Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАТЬЯХ "ЕЖЕГОДНИКА МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР"'

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАТЬЯХ "ЕЖЕГОДНИКА МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ / ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ / ИСТОРИЯ НАУКИ / АТЕИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пызиков Денис Дмитриевич

Актуальность темы данной историографической статьи связана с тем, что за последние 20 лет в России и за рубежом усилился интерес к изучению гуманитарной науки в СССР в целом, и к советской науке о религии в частности, но отдельные темы остаются вне поля зрения исследователей. Ввиду недостаточного количества историографических работ, посвященных истории отечественного религиоведения (в т.ч. истории изучения православия), данный обзор претендует на вклад в (ре)конструирование истории развития религиоведческого дискурса в России. Выдвигается тезис о том, что несмотря на общую политизированность, далеко не все работы советского периода по истории православия были продуктом прямой пропаганды и проходили под знаменем «воинствующего безбожия», как, к сожалению, часто принято считать. В качестве примера научного подхода к объекту исследования рассматриваются статьи по истории православия в «Ежегоднике Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР». Цель исследования - определить основные темы и направления исследований по истории православия в статьях периодического издания послевоенных лет Ленинграда - «Ежегодника Музея истории религии и атеизма». Будучи частью исследовательского потенциала петербургской школы религиоведения, «Ежегодник» освещал актуальные темы по истории религии в статьях классиков отечественного религиоведения. Применяются методы аналитического изучения источников, сравнительно-исторического и социокультурного анализа, интеллектуальной истории и историографического описания. В результате делается вывод, что в зависимости от объекта исследования, статьи можно разбить на тематические группы, а сам «Ежегодник» являлся примером творческо-научной работы Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пызиков Денис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF ORTHODOXY IN THE ARTICLES OF THE "YEARBOOK" OF THE STATE MUSEUM OF THE HISTORY OF RELIGION AND ATHEISM OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE USSR

Nowadays the theme of the scientist’s place in the situation of ideological restrictions and censorship is still relevant. So, from this point of view, it is very important to speak about humanities in the USSR and separate propaganda and scientific research. Despite the politicization of the discourse, not all religious studies of the Soviet period were the product of agitation and propaganda of atheism. Materials on the history of Orthodoxy in the «Yearbook» of the Museum of the History of Religion and Atheism are considered as an example of a scientific approach. The aim of this research is to determine the main topics and directions of research on the history of Orthodoxy in articles of periodical «Yearbook» of the Museum of the History of Religion and Atheism. Being an important part of the scientific potential of the St. Petersburg school of religious studies, the «Yearbook» covered topical issues on the history of religion in articles by the classics of Russian religious studies. The author uses the method of analytical study of sources and the method of comparative historical analysis to study the problem. As a result, we can conclude that, 1) depending on the object of research, the articles can be divided into thematic groups, 2) and the «Yearbook» itself was the personification of the creative and scientific work of the Museum of the History of Religion and Atheism of the USSR Academy of Sciences. This suggests that we can look at Soviet religious studies through the wall of propaganda and discover science itself.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАТЬЯХ "ЕЖЕГОДНИКА МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР"»

DOI: 10.12731/2077-1770-2021-13-4-196-213 УДК 291

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАТЬЯХ «ЕЖЕГОДНИКА МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»

Пызиков Д.Д.

Актуальность темы данной историографической статьи связана с тем, что за последние 20 лет в России и за рубежом усилился интерес к изучению гуманитарной науки в СССР в целом, и к советской науке о религии в частности, но отдельные темы остаются вне поля зрения исследователей. Ввиду недостаточного количества историографических работ, посвященных истории отечественного религиоведения (в т.ч. истории изучения православия), данный обзор претендует на вклад в (ре)конструирование истории развития религиоведческого дискурса в России. Выдвигается тезис о том, что несмотря на общую политизированность, далеко не все работы советского периода по истории православия были продуктом прямой пропаганды и проходили под знаменем «воинствующего безбожия», как, к сожалению, часто принято считать. В качестве примера научного подхода к объекту исследования рассматриваются статьи по истории православия в «Ежегоднике Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Цель исследования - определить основные темы и направления исследований по истории православия в статьях периодического издания послевоенных лет Ленинграда - «Ежегодника Музея истории религии и атеизма». Будучи частью исследовательского потенциала петербургской школы религиоведения, «Ежегодник» освещал актуальные темы по истории религии в статьях классиков отечественного религиоведения.

Применяются методы аналитического изучения источников, сравнительно-исторического и социокультурного анализа, интеллектуальной истории и историографического описания.

В результате делается вывод, что в зависимости от объекта исследования, статьи можно разбить на тематические группы, а сам «Ежегодник» являлся примером творческо-научной работы Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР.

Ключевые слова: Государственный музей истории религии; история православия; история науки; атеизм; религиозная политика СССР

THE HISTORY OF ORTHODOXY IN THE ARTICLES OF THE «YEARBOOK» OF THE STATE MUSEUM OF THE HISTORY OF RELIGION AND ATHEISM OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE USSR

Pyzikov D.D.

Nowadays the theme of the scientist's place in the situation of ideological restrictions and censorship is still relevant. So, from this point of view, it is very important to speak about humanities in the USSR and separate propaganda and scientific research. Despite the politicization of the discourse, not all religious studies of the Soviet period were the product ofagitation and propaganda ofatheism. Materials on the history of Orthodoxy in the «Yearbook» of the Museum of the History of Religion and Atheism are considered as an example of a scientific approach.

The aim of this research is to determine the main topics and directions of research on the history of Orthodoxy in articles of periodical «Yearbook» of the Museum of the History of Religion and Atheism. Being an important part of the scientific potential of the St. Petersburg school of religious studies, the «Yearbook» covered topical issues on the history of religion in articles by the classics of Russian religious studies.

The author uses the method of analytical study of sources and the method of comparative historical analysis to study the problem.

As a result, we can conclude that, 1) depending on the object of research, the articles can be divided into thematic groups, 2) and the «Yearbook» itself was the personification of the creative and scientific

work of the Museum of the History ofReligion and Atheism of the USSR Academy of Sciences.

This suggests that we can look at Soviet religious studies through the wall of propaganda and discover science itself.

Keywords: State Museum of the History of Religion; history of Orthodoxy; history of science; atheism; religious policy of the USSR

Введение

Цель исследования. Определить основные темы и направления исследований по истории православия в статьях значимого периодического издания послевоенных лет Ленинграда - «Ежегодника Музея истории религии и атеизма АН СССР».

Актуальность темы исследования обусловлена очередным витком интереса к дискуссии об истории советской гуманитаристики, в т.ч. религиоведения. Этот интерес выражается как актуальными монографическими исследованиями отечественных [33] и зарубежных авторов [36, 38], так и рядом статей последнего десятилетия, которые посвящены, например, сопоставлению советского и российского религиоведения [3], «урокам» советской историографии [14], бытованию Библии в СССР [26], советским исследованиям народной религиозности [27], полемике вокруг этоса истории науки [32], отдельным исследователям и научным институциям [35] и др.

Репрезентация истории православия на страницах «Ежегодника» еще не была объектом отдельного исследования (как, в принципе, и сам «Ежегодник» не рассматривался как пример советской научной периодики). Среди историографических работ, в которых упоминается журнал, в первую очередь необходимо указать статьи М.М. Шахнович: один из первых обзоров в современной России научного наследия советского религиоведения [37], а также статью о роли Музея в истории отечественной науки о религии [31]. Особого внимания заслуживает работа М.М. Шахнович и Т.В. Чумаковой «Музей истории религии АН СССР и российское религиоведение (1932-1961)» [34]. В книге, помимо описания всех аспектов и вех работы Музея, опубликованы архивные докумен-

ты, которые являются важным источником для описания истории в том числе и журнала.

Значимость «Ежегодника», по мнению автора, обуславливается двумя факторами. Во-первых, периодическое издание позиционировалось как научная площадка, а не инструмент государственной пропаганды атеизма, что логично следует из политики самого Музея как научного центра (об этом будет сказано подробнее ниже). Во-вторых, в «Ежегоднике» публиковались как и молодые исследователи, например, А.Х. Горфункель, Л.И. Емелях и др., так и заслуженные авторы, например, Н.А. Казакова, С.И. Ковалев, М.И. Шахнович и др.1

Таким образом, объективный анализ статей из научных периодических изданий советского времени позволит увидеть читателю творческое наследие отечественной науки.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, обрисовать общий социально-политический контекст эпохи, когда публиковались статьи; во-вторых, составить тематические блоки, что позволит комплексно рассматривать проблемы, которые интересовали и казались актуальными для советских религиоведов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее выводов и материалов при дальнейших научных исследованиях по проблемам истории отечественного религиоведения, историографии атеизма и истории церковно-госу-дарственных отношений в России.

Материалы и методы

В статье применяются следующие методы исследования: интеллектуальной истории, аналитического изучения источников, сравнительно-исторический и социокультурный анализ, историографическое описание. Для составления исторических комментариев и описания были применены системный подход, историко-хроно-логический и описательный подход.

1 См. подробнее об авторах: Изучение религии в России в XVIII - первой половине XX в. [Электронный ресурс]. URL: https://relstud-hist.spbu.ru/ (дата обращения: 23.09.2021)

Результаты

История отечественного религиоведения и, в особенности, история петербургской школы религиоведения неразрывным образом связана с деятельностью Музея истории религии в г. Ленинграде/ Санкт-Петербурге. Основанный в 1932 г. выдающимся этнографом и антропологом В.Г. Богоразом, несмотря на чрезвычайно сложное политически-идеологическое время сталинской «реакции», Музей позиционировался создателем, в первую очередь, как научно-исследовательское учреждение.

Послевоенная история Музея (до начала 1960-х гг.) связана с активной научной и творческой деятельностью сотрудников учреждения. Важный вклад в развитие музея внес В.Д. Бонч-Бруевич, который был его директором с 1946 по 1955 гг.: реставрационная деятельность внутри Казанского собора, где базировался музей; расширение библиотечных и экспозиционных фондов (в т.ч. за счет расформированного Центрального антирелигиозного музея в Москве); организация научных исследований и др.

Отражением плодотворной научно-исследовательской деятельности музея являются 7 томов «Ежегодника Музея истории религии и атеизма» (1957-1963). На момент своего возникновения - это одно из редких (наравне с «Вопросами истории религии и атеизма», главным редактором которых был В.Д. Бонч-Бруевич и которые выходили под эгидой Института истории АН СССР) специализированных религиоведческих изданий. На страницах «Ежегодника» значительное место занимают статьи, посвященные истории православия: история церкви и церковно-государственных отношений, православие и культура, церковь и наука, история феодализма и крестьянских восстаний, история российского антиклерикализма и атеизма и т.д.

Конец 1950-х - начало 1960-х гг. ознаменовался изменением политической ситуации внутри страны и усилением идеологической работы в поле религии. Предшествовало этому два постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и от 10 ноября

1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Начался новый этап научно-атеистической пропаганды, который до 1958 г., за счет оппозиции двух этих постановлений, носил противоречивый характер. Религия стала восприниматься больше идеологической и мировоззренческой проблемой, нежели политической. Как отмечает Виктория Смолкин, в период 1955-1958 гг. религиозный вопрос отошел на второй план, а советская политическая элита столкнулась с более неотложными проблемами: от утверждения курса десталинизации до борьбы внутри самой элиты [38, р. 70].

Однако сразу после краткосрочного периода «оттепели» началась известная хрущевская антирелигиозная кампания (1958-1964). Основным побудительным мотивом послужил возросший среди советских граждан интерес к православию, который выражался в прошениях и ходатайствах в органы власти об открытии церквей. В идеологическом плане для Н.С. Хрущева и его окружения (М.А. Суслова, П.Н. Поспелова, Е.А. Фурцевой и др.) «спокойные» в прошлом взаимоотношения церкви и государства являлись «сталинским наследием» и причиной религиозного возрождения, от которого следует избавляться. Толчком к началу антирелигиозной кампании весной 1958 г. послужило письмо корреспондента «Литературной газеты» В. Шаповниковой к М.А. Суслову, в котором она описывала свои впечатления о росте религиозности в стране, отмечая, что организации, ответственные за атеистическую работу (упоминался как раз Государственный музей истории религии и атеизма!), недостаточно активны. XXII съезд партии (1961) постановил исправить крупные недостатки в научно-атеистической пропаганде и усилить научно-атеистическое воспитание. Важное значение и акцент теперь приобрело понятие научно-атеистическое воспитание; так же характерно, что в общественно-политический дискурс вернулось словосочетание «атеистическая пропаганда», вместо «научного просвещения». Результатом съезда явилась Третья Программа КПСС, в которой отдельным пунктом постулировалось преодоление пережитков капитализма, буржуазной идеологии,

религиозных суеверий и предрассудков в рамках коммунистического воспитания масс («Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры»). Так, VI том «Ежегодника» (1962) начинается с директивной статьи «XXII съезд КПСС и задачи атеистического воспитания трудящихся» [4]. Одним из ее авторов указан новый директор музея Н.П. Красников. Сама статья написана по схеме похожих директивных и программных статей, например, в «Вопросах истории» или «Вопросах философии» последнего сталинского десятилетия. Усиление атеистической пропаганды и атеистическое воспитание масс планировалось осуществить, в том числе, и средствами культурно-просветительных учреждений. В результате изменений Музей был переведен из ведомства Академии наук в ведение Министерства культуры (1961), что облегчило контроль над ним со стороны Ленинградского обкома партии. В связи с передачей музея из АН СССР в Министерство культуры, изменилось отношение в Музее к научной работе, и новое руководство сделало акцент на пропаганде, в связи с чем научные проекты стали сворачиваться. Как пишут авторы единственного крупномасштабного исследования по истории Музея: «... пристальное внимание партийных органов к деятельности музея было связано с новым усилением идеологического диктата в вопросах религии. Музей стали обвинять в излишнем увлечении историей религии, в отсутствии борьбы за преодоление религиозных пережитков, требовали отражения в музее «текущего политического момента», разоблачений и резкой критики религии» [34, с. 87].

До вышеизложенных преобразований, особое место в работе Музея занимала научно-просветительская работа. Так, вводный отдел экспозиции на 1957 г. назывался «Естествознание и религия», наглядно демонстрировавший разницу между научно-материалистическими и религиозно-идеалистическими мировоззрениями [28, с. 415]. В статьях «Ежегодника» можно выделить особую группу работ, которые освещают эту тему: «Вопросы атеизма в труде Н.Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии» [22], «Критика Н.А. Добролюбовым православия» [1], «Из истории

борьбы дарвинизма с религией в России» [23], «Русское православие против науки в прошлом и настоящем» [25], «Преследование царской цензурой книги И.И. Мечникова «Этюды о природе человека»» [19], «Об отношении современного православия к науке» [24]. В советской философской науке имена и труды революционных демократов Герцена, Белинского, Писарева, Чернышевского, Добролюбова были олицетворением того, что в России есть материалистическая традиция, тесным образом связанная с развитием естествознания. Традиция эта является базисом русской (советской) философии и противопоставляется немецкому идеализму. Таким образом, по мнению ученых, теория эволюции имела благодатную почву для быстрого распространения в России: «Быстрое распространение идей дарвинизма в России было подготовлено предшествующим развитием отечественной науки и прочными материалистическими традициями, сложившимися в русской философии... Особенно заметную роль в становлении эволюционных воззрений на природу сыграли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский» [23, с. 223].

Главным философским и научным классиком для советских исследователей был В.И. Ленин. В «Ежегоднике» имеется три статьи об отношении Ленина к религии, церкви и атеизму за авторством М.И. Шахновича: «В.И. Ленин об истории атеизма», «В.И. Ленин о православной церкви», «В.И. Ленин о преодолении религии». Примечательно, что эти статьи являются последовательными главами (№ 3, 4 и 9) монографии «Ленин и проблемы атеизма» [30] и докторской диссертации, которую М.И. Шахнович защитил в 1963 г.

Схожим образом построена серия статей Л.И. Емелях об антиклерикализме крестьян во время Первой русской революции: «Из истории антиклерикализма и атеизма русских крестьян в 1905-1907 гг.» [7], «Секретные донесения епископов православной церкви об антиклерикализме и атеизме крестьян в период первой русской революции» [9] и «Крестьяне и церковь в первой русской революции» [8]. «Секретные донесения» епископов в Синод были впервые опубликованы исследователем. Все три статьи логично рассматривать как единое повествование, которое рисует картину индифферентизма и

массового упадка религиозности среди крестьян в 1905-1907 гг. Называются такие причины, как возросшие поборы за исполнение треб, сословная привилегированность духовенства, пережитки крепостной системы в церковно-монастырских землевладениях. Антиклерикальное движение крестьян характеризуется стремлением к конфискации церковных и монастырских земель и отказу финансово содержать духовенство. В 1962 г. Л.И. Емелях защитила кандидатскую диссертацию по теме «Антиклерикальные движения крестьян в революции 1905-1907 гг.». В 1965 г. была опубликована монография «Антиклерикальные движения крестьян в первой русской революции» [6], в состав которой вошли вышеназванные статьи.

В продолжение темы, которую можно озаглавить «православная церковь и вопросы феодализма», стоит упомянуть следующие работы: «Отражение социальных противоречий в памятнике церковной идеологии начала XIII в.» [21], «Борьба против монастырского землевладения на Руси в конце XV - начале XVI в.» [12], «Из истории раскола на севере России (Самосожжения в Палеострове)» [16], «Антицерковная борьба крестьян в XVII в. (по материалам вотчины Кирилло-Белозерского монастыря)» [5]; важное место в советской историографии занимает тема крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева: «Восстание Пугачева и раскол» [10] и «Церковь - активный участник подавления крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева» [11]. Церковь рассматривалась как один из главных феодалов в истории России. А для крестьян кабала на монастырских землях оценивалась тяжелее, чем на государственных. Крестьянские восстания и антиклерикализм были реакцией на подавленное социальное состояние и экономическое угнетение. Случаи отхода от официальной церкви и впадение в ересь (псковско-новгородская и московско-новгородская ереси) или раскол, рассматривались и объяснялись по «формуле Лени-на-Бонч-Бруевича»: под внешней религиозной оболочкой скрывались социально-экономические требования.

Смежной с тематикой феодализма выступает статья М.И. Шах-новича, которая по большей своей части посвящена фольклору:

«Критика легенды о русском народе-богоносце» [29], где на большом этнографическом и историографическом материале автор исследует народную поэзию как пример народного свободомыслия. А легенда, в свою очередь, была искусственно создана «церковниками» для терапии крестьянского возмущения из-за жалкого социального и экономического положения.

Несколько работ в «Ежегоднике» нацелены на освещение истории православной церкви в разных аспектах и в широком диапазоне: от истории церковно-государственных отношений до модернизации богословия: «Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.)» [18], «Православная церковь в 1917-1935 гг.» [17], «Православное богословие и открытия в районе Мертвого моря (О модернизации православной церкви)» [13], «Культ реакционера митрополита Филарета в современном православии» [15].

В последнем большом тематическом разделе можно объединить статьи «Ежегодника» про православие, а точнее - антиклерикализм, в русской культуре - у отечественных писателей и художников. Среди первых отдельных статей заслужили: А. М. Горький, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский, М.А. Шолохов, Н.С. Лесков; у вторых: А.А. Иванов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, Л.И. Соломаткин. Все статьи объединяет тезис об антиклерикализме, критике духовенства и атеистических мотивах в творчестве знаменитых писателей и художников. Необходимо отметить факт, что в V (1961) томе, впервые за пять лет существования «Ежегодника», появляются статьи, посвященные советскому атеистическому плакату [2 и 20]. Представляется, что это не простое совпадение, а прямое следствие вышеозначенных изменений 1961 г. в Музее, когда идеологический вектор был повернут на прямую и массовую атеистическую пропаганду.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что история журнала непосредственным образом связана с историей самого Музея. Изменение вектора государственной политики в отношении религии в

период «оттепели» влияло на деятельность Музея (из научно-просветительского проекта уклон в сторону пропаганды). В свою очередь, изменения в Музее влекли за собой и изменения в журнале (например, появление статей про атеистический плакат). Тем самым, «Ежегодник» отражал актуальную научную или пропагандистскую деятельность Музея.

«Ежегодник» представлял собой периодическое издание, целью которого была публикация статей, в которых рассматривались различные аспекты истории религии и атеизма и методологические проблемы науки о религии. Значительное внимание в статьях уделено различным аспектам исследования православия, среди которых можно выделить темы (которые зачастую соотносились с отделами экспозиций), касающиеся истории церкви и церковно-государственных отношений, соотношения православия и отечественной культуры, взаимоотношений церкви и науки, истории феодализма и крестьянских восстаний, истории российского антиклерикализма и атеизма.

Список литературы

1. Андреев Г. Л. Критика Н.А. Добролюбовым православия // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 210-221.

2. Андрианова В.Л., Рутенбург С.Г. Антирелигиозный плакат первых лет советской власти // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 5. Л., 1961. С. 188-199.

3. Васильева О. Ю. Я против противопоставления советской и российской науки о религии. // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 294-301.

4. Воронцов В.Г., Красников Н.П. XXII съезд КПСС и задачи атеистического воспитания трудящихся // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 3-17.

5. Горфункель А.Х. Антицерковная борьба крестьян в XVII в. (по материалам вотчины Кирилло-Белозерского монастыря) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 248-262.

6. Емелях Л.И. Антиклерикальные движения крестьян в первой русской революции. М.-Л., Наука, 1965. 201 с.

7. Емелях Л.И. Из истории антиклерикализма и атеизма русских крестьян в 1905-1907 гг. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 3. Л., 1959. С. 265-286.

8. Емелях Л.И. Крестьяне и церковь в первой русской революции // Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. 7. Л., 1963. С. 70-93.

9. Емелях Л.И. Секретные донесения епископов православной церкви об антиклерикализме и атеизме крестьян в период первой русской революции // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 320-338.

10. Кадсон И.З. Восстание Пугачева и раскол // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 222-238.

11. Кадсон И.З. Церковь - активный участник подавления крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 291-304.

12. Казакова Н.А. Борьба против монастырского землевладения на Руси в конце XV - начале XVI в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. Л., 1958. С. 151-171.

13. Ковалев С.И. Православное богословие и открытия в районе Мертвого моря (О модернизации православной церкви) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 3-9.

14. Крих С.Б. Система советской историографии: основные акторы и силы влияния // Вопросы истории. 2016. № 7. С. 162 - 167.

15. Лимантова Н.В. Культ реакционера митрополита Филарета в современном православии // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 90-101.

16. Мюллер Р.Б. Из истории раскола на севере России (Самосожжения в Палеострове) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. Л., 1958. С. 172-182.

17. Платонов Н.Ф. Православная церковь в 1917-1935 гг. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 5. Л., 1961. С. 206-271.

18. Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 103-209.

19. Притыкин Я.М. Преследование царской цензурой книги И.И. Мечникова Этюды о природе человека // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 286-292.

20. Рутенбург С.Г. Д. Моор - художник-атеист // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 5. Л., 1961. С. 168-187.

21. Сердобольская Л.А. Отражение социальных противоречий в памятнике церковной идеологии начала XIII в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. Л., 1958. С. 137-150.

22. Харахоркин Л.Р. Вопросы атеизма в труде Н.Г. Чернышевского Антропологический принцип в философии // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. Л., 1958. С. 198-209.

23. Харахоркин Л.Р. Из истории борьбы дарвинизма с религией в России // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 3. Л., 1959. С. 222-248.

24. Харахоркин Л.Р. Об отношении современного православия к науке // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 60-73.

25. Харахоркин Л.Р. Русское православие против науки в прошлом и настоящем // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. Л., 1960. С. 30-51.

26. Чумакова Т. В., Пызиков Д.Д. Библия в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. Т. 11. Выпуск 1 (87) [Электронный ресурс]. https://history.jes.su/s207987840007423-4-1/ (дата обращения: 23.09.2021).

27. Чумакова, Т. В. Исследователи народной религиозности: Я. Я. Лен-су // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. № 4. С. 636-650.

28. Шахнович М.И. Двадцатипятилетие Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 5. М., 1958. С. 411-424.

29. Шахнович М.И. Критика легенды о русском народе-богоносце // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 6. Л., 1962. С. 257-290.

30. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма: Критика религии в трудах В.И. Ленина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 670 с.

31. Шахнович М.М. Музей истории религии АН СССР и отечественное религиоведение // Религиоведение. 2008. №4. С. 150-158.

32. Шахнович М.М. Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №1. С. 185-197.

33. Шахнович М.М., Чумакова Т.В. Идеология и наука: Изучение религии в эпоху культурной революции в СССР. СПб.: Наука, 2016. 367 с.

34. Шахнович М.М., Чумакова Т.В. Музей истории религии АН СССР и российское религиоведение (1932-1961). СПб.: Наука, 2014. 457 с.

35. Шахнович, М. М. Е. Г. Кагаров и музей истории религии академии наук СССР // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. № 4. С. 571-581.

36. Luehrmann S. Religion in Secular Archives: Soviet Atheism and Historical Knowledge. Oxford University Press, 2015. 241 p.

37. Shakhnovich, M. The Study of Religion in the Soviet Union. Numen 40. 1993. pp. 67 - 81.

38. Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton University Press, 2018. 360 p.

References

1. Andreev G.L. Kritika N.A. Dobroljubovym pravoslavija [Dobrolyubov's criticism against Orthodoxy]. EzhegodnikMuzeja istorii religii i ateiz-ma. Vol. 4. L., 1960, pp. 210-221.

2. Andrianova V.L., Rutenburg S.G. Antireligioznyj plakat pervyh let sovetskoj vlasti [Antireligious poster of the first years of Soviet authority]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 5. L., 1961, pp. 188-199.

3. Vasil'eva O. Y. Ya protiv protivopostavleniya sovetskoj i rossijskoj nauki

0 religii... [I am against the opposition of the Soviet and Russian science of religion.]. Gosudarstvo, religiya i cerkov'v Rossii i za rubezhom, 2014, no. 3, pp. 294-301.

4. Voroncov V.G., Krasnikov N.P. XXII s'ezd KPSS i zadachi ateistich-eskogo vospitanija trudjashhihsja [XXII Congress of the CPSU and the tasks of atheistic education of people]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii

1 ateizma. Vol. 6. L., 1962, pp. 3-17.

5. Gorfunkel'A.H. Anticerkovnaja bor'ba krest'jan v XVII v. (po materi-alam votchiny Kirillo-Belozerskogo monastyrja) [Antichurch struggle of peasants in the 17th century]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 248-262.

6. Emeljah L.I. Antiklerikal'nye dvizhenijakrest'jan v pervoj russkojrevol-jucii [Anticlerical Peasant Movements in the First Russian Revolution]. M.-L., Nauka, 1965, 201 p.

7. Emeljah L.I. Iz istorii antiklerikalizma i ateizma russkij krest'jan v 19051907 gg. [From the history of anti-clericalism and atheism of Russian peasants in 1905-1907]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 3. L., 1959, pp. 265-286.

8. Emeljah L.I. Krest'jane i cerkov' v pervoj russkoj revoljucii [Peasants and the church in the first Russian revolution]. Ezhegodnik muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 7. L., 1963, pp. 70-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Emeljah L.I. Sekretnye donesenija episkopov pravoslavnoj cerkvi ob antiklerikalizme i ateizme krest'jan v period pervoj russkoj revoljucii [Secret reports of the bishops of the Orthodox Church on anticlericalism and atheism of peasants during the first Russian revolution]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 6. L., 1962, pp. 320-338.

10. Kadson I.Z. Vosstanie Pugacheva i raskol [Pugachev's uprising and schism]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 222-238.

11. Kadson I.Z. Cerkov' - aktivnyj uchastnik podavlenija krest'janskogo vosstanija pod rukovodstvom E. Pugacheva [Church as an active participant in the suppression of the Pugachev's peasant uprising]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma.Vol. 6. L., 1962, pp. 291-304.

12. Kazakova N.A. Bor'ba protiv monastyrskogo zemlevladenija na Rusi v konce XV - nachale XVI v. [The struggle against monastic land tenure in Russia at the end of the 15th and beginning of the 16th century]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 2. L., 1958, pp. 151-171.

13. Kovalev S.I. Pravoslavnoe bogoslovie i otkrytija v rajone Mertvogo morja (O modernizacii pravoslavnoj cerkvi) [Orthodox theology and discoveries in the Dead Sea area]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 3-9.

14. Krih S.B. Sistema sovetskoj istoriografii: osnovnye aktory i sily vliyani-ya [The system of the soviet historiography: main actors and powers of influence]. Voprosy istorii, 2016, no. 7, pp. 162-167.

15. Limantova N.V. Kul't reakcionera mitropolita Filareta v sovremennom pravoslavii [The cult of the reactionary Metropolitan Filaret in modern Orthodoxy]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 6. L., 1962, pp. 90-101.

16. Mjuller R.B. Iz istorii raskola na severe Rossii (Samosozhzhenija v Pa-leostrove) [From the history of the schism in the north of Russia]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 2. L., 1958, pp. 172-182.

17. Platonov N.F. Pravoslavnaja cerkov' v 1917-1935 gg. [Orthodox Church in 1917-1935]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 5. L., 1961, pp. 206-271.

18. Platonov N.F. Pravoslavnaja cerkov' v bor'be s revoljucionnym dvizhe-niem v Rossii (1900-1917 gg.) [Orthodox Church in the struggle against the revolutionary movement in Russia (1900-1917)]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 103-209.

19. Pritykin Ja.M. Presledovanie carskoj cenzuroj knigi I.I. Mechnikova Jetjudy o prirode cheloveka [The persecution of the Mechnikov's book Sketches on human nature]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 286-292.

20. Rutenburg S.G. D. Moor - hudozhnik-ateist [Moore as an atheist artist]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 5. L., 1961, pp. 168-187.

21. Serdobol'skaja L.A. Otrazhenie social'nyh protivorechij v pamjatnike cerkovnoj ideologii nachala XIII v. [Reflection of social contradictions in the monument of church ideology of the early 13th century]. Ezhe-godnikMuzeja istorii religii i ateizma. Vol. 2. L., 1958, pp. 137-150.

22. Harahorkin L.R. Voprosy ateizma v trude N.G. Chernyshevskogo An-tropologicheskij princip v filosofii [Questions of atheism in the Cherny-shevsky's work Anthropological principle in philosophy]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 2. L., 1958, pp. 198-209.

23. Harahorkin L.R. Iz istorii bor'by darvinizma s religiej v Rossii [From the history of struggle between Darwinism and religion in Russia]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 3. L., 1959, pp. 222-248.

24. Harahorkin L.R. Ob otnoshenii sovremennogo pravoslavija k nauke [About the attitude of modern Orthodoxy to science]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 6. L., 1962, pp. 60-73.

25. Harahorkin L.R. Russkoe pravoslavie protiv nauki v proshlom i nasto-jashhem [Russian Orthodoxy versus science in the past and present]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 4. L., 1960, pp. 30-51.

26. Chumakova T. V., Pyzikov D.D. Bibliya v SSSR [Bible in the USSR]. Istori-ya, 2020, vol. 11, no. 1 (87). https://history.jes.su/s207987840007423-4-1/

27. Chumakova, T. V. Issledovateli narodnoj religioznosti: Ya. Ya. Lensu [Researchers of popular religiosity: J. J. Lens]. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya, 2018, vol. 34, no. 4, pp. 636-650.

28. Shahnovich M.I. Dvadcatipjatiletie Muzeja istorii religii i ateizma Ak-ademii nauk SSSR [25th Anniversary of the Museum of the History of Religion and Atheism of the Academy of Sciences of the USSR]. Vo -prosy istorii religii i ateizma, vol. 5. M., 1958, pp. 411-424.

29. Shahnovich M.I. Kritika legendy o russkom narode-bogonosce [Criticism of the legend of the Russian God-bearing people]. Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma. Vol. 6. L., 1962, pp. 257-290.

30. Shahnovich M.I. Lenin iproblemy ateizma: Kritika religii v trudah V.I. Lenina [Lenin and Problems of Atheism]. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1961, 670 p.

31. Shahnovich M.M. Muzej istorii religii AN SSSR i otechestvennoe reli-giovedenie [Museum of History of Religion (Academy of Sciences of USSR) in 1932-1961]. Religiovedenie, 2008, no. 4, pp. 150-158.

32. Shahnovich M.M. Jetos istorii nauki: o rekonstrukcii rossijskogo reli-giovedenijasovetskogoperioda. Gosudarstvo, religija, cerkov'v Rossii i za rubezhom [Ethos of the history of science: about the reconstruction of the Russian religion of the Soviet period. State, religion, church in Russia and abroad], 2015, no. 1, pp. 185-197.

33. Shahnovich M.M., Chumakova T.V. Ideologija i nauka: Izuchenie religii v jepohu kul'turnoj revoljucii v SSSR [Ideology and Science: The study of religion during the Cultural Revolution in USSR]. SPb.: Nauka, 2016, 367 p.

34. Shahnovich M.M., Chumakova T.V. Muzej istorii religii AN SSSR i rossijskoe religiovedenie (1932-1961) [The State Museum of the History of Religion of the Ac. of Sc. of the USSR and Russian Religious Studies (1932-1961)]. SPb.: Nauka, 2014, 457 p.

35. Shakhnovich M.M. E.G. Kagarov i muzej istorii religii Akademii nauk SSSR [E. G. Kagarov and the museum of the history of religion of the academy of science of USSR]. VestnikSPbGU. Filosofiya i konfliktologi-ya, 2017, no. 4, pp. 571-581

36. Luehrmann S. Religion in Secular Archives: Soviet Atheism and Historical Knowledge. Oxford University Press, 2015, 241 p.

37. Shakhnovich, M. The Study of Religion in the Soviet Union. Numen 40. 1993, pp. 67-81.

38. Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton University Press, 2018, 360 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Пызиков Денис Дмитриевич, магистр религиоведения, аспирант Института философии

Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация ddpyzikov@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Denis D. Pyzikov, Master in Religious Studies, PhD Student

Saint Petersburg State University

7/9, Universitetskaya naberezhnaya, St. Petersburg, 199034, Russian Federation ddpyzikov@gmail.com SPIN-code: 2355-4454 ORCID: 0000-0002-0667-8942

Поступила 28.09.2021 После рецензирования 05.10.2021 Принята 06.11.2021

Received 28.09.2021 Revised 05.10.2021 Accepted 06.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.