Научная статья на тему 'История проституции. Подходы и парадигмы'

История проституции. Подходы и парадигмы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9443
1499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / СЕКСУАЛЬНАЯ ФЛЮИДНОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / PROSTITUTION / SEXUAL FLUIDITY / ADDICTIVE BEHAVIOR / SEXUALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна, Левина Лариса Викторовна

Представленная статья рассматривает проституцию как социально-психологический феномен, давая обзор не только истории ее возникновения, но и анализируя основные научные подходы к ее изучению и осмыслению. В статье приводятся аналитические данные различных авторов, занимающихся изучением феномена проституции, раскрывающие множественные аспекты возникновения и проявления проституции в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PROSTITUTION. APPROACHES AND PARADIGM

The article considers prostitution as a social-psychological phenomenon, not only giving an overview of its history, but also analyzing the basic scientific approaches to its study and interpretation. The article presents the analytical data of various authors who have studied the phenomenon of prostitution, revealing multiple appearance and manifestations aspects of prostitution in society.

Текст научной работы на тему «История проституции. Подходы и парадигмы»

Д • 7universum.com

У|0|Ч UNIVERSUM:

/YY\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ИСТОРИЯ ПРОСТИТУЦИИ. ПОДХОДЫ И ПАРАДИГМЫ

Дмитриева Наталья Витальевна

д-р. психол. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного

института психологии и социальной работы,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: dnv@mail.ru

Левина Лариса Викторовна

канд. психол. наук, доцент Московского института экономики и статистики

(филиал г. Усть-Каменогорск), Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск E-mail: larisa levina@mail. ru

HISTORY OF PROSTITUTION. APPROACHES AND PARADIGM

Dmitrieva Natalja

doctor of psychological sciences, professor of St.-Petersburg State Institute of psychology and social work

Russia, St.-Petersburg

Levina Larisa

candidate of psychological sciences, associate professor of Moscow Institute of economics and statistics (branch),

Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk

АННОТАЦИЯ

Представленная статья рассматривает проституцию как социальнопсихологический феномен, давая обзор не только истории ее возникновения, но и анализируя основные научные подходы к ее изучению и осмыслению. В статье приводятся аналитические данные различных авторов, занимающихся

Дмитриева Н.В., Левина Л.В. История проституции. Подходы и парадигмы // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2013. № 1 (1) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/285

изучением феномена проституции, раскрывающие множественные аспекты возникновения и проявления проституции в обществе.

ABSTRACT

The article considers prostitution as a social-psychological phenomenon, not only giving an overview of its history, but also analyzing the basic scientific approaches to its study and interpretation. The article presents the analytical data of various authors who have studied the phenomenon of prostitution, revealing multiple appearance and manifestations aspects of prostitution in society.

Ключевые слова: проституция, сексуальная флюидность, аддиктивное поведение, сексуальность.

Keywords: prostitution, sexual fluidity, addictive behavior, sexuality.

Психология проституции-одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной психологической науки. Актуальность ее изучения продиктована резкими социальными потрясениями, расширением культуральных норм сексуального поведения, сексуальной флюидностью (пластичностью, неустойчивой половой идентификацией), социокультурным дефицитом, несформированными нравственными устоями, отсутствием реальных социальных перспектив в жизни молодежи, остротой демографических проблем, связанных с ростом случаев аддиктивного поведения, огромным числом социально инфантилизированных лиц, живущих на нетрудовые доходы, лавинообразным увеличением числа детей, вовлеченных в занятия проституцией при живых родителях, а также резким увеличением числа лиц с сексуальными аддикциями.

Кроме того, в современном обществе многие женщины отказываются от рождения детей из-за утерянного смысла материнства и желания заработать деньги для удовлетворения только своих собственных эгоистических потребностей. Подобные тенденции, требуют не только тщательного изучения и внимания специалистов, но и усилий всего общества по их преодолению.

Проституция относится к индустрии личных услуг. Прибегнуть к ней можно легко и за весьма доступную плату. Продажа секса осуществляется круглосуточно на удобных для клиента условиях, что особенно важно в условиях постоянно ощущаемого дефицита времени, характерного для постмодернистского общества. Доступность данного вида досуга, наряду с другими социальными и психологическими факторами, обеспечивает высокую степень его востребованности. Согласно официальным данным социологической статистики, около У части российских мужчин с разной степенью продолжительности становились клиентами проституток.

Потребность в посещении публичных домов и регулярное общение с женщинами, оказывающими сексуальные услуги, вызвана желанием разрешить определенные психологические проблемы с помощью «любви за деньги».

Мужчины, склонные к подобной практике, причисляют себя к категории социально неуспешных, испытывают одиночество, не удовлетворены браком, имеют заниженную самооценку, обладают низкой способностью или отсутствием желания к установлению доверительных, эмоционально и интеллектуально насыщенных отношений с женщиной. Эссенциальная составляющая общения с проституткой видится клиентом-мужчиной не столько в возможности физического контакта, сколько в стремлении удовлетворить потребность в доверии, уважении, принятии, сострадании на уровне интимноличностного взаимодействия. Регулярные встречи с женщинами «легкого поведения» усиливают убежденность некоторых мужчин в возможности яркой личной жизни лишь только при условии взаимодействия с проституткой. Мужчины, относящиеся к категории постоянных клиентов, не уверены в собственной привлекательности, и их комплекс неполноценности может быть ситуативно нивелирован в рамках услуг секс-бизнеса. Со временем данная тенденция трансформируется в зависимое поведение с субъективной убежденностью в невозможности взаимодействия с женщиной, основанном на эмпатийном вчуствовании, сопереживании, взаимной симпатии, сексуальном

удовлетворении. Так формируется установка на спасительную перспективу встреч и общения на условиях денежного вознаграждения.

Однако, романтический ореол образа искусной и обольстительной красавицы, закрепленный в сознании мужчины на основе мифического восприятия, чаще всего диссонирует с действительностью: женщины,

оказывающие платные интимные услуги, нередко подвергаются садизму со стороны клиентов и сутенеров, систематически испытывают недостаток в удовлетворении базовых физиологических потребностей (пища, сон и др.) и, как следствие, не всегда располагают «роковой» внешностью и притягательной сексуальностью. Более того, большинство проституток, как правило, испытывает крайне отрицательные эмоции к представителям противоположного пола. Мнимая готовность быть «любящей» и привлекательной для клиентов, необходимость разыгрывания фальшивой социальной роли в действительности тщательно маскирует испытываемые к ним ненависть и отвращение.

Несмотря на очевидность пагубных последствий социально неодобряемой «профессии», женщины выбирают проституцию, руководствуясь актуализацией социальных (безысходность, отсутствие жилья, материальных средств, неспособность заработать достаточное количество денег социально приемлемым способом) и психологических причин (иллюзия обеспеченной и беззаботной жизни в статусе любимой женщины или даже законной жены успешного мужчины). Однако женщины, выбравшие проституцию, в силу полученных психологических травм и ряда объективных обстоятельств не способны к выстраиванию гармоничных отношений с мужчиной и априори лишены возможности трансформировать мечты в действительность.

Таким образом, феномен «любви за деньги» обладает двусторонней деструктивной силой: с одной стороны, разрушается личность женщины, ставшей проституткой (личностные кризисы, неудовлетворенность собственной жизнью, чувство беспричинной тоски, тревоги, вины, неопределенности или амбивалентности целей, суицидальные настроения и т. п.), а, с другой, —

развивается неизбежная деформация личности клиента-мужчины, у которого появляются повышенная тревожность, лицемерие, лживость, недоверие к себе и окружающим, неуверенность, нарушения аффилиативной способности, отсутствие ответственности за свое сексуальное поведение, противоречивость эмоциональных переживаний и страх несоответствия экспектациям окружающих.

Проблемы социально-психологического и сексуального благополучия людей, вовлеченных в сферу секс-индустрии, выражаются в том, что проституция, разрушая личность женщины, лишает ее физического здоровья, возможности семейного счастья, вносит дисгармонию в межличностные контакты, лишает способности к эмоциональной интимности, блокирует сексуальное желание. Мужчины, попавшие в условия болезненной зависимости от «платной любви», становятся заложниками спиритуально и психологически искаженных отношений, подвергаются высокому риску венерических заболеваний, СПИДа, становятся жертвами отравлений и грабежей.

Проституция не всегда рассматривалась как заслуживающее осуждения отклоняющееся поведение. Наиболее ранние сведения о проституции свидетельствуют о том, что она совершалась в храмах и в контакте с храмовой проституткой присутствовало переживание процесса поклонения богине проституции.

В античной литературе первое упоминание о проституции, очевидно, содержится в Шумерском эпосе о Гильгамеше (около 1 800 лет до Рождества Христова). В нем повествуется о храмовой проституции. В древнем Вавилоне проститутки функционировали в храме богини любви и войны Иштар или Инанны (Bassermann, 1993), которая являлась главной в пантеоне богинь.

Шумерские глиняные таблицы с 2400 года до Рождества Христова содержат тексты, из которых следует, что храмовые богини любви считали себя ответственными за проституток, работающих в гостиницах и тавернах, а также за занимающихся проституцией мужчин. Некоторые мужчины проститутки

были евнухами, кастрировавшими себя в знак полного подчинения богине любви.

Проституция процветала в древнем Риме в различные периоды его многовековой истории. Общеизвестна легенда о Ромулесе и Ремусе, основателях великого города и государства, которые были выкормлены волчицей. Однако мало известна одна деталь легенды, на которую обращает внимание норвежский исследователь мировой истории проституции Nils Johan Ringdal (2004). Близнецы были найдены пастухом, жена которого Ларенция воспитывала их на деньги, зарабатываемые ею продажей сексуальных услуг. Многие клиенты Лауренции называли ее волчицей. Согласно легенде, Лауренция купила территорию одного из холмов будущего Рима (Палатинский холм) и таким образом первый лупанарий (публичный дом) возник ранее образования самого города.

О проституции в Риме сохранились многие материалы, позволяющие восстановить общую картину и отдельные детали этого явления. Римские свободные женщины всегда имели больше прав, по сравнению с женщинами других мест античного мира. Ringdall считает, что Римляне испытывали большой страх по отношению к любви, считая, что она может привести к потере самоуважения, нарушить честь семьи, в особенности, если это чувство возникнет к лицам более низкого социального слоя, в том числе к проституткам, рабам или слугам. Проституция в Риме была локализована в основном за городскими стенами.

Само слово проституция, хотя и имеет латинское происхождение, обозначающее демонстрацию гениталий, не было популярным в Риме. Значительно чаще в отношении женщин, предлагающих сексуальные услуги, использовался термин lupa (волчица). Другие популярные названия проституток включали такие термины, как ночной комар, meretrix (женщина, зарабатывающая деньги), famosa (известная), fellatrix (занимающаяся оральным сексом). Сексуальные услуги можно было получить на территории театров, в термах (больших городских банях), в расположенных за границами города,

а в последующем и в самом центре Рима, борделях. Проститутки располагались на соломенных подстилках вдоль улиц, они регистрировались и платили налоги. Женщины из хороших семей иногда тайком проникали в бордели для получения удовольствия и дополнительного приработка.

Ringdal, изучивший доступные литературные источники, приходит к заключению, что количество женщин, прибегающих к сексуальным услугам мужчин проституток, было сравнительно небольшим и включало в себя очень богатых женщин. Наиболее известными мужчинами проститутками в Риме являлись популярные актеры. В сексуальные отношения с ними вступали императоры Калигула, Нерон и Элагабалдус. Нерон часто появлялся в общественных местах в сопровождении кастрата по имени Спорус, с которым он заключил демонстративный брак. Элагабалдус, вовлеченный в многочисленные скандалы, вызванные его отношениями с мужчиной проституткой Зотусом, объявил себя первым императором — союзником всех проституток обоих полов.

Проституцией занимались также кастрированные мужчины, евнухи ^Ш), несмотря на то, что, официально традиция кастрации, как пришедшая с Востока, осуждалась как практика, чуждая Римской традиции и морали, вне зависимости от того, была ли она связана с сексуальными целями или религиозными причинами. Со времен Республики atti были жрецами в храмах Адониса. Им запрещалось посещать столицу вплоть до 77 г. до Рождества Христова, когда этот запрет был снят, в связи с возросшей религиозной терпимостью.

На закате существования Римской империи проблемами проституции занималась жена императора Юстиниана (шестой век новой эры). Теодора в период ранней молодости сама была проституткой, обслуживающей гладиаторов. Эта женщина оказывала очень сильное влияние на императора и принимала активное участие в политических и социальных решениях. Теодора защищала права проституток, пыталась препятствовать насилию и эксплуатации со стороны сводников и предпринимала попытки оградить от проституции

несовершеннолетних. Она отдала в распоряжение молодых проституток, которых насильно заставили заниматься проституцией, прежний императорский дворец. Этот дворец она назвала «Метанойя» (Раскаяние). В 350 г. новой эры под влиянием Христиан в Римской империи храмовая проституция была запрещена и с этого времени отрицательное отношение к проституции во всех ее формах постепенно нарастало. В социальном контексте воображения имидж проститутки все более ассоциируется с образом «шлюхи», стигматизированной падшей грязной женщины. Pheterson (1989) пишет, что этот имидж прямо контрастирует с женским образом Мадонны, являющейся воплощением чистой, непорочной, Священной женщины. На проститутку проецируется статус падшей, лишенной морали женщины, которую следует избегать. Двойственное отношение к проституткам сохранялось при смене культур и сохранилось в коллективном бессознательном в модернистский и постмодернистский периоды.

В обществе существует глубоко укорененное отрицательное отношение к проституции как к аморальному, требующему всеобщего осуждения явлению. Такая оценка проституции была характерной для традиционной культуры и сохранилась в современной и постсовременной культурах. Ее теоретическим обоснованием явились взгляды известного криминолога Ломброзо, который, в соответствии со своей основной концепцией о наследственной природе предуготованности к совершению преступлений, утверждал, что человек уже рождается преступником, а не становится им в результате каких-то внешних воздействий. В 1893 г. Ломброзо и Ферреро опубликовали работу «Преступная Женщина, Проститутка и Нормальная Женщина» (Lombroso and Ferrero, “Criminal Woman, Prostitute and Normal Woman”), в которой утверждалось, что женщины проститутки имеют меньший размер черепа и у них обнаруживаются другие дегенеративные характеристики, по сравнению с женщинами, совершившими иные преступления.

Тем не менее, в последующем происходит рост понимания значения социальных факторов в процветании проституции.

McIntosh (1978) приходит к заключению, что в разные исторические периоды потребность мужчин в продажных сексуальных услугах и количество проституток было различным.

Hoigard, Finstad (1992) полагают, что в проституцию людей вовлекают криминальные субкультуры.

McLeods (1992) считает, что проституция напрямую связана с неравноправием женщин и их экономическими проблемами. По мнению автора, вовлечение женщин в проституцию связано с их бедностью или с угрозой последней.

Ряд авторов рассматривает проституцию в современной и постсовременной культуре как явление, в широкой распространенности которого имеет значение сочетанное влияние таких факторов, как доминирование культуры потребления, остающиеся элементы традиционной патриархальной культуры с ее мужским доминированием, наряду с социоэкономическими факторами (McIntosh, 1978; McLeod, 1982; Pheterson, 1989; O'Connell Davidson, 1998; Hoigard, Finstad, 1992 и др.).

Bell (1994) анализировала процесс стигматизации проституток в историческом разрезе. Автор подчеркивала значение формирования в общественном сознании образа проститутки, как женщины, относящейся к другому миру, женщины с признаками «инакости» (otherness). Bell приводит данные о том, как со времен Платона создавалась конструкция образа проститутки, в котором главной и единственной идентификацией было тело.

Феминистски ориентированные авторы видят в проституции одно из проявлений сексизма, дискриминации женщин по гендерному признаку. Так, например, Pateman (1988) утверждает, что проституция в современном обществе представляет собой одну из форм подавления женщин, которая вытекает из патриархальной структуры брачных отношений. Автор в то же время фактически поддерживает позицию об инакости проституток, разделяя женщин на хороших жен и плохих проституток. Проститутки редуцируются автором до субъектов, исполняющих исключительно сексуальные услуги.

Проституция рассматривается Barry (1995) как сексуальная эксплуатация, доведенная до уровня сексуального рабства и являющаяся отражением угнетения женщин на локальном и глобальном уровнях. Секс у проститутки оказывается отделенным от нее как от индивидуальной личности. Легализация проституции, по мнению Jeffreys (2009), содержит в себе походы, аналогичные сводничеству и направленные на продолжение традиционного мужского доминирования. Scoular (2004) критикует односторонность феминистских подходов в отношении проституции, считая, что они не выходят за рамки фаллоцентрического воображения.

Легализация проституции проблемы не решает. Zeitch, Staring (2009) находят, что, несмотря на то, что в Нидерландах популяция более терпима к проституции, последняя встречается с общественным осуждением. Авторы в качестве примера приводят заявление одной из студенток университета о том, что она относится к проституции как к «нормальному, но аморальному явлению».

Weitzer (2012) обнаружил в Нидерландах заинтересованность организаторов секс индустрии в снижении стигматизации. Опрошенные говорили, что они заинтересованы в том, чтобы секс работницы производили впечатление обычных бизнес женщин и при этом чувствовали себя ими. Они утверждали, что, если в прошлом все происходило за закрытой дверью, то сегодня работающие в секс бизнесе могут приходить в клубы и различные общественные организации, в которых все готовы разговаривать с ними и обсуждать различные проблемы.

Российское общество более нетерпимо к проституции и ко всем, связанным с нею активностям. Это отрицательное отношение строится на традиционной религиозной морали, уходящей корнями в прошлое многих поколений. Эти моральные принципы в отношении продажного секса напрямую не нарушались советской системой, которая вела борьбу с религией, но осуждала проституцию как порождение капиталистического общества и явление совершенно чуждое социалистической действительности.

Разрушение моральных общечеловеческих установок происходило в результате обесценивания стоимости индивидуальной жизни и лишения ее естественной духовной основы, которая подменялась искусственной идеологической надстройкой.

Внедряемая пропагандой на всех уровнях идеология в конечном итоге так и не смогла интернализоваться и тем более трансмутироваться в психике большинства, людей. Революционные лозунги 1917 г. воздействовали на коллективное бессознательное масс, но этот эффект был кратковременным и для большинства постепенно затухал. Лозунги теряли прежнюю силу и привлекательность, на них становилось все труднее проецировать религиозное чувство. Идеологизация обычно оставалась локализованной на уровне сознания и в процессе развития советского общества в нарастающей степени трансформировалась в ролевое поведение, используемое в качестве инструмента достижения личных и карьерных целей.

За фасадом идеологической надстройки по мере выхолащивания основанной на традиционной морали и религиозных подходах содержания психики формировался психологический вакуум, экзистенциальная пустота, с исчезновением понимания смысла жизни, чувством растерянности и внутреннего хаоса. Подобная структура психики формировала модель внешне сильного, уверенного в себе, в правильности своего видения мира человека с максималистскими взглядами и неприемлемым бескомпромиссным агрессивным отношением ко всему, что этому противоречит.

Проституция в России преследовалась с 1649 г., когда царь Алексей Михайлович распорядился поручить надзирателям контроль над тем, чтобы на улицах города не было продажных женщин. Военные реформы Петра I привели к появлению значительного количества неженатых мужчин, которые служили в армии. Этим солдатам для снятия сексуального напряжения требовались проститутки. Монархи после Петра по-разному относились к проституции, от концепции полного запрета до декриминализации. В конце 19 века проституция в Российской Империи была разрешена. В большинстве

городов были легализованные бордели, находящиеся под контролем полиции и медицинских служб. В борделях предлагались сексуальные услуги различного класса и по различным расценкам. Клиенты, посещавшие бордели, состояли из людей разных социальных слоев, от очень богатых до представителей рабочего класса.

Легально разрешалось содержать бордели только женщинам. Тем не менее, нелегальные уличные проститутки находились в зависимости от мужчин сводников, которые назывались «котами», в то время как женщин сводниц называли «бандершами». Сразу после февральской революции 1917 г. все правила, касающиеся регистрации проституток, были отменены. «Труженицы секса» старались организовывать свои профессиональные союзы и требовали соблюдения их прав, наравне с другими профессиями, что, как полагают, нашло отражение в поэме Блока «Двенадцать» («И у нас было собрание... Вот.. в этом здании... Обсудили... — Постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять. И меньше ни с кого не брать... Пойдем спать...»).

Во время военного коммунизма Советское правительство по идеологическим соображениям преследовала проституцию (Ленин в качестве безотлагательных мер предупреждения восстания в Нижнем Новгороде требовал расстрелять сотни проституток). В 1919 г. в Петрограде был создан лагерь принудительного труда для женщин, 60 процентов которых подозревались в проституции. В то же время производились попытки социализации проституток как «жертв капиталистической системы». Значительный рост проституции наблюдался в период НЭПа, когда более 40 процентов мужчин прибегало к услугам проституток.

Проституция стала нелегальной после образования Советского Союза. После 1927 г. в прессе исчезли упоминания о проституции. Даже социологические исследования по этой теме были ограничены и относились к категории «для служебного использования». Иногда появлялись критические статьи о неморальном поведении отдельных женщин, что расценивалось

как проявление пережитков капитализма в сознании. В то же время в Западных масс медиа появлялись материалы о проституции в гостиницах.

Изучение проблемы проституции в рамках психологии, психиатрии и социологии позволило нам выделить ряд подходов к анализу данного феномена:

1. Исторический подход, систематизирующий работы психологов и социологов, посвященные анализу исторических материалов, касающихся проституции. Полученные материалы, с точки зрения ряда авторов, являются «мостиками» к изучению современного состояния проблемы (А.Г Быкова, Т.А. Гурко, С.И. Голод и др.).

2. Психо-социальный подход, в рамках которого создается социальный портрет проститутки, анализируются условия ее жизни и особенности семейного воспитания как факторы, влияющие на формирование ее личностных качеств (И.С. Алихаджиева, И.С. Кон, А.В. Меренков и др.).

3. Каузальный подход, акцентуирующий выявление причин, влияющих на выбор занятия проституцией (Ю. Антонян, С.В. Ильина и др.).

4. Патопсихологический подход к анализу проблемы делает акцент на диагностике, терапии и профилактике синдромов и симптомов, обнаруживаемых у лиц, занимающихся проституцией (Ц.П. Короленко,

Н.В. Дмитриева).

5. Психоаналитический подход, в рамках которого у лиц, занимающихся проституцией, выявлены инфантильные, примитивные защитные механизмы.

6. Индивидуально-психологический подход, акцентуирующий влияние комплекса неполноценности на выбор занятия проституцией (А. Адлер, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева).

7. Эмпирический подход, сущность которого заключается в эмпирической, феноменологической классификации, согласно которой каждый поведенчески различимый симптомокомплекс получает свое название, например, синдром бесстрастной проститутской сексуальности (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева).

Список литературы:

1. Дмитриева Н.В. Алгоритм реформирования интроекта / Н.В. Дмитриева // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. — Барнаул: БГПУ, 2008. — С. 276—281.

2. Дмитриева Н.В. Психология аддиктивного поведения. Монография / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков. — Новосибирск: НГПУ, 2002. — 278 с.

3. Короленко Ц.П. Гендерная флюидность / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева // В кн.: Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2010. — Ч. 1. — С. 125—131.

4. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко,

Н.В. Дмитриева. — Новосибирск: Изд-во «Олсиб», 2001. — 251 с.

5. Короленко Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. — 667 с.

6. Короленко Ц.П. Homo Postmodemicus. Психологические и психические

нарушения постмодернистского мира. Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. — 230 с.

7. Barry K. (1995) The Prostitution of Sexuality. — New York. New York

University Press.

8. Basserman L. (1993) The Oldest Profession: A History of Prostitution. — New York.

9. Bell S. (1994) Reading, Writing and Reuniting the Prostitute Body.

Bloomington. Inddiana University Press. Bell S. (1995) Whore Carnival. — New York. Autonomedia.

10. Hoigard C., Finstad L. Bookstreets: Prostitution, Money, and Love. University Park. Pennsylvania State University Press.

11. Jeffreys Sh. (2009) Industrial Vagina, — New York.: Routledge. Lancet (1998) Buying Sex Safely 348—377.

12. McIntosh M. (1978) Who Needs Prostitutes? The Ideology of Male Sexual Needs. In C. Smart, B. Stuart (eds.) Women, Sexuality, and Social Control. — London; Routledge.

13. McLeod E. (1982) Women Working Prostitution Now. — London and Canberra. Croom Helm.

14. O'Connell Davidson J. (1995) The Anatomy of “Free Choice” Prostitution, Gender, Work, and Organization 2; 1—10.Odzer, C, (1994) Potpong Sisters: An American Woman's View of the Bangkok Sex World. — New York. Arcade.

15. Pateman C. (1988) The Sexual Contract. Stanford; Stanford University Press

16. Pheterson G. (1989) E. A Vindication of the Rights of Whores. Seattle.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ringdal N. (2004) Love for Sale. New York; Grove Press.

18. Weitzer R. (2012) Legalizing Prostitution. From Illicit to Lawful Business. — New York. New York University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.