ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1991-2021 гг.)
Б.А. Ниязов, аспирант
Исламский университет Кыргызстана
(Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-2-9-12
Аннотация. В статье представлен исторический анализ становления и развития государственной религиозной политики в Кыргызкой Республике в 1991-2021 гг. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена повышением роли религиозного фактора в социально-политической, экономической и духовной жизни общества. На основе изучения официальных государственных и законодательных документов был сделан вывод, что в Кыргызской Республике в исследуемый период накоплен известный опыт разработки и реализации государственной политики в религиозной сфере.
Ключевые слова: религия, государственная религиозная политика, законодательство, концепция, религиозные организации.
В 1990-е годы, после обретения политического суверенитета, в Кыргызстане начинается процесс формирования государственной религиозной политики, обусловленный изменившейся религиозной ситуацией и назревшей острой необходимостью становления государственно-конфессиональных отношений на новом, более качественном уровне. Несмотря на проблемы и трудности постсоветского переходного периода, в Кыргызской Республике были приняты концептуальные документы, направленные на формирование благоприятной этноконфессиональной ситуации и обеспечение религиозной безопасности Кыргызстана. В рамках реализации государственной религиозной политики Кыргызской Республикой было сформировано национальное религиозное законодательство, подписаны международные документы, касающиеся фундаментальных прав человека на свободу религий и выражения убеждений, создана система государственного управления, координирующая вопросы религии и религиозную деятельность в стране.
Становление государственной религиозной политики суверенного Кыргызстана. С первых дней суверенного развития Кыргызской Республики приоритетным направлением государственной политики в религиозной сфере становится разработка нормативно-правовой базы госу-
дарственно-конфессиональных отношений. Процесс формирования нормативно-правовой базы государственной политики в отношении религий и религиозных организаций происходил поэтапно и отразил демократические преобразования, оказавших значительное влияние на конструктивное развитие поликонфессионального общества в Кыргызстане.
В 1991 году был принят Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который определил основы государственной политики в религиозной сфере. Впервые законодательно провозглашена и закреплена свобода вероисповедания.
14 ноября 1996 года Президент Кыргызской Республики А. Акаев подписал Указ «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания», в котором были утверждены: Временное положение об учетной регистрации религиозных организаций в Кыргызской Республике; Временное положение об учетной регистрации миссий зарубежных религиозных организаций и иностранных граждан, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности; Временное положение о религиозном обучении [1].
Следует отметить, что до 2006 года в Кыргызстане не было целостной Концепции государственной политики в религи-
озной сфере. В 2006 году впервые в истории суверенного Кыргызстана была разработана и принята Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики (Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 324). Концепция была направлена на укрепление межрелигиозного диалога, развитию взаимоотношения государства и религиозных объединений в области духовного и нравственного воспитания общества, формированию толерантности сознания, выработки и противодействия проявлениям религиозного экстремизма, фундаментализма и деструктивным течениям религий [2].
В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 20132017 годы было указано, что «с учетом новых реалий и угроз необходимо пересмотреть Концепцию государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 324, а также предусмотреть внесение изменений в законодательство, регулирующее религиозную сферу» [3].
По мнению экспертов, «вплоть до 2014 г. государственной политике в религиозной сфере уделялось мало внимания, отсутствовал вектор направления по выстраиванию взаимоотношений государства и религии» [4].
С 2014 года в Кыргызстане проводится активная работа по разработке программных документов, реализуются мероприятия по улучшению текущей религиозной ситуации в стране. Состояние государственно-конфессиональных отношений и существующие проблемы и угрозы в религиозной сфере вызвали необходимость разработки новой концепции государственной религиозной политики. В 2014 году Указом Президента Кыргызской Республики была утверждена «Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 20142020 годы». Данная Концепция определила основные направления и принципы государственного регулирования деятельно-
сти религиозных организаций и объединений.
В процессе разработки данной Концепции в формате общественного и экспертного обсуждения были выработаны и согласованы: ключевые понятия, принципы и ценности, на которых основана государственная политика в религиозной сфере; приоритетные направления государственной религиозной политики, области взаимодействия государства и религии; этапы и механизмы реализации государственной политики в религиозной сфере [5].
В рамках реализации Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы была начата работа по ряду направлений:
- упорядочена учетная регистрация религиозных объединений, в связи, с чем снижено количество объединений, незаконно осуществляющих свою деятельность;
- предприняты действия по совершенствованию НПА в религиозной сфере и приведению их в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики и международными стандартами по правам человека;
- созданы и развиваются площадки для устойчивого диалога между государственными органами и религиозными объединениями, в том числе Межконфессиональный совет и другие экспертные советы;
- в рамках сотрудничества с ДУМК оказано содействие в формировании системы аттестации и повышения квалификации священнослужителей;
- заложена основа для функционирования системы предоставления религиозного образования, начат процесс систематизации учебных заведений, разработки и утверждения требований к ним по содержанию обучения и материально-техническому обеспечению;
- укреплен потенциал уполномоченного государственного органа по делам религий Кыргызской Республики: повышен экспертный уровень, налажено международное сотрудничество, учреждены должности представителей в областях, функцио-
нирует Центр исследования религиозной ситуации;
- реализованы меры по проведению разъяснительной, профилактической работы среди населения в целях повышения правовой грамотности и предупреждения конфликтов на религиозной почве.
Принятая в сентябре 2021 года новая Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021-2026 годы призвана содействовать продолжению работы, начатой в рамках реализации Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы [6].
Заключение. Подводя итоги данной статьи, хотелось бы отметить, что в исследуемый период в Кыргызстане в целом сформированы законодательные и институциональные механизмы реализации государственной религиозной политики и продолжается их дальнейшее совершенствование. Положительный опыт Кыргызстана в сфере государственно-конфессиональных отношений изучается многими странами, эксперты считают шаги Кыргызстана в проведении политики в сфере религий наиболее удачными. Так, в частности, авторами исследования «Религиоз-
ная безопасность в Кыргызской Республике» отмечается, что, «несмотря на некоторые пробелы и недоработки, государственная политика в отношении религии в целом оценивается положительно. Демократичный подход и отсутствие репрессий, имеющих место в соседних странах, являются преимуществом, которое следует поддерживать и извлекать из него максимум выгоды для правительства и общества» [7, с. 59].
Вместе с тем, следует отметить, что по итогам анализа реализации государственной религиозной политики Кыргызской Республики сохраняет актуальность ряд существующих проблем и рисков: отсутствие механизмов межведомственной координации работы по борьбе с рисками и угрозами безопасности; недостаточная информированность государственных органов и местного сообщества о религиозной ситуации; отсутствие конструктивной модели сотрудничества между государством и религиозным сообществом; нехватка научно-исследовательских центров, изучающих религиозные процессы в кыр-гызстанском сообществе, а также малое количество специалистов-теологов и религиоведов по проблемам религии и межконфессионального взаимодействия.
Библиографический список
1. Указ Президента КР от 14 ноября 1996 года N УП-319 «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/^bd.minjшt.gov.kg/act/view/ru-ru/46629/10?mode=tekst
2. Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики (Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 324). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430711/10?mode=tekst
3. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11).
4. Усенов А. Религиозная политика в Кыргызстане: анализ достижений и проблем. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cabar.asia/ru/religioznaya-politika-v-kyrgyzstane-analiz-dostizhenij-i-problem
5. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 гг. - Бишкек, 2014.
6. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021-2026 годы. - Бишкек, 2021.
7. Насритдинов Э., Эсенаманова Н. Религиозная безопасность в Кыргызской Республике. - Бишкек, 2014.
- ПомитомогиR -
HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE RELIGIOUS POLICY IN THE
KYRGYZ REPUBLIC (1991-2021)
B.A. Niyazov, Postgraduate Student Islamic University of Kyrgyzstan (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article presents a historical analysis of the formation and development of the state religious policy in the Kyrgyz Republic in 1991-2021. The relevance of studying this problem is due to the increasing role of the religious factor in the socio-political, economic and spiritual life of society. Based on the study of official state and legislative documents, it was concluded that in the period under study, the Kyrgyz Republic accumulated a certain experience in the development and implementation of state policy in the religious sphere.
Keywords: religion, state religious policy, legislation, concept, religious organizations.