Научная статья на тему 'История правового регулирования гражданского общества в России'

История правового регулирования гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1235
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авалян Р. А.

В данной статье рассмотрен процесс правового регулирования гражданского общества в России. Исследуются наиболее отчетливые периоды проявления активного правового регулирования органов общественного самоуправления. Проанализированы основные проблемы, стоящие на пути к развитому гражданскому обществу. Выявлена и обоснована необходимость сотрудничества между властью и населением для достижение общего блага. На основе проведенного исследования автором предлагается совместная работа государства и общества для повышения уровня правового сознания и культуры у граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF LEGAL REGULATION OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

This article examines the process of legal regulation of civil society in Russia. Are investigated most distinct periods of active existence of legal regulation of public authorities. Analyzed the main problems standing in the way to a developed civil society. Identified and justified the need for cooperation between the authorities and the population for the achievement of the common good. On the basis of the conducted research the author proposes joint work of the state and society to increase the level of legal consciousness and culture among Russian citizens

Текст научной работы на тему «История правового регулирования гражданского общества в России»

УДК 340.11

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

THE HISTORY OF LEGAL REGULATION OF CIVIL SOCIETY

IN RUSSIA

Авалян Р. А.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Avalyan R.A.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс правового регулирования гражданского общества в России. Исследуются наиболее отчетливые периоды проявления активного правового регулирования органов общественного самоуправления. Проанализированы основные проблемы, стоящие на пути к развитому гражданскому обществу. Выявлена и обоснована необходимость сотрудничества между властью и населением для достижение общего блага. На основе проведенного исследования автором предлагается совместная работа государства и общества для повышения уровня правового сознания и культуры у граждан России.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, правовое регулирование, молодежной политики

Annotation: This article examines the process of legal regulation of civil society in Russia. Are investigated most distinct periods of active existence of legal regulation of public authorities. Analyzed the main problems standing in the way to a developed civil society. Identified and justified the need for cooperation between the authorities and the population for the achievement of the common good. On the basis of the conducted research the author proposes joint work of the state and society to increase the level of legal consciousness and culture among Russian citizens

Key words: civil society, state, legal regulation, Youth Policy

Соотношение интересов власти и личности - одна из наиболее актуальных проблем в отечественной науке. В условиях монархии и подавления всякой инициативы существование гражданского общества могло восприниматься лишь только мифическими образами и представлениями подданных, просветителей. За всю историю России гражданское общество ассоциировалось лишь антигосударственными настроениями в обществе, постоянной борьбой с властью, что создавало образ агрессии среди населения.

Условно, наиболее отчетливое формирование правового регулирования гражданского общества в России можно разделить на пять периодов.

Первым периодом и точкой отсчета начала правового регулирования институтов гражданского общества можно считать реформы второй половины XIX века, в результате преобразований Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и иные реформы) произошло ускорение необходимых процессов модернизации русской общественности. С прогрессивным развитием буржуазных отношений формировались крупные индустриальные предприятия, банки и другие субъекты

капиталистических отношений, что, в свою очередь, образовало достаточно прочную экономическую основу гражданского общества. Различные образовательные, благотворительные, меценатские, медицинские и иные общественные организации получили мотивацию к своему развитию, что естественно стимулировало рост многообразных институтов общественного самоустройства, помогло оптимизировать русскую общественность. Отмена крепостного права позволила крестьянам выйти из личной зависимости от помещиков, получить гражданские права. Огромное количество крестьян теперь могло вступать в рыночные отношения. Крестьяне получили право частной собственности - неотъемлемый атрибут гражданского общества. Существенной вехой в формировании гражданского общества явилось создание относительно независимых от государства выборных органов местного самоуправления, ведавших делами местного значения. Тогда же часть государственных полномочий была делегирована органам местного самоуправления, которые стали важнейшими институциональными элементами гражданского общества.

Судебная реформа 1864г. провозгласила такие принципы как равенство всех перед законом, разделение судебной и административной властей, несменяемость судей, независимость адвокатуры, гласность и состязательность процесса, создание суда присяжных. Введены новые либеральные судебные уставы.

После реформ 60-х гг. XIX века активизировался процесс становления среднего класса - социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые шаги на пути к гражданскому обществу. Однако все эти существенные и эффективные попытки к либерализации общества резко тормозятся убийством царя-освободителя Александра II, после чего начинается эпоха торможения процессов формирования гражданского общества.

Второй период в развитии гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В этот исторический отрезок времени складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии становились субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к осуществлению своих политических задач. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря существованию четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательно-представительных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма. Однако последствия первой Мировой войны обострили все противоречия и привели к насильственному изменению государственного строя. Февральская революция 1917 г. дала мощный толчок развитию гражданского общества. В итоге в России стали развиваться демократические институты свободы мысли и слова, собраний, организаций, совести, вероисповедания. Появилось множество политических и неполитических организаций и движений. Значительный рост социально-политической активности масс способствовал становлению и укреплению институтов общественного самоустройства. Но нерешительная и слабая государственная власть не смогла регламентировать этот процесс, вследствие чего над Россией нависла угроза анархии.

Третий период приходится на Октябрьский переворот 1917 г., который основательно изменил обстановку в стране. Намечалась явная тенденция к жесткой централизации власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность - основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они

действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества [1. С. 38].

Политика военного коммунизма объявляла о национализации всех частных предприятий, введении всеобщей трудовой повинности, ликвидации рынка и денежных обращений, продразверстку. Все эти меры насильственно приводились в жизнь большевиками.

Конституция РСФСР 1918 года закрепила новую социальную структура общества: рабочий класс, крестьянство, буржуазия. Ведущую роль в политической жизни страны играл рабочий класс. Буржуазия объявлялась социальной группой, представляющей угрозу и опасность для советской республики, но сохранившей экономические позиции[1с211]. Этот период коренным образом замораживает развитие гражданского общества, исключение лишь служит приведение в жизнь новой экономической политики. НЭП разрешил проведение частной торговли и предпринимательства, допускал использование наемного труда в городе и в деревне, даже допускалось привлечение иностранного капитала, разрешал аренду земли, отменял всеобщую трудовую повинность. В условиях нэпа вся разрешенная «частная», несоциалистическая сфера была под жестким контролем диктатуры пролетариата и допускалась лишь в пределах, выгодных для социалистического строительства.

Хотя и все эти направления жестко регламентировались со стороны большевиков, но этот краткий период запомнился в советской истории самым демократичным, и, безусловно, позволил сдвинуть с мертвой точки процесс развития гражданского общества.

На четвертый период приходится отмена нэпа и жесткое установление тоталитаризма в стране. При тоталитаризме нет места для гражданского общества. Правящий класс составила партийная

номенклатура, ставшая одновременно фактически собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина "гражданское общество", то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры партийно-государственной машины. Развернулась борьба против врагов народа, всякая инициатива или попытка возразить правящей партии пресекалась либо смертной казнью, либо ссылками или арестами. Некоторые ученые называют этот исторический период смертью гражданского общества. Логика власти была таковой: раз общество при капитализме делится на частных собственников-эксплуататоров и эксплуатируемых лиц, лишенных капитала, то уничтожение в процессе пролетарской революции частной собственности предстает как ликвидация итогов капиталистической узурпации собственности и ее возвращение всему обществу, а носителем и исполнителем всего этого процесса ликвидации частной собственности, ее социализации и коммунизации может быть только пролетариат, т.е. класс, отчужденный от собственности на средства производства [2. С.269].

Уничтожение частной собственности и вместе с тем всякой индивидуальной собственности на средства производства означает по сути дела отрицание экономической и правовой самостоятельности и независимости отдельного человека, индивида. Коммунизм по своей сути и определению отрицает человека как личность, как независимого и самостоятельного субъекта.

Термин «гражданское общество» вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХв. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.

Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.

На пятый и заключительный период приходиться трансформация институтов российского общества. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы («предпринимательская структура» и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества [3.С.24].

Перераспределение собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества.

После распада СССР в 1991 г. для России начался новый позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце XX столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.

После огромного перерыва в развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.

Самым главным источником существования гражданского общества в современной России является принятая в 1993 году Конституция РФ, закрепившая права и свободы человека и гражданина, право частной собственности, право организаций, объединений, независимых СМИ, местного самоуправления, принцип политического и идеологического плюрализма.

За несколько лет реформ в нашем государстве возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. [4.С.47].

Политическая свобода, свободные выборы закрепили демократизм и народовластие в России. Намечается тенденция поддержки всех НПО в стране, за исключением антиконституционных. Самый главный пережиток советского прошлого - недоверие к власти сегодня мешает для становления сильного гражданского общества[5.С.41]. Абсентеизм, аполитичность - все это факторы тормозящие путь к гражданскому обществу. И здесь, несомненно, государство должно не только провозгласить возможность существования и деятельности институтов общественного самоуправления, но и создать путем социально-экономических реформ условия, способствующие формированию эффективности у этого самоуправления. Необходимо проводить мероприятия, которые повысят правовое сознание и культуру у граждан. Здесь надо обратить особое внимание на место и роль органов местного самоуправления в развитии неправительственного сектора. Сегодня власть

многочисленными реформами предпринимает попытки увеличения правосознания граждан, воспитание поколения, готового принять на себя вызовы современного мира.

На наш взгляд, сегодняшняя власть открыта для гражданского общества. При всех необходимых правовых разрешениях и условиях для развития гражданского общества не хватает самого главного - социально-политической активности граждан.

Таким образом, рассмотрение вопроса о развитии и правового регулирования гражданского общества в России позволяет сделать вывод: гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги к своему окончательному становлению, эффективной работе и независимости.

Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием сверху или снизу. Такое общество начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии.

Список литературы:

1. Шатковская Т.В. Формы реализации традиционных правовых представлений россиян в юридических актах периода становления советского государства//Северо-Кавказский юридический вестник.2014. №3.

2. Нерсесянц В. С. Философия права. М.,2013

3. Шатковская Т.В. Опыт реконструкции правовых традиций русского народа на основе актов российского государства периода империи// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №4.

4. Гелленер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. Москва, 1995.

5. Яковлев Е.В. Гражданская культура в правовом развитии современной России: поиск оптимальной модели // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 41-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.