Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЛАКАТА'

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЛАКАТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5363
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАКАТ / ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ИСТОРИЯ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радзивилович Александра Дмитриевна

Статья посвящена проблеме появления плаката как вида искусства. Цель работы - проследить основные значимые моменты в истории, которые заложили основу для появления плаката и оказали на него значительное влияние. Задача настоящего исследования - показать, что плакат как вид творческой деятельности отражает историю, культуру, образ жизни людей, а также связан с художественными течениями. В результате исследования было выявлено, что значимость плаката росла параллельно с ростом его популярности. Этот вид наружной рекламы особо незаменим в наши дни и продолжает стремительно развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЛАКАТА»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Радзивилович Александра Дмитриевна, Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

E-mail: alya.radzivilovich@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме появления плаката как вида искусства. Цель работы - проследить основные значимые моменты в истории, которые заложили основу для появления плаката и оказали на него значительное влияние. Задача настоящего исследования - показать, что плакат как вид творческой деятельности отражает историю, культуру, образ жизни людей, а также связан с художественными течениями. В результате исследования было выявлено, что значимость плаката росла параллельно с ростом его популярности. Этот вид наружной рекламы особо незаменим в наши дни и продолжает стремительно развиваться.

Ключевые слова: плакат, искусство, художник, история, реклама

«Там, где наука «доказывает» через наш разум - искусство «показывает» истины свои через наши чувства: зрение, слух»

Алексей Сидоров [4]

Человечеству плакат известен очень давно. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме можно найти его прообразы. Считается, что первый в истории плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания «Геометрии» Эвклида, но он не сохранился до наших дней. Новая жизнь плаката, в том числе рекламного, началась в XIX веке. Тогда появилось само слово «плакат» (в русском языке от немецкого Plakat). В Англии и США использовалось название "poster", происходящее от слова «почта». Во Франции прижился термин "affich" - афиша. В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений - литографию. В связи с этим плакаты быстро стали крупноформатными, но до 1860 г. они оставались одноцветными: печатались черным по белому или цветному фону. Метод хромолитографии -цветной печати - открыл парижанин Годфруа Энгельман. Однако известно, что

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин в 1832 г. уже отпечатал тем же методом свои иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом 600 экземпляров [5]. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии в 1865 году. Он был основан на применении фотографического изображения и позволял получать практически любые цвета за счет смешения трех красок - синей, красной и желтой. Эта технология заметно расширила возможности художников-плакатистов. Плакат «работает» в условиях улицы, производственных помещений, мест отдыха и т. д. При этом его не снабжают надписью-указателем: «Остановись и посмотри!». Он добивается этого сам, поскольку обладает важным исходным свойством - способностью привлечь внимание зрителя. Если такое свойство отсутствует, плакат просто не будет замечен, и все усилия его создателей и распространителей пропадут даром. Поэтому знание и практическое использование художником-плакатистом психологических приемов привлечения непроизвольного внимания в значительной мере определяет успех его творческой работы [1].

«Прародителем» современного рекламного плаката считается француз Жюль Шере - график и декоратор сцены. Этот художник основал небольшую литографию в Париже в 1866 г. и прославился своими оттисками для кабаре «Мулен Руж» [6] (рис. 1). Жюль Шере сформулировал основные принципы плаката: броскость за счет контрастных и ярких цветов, воспринимаемое «на ходу» изображение, лаконичность, концентрация внимания на одной главной фигуре. Основываясь на этих принципах, Шере создал более тысячи плакатов.

Рис. 1. Плакаты Жюля Шере

В конце XIX - начала ХХ веков, во времена господства в искусстве стиля ар нуво, плакат превратился в область творческой деятельности. В развитии искусства плаката важную роль сыграла Франция [3]. Выдающимися образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 1890-х годах. Наиболее узнаваемая работа мастера - плакат

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

открывшегося в 1889 г. «Мулен Руж», на котором изображена скандально известная в то время танцовщица Ла Гулю («Ненасытная») (рис. 2). В стиле ар нуво работал Альфонс Муха, который прославился афишами спектаклей с участием примы парижской сцены - Сары Бернар (рис. 3). Особенностью работ Мухи было использование в рекламе романтизированного женского образа. Стоит отметить известного французского художника Пьера Боннара, который работал немного иначе. Самый знаменитый его плакат - «Французское шампанское» (1891 г.). В работе автора присутствуют модные изгибы в стиле ар нуво, которые создают игривый образ женщины с бокалом «веселого напитка» в руке (рис. 2).

ПОШШШ СОМСЕРТ

«мишик вд1_

оиишисЕ

I. А С О и I- и Е

Е. ОЕВНАУ Г

рйсршш *:% ЩТТЕ-ТШрШШ-НЕШЗ

втш п КЕРтттют

а.ВЦЕОЕИЗЬУ РАВ15

Рис. 2 а) Плакат А. Тулуз-Лотрека с танцовщицей Ла Гулю; б) Плакат Пьера Боннара «Французкое шампанское».

Рис. 3 Афиши А. Мухи для театра «Ренессанс» Сары Бернар

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В конце XIX века рекламный плакат был официально признан явлением культуры. Инициатором стала Россия. В 1897 г. в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш, которая собрала около 700 произведений из 13 стран. Эта выставка показала значение плаката как нового вида искусства. Развитие отечественного плаката связано с именами В. Маяковского, А. Родченко, Л. Лисицкого, А. Зеленского, А. Дейнеки и др. [2]. В революционную эпоху прославились художники, работавшие по заказам советских организаций -Самохвалов А.Н., Дени В.Н., Топиков Д.А., Урбетис К.К., Черемных М.М., Карпов С.М. и многие другие) [7].

Польский плакат признан одним из лучших плакатов после Второй мировой войны, поскольку обладал поразительной способностью просто и иронично представлять информацию [9]. Также он считается одним из наиболее экспрессивных и влиятельных благодаря своей нестандартности. Основы польской школы плаката были заложены еще до Второй мировой войны. Польские мастера-графики (Станислав Выспяньский, Эрик Липинский, Станислав Пшибышевский, Ян Леница, Генрих Томашевский и др.) использовали изысканные приемы: аббревиатуры, ассоциации и метафору, аллюзию и подтекст [10]. Постеры Польши исполнены в живописной, графической, психоделической и других манерах, далеко не всегда отражающей предмет рекламы или пропаганды. Работы польских плакатистов зачастую намеренно не стремились быть красивыми (пример - работы Яна Леницы), но всегда сильно воздействовали на зрителя. Сегодня в фондах музея плаката Варшавы находится 55 тысяч экземпляров, из которых 30 тысяч - польских.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рис. 5. Польский плакат ХХ в.- Анджей Понговский, Ян Леница

С момента изобретения книгопечатания и появления первого плаката прошло очень много времени и влияние постера на жизнь людей сильно возросло. Увеличение потока зрительной информации (в городском пространстве, в интернете) обуславливает необходимость обращения к визуальным видам изобразительного искусства [9]. Современный плакатный язык стал более разнообразным в средствах и техниках. Появились школы дизайна и рекламы, а сам плакат уже редко создается вручную. Помимо рекламной роли, плакаты продолжают выполнять и информационную роль, являются агитационным материалом во время проведения всевозможных политических выборов [8]. Несмотря на это, можно наблюдать некое отделение рекламного дизайна от художественной графики. С одной стороны, это не самый приятный процесс, но с другой - он вполне естественный.

KEEP CALM

CARRY ON

Рис. 6. Примеры современных плакатов

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Вашик К., Бабурина Н. Искусство русского плаката XX века. Реальность утопии: монография. - Москва, ИМА-Пресс, 1996. - 422 с.

2. Величко И.С. Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века. - Москва, МГУ печати им. И. Федорова, 2010. - 36 с.

3. Веселова Ю.В., Семенов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат. -Новосибирск, НГТУ, 2012. - 104 с.

4. Кудин П., Ломов Б., Митькин А.. Психологи восприятия и искусство плаката (фрагменты). - Москва, «Плакат», 1987. - 208 с.

5. Петухова Е.А., Янченко Г. Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии. - 2016. - 24 с.

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/ news/obchestvo-i-lyudi/plakat-kak-zhanr-iskusstva (дата обращения: 03.04.2021)

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://stakanchik.media/article/ zbjul-shere-kak-pojavilsja- (дата обращения: 03.04.2021)

8. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cameralabs.org/11956-78-plakatov-sssr-iz-kollektsii-dyukskogo-universiteta-1919-1989-gody (дата обращения: 04.04.2021)

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://moscowbrand.ru/vsya-reklamnaya-produkciya/sovremennye-plakaty (дата обращения: 04.04.2021)

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://wsjournal.ru/istoriya-polskogo-plakata/ (дата обращения: 24.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.