Научная статья на тему 'История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями'

История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3906
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ / HISTORY OF DEVELOPMENT / PUBLIC PROPERTY / PROPERTY DELIMITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барсукова В. А.

Приведена подробная периодизация развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Осуществлена периодизация как правового регулирования рассматриваемого института, так и фактического осуществления формирования муниципальной собственности в результате разграничения. Этапы выделены в зависимости от следующих критериев: порядка передачи имущества в собственность муниципального образования и преобладающих на каждом этапе видов передаваемого имущества, а также темпов передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of municipal property formation as a result of property delimitation between the Russian Federation, the Russian Federation subjects and municipal institutions

A detailed periodization of municipal property forming development as a result of property delimitation between the Russian Federation, the Russian Federation subjects and municipal institutions is given in the article. The author made the periodization both legal regulation of the observed institution and actual realization of municipal property forming as a result of property delimitation. The phases were chosen according to the following criteria: order of property alienation to a municipal institution and types of the alienated property prevailing at every phase and speed of alienation.

Текст научной работы на тему «История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 249-257.

УДК 347.734 В.А. Барсукова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ, СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

Приведена подробная периодизация развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Осуществлена периодизация как правового регулирования рассматриваемого института, так и фактического осуществления формирования муниципальной собственности в результате разграничения. Этапы выделены в зависимости от следующих критериев: порядка передачи имущества в собственность муниципального образования и преобладающих на каждом этапе видов передаваемого имущества, а также темпов передачи.

Ключевые слова: история развития, муниципальная собственность, разграничение собственности.

В настоящее время достаточно активно продолжается процесс разграничения собственности между уровнями публичной власти - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Именно в результате разграничения в значительной своей части формируется муниципальная собственность.

При этом вопрос о формировании муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями имеет свою историю. Этот институт является достаточно новым. Его история складывается с начала 90-х годов прошлого века. До этого времени в нашей стране существовала концепция единого фонда государственного имущества, единственным собственником которого являлся Союз ССР.

Формирование муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности началось с разгосударствления существовавшей ранее публичной собственности в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной (коллективной). Реформирование существовавшей публичной собственности пошло по пути передачи материально-производственных объектов в муниципальную собственность. То есть муниципальная собственность появилась путем выделения из государственной [1].

Периодизацию развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской

© В.А. Барсукова, 2009

Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями целесообразно осуществлять в зависимости от порядка передачи имущества в собственность муниципального образования и от преобладающих на каждом этапе видов передаваемого имущества, а также темпов передачи. Можно выделить следующие этапы:

1. С апреля 1990 г. по 17 марта 1992 г.

2. С 18 марта 1992 г. по настоящее время. Делится на три этапа:

2.1. С 18 марта 1992 г. по 31 декабря 2004 г.

2.2. С 1 января 2005 г. по 11 июня 2006 г.

2.3. С 27 июня 2006 г. по настоящее время.

1. С 9 апреля 1990 г. по 17 марта

1992 г. Декларативный период, когда муниципальная собственность провозглашалась в качестве самостоятельной формы собственности, формально на законодательном уровне закреплялась возможность формирования муниципальной собственности за счет передачи государственной собственности, но отсутствовала процедура такой передачи.

Муниципальная собственность как одна из экономических основ местного самоуправления впервые появилась в виде коммунальной собственности, закрепленной Законом СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Этот закон закрепил автономность местных Советов по отношению к иным государственным органам в пределах своей компетенции. Основу такой независимости должны были обеспечить местное хозяйство и коммунальная собственность. Закон положил начало преобразованию и совершенствованию публичной собственности в Советском государстве. Одним из важнейших направлений было формирование нового вида публичной собственности - коммунальной собственности [1, с. 253-254].

В состав коммунальной собственности, по этому закону, включалось имущество, создаваемое или приобретаемое органами местного самоуправления за счет принадлежащих им средств, а также имущество, передаваемое им безвозмездно республиканскими, союзными органами и иными субъектами. Местные органы власти по-

лучили право ставить вопрос о передаче им в собственность предприятий и учреждений, принадлежащих другим собственникам, но имеющих важное значение для обеспечения населения коммунальными и социально-культурными услугами.

Согласно ст. 10 этого Закона формирование коммунальной собственности могло происходить как в результате безвозмездной передачи государственного имущества в коммунальную собственность, так и посредством продажи указанного имущества местным Советам.

Далее было принято два закона, которые применительно к формированию муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности ничего нового не внесли.

Это Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. (утративший силу после введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 г.), которым был установлен объектный состав коммунальной собственности.

Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», в котором впервые было закреплено понятие «муниципальная собственность». Этот Закон установил, что муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории. Этот закон включил в состав муниципальной собственности финансовые средства местных бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. В муниципальной собственности могли находиться земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные бумаги и т. д.

В то же время применение на практике положения данных законов оказалось достаточно сложным в связи с отсутствием в нем ряда важных норм. В частности, в этих законах не содержалось конкретного механизма формирования муниципальной собственности, преобразования объектов государственной собственности в муниципальную, не содержались критерии необходимости и целесообразности передачи объектов местным органам власти. Имущество, находящееся в

государственной собственности, на момент вступления данных законов в силу не становилось автоматически собственностью административно-территориаль-

ных образований «до проведения разграничения имущества». В Постановлении Верховного Совета СССР от 6 марта 1990 г. «О введении в действие Закона СССР “О собственности в СССР’ отмечалось, что разграничение должно быть обеспечено Советом Министров СССР совместно с правительствами союзных республик и с участием автономных республик. Однако порядок разграничения не был определен.

Все это обусловило декларативный характер данных документов и невозможность их практической реализации в вопросах регулирования отношений формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности. Несмотря на то, что формально за муниципальными образованиями был закреплен широкий круг объектов собственности, указанные законы не произвели радикальных перемен в сложившейся на тот момент практике муниципального управления. Их значение для муниципального хозяйства сводилось больше к реформаторскому характеру и новизне впервые закрепленных в них положений. Вместе с тем эти законы явились толчком для дальнейшего развития законодательства о муниципальной собственности в нашей стране [2, с. 170].

Конец 1991 г. в Российской Федерации был отмечен появлением одного из самых серьезных документов на этапе формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности в нашей стране - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1). Этим документом до настоящего времени руководствуются муниципальные органы в определении состава имущества, подлежащего передаче в му-

ниципальную собственность при разграничении государственной собственности.

Постановление № 3020-1 разграничивает некогда единую государственную собственность на три самостоятельных вида: объекты, относящиеся исключи-

тельно к федеральной собственности; объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации; и, наконец, объекты, относящиеся к муниципальной собственности.

Целью процесса разграничения ставилась последующая ускоренная приватизация государственной собственности в регионах (в период перестройки отношения разграничения собственности рассматривались как временные, существующие лишь для возможной приватизации когда-то единого государственного имущества) [3, с. 20].

Постановлением № 3020-1 было определено 2 критерия разграничения государственного имущества:

1) принадлежность имущества определенной организаций;

2) назначение имущества.

Согласно приложению 3 к постановлению № 3020-1 в муниципальную собственность передаются объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относятся: жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

В муниципальную собственность передаются также объекты государственной собственности, находившиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта. Предусматривается передача в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, нахо-

дившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Необходимо отметить, что Постановлением № 3020-1 предусмотрена передача объектов государственной (федеральной и региональной) собственности только в муниципальную собственность двух видов поселений: городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с п. 4 Постановления № 3020-1 субъекты Российской Федерации, получившие из федеральной собственности в свою соответствующие объекты, могут передать их в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав, по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Но процедуры передачи объектов в муниципальную собственность в Постановлении № 3020-1 по-прежнему не содержалось. Несмотря на большую значимость данного правового акта для формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности, он также являлся декларативным до установления в законодательстве процедуры разграничения государственной собственности.

Таким образом, в данный период фактически муниципальная собственность сформирована не была ввиду отсутствия механизма передачи. Муниципалитеты использовали государственное имущество, которое было передано в их ведение, но они не являлись собственниками такого имущества.

2. С 18 марта 1992 г. по настоящее время. Период, когда появляется механизм передачи имущества в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности, и формирование муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности реально осуществляется.

Этот период делится на три этапа:

2.1. С 18 марта 1992 г. по 31 декабря 2004 г. Второй период в истории развития института формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности начинается с 18 марта 1992 г., когда в развитие Постановления № 3020-1 было принято Распоряжение Президента Россий-

ской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (далее -Распоряжение № 114-рп), которое положило начало фактической реализации положений Постановления № 3020-1 и инициировало процесс пообъектной передачи государственного имущества в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности.

Распоряжение № 144-рп установило упрощенную процедуру передачи имущества в муниципальную собственность в результате разграничения государственной собственности.

Основное правовое значение этого и последующих правовых актов для формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности заключается в том, что в них определяется механизм передачи объектов в муниципальную собственность из государственной, что положило начало фактического формирования муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности.

На его основании органы государственно власти Российской Федерации и ее субъектов приняли сотни правовых актов о передаче объектов соответствующего вида из государственной собственности в муниципальную в порядке разграничения государственной собственности.

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность при разграничении собственности, включались только те объекты, которые по законодательству могли быть отнесены к муниципальной собственности; перечень разрабатывался комитетом по управлению имуществом города или района и утверждался представительным органом местного самоуправления.

9 декабря 1992 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми муниципальная собственность была закреплена в качестве самостоятельной формы собственности, экономической основы местного самоуправления.

В дальнейшем был принят ряд правовых актов, которые конкретизировали и уточняли положения Постановления № 3020-1 и Распоряжения № 114-рп.

В то же время ситуация осложнялась тем, что на формировании муниципальной собственности существенным образом сказывался процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (особенно небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния [4, с. 337]. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (в котором был определен порядок приватизации еще не сформированной на тот момент муниципальной собственности) и принятые на его основе программы приватизации не предусматривали исключений для муниципального имущества. Во многих случаях имущество, которое должно было перейти в муниципальную собственность, приватизировалось еще до образования органов местного самоуправления как таковых. Более того, объекты муниципальной собственности приватизировались в первую очередь. Муниципальные образования оказались лишенными значительной части собственности, которая могла бы стать основой их экономической деятельности.

Далее были приняты Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-быто-вого назначения приватизируемых предприятий» и Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», в соответствии с которыми при приватизации предприятий предусмотрена передача в муниципальную собственность находящихся у них на балансе зданий, сооружений, жилых помещений, нежилых помещений, используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, детских домов и др. (т. е. объектов, соответствующих видам объектов, предусмотренных приложением № 3 к Постановлению № 3020-1).

Далее были приняты Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 5 февраля 1993 г.

№ 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения», Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря

1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», которые закрепили отношения в сфере защиты муниципальной собственности. В соответствии с ними органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, согласно Постановлению № 3020-1, передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, обратно в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в федеральную собственность может осуществляться лишь с согласия органов местного самоуправления или по решению суда (хотя, следует отметить, что порядка передачи объектов из муниципальной собственности в государственную законодательством этого периода не предусматривалось), а также устанавливалось, что решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Следующим шагом стало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепил состав экономической основы местного самоуправления без каких-либо существенных нововведений, но, в то же время, дальше развил социально-экономическое и юридическое содержание понятия муниципальной собственности и ее формирования. Данный закон определил состав муниципальный собственности.

10 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Эти два закона четко определили правовые, экономические и финансовые гарантии местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации 1993 г. и фактически завершили процесс правового оформления отношений муниципальной собственности в нашей стране.

В результате на данном этапе в муниципальную собственность из государственной было передано большое количество объектов жилищно-коммунального комплекса, бытового обслуживания населения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. В частности, Правительство Российской Федерации передало органам местного самоуправления жилищный фонд предприятий и других объектов федерального значения, десятки тысяч объектов социально-культурного и бытового назначения, тысячи спортивных комплексов, плавательных бассейнов, стадионов, энергетических установок. Кроме того, в муниципальную собственность перешли объекты производственного назначения различного профиля (заводы, комбинаты) [1, с. 271].

Необходимо отметить, что на данном этапе формирование муниципальной собственности в результате разграничения собственности шло неравномерно:

- с 18 марта 1992 г. до середины 1993 г. были сравнительно низкие темпы передачи имущества в муниципальную собственность в результате разграничения собственности, в собственность муниципальных образований передавались, в основном, предприятия, организации, заводы и другие объекты производственного назначения;

- с середины 1993 г. до конца 1994 г. темпы передачи имущества в муниципальную собственность в результате разграничения собственности были также невысокими, но изменился состав передаваемого имущества. В муниципальную собственность передавались, в основном, жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры;

- с 1995 г. до конца 1998 г. темпы передачи имущества в муниципальную собственность в результате разграничения собственности существенно возросли. Состав передаваемого имущества остался прежним, то есть в муниципальную собственность передавались, в основном, жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, а также объекты социально-культурного и бытового назначения;

- с 1999 г. до конца 2004 г. опять наблюдался некоторый спад темпов передачи имущества в муниципальную собственность в результате разграничения соб-

ственности. В собственность муниципальных образований передавались, в основном, жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, объекты социально-культурного и бытового назначения. Кроме того, осуществлялась передача в муниципальную собственность и производственных объектов.

Таким образом, на данном этапе процесс передачи имущества из государственной собственности в муниципальную в результате разграничения собственности шел достаточно активно, что, безусловно, оказывало позитивное влияние на пополнение муниципальной собственности, а, следовательно, на укрепление самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Однако этот процесс имел отрицательные стороны: передаваемые объекты требовали финансирования, и поэтому они легли дополнительным грузом на местные бюджеты, которые в большинстве случаев не были в состоянии обеспечить их эффективное финансирование [5, с. 427].

2.2. С 1 января 2005 г. по 11 июня 2006 г. Формирование муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности осуществляется по основаниям, предусмотренным Постановлением № 3020-1 и ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), в порядке, предусмотренном Распоряжением № 114-рп и ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ. То есть существовало два порядка формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности:

1) на основании Постановления № 3020-1 и Распоряжения 114-рп - формирование муниципальной собственности в резуль-

тате разграничения государственной (не-разграниченной) собственности;

2) на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ - формирование муниципальной собственности в результате разграничения собственности в связи с перераспределением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Таким образом, второй этап связан с принятием Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон

№ 131-ФЗ) (которым установлен переходный период с 6 октября 2003 г. до 1 января 2012 г.) и Федерального закона № 122-ФЗ. В ст. 50 Закона № 131-ФЗ закреплен подробный перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности каждого типа муниципальных образований. Статьей 85 Закона № 131-ФЗ установлена обязанность органов государственной власти обеспечить передачу в муниципальную собственность имущества, необходимого для осуществления полномочий местного самоуправления в соответствии с видами имущества, указанными в ст. 50 Закона № 131-ФЗ.

В развитие Закона № 131-ФЗ, а именно ст. 85, Правительство Российской Федерации должно было до 1 января 2005 г. утвердить порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Указанное полномочие так и не было реализовано, и данная норма в 2007 г. была исключена из ст. 85 Закона № 131-ФЗ.

Вместо правового акта Правительства Российской Федерации такой порядок был определен ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (вступила в силу с 1 января 2005 г.), которая установила процедуру передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот при разграничении собственности в связи с перераспределением полномочий.

Как отмечалось выше, на этом этапе продолжал действовать также порядок передачи имущества из государственной собственности в муниципальную при разграничении собственности, утвержден-

ный Распоряжением № 114-рп до 11 июня 2006 г. (утратил силу с 12 июня 2006 г. в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ).

Процедура передачи объектов в муниципальную собственность, предусмотренная ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ, аналогична процедуре, предусмотренной распоряжением № 114-рп. Но ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ уточнен круг субъектов передачи имущества в муниципальную собственность при разграничении собственности (помимо органов местного самоуправле-н ия и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в формировании муниципальной собственности в результате разграничения собственности могут участвовать также федеральные органы государственной власти).

В результате на данном этапе наблюдается некоторый спад темпов передачи имущества из государственной собственности в муниципальную при разграничении собственности. В муниципальную собственность передавались, в основном, объекты жилищно-коммунального хозяйства, жилые помещения, а также объекты, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, объекты, необходимые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (то есть имущество, не имеющее определенного целевого назначения, которое может использоваться любым юридическим лицом, такое как автомобили, компьютерная техника, мебель). Вероятно, это было вызвано тем, что в тот период существовали некоторые трудности в определении механизма передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого: в этот период действовали два правовых акта, регулирующих порядок разграничения собственности - Распоряжение № 114-рп и Федеральный закон № 122-ФЗ - то есть уже вступил в силу новый закон, а предыдущий порядок формально не был отменен и продолжал действовать.

2.3. С 27 июня 2006 г. по настоящее время. Формирование муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности осуществляется по основаниям, предусмотренным Постановлением № 3020-1 и

ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее -Постановление № 374). То есть основания передачи имущества в муниципальную собственность при разграничении собственности остались те же, что и на предыдущем этапе, но была введена общая процедура передачи имущества как на основании Постановления № 3020-1 (при формировании муниципальной собственности в результате разграничения государственной (неразграниченной) собственности), так и на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (при формировании муниципальной собственности в результате разграничения собственности в связи с перераспределением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями). При этом процедура была усложнена путем введения требований к документам, необходимым для принятия решения о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную.

То есть третий этап формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями начинается 27 июня 2006 г., когда вступило в силу Постановление № 374, которым был утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность.

Указанный перечень документов требуется для передачи имущества из государственной собственности в муниципальную как при разграничении государственной (неразграниченной) собственности, так и при разграничении собственности в связи с перераспределением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Принятие указанных правовых актов позволило продолжить формирование муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

На данном этапе в муниципальную собственность передаются, в основном, объекты здравоохранения, образования, социальной защиты, дома отдыха, курортные дома, санатории, объекты жилищно-коммунального назначения, жилые помещения, а также имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Причем в настоящее время все больше передается имущество именно последней группы. Это административные здания, отдельные помещения в них, гаражи, автомобили, компьютерная техника и др. Несмотря на усложнение процедуры передачи объектов в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности, темпы такой передачи и количество имущества, передаваемого муниципалитетам, остаются достаточно высокими.

Таким образом, на сегодняшний день в России возможность формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Росс ийской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями признана на законодательном уровне. Действующая нормативно-правовая база дает полное представление об объектном и субъектном составах муниципальной собственности, что создало исходные предпосылки для реального оформления института муниципальной собственности в нашей стране [2, с. 172].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2000.

[2] Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправ-

ление. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

[3] Моисеева Е.В. Участие публично-правовых об-

разований в гражданских правоотношениях по

разграничению публичной собственности // Российский судья. 2006. № 8.

[4] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004.

[5] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Велби, Проспект, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.