Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ОТ ТЕПЛОВОЗНОЙ ТЯГИ К ЦИФРОВОМУ ЛОКОМОТИВУ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ОТ ТЕПЛОВОЗНОЙ ТЯГИ К ЦИФРОВОМУ ЛОКОМОТИВУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПРЕДПРИЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ЛОКОМОТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаркова Е.А.

В статье отмечается актуальность изучения истории развития железнодорожной сети, приводится определение понятия «предприятия железнодорожного транспорта», их классификация и исторический обзор основных этапов развития от зарождения железных дорог до реализации проекта цифровой железной дороги. Рассматриваются периоды формирования институтов управления железнодорожным транспортом (Российская империя, Октябрьская революция, СССР, послевоенное время, распад СССР, современная Россия). Приводится понятие «предприятия железнодорожного транспорта», которое включает в себя такие составляющие, как железные дороги, предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава, обеспечение средствами связи и т. д. Приводятся примеры российских предприятий железнодорожного транспорта, отмечаются их характерные черты и отличительные особенности. Проведена классификация предприятий железнодорожного транспорта, разделяющая их на группы, которые функционируют на российском рынке железнодорожных перевозок. Список представлен транспортными компаниями, собственниками подвижного состава, перевозчиками и экспедиторскими компаниями. Во главе списка находится публичный перевозчик и владелец магистральных путей ОАО «Российские железные дороги». Отмечены правовые акты, регулирующие организацию и развитие предприятий железнодорожного транспорта от императорского Указа 1836 г. о строительстве Царскосельской железной дороги до Постановления Правительства РФ «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и распоряжения Правительства РФ «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Рассмотрены основные цели Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, утвержденной Правительством РФ в 2008 г.: модернизация железных дорог, модернизация и введение новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Приоритетным направлением инновационного развития технологий на железнодорожном транспорте в рамках проекта «Цифровая железная дорога» называется реализация концепций «умный локомотив» и «умный поезд». Рассматриваются перспективы применения таких передовых технологий, как система автоведения поездов, космический мониторинг местонахождения груза, спутниковая навигация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES DEVELOPMENT: FROM DIESEL TRACTION TO THE DIGITAL LOCOMOTIVE

The article emphasizes the relevance of studying the history of railway network development, defines the concept of «a railway transport enterprise», suggests classification of such kind of enterprises, and provides a historical overview of the major stages in their development, from the early days of Russian railways to the implementation of a digital railroad project. The article covers different stages of formation of railway transport management institutions in periods of the Russian Empire, the October revolution, the Soviet Union, the post-World War II period, the collapse of the USSR, and the current situation. The author defines the concept of «a rail transport enterprise», which includes railways, enterprises engaged in repairing and modernizing the rolling stock, companies providing means of communication, etc. The article gives examples of Russian railway transport enterprises, describes their characteristics and distinctive features. The railway transport enterprises are classified into several groups operating in the Russian rail transportation market. The list of transport companies, rolling stock owners, carriers and forwarding companies is headed by a public carrier and the railway tracks owner OJSC «Russian Railways». The article reviews main objectives of the Strategy for the Development of Rail Transport in the Russian Federation up to 2030 approved by the Government in 2008. According to the Strategy, the main objectives are the modernization of railways, the modernization and introduction of new standards for the rolling stock, infrastructure, and railroads. The priority of innovative technological development in rail transportation under the «Digital railroad» project framework is the implementation of the «smart locomotive» and «smart train» concepts. The prospects of implementation of such advanced technologies as the system of automatic train driving, space monitoring of cargo location, satellite navigation are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ОТ ТЕПЛОВОЗНОЙ ТЯГИ К ЦИФРОВОМУ ЛОКОМОТИВУ»

УДК 93:625

Е. А. Жаркова

История развития предприятий железнодорожного транспорта: от тепловозной тяги к цифровому локомотиву

В статье отмечается актуальность изучения истории развития железнодорожной сети, приводится определение понятия «предприятия железнодорожного транспорта», их классификация и исторический обзор основных этапов развития от зарождения железных дорог до реализации проекта цифровой железной дороги. Рассматриваются периоды формирования институтов управления железнодорожным транспортом (Российская империя, Октябрьская революция, СССР, послевоенное время, распад СССР, современная Россия).

Приводится понятие «предприятия железнодорожного транспорта», которое включает в себя такие составляющие, как железные дороги, предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава, обеспечение средствами связи и т. д. Приводятся примеры российских предприятий железнодорожного транспорта, отмечаются их характерные черты и отличительные особенности.

Проведена классификация предприятий железнодорожного транспорта, разделяющая их на группы, которые функционируют на российском рынке железнодорожных перевозок. Список представлен транспортными компаниями, собственниками подвижного состава, перевозчиками и экспедиторскими компаниями. Во главе списка находится публичный перевозчик и владелец магистральных путей ОАО «Российские железные дороги».

Отмечены правовые акты, регулирующие организацию и развитие предприятий железнодорожного транспорта от императорского Указа 1836 г. о строительстве Царскосельской железной дороги до Постановления Правительства РФ «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и распоряжения Правительства РФ «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Рассмотрены основные цели Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, утвержденной Правительством РФ в 2008 г.: модернизация железных дорог, модернизация и введение новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог.

Приоритетным направлением инновационного развития технологий на железнодорожном транспорте в рамках проекта «Цифровая железная дорога» называется реализация концепций «умный локомотив» и «умный поезд». Рассматриваются перспективы применения таких передовых технологий, как система автоведения поездов, космический мониторинг местонахождения груза, спутниковая навигация.

Ключевые слова: история развития, железная дорога, предприятие железнодорожного транспорта, модернизация, цифровой локомотив.

Изучение истории развития железнодорожного транспорта в России в наши дни продолжает оставаться актуальным и востребованным. На протяжении всего периода своего развития железным дорогам, как основе транспортного комплекса, принадлежит ключевая роль в организации транспортного обеспечения экономики в России. Строительство железных дорог предопределило ход развития экономики страны и явилось основным фактором, обусловившим преодоление экономической отсталости государства.

Исследование истории развития деятельности предприятий железнодорожного транспорта представляет собой актуальную задачу современной науки. Это объясняется возможностью более детального осмысления причинно-следственных связей их развития и влияющего на него уровня технического прогресса.

История прокладки железной дороги в России начинается в 1830-х гг. В 1836 г. импе-

ратором издан Указ о строительстве Царскосельской железной дороги. Первый поезд состоял из паровоза и восьми вагонов. Время пути от Санкт-Петербурга до Царского Села составляло 35 мин, а скорость - 64 км/ч [1].

Стремительное формирование сети российских железных дорог происходило во второй половине XIX в., сопровождаясь строительством вокзалов, наиболее крупные из которых существуют и в наши дни. В это же время было основано «Главное общество российских железных дорог». Начало XX в. ознаменовалось строительством грандиозной Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть страны, Урал и Дальний Восток [2].

Октябрьская революция привела к национализации всех частных железных дорог. Управлял сетью железных дорог Наркомат путей сообщения, позднее названный Министерством путей сообщения. Крупнейшими железнодорожными стройками советского периода стали

БАМ, Трансполярная магистраль, Турксиб. За период 1948-1977 гг. советский железнодорожный транспорт был реконструирован, железные дороги переведены с паровозной тяги на тепловозную, а после на электрическую [3].

МПС СССР позднее стало называться Министерством путей сообщения РФ. В 1990-е гг. строительство новых железных дорог прекратилось, состояние вокзалов ухудшилось, что было вызвано распадом СССР, деградацией экономики [4].

В 2001 г. Правительство РФ утвердило Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, в результате внедрения которой в 2001-2002 гг. было проведено разграничение видов деятельности: МПС преобразовано в ОАО «РЖД»; в 2003-2005 гг. созданы акционерные общества на базе самостоятельных видов деятельности, выросла конкуренция в грузовых перевозках; в 20062010 гг. произведен переход внушительной части грузового парка в частную собственность, получила развитие частная собственность на магистральные локомотивы, сформирована Федеральная пассажирская компания, созданы совместно с субъектами РФ пригородные пассажирские компании [5].

Предприятия железнодорожного транспорта представлены железными дорогами, предприятиями, осуществляющими ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров. Они обеспечены средствами связи, сбора и обработки технологической информации, научными разработками в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта [6].

Основные группы предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющие деятельность на российском рынке железнодорожных перевозок, представлены транспортными компаниями, собственниками подвижного состава, перевозчиками и экспедиторскими компаниями. Возглавляет этот список публичный перевозчик и владелец магистральных путей ОАО «РЖД».

Под публичностью здесь понимается обязанность перевозки всех предъявленных грузов при наличии технологических возможностей. Действующее российское законодательство зафиксировало публичность железнодорожных перевозок ОАО «РЖД». В собственности ОАО «РЖД» находится магистральная инфраструктура, подавляющее большинство магистральных локомотивов, маневровые тепловозы.

Особенности предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) заключаются в обособленности транспортного предприятия, задачей которого является транспортировка промышленных грузов, таких как продукция, сырье, отходы производства, от одного промышленного объекта к другому или к станции, входящей в сеть «РЖД».

ППЖТ работают, основываясь на единых для всех железных дорог правилах технической эксплуатации, но не подчиняются ОАО «РЖД». Линии ППЖТ (подъездные пути) в сеть ОАО «РЖД» не входят, они являются путями необщего пользования. До 1995 г. они были федеральными железными дорогами России, но в результате реформы железнодорожного транспорта были акционированы [7]. В наши дни ППЖТ - самостоятельные специализированные организации железнодорожного транспорта. Сменив форму собственности, акционерные общества не изменили характер своей производственной деятельности. ППЖТ - это юридические лица, осуществляющие перевозочные, по-грузочно-разгрузочные и другие трудоемкие и дорогостоящие работы.

В 2008 г. Правительством РФ утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. В ней описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Реализация Стратегии позволит укрепить экономический суверенитет, национальную безопасность и обороноспособность страны, снизить совокупные транспортные издержки экономики [8].

В рамках Стратегии приоритетным направлением инновационного развития перевозчика является внедрение digital-форматов в операционную деятельность ОАО «РЖД» в период 2016-2020 гг. Ключевые тренды развития железнодорожной отрасли относятся к созданию «умных» железных дорог, что находит отражение в документах, определяющих стратегические перспективы технологического развития железнодорожного транспорта в мире: «Задачи-2050. Видение железнодорожного сектора и техническая стратегия развития железнодорожной отрасли Европы будущего» (и1С, 2014), «Глобальное видение развития железнодорожного транспорта» (ОУКО, Международный совет по железнодорожным исследованиям (!СКЯ, 2014) [9].

Приоритетной задачей комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на 2016-2020 гг. является внедрение комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». Одним из направлений инновационного развития технологий на железнодорожном транспорте в рамках проекта «Цифровая железная дорога» выступает реализация концепции «умный локомотив» и «умный поезд» [10].

Ключевой технологией, предполагающей переход к использованию автоматических систем управления, полностью заменяющих труд человека, выступает «Автомашинист». Это позволит не только решить задачи роста эффективности деятельности, но и обеспечить трудовыми ресурсами, когда возникнет демографическая проблема. Подобное решение уже применяется в ряде стран в метрополитене, где в электропоезде нет даже кабины машиниста. Применение такой технологии является частью программы внедрения цифровой технологии на железных дорогах мира.

Основные технические сложности автоматического движения электропоездов (в сравнении с метрополитеном) - это открытый доступ к железнодорожным путям, а следовательно, вероятность появления перед поездом человека или другого объекта. Современные системы обнаружения, такие как радары, стереокамеры, ли-дары, имеют физические возможности, по ряду параметров превосходящие возможности человека. Радары лучше человека обнаруживают препятствия ночью, в снег или туман. К тому же автоматическая система не может устать, потерять концентрацию и внимание.

При внедрении малолюдных технологий неизбежны изменения в обществе, так как профессии, которые предполагали монотонный ежедневный труд, уходят в прошлое, а вместо них создаются новые, требующие высокой квалификации, такие как инженерные специальности для создания и обслуживании технических систем.

Ключевым фактором в рамках «Цифровой железной дороги» является проект создания интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом. Данный проект базируется на концепции автоматического сбора всей необходимой первичной информации о состоянии перевозочного процесса: это текущее состояние систем сигнализации, централизации и блокировки, скорость и вес поездов, местоположение локомотивов, поездов, вагонов, наличие предупреждений, техническое

состояние подвижного состава и средств автоматики и т. д. [11].

По сути, речь идет о внедрении технологии «Интернет вещей» в рамках всей железной дороги и огромного множества технических средств, которые связаны между собой при помощи сетей передачи данных. Интернет вещей -это новый этап в развитии Интернета, существенно расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных, которые человек может превратить в информацию и в знания [12].

Главная задача этой системы заключается в повышении эффективности управления перевозочными процессами в результате комплексного принятия решений и обширного уровня автоматизации функций диспетчеров в результате внедрения «интеллектуального планировщика».

Прогнозы различных исследовательских компаний, среди которых агентство Forrester Research, сводятся к тому, что в 2020 г. число устройств, подключенных к Интернету вещей, будет насчитывать 22 млрд. Развитие промышленного Интернета вещей выступает важной составляющей новой парадигмы развития информационных систем в промышленности и на транспорте.

Под Интернетом вещей на железной дороге понимается использование интернет-технологий с целью объединения аналитических средств, информационных сигналов и управляющих воздействий в единое пространство, где технологические процессы осуществляются с незначительным участием человека, а в будущем и при абсолютном его отсутствии. Главными принципами реализации технологии «Интернет вещей» выступают умный контроль за всеми этапами производственного цикла и ресурсами; вертикальная сквозная интеграция разных элементов производственных процессов, участвующих в формировании стоимости услуг; горизонтальная интеграция между разными специализированными АСУ.

Данная технология и ее развитие на железнодорожном транспорте связаны с использованием геоинформационных технологий на протяжении всего жизненного цикла железнодорожной инфраструктуры. Основу этого составляет комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта и высокоточная координатная система для таких этапов, как проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация инфраструктуры.

Важную роль в развитии инфраструктуры информационных технологий играет приме -нение современных платформ виртуализации

вычислительных ресурсов, призванное обеспечить рост коэффициента полезного использования серверов и упрощение обслуживания систем, при этом снижаются расходы на их эксплуатацию. В настоящее время холдинг «РЖД» широко использует в производстве технологии облачных вычислений как средство снижения затрат на поддержку инфраструктуры информационных технологий.

Вышеперечисленные перспективы развития являются далеко не единственными для ОАО «РЖД». На сегодняшний день его специалисты проводят мониторинг использования цифровых технологий в крупных мировых транспортных компаниях и железнодорожных системах. Основываясь на результатах этого анализа, планируется развивать проект «Цифровая железная дорога», следовательно, клиентам ОАО «РЖД» вскоре предстоит познакомиться с новыми возможностями, большими удобствами, выгодами и комфортом.

Помимо этого, в отрасли планируется широкое применение системы спутниковой навигации, автоведения поездов, космического мониторинга местонахождения груза и других передовых технологий. На сегодняшний день с помощью ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» по сети уже пропускается около 900 транзитных поездов, а с орбиты контролируется состояние почти 1,7 тыс. запорно-пломбировочных устройств вагонов и контейнеров [13].

Таким образом, обзор основных исторических этапов эволюционирования российского железнодорожного транспорта свидетельствует о его инновационном развитии, что подтверждается ростом эффективности управления, обусловленного применением новых информационных технологий, обеспечивающих прогресс и процветание отрасли железнодорожного транспорта. Решающая роль в развитии железных дорог принадлежит промышленникам-предпринимателям и государству.

Библиографический список

1. Вульфов А. Б. История железных дорог Российской империи. М.: Рипол Классик, 2016. 744 с.

2. Головачев А. А. История железнодорожного дела в России. СПб.: Тип. Р. Голике, 1881. 406 с.

3. Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955). М.: Транспорт, 1995. 564 с.

4. История железнодорожного транспорта России: В 2 т. / Под ред. В. Павлова, М. Уздина. М.: Иван Федоров, 1997. Т. 1-2.

5. Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ред. от 17.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2003. 29 сент. № 39. Ст. 3766.

6. Харламова Ю. А. Российский железнодорожный комплекс. Политический анализ. М.: Инфра-М, 2016. 182 с.

7. История железных дорог // ОАО «Российские железные дороги». URL: http://history.rzd.ru (дата обращения: 25.02.2017).

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. 21 июля. № 29 (ч. II). Ст. 3537.

9. Зябиров Х. Ш., Шапкин И. Н. Современные технологии в управлении перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. М.: Финансы и статистика, 2016. 480 с.

10. Стрельцов А. Умная магистраль // Гудок. 2016. 28 сент. № 171.

11. Галанович В. Цифровая железная дорога: настоящее и будущее // Гудок. 2016. 1 сент. № 152.

12. Что такое Интернет вещей // Аналитическое агентство Tadviser: Офиц. сайт. URL: http://www.tadviser.ru/index. php/Статья:Что_такое_интернет_вещей (дата обращения: 25.02.2017).

13. Недосеков А. «ЭРА-ГЛОНАСС» - система с большим потенциалом // Вестник ГЛОНАСС. URL: http://vestnik-glonass.ru/~e8biO (дата обращения: 25.02.2017).

E. A. Zharkova

The History of Railway Transport Enterprises Development: from Diesel Traction to the Digital Locomotive

Abstract. The article emphasizes the relevance of studying the history of railway network development, defines the concept of «a railway transport enterprise», suggests classification of such kind of enterprises, and provides a historical overview of the major stages in their development, from the early days of Russian railways to the implementation of a digital railroad project. The article covers different stages of formation of railway transport management institutions in periods of the Russian Empire, the October revolution, the Soviet Union, the post-World War II period, the collapse of the USSR, and the current situation.

The author defines the concept of «a rail transport enterprise», which includes railways, enterprises engaged in repairing and modernizing the rolling stock, companies providing means of communication, etc. The article gives examples of Russian railway transport enterprises, describes their characteristics and distinctive features.

The railway transport enterprises are classified into several groups operating in the Russian rail transportation market. The list of transport companies, rolling stock owners, carriers and forwarding companies is headed by a public carrier and the railway tracks owner OJSC «Russian Railways».

The article reviews main objectives of the Strategy for the Development of Rail Transport in the Russian Federation up to 2030 approved by the Government in 2008. According to the Strategy, the main objectives are the modernization of railways, the modernization and introduction of new standards for the rolling stock, infrastructure, and railroads.

The priority of innovative technological development in rail transportation under the «Digital railroad» project framework is the implementation of the «smart locomotive» and «smart train» concepts. The prospects of implementation of such advanced technologies as the system of automatic train driving, space monitoring of cargo location, satellite navigation are considered.

Key words: history of development, railway, railway company, a rail transport enterprise, modernization, digital locomotive.

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПСа. E-mail: zharkovaea@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.