УДК 930.85
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМ КАВКАЗА В РАБОТАХ ФРАНЦА РУБО
Ходжалиев Ш.М., Венидиктова Е.А.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Сегодня Северный Кавказа, как территория, так и граждане, является историческим феноменом. Одним из менее изученных исторических феноменов является вхождение Кавказа в состав Российской Империи. Покорение Кавказа началось в начале XVIII века и тесно связано с Персидским походом Петра I (1722-1723 гг.). Почему историки забывают о крупном восстании в Чечне и Дагестане (1877-188 гг.)? Именно в это же шла русско-турецкая война. При этом 200-тысячная группировка царских войск поддерживала спокойствие в крае. Признаем факт, что Кавказская война - малоизученный феномен в истории государства Российского. Присоединение территории Кавказа к Российской Империи повлекло за собой всякого рода последствия, как положительные, так и отрицательные. Завоевание территорий Кавказа проходило путем войны между Российской Империей и племенными объединениями Северного Кавказа, под предводительством разных Имамов. Война продолжилась почти 50 лет, что показывает недовольство местного населения действиям полководцев Российской империи. Горские народы оказывали ожесточенное сопротивление Русской императорской армии. Изучение нами темы исследования связано с некорректной трактовкой причин Кавказской войны в печати и СМИ. Это влечет за собой негативные последствия, начиная с возникновения национализма, как среди современного горского народа, так и среди остальной части населения страны, и, закачивая терроризмом в лице « исламского терроризма». Проблематика истории Кавказа освещена в статье в контексте обращения к работам художника Франца Рубо.
Ключевые слова: история, Кавказская война, Франц Рубо, национальность, нравственные ценности, моральные ценности, воспитание, проблема Кавказа, Ахульго, Имам Шамиль.
Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.
HISTORY OF THE CAUCASIAN PROBLEMS IN THE WORKS OF FRANZ RUBO
Sh. Khodzhaliev, E. Venidiktova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Annotation: Today the North Caucasus, both territory and citizens, is a historical phenomenon. One of the less studied historical phenomena is the entry of the Caucasus into the Russian Empire. The conquest of the Caucasus began at the beginning of the 18th century and was closely connected with the Persian campaign of Peter the Great (1722-1723). Why do historians forget about a major uprising in Chechnya and Dagestan (1877D188)? It was in the same Russian-Turkish war. At the same time, the 200,000-strong grouping of the tsarist troops maintained calm in the region. We acknowledge the fact that the Caucasian War is a little-studied phenomenon in the history of the Russian state. The annexation of the territory of the Caucasus to the Russian Empire entailed all sorts of consequences, both positive and negative. The conquest of the territories of the Caucasus took place through the war between the Russian Empire and the tribal associations of the North Caucasus, under the leadership of various Imams. The war contin-
71
ued for almost 50 years, which shows the discontent of the local population to the actions of the generals of the Russian Empire. The mountain peoples put up fierce resistance to the Russian imperial army. Our study of the research topic is associated with an incorrect interpretation of the causes of the Caucasian war in the press and media. This entails negative consequences, starting with the emergence of nationalism, both among the modern highland people and among the rest of the country's population, and by pumping terrorism in the face of "Islamic terrorism". The issue of the history of the Caucasus is covered in the article in the context of an appeal to the works of the artist Franz Rubo.
Keywords: history, Caucasian war, Franz Rubo, nationality, moral values, moral values, education, the problem of the Caucasus, Ahulgo, Imam Shamil.
Acknowledgments: The work was performed in accordance with the Program of the Government of the Russian Federation on the competitive growth of Kazan Federal University.
Введение
Изучение темы исследования связано, на наш взгляд, с некорректной трактовкой причин Кавказской войны в печати и СМИ. Это влечет за собой негативные последствия, начиная с возникновения национализма, как среди современного горского народа, так и среди остальной части населения страны, и, закачивая терроризмом. Именно феномен терроризм на Кавказе большинство СМИ показывают как Исламский. Эту тему нельзя было обойти, поскольку даже на данный период времени существует много проблем, которые впоследствии оказываются плачевными из-за недопонимания народов. В исторической памяти российского общества сложился дуалистический характер понимания Кавказской войны. К примеру. Например, А. Розен не сомневался в правильности действия царского правительства, хотя «... и принесли мы на Кавказ только оружие и страх, сделали врагов еще более дикими и воинственными». Тогда, как А.С. Пушкин воспринимал Кавказскую войну как данность и предлагал «культурное перевоспитание» и насаждение христианства.
Хотелось бы осветить эту нелегкую тему с помощью прекрасного французского художника, Франца Рубо, который долгое время был на Кавказе, путешествовал, а позже и рисовал картины, которые ценятся и восхищают поклонников.
Родился Франц Алексеевич Рубо 15 июня 1856 года в Одессе, время, когда Кавказская война подходила к концу. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Во время каникул Франц Рубо приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 17 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса: «Вступление императора Петра Великого в Тарки 13 июня 1722 года», «Вступление русских войск в Тифлис 26 ноября 1799 года», «Штурм Ленкорани генералом Котля-ревским 31 декабря 1812 года», «Сражение под Елисаветполем 13 сентября 1826 года», «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года», «Штурм аула Гимры 17 октября 1832 года», «Взятие Ахульго 22 августа 1839 года»,
«Штурм черкесами Михайловского укрепления 22 марта 1840 года», «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года», «Смерть Слепцова 10 декабря 1851 года», «Взятие аула Дарго 6 июля 1845 года», «Сражение при Курюк-Дара 24 июля 1854 года», «Переход князя Аргутинского через снежные горы Кавказа», «Взятие Гуниба и плен Шамиля 25 августа 1859 года», «Штурм Карса в ночь на 6 ноября 1877 года». Виден очерк того, что исторические события, на территории современного Кавказа начались не в 1817 году, как сообщает нам официальная история, а со времен Петра I. Чтобы выполнить заказ, художнику пришлось изучить хронологически исторические события, самому приезжать и знакомиться с местами сражений. На Кавказе художник создал большую галерею образов горцев. К сожалению, сложность работы заключалась в том, что это был государственный заказ, и творческие возможности Франца Рубо ограничивались определенными требованиями. Каждую картину Рубо обязан был первым делом показать на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края.
Судьба Рубо сложилась так, что его картины переходили из рук в руки, к примеру знаменитая картина «Штурм аула Ахульго» , которая находилась в 1924 году на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала от наводнения, а в последствии, в 1928 году, ее передали в Дагестанский краеведческий музей. На сегодняшний день в Махачкале хранятся четыре фрагмента панорамы.
Методы
Для детального исследования проблемы применены следующие методы:
Системный метод - определяет необходимость целостного анализа исторических событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего, многообразие компонентов исторического процесса.
Метод сравнения - сравнение исторических фактов, проведение сравнения исторических фактов с современными книгами, историческими письмами.
Эмпирический метод - беседы, наблюдение.
Аналитический метод - контент-анализ.
Результаты и обсуждение
Учитывая тот исторический факт, что заказ был правительственным и преследовал такую цель, поэтому у художника возник вопрос о том, как показать героизм русских солдат и полководцев в захвате территорий Северного Кавказа и Закавказья. Стоит отметить, что картины не всегда соответствовали происходящему. Рассказывая о героизме русских солдат во время захвата Кавказских территорий, Рубо, часто интуитивно, показывает, как отважно горцы воевали против захвата их территорий. Успех любого исследования заключается в изучении позиции всех сторон, уметь критически мыслить. Было проведено исследование в виде анализа информации о двух противоборствующих сторонах. Результатом стало то, выявились проблемы и интересы обеих сторон. Если решить эти проблемы, возможно конфликт будет исчерпан.
73
Причины у Российской Империи были свои, а именно: желание закрепиться на Кавказе, при этом ввести свое законодательство, что в корне противоречило взглядам коренных народов, в большинстве своем исповедующих Ислам; нежелание коренных народов присоединяться к Российской Империи; то, что Александр 1 хотел избавить Российскую Империю от постоянных набегов народов Кавказа на свои земли. Причины сопротивления коренных народов заключаются в том, что они не хотели принимать иное законодательство, отличное от Шариата, хотя, всецело он не существовал в полном объеме. То есть, иностранная интервенция наоборот побудила к созданию на территории Кавказа объединенного Шариатского государства. Второй причиной сильного отпора, который мы можем увидеть, просмотрев картину Рубо «Штурм аула Гимры 17 октября 1832 года», где даже женщины и дети помогают отбиваться мужчинам и защищать свой аул от захватчиков - является то, что был массовый геноцид, осуществляемый Ермоловым, который императором Александром 1 игнорировался. Об этом свидетельствую письма с фронта, направленные лично императору, иногда эти письма отнюдь не от простых солдат.
Второй немаловажный момент, которому стоит уделить время - это то, что современные историки трактуют Кавказскую войну, как войну против неверных русских, говоря другими словами - джихад. Джихад (от араб.
— «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война». Многие мусульманские авторы, особенно современные, настаивают на интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом [1]. На самом деле, в Исламе Джихад трактуется более широко, это, своего рода, внутренняя борьба каждого человека, к примеру, учитель в школе, тоже осуществляет джихад упорствуя в научении младшего поколения знаниям, ученик, который старательно изучает науки, тоже находится на стезе джихада.
Отметим, что Имам Шамиль не запрещал строительство церквей и синагог, не призывал убивать неверных, то есть не мусульман. Являясь верующим человеком и как знаток мусульманского права (фикха), Имам Шамиль не мог призывать убивать неверных, не имея на то причин, это запрещено прямо в Коране. Современные деятели в свою защиту используют трактовку одного аята из Корана: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы» [2]. Ошибочным в данной ситуация является то, что каждая сура, каждый аят взаимосвязаны друг с другом и без объяснения ученых не читаются в буквальном смысле. Аль-Куртуби в толковании слов Всевышнего Аллаха говорит: «Есть две группы неверующих. Запрещено проливать кровь, отнимать имущество, а также проявлять агрессию против тех неверующих, которые относятся к первой группе.
И это: 1) Му'ахид: неверующий, с которым есть договор о ненападении на определенный срок. 2) Зимми: неверующий,который проживает в мусульманских странах, и с которым заключен договор о защите. 3) Мустаъмин: неверующий, который в безопасности въехал на территории мусульманского государства. Например, торговец, который прибыл в страну с целью торговли или по другим причинам. Выдача визы человеку считается предоставлением ему безопасности на территории государства и охране его на этой территории. Ко второй группе неверующих относятся те неверующие, которые воюют против мусульман, те, с которыми нет ни договора о ненападении, ни договора о защите, ни договора о предоставлении безопасности. Именно об этой группе неверующих говорят, что их имущество и кровь дозволены» [3]. Еще одним аргументом является то, что Имам Шамиль высоко ценил и почитал тех, кто отказывался от идей геноцида и военной агрессиии. Дагестанский ученый, зять имама Шамиля, шейх Абдур-Рахман Гази-Кумухский (1837-1900 гг) писал в своей книге «Китаб ат-тазкират» (Книга воспоминаний): «Теперь (продолжим) краткое изложение о положении бежавших или пленных солдат, находящихся в наших селениях. Шамиль переселился со своими товарищами мухаджирами в Новый Дарго после разрушения в 1844 г. князем Воронцовым Старого Дарго, у него находилось около трехсот солдат, перебежавших к нам из разных мест, или же пленных. Среди них были часовщики, кузнецы, плотники, мастеровые. Шамиль велел верному своему мюриду Черному Алимаммаду Грубому, назначенному над солдатами (комендантом), построить для них специальный поселок около Дарго, собрать их там и отпустить провизию и обмундирование из казны через казначея Шамиля и дать им полный отдых. Алимаммад построил для них поселок и разместил их там, как того велел Шамиль, и выделил для них все необходимое. В их распоряжение предоставил землю для посадки капусты, кукурузы, лука и др. Солдаты обосновались там и жили мирно, довольные велением Аллаха и Шамиля. Они обрели покой, жили без притеснения. В комнатах были иконы, которым они поклонялись во время молитв, имели спиртные напитки, изготовленные из винограда, и самогон из проса и других злаков». Далее автор пишет: «Другой рассказ»: однажды к нам заявились казачьи монахи из России, собирающиеся отправлять свой религиозный культ на чужбине, они были староверами. Они просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил, они построили себе дома на возвышенности близ Дарго, в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Они построили еще одно строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы для поклонения. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы, и жили спокойно. Как далее следует по тексту автора рассказа, однажды он отправился к ним посмотреть, как они живут. Увидев его, они оказали мне уважение, подошли ко мне. Они знали его отца, поэтому разрешили войти в свое святилище (место поклонения), а его товарищам отказали. Внутри помещения много икон, светильников со свечами. Было неизвестно, откуда они бра-
ли эти свечи в чеченских лесах, где вообще нет светильников. Монахи были одеты в длинные до пят балахоны. Все это было любопытно... [4]. Исходя из этой информации, получается, что Шамиль вел борьбу не против чужой религии, или чужой национальности, а именно против агрессоров.
Письмо Генерала Ермолова Царю, в котором он открыто говорит о том, что будет истреблять чеченские народы, подтверждает доводы по поводу геноцида: «.... Это они, Чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя! Общество у них не так многолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимает к себе дружественных злодеев всех прочих народов, оставляющих землю свою после совершения каких-либо преступлений. И не только. Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекают туда совершенное равноправие и равенство Чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти. Эти разбойники принимают наших солдат с распростертыми объятьями! Так что Чечню можно назвать гнездом всех разбойников и притоном наших беглых солдат. Я этим мошенникам предъявлял ультиматум: выдать беглых солдат, или мщение будет ужасным. Нет, не выдали ни одного солдата! Приходилось истреблять их аулы. Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее. У них даже чумы не бывает! Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего Чеченца» [5]. Из письма Ермолова чеченцам Притеречья от 8 сент. 1818 г."... Без пособия и участия самих жителей не могут приезжать мошенники от р. Сунжи. Известно и то, что никакая партия мошенников не может укрыться, если тому не вспомоществуют жители, которые по связям и родству, между ними существующими, могут даже и не допускать их за Терек, будучи сами гораздо в меньшем числе, а потому впредь не примется уже оправдание, что не в состоянии удержать по причине большого числа..." [6].
Российские карательные отряды каждый год производили на Чечню опустошительные набеги, истребляя людей и все средства к их существованию. Причем, делалось это не спорадически, не от случая к случаю, а системно, в соответствии с планом, предложенным ближайшим сподвижником Ермолова генерал-лейтенантом А.А. Вельяминовым: "Враг полностью зависит от урожая для поддержания существования и если уничтожать урожай зерновых, то через 5 лет голод заставит Чеченцев подчиниться. Чтобы осуществить этот план, нужно сформировать 6 отрядов, состоящих из 6000 пехотинцев, 1000 казаков, 24 пушек, 500 телег с провизией и 1 повозки для больных и раненых. ..." [7]. В ответ на эти нашествия горцы предпринимали акции против военных гарнизонов и казачьих поселений, размещенных на захваченных землях. Как писал А.А. Бестужев-Марлинский, который сам участвовал в Кавказской войне в одном из своих писем «... Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар Божий и труд человека", - говорили они... И это правило горского "разбойника" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели ее...» [8].
Очень много написано книг, создано спектаклей, музыкальных произведений и нарисовано картин, но ничто не сравнится в передаче той тяжелой ситуации, которая была на войне, как панорама Франца Рубо «Штурм аула Ахульго».
Картина передает весь контраст борьбы, что русских солдат, некоторые из них неволей участвуют в этой битве, кто то участвует лишь потому, что был сослан на Кавказ, вместо Сибири, большие потери с обеих сторон. Со стороны горцев идет борьба не на жизнь, а на смерть. Мужчины, женщины, дети - воюют все. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. Ружейная пальба и гранаты удерживали неприятеля в завалах, - отмечает русский военный летописец, - между тем, остальные два батальона по узкой тропинке и почти по одиночке успели пробраться во фланг. Прежде, нежели мюриды могли опомниться, два завала перешли в наши руки. Защита была самая упорная: горцы, не видя никакого спасения, сражались с отчаянием, женщины не уступали им в храбрости и многие из них явили примеры необыкновенного бесстрашия.
Около 3-х часов продолжался бой, во все это время почти не слышно было выстрелов, только кинжалы, штыки и шашки издавали стук, беспрестанно встречаясь друг с другом, ни один из мюридов не спасся бегством, все или легли на месте или взяты в плен» [9].
Выводы
1. Современная Отечественная история уделяет слишком мало времени на изучение данного вопроса, как среди коренных народов Кавказа, так и среди остальной части населения нашей необъятной Родины. Пропуск или поверхностное изучение данного вопроса сказывается в дальнейшем на восприятии мира, на складывании мировоззрения граждан Российской Федерации. Впоследствии это переливается в возникновение негативных умозаключений и идей на основе низкого уровня знаний. Провокаторы пользуясь этим создают негативно настроенные ячейки общества, используют всевозможные методы дестабилизации ситуации, призывают к национализму и нарушению Конституционного строя Российской Федерации.
2. Стоит признать, что Кавказская война является малоизученной областью российской истории, где пока неясным остается много важных моментов, последствием которых является возникновение межнациональных конфликтов.
3. Признание ошибок каждой из сторон является немаловажной частью сближения коренных народов с русским. Возможно, в этом кроется выход из сложившейся ситуации.
4. Стоит пересмотреть законодательство относительно мусульманских республик Российской Федерации, перенять опыт у США, где у каждого штата есть свое законодательство, которое подчиняется общей Конституции. Российская Федерации многонациональная, поликонфессиональная страна,
правовое государство, где уважают и исполняются права всех граждан, независимо от религиозной, национальной принадлежности.
Заключение
Как ранее было указано, Кавказская война остается малоизученной страницей отечественной истории, последствия захвата кавказских территорий Российской Империей чувствуются и по сей день, особенно остро встал вопрос после распада Советского союза. К гражданам, ранее исповедовавшим Ислам, начала поступать разного рода информация, которая или скрывалась во времена СССР, или была утеряна. Страны, желающие дестабилизации правопорядка в Российской Федерации умело пользуются этой проблемой. На немаловажность этой проблемы указывает не только изучение истории, получение правдивой информации, но и использование недоброжелателями отсутствия знаний у большинства граждан. Ключевым фактором в отсутствии решения этой проблемы является бездействие государства, которое ставит ограничения на изучение истории и религии, путем некомпетентности административного аппарата. Примером является реестр экстремистских материалов, в который включаются любые материалы, и книги, которые были найдены у криминогенно-опасных личностей, без экспертизы и соответствующего исследования. В неправильности использования реестра не сомневается даже сам создатель этого реестра, а также некоторые депутаты Государственной Думы.
Литература
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%85 %ГО%В0%ТО%В4
2. Коран, Сура 8, Аят 12 (8:12)
3. Аль-Куртуби, аль-Джами' ли-ахкам аль-Куран
4. Шейх Абдур-Рахман Гази-Кумухский (1837-1900 гг), «Китаб ат-тазкират» глава "О положении в Дагестане солдат, перебежавших к нам, или заключенных".
5. https://kreamik.livejournal. сот/7147.html
6. Акты Кавказской Археографической Комиссии, т. VI, ч. II. Тифлис, 1875. С. 500.
7. Джон Баддели. Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860. М., 2011.
8. Михельсон В.А. Бестужев-Марлинский А.А. Письма / Трудные годы: Декабристы на Кавказе. Краснодар, 1985.
9. http://www.gazavat.ru/history3 ^р?тЪ= 12&ай=101
10. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве. Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 137-148.
11. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности. Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.
Сведения об авторах
Ходжалиев Шихали Маратович, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Венидиктова Елен Александровна, канд. ист. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Дата поступления 14.12.2018