Научная статья на тему 'История развития добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX – начала XX века'

История развития добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / добыча / Апшеронский полуостров / нефтепровод / трубопроводный транспорт / Бакинский нефтегазоносный район / Грозненский нефтяной район / oil / production / Absheron Peninsula / oil pipeline / pipeline transport / Baku oil and gas region / Grozny oil region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Логинова Марианна Евгеньевна, Пушина Любовь Александровна, Хасанов Ильнур Ильдарович, Исаева Татьяна Александровна, Чуйко Егор Валерьевич

Целью исследования является анализ истории становления добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX – начала XX века. Авторами рассмотрены этапы развития добычи нефти в ключевых нефтяных районах России, выделены основные причины появления массового развития бурения нефтяных скважин и строительства нефте- и нефтепродуктопроводов. Отмечен вклад основных ученых, принявших активное участие в становлении проектирования и эксплуатации объектов транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены ключевые трубопроводы, построенные до 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Логинова Марианна Евгеньевна, Пушина Любовь Александровна, Хасанов Ильнур Ильдарович, Исаева Татьяна Александровна, Чуйко Егор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF OIL PRODUCTION AND PIPELINE TRANSPORT IN RUSSIA IN THE END OF THE 19TH – BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The aim of the study is to analyze the history of the formation of oil production and pipeline transport in Russia in the late 19th early 20th centuries. The authors examined the stages of development of oil production in the key oil regions of Russia, identified the main reasons for the emergence of a massive development of drilling oil wells and the construction of oil and oil product pipelines. The contribution of the main scientists who took an active part in the development of the design and operation of transport and storage facilities for oil and oil products is noted. The key pipelines built before 1917 are considered.

Текст научной работы на тему «История развития добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX – начала XX века»

УДК 622.692.6

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-44-48

История развития добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX - начала XX века

Логинова Е.А.1, Пушина Л.А.2, Хасанов И.И.1, Исаева Т.А.3, Чуйко Е.В.1

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: chuikoegor1997@yandex.ru

2 Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195,

E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com

3 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, 117997, Москва, Россия E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

Резюме: Целью исследования является анализ истории становления добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX - начала XX века. Авторами рассмотрены этапы развития добычи нефти в ключевых нефтяных районах России, выделены основные причины появления массового развития бурения нефтяных скважин и строительства нефте- и нефтепродуктопроводов. Отмечен вклад основных ученых, принявших активное участие в становлении проектирования и эксплуатации объектов транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены ключевые трубопроводы, построенные до 1917 года.

Ключевые слова: нефть, добыча, Апшеронский полуостров, нефтепровод, трубопроводный транспорт, Бакинский нефтегазоносный район, Грозненский нефтяной район.

Для цитирования: Логинова Е.А., Пушина Л.А., Хасанов И.И., Исаева Т.А., Чуйко Е.В. История развития добычи и трубопроводного транспорта нефти в России конца XIX - начала XX века // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 44-48. D0I:10.24412/2226-2296-2022-2-3-44-48

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF OIL PRODUCTION AND PIPELINE TRANSPORT IN RUSSIA IN THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF

THE 20TH CENTURY

Marianna E. Loginova1, Lyubov A. Pushina2, Ilnur I. Khasanov1, Tatyana A. Isaeva3, Egor V. Chuyko1

1 Ufa State Petroleum Technical University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: chuikoegor1997@yandex.ru

2 Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russia

ORCID: ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com

3 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), 117997, Moscow, Russia E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

Abstract: The aim of the study is to analyze the history of the formation of oil production and pipeline transport in Russia in the late 19th -early 20th centuries. The authors examined the stages of development of oil production in the key oil regions of Russia, identified the main reasons for the emergence of a massive development of drilling oil wells and the construction of oil and oil product pipelines. The contribution of the main scientists who took an active part in the development of the design and operation of transport and storage facilities for oil and oil products is noted. The key pipelines built before 1917 are considered.

Keywords: oil, production, Absheron Peninsula, oil pipeline, pipeline transport, Baku oil and gas region, Grozny oil region.

For citation: Loginova M.E., Pushina L.A., Khasanov I.I., Isaeva T.A., Chuyko E.V. HISTORY OF DEVELOPMENT OF OIL PRODUCTION AND

PIPELINE TRANSPORT IN RUSSIA IN THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURY. History and Pedagogy of Natural Science.

2022, no. 2-3, pp. 44-48.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-44-48

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR according to the research project No 19-29-07471 mk.

44

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

С бурным развитием нефтедобычи во второй половине XIX века остро стал вопрос о транспортировке нефти с промыслов к нефтеперерабатывающим заводам.

Первый нефтеперегонный завод по немецкому образцу был построен в 1858-1859 годах бароном Н.Е. Торнау, магнатом В.А. Кокоревым и купцом П.И. Губониным в поселке Сураханы. Изначально предназначавшийся для получения осветительных масел из смолистых сланцев, он после неудовлетворительных результатов был переформатирован на переработку нефти, с использованием которой было получено осветительное масло лучшего качества [1].

Будучи в 1863 году сотрудником вышеупомянутого завода, Д.И. Менделеев тогда высказал предложение «устраивать особые трубы для проведения нефти». Он расценивал применение трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов как первое условие процветания отечественной нефтяной промышленности [2]. В те годы транспорт нефти, добываемой из колодцев или неглубоких скважин, осуществлялся путем наливания в бурдюки, которые грузили на верблюдов и везли к побережью, где из них выпаривали керосин. По состоянию на 1860-е годы стоимость керосина за пуд существенно превышала цену нефти: до 4 руб. против 30-40 коп.

Однако данный замысел не получил развития в России и спустя два года был реализован в США: первый американский нефтепровод длиной 5 миль (8,05 км) и диаметром трубы 2 дюйма (50,8 мм) был построен в Пенсильвании, о чем позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути» [3].

Впоследствии идеи известного российского ученого были воплощены в жизнь инженером Л. Нобелем. По его поручению в 1874 году старший из братьев Нобель, Роберт, отправился на поиск нефтяных месторождений на Апшеронский полуостров и остров Челекен После достижения поставленной цели (на острове Челекен было найдено месторождение нефти с залеганием на глубине 21 м) год спустя в Баку был построен нефтеперегонный завод, который предусматривал, в частности, производство парафина и очистку керосина. Отмечалась высокая по состоянию на 1870-е годы степень переработки нефти: из добываемого топлива 40% было переработано в легкий керосин, качеством не уступавший лучшим американским образцам [4].

Летом 1876 года по результатам поездки по Апшерону Л. Нобель написал аналитическую записку «Взгляд на бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность» и тем самым, по сути, представил комплексную программу коренных преобразований отечественного нефтяного дела. Для начала нужно было отказаться от транспортировки нефти гужевым транспортом - в бочках емкостью 20...25 пудов (которые к тому времени вытеснили бурдюки (фото

1). Программа также предусматривала строительство нефтепроводов от промыслов до нефтеперегонных заводов, строительство железных резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, внедрение наливной перевозки нефти в вагонах-цистернах, речных и морских судах, создание разветвленной структуры для хранения и сбыта нефтепродуктов в России [5].

К 1878 году Л. Нобель провел переговоры со многими строительными фирмами, но они отказались от этого нового по тому времени дела. Тогда совместными усилиями братья Роберт, Альфред и Людвиг Нобели решили реализовать проект строительства нефтепровода самостоятельно с помощью строительной конторы инженера А.В. Бари, недавно приехавшего из Америки, и отставного инженера-подполковника, члена Императорского Русского технического общества Н.А. Сытенко.

Месторасположение строительства первого российского нефтепровода выбрано неслучайно: именно с находящегося на Апшеронском полуострове Бакинского нефтегазоносного района на четверть века ранее началась история российской нефти - в 1846 году была пробурена первая нефтяная скважина на Биби-Эйбатском месторождении близ Баку (фото 2) [6]. Однако это не привело к активному развитию нефтедобывающей отрасли в России. Катализатором развития коммерческого нефтяного промысла в мире становится начало бурения глубоких скважин в США (штат Пенсильвания): в 1859 году был открыт большой артезианский источник в Веньнано. До конца следующего года в штате было пробурено до 2 тыс. скважин глубиной от 20 до 200 м [1]. С конца 1860-х годов в России начинается активная разведка нефтяных месторождений на Кавказе.

Известно, что добыча нефти кустарным методом из ба-лаханских колодцев велась на территории Апшеронского полуострова и до XIX века. В очерке немецкого ученого и дипломата А. Олеария, побывавшего на Каспийском побережье в 1636 году, нефть описывалась как «особое масло, которое около Баку и близь горы Бармак из постоянных колодцев в очень большом количестве вычерпывается и в мехах развозится большими возами, как мы сами видели, для продажи...». Также о процессах добычи известно из записей секретаря шведского посольства в Персии Э. Кемпфера (1683), сотрудника русского посольства в Персии И. Лерхе (1733). В различные периоды балаханские колодцы принадлежали Персии, но с 1813 года после присоединения Бакинского, Кубинского и Дербентского ханств к России нефтяные колодцы стали окончательно принадлежать России. К 1862 году в Балаханах было насчитано 102 колодца. Поставляемая в Баку нефть переправлялась длинными караванными путями в Грузию, Иран и по Каспию в Астрахань [7].

2-3 • 2022

1. Перевозка нефти в бурдюках на верблюдах

История и педагогика естествознания

2. Поднятие нефти ручным воротом в XIX веке на месторождении Биби-Эйбат

W5

В 1871 году в Балаханах была пробурена первая промышленная скважина глубиной 64 м. Успешное использование ударно-штангового способа бурения привело к повсеместному бурению нефтяных скважин, а новый способ нефтедобычи постепенно заменил старый метод рытья нефтяных колодцев.

При рассмотрении причин, по которым на Кавказе начинается активная разведка месторождений и привлечение инвесторов, нельзя не отметить введенные в 1872 году законодательные акты «Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов» и «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов», позволяющие частным лицам покупать и иметь в пользовании нефтяные промыслы. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах и 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 руб. Согласно принятым законам, неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 руб. за одну десятину земли, равной 1,092 га. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти [8].

В результате стремительного развития нефтяной промышленности к середине 1870-х годов внутри городской территории насчитывалось уже около двадцати нефтеперегонных заводов, еще два завода находилось в Сураха-нах. Постоянные пожары и загрязнение жилых кварталов сажей и копотью повлияли на решение губернской власти ликвидировать нефтеперегонные заводы внутри города и переместить их на расстояние свыше 2 км от Баку на территорию, впоследствии получившую название Черный город (фото 3).

Основным недостатком существующего способа транспорта нефти являлось его дороговизна и зависимость от метеоусловий. Несмотря на рассуждения, высказанные Д.И. Менделеевым о рациональности использования трубопроводного транспорта, транспортировка нефти бурдюками и бочками до заводов и пароходов являлась очень прибыльным бизнесом (стоимость перевозки составляла 21 коп. за пуд по расценкам 1877 года), в котором было занято более 10 тыс. возчиков. В дождливую пору движение арб прекращалось: непроходимая грязь препятствовала транспортировке, что влияло на приостановку работы заводов [9].

Созданная фирма «Бари, Сытенко и Ко» осенью 1878 года построила на Апшеронском полуострове первый в России нефтепровод Балаханы - Черный город длиной 8,5 вер-

3. Баку, Черный город

4. Владимир Шухов

сты (9,07 км) с диаметром трубы 3 дюйма (7,62 см). Проект нефтепровода, включающий все сооружения технической инфраструктуры по трассе нефтепровода и первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища, разработал другой великий соотечественник - В.Г. Шухов (фото 4), не менее известный как изобретатель знаменитой Шаболовской телебашни гиперболоидной конструкции. Стальные трубы нефтепровода были соединены с помощью муфт и нарезных концов. Нефтепровод мог перекачивать с помощью парового насоса до 80 тыс. пудов (1280 т) нефти в сутки.

Разработка цилиндрического резервуара решила проблему дорогостоящего хранения нефти и нефтепродуктов. Наиболее популярный к середине второй половины XIX века способ предполагал хранение нефти в бочках или мощных прямоугольных баках на толстом, крепком основании. Дешевизна и надежность идеи, основанной на распределении в емкости давления жидкости, которое уменьшается по мере удаления от поверхности земли, позволили фирме Бари получить заказ на 20 тыс. таких резервуаров. Впоследствии их конструкция станет международным стандартом.

Позднее в России были изданы труды В.Г. Шухова, ставшие первой в мире теоретической базой по проектированию, строительству и эксплуатации объектов транспорта и хранения нефти. Статья «Нефтепроводы», впервые опубликованная в июле 1884 года, описывает расчет таких параметров процесса транспорта нефти, как расход, толщина стенки трубы, число перекачивающих станций и себестоимость перекачки, оцениваемая как годовой расход топлива на работу насосных машин. Также в статье рассмотрена задача определения оптимального диаметра трубопровода из условий наименьшей себестоимости перевозки и имеющегося на момент написания статьи сортамента труб [10]. Позднее в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» В.Г. Шухов описал особенности расчета нефтепроводов в зависимости от давления и толщины стенки трубы, выведя основные эмпирические коэффициенты, тем самым сформировав научные основы нефтяной гидравлики [11].

С вводом в действие первого нефтепровода расходы на доставку нефти с промыслов до нефтеперерабатывающего завода на окраине Баку сократились в пять раз: стоимость доставки снизилась до 2 коп., а сооружение трубопровода окупилось уже через год [12]. Поэтому уже в 1879 году А.В. Бари и В.Г. Шухов получили заказ от нефтепромышленника Г.М. Лианозова построить другой аналогичный не-

[46)

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

5. Керосинопровод Баку - Батуми

фтепровод длиной 11,5 версты (12,26 км). Кроме этого, был построен первый в мире мазутопровод с подогревом.

На рубеже веков в России был построен первый магистральный трубопровод. В 1884 году В.Г. Шухов разработал проект нефтепровода Баку-Батуми. По проекту протяженность данного трубопровода составляла 883 км, диаметр -6 дюймов, перекачку нефти должны были поддерживать 35 перекачивающих станций. Однако, в мае 1896 года Государственный совет Российской империи принял решение построить магистральный керосинопровод Баку-Батуми (фото 5), который должен был проходить по краю железнодорожного полотна Закавказской железной дороги, участок которой между городами Баку и Батуми был введен в эксплуатацию в 1883 году и активно использовался для экспорта нефти и нефтепродуктов, в частности керосина, из Баку в европейские страны. Важную роль в принятии решения строительства экономически более выгодного трубопровода сыграли ранее упомянутый Л. Нобель и министр финансов С. Витте, ранее занимавший пост министра путей сообщения и являвшийся сторонником развития отечественной нефтяной промышленности. Строительство было поручено зарекомендовавшей себя Технической конторе инженера А.В. Бари.

Руководил строительством керосинопровода Баку -Батуми инженер Н.Л. Щукин, который также известен как создатель нескольких видов товарных и пассажирских паровозов и вагонов для перевозки на дальние расстояния. В то же время им был внесен неоценимый вклад в развитие нефтепроводного дела: документация трубопровода Баку -Батуми послужила основой развития производства труб в России. Н.Л. Щукиным был разработан регламент качества труб и их типовых размеров. Так, наружный диаметр мог быть увеличен лишь на 1,5%, внутренний - на 1%, а овальность допускалась не более 2 мм. Внутренний диаметр был рассчитан из уравнения расхода, исходя из средней плотности керосина 820 кг/м3 и рекомендуемой скорости течения 1,5 м/с [13].

Керосинопровод длиной 882 км с 16 насосными станциями был торжественно сдан в эксплуатацию в июне 1907 года. С первых же дней эксплуатации Закавказский керосинопровод работал устойчиво, уже вскоре существенно превысив плановую норму. К концу 1907 года по трубе было перекачано более 1 млн т керосина. На сооружение магистрального керосинопровода Баку - Батуми российское правительство потратило 21 млн руб., проект полностью окупился за четыре года. Более того, по итогам 1911 года трубопровод принес чистую прибыль 6,5 млн руб. [14].

2-3 • 2022 История и педагогика естествознания

Другой не менее важной вехой в становлении добычи и транспорта нефти стало строительство трубопровода для выхода грозненской нефти к Черному и Каспийскому морям. Еще в начале XVIII века российским ученым было известно о нефтяных источниках на реках Терек и Сунжа. Так, в 1718 году доктор Г. Шобер в своем отчете описывает самотечное месторождение нефти в районе нынешней станицы Червленной (Шелковский район Чеченской Республики). Более поздние сведения о нефтяных колодцах содержатся в записках русского географа И. Кириллова, исследователя С. Воневина, адъюнкта Санкт-Петербургской академии наук И. Гюльденштедта.

Активное освоение Грозненского нефтяного района связано с получением в 1893 году первого нефтяного фонтана на местных промыслах с глубины 131 м. С тех пор нефтяной район интенсивно разрабатывался, наряду с добычей нефти увеличивался и объем ее переработки, так, к 1897 году близ Грозного было построено и запущено три крупных нефтеперегонных завода. Их работу на полную мощность сдерживало отсутствие развитой транспортной инфраструктуры.

Первый нефтепровод на грозненских промыслах диаметром 5 дюймов и протяженностью 12 верст был запущен в эксплуатацию в сентябре 1895 года. К январю 1898 года промыслы и Заводской район были соединены уже пятью нефтепроводами, которые принадлежали таким владельцам, как Общество Владикавказской железной дороги (два), Общество Грозненского нефтяного производства И.А. Ахвердов и Ко, Русановский А.Р. и Ко и Московское нефтепромышленное общество [4].

Впоследствии в 1910-е годы проектируется трубопровод Туха - Краснодар диаметром 8 дюймов и протяженностью 90,4 км и Майкоп - Краснодар диаметром 10 дюймов и протяженностью 11,8 км. Пропускная способность трубопроводов составляла 900 тыс. т в год. В 1911 году строятся нефтепроводы Доссор - Ракуша диаметром 6 дюймов и протяженностью 120 км и Ракуша - Море диаметром 6 дюймов и протяженностью 34 км. Пропускная способность данных трубопроводов составила 275 тыс. т в год [15]. В 1913 году завершено строительство трубопровода Калужская -Афинская диаметром 5 дюймов и протяженностью 25,5 км.

В 1914 году завершилось строительство нефтепровода Грозный - Петровск (Махачкала) диаметром 200 мм и протяженностью 142 км. Пропускная способность нефтепровода составляла 700 тыс. т в год при рабочем давлении 50 атмосфер. Трубопровод был разбит на четыре участка,

л " щ Jji' ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

перекачивающие станции располагались в Грозном, Гудермесе, Хасав-Юрте и Темиргое. Основное назначение трубопровода - перекачка сырой нефти для переработки в Петровске. В порту Петровска (Махачкала) были построены нефтеперегонный завод, нефтеналивная эстакада и морской причал [16].

Таким образом, трубопроводный транспорт нефти в России конца XIX - начала XX века охватывал Бакинский нефтегазоносный и Грозненский нефтяной районы. Предпосылкой к развитию трубопроводного транспорта в России являлась необходимость транспортировки грозненской и кавказской нефти и нефтепродуктов до местных нефтепе-

регонных заводов и портов Черного и Каспийского морей с целью дальнейшего экспорта. Несмотря на экономически привлекательные для инвесторов решения правительства, к 1920-м годам общая длина трубопроводов в России составила около 1200 км, против 14 000 км в США. Таким образом, развитие трубопроводного транспорта нефти шло довольно медленно, несмотря на его преимущества, доказанные опытом эксплуатации первых нефтепроводов. Стоит отметить, что на развитие первых нефтепроводов повлияло не только отсутствие необходимого опыта сооружения подобных конструкций, но и военные и революционные события 1910-1920-х годов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мир-Бабаев М.Ф. Бакинское нефтяное дело до 1917 г. // Нефтяное хозяйство. 2001. № 11. С. 98-101.

2. Бодрова Е.В. Строительство Каспийско-Черноморского трубопровода: выбор экономической стратегии развития России во второй половине XIX в. // Вестник ТГУ. История. 2018. № 54. С. 10-16.

3. Арнаутов Л.И., Карпов Я.К. Повесть о великом инженере. М.: Моск. рабочий, 1981. 302 с.

4. Матвейчук А.А., Фукс И.Г. Истоки российской нефти: ист. очерки. М.: Древлехранилище, 2008. 416 с.

5. Матвейчук А.А. У истоков нефтяной промышленности России: ист. очерки. М.: Известия, 2000. 232 с.

6. Мастобаев Б.Н., Бахтизин Р.Н., Сощенко А.Е., Дмитриева Т.В. История развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Уфа: Изд-во Фонда содействия развитию научных исследований, 1999. 60 с.

7. Нефтяные колодцы - провозвестники промышленной нефти. URL: http://vyshka.azeurotel.eom/arxiv/2001/18/7.htm (дата обращения: 12.03.2022).

8. История развития нефтяной отрасли Азербайджана URL: https://neftegaz.ru/analisis/history/329278-istoriya-razvitiya-neftyanoy-otrasli-azerbay-dzhana/ (дата обращения: 12.03.2022).

9. Васькин А. Первый нефтепровод России. URL: https://историк.рф/journal/45/pervyij-nefteprovod-rossii-a0.html (дата обращения: 01.04.2022).

10.Шухов В.Г. Нефтепроводы. М.: Типография А.А. Карцева, 1884. 18 с.

11.Шухов В.Г. Трубопроводы и их применение к нефтяной промышленности. М.: Типо-литография Русского Товарищества печатного и издательского дела, 1895. 37 с.

12.Менделеев Д.И. Бакинское нефтяное дело в 1886 г. СПб.: Тип. В. Демакова, 1886. 139 с.

13.Иванов А.И., Никишин А.А., Макаренко О.А. Трубопроводный транспорт России конца XIX - начала XX века // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2016. № 4. С. 67-69.

14.Казакова Е. Первый газ и первый керосинопровод России // Пульс Аксарайска. 2021. 29 января.

15.Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности: дореволюционный период. М.: Гостоптехиздат, 1954. 404 с.

16.Джафаров К.И. Возникновение и развитие нефте- и газоперерабатывающих заводов на Северном Кавказе. Обзорная информация. Сер.: Подготовка и переработка газа и газового конденсата. М.: ИРЦ Газпром, 1997. 47 с.

REFERENCES

1. Mir-Babev M.F. Baku oil business before 1917. Neftyanoye khozyaystvo, 2001, no. 11, pp. 98-101 (In Russian).

2. Bodrova YE.V. Construction of the Caspian-Black Sea pipeline: choosing an economic strategy for Russia's development in the second half of the XIX century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, 2018, no. 54, pp. 10-16 (In Russian).

3. Arnautov L.I., Karpov YA.K. Povest' o velikom inzhenere [The tale about the great engineer]. Moscow, Mosk. Rabochiy Publ., 1981. 302 p.

4. Matveychuk A.A., Fuks I.G. Istoki rossiyskoy nefti: Istoricheskiye ocherki [The origins of Russian oil: Historical essays]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2008. 416 p.

5. Matveychuk A.A. Uistokovneftyanoypromyshlennosti Rossii: Ist. ocherki [At the origins of the Russian oil industry: Historical essays]. Moscow, Izvestiya Publ., 2000. 232 p.

6. Mastobayev B.N., Bakhtizin R.N., Soshchenko A.YE., Dmitriyeva T.V. Istoriya razvitiya truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov [History of pipeline transportation of oil and petroleum products]. Ufa, Fonda sodeystviya razvitiyu nauchnykh issledovaniy Publ., 1999. 60 p.

7. Neftyanyye kolodtsy- provozvestnikipromyshlennoy nefti (Oil wells are heralds of industrial oil) Available at: http://vyshka.azeurotel.com/arx-iv/2001/18/7.htm (accessed 12 March 2022).

8. Istoriya razvitiya neftyanoy otrasli Azerbaydzhana (History of the development of the oil industry of Azerbaijan) Available at: https://neftegaz.ru/ analisis/history/329278-istoriya-razvitiya-neftyanoy-otrasli-azerbaydzhana/ (accessed 12 March 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Vas'kin A. Pervyy nefteprovod Rossii (The first oil pipeline of Russia) Available at: https://istorik.rf/journal/45/pervyij-nefteprovod-rossii-a0.html (accessed 01 April 2022).

10. Shukhov V.G. Nefteprovody [Oil pipelines]. Moscow, A.A. Kartseva Publ., 1884. 18 p.

11. Shukhov V.G. Truboprovody i ikh primeneniye k neftyanoy promyshlennosti [Pipelines and their application to the oil industry]. Moscow, Russkogo Tovarishchestva pechatnogo i izdatel'skogo dela Publ., 1895. 37 p.

12. Mendeleyev D.I. Bakinskoye neftyanoye delo v 1886g. [Baku oil business in 1886]. St. Petersburg, V. Demakova Publ., 1886. 139 p.

13. Ivanov A.I., Nikishin A.A., Makarenko O.A. Pipeline transport of Russia of the late XIX - early XX century. Transport i khraneniye nefteproduktovi uglevodorodnogo syr'ya, 2016, no. 4, pp. 67-69 (In Russian).

14. Kazakova YE. The first gas and the first kerosene pipeline of Russia. PulsAksarayska, 2021 (In Russian).

15. Lisichkin S.M. Ocherki po istorii razvitiya otechestvennoy neftyanoy promyshlennosti: dorevolyutsionnyy period [Essays on the history of the development of the domestic oil industry: the pre-revolutionary period]. Moscow, Gostoptekhizdat Publ., 1954. 404 p.

16. Dzhafarov K.I. Vozniknoveniye i razvitiye nefte- igazopererabatyvayushchikh zavodovna Severnom Kavkaze. Obzornaya informatsiya. Ser.: Podgotovka ipererabotka gaza igazovogo kondensata [The emergence and development of oil and gas processing plants in the North Caucasus. Overview information. Ser.: Preparation and processing of gas and gas condensate]. Moscow, IRTS Gazprom Publ., 1997. 47 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Логинова Марианна Евгеньевна,к.ф м.н., доцент кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Пушина Любовь Александровна, к.филол.н., доцент, Удмуртский государственный университет.

Хасанов Ильнур Ильдарович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Исаева Татьяна Александровна, магистр, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Чуйко Егор Валерьевич, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Marianna E. Loginova, Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof.oftheDepartmento-fOiland Gas Well Drilling, Ufa State Petroleum Technological University. Lyubov A. Pushina, Cand. Sci. (Philol.), Assoc. prof., Udmurt State University. Ilnur I. Khasanov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Tatyana A. Isaeva, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Egor V. Chuyko, Postgraduate Student, Ufa State Petroleum Technological University.

48

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.