Направление на сельскохозяйственные работы 640 тыс. военнопленных в 1916 г. не могло восполнить эти потери.
В целом положение с производством хлеба не было катастрофическим. В период войны был введен «сухой закон» и прекращено винокурение (зерно перестали перегонять в водку)4. Сбор за 1914 - 1916 гг. 13,5 млрд. пудов продовольственных и кормовых хлебов мог обеспечить все нужды населения и армии. За эти же годы правительство закупило для армии 1,4 млрд. пудов, или 10% валового сбора и 50% товарного хлеба.
Положение крестьянства ухудшалось в связи с увеличением налогов по закону 24 декабря 1914 г. Возросли натуральные повинности, особенно в прифронтовых районах5.
В период войны быстро росли крестьянские кооперации: кредитные, потребительские, производственные. К 1917 г. в России было 35 тыс. потребительских коопераций с 11,5 млн. членов, 16 тыс. кредитных с 10,5 млн. членов, 5-7 тысяч производственных сельскохозяйственных обществ с 1,8 млн. членов и 2,5 тыс. молочных с 0,5 млн. членов. Общее число членов коопераций 16 - 18 млн., а с семьями примерно до 80 млн. человек, что составляло большинство сельского населения6.
Особенностью развития коопераций всех типов в период войны было объединение их в крупные союзы. Крупнейшими кооперативными объединениями в стране были Московский союз потребительских обществ, Центральное товарищество льноводов, Южно-Российское кооперативное зерно, Сибирский союз маслодельческих артелей, Закупсбыт и другие7 .
Итак, мы видим, что экономика России претерпела крупные изменения с начала Первой Мировой войны. Экономическое положение страны резко ухудшалось, что привело к кризисам в продовольственной и транспортной сферах.
3.Там же, С. 57.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений Т. 20. С. 127-128.
5. Витенберг Б. М. Государственная Дума // Отечественная история. Энциклопедия. Т.1. М., 1994. С. 613
6. Ненароков А. П. 1917. Краткая история, документы, фотографии. М., 1987. С. 31
7. Долгачев И. Н.Февральская Буржуазно-Демократическая революция. М., 1995. С. 19.
Литература
1. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. С. 24-26.
2. Исаев-Долгачев И. Н. Февральская Буржуазно-Демократическая революция. М., 1995. С. 19. История государства и права России. М.: Юрист, 1999. С. 55.
3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 20. С. 127-128.
4. Долгачев И. Н. Февральская Буржуазно-Демократическая революция. М., 1995. С. 19.
5. Витенберг Б. М. Государственная Дума // Отечественная история. Энциклопедия. Т.1. М., 1994. С. 613.
6. Ненароков А. П. 1917. Краткая история, документы, фотографии. М., 1987. С. 31.
История разработки атомной бомбы Сизов В. Р.1, Трубаенко Д. Д.2, Самолетова И. В.3, Тарабурская Н. В.4
'Сизов Владислав Рустемович /Sizov Vladislav Rustemovich — студент, инженер—технолог, Зеленодольский машиностроительный завод (ЗМЗ); 2Трубаенко Даниил Дмитриевич / Trubaenko Daniil Dmitrievich — студент, завод им. Горького;
3Самолетова Ирина Вячеславовна / Samoletova Irina Vjacheslavovna — студент, контролер УКК,
АО ПО завод им. Серго;
4Тарабурская Наталья Владимировна / Taraburskaja Natal'ja Vladimirovna — студент, инженер—конструктор, Казанский национальный исследовательский технический университет (КАИ), Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал), Зеленодольский машиностроительный завод (ЗМЗ), г. Зеленодольск
Аннотация: в данной статье рассмотрена история разработки атомного оружия. Когда ученые разрабатывали ядерное оружие, это было большим достижением в области науки, но никто из ученых не задумывался о последствиях и его возможностях. Поэтому тот, кто владеет таким оружием, должен нести за это ответственность и осознавать, как все это может отразиться на
живом мире нашей планеты. Также приведен всемирно известный пример о последствиях данной разработки.
Ключевые слова: атомное оружие, Хиросима, Нагасаки, Малыш, Толстяк.
В начале 1939 года французский физик Жолио-Кюри сделал вывод, что возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной разрушительной силы, и что уран может стать источником энергии как обычное взрывное вещество. Это заключение стало толчком для разработок по созданию ядерного оружия.
Европа была накануне Второй мировой войны, и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало милитаристские круги на быстрейшее его создание, но тормозом слала проблема наличия большого количества урановой руды для широкомасштабных исследований. Над созданием атомного оружия трудились физики Германии, Англии, США, Японии, понимая, что без достаточного количества урановой руды невозможно вести работы, США в сентябре 1940 года закупили большое количество требуемой руды по подставным документам у Бельгии, что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом.
С 1939 по 1945 на проект Манхэттен было потрачено более двух биллионов долларов. В Oak Ridge, штат Теннеси, был построен огромный завод по очистке урана. H. C. Urey и Ernest O. Lawrence (изобретатель циклотрона) предложили способ очистки, основанный на принципе газовой диффузии с последующим магнитным разделением двух изотопов. Газовая центрифуга отделяла легкий Уран-235 от более тяжелого Урана-238.
На территории Соединенных Штатов, в Лос-Аламосе, в пустынных просторах штата Нью-Мексико в 1942 году был создан американский ядерный центр. Над проектом работало множество учёных, главным же был Роберт Оппенгеймер. Под его началом были собраны лучшие умы того времени не только США и Англии, но практически всей Западной Европы. Над созданием ядерного оружия трудился огромный коллектив, включая 12 лауреатов Нобелевской премии. Работа в Лос-Аламосе, где находилась лаборатория, не прекращалась ни на минуту. В Европе тем временем шла Вторая мировая война, и Германия проводила массовые бомбардировки городов Англии, что подвергало опасности английский атомный проект «Tub Alloys», и Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта, что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики (создания ядерного оружия).
Программа армии США по созданию атомной бомбы получила кодовое название «Проект Манхэттен», ее возглавил 46-летний полковник Лесли Р. Гровс, профессиональный военный. Гровс, который характеризовал ученых, работавших над созданием атомной бомбы как «дорогостоящее сборище чокнутых», однако, признавал, что Оппенгеймер обладал способностью, до тех пор не востребованной, управлять своими коллегами-спорщиками, когда накалялась атмосфера. Физик предложил, чтобы всех ученых объединили в одной лаборатории в тихом провинциальном городке Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, в районе, который он хорошо знал. К марту 1943 года закрытый пансион для мальчиков был превращен в строго охраняемый секретный центр, научным директором которого стал Оппенгеймер. Настояв на свободном обмене информацией между учеными, которым строго-настрого запрещалось покидать пределы центра.
30 декабря 1944 года генеральным директором стал Гровс, он мог с уверенностью сказать, что на затраченные два миллиарда долларов будет создана готовая к действию бомба к 1 августа следующего года. Но когда в мае 1945 года Германия признала свое поражение, многие из работавших в Лос-Аламосе исследователей стали задумываться об использовании нового оружия. Ведь, вероятно, Япония вскоре капитулировала бы и без атомной бомбардировки. Нужно ли Соединенным Штатам становиться первой в мире страной, применившей такое ужасное устройство? Гарри С. Трумэн, ставший президентом после смерти Рузвельта, назначил комитет для изучения возможных последствий использования атомной бомбы, в который вошел и Оппенгеймер. Специалисты решили рекомендовать сбросить атомную бомбу без предупреждения на крупный японский военный объект. Было получено и согласие Оппенгеймера [1, с. 4].
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay», названный так по имени матери (Энола Гей Хаггард) командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») эквивалентом 21 килотонна тротила была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром
бомбардировщика B-29 «Bockscar». Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки [2, с. 4].
Ядерное оружие (или атомное оружие) — совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием.
Принцип работы: в основу ядерного оружия положены неуправляемая цепная реакция деления тяжёлых ядер и реакции термоядерного синтеза. Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239, либо, в отдельных случаях, уран-233 [3, с. 4].
Бомба «Толстяк» работала на основе распада плутония-239 и имела имплозивную схему подрыва. Фактически, это было устройство «Gadget», наделенное внешней оболочкой. Плутониевое ядро этой бомбы было окружено массивной оболочкой из урана-238 — тампером. Эта оболочка служила для инерционного сдерживания раздувающегося в процессе цепной реакции ядра, чтобы как можно большая часть плутония успела прореагировать. Не менее важная миссия тампера — быть отражателем нейтронов, покидающих активную зону реакции. Кроме того, в процессе соударений с ядрами урана-238 нейтроны теряют энергию, замедляются, становятся тепловыми. Такие нейтроны с низкими энергиями наиболее эффективно поглощаются ядрами плутония. Тампер был окружен обжимающей оболочкой из алюминия. Она обеспечивала равномерность сжатия ядерного заряда ударной волной, одновременно предохраняя внутренние части заряда от непосредственного контакта со взрывчаткой и раскалёнными продуктами её разложения. Кроме того, в бомбе имелся нейтронный инициатор — так называемый «ёжик». Обычно «ёжик» — шарик диаметром порядка 2 см из бериллия, покрытый тонким слоем сплава иттрия с полонием или металлического полония-210 [4, с. 4]. Над созданием атомной бомбы работали известные ученые:
- Курчатов Игорь Васильевич (Россия);
- Ф. Жолио-Кюри (Франция);
- Р. Пейрелс, О. Фриш (Великобритания);
- П. Хартек, О. Ган, Ф. Штрассман (Германия);
- Л. Сцилард (США).
В статье изложена историческая информация, в которой описаны события, происходившие с 1930 по 1945 год, о создании атомного оружия, единственном случае использования этого оружия, что привело к гибели 150-250 тысяч человек, также в статье описан принцип работы ядерного оружия. Можно заключить, что научно-технические достижения не должны использоваться во вред человечеству и природе. Необходим контроль над использованием данного оружия во всех странах мира.
Литература
1. Отец атомной бомбы. Проверено 7 августа 2009 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nnm.me/blogs/horrorl 017/otec_atomnoy_bomby.
2. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Проверено 1 апреля 2016 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ra.wШpedia.org/wiki/Атомные_бомбардировки_Хиросимы_и_Нагасаки.
3. Ядерное оружие. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Проверено 9 октября 2015. [Электронные ресурсы]: Режим доступа: http://gruzdoff.ru/wiki/Ядерное_оружие.
4. Авиация Толстяк (бомба). Вся авиация. От сверхлегких самолетов до бизнес-джетов. Проверено 23 января 2011 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vonovke.ru/s/tolstyakbomba.