kovskogo gumanitarnogo universiteta, 200б.
5. Ivanova Ye. Yu. Analiz opyta primeneniya sotsiologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti admin-istratsii goroda Tambova v praktike upravleniya // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 5-б. S. 54-59.
6. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya URL: http://ru.wikipedia.org
7. Sotsial'noye gosudarstvo. Kratkij slovar'-spravochnik, Moskva, 2002.
S. Kholostova Ye. I., Sorvina А. S. Sotsial'naya rabota: teoriya i praktika. M.: INFR^-M, 2004.
9. Yur'yev V. M., Smagina V. V., Radyukova Ya. Yu. Ocherki ekonomiki novoj Rossii: monografiya / pod
L. F. GOLUBEVA
red. V. M. Yur'eva, koll. avt. V. V. Smagina, Ya. Yu. Radyukova, T. M. Kozhevnikova [i dr.] Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2004. 542 s.
10. Katsuk O. А. Metodologicheskiye osnovy reguli-rovaniya zanyatosti kak tselostnoj sotsial'no-ekonomicheskoj sistemy // Vestnik Tambovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2004. T. 10. № 4-2. S. 1194-1197.
11. Sharonov А., Il'in I. Formirovaniye sistemy gosu-darstvennykh minimal'nykh sotsial'nykh standartov // Ekonomist. 1999. № 1.
12. Chepurin M. N., Kiseleva Ye. А. Kurs ekonomicheskoj teorii. Kirov: АSА, 1994.
13. Radyukova Ya. Yu., Fedorova А. Yu., Sutyagin V. Yu. Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii
ekonomiki Rossii: koll. monografiya (Y a. Yu. Radyukova, А. Yu. Fedorova, V. Yu. Sutyagin [i dr.]). Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013.
14. Regional'naya i munitsipal'naya sotsial'naya poli-tika: metod. posobiye. URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-266148.html
15. Ivanova Ye. Yu., Vyzhimova N. G., Semyaninov V. P. Main lines of stability of the state and society: comparative analysis of Russia and western Europe // Nauka i chelovechestvo. 2013. T. 1. № 2. S. 179-188.
16. Golubeva L. F. Sotsial'nyj menedzhment. Tambov: Izdatel'stvo Pershina R. V., 2008.
17. Peshekhonov Yu. V., Vodop'yanov S. V. Sov-remennye problemy finansirovaniya sotsial'noj sfery // Fi-nansy. 2001. № 3.
* * *
HISTORY OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF SOCIAL POLICY IN SOCIETY
GOLUBEVA LIDIYA FILIPPOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lidia-golubeva@ rambler.ru
One of the most important functions of the modern state is development and implementation of the social policy focused on providing conditions of activity of the person, realization and development of its intellectual and professional potential. Social policy of the state finds the reflection in social policy of organizations which carries out a difficult complex of functions, acting as certain mechanisms: social help and protection of workers, attraction and deduction of workers, increase of social and economic results of work and competitiveness of the enterprise, individual work incentives, investment into shots, «lever» of management of labor collective, compensation of a low wage. Problems of social policy are in the center of attention of experts in various areas of social sciences - economists, sociologists, political scientists. In our country there are many researches concerning questions of social policy at the enterprise and the social state. However works written from positions of political science aren't still obviously enough. In many respects it is because of problems of the social state and social policy long time were in our country economic and administrative while in Western Europe, the USA and Canada it is an interest subject, first of all, of political and sociological sciences. Activities for development and realization of social policy will be productive only if all levels work in unity of the purposes and means, if structuring powers and obligations for each of levels are consistent, with creation of their consistent system and if complexity of social policy is always taken into account. There is a popular belief that social policy as a historical phenomenon didn't appeared so long ago, that it is a generation of 20 century, even its second half. However the history provides us examples of gradual formation of conceptual understanding and creation of social policy. This article is also about evolution of development of this phenomenon.
Key words: social policy, system, improvement, staff, employees, efficiency, formation of social policy.