ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, КАК НАУКИ, В РОССИИ
Старостина Анна Николаевна
преподаватель кафедры «Технические и биологические системы» ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»,
Россия, г. Княгинино
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается путь становления начертательной геометрии, как науки в нашей стране. Ключевые слова: геометрические построения, графические изображения, перспектива, техническое воображение.
С древних времен человек пытался сохранить изображение, увиденное им. Так появилась наскальная живопись. Затем человек стал украшать рисунками стены своего жилища, посуду, орудия труда и другие предметы быта. Цивилизация развивалась, и перед человеком стали возникать все более серьезные технические задачи: составление схем и карт местности, изображение военных сооружений и жилых домов, мостов, орудий и предметов труда. Различные сферы человеческой деятельности, развитие производства требовали выработки неких общих правил и стандартов представления графической пространственной информации на плоскости.
Еще греческие и римские ученые, начав с изучения перспективы, пытались выработать некоторые правила представления имеющейся информации. В эпоху Возрождения начинается расцвет архитектуры, скульптуры, живописи, что приводит к разработке теоретических основ перспективы. Основателем теоретической перспективы был итальянский ученый Л. Альберти (1404 - 1472). Гениальный итальянский ученыйи художник Леонардо да Винчи (1452 - 1519) дополнил линейную перспективу учением «Об уменьшении цветов и отчетливости очертаний». Французский математик и архитектор Ж. Дезарг (1593 -1662) впервые применил для построения перспективы метод координат, положив этим начало аксонометрическому методу в начертательной геометрии. Впервые условное изображение предметов с помощью ортогональных проекций было применено французским ученым Гаспаром Монжем (1746 -1818), опубликованном втрудах «Начертательная геометрия» в 1975 г. Он систематизировали обобщил накопленный годами опыт геометрических построений, систематизировал метод проекций, ввел понятие «комплексный чертеж» [4, с. 6].
Развитию начертательной геометрии в России способствовало основание в Петербурге первого высшего транспортного учебного заведения — Института корпусов инженеров путей сообщения (3 декабря 1809 г.), в стенах которого была создана отечественная начертательная геометрия, как наука. Питомцы этого института внесли большой вклад в развитие геометрических методов изображения, в теорию и практику начертательной геометрии.
В 1816 г. профессор института К. И. Потье выпустил первый в России (издан Академией наук) учебник по начертательной геометрии на французском языке, а уже в 1821 г. выходит в свет учебник на русском языке по этой дисциплине, написанный питомцем института профессором Я. А. Севастьяновым. Большой вклад в развитие отечественной начертательной геометрии внесли профессора путейского института Н. П. Дуров, А. X. Редер, Н. И. Макаров и др [5, с.34].
Одну из важнейших страниц в историю развития отечественной инженерной графики вписал питомец института, автор классических работ по начертательной геометрии и ее приложениям, профессор В. И. Курдюмов. Его основной заслугой является издание классического курса «Начертательная геометрия», состоящего из четырех томов общим объемом более 1 тыс. страниц (издавался этот труд в течение пяти лет, с 1890 по 1895 г.). Перу В. И. Курдюмова принадлежат более 50 научных и учебных трудов, 14 из них посвящены методам изображения и начертательной геометрии [2, с. 28].
Выдающийся ученый и педагог, В. И. Курдюмов своими прекрасными лекциями зародил в душе студента Н. А. Рынина любовь к начертательной геометрии, которую он пронес со студенческих лет до последних дней жизни. «Должен обратить внимание, — вспоминал Н. А. Рынин, — еще на один важный фактор: развитие моего воображения и фантазии. В этом отношении мне сильно помогли мои усиленные занятия по начертательной геометрии... Как убедил меня последующий опыт, инженер должен обладать кроме знания своей специальности еще и техническим воображением и фантазией, которые помогают ему ориентироваться среди неожиданных, новых и нетрафаретных условий своей деятельности и создавать новые формы, явления и инженерные сооружения, до него ранее не бывшие» [3].
Еще будучи студентом, Николай Алексеевич начал серьезно заниматься начертательной геометрией под руководством В. И. Курдюмова, ас 1901 г., после окончания института, стал преподавать эту дисциплину в старейшем транспортном институте.
Нельзя, пожалуй, назвать ни одного раздела начертательной геометрии, которым бы не занимался и в который бы не внес существенный научный вклад Н. А. Рынин. Им были написаны фундаментальные учебные курсы и научные труды по всем основным разделам начертательной геометрии: «Методы изображения» (1911, 1916 гг.), «Проекции ортогональные» (1911, 1916, 1918, 1935 гг.), «Перспектива на плоскости» (1912 г.), «Аксонометрия» (1913, 1922 гг.), «Сборник задач по начертательной геометрии» (1916, 1923 гг.), «Перспектива» (1918 г.), «Проекции с числовыми отметками» (1922 г.), «Кинематография» (1924 г.), «Номография» (1924, 1934 гг.), «Киноперспектива» (1936 г.) и «Начертательная геометрия» (1939 г.).
Н. А. Рынин изучал начертательную геометрию в Петербургском институте инженеров путей сообщения, а затем там же преподавал ее в течение 30 лет и 12 лет заведовал кафедрой начертательной геометрии. За большие заслуги в развитии начертательной геометрии и ее приложений и в связи со столетием со дня рождения профессора Н. А. Рынина Совет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта 23 декабря 1977 г. присвоил имя ученого чертежному залу, в котором в течение трех десятилетий он преподавал будущим инженерам транспорта.
Много ценного внес в развитие начертательной геометрии и другой выдающийся советский ученый доктор технических наук, профессор Александр Иванович Добряков (1895-1947). А. И. Добряков - автор учебников по начертательной геометрии с архитектурно-строительным уклоном. Он много работал в области теории теней и перспективы. Научные исследования А. И. Добрякова способствовали углублению этих разделов начертательной геометрии.
Параллельно с популяризацией начертательной геометрии и улучшением методики ее преподавания проводилась научно-исследовательская работа по углублению и развитию ее теоретических основ.
Однако в дореволюционной России в этом направлении было сделано. очень мало. Единственным крупным завоеванием научной мысли в области теории изображений являются труды академика Е. С. Федорова «Новая геометрия, как основа черчения» (1907 г.) и «Новая начертательная геометрия» (1917 г.). Е. С. Федоров, получивший мировую известность как основоположник научной кристаллографии, был также и выдающимся геометром. В названных выше трудах и некоторых других статьях он выдвинул ряд новых идей в науке об изображениях и положил начало векторной начертательной геометрии. Созданные им оригинальные методы изображения он с успехом применял для изучения структуры кристаллов в других областях естествознания.
Научная работа по теории графических изображений широко развернулась только после Октябрьской революции, когда при втузах были созданы самостоятельные кафедры начертательной геометрии, была введена аспирантура по этой дисциплине и допущена защита диссертаций. За этот короткий отрезок времени советскими учеными было создано в области теоретической и прикладной графики больше, чем за все предшествующее столетие. Труды их далеко вперед продвинули исследование и обоснование различных проблем начертательной геометрии.
Новые пути в теории графики прокладывает своими многочисленными сочинениями по высшей геометрии и, в частности, геометрии начертательной и проективной, действительный член Академии педагогических наук проф. Н. Ф. Четверухин. «Теория условных изображений» представляет собой новый отдел начертательной геометрии, в котором разработана общая теория «полных и неполных» изображений и обоснован особый, названный им «параметрическим», метод построения условных изображений, позволяющий дать числовые характеристики изображениям.
Крупным вкладом в начертательную геометрию являются монографии профессора Ленинградского института инженеров железно - дорожного транспорта, заслуженного деятеля науки и техники Д. И. Каргина: «Точность графических расчетов», «Общая теория зеркальных отражений», «Теоретическая аксонометрия», а также исследования по истории русской графики и ряд более мелких произведений, написанных им в период 1936-1949 гг.
Профессор М. Н. Громов выполнил ряд оригинальных и обширных исследований вопросов, связанных с изображением криволинейных поверхностей, в чем крайне нуждается современная передовая техника.
Профессор С. А. Колотов, член-корреспондент Украинской академии архитектуры, разработал метод так называемого «вспомогательного проектирования» и на основе его создал новую теорию построения теней.
Я. Б. Шор, развивая идеи Е. С. Федорова, обосновал новый метод изображения на одной плоскости — «проекции с векторными отметками», значительно упрощающий решение основных задач как самой начертательной геометрии, так и задач пространственной механики.
Здесь перечислены лишь наиболее выдающиеся работы советских ученых-новаторов. Но и этого далеко не полного перечня достаточно, чтобы опровергнуть утверждение некоторых буржуазных ученых, будто начертательная геометрия давно исчерпала свои возможности, достигла конца своего развития и стала наукой «закостеневшей» [1, с. 89].
Наряду с углублением теории начертательной геометрии советские ученые работают над расширением приложений ее графических методов в других областях знания. Таковы, например, опубликованные в 1948-1953 гг. сочинения профессора В.Я. Аносова «Начертательная геометрия в
применении к химическим диаграммам тройных и четверных систем», В.В.Егорова «Графический метод определения положений пространственных механизмов» и Г.Д. Ананова «Метод ортогональных проекций в задачах механики».
Начертательная геометрия проделала многотысячелетний путь от рисунка на песке, от древнеегипетской ортогональной живописи до современных систем автоматизированного проектирования и анимации.
Характерной особенностью всей отечественной научной мысли в области теоретической графики, как и в других областях науки, является стремление ввести научные достижения в жизнь, связать их с практической деятельностью людей.
Список литературы:
1. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия. - М.: Просвещение, 1989
2. Курдюмов В. И. Курс начертательной геометрии: Проекции ортогональные. СПб., 1895. С. 86.
3. Как я сделался профессором воздушных сообщений. 1933. Рукопись. Арх. Ан СССР, ф. 928, оп. 1, ед. хр. 157.
4. Начертательная геометрия/курс лекций/Сост.: Косолапова Е. В. - Княгинино: НГИЭИ, 2010. - 109
с.
5. Тарасов Б. Ф. Методы изображения в транспортном строительстве. Л., 1987. С. 223-232.
УДК 378.1
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХКАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
Карданова Диана Мухамедовна
аспирант
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет им У.М.Алиева» 13.00.08-теория иметодикапрофессионального образования
АННОТАЦИЯ
Складывающаяся, десятилетиями сложная ситуация в стране, способствуетувеличению количества, совершаемых правонарушений, особенно срединесовершеннолетних. Потому одним из наиболееэффективных методов предотвращения противоправных деяний, и снижения уровня преступности является вовремя, проведенная профилактическая работа. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних должна быть предусмотрена не только в системе высшего и общего образования, но и в рамках дошкольного воспитания, так как основы антисоциального, агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте.
ANNOTATION
The emerging difficult situation in the country for decades, contributes to an increase in the number of offenses committed, especially among minors. Therefore, one of the most effective methods to prevent unlawful acts and reduce crime is on time, carried out preventive work. Prevention of juvenile delinquency should be envisaged not only in the system of higher and general education, but also as part of preschool education, since the foundations of the antisocial, aggressive behavior of an individual are laid at a very early age.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, юридическая ответственность, профилактика правонарушений, воспитательный процесс, правосознание, правовая культура,правопослушное поведение.
Keywords:juvenile offender, legal liability, crime prevention, educational process, legal awareness, legal culture, law-abiding behavior.
Одним из основных направлений политики государства в последнее десятилетие является улучшение демографической ситуации в стране.
Однако улучшение демографической ситуации в России,не решает имеющиесявсовременном обществе проблемы семейного неблагополучия, финансовых проблемикак следствие постоянной нужды, приводящая в семьях, к крайне негативным последствиям.
Важной задачей целью молодых семей является не только рождение детей, но и ихразвитие, воспитание и обучение. Однако зачастую у родителей возникают проблемы по обеспечению детей и потому вынуждены искатьвозможности дополнительных заработков. В таких трудных жизненных условиях, не в полной мере всегда удается уделять внимание вопросам налаживания обстановки в семье, воспитания ребенка. В то время как для ребенка ив будущем подростка эти условия являются одними из важнейших аспектов развития и становления его как личности.