Научная статья на тему 'Азербайджан в экономической жизни народов Северного Кавказа (нефтяная промышленность: зарождение, развитие и трансформация)'

Азербайджан в экономической жизни народов Северного Кавказа (нефтяная промышленность: зарождение, развитие и трансформация) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АЗЕРБАЙДЖАН / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / RUSSIAN EMPIRE / OIL INDUSTRY / AZERBAIJAN / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиева Севиндж Исрафил Гызы

Во второй половине XIX начале ХХ века в Азербайджане и на Северном Кавказе мощными темпами развивается инфраструктура, осваиваются местные природные богатства и появляются новые города – промышленно-экономические центры, сулящие экономические перспективы. Под влиянием исторических процессов и событий (Первая Мировая война, революция 1917, гражданская война), потрясших Россию, нефтяная промышленность претерпевала изменения, от бурного роста до спада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZERBAIJAN IN THE ECONOMIC LIFE OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS (OIL INDUSTRY: EMERGENCE, DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION)

In the second half of the XIX early XX century in Azerbaijan and the North Caucasus the infrastructure was developed in a fast pace, the local natural resources were mastered, the new cities as economic industrial centers with promising economic prospects appeared. Under the influence of historical processes and events (First World War, Revolution of 1917, Civil War) that shook Russia the oil industry has evolved from the rapid growth to recession.

Текст научной работы на тему «Азербайджан в экономической жизни народов Северного Кавказа (нефтяная промышленность: зарождение, развитие и трансформация)»

36. Андерсон Перри. Переходы от античности к феодализму... - С.65.

37. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Учеб. по спец. «История». - Т.1. - М.: Высш. школа, 1998. - С.252.

38. История и культурология. Изд.3-е, перераб. и доп.: Учеб. пособие./ Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М.И. Бойко и др. - М.: Логос, 2004. - С.164.

39. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. УП-середина XIII в.: Социально-экономические отношения. Издание второе, дополненное. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С.19.

40. Васильев Л.С. История Востока. - Т.1. - С.483.

41. Цит. по: Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. - С.40.

БАКЛАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры философских и социально-гуманитарных дисциплин Института экономики, менеджмента и права Московского государственного университета пищевых производств. Россия, Москва (тел.: + 89032132406)

BAKLANOV VYACHESLAV IVANOVICH - PhD in History, associate professor of the Chair of Philosophy and Social and Humanities Institute of Economics, Management and Law at the Moscow State University of Food Production. Russia, Moscow.

УДК 970/980

АЛИЕВА С.И.

АЗЕРБАЙДЖАН В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ)

Ключевые слова: Российская империя, нефтяная промышленность,

Азербайджан, Северный Кавказ.

Во второй половине XIX - начале ХХ века в Азербайджане и на Северном Кавказе мощными темпами развивается инфраструктура, осваиваются местные природные богатства и появляются новые города - промышленноэкономические центры, сулящие экономические перспективы. Под влиянием исторических процессов и событий (Первая Мировая война, революция 1917, гражданская война), потрясших Россию, нефтяная промышленность претерпевала изменения, от бурного роста до спада.

ALIYEVA S.I.

AZERBAIJAN IN THE ECONOMIC LIFE OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS (OIL INDUSTRY: EMERGENCE, DEVELOPMENT

AND TRANSFORMATION)

Keywords: Russian Empire, oil industry, Azerbaijan, North Caucasus

In the second half of the XIX - early XX century in Azerbaijan and the North Caucasus the infrastructure was developed in a fast pace, the local natural resources were mastered, the new cities as economic industrial centers with promising economic prospects appeared. Under the influence of historical processes and events (First World War, Revolution of 1917, Civil War) that shook Russia the oil industry has evolved from the rapid growth to recession.

Растущая промышленность пореформенной России остро нуждалась в топливе, что, в частности, стимулировало освоение нефтяных промыслов в Азербайджане и на Северном Кавказе.

Первые сведения о добыче нефти на Апшеронском полуострове относятся еще к Х веку. Нефть добывали не только в Бакинской провинции. Так, в частности, в Бармакском магале по правой стороне большой дороги Баку-Губа и в Ширванском уезде были обнаружены Губинские нефтяные колодцы [1, 267-282; 3, 1-2]. В дороссийский период нефть и нефтяные продукты вывозились из Баку в Астрахань и Кизляр. Это направление было закреплено после 1806 года, когда нефтяные источники Азербайджана перешли к российскому правительству.

Параллельно активизировалась разработка месторождений нефти на Северном Кавказе. Причем работы здесь велись с опорой на азербайджанский опыт. Когда в Черномории велись поиски нефтяных источников, из Баку были приглашены знатоки нефтяного дела - Гаджи-Наби-Юсуф оглы и Юсуф-Амир Бек оглы (в 1833 году). Азербайджанские специалисты открыли 200 колодцев и обнаружили родники нефти в обрывах у Азовского моря. Они выявили не только черную, но и высококачественную белую нефть. Впрочем, хотя таманская нефть по качеству считалась лучше бакинской, ее количество было незначительным [21, 28-29].

С окончанием Кавказской войны и стабилизацией ситуации на всем Кавказе, началось широкомасштабное освоение нефтяных ресурсов Азербайджана и Северного Кавказа. Со второй половине XIX века в Азербайджане стала быстро развиваться нефтяная промышленность, а в городе Батуми, были открыты нефтеобрабатывающие заводы и наливные станции.

К началу ХХ века в Азербайджане и на Северном Кавказе, где быстрыми темпами развивалась промышленная инфраструктура, активно осваивались местные природные богатства, появлялись новые промышленно-экономические центры, сулящие экономические перспективы, наибольшее значение приобрела добыча нефти. Нефтяная промышленность являлась тем фундаментом, на котором держались остальные отрасли промышленности. Каменный уголь был недостаточен для российской промышленности. Поэтому в стране все более остро ощущалась нужда в жидком топливе (необходимом и для транспорта).

К концу XIX в. на Апшеронском полуострове нефтяные промыслы работали на Балахано-Сабунчинско-Романинской, Сураханской, Биби-Эйбатской, Бинагадинской площадях, на острове Святой и других местах. Действовали нефтеперегонные заводы Черного и Белого городков Баку. К 1872 году в Баку функционировало 57 нефтеперегонных заводов. Наиболее крупные нефтеперегонные заводы Нобеля, Шибаева, Каспийского товарищества, Каспийско-Черноморского общества и другие были оборудованы по последнему слову техники. Действовали также предприятия Г.З.А. Тагиева, М. Нагиева, Ш. Асадуллаева и т.д.

Изначально весьма тесными являлись связи азербайджанских и северокавказских нефтепромышленников. Так, значительное число нефтяных промыслов современного Дагестана принадлежало азербайджанской фирме «Г.З. Тагиев и компания». Нефть, добытая на открытых в 1912-1914 годах в Темир-Хан-Шуринском округе нефтяных промыслах, перерабатывалась в Баку.

Отличительной чертой развития нефтяной отрасли региона стало проникновение в нее иностранного капитала. К примеру, Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество (раннее название -Батумское нефтепромышленное и торговое общество) было основано в 1883 году учредителями Общества Поти-Тифлисской ж.д. АА. Бунге и С.Е. Палашковским. А в 1886 году его акции перешли французскому банкирскому дому «Бр. Ротшильд». Это общество сосредоточило в своих руках значительную часть производства и сбыта нефтепродуктов.

Интенсификация нефтедобычи привела к тому, что с 1880-х годов все более остро ставился и вопрос о транспортировке нефти. В частности, обсуждался вопрос о сооружении Каспийско-Черноморского нефтепровода и создании второго центра нефтеперерабатывающей промышленности на Черноморском побережье. Решение актуального вопроса о транспортировке нефтяных грузов стало возможным с сооружением Закавказской железной дороги и организацией прямой перевозки по Каспийскому морю, реке Волге и Грязе-Царицынской железной дороге, а также - с переходом от тарной к наливной перевозке. Американец Г. Твелд в 1870-1880-е годы пытался получить концессию на строительство Каспийско-Черноморского нефтепровода. Планировалось провести нефтепровод от месторождений нефти до побережья морей Каспийского, Черного, Азовского и впадающих в них рек. Проведя нефтепровод от Баку до Черного моря, нефтяные продукты можно было бы вывозить за границу [8, 123-125; 18, 56-57об; 20, 3-11, 17, 59, 62-63].

Важное значение имело решение вопроса об организации прямого сообщения между Баку и внутренней Россией (Закавказская ж.д. - Черное море - Юго-Западная ж. д.). С открытием Закавказской железной дороги экспорт нефтяных продуктов через Черное море стал более выгоден, чем перевозка нефтепродуктов во внутренние регионы Российской империи по Каспийскому морю и Волге до Царицына и далее по железнодорожным путям.

В условиях кризиса 1886 года, когда были закрыты многие предприятия нефтяной промышленности, споры из-за нефтепровода разгорелись с новой

силой. В частности, эту идею активно поддержали азербайджанские керосинозаводчики З.А. Тагиев и С. Багиров. По их мнению, благодаря нефтепроводу на Черноморском побережье появлялась возможность строительства новых нефтеперегонных заводов [4; 5]. Наконец, 12 марта 1887 года Г лавноначальствующий гражданской частью на Кавказе генерал-адъютант князь Дондуков-Корсаков, касаясь вопроса о перспективах проектируемого Каспийско-Черноморского нефтепровода, предложил разрешить строительство нефтепроводов от Баку к Черному морю всем желающим.

В целом, промышленный рост России стимулировал рост нефтедобычи в новых районах Северного Кавказа. На Северном Кавказе нефтяные промыслы действовали в Терской,1 Кубанской2 и Дагестанской3 областях. Терская область занимала первое место в округе по добыче нефти, чего нельзя было сказать о Кубанской области, где к 1914 году эксплуатируемые участки заметно истощились.

Начиная с 1898 года, начали разрабатываться буровые скважины в СтароГрозненском районе. В городе Грозном была учреждена организация съездов нефтепромышленников под названием «Съезды Терских нефтепромышленников». Первый съезд Терских нефтепромышленников состоялся 25 июня 1898 года и в дальнейшем собирался ежегодно. В Грозном были построены нефтеперерабатывающие предприятия.

В Терской области на 1914 год действовало 43 нефтяных общества, в том числе Общество «Ахвердов и Ко», принадлежавшее азербайджанскому магнату, на котором было задействовано по одним данным - 1948, по другим - 202 рабочих. На нефтеперегонном заводе «И.А. Ахвердов и Ко» в Грозном, изготавливающем бензин, керосин, мазут, и пр. годовая производительность составляла 4,5 млн. рублей. На этом фоне «Баку-Грозненское нефтепромышленное общество» имело всего 10 рабочих. Среди относительно

1 Нефтепромыленное АО «Русский Грозненский Стандарт», Общество «Ахвердов и Ко», общество «Грозненская нефть», «Грозно-Сунженское общество», Северо-Кавказское общество, Нефтепромышленное общество Шпис, Челекено-Дагестанское общество, Промысла А.И.Путилова, Англо-Русское Максимовское общество, Промысла общества Владикавказской железной дороги, Русско-Азиатское Общество, Московское общество, Товарищество Аргун, Общество Сунжа, Общество Колхида в ст. Вознесенской, Каспийско-Черноморское общество, Русское товарищество «Нефть», Петроградское нефтепромышленное общество, Англо-Терское общество.

2 Майкопское нефтепромышленное общество «Победа», Общество Черноморских нефтяных промыслов, Общество Майкопского Премьер Ойль Синдикат, Новое общество Майкопских нефтепромышленников, Средиземно-Майкопское общество, «Соединенное общество с ограниченной ответственностью Нефтяных промыслов (Майкоп), Лондонско-Майкопская нефтяная корпорация, Калужские промысла Екатеринодарского Нефтепромышленного товарищества Л.Л. Андрейса, Промыслы Н.К. Селитренниковой, Промысла М.И. Смирнова, Первое Майкопское товарищество, Торговый дом А.Л. Нокрасов и Ко, Левановское нефтепромышленное общество, Таманские промысла В.А. фон-Кейслер, Общество Колхида на ст.Ширванской, Кубано-Черноморское нефтепромышленное общество, Английское АО «Нефтепромышленное общество Майкопской долины», Промысла В.А. Пековского, Синдикат Таманский полуостров, промысла Н.В. Витау, Промысел Я.И. Ильского, Английское «Австралийско-Майкопское нефтяное общество», Английское АО «Майкопское трубопроводное и транспортное общество», Английское АО «Майкоп-Таманское нефтяное общество», Английское АО «Общество Международный Майкоп», Английское АО «Шотландско-Майкопское нефтяное сообщество», и др.

3 Товарищество Бр.Нобель, Каспийско-Черноморское Общество, Общество Арамазд, Промысел В.С. Кривенко, Каспийское Товарищество, Промысел М.М. Берне, Промысел И.Д. Маргасова, Промысел А.Я. Меснера.

небольших производств отметим также нефтяные промыслы товарищества Муртуза Мухтарова (15 рабочих), тоже азербайджанца.

Первая Мировая война привела к спаду в развитии нефтепромышленности Азербайджана и Северного Кавказа. Здесь сказался целый комплекс факторов. С закрытием Дарданелл, перевозка нефти в Европу стала проблематичной. Воинский призыв на 20-30% уменьшил число опытных кадров - служащих, рабочих. Уменьшился приток иностранного капитала. Многие фирмы сократили свои работы, некоторые - временно прекратили деятельность. В связи с войной, в частности, были прекращены работы по подрядному бурению скважин в Грозном и в Суворовском Черкесском Кубанской области. Железнодорожная сеть была перегружена из-за ее использования для военных нужд. К тому же растущее гражданское противостояние, различные распоряжения и положения, задержка платежей, плачевное состояние дорог вызывали массовое недовольство. Росли требования рабочих нефтяных промыслов. Так, 27 февраля 1914 года забастовали 413 рабочих механической мастерской Общества Грозненского нефтяного производства фирмы «Ахвердов и Ко», требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда [1, 270-280].

В этих условиях 2 марта 1915 года проходил 4 очередной съезд Кубанских Нефтепромышленников. В том же году в городах Баку, Грозном, Ростове-на-Дону, и др. были образованы областные военно-промышленные комитеты [12, 114].

Нефтепромышленники все более переориентировали производство на военные нужды. Однако это давалось непросто. Так, Общество Грозненского нефтяного производства «Ахвердов и Ко» изготавливало предметы снаряжения по заказам Грозненского областного военно-промышленного комитета, а керосиновый и нефтеперегонный завод Общества Грозненского нефтяного производства «И.А. Ахвердов и Ко» вырабатывал автомобильный и авиационный бензин. Также здесь планировалась выработка толуола. Учитывая новые перспективы развития, летом 1916 года А. Ахвердов предъявил прошение Старшему фабричному инспектору Терской и Дагестанской областей о назначении Областной Технической комиссии для осмотра построенной им нефтепроводной станции близ станции Хасавюрт и выдачи разрешения на ее открытие. Но уже к 1 октября 1916 года Нефтеперегонный завод общества «Ахвердов и Ко» в городе Петровске (110 рабочих, годовая производительность 400 тыс. руб.) приостановил производство. Лишь 10 декабря 1916 года И.А. Ахвердову разрешили открыть новую нефтеперегонную станцию близ ст. Хасавюрт.

В целом, в условиях войны многие предприятия сократили производство из-за недостатка рабочих, лошадей, дефицита вагонов и цистерн, отказа железных дорог предоставить подвижные составы и поставлять необходимые для промышленности кокс, проволочные канаты и другие материалы, ссылаясь на финансовые трудности и прекращение экспорта. На многих промыслах -кроме Сураханы (Баку) и Эмбы - упала добыча нефти (старые Бакинские

площади, Грозненские промыслы, остров Челекен). За время войны на старых бакинских площадях количество пробуренных скважин уменьшилось на 33,8%, а число начатых бурением скважин на 5%. Заметный упадок бурения наблюдался в Сураханах и Грозном. Общая причина заключалась в сокращении запасов материалов и предметов оборудования из-за их нерегулярной доставки и дороговизны, закрытия движения частных грузов по железнодорожной линии Петровск-Баку. В связи с этим, было принято решение об учреждении в Бакинском и Грозненском районах Нефтяной инспекции.

В Майкопе бурение скважин было приостановлено по той простой причине, что нефть некуда было девать. Именно этот факт подтолкнул к принятию решения о получении толуола из нефти. Завод по переработке майкопской нефти в Екатеринодаре должен был приспосабливаться к выработке толуола. На заседании Нефтяной комиссии Химического отдела Центрального Военно-промышленного комитета 10 мая 1915 года было принято также решение о предоставлении ходатайства перед Особым Совещанием об отпуске Бакинскому военно-промышленному комитету 1 млн. руб. на постройку в Баку завода для выработки бензола и толуола из нефти и 500 тыс. рублей в качестве оборотных средств для проектируемого завода.

Как отмечалось, сокращение добычи нефти в Баку, Грозном и Екатеринодаре в 1914 году связывалось с нехваткой рабочей силы из-за забастовок, а также отъезда многих рабочих из Баку из-за чумы. Так, остановка промыслов в Баку из-за двухмесячной забастовки, привела к недобору нефти около 45 млн. пуд. Для сравнения за год до этого, по данным на 1 сентября, из-за забастовок аналогичный недобор в Баку и Грозном составлял 15 млн. пуд. Причем с августа 1914 года наблюдалась тенденция к снижению цены на нефть и керосин [7, 101-104; 13, 76, 76 об.; 16, 2-3].

В сложившейся ситуации рассматривались различные инструменты ускорения отраслевого развития. При этом вновь остро встал вопрос о транспортировке нефти и нефтепродуктов. В частности, на заседании по топливу Центрального военно-промышленного комитета 17 декабря 1915 года обсуждалась возможность восстановления работы керосинопровода Баку-Батум, которое было прервано в 1914 году. При этом была рассмотрена возможность приспособления его для перекачки нефти и мазута путем замены насосов, с целью перевозки нефти водным путем до Новороссийска, а оттуда цистернами в Москву и Петроград [12, 244, 253, 263; 13, 105-105 об.; 14, 51; 17, 1-2]. Проблемами ежедневного распределения вагонов и цистерн с нефтяными продуктами занимался Нефтяной Комитет и Местные Нефтяные Комитеты (в Баку, Екатеринодаре, Грозном, Петровске, и др. городах).

В докладной записке Совета съезда терских нефтепромышленников от 14 июля 1916 года отмечалась необходимость упорядочения своевременной доставки в центры добычи нефти в городах Баку и Грозный необходимых для промыслов материалов. Особое совещание по топливу обратилось сначала в Совет Съездов Терских нефтепромышленников, а потом и Бакинских с просьбой указать меры для увеличения добычи нефти. Бакинские

нефтепромышленники предлагали расширить площади нефтедобычи за счет свободных казенных земель Баку и разведанной части Сураханской площади. На заседании нефтяной секции отдела по топливу Центрального Военнопромышленного комитета 17 октября 1916 года отмечалось, что, хотя выработка керосина на нефтеперегонных заводах сократилась, в Баку и Грозном по-прежнему оставались его значительные запасы. В связи с этим Закавказская железная дорога собиралась перейти на отопление паровозов керосином. Здесь было также вновь сделано заявление о крайне тяжелом положении нефтяных промыслов в Баку, которые могли закрыться из-за недостатка железа, канатов и др. материалов, а также из-за обострения продовольственного вопроса и наблюдающегося в связи с этим брожения среди рабочих. Особое Совещание по топливу специально рассмотрело возбужденный Советами Съездов Бакинских и Терских нефтепромышленников, а также Советом съездов представителей промышленности и торговли вопрос о повышении предельных цен на нефть. Было решено, что размер этого повышения не должен превышать 10-15 коп. за пуд. Между тем, из-за невыгодных условий эксплуатации (высокая земельная рента, низкая средняя производительность скважин, маломерность участков, и т.п.) работы на промыслах в Баку и Грозном приостанавливались.

13 июня 1917 года Совет Съезда Терских нефтепромышленников приступил к обсуждению комплекса актуальных проблем. Для развития нефтепромышленности Грозного предлагалось упразднить Темир-Хан-Шуринскую железную дорогу, а ее рельсы использовать для ветки от Грозного на старые промыслы. Но по итоговому заключению комиссии, о разборке Темир-Хан-Шуринской дороги, обслуживавшей Дагестанскую область и отдаленные части Кавказа, и не могло быть и речи. Наряду с этим, Комиссия, выявившая запасы Бакинской моторной нефти и мазута в Петровске, в Г розном, в частности, у Ахвердова, предложила соединить резервуары Владикавказской железной дороги с нефтепроводом Ахвердова. В общем пакете мер по борьбе с кризисом Грозненской нефтепромышленности особое место заняли вопросы безопасности. В 1916-1917 годах на промышленных предприятиях и нефтяных промыслах Грозного и Баку проводились забастовки рабочих с политическими и экономическими требованиями. Из-за растущих угроз нападений на нефтеперегонные заводы Грозненского района представители заводов, в том числе и «Ахвердов и Ко», приняли решение о несении караульной службы военными местного гарнизона [24, 8-11, 14-15; 25, 99-100; 27, 1-7].

Поскольку общая ситуация в регионе в 1917 году неуклонно ухудшалась, по «Временному Положению об уполномоченном председателе Особого Совещания по топливу по Кавказскому району» от 2 августа 1917 года уполномоченный получил право особого контроля за нефтепроводами. В Бакинском, Грозненском, Майкопском и Рыбинском промысловых и заводских районах, а также на нефтепроводах Г розный-Петровск, Баку-Батум он получил право установления порядка принудительного пользования этими нефтепроводами. Также юрисдикция Кавказского Уполномоченного

распространялась на Дагестанскую и Терскую область, на все губернии и области Южного Кавказа, на остров Челекен, на Эмбенский и Майкопский нефтепромышленные районы. Постоянным местопребыванием Кавказского Уполномоченного и его помощника назначался город Баку, а помощника по Грозненскому промысловому и заводскому району - город Грозный.

Между тем, ситуация в регионе, особенно в Чечне, накалялась. Осенью 1917 года участились столкновения между казаками и чеченцами, нападения на промыслы, станции и линии железных дорог. Участок железной дороги от ст. Грозный до Гудермеса был выведен из строя.

В связи с событиями в Грозном, Председатель Военно-Промышленного Комитета разослал телеграммы в Центральный Военно-Промышленный Комитет и Заводское Совещание в Баку и Тифлис о разгроме и полном сожжении нефтяных промыслов нового Грозненского района, и остановке работы на старых промыслах и нефтеперегонных заводах на неопределенное время. Рабочие тысячами покидали промыслы.

После октябрьского переворота, в конце ноября 1917 года все промышленные предприятия Грозненского района были остановлены. Переговоры с чеченцами то возобновлялись, то прекращались. По линии Грозный-Беслан шли бои между казаками и ингушами. Лишь во второй половине декабря прибывшие в Грозный через ст. Червленная эшелоны с казаками вытеснили чеченцев за город. Тем не менее, в марте-апреле 1918 года неоднократно прерывался и, наконец, совсем прервался путь на участке Гудермес-Петровск-Баку. Подвоз топлива из Баку прекратился, многие станции были разрушены, эшелоны с фронта пробивали дорогу огнем.

В Грозном намечался съезд народов Терской области для мирного урегулирования создавшейся ситуации. Местный военно-революционный комитет заставлял оплачивать свои нужды руководство заводов. По приказу местного Совета рабочих депутатов от 23 мая была объявлена национализация всех нефтепромышленных и подсобных к ним предприятий, все их текущие счета перенесены на текущий счет Совдепа. Одновременно Советы отказывались покупать нефть у Терско-Дагестанского правительства, полагая, что это усилит их позицию и ТДП будет более настойчиво отстаивать свою самостоятельность: «ибо ему выгодно будет торговать нефтью, а не отдавать ее даром Советской власти» [24, 1-6, 86-89; 28, 2-4; 29, 25-28, 35-38].

Несмотря на очевидные трудности, отрасль работала. В соответствие с планом распределения нефтяного топлива на 1918-1919 операционный год, по керосинопроводу Баку-Батум предполагалось перекачивать около 240 тыс. пудов нефти для дальнейшего снабжения через порты Черного моря всех предприятий Одесского, Киевского и Харьковского районов. При этом отправка моторной нефти через Петровск должна была быть доведена до минимума. Нефть из Батума должна была доставляться в порты Черного моря, а мазут - через Новороссийск. Нефтью из Грозного предполагалось питать Ростовский район и др. Но дальнейшие события внесли значительные изменения в планы нефтедобычи и распределения нефтяного топлива.

Дело в том, что в условиях войны приоритеты нефтяной политики определялись периодически сменявшими друг друга властями.

Так, 1 июня 1918 года, Верховный Совет Народных комиссаров утвердил проект Бакинского Совета о национализации нефтяной промышленности. Все нефтепромышленные предприятия Бакинского района были переданы в непосредственное ведение и распоряжение Совета Народного хозяйства, как органа местной государственной власти. В непосредственное управление СНХ должны были перейти и предприятия, ранее бывшими государственными или субсидированные государством (толуоловый, снарядный, кожевенный и другие заводы). Был национализирован также водный транспорт. Все права частных владельцев предприятий были упразднены, а рабочие, мастеровые и служащие превратились в государственных служащих.

Такое положение продолжалось до 11 октября 1918 года, когда было опубликовано постановление Совета Министров Азербайджанской Демократической Республики о денационализации нефтяной промышленности. Бывшие владельцы предприятий получали их обратно. Азербайджанское Правительство, пытаясь реанимировать нефтяной сектор, субсидировало более 300 нефтепромышленных фирм через Азербайджанский государственный банк. По поводу интересовавших нефтяников грозненских промыслов отмечалось: «В весьма угрожающем положении находится дело нефтедобывания в Грозном» [2, 24, 24 об., 39; 6, 1-2; 10, 28-35].

В нефти Азербайджана и Чечни были заинтересованы не только сами нефтепромышленники, местные национальные и российские власти, но и европейцы.

В частности, германский официоз, в ответ на обвинения, что занятие Баку нарушает Брест-Литовский договор, отметил, что занятие германо-турецкими войсками Баку произошло исключительно ввиду опасности, угрожавшей русско-персидской границе со стороны английских войск и было тем более необходимо, что англичане грозили, в случае захвата Баку, уничтожить нефтяные промыслы. Турецкое наступление лишило англичан возможности отрезать Россию с юго-востока от сообщения с Ираном и, таким образом, после наступления на Мурманск и в Сибири, отрезать Россию от всего мира [29, 77].

Страны Антанты не только интересовались богатыми запасами сырья на Кавказе, но и всячески стремились помешать Германии и Турции укрепиться в этом регионе и преградить им путь в Индию. В 1918 году министр иностранных дел Великобритании А.Дж. Бальфур отметил: «Единственное, что меня интересует на Кавказе, это железнодорожная магистраль, по которой из Баку в Батуми доставляется нефть. Мне плевать, если местные жители будут резать друг друга на куски» [19, 82].

В августе 1918 года англичане в первый раз вошли в Баку (на короткое время). Появившись на Кавказе, британские вооруженные силы взяли под свой контроль нефтяные месторождения Баку и Грозного. В их планы входило создание из Кавказа второй Индии или второго Египта. Однако со взятием

Вооруженными Силами Юга России (ВСЮР) территории Чечни под их контроль перешли и нефтяные промыслы Грозного [26, 67-67 об., 68].

На март 1919 года в Грозном функционировали фирмы Т. Чермоева, Общество «И.А. Ахвердова и Ко», а также Северо-Кавказское общество, Петроградско-грозненское общество, «Грозненская нефть», «Бензонефть», Общество «Мазут», Товарищество бр. Нобель, общество «Шпись», Челекено-Дагестанское общество, Грозно-Сунженское общество», общество «Аргун», «Руссостан», общество Анто», общество Владикавказской железной дороги, «Терская нефть», «Каспийское товарищество», «Маилов», и др. Командование ВСЮР потребовало от руководства этих компаний пожертвовать в пользу Добровольческой армии 4 млн. рублей в свою пользу и 1 млн. рублей в пользу Терского казачьего войска. Это в перерасчете на нефть составляло 1 млн. пудов нефти из расчета по З рублей за пуд. Так, общество «И.А. Ахвердов и Ко» должно было предоставить ЗЗ тысяч пудов нефти. Все фирмы, действовавшие в Чечне, должны были предоставлять отчеты о запасах и реализации нефти Комитету по топливу при Главнокомандующем ВСЮР. В обязанности последнего входило обеспечение топливом части Донецкого бассейна, занятого ВСЮР, а также нефтью и нефтяными продуктами из Грозного и Баку, путей сообщения и флота армии, государственных учреждений и других потребителей. Общество «И.А. Ахвердов и Ко», наравне с некоторыми другими фирмами, приняло участие в ежемесячном финансировании офицерского общежития в Грозном.

Жидкое топливо, керосин, бензин, мазут и смазочные масла вывозились из Грозного по направлению Грозный - Беслан до станицы Прохладной для нужд ВСЮР [2З, 11, 27 об., 63-63 об., 106-107, 121-123; 26, 9-10 об., 67-67 об., 68]. Правила обеспечения доставки и перевозки нефтяных продуктов из Баку и Грозного были разосланы в Крым, Новороссийск (Военному губернатору, Владикавказской железной дороге, Команпору, Море, Ревишину), Туапсе (Команпору, Море), Пятигорск (Минералотопу, генералу Ляхову), Ставрополь (Военному губернатору), Сочи (Управляющему Черноморской железной дороги), Ростов-на-Дону (Отделу Путей Сообщения Войска Донского, Отделу Торговли Промышленности Войска Донского, Донтопливу, Ростовскому Горнозаводскому комитету, Екатеринодар (ныне Краснодар), Управляющему Черноморско-Кубанской железной дороги, Управляющему Армавир-Туапсинской железной дороги и пр.

Помимо нефти, из Чечни вывозилось также твердое топливо - каменный уголь. Цена на продукцию, способы перевозки и нормативно-правовая база устанавливались Комитетом по топливу и Комиссией от Краевых Правительств, Биржевых, Бакинских и Грозненских Нефтепромышленников, Кооперативов и Совета Объединенной промышленности. Весь Грозненский Нефтяной район (Грозненские и внегрозненские нефтяные промыслы -Вознесенские, Карабулакско-Самашкинские, Гудермесские и пр., Грозненский заводской район - нефтеперегонные заводы, нефтепроводы и другие

предприятия) были выделены в самостоятельную единицу - в отдельный Горный или Нефтяной округ [23, 1-3; 25, 30-30 об., 55, 80-81].

Параллельно Министерство торговли и промышленности при Штабе Добровольческой армии активизировало планы захвата бакинской нефти в связи с прибытием в Баку английских войск. Рассчитывая на содействие союзников, руководство ВСЮР командировало в Баку специалистов для уточнения наличия нефтепродуктов и с целью наладить непрерывное действие нефтепровода и керосинопровода Баку-Батум. Была проведена ревизия всех наливных судов на Черном море и вагонов-цистерн Владикавказской железной дороги, для развития навигации было принято решение о снабжении Баку нужным лесом с Волги. В целом, вопросам нефтяной политики командование Добровольческой армии придавало важнейшее значение. По оценке министерства торговли и промышленности при Штабе: «воссоздание всей экономической жизни России при существующих условиях находится в прямой зависимости от быстрого и энергичного подъема Бакинской нефтяной промышленности» [9, 48-51].

В этих условиях провозгласившему независимость Азербайджану было весьма непросто отстаивать свои интересы. Бакинские нефтепромышленники иностранного происхождения не сочувствовали Азербайджанскому Правительству и сетовали на различные распоряжения, касающиеся продажи нефтепродуктов, распределения цистерн в виду их острого дефицита, выражали недовольство стремлению Азербайджанского Правительства участвовать в вывозе и продаже продуктов за границей с целью получения заграничной валюты. На Бакинскую нефтепромышленность оказывали влияние плачевное состояние Владикавказской железной дороги (Баку-Батум)4 и морская блокада Азербайджанской Республики со стороны Добровольческой армии. В силу этого, перевозки нефти из Баку в Петровск и Энзели прекратились [11, 15-16, 47; 15, 44-51, 66-68, 72-77, 84-87; 23, 25-25 об.].

Надо отметить, что Терская Область стратегически связывала Россию с Азербайджаном и Грузией. Через этот отрезок Северного Кавказа проходили основные пути снабжения Кавказского фронта: единственная железнодорожная магистраль, Военно-Грузинская и Военно-Осетинские дороги. Здесь также открывался доступ к азербайджанской нефти и продовольствию.

С окончательным утверждением советской власти в регионе нефтяные промыслы были национализированы и стали использоваться для нужд советской страны. Лишь спустя годы - после распада СССР нефтяной вопрос на Кавказе опять приобрел международную актуальность.

Литература и источники

1. Алиева С.И. Азербайджан и народы Северного Кавказа. - Баку: Шарг-Гарб, 2010.

4 Керосинопровод Баку-Батум с 1917 года использовался для перекачки нефти, но в 1919 году - в основном вновь для керосина.

2. Г АПДУДПАР. (Государственный Архив Политических Документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики). Ф.276. Оп.3.

Д.71.

3. ГАПДУДПАР. Ф. 276. Оп.8. Д.1.

4. Бакинские известия. - 1883. - 26 февраля. - № 17.

5. Бакинские известия. - 1883. - 6 октября. - № 80.

6. ГИААР (Государственный исторический архив Азербайджанской Республики). Ф. 24. Оп.1. Д. 459.

7. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д. 1782.

8. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д. 2009.

9. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д. 2188.

10. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д. 2334.

11. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д. 2342.

12. ГИААР. Ф. 798. Оп.1. Д.1913.

13. ГИААР. Ф. 798. Оп.2. Д. 2673.

14. ГИААР. Ф. 798. Оп.2. Д. 2686.

15. ГИААР. Ф. 798. Оп.4. Д. 41.

16. ГИААР. Ф. 798. Оп.9. Д. 643.

17. ГИААР. Ф. 798. Оп.9. Д.72.

18. ГИААР. Ф. 92. Оп. 3. Д.1915.

19. Даудов А.Х., Месхидзе Д.И. Национальная государственность горских народов Северного Кавказа (1917-1924). - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009.

20. Нардова В.А. Начало монополизации нефтяной промышленности России 1880-1890-е годы. - Л.: Наука, 1974.

21. Недосекин В.И. Черномория. Проблемы социально-экономической структуры 1792-1860 гг. - Краснодар, 1980.

22. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (1893-1917 гг.)// Труды ЧеченоИнгушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. - Т.2. - Грозный, 1962.

23. РГАЧИ. Ф. 10. Оп.1. Д.2.

24. РГАЧИ. Ф. 344. Оп.1. Д.1.

25. РГАЧИ. Ф. 344. Оп.1. Д.2.

26. РГАЧИ. Ф. 42. Оп.1. Д.3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. РГАЧИ. Ф. 7. Оп.1. Д.21.

28. РГАЧИ. Ф.5. Оп.1. Д.7.

29. РГАЧИ. Ф.6. Оп.2. Д.29.

30. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). РГАСПИ. Ф. 71.Оп.33. Д.1724.

АЛИЕВА СЕВИНДЖ ИСРАФИЛ ГЫЗЫ - ведущий научный сотрудник отдела «История Кавказа» Института Истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, доктор философии по

историческим наукам. Республика Азербайджан, Баку (E-mail: a.sevemin.i@mail.ru)

ALIYEVA SEVINC ISRAFIL KIZI - Leading Researcher of "The History of the Caucasus" of the Institute of History A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences, Doctor of Philosophy in historical sciences. The Republic of Azerbaijan, Baku.

УДК 94 (470.344)

СЕМЕНОВ А.А.

КРИЗИС ТРАДИЦИОННОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1917-1920 гг.: ПРОБЛЕМЫ ВЕРИФИЦИРОВАНИЯ И ИСТОРИОГРАФИИ

Ключевые слова: революция, гражданская война, традиционное сознание, общественно-политический кризис, система ценностей, повседневность, правовое сознание, мировоззрение

В статье рассматривается проблема определения и верифицирования кризиса традиционного сознания населения России в годы гражданской войны (19171920 гг.), а также исследуются труды отечественных историков, посвященные данной проблеме. При этом сам кризис традиционного сознания российского общества рассматривается в контексте событий гражданской войны, исследуется взаимосвязь данных событий с различными явлениями общественной жизни, в том числе и с разрушением традиционных устоев и ориентиров российского социума, нашедшим выражение в распаде традиционной системы ценностей, дезориентации сознания, трансформации моральных и нравственных норм.

SEMENOV A.A.

THE CRISIS OF THE TRADITIONAL CONSCIOUSNESS IN THE CONDITIONS OF THE CIVIL WAR 1917-1920: VERIFICATION AND

HISTORIOGRAPHY PROBLEMS

Keywords: revolution, civil war, traditional consciousness, social and political crisis, values, daily life, legal awareness, worldview

The problem of determining and verification of crisis of Russian population’s traditional consciousness during the Civil War (years 1917-1920) is considered in the article. The works of local historians devoted to this problem are also considered. In this case the crisis of the traditional consciousness of Russian society is considered in the context with the Civil War events. The relationship of these events with various phenomena of social life is examined, in particular the destruction of the traditional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.