Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
386
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР) / история / мультипликационное искусство / мультфильм / развитие / Republic of Korea / the Democratic People’s Republic of Korea / history / multiplication culture / cartoon / development / Korea / culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габриэль Алиса Андреевна

Цель данного исследования – изучить историю корейского мультипликационного развития после разделения Корейского полуострова на две страны, а также сравнить результаты обеих стран, найти схожести и различия. Кроме того, целью данного исследования является более глубокое изучение корейской культуры, с точки зрения развития корейской анимации, которая, как известно, показывает всю самобытность народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF KOREAN MULTIPLICATION CULTURE (REPUBLIC OF KOREA AND THE DEMOCRATIC PEOPLE’S REPUBLIC OF KOREA)

The purpose of this study is to learn the history of development of Korean multiplication after the division of Korea, compare results of two countries, find similarity and difference of North Korean and South Koran animation cultures. Moreover, the purpose of this study is to learn deeply Korean culture in the terms of Korean animation development, that shows the identity of Koreans.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)»

УДК 930.85

А.А. ГАБРИЭЛЬ

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

Габриэль Алиса Андреевна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: gabriealice2002@gmail.com

Аннотация. Цель данного исследования - изучить историю корейского мультипликационного развития после разделения Корейского полуострова на две страны, а также сравнить результаты обеих стран, найти схожести и различия. Кроме того, целью данного исследования является более глубокое изучение корейской культуры, с точки зрения развития корейской анимации, которая, как известно, показывает всю самобытность народа.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), история, мультипликационное искусство, мультфильм, развитие.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш

Для цитирования: Габриэль А.А. История развития корейской мультипликации (Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика) // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 4. С. 93-97.

MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM

A.A. GABRIEL

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

THE HISTORY OF KOREAN MULTIPLICATION CULTURE (REPUBLIC OF KOREA AND THE DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC

OF KOREA)

Gabriel Alisa Andreevna, student, Department of Altaic and Sinology, Kazan Volga region Federal University E-mail: gabriealice2002@gmail.com

Abstract. The purpose of this study is to learn the history of development of Korean multiplication after the division of Korea, compare results of two countries, find similarity and difference of North Korean and South Koran animation cultures. Moreover, the purpose of this study is to learn deeply Korean culture in the terms of Korean animation development, that shows the identity of Koreans.

Keyword and phrases: Republic of Korea, the Democratic People's Republic of Korea, history, multiplication culture, cartoon, development, Korea, culture.

For citation: Gabriel A.A. The history of Korean multiplication culture (Republic of Korea and the Democratic People's Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 4. P. 93-97.

В современное время мультипликационное искусство непрерывно развивается. Каждый из нас слышал о таких мультипликационных студиях, как Walt Disney Animation Studios, PIXAR Animation Studios, Warner Bros. Pictures и так далее [1]. В наше время мультипликационное искусство создается не только для детей, в нем также освещаются социально важные, глобальные проблемы человечества, что делает мультфильмы интересными и для более взрослого поколения. Но почему же нам так мало знакомы корейские мультипликационные студии? Какие мультфильмы создают корейцы? Из-за этих вопросов я решила написать эту статью. Данное исследование подразумевает собой ознакомление с культурой корейского мультипликационного искусства и освещение найденной информации в массы.

Корейская анимация появилась относительно недавно. Истоки корейской анимации берут начало с доминирования американских и японских студий в данной индустрии. Первые развития анимации на территории Корейского полуострова произошли с открытием Пхеньянского анимационного института в 1948 году [2]. Главенствующая и единственная на территории Северной Кореи, действующая по сей день, студия SEK или же второе ее название «Корейская студия в честь 26 апреля» была основана в сентябре 1957 года. Название студия получила в честь Корейской Народной Армии, которая была основана 25 апреля 1932 года. Первый анимационный фильм студии SEK называется «Наш холм» (кор. ^4»)

вышел в прокат в Северной Корее в 1959 году. Примерно в 1985 году студия вышла на международный рынок и начала работать с европейским телевидением. Сама студия меняла свое название множество раз, но окончательно была зарегистрирована как SEK Studios в 1997 году, что расшифровывается как Scientific Educational Korea для того, чтобы принять участие в анимационном фестивале во Франции и избежать санкций от правительства [3]. На 2003 год, в студии работали более полутора тысяч людей, а контракты были заключены более чем с 70-ю странами со всего мира, включая страны Европы, Россию, Китай, Канаду, Республику Корея и даже США. В общей сложности студия SEK принимала участие в более чем 250-ти зарубежных проектах. Студия SEK включает в себя 11 анимационных проектов, 2 занимаются рисовкой мультфильмов

для северокорейской аудитории, остальные же 9 выпускают работы для остального мира.

Работа с Республикой Корея стала доступна благодаря политике солнечного света или же "Sunshine Policy" проводимой Республикой Корея во время управления президента Ким Дэ Чжуна, которая была направлена на смягчение отношений Севера и Юга и их сотрудничество. В результате данной программы, северокорейские аниматоры компании SEK сотрудничали с южнокорейской компанией Iconix в период с 2003 по 2005 год, благодаря чему в 2005 году мир увидел совместный проект двух стран Корейского полуострова под названием «Императрица Чун» [4]. Сюжет данного мультфильма основа на известной корейской народной сказке, в которой дочь жертвует собой, чтобы спасти своего отца. Необычно то, что, что и в озвучке участвовали обе стороны, поэтому в оригинале мультфильма персонажи говорят на диалектах двух разных стран. Также этот мультфильм вышел в один день как в Южной, так и в Северной Корее. Он занял несколько номинаций на Международном фестивале анимации в Анси (Франция). Данный мультфильм занимает действительно важную роль в истории Корейской мультипликации, поскольку эта работа объединила две враждующие страны вместе для одного проекта.

Возможно, об этом мультфильме многие не знали, но, помимо него, студия SEK принимала участие в таких всемирно известных мультфильмов как: Друзья Ангела ("Angel's Friends") совместно с итальянской анимационной студией Mondo TV, Аватар: Легенда об Аанге ("Avatar: The last Airbender") в эпизоде «Пробуждение» совместно с южнокорейской MOI Animation Studio, Черепашки Ниндзя ("Teenage Mutant Ninja Turtles") в эпизоде 72, Покахонтас: принцесса американских индейцев (1998) и мультсериал Симба Король Лев (1997) также совместо с Mondo TV и так далее [4]. Но самыми известными работами являются проекты с американскими компаниями, которым помогала SEK. Такими являются Фильм Симпсоны ("The Simpsons Movie") и Футурама: Большой Куш Бендера ("Futurama: Bender's Big Score").

С 2010 года студия заключила контракт с многими анимационными студиями Китая, после чего было совместно разработано множество мультфильмов, мультсериалов, персонажей для

А.А. Габриэль. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

игр и так далее. На сегодняшний день, SEK имеет больше всего проектов с китайскими студиями. В 2014 году компания вместе с китайскими студиями открыла офис в Пекине, и согласно Animation Career Review студия SEK занимает 85 место среди самых влиятельных студий за все время [5].

По моему мнению, можно выделить несколько причин, почему же в закрытой от всего мира Северной Корее находится довольно-таки известная своими проектами на весь мир студия:

• Обход санкций от государства (студия работала совместно с иностранными, проектируя только некоторые моменты, а не всю работу целиком самостоятельно);

• Название лейбла по международному образцу (если зритель увидит в списке студий название "SEK Studious", то не найдет ничего подозрительного в этом, в отличие от того, если бы она называлась "Korean 26 April Animation Studios" [6];

• Дешевая оплата труда относительно других стран (всем известно, что северокорейская экономическая политика имеет трудности, поэтому уровень жизни северокорейцев ниже, чем тех же американцев и европейцев, поэтому зарплаты в Северной Корее ниже, чем в более развитых странах, что позволяет иностранным компаниям экономить на расходах своего проекта, но получить такую же по качеству работу, в сравнении с анимационными студиями из развитых стран.

Как же обстоит ситуация на Юге Корейского полуострова? Начало южнокорейской анимации началось с рекламы Lucky ToothPaste в 1956 году, однако, первым полнометражным мультфильмом была экранизация манхвы Хон Гиль Дон («^^ ^») от компании Seki Production. Мультфильм вызвал интерес у корейской публики, ведь до этого в прокат выходили только зарубежные анимационные фильмы [7]. Однако, введенный в Республике Корея закон о кинематографе (1962) (кор.

имел достаточно строгие требования в сфере кинематографа: все фильмы проверялись и подвергались цензуре на наличие «неугодных» политических комментариев от режиссеров, в году корейские кинотеатры должны были выделять 60-90 дней на показ только отечественных работ, студии должны были иметь оборудование, иметь минимальное количество работников по контракту, а также выпускать в прокат не менее 15 фильмов в год [8]. Однако, жесткая цензура не

распространялась на мультфильмы. Именно этот закон побудил огромное развитие анимационных фильмов. Seki Production, как владелец многих кинотеатров страны, не хотел терять доход во время проката отечественных фильмов, поэтому корейцам ничего не оставалось, кроме как начинать развивать свое мультипликационное искусство. Так, вслед за Хон Гиль Доном, последовали полнометражные мультфильмы, выпущенные также в этот период времени: Хоби и Чадоль Бави («î^l-^ Золотой Железный Чело-

век Сон О Конг (со-

вместная работа с Японией), Генерал Хон Гиль Дон («^^^ Принц Ходон и Принцесса

Накран Молниенос-

ный Атом («^7}|0}^») и так далее. После выпущенных работ, южнокорейское анимационное производство потерпело спад, поскольку на рынок вновь пришли западные мультфильмы. Но в 1977 на экраны вышел один из самых знаменитых и любимых южнокорейских мультфильмов Робот Тхэквон V («¿ЙМ ^^ V»). После этого, южнокорейские студии начали создавать мультсериалы и выходить на мировой рынок для того, чтобы укрепить статус Республики Корея на мировой площадке, особенно в преддверии Азиатских Игр 1986 и Олимпийских игр 1988, которые проходили в Сеуле впервые за всю историю. Первым южнокорейским сериалом стал Блуждающий Ккачи 44»), выпущен-

ный KBS в 1987 году. В 1990-ые годы корейская анимационная индустрия все также продолжала развиваться, но основой ее прибыли были американские и японские заказчики. Однако, с повышением уровня жизни в Корее, многие иностранные компании приняли решение уйти с корейского рынка на более дешевый (в основном китайский или вьетнамский). Тогда последовал кризис 2000-ых годов, в ходе которого в Республике Корея появились южнокорейские, известные на весь мир, мультсериалы: Пукка («Т4»), Пингвиненок По-роро («ffl-^ffl-^ ^¿¿») , Бернанрд («^^»), Приключения Тайо («^4^1 — 4^»), Робокар Поли («¿Ж4 #4»). Считается, что именно после 2011 года южнокорейская мультипликационная индустрия добилась большого выхода на мировой рынок. Например, компания Rough Draft Korea продолжила заключение контрактов с иностранными заказчиками, работая более чем с 45 популярными западными мультфильмами. Причиной такого успеха считается большой

прогресс в корейских технологиях, разработка новейшей графики и развитие анимационной индустрии в Южной Корее. В 2019 году в прокат вышел ремейк «Белоснежки» на современный лад, который называется «Красные туфельки и семь гномов» в котором уже про-

слеживается практически не отличимое качество рисовки от мировых западных анимационных студий. Правительство по сей день продолжает вкладывать в рекламу и развивать отечественное мультипликационное искусство. Так, в 2014 правительство Сеула предоставили гражданам и туристам автобусы, спроектированные под персонажей мультсериала Приключения Тайо, а на площади отеля Lotte World II была установлена фигурка пингвиненка Пороро из одноименного сериала. Помимо этого, также для рекламы привлекаются всемирно известные южнокорейские звезды. Так женская группа MOMOLAND выпустила два музыкальных видео с участием пингвиненка Пороро в 2019 и 2021 годах Также, в 2019 году от студии TinyTAN Animation под крылом BigHit IP были выпуще-

ны несколько анимированных музыкальных видеоклипов с участниками всемирно известной группы BTS, персонажи по сей день являются любимчиками фанатов группы. А мужской коллектив ENHYPEN в 2021 году выпустил клип под названием 'HEY TAYO' с участием персонажей из мультсериала Приключения Тайо.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что развитие мультипликационной культуры идет полным ходом в обеих странах Корейского полуострова. Хоть мультипликационное искусство совсем молодо, по сравнению с театром или кинематографом, но все же у него есть светлое будущее, поскольку в мультфильмах можно показать то, чего не существует в реальной жизни. Постепенно также набирают популярность не просто мультфильмы для детей, но и для взрослых, раскрывающие проблемы социума или же поучительные. У обеих стран Корейского полуострова есть огромные перспективы развиваться в этой сфере дальше и продолжать радовать свою аудиторию новыми, возможно даже совместными, проектами.

Список литературы

1. Wikipedia: Information about SEK Studios - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/SEK_Studio (дата обращения: 30.08.2022).

2. TVTropes: History of SEK Studios - URL: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Creator/SEKStudio (дата обращения: 30.08.2022).

3. Wikipedia: Information about Korean People's Army - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. m.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.orgwiki/Korean_People%>27s_Army (дата обращения: 30.08.2022).

4. Wikipedia: Sunshine Policy in Republic of Korea - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. ru.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Sunshine_Policy (дата обращения: 30.08.2022).

5. Wikipedia: Empress Chung cartoon information - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. ru.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Empress_Chung (дата обращения: 30.08.2022).

6. MOi Animation: Information about MOi Animation Studios - URL: https://moianimation.com/about (дата обращения: 30.08.2022).

7. Wikipedia: History of Korean Animation - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Korean_animation (дата обращения: 30.08.2022).

8. Терещенко, М. Анимация Восточной Азии. Часть III. Южная Корея / Мария Терещенко. Журнал «СЕ-АНС82» - URL: https://seance.ru/articles/korean_animation/ (дата обращения: 30.08.2022).

9. NEOLURK: South Korea's Animation - URL: http://neolurk.org/wiki/Мультфильмы_Южной_Кореи (дата обращения: 30.08.2022).

10. Михеев, В. А. Обзор кинематографа Республики Корея 50-70 годов / В.А. Михеев. Журнал «АРТ-КУЛЬТ» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-kinematografa-respubliki-koreya-50-70-godov-dvadtsatogo-veka-i-vliyaniya-na-nego-obschestvenno-politicheskih-usloviy/viewer (дата обращения: 30.08.2022).

А.А. Габриэль. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

References

1. Wikipedia: Information about SEK Studios - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/SEK_Studio (data obrashhenija: 30.08.2022).

2. TVTropes: History of SEK Studios - URL: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Creator/SEKStudio (data obrashhenija: 30.08.2022).

3. Wikipedia: Information about Korean People's Army - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Korean_People%27s_Army (data obrashhenija: 30.08.2022).

4. Wikipedia: Sunshine Policy in Republic of Korea - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. ru.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Sunshine_Policy (data obrashhenija: 30.08.2022).

5. Wikipedia: Empress Chung cartoon information - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. ru.66a30d59-62557be2-efdd0e8e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Empress_Chung (data obrashhenija: 30.08.2022).

6. MOi Animation: Information about MOi Animation Studios - URL: https://moianimation.com/about (data obrashhenija: 30.08.2022).

7. Wikipedia: History of Korean Animation - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Korean_animation (data obrashhenija: 30.08.2022).

8. Tereshhenko, M. Animacija Vostochnoj Azii. Chast' III. Juzhnaja Koreja / Marija Tereshhenko. Zhurnal «SEANS82» - URL: https://seance.ru/articles/korean_animation/ (data obrashhenija: 30.08.2022).

9. NEOLURK: South Korea's Animation - URL: http://neolurk.org/wiki/Multfilmy_Juzhnoj_Korei (дата обращения: 30.08.2022).

10. Miheev, V. A. Obzor kinematografa Respubliki Koreja 50-70 godov / V.A. Miheev. Zhurnal «ARTKUL"T» -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-kinematografa-respubliki-koreya-50-70-godov-dvadtsatogo-veka-i-vliyaniya-na-nego-obschestvenno-politicheskih-usloviy/viewer (data obrashhenija: 30.08.2022).

Дата поступления /Received 31.08.2022 Дата принятия в печать /Accepted 19.09.2022

© Габриэль А.А., 2022 © Gabriel A.A., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.