Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ В'

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ В / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ ДЛЯ ВУЗОВ / УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Н.Д.

B статье на основе общего анализа историографии повседневности, вузовских и школьных учебников предпринята попытка показать, как достижения современной историографии, исследующей повседневную жизнь, нашли отражение в образовательном процессе, в вузовских и школьных учебниках истории России ХХ в. Дана характеристика постсоветских учебников и учебных пособий для вузов и общеобразовательных школ, в которых в разной степени получили освещение проблемы повседневной жизни и частично общественные настроения в разные периоды отечественной истории ХХ в. Сделаны выводы о том, что учебная литература, изданная в 1990-е гг., проблемы повседневности специально не освящала, лишь попутно затрагивала ее отдельные аспекты, характеристика которых отличалась излишне политизированным подходом. С начала ХХI в. в связи с усилением интереса государства и общественности к вопросам истории и достижениями современной отечественной историографии в исследовании проблем повседневности стали издаваться учебники, системно излагающие в курсе истории России ХХ в. повседневную жизнь. В целом же учебная литература продолжает отставать от достижений историографии повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF EVERYDAY LIFE IN RUSSIAN TEXTBOOKS OF THE HISTORY OF RUSSIA OF THE 20TH CENTURY

The article, based on the general analysis of the historiography of everyday life and university and school textbooks, attempts to show how the achievements of modern everyday life historiography are reflected in the educational process, in university and school textbooks of the Russian history of the 20th century. The characteristics of post-Soviet textbooks and manuals for universities and general education schools in which the problems of everyday life and partly public moods were covered to varying degrees in different periods of the national history of the 20th century are given. It is concluded, that the educational literature, published in the 1990s, did not specifically cover the problems of everyday life, only incidentally touching on its individual aspects, the characteristics of which differed an overly politicized approach. At the beginning of the 21st century, due to the interest of the state and public to the issues of history and the achievements of modern Russian historiography in the study of the everyday life problems, textbooks systematically presenting everyday life in the course of Russian history of the 20th century appeared. In general, educational literature continues to lag behind the achievements of the historiography of everyday life.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ В»

Научная статья УДК 930.2(470)"19"

ГРНТИ 03.23.55: История России Новейшего времени

03.23.07: Историография и источниковедение истории России ВАК 5.6.5

DOI 10.35231/25422375_2023_1_40

История повседневности в российских учебниках истории России ХХ в.

Н. Д. Козлов

B статье на основе общего анализа историографии повседневности, вузовских и школьных учебников предпринята попытка показать, как достижения современной историографии, исследующей повседневную жизнь, нашли отражение в образовательном процессе, в вузовских и школьных учебниках истории России ХХ в. Дана характеристика постсоветских учебников и учебных пособий для вузов и общеобразовательных школ, в которых в разной степени получили освещение проблемы повседневной жизни и частично общественные настроения в разные периоды отечественной истории ХХ в. Сделаны выводы о том, что учебная литература, изданная в 1990-е гг., проблемы повседневности специально не освящала, лишь попутно затрагивала ее отдельные аспекты, характеристика которых отличалась излишне политизированным подходом. С начала ХХ! в. в связи с усилением интереса государства и общественности к вопросам истории и достижениями современной отечественной историографии в исследовании проблем повседневности стали издаваться учебники, системно излагающие в курсе истории России ХХ в. повседневную жизнь. В целом же учебная литература продолжает отставать от достижений историографии повседневности.

Ключевые слова: История России ХХ в., историография, повседневная жизнь, учебные пособия и учебники истории для вузов, учебники истории для средней школы.

Для цитирования: Козлов Н. Д. История повседневности в российских учебниках истории России ХХ в. // История повседневности. - 2023. - № 1. - С. 40-53. DOI 10.35231/25422375_2023_1_40

© Козлов Н. Д., 2023

Введение

В советской историографии в изучении истории приоритетными были вопросы государственного строительства, экономического развития, деятельности политических партий и общественных организаций, революций и войн, преимущественно политическая история. Вместе с тем нельзя сказать, что жизнь народа была вне поля зрения советской историографии. В определенной мере отдельные стороны повседневной жизни населения находили отражение в работах, характеризующих социальную политику советского государства, в которых затрагивались материально-бытовые проблемы, включая жилищные условия, вопросы питания, одежды и быта, медицинского обслуживания, некоторые другие стороны жизни людей.

В российской историографии актуальность и значимость проблемы истории повседневности, основные направления ее исследования в начале XXI в. сформулировал и убедительно обосновал академик Ю. А. Поляков, который в докладе на заседании ученого совета Института российской истории Российской академии наук отмечал, что «повседневная жизнь -это и есть настоящая история».

«Изучая историю человека в повседневности, мы действительно в полной мере делаем человека главным действующим лицом, ставим его в центр исторического процесса» [1, с. 291, 308]. В статье, которая была опубликована на основе доклада, академик писал, что важнейшей задачей современной историографии является изучение «самого человека как такового, его жизни, какой она была и какой стала» [2].

За прошедшие десятилетия история повседневности стала занимать одно из центральных мест в современной отечественной историографии. В 1994 г. в Санкт-Петербургском университете состоялась одна из первых международных конференций на тему «Российская повседневность 1921-1941 гг.: новые подходы», в которой участвовали ведущие российские и зарубежные историки, социологи, экономисты, литераторы и др. В докладах и опубликованных материалах были поставлены и нашли освещение такие проблемы повседневной жизни, как военная повседневность, становление нового быта, формирование ментальности советских граждан и другие аспекты [3].

В начале XXI в. изучение повседневности стало одним из наиболее активно развивающихся направлений отечественной историографии.

В трудах российских историков получили обоснование концептуально-методологические принципы, методы и источники, понятийный аппарат изучения повседневности1 [4-8]. Вопросы военной повседневности освещены в трудах Е. С. Се-нявской [9], А. С. Сенявского [10] и других историков. Повседневной жизни рабочих, их материально-бытовому положению, социально-психологическому облику, производственной и другим аспектам повседневности посвящены исследования

B. Б. Аксенова, Г. В. Андреевой, А. Г. Борина, О. В. Гончаровой, Т. В. Дорониной, А. Г. Елизова, С. В. Журавлева, С. Е. Пызиной,

C. Е. Паниной, Г. Г. Корноуховой, Е. И. Косякова, А. В. Мордвин-цевой, О. В. Ольневой, С. А. Рафиковой, А. К. Соколова, В. С. Тя-жельниковой и ряда других авторов [11; 12], работы которых выполнены на материалах отдельных городов и регионов. Следует отметить, что проблемы городской повседневности получили наибольшее внимание исследователей.

Различные аспекты сельской повседневности исследуются в трудах С. Д. Багдасарян, В. Б. Безгина, А. В. Боярчук, А. Г. Григорьевой, Д. В. Давыдова, В. А. Котельникова, Л. В. Лебедевой. Семейной и детской повседневности Х1Х-ХХ вв. посвящены труды В. А. Веременко [13; 14].

Отметим, что проблемы повседневности получили освещение и в фундаментальных трудах, посвященных узловым проблемам отечественной истории. В 10-м томе «Государство. Общество и война», подготовленного Министерством обороны 12-томного издания «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», фронтовым будням, повседневной жизни городского населения и сельских жителей в условиях фашистской оккупации посвящено 143 из 864 с. текста всего тома [15, с. 251-393].

Регулярно проводятся научные конференции, издаются научные сборники и монографические работы, исследующие

1 Досова Б. А., Байгожина Г. М., Баймуканова М. Т. Методологический потенциал истории повседневности по оценкам представителей российской историографии // Вестник КарГУ. 2016. URL: //https://articlekz.com/15450; Пушкарева Н. Л. «История повседневности» как направление исторических исследований. URL: //https://www/perspektivy.info.php?ID=50280; Сактага-нова З. К., Абдрахманова К. К. «История повседневности» в современной российской историографии. URL: https://article. kz.com/article/5137.

различные аспекты повседневной жизни, анализу которых посвящены историографические труды1 [5-7].

Одним из центров изучения истории повседневности стала кафедра истории России ЛГУ имени А. С. Пушкина, возглавляемая доктором исторических наук, профессором В. А. Вере-менко. Здесь ежегодно проводятся международные конференции, посвященные различным аспектам повседневной жизни в истории России, регулярно издаются материалы конференций и научный журнал «История повседневности».

Целью данной статьи является характеристика отражения истории повседневности в вузовских и школьных учебниках истории России ХХ в.

Результаты

В постсоветский период в нашей стране сменилось несколько поколений учебников истории, но вопрос об их содержании продолжает быть актуальным и дискуссионным.

В результате смены общественного строя в России в конце ХХ столетия изменились приоритеты экономического и социально-политического развития, обновилось содержание вузовских и школьных учебников по истории России. Происходил отход от советских концепций и точек зрения в освещении истории.

Однако несмотря на значительное количество новых учебников для вузов и школ, содержание которых претерпело изменения, структурный подход в большинстве случаев по-прежнему остался традиционным. Центральное место в них занимают вопросы социально-экономического и политического развития, революции и войны, культурной жизни, развития образования и научных достижений.

Прежде всего отметим, что в начале ХХ1 в. история повседневности в качестве самостоятельной дисциплины включена в учебные планы ряда вузов для студентов, обучающихся по направлению магистратуры - Педагогическое образование, направленность - «педагогическое образование» и академического бакалавриата, появились учебники, разработаны программы и учебно-методические пособия для студентов2 [16-19].

1 Досова Б. А., Байгожина Г. М., Баймуканова М. Т. Методологический потенциал истории повседневности по оценкам представителей российской историографии // Вестник КарГУ. 2016. URL: //https://articlekz.com/15450; Сактаганова З. К., Абдрах-манова К. К. «История повседневности» в современной российской историографии. URL: //https://article. kz.com/article/5137.

2 Баринова Е. П. История повседневности: учебно-методическое пособие. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2020. URL: https://sama-ra.mgpu.ru//files/elibrary/Barinova Istoria povselnevnosti_ump/pdf.

Однако в подавляющем большинстве вузовских учебников истории такие стороны повседневности, как жилищные условия, состояние медицинского обслуживания и торговли, обеспечение продовольствием и другими товарами первой необходимости и другие, как правило, специально не выделяются и не рассматриваются, а в обобщенной форме в общегосударственных масштабах лаконично характеризуются в разделах, посвященных социальной политике государства.

Многие другие стороны повседневной жизни: сфера услуг, досуг, отдых, спорт, праздничные обряды, праздники и традиции, семья, брак, гендерные проблемы и др. - как правило, не упоминаются. Подобный подход к вопросам повседневности характерен для подавляющего большинства имеющихся вузовских учебников.

Одним из первых шагов по включению истории повседневности в курс истории России стало издание учебных пособий, рекомендованных в качестве дополнительных к курсу «История России» и адресованных студентам и преподавателям вузов, учителям и учащимся старших классов и средних специальных учебных заведений, с целью расширения, дополнения и углубления знаний о повседневной жизни россиян.

В 2007 г. коллективом преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова были подготовлены и изданы под редакцией Л. И. Семенниковой учебные пособия: «Российская повседневность: от истоков до середины XIX в.» (М.: Университет, 2007. 240 с.) и «Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI в.», которые в дальнейшем неоднократно переиздавались [18]. Различные стороны повседневной жизни сельского населения были охарактеризованы в краткой учебном пособии, подготовленном В. Б. Безгиным и рекомендованном студентам, изучающим историю России и региона [20].

Из многих учебников и учебных пособий остановимся лишь на некоторых, которые наиболее удачны с точки зрения освещения вопросов повседневности.

Следует отметить, что возросшее внимание и интерес к вопросам повседневности проявились в отдельных учебниках, изданных в конце XX в. В «Истории России XX столетия» (основные проблемы) В.А. Поцелуева (М.: Владос, 1997. 511 с.), рекомендованной в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, наряду с опосредованным, фрагментарным освещением вопросов повседневности в контексте социально-экономического развития, включена характеристика духовного состояния советского общества (с. 234-249) и специальная глава «Материальное положение народа в годы построения "основ социализма"», в которой автор осветил производственную занятость населения, уровень доходов, потребление и материальное обеспечение, «роскошь верхов» и «нищету низов» (с. 218-233).

Несколько больше внимания в сравнении с другими уделено освещению отдельных сторон повседневной жизни в учебнике «Новейшая история Отечества. ХХ в.» (учеб. для студ. высш. учеб.: в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Владос, 2002). Наиболее полно это проявилось в гл. 12 второго тома, посвященной послевоенным годам (1946-1953), где отдельными подпунктами получили освещение денежная реформа, отмена карточек, снижение и уровень цен и их влияние на повседневную жизнь (с. 245-247), голод 1946-1948 гг. и положение в деревне (с. 250-259), духовная, культурная и общественно-политическая жизнь (с. 259-265) и демографическое состояние советского общества (с. 266).

Одним из первых учебных пособий для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, освещающим последовательно и достаточно полно повседневную жизнь населения страны, рекомендованным учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «История», стала «Новейшая история Россия 1914-2010» под редакцией профессора М. В. Ходякова [17].

В учебнике в каждой главе, в хронологической последовательности, освещающей историю Отечества ХХ в., специальные подпункты посвящены характеристике повседневной жизни. Они имеются практически во всех главах: периода первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны, нэпа и советской модернизации в 20-30-х гг., Великой Отечественной войны и советского общества в послевоенные годы (1945-1953), периода «оттепели» и СССР в 1965-1991 гг.

В целом из 538 с. общего объема учебника прямо или опосредованно проблемам повседневности уделена 91 с. содержа-

ния. В соответствующих разделах характеризуются трудовая и бытовая повседневность (жилье, питание, торговля и цены, проблемы дефицита, одежда) стереотипы поведения и нравов, эволюция морали и девиантное поведение, досуг, затронуты вопросы взаимоотношения полов (с. 261) и семейных отношений (с. 309). В настоящее время этот учебник для вузов можно считать наиболее полным и удачным с точки зрения освещения повседневности.

В постсоветский период сменилось несколько поколений школьных учебников. Учебники 1990-х гг., когда Правительство России освободило учебные заведения «от идеологической и административной регламентации»!, как утверждал профессор МГУ Г. М. Алексеев, на треть были написаны «по заказу фонда Сороса»2. Они писались под диктовку иностранцев с целью принизить роль нашего Отечества в мировой истории. Учебники этого периода, по мнению ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований В. Д. Кузнечевского, были написаны «без государственного взгляда на историю России» [21, с. 165-172].

Нет необходимости останавливаться на анализе содержания и концепций школьных учебников 1990-х гг., так как он всесторонне сделан в трудах современных историков. Однако в контексте рассматриваемой темы отметим, что вопросы повседневной жизни в них специально не ставились и не рассматривались, затрагивались лишь попутно, эпизодически при характеристики других сюжетов. В большинстве из них внимание авторов акцентировалось на негативных явлениях в жизни людей, а оценки и умозаключения отличались политизированностью, имели обличительную и уничижительную направленность, чему способствовали также специально подобранный дополнительный материал, свидетельства и документы.

В результате возросшего внимания и интереса власти и общества к истории страны, ее роли в патриотическом воспитании подрастающих поколений и средства консолидации народа с начала XXI в. происходят позитивные изменения в качестве учебников. Дальнейшему их улучшению будет спо-

1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. 1995. С. 3. URL: https://docs.cntd. ru/documen1/9031729

2 Алексеев Г. М. Екатеринбургская инициатива. URL: https://www.km.ru/news/vojna_protiv_rossijskoj_istorii_ 46

собствовать подписанный президентом России закон о введении единых образовательных программ и государственного заказа на учебники основного общего и среднего образования, а также федеральная рабочая программа1.

Одним из первых учебных пособий, ориентированным на задачи среднего образования, в котором вопросы повседневности были выделены в качестве самостоятельных разделов, стала «Новейшая история России 1945-2006 гг.: книга для учителей» А. В. Филиппова [22].

Повседневности второй половины ХХ в. в пособии специально посвящены следующие разделы: 7-й - «Повседневная жизнь советских людей после Второй мировой войны», 13-й -«Из коммуналок в отдельные квартиры: повседневная жизнь в годы "оттепели"» и 21-й - «Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма» (с. 76-80; 160-168; 258-270). Кроме того, в пособии дана развернутая характеристика общественных процессов и духовного климата общества в 1945-2006 гг.

В настоящее время на общем фоне линейки школьных учебников по истории России ХХ в. по освещению повседневной и духовной жизни народа заметно выделяется «История России. 10 класс», изданная в трех частях под редакцией академика РАН А. В. Торкунова [23].

Во-первых, этим сюжетам выделены значительные объемы в содержании материала во всех пяти главах.

Во-вторых, наряду с освещением этих вопросов попутно с раскрытием процессов, которые происходили в стране, во всех пяти главах пособия присутствуют специальные параграфы, посвященные повседневной жизни и общественным настроениям объемом от 3-5 до 11 с.

В-третьих, содержание этих сюжетов существенно расширяют и углубляют, дают образное представление иллюстративные материалы: красочные плакаты соответствующих периодов, снимки, картины и другие, также фрагменты документов, воспоминания, свидетельства современников и различные дополнительные материалы.

Так, в третьей главе «Великая Отечественная война» специально выделены и освещены следующие вопросы: «Повсед-

1 Путин подписал закон о единых образовательных стандартах в России. URL: https://regnum.ru/news/3705888.htmtfysdid-=l98cqk4bb7509250493

невность военного времени», «Человек на войне», «Церковь и война», «Культурное пространство войны» и «Военные будни и праздники» [23, ч. 2, с. 35-45], которые подкреплены фрагментами документов и семью иллюстративными материалами, среди которых известный плакат художника Н. М. Тоидзе «Родина-мать зовет», фотографии «Школьники записывают в госпитале письма раненых к родным» и «Школьники развешивают плакаты», картина Кукрыниксов «Бегство немцев из Новгорода», киноафишей 1944 г. «В 6 часов вечера после войны» и др. [23, ч. 2, с. 36-42].

Всесторонне, образно и объективно раскрывается повседневная жизнь и общественные настроения и в других главах учебного пособия. В совокупности все это помогает формированию у учащихся исторического сознания, образного, предметного представления об экстремальной военной повседневности, способствует умению сопереживать, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Есть основания считать, что это первый учебник истории страны XX в. для средней школы, в котором достаточно полно раскрыта повседневная жизнь народа и общественные настроения на всех этапах развития страны в XX столетии.

Обсуждение и выводы

В заключение вполне уместно напомнить мнение французского историка, специализировавшегося по истории Европы начала XX в., истории России и СССР, принадлежавшего к историографической школе «Анналов» Марка Ферро, который в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» подчеркивал: «Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Для каждого из нас это открытие мира, открытие его прошлого, и на сложившиеся в детстве представления впоследствии накладываются как мимолетные размышления, так и устойчивые понятия о чем-то» [24, с. 8].

Анализ учебников истории России XX в. для вузов и школ, изданных в постсоветский период и используемых в образовательном процессе в период с 1991 г. по настоящее время, позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, учебники, изданные в 1990-е гг. в условиях политической и идеологической сумятицы соответствовали формально отрицавшемуся, но реально осуществлявшемуся идеологическому курсу тогдашнего руководства страны, формировавшему и эксплуатировавшему комплекс неполноценности, несовершенства предыдущего развития. Повседневная жизнь в них специально не освещалась, лишь отдельные ее аспекты попутно затрагивались в вопросах социально-экономического и общественно-политического развития.

Фрагменты повседневности отличались резким дисбалансом позитивной и негативной информации, специально подобранным дополнительным материалом, излишне политизированным тенденциозным подходом, а авторы, формально сочувствуя народным страданиям, возлагали ответственность за трудности, ошибки и преступления на существовавший в стране «режим».

Во-вторых, усиление в политике государства и интереса общественности к истории в начале ХХ1 в., успехи историографии способствовали разработке программ и учебно-методических материалов и включения в учебные планы курса «Повседневность» по ряду направлений магистратуры и спецкурса для бакалавриата.

В-третьих, в начале ХХ1 были подготовлены и изданы первые учебники и учебные пособия для вузов и школ, в которых повседневная жизнь народа стала занимать достойное место, получила освещение на разных этапах истории России ХХ в. Вместе с тем в настоящее время в вузах и школах используются как новые, так и старые учебники, в которых единый подход к преподаванию истории и освещение повседневной жизни пока не реализованы.

В-четвертых, в настоящее время наблюдается определенное отставание учебной литературы от научной. Достижения российской историографии повседневности позволяет системно, глубоко и полно освещать повседневную жизнь народа в учебниках истории, что будет способствовать формированию исторической памяти и сознания, национальной самоидентичности.

Список литературы

1. Поляков Ю. А. Человек в повседневности (Исторические аспекты) // Труды Института российской истории РАН. 1999-2002. Вып. 2 / Российская академия наук, Институт российской истории / отв. ред. А. Н. Сахаров. - М.: ИРИ РАН, 2002. - С. 290-322.

2. Поляков Ю. А. Человек в повседневности // Вопросы истории. - 2000. - № 3. - С. 126127.

3. Российская повседневность 1921-1941 гг.: новые подходы. Доклад сделан на международной междисциплинарной конференции, 16-19 августа 1994 г. / сост. А. И. Муравьев, Б. А. Старков. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та экономики и финансов, 1995. 156 с.

4. Ильясова А. В. История повседневности в современной российской историографии // Проблемы российской историографии середины XIX - начала XXI вв.: сборник трудов. - М.: Альянс-Архео, 2012. - С. 279-351.

5. Ипполитов Г. М., Репинецкий А. И. История повседневности: некоторые аспекты генезиса и эволюции отрасли исторической науки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 14. - 2012. - № 3. - С. 154-160.

6. Козлов Н. Д. Повседневная жизнь в советском тылу в годы Великой Отечественной войны в отечественной историографии начала XXI века // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Т. 4. История. - 2014. - № 2. - С. 30-45.

7. Козлов Н. Д. Повседневная жизнь на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны в современной историографии // Война и повседневная жизнь населения России XXVП-XX вв.: Международная научная конференция 14-16 марта 2014 г. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 37-44.

8. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. - 2014. - № 1. - С. 3-18.

9. Сенявская Е. С. Повседневность российской армии в войнах XX века: понятие, структура и психология фронтового быта // Человек в российской повседневности: сборник статей. - М., 2001. - С. 131-138.

10. Сенявский А. С., Сенявская Е. С. Военная повседневность как предмет исторического исследования: теоретико-методологические проблемы // 65 лет Великой Победы: в 6 т. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - Т. 3. Победа. - С. 197-211.

11. Каменский А. Б. Повседневность русского городского обывателя: исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М.: РГГУ, 2006. 403 с.

12. Лебина Н. Б. Советская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 483 с.

13. Веременко В. А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало XX века): монография. СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2015. 204 с.

14. Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX - начало XX вв.). СПб.: Европейский дом, 2007. 624 с.

15. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: в 12 т. Т. 10. Государство. Общество. Война. - М.: Кучково поле, 2014. 864 с.

16. Капкан И. В. Культура повседневности: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2020. 110 с.

17. Новейшая история России 1914-2010: учебное пособие для бакалавров / под ред. М. В. Xодякова. М.: Издательство Юрайт, 2012. 538 с.

18. Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI века: учебное пособие / под ред. Л. И. Семенниковой. М.: Кн. Дом Университет, 2010. 243 с.

19. Мир российской повседневности (X - начало XX века): учебное пособие / под ред. Г. И. Аверьяновой. М.: МГПУ, 2013. 339 с.

20. Безгин В. Б. История сельской повседневности: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 88 с.

21. Кузнечевский В. Д. Без государственного взгляда на историю России // «Расскажу вам о войне...» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / отв. ред. Т. С. Гузенкова. М.: РИСИ, 2012.

22. Филиппов А. В. Новейшая история России 1945-2006 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007. 494 с.

23. История России. 10 класс: в 3 ч. / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.; под ред. акад. РАН А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. 175 с.; Ч. 2. 176 с.; Ч. 3. 160 с.

24. Ферро М. Как рассказывают историю своим детям в разных странах. М.: Высшая школа, 1992. 351 с.

The history of everyday life in Russian textbooks of the History of Russia of the 20th century

Nikolay D. Kozlov

The article, based on the general analysis of the historiography of everyday life and university and school textbooks, attempts to show how the achievements of modern everyday life historiography are reflected in the educational process, in university and school textbooks of the Russian history of the 20th century. The characteristics of post-Soviet textbooks and manuals for universities and general education schools in which the problems of everyday life and partly public moods were covered to varying degrees in different periods of the national history of the 20th century are given. It is concluded, that the educational literature, published in the 1990s, did not specifically cover the problems of everyday life, only incidentally touching on its individual aspects, the characteristics of which differed an overly politicized approach. At the beginning of the 21st century, due to the interest of the state and public to the issues of history and the achievements of modern Russian historiography in the study of the everyday life problems, textbooks systematically presenting everyday life in the course of Russian history of the 20ft century appeared. In general, educational literature continues to lag behind the achievements of the historiography of everyday life.

Key words: history of Russia of the 20th century, historiography, everyday life, history textbooks for universities, history textbooks for secondary school.

For citation: Kozlov, N. D. (2023) Istoriya povsednevnosti v rossiyskikh uchebnikakh istorii Rossii XX veka [The history of everyday life in Russian textbooks of the History of Russia of the 20th century]. Istoriya povsednevnosti - History of everyday life. No. 1. Pp. 40-53. (In Russ.). DOI 10.35231/25422375_2023_1_40

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Polyakov Yu. A. (2002) Chelovek v povsednevnosti (istoricheskie aspekti). Trudi Instituta rossiys-koy istorii RAN [A person in everyday life (historical aspects). Proceedings of the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences]. 1999-2000. Wip.2 / Rossiyskaya akademiya nauk, Institut rossiyskoy isrorii / otw. red. A. N. Sacharow [responsible editor A. N. Sacharow]. M.: IRI RAN. Pp. 290-392. (In Russ.)

2. Polyakov Yu. A. (2000) Chelovek vpovsednevnosti [A person in everyday life] // Woprosi istorii [Questions of History]. № 3. Pp. 126-127. (In Russ.)

3. Rosiyskayapovsednevnost 1921-1941 gg.: noviepodchodi. Dokl. sdelan na mezdnarod. mezdis-ciplinar. konf, 16-19 avgusta 1994 g. (1995) [Russian everyday life 1921-1941: new approaches. The report was made at the international interdisciplinary conference, August 16-19, 1994] / compilers A. I. Muraveyv, B. A. Starkov. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburg. Un-ta Ekonomiki I fi-nansov. (In Russ.)

4. Iliyasova A. W. (2012) Istoriya povsednevnosti v sovremennoy rossiskoy istoriografii [The History of Everyday Life in Modern Russian Historiography] // Problemi rossiskoy istoriografii seredini

XIX - nachala XXI vv. Sb.tr. [Problems of Russian historiography of the mid-XIX - early XXI centuries. Collection of works]. M.: Alyans-Archeo. Pp. 279-351. (In Russ.)

5. Ippolitov G. M., Repineckii A. I. (2012) Istoriya povsednevnosti: nekotorie aspekti genesisa i evoluycii otrasli istoricheskoy nauki [Daily life studies as a branch of history: some aspects of its genesis and evolution] // Izvestiya Samarskogo naychnjgo centra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 14. №3. Pp. 154-160. (In Russ.)

6. Kozlov N. D. (2014) Povsednevnaya zisn v sovetskom tilu vgodi Velikoty Otechestvennoy voini v otechestvennoy istoriografii nachala XXI veka [Everyday life in the Soviet Rear during the Great Patriotic War in the Russian Historiography of the beginning of the XXI century] // Vestnik LGU im. A. S. Puschkina. Nauch. Zurnal [Pushkin Leningrad state university journal. History] (Vol. 4.) Istoriya. № 2. Pp. 30-45. (In Russ.)

7. Kozlov N. D. (2014) Povsednevnaya zisn na okkupirovannoy territorii v godi Velikoy Otechest-vennoy voini v sovremennoy istoriografii [Everyday life in the Occupied Territory during the Great Patriotic War in Modern Historiography] // Voina i povsednevnaya zisn nasekeniya Rossii XVII - XX vv. Mezd. nauch. konf. 14-16 marta 2014 g. [War and everyday life of the population of Russia of the XXVII-XX centuries. International Scientific Conference March 14-16, 2014]. SPb.: Pushkin Leningrad State University. Pp. 37-44. (In Russ.)

8. Puschkareva N. L., Luybinchakovskiy S. V. (2014) Ponimanie istorii povsedntvnosti v sovre-mennom istoricheskom issledovanii: ot schkoli Annalov k rossiyskoy filosofskoy schkole ["Everyday life history" in modern historical research: from school of the annals to the russian philosophical school] // Vestnik LGU im. A. S. Puschkina [Pushkin Leningrad state university journal]. №1. Pp. 3-18. (In Russ.)

9. Senyavskaya E. S. (2001) Povsednevnost rossiyskoy armii v voinach XX veka: ponyatie, struktura i psichologiya frontovogo bita [The everyday life of the Russian army in the wars of the twentieth century: the concept, structure and psychology of front-line life] // Chelovek v rossiskoy povsednevnosti. Sb. st. [A man in Russian everyday life. Collection of articles]. M. Pp. 131-138. (In Russ.)

10. Senyavskiy A. S., Senyavskaya E. S. (2010) Voennaya povsednevnost kak predmet istorichesk-ogo issledovaniya: teoretiko-metodologicheskie problem [Military everyday life as a subject of historical research: theoretical and methodological problems] // 65 let Velikoy Pobedi. v 6 t. [65 years of the Great Victory: in 6 volumes]. M.: MGIMO-Universitet. Vol. 3. Victory. Pp. 197-211. (In Russ.)

11. Kamenskiy A. B. (2006) Povsednevnost russkogo gorodskogo obivately: istoricheskii anekdoti iz provincialnoy zizni XVIII veka [Everyday life of the Russian urban inhabitant: historical anecdotes from the provincial life of the XVIII century]. M.: RGGU. (In Russ.)

12. Lebina N. B. (2015) Sovetskayapovsednevnost. Normi I anomalii. Ot voennogo kommunisma k bolschomu stilyu [Soviet everyday life. Norms and anomalies. From War Communism to Grand Style]. M.: Novoe literaturnoe obosrenie. (In Russ.)

13. Veremenko V. A. (2015) Deti v dworynskich semyach Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo

XX veka): monografiya [Children in noble families of Russia (the second half of the XIX - the beginning of the XX century): monograph]. SPb.: Pushkin Leningrad state university. (In Russ.)

14. Veremenko V. A. (2007) Dvorynskay semya i gosudarstvennaya politika Rossii (vtoraya polovina XIX-nachalo XX vv.) [The noble family and the state policy of Russia (the second half of the XIX - early XX centuries)]. SPb.: Evropeyskii dom. (In Russ.)

15. Velikaya Otechestvennaya voiyna 1941-1945 gg. (2014). V 12 t. T. 10. Gosudarstvo. Obchestvo. Voyna [The Great Patriotic War of 1941-1945 In 12 vols. Volume 10. The State. Society. War]. M.: Kuchkovo pole. (In Russ.)

16. Kapkan I. V. (2020) Kultura povsednevnosti: uchebnoe posobie dly akademicheskogo bakalavriata [Culture of everyday life: a textbook for academic bachelor's degree]. M.: Yurait. (In Russ.)

17. Codyakov M. V. (ed.) (2012) Noveisvchaya istoriya Rossii 1914-2010. Uchebnoe posobie dlya bakalavrov [The modern history of Russia 1914-2010. Study guide for bachelors]. M.: Yurait. (In Russ.)

18. Semennikova L. I. (ed.) (2010) Rossiyskaya povsednevnost: vtoraya polovina XIX - nachalo XXI veka: uchebnoe posobie [Russian everyday life: the second half of the XIX - the beginning of the XXI century: textbook]. M.: KDU. (In Russ.)

19. Averynova G. I. (ed.) (2013) Mir rossiiskoy povsednevnosti (X - nachalo XX veka): uchebnoe posobie [The world of Russian everyday life (X - the beginning of the twentieth century): textbook]. M.: MGPU. (In Russ.)

20. Bezgin W. B. (2008) Istoriya sebkoy povsednevnosti: ucheb.posobie [The history of rural everyday life: textbook]. Tambov: TGTU. (In Russ.)

21. Kuznechevskii W. D. (2012) Bezgosudarstvennogo vzglyda na istoriy Rossii [Without a state view of the history of Russia] // «Rasskazhu vam o voine...» Vtoraya mirovaya i Velikaya Otechest-vennaya voini v uchebnikach i soznanii schkolnikov slavynskich stran ["I will tell you about the war ..." The Second World War and the Great Patriotic War in textbooks and in the minds of schoolchildren of Slavic countries] / responsible editor T. S. Guzenkova. M.: RISI. (In Russ.)

22. Filippov A. W. (2007) Norveischaya istoriya Rossii 1945-2006 gg. Kniga dly uchitely [The modern history of Russia 1945-2006. A book for a teacher]. M.: Prosveschenie. (In Russ.)

23. Torkunova A. W. (ed.) (2016) Istoriya Rossii. 10 klass. V 3 chastych. [The history of Russia. 10th grade. In 3 parts]. M.: Prosveschenit. Ch. 1. 175 p.; Ch. 2. 176 p.; Ch. 3. (In Russ.)

24. Ferro M. (1992) Kak rasskazivayut istoriuy svoim detym v raznich stranach [How to tell a story to their children in different countries]. M.: Wisschaya schkola. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 26.10.2022 Одобрена после рецензирования 25.11.2022 Принята к публикации 10.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.