Научная статья на тему 'История развития академического консультирования в высшем образовании США'

История развития академического консультирования в высшем образовании США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ США / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION OF US / CREDIT TECHNOLOGY / ACADEMIC ADVISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдыхалыкова Жазира Есенкелдиевна

в статье проанализирована история развития и становления академического консультирования в контексте высшего образования США, определены функции и особенности академического консультирования образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article analyzes the history of the development and establishment of academic advising in the context of US higher education, defines the functions and features of the academic advising in the educational space.

Текст научной работы на тему «История развития академического консультирования в высшем образовании США»

Pedagogy

УДК: 37

РС! 10.21661/Г-113041 Ж.Е. Абдыхалыкова

История развития академического консультирования в высшем образовании США

Аннотация

В статье проанализирована история развития и становления академического консультирования в контексте высшего образования США, определены функции и особенности академического консультирования в образовательном пространстве.

I

Ключевые слова: история образования, академическое консультирование, высшее образование США, кредитная технология обучения

Zh.E. Abdykalykova

History of academic advising development in american higher education

Abstract

The article analyzes the history of the development and establishment of academic advising in the context of US higher education, defines the functions and features of the academic advising in the educational space.

| Keywords: history of education, academic advising, higher education of US, credit technology of education

С присоединением Казахстана к Болонско-му процессу, система высшего образования Республики Казахстан внедрила кредитную технологию обучения, как один из основных принципов данного процесса. Кредитная система обучения -способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Академическое консультирование является обязательным условием обучения по кредитной технологии обучения.

Так как данный вид услуги оказания академической поддержки студентам для нас является новым феноменом, то и в связи с этим возникают множество вопросов и проблем. Изменение характера взаимодействия преподавателей и студентов в условиях Болонского процесса, обусловлено рядами причин: изменение идеологии подготовки кадров, пересмотром целей высшего образования и, соответственно всех компонентов образовательной системы, изменением условий развития системы высшего образования и т. д. Все это ведет

к системным изменениям всех компонентов процесса обучения, в том числе эти изменения проявляются в новых технологиях взаимодействия преподавателей и студентов, в изменении их позиции. Внедрение академического консультирования связано с введением кредитной технологии обучения и необходимостью проектировать индивидуальную образовательную траекторию студентов.

Для того чтобы понять философию данного феномена необходимо проанализировать в контексте развития и становления высшего образования в целом. На основе анализа зарубежной психолого-педагогической литературы мы выявили, что академическое консультирование берет свое начало в вузах США с развитием элективной системы обучения, и имеет четыре периода развития и становления.

Первый период академического консультирования - Колониальная эпоха (1790-1870). История академического консультирования начинается в

1800-х годах во времена становления Американских колониальных колледжей. Колледжи были по-

Педагогика

строены для того, чтобы готовить юношей служению (ministry) или гражданскому управлению, обучая их под строгим руководством, соответствующим суровой жизни в колледже и ограниченной учебной программе. Frost определил, что этот неформальный процесс консультирования, велся профессорами, которые выступали в роли loco parentis - и как кураторы, и как родители-опекуны, призванные воспитывать и заботиться об основных академических и личностных проблемах и делах студентов [1], помогая принимать решения по учебному курсу, внеклассным заданиям, также поддерживая их морально и интеллектуально, прививая студентам понимание важности дисциплин, предметов, соблюдения морально-этических качеств личности.

Второй период академического консультирования -реформа в высшем образовании США (1875-1940). Одним из результатов Акта Моррилла (The Morrill Act) 1862-го года, также известного как Land Grant College Act, является его внедрение в каждый штат, с целью привития практических навыков гражданам страны и обеспечения их высшим образованием. Согласно данному акту, земельные гранты были введены для того, чтобы охватить сельское хозяйство с учетом того, что обучение является узаконивающим фактором. Несмотря на медленный рост, чем предполагалось, Акт Моррилла привел большое количество студентов к частично структурированному процессу академического консультирования, внедрению элективного метода выбора учебного курса и созданию ориентационной программы для новых студентов. Например, университет Джона Хопкинса в 1876 году внедрил программу академического консультирования как способ ведения работы с учетом нужд растущего количества студентов. Модель Хопкинса была заимствована из Европейской модели высшего образования, известной под названием German. Модель German была создана в 1800-е годы в университете Берлина. Данная модель подчеркивает важность продвинутого обучения, назначенная стипендии, профессиональных публикаций профессорско-преподавательского состава. Впервые эта иерархия в университете была определена новейшей научно-ориентированной дисциплиной, которая поддерживает исследования и назначает стипендии для них, представляя больше, чем простое преподавание [2].

В 1885 году ректор Гарвардского университета Чарльз Эллиот ввел элективную систему учебных курсов, превратившуюся в открытую учебную программу. Данная система была основана на модели German. К концу 1800-х годов более половины (50%) всех учебных курсов в Америке были элективными [3].

В 1888 году Бостонский университет впервые представил расширенную ориентационную программу, которая включает в себя академическое консультирование в группе. Гарвардский университет осознал необходимость восполнить пробел в академическом консультировании студентов и последовал его приме-

ру, создав в 1889 году департамент «Совет по консультированию первокурсников» [4].

Третий период академического консультирования - массовое высшее образование (1945-1960). Начало XX века свидетельствовало о вливании новых финансовых средств в высшее образование в результате развернувшейся индустриальной революций. Новые инвесторы поддерживали высшее образование, прежде всего его общеобразовательную, а затем и его исследовательскую направленность. С большей нацеленностью на исследование, чем на преподавание (обучение), профессорско-преподавательский состав был переориентирован с аудиторных занятий на лаборатор-ские и отношения между студентами и преподавателями стали менее интерактивным и более равнодушными, безличными. Для того чтобы преодолеть этот изъян, в 1906 году Колумбийский университет создал систему академического консультирования, предназначенную для курирования выбора учебных курсов и для уменьшения все расширяющейся дистанции между преподавателями и студентами.

Этот замечательный метод академического консультирования, который был назван некоторыми профессорами «Откровением» (man to man), восполнил пробелы, возникшие благодаря недостаткам индивидуализации в модели German. В докладе Слоссана (Slossun) 1909 года о деятельности четырнадцати университетов синтезирована критическая реакция на прошлый век. Доклад указывал на одну из величайших ошибок университетов, в результате внедрения модели German во все Американские колледжи и университеты - это потеря межличностных отношений между преподавателем и студентом.

Потребности дальнейшего развития высшего образования создали нужду в специализированном и расширенном академическом консультировании. Специализированное консультирование было подразделено на три типа: персональное (психологическое), профессиональное (карьерное) и академическое.

Период времени между Первой и Второй мировыми войнами, свидетельствовал о росте ориентаци-онных курсов новичков-первокурсников. Некоторые колледжи в помощь эдвайзерам и преподавателям, привлекали старшекурсников. Ранние консультации в основном были направлены более на контроль над учебой, на создание комфортных условий проживания и богослужения, чем на развитие студента.

В 1937 году был опубликован доклад под названием: «The Student Personnel Point of View» («Персональная точка зрения студента»), ставшее результатом многолетней работы комиссии, назначенной Американским советом по вопросам образования, в чьи обязанности входил изучение опыта коллектива в колледжах и университетах. В этом докладе подчеркнута «важность понимания индивидуальности студента и точки зрения о том, что сопровождение студента должно быть обе-

Pedagogy

спечено и организовано должным образом, чтобы поддерживать миссию высшего образования».

Двери университетов и колледжей были открыты для тех, у кого ранее не было надежды и возможности посещать их, в частности солдатам, вернувшимся со Второй мировой войны и для женщин, работавших на поддержку военных сил Америки. Наличие государственных (федеральных) средств, предусмотренных для увеличения их участия, и обеспечило средствами рост высшего образования больше, чем за последние три десятилетия.

Эта возросшая численность в сочетании с упадком экономики привела к созданию акта 1944-го года о Реорганизации военнослужащих (Servicemen's Readjustment Act (The GI Bill - закон предоставлявший спектр благ вернувшимся ветеранам Второй мировой войны). Фонд GI предоставил возможность более чем 2,25 миллионам ветеранов поступить в 2000 различных колледжей. Потребность в академическом консультированию росла пропорционально количеству студентов, опыт и академическая подготовка которых отличалась от опыта и академической подготовки других студентов, на которых была направлена служба поддержки колледжа.

В 1947 году ректор Альфредского университета создал комиссию для изучения существующей программы студенческих коллективов (студенческие кадровые программы), поскольку они были связаны лишь с первокурсниками и второкурсниками. В обязанности данной комиссии, представителями которой были члены профессорско-преподавательского состава, деканы, ректора и секретари (администраторы), входило составление рекомендации о дополнениях и изменениях в эдвайзерстве. Помимо прочего, комиссия предложила заведение офиса для академического консультирования старшекурсников, а также для самих эдвайзеров, чтобы они могли обучаться при новых изменениях в системе эдвайзерства. Смысл данного решения, сделанного данным университетом, состоял в привлечении внимания к значимости академического консультирования, к работе студенческих кадров и ведению документации. Другие институты, наблюдая за успешной реализацией университетом данной идеи, тоже использовали эту модель у себя в кампусах.

Таким образом, третий период академического консультирования завершился первым общеобразовательным государственным законом. Закон, названный Актом о Национальной Защите Образования 1958 года (the National Defense Education Act of 1958), был призван обеспечить финансовую поддержку студентов колледжа, стипендии аспирантам, способствовать изучению иностранных языков, профессионально-техническому обучению и субсидии педагогических программ [5].

Четвертый период академического эдвайзерства -поддержание роста и новые вызовы (с 1960г. до наших дней). С 1960-х годов начинается четвертый период, который определен как период зрелости академического консультирования. 1960-е годы ознаменованы рекордным зачислением в университеты и принятием

усовершенствованного государственного закона - Закона о высшем образовании 1965 года, предоставившего возможность для поддержки средне-специального образования включая финансовую помощь студентам колледжа [6]. Это содействие оказало крайне необходимую поддержку увеличивающемуся зачислению студентов и возрастающему стремлению студентов из разных социальных слоев получить высшее образование.

Но в начале 1970-х годов коэффициент зачисления уменьшилось из-за социальных изменений (расизм, дискриминация). Беспокойство студентов, начавшееся в 1970-х годах, продолжало расти на протяжении восьмидесятых и девяностых годов - особенно в группах меньшинств (дискриминация, расизм) - ставя академическое консультирование под огромное давление и требуя внимательного изучения для ответа на вопросы: почему резко снизился уровень высшего образования, в частности, почему студенты колледжа остаются на второй год обучения. Процесс академического консультирования и деятельность эдвайзеров в целом признавались как потенциальная мера в борьбе с институциональными барьерами, которые были угрозой для обездоленных, отчужденных студентов и из-за их представлений об административном комплексе.

Состав студентов в 1970-е годы имел уникальные характеристики, такие как низкий уровень дохода (малоимущие), студенты из числа меньшинств, академически неподготовленные студенты, студенты с отклонениями (инвалидизацией), студенты старше по возрасту, чем в среднем, и большое количество иностранных и интернациональных студентов, которым требуется индивидуальный подход в обслуживании. Для этих студентов академическое консультирование было «инструментом, обеспечивающим индивидуальную академическую адаптацию и необходимое планирование».

Потребность студентов в усовершенствованном эд-вайзерстве в 1970-х и 1980-х годах было катализатором для становления центров академической поддержки и более скоординированного приложения усилий в процессе эдвайзерства во многих колледжах и университетах. Поскольку эти институты работали с разрастающейся популяцией студентов, профессорско-преподавательский состав был не в силах выполнить все требования преподавательской, исследовательской и сервисной (обслуживающей) деятельности, поэтому университеты и колледжи были вынуждены нанимать дополнительный персонал, чтобы удовлетворить потребности учащихся [7].

Примерно в это время ученые Crookston и О'Вапюп изменили представление об академическом консультировании с их новой, прокладывающей путь идеей о развивающем и пятиступенчатой модели академического консультирования. Эти две концепции открыли путь для профессионализации и всеобщему признанию академического консультировании как профессий [8].

С профессиональным становлением академического консультирования пришло развитие и профессиональной организации: возникла Национальная Ассоциация

Педагогика

Академического консультирования (НААК, the National Academic Advising Association, NACADA), посвятившая себя исследованию и поддержке академического консультирования и эдвайзеров. NACADA провела свое первое национальное собрание в Burlington, Vermont в 1977 году (Cook, 2001). Учрежденный в 1979 году первый журнал NACADA стал появляться в свет в 1981 году. В результате было создано значительное количество литературы по консультированию, но мало было исследований в области изучения профессиональной деятельности академического консультирования или же основных характеристик работы академического эдвайзера.

Рассмотрев четыре периода хронологию истории становления и развития академического консультиро-

вания в вузах США, мы выявили, что академическое консультирование- это продукт нелинейной системы обучения и направлено на помощь студенту в решении академических проблем, и выполняет следующие функции в образовательном пространстве вуза:

- консультирование по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию;

- рекомендации по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие обучающихся в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования;

- консультирование по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса.

Литература

1. Frost S.H. Historical and philosophical foundations for academic advising. In VN. Gordon, W.R. Habley &Associates (Eds.), Academic advising: A comprehensive handbook. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2000. - P. 3-17.

2. Noel L. Increasing student retention: Effective programs and practices for reducing the dropout rate / L. Noel, R. Levitz, D. Saluri // San Francisco: Jossey-Bass, 1985.

3. Denham T.J. A historical review of curriculum in American higher education: 1626-1900. - Lauderdale, FL: Nova Southeastern University, Programs for Higher Education, 2002.

4. Brubacher J., Willis R. Higher Education in Transition: Now Brunswick: Transaction Publishers, 2002.

5. Thelin J.R. Historical overview of American higher education. In S.R. Komives, D.B. Woodward Jr. Student services: a handbook for the profession. Fourth Ed. - San Francisco: Josse-Bass, 2003. - P. 3-22.

6. Tuttle K. Academic advising. In L.K. Johnsrud, VJ. Rosser (Eds.), Understanding the work and career paths of midlevel administrators. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000.

7. Yoduf M. The changing scene of academic advising. NACADA Journal 23(1,2), 2003. - P. 7-9.

8. Kuhn T. Historical foundations of academic advising. In Gordon, V, Habley W., Grites T., Associates (Eds.). Academic advising. A comprehensive handbook, second edition. - San Francisco: Jossey-Bass. 2008. - P. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.