Научная статья на тему 'Великая Отечественная война в отражении современных учебников по истории для вузов'

Великая Отечественная война в отражении современных учебников по истории для вузов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК ИСТОРИИ ДЛЯ ВУЗОВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ РОССИИ XX В / GREAT PATRIOTIC WAR / RUSSIAN HISTORY OF THE 20TH CENTURY / HIGH SCHOOL HISTORY TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кебак Татьяна Анатольевна

Статья посвящена репрезентациям Великой Отечественной войны в вузовских учебниках и учебных пособиях по истории России за последние двадцать лет, выпущенных в столичных издательствах. На основе анализа учебников автором выделены дискуссионные вопросы темы, варианты их интерпретаций составителями учебной литературы, также охарактеризован авторский состав учебной литературы для вузов. Спорными вопросами для составителей учебников стали: роль СССР во внешней политике конца 1930-х - начала 1940-х гг. (характеристика и оценка договоров и секретных протоколов с Германией и последующего присоединения соседних государств, трансляция идеи «возвращения потерянных территорий» бывшей Российской империи), готовность к войне СССР, причины поражений в первые месяцы войны, цена и последствия военных действий 1941-1945 гг. Сделаны выводы о большем идеологическом плюрализме в описании событий Великой Отечественной войны в вузовских учебниках по сравнению со школьными. Отмечена тенденция в отдельных учебниках для высшей школы выделять историю Великой Отечественной войны как ключевое событие всего XX в. для современной России, способное консолидировать нацию и требующее защиты от фальсификации и «черных мифов». Выявленная тенденция полностью вписывается в современный властный дискурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR AS DEPICTED IN THE MODERN UNIVERSITY TEXTBOOKS

The article is focused on the representations of the Great Patriotic War in high school textbooks on Russian history which were published by Moscow publishing houses in the last twenty years. Based on the analysis of the textbooks, the author highlighted the main debatable questions, topics, the options of their interpretation by the compilers and described the authors of the high school textbooks. One of the debatable questions was the role of USSR in the foreign policy of late 1930s - early 1940s (the description and estimation of the agreements and secret protocols with Germany and the following accession of the neighboring states, spreading the idea of “the returning of lost territories” of former Russian Empire). Another debatable issue is the USSR’s readiness for the war, the reasons of defeats in the first months of war, the cost and sequences of hostility of 1941-1945. The author concludes that the high school textbooks give space to more plural opinions that the school textbooks when describing the events of the Great Patriotic War. It is noted that some textbooks tend to describe the Great Patriotic War as the key event of the 20th century for the contemporary Russia, which could unite the country and needs to be protected from the falsification and “black myths”. The noted trend perfectly fits the modern discourse of power of the last decade.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война в отражении современных учебников по истории для вузов»

Т.А. Кебак

Великая Отечественная война в отражении современных учебников по истории для вузов

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-3-14 УДК 372.016:94(47+57)40+355/359 Выходные данные для цитирования: Кебак Т.А. Великая Отечественная война в отражении современных учебников по истории для вузов // Исторический курьер. 2020. № 3 (11). С. 145-151. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ ISTKURIER-2020-3-14.pdf

T.A. Kebak*

The Great Patriotic War as Depicted in the Modern University Textbooks

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-3-14 How to cite:

Kebak T.A. The Great Patriotic War as Depicted in the Modern University Textbooks // Historical Courier, 2020, No. 3 (11), pp. 145-151. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-3-14.pdf

Abstract. The article is focused on the representations of the Great Patriotic War in high school textbooks on Russian history which were published by Moscow publishing houses in the last twenty years. Based on the analysis of the textbooks, the author highlighted the main debatable questions, topics, the options of their interpretation by the compilers and described the authors of the high school textbooks. One of the debatable questions was the role of USSR in the foreign policy of late 1930s - early 1940s (the description and estimation of the agreements and secret protocols with Germany and the following accession of the neighboring states, spreading the idea of "the returning of lost territories" of former Russian Empire). Another debatable issue is the USSR's readiness for the war, the reasons of defeats in the first months of war, the cost and sequences of hostility of 1941-1945. The author concludes that the high school textbooks give space to more plural opinions that the school textbooks when describing the events of the Great Patriotic War. It is noted that some textbooks tend to describe the Great Patriotic War as the key event of the 20th century for the contemporary Russia, which could unite the country and needs to be protected from the falsification and "black myths". The noted trend perfectly fits the modern discourse of power of the last decade.

Keywords: Great Patriotic War; Russian history of the 20th century; high school history textbook.

The article has been received by the editor on 19.05.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Статья посвящена репрезентациям Великой Отечественной войны в вузовских учебниках и учебных пособиях по истории России за последние двадцать лет, выпущенных в столичных издательствах. На основе анализа учебников автором выделены дискуссионные вопросы темы, варианты их интерпретаций составителями учебной литературы, также охарактеризован авторский состав учебной литературы для вузов. Спорными вопросами для составителей учебников стали: роль СССР во внешней политике конца 1930-х - начала 1940-х гг. (характеристика и оценка договоров и секретных протоколов с Германией и последующего присоединения соседних государств, трансляция идеи «возвращения потерянных территорий» бывшей Российской империи), готовность к войне СССР, причины поражений в первые месяцы войны, цена и последствия военных действий 1941-1945 гг. Сделаны выводы о большем идеологическом плюрализме в описании событий Великой Отечественной войны в вузовских учебниках по сравнению со школьными. Отмечена тенденция в отдельных учеб-

* Кебак Татьяна Анатольевна, кандидат исторических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, e-mail: Kta [email protected]

Kebak Tatyana A., Candidate of Historical Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: Kta [email protected]

никах для высшей школы выделять историю Великой Отечественной войны как ключевое событие всего XX в. для современной России, способное консолидировать нацию и требующее защиты от фальсификации и «черных мифов». Выявленная тенденция полностью вписывается в современный властный дискурс.

Ключевые слова: учебник истории для вузов; Великая Отечественная война; история России XX в.

Тема Великой Отечественной войны - одна из самых дискуссионных в современной исторической науке, особенно накануне юбилеев победы. Исследователи обсуждают целый спектр различных спорных вопросов: от степени готовности к войне СССР, характера войны, роли И.В. Сталина до цены победы, роли союзников СССР и др. В центре внимания исследователей оказываются не только исторические труды, новые подходы и исторические источники, но и учебники по истории, которые транслируют определенные представления о военных событиях 1941-1945 гг. молодой аудитории.

В научных журналах и сборниках статей нередко встречаются аналитические публикации историков, педагогов, методистов, посвященные репрезентациям Великой Отечественной войны на страницах школьных учебников РФ1. Однако очень редко исследователи характеризуют учебники по истории для вузов. Мною была найдена одна работа, посвященная анализу российских вузовских учебников по истории, опубликованная в сборнике статей по итогам международной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», которая состоялась в 2010 г. и была организована Российским институтом стратегических исследований при поддержке Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Публикация доктора исторических наук В.П. Трута посвящена перспективам изучения Великой Отечественной войны в вузовских учебниках, а именно, отсутствию или недостаточному освещению в пособиях некоторых тем (например, массовое добровольческое движение в СССР после начала войны, судьба армий недавно присоединенных республик и пр.)2. Понимая, что вузовские учебники в меньшей степени, чем школьные, могут формировать представления о чем-либо, на мой взгляд, их содержание можно анализировать с точки зрения «идеологического послания», по выражению исследователя Европейского университета Н.Д. Потаповой3.

Мною были проанализированы главы, которые посвящены Великой Отечественной войне, в одиннадцати учебниках и учебных пособиях (не считая переизданий) для вузов, вышедших в период с 2000 по 2020 г. в московских издательствах4. Выбор обусловлен

1 См.: Клокова Г.В. Российские учебники истории о Великой Отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 1. С. 38-43; Кузнечевский В.Д. Без государственного взгляда на историю России (Вторая мировая и Великая Отечественная войны в школьных учебниках истории) // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: мат-лы междунар. конф. М., 2010. С. 310-325; Ожиганова А.А Освещение Второй мировой и Великой Отечественной войн в современных российских учебниках // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: мат-лы междунар. конф. М., 2010. С. 287-300; Чураков Д.О. Великая Отечественная война на страницах современных учебников истории (на материалах начального периода борьбы с фашистской агрессией) // Преподаватель XXI в. 2015. № 1. С. 34-46; Чураков Д.О. Учебник истории и «войны памяти» на постсоветском пространстве // Преподаватель XXI в. 2013. № 3. С. 21-27; и др.

2 Трут В.П. Актуальные проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн в вузовских учебниках истории: состояние и перспективы // Вторая мировая и Великая Отечественная войны... М., 2010. С. 301-309.

3 Потапова Н.Д. «Дом Романовых», монархическая идея и модели власти на страницах школьных учебников [Электронный ресурс] // Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/11580 (дата обращения: 11.04.2020).

4 История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013 (Впервые этот учебник был издан в 1997 г., затем регулярно переиздавался с незначительными дополнениями и переработками в 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 г.); История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003 (Впервые был издан в 1997 г., затем

следующими критериями: 1) учебники, созданные с учетом новых, не временных государственных стандартов, которые начали разрабатывать с 2000 г.; 2) наличие переизданий и стабильные тиражи (или подписки учебных заведений на учебник в электронном формате); 3) столичные издания.

Редакторами и авторами учебников и учебных пособий для вузов являются в основном профессора московских университетов (Московский государственный университет, Московский педагогический государственный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова) и Института российской истории РАН, занимающиеся помимо преподавательской деятельности административной работой (заведующий кафедрой, заместитель декана, член экспертного совета и пр.). В большинстве своем это люди старшего поколения (1930-1950-х гг. рождения), за исключением двух авторов (конец 1960-х гг.). Сферой интересов авторов и составителей является социальная и политическая история России конца XIX-XX в.

Алгоритм описания событий Великой Отечественной войны во всех учебниках и учебных пособиях одинаковый: причины войны, степень готовности к военным действиям сторон, основные этапы и сражения, персоналии, итоги и последствия. Однако самыми спорными вопросами, как и в исторических исследованиях, являются причины войны, степень готовности к войне стран-участниц, итоги и последствия войны. Во всех учебниках авторы упоминают о внешней политике СССР накануне Второй мировой и Великой Отечественной войн. Один из спорных моментов, о котором пишут подавляющее большинство авторов, -заключение договора о ненападении между Германией и СССР и секретных протоколов. Практически все составители учебной литературы указывают на то, что это была вынужденная мера со стороны советского руководства, вызванная нежеланием заключать союзнические договоры Францией и Англией. Советское правительство надеялось, что «пакт Молотова - Риббентропа» позволит отложить начало военных действий с Германией и даст возможность к ним подготовиться.

Особый интерес представляет то, как авторы оценивают секретный протокол к договору от 23 августа 1939 г., а также договоры сентября 1939 г. Ряд авторов воспринимают их как вынужденный шаг в условиях невозможности подписания договора с Англией и Францией. Другая группа авторов дает критическую оценку протоколам, называя их «переоценкой собственных возможностей» СССР5, «нарушением суверенитета ряда государств Восточной Европы»6.

В учебнике Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова дается разная оценка договорам и протоколам августа и сентября 1939 г. Договор от 23 августа, как пишут авторы, «можно объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами», а именно, СССР удалось оттянуть время начала военных действий и отодвинуть свои границы от важных центров страны.

регулярно переиздавался с дополнениями и переработками в 1998, 2003, 2005, 2015 гг.); История России: учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др. / под ред. М.Н. Зуева, А.А Чернобаева. М., 2000. (Выходил дополнительными тиражами в 2001, 2003 гг.); История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003; История России: в 2 ч. Ч. 2. ХХ - начало XXI века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.] / под ред. Л.И. Семенниковой. 7-е изд., испр. и доп. М., 2020; История России: учебник для вузов / С.Л. Фирсов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020; История России: в 2 ч. Ч. 2. XX - начало XXI века: учебник для вузов / А.В. Сидоров [и др.] / под ред. А.В. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020; История России XX - начала XXI в.: в 2 т. Т. 1. 1900-1941: учебник для вузов / Д.О. Чураков, А.И. Вдовин, Э.М. Щагин и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020; История России XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 2. 1941-2016: учебник для вузов / Д.О. Чураков, А.С. Барсенков, А.И. Вдовин / под ред. Д.О. Чуракова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020; История России. XX - начало XXI века: учебник для вузов / Д.О. Чураков [и др.] / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020; История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова. М., 2012 (Регулярно переиздавался с 2006 по 2020 г.); История России с древнейших времен до конца XX в.: учебник для вузов: в 3-х т. Т. 3 / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко/ отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2001.

5 История России: в 2 ч. Ч. 2. ХХ - начало XXI века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.] / под ред. Л.И. Семенниковой. 7-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 206.

6 История России: учебник / А.С. Орлов, В. А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 389.

Принятие дополнительных протоколов в сентябре 1939 г. авторами характеризуется как серьезная политическая ошибка, которую можно было избежать7.

В учебнике под авторством доктора исторических наук из МПГУ Д.О. Чуракова и профессоров МГУ А.И. Вдовина и А.С. Барсенкова упоминается, что наличие секретных протоколов не подтверждено оригиналами документов и последующими событиями. В частности, пересечение границы Польши 17 сентября 1939 г. войсками Красной Армии позиционируется в учебном материале как остановка агрессии Германии против украинского и белорусского народов, которые встречали советские войска исключительно как освободи-телей8. Они же пишут, что прибалтийские страны были малоинтересны для СССР («Прибалтика была бедным, неразвитым экономическим захолустьем»), и ценного в них было только стратегическое положение9. В других учебниках авторы, в своей оценке присоединения Прибалтики и конфликта СССР с Финляндией, высказывали противоположную точку зрения: указывалось на давление на Латвию, Литву и Эстонию, а также стремление СССР отодвинуть свои западные границы в военных целях.

«Катынское дело» упоминается только в одном учебнике под редакцией А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина. Его авторы пытаются объяснить действия советского правительства памятью о советско-польской войне, в ходе которой «белополяки» ожесточенно уничтожали пленных красноармейцев. Авторы обозначают «дело» как «ответное преступление сталинского режима», который только усилил противоречия с западным соседом10.

Отмечу, что в большинстве учебников встречается своеобразное оправдание действиям советского правительства накануне войны, выраженное в 1) идее возвращения территорий, которые принадлежали России до 1917-1920 гг.11; 2) утрате силы договоров СССР и Германии после нападения последней на советское государство12.

Готовность СССР к предстоящей войне с Германией (в т.ч. психологическая готовность советского руководства) - еще один дискуссионный вопрос, который можно выделить, анализируя вузовские учебники по истории. При этом видна следующая тенденция. В учебниках начала 2000-х гг. авторы пишут о неготовности к войне советского государства, неожиданности такого развития событий для советского руководства в целом и для И.В. Сталина в частности. В учебных пособиях, вышедших позднее, авторы акцентируют внимание на ожидании военного конфликта в СССР в будущем, планомерной к нему подготовке, в т.ч. указывается официальная доктрина СССР: вести войну «малой кровью на территории противника»13. Однако И.В. Сталин оказался не готов к войне, которая наступила намного раньше, чем ее предвидели. В чем соглашаются все авторы, так это в том, что СССР не успел до конца подготовиться к военным действиям с Германией, указывается на неожиданность самого нападения, и как следствие уничтожение существенных военных ресурсов, что привело к неудачам на первом этапе войны.

Историки часто касаются причин поражения Красной армии в первые месяцы войны. Их, как правило, связывают с серьезными ошибками советского руководства: репрессиями

7 История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003. С. 318-319.

8 История России XX-XXI в.: в 2 т. Т. 1 (1900-1941) / Д.О. Чураков, А.И. Вдовин, Э.М. Щагин и др. М., 2020. С. 294.

9 Там же.

10 История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003. С. 18.

11 См. например: История России с древнейших времен до конца XX в.: в 3 кн. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко / отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2001. [Электронный ресурс] URL: https : //www . gumer. info /bibliotek Buks/History/Bohan 3/30 .php (дата обращения: 10.04.2020); История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003 С. 319.

12 См. например: История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003. С. 17; История России с древнейших времен до конца XX в.: в 3 кн. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко / отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2001. [Электронный ресурс] URL: https://www. gumer. info/bibliotek Buks/ History/Bohan 3/30 .php (дата обращения: 10.04.2020).

13 История России: в 2 ч. Ч. 2. XX - начало XXI века: учебник для вузов / А.В. Сидоров [и др.] / под ред. А.В. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. [Электронный ресурс] URL: https : //urait . ru/viewer/istoriya- rossii-v-2-ch-chast-2-xx-nachalo-xxi-veka -451679#page/94 (дата обращения: 01.04.2020).

конца 1930-х гг. против командного состава, ослабившими армию; просчетом в определении времени возможного нападения Германии14. А.И. Вдовин и А.С. Барсенков добавляют также недостаточно продуманную национальную политику правительства, выраженную в негативном отношении к «дореволюционной отечественной истории, к роли русского народа в межнациональных отношениях»15.

На страницах учебников также обсуждаются цена победы и последствия войны. Потери СССР практически во всех текстах указаны одинаковые: около 27 млн погибших, материальный ущерб составил 30 % национальных богатств страны. Вопрос, кто же является победителем в войне, в учебниках 2010-х гг. не вызывает споров - это советский народ, проявивший героизм и мужество на фронте и в тылу16, или Вооруженные Силы СССР, «спасшие мир, цивилизацию», оказавшие «помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей»17. Отмечу, что в учебнике 2003 г. Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова воспроизводится советская риторика: война «доказала превосходство социалистического строя над капиталистическим во всех областях», а «организатором и вдохновителем победы советского народа явилась Коммунистическая партия, рядовые коммунисты - политические бойцы боевого фронта и трудового тыла»18. В нескольких учебниках авторы отмечают вклад в победу русской православной церкви19, однако деятельность представителей других религий в учебниках не была упомянута.

Авторы поднимают проблему фальсификации истории войны. Ш.М. Мунчаев и В.М. Устинов пишут о тенденции в работах западных исследователей, которая сводится к уменьшению роли СССР в победе над Германией и преувеличению значения помощи союзников в военных действиях 1941-1945 гг. Поражение Германии европейские историки объясняют ошибками Гитлера, влиянием плохих дорог, суровым климатом и огромной территорией СССР20.

В дальнейшем вопрос о фальсификации истории Великой Отечественной войны будет подниматься в нескольких учебниках 2015-2020 гг.21 В отдельных изданиях этого периода война 1941-1945 гг. характеризуется как центральное событие всей российской истории XX в., а победа оценивается для современной России как консолидирующий фактор, способный «объединить всю нацию, расколотую многочисленными антагонизмами»22. Акцентируется внимание на распространении «черных мифов», связанных с обвинениями

14 История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003 С. 325; История России. XX -начало XXI века: учебник для вузов / Д.О. Чураков [и др.] / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. С. 143; История России в 2 ч. Часть 2. XX - начало XXI века: учебник для вузов / А.В. Сидоров [и др.] / под ред. А.В. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 88.

15 История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003. С. 38.

16 См., например: История России: в 2 ч. Ч. 2. XX-XXI в.: учебник для вузов / Л.И. Семенникова. М., 2020. С. 219, История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003. С. 95; История России: в 2 ч. Ч. 2. XX - начало XXI века: учебник для вузов / А.В. Сидоров [и др.] / под ред. А.В. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 93.

17 История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003. С. 351; История России: учебник для вузов / С.Л. Фирсов. М., 2020. С. 269; История России: учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др. / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2000. С. 376.

18 История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 1998. С. 351.

19 История России. 1938-2002: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. М., 2003. С. 46-47; История России: в 2 ч. Ч. 2. ХХ - начало XXI века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.] / под ред. Л.И. Семенниковой. 7-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 217-218; История России: учебник для вузов / С.Л. Фирсов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 377.

20 История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 2003. С. 352.

21 История России XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 2. 1941-2016: учебник для вузов / Д.О. Чураков, А.С. Барсенков, А.И. Вдовин / под ред. Д.О. Чуракова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020; История России. XX -начало XXI века: учебник для вузов / Д.О. Чураков [и др.] / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020.

22 История России XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 2. 1941-2016: учебник для вузов / Д.О. Чураков, А.С. Барсенков, А.И. Вдовин / под ред. Д.О. Чуракова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. С. 11.

СССР в развязывании войны, а также отмечается угроза для «национальной исторической памяти» «народа-победителя»23.

Для вузовских учебников характерен больший идеологический плюрализм репрезентаций Великой Отечественной войны, по сравнению с школьными учебниками. Однако за последние несколько лет в отдельных учебниках для высшей школы усиливается тенденция к трансляции образа войны как центрального события XX в., способного «объединить всю нацию» и постоянно требующего защиты от фальсификации и развенчивания «черных мифов», что вписывается в современный официальный дискурс.

Литература

Клокова Г.В. Российские учебники истории о Великой Отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 1. С. 38-43.

Кузнечевский В.Д. Без государственного взгляда на историю России (Вторая мировая и Великая Отечественная войны в школьных учебниках истории) // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: мат-лы междунар. конф. / под ред. Т.С. Гузенковой, В.Н. Филяновой. М., 2010. С. 310-325.

Ожиганова А.А. Освещение Второй мировой и Великой Отечественной войн в современных российских учебниках // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: мат-лы междунар. конф. / под ред. Т.С. Гузенковой, В.Н. Филяновой. М., 2010. С. 287-300.

Потапова Н.Д. «Дом Романовых», монархическая идея и модели власти на страницах школьных учебников // Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/11580 (дата обращения: 11.04.2020).

Трут В.П. Актуальные проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн в вузовских учебниках истории: состояние и перспективы // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: мат-лы междунар. конф. / под ред. Т.С. Гузенковой, В.Н. Филяновой. М., 2010. С. 301-309.

ЧураковД.О. Учебник истории и «войны памяти» на постсоветском пространстве // Преподаватель XXI в. 2013. № 3. С. 21-27.

Чураков Д.О. Великая Отечественная война на страницах современных учебников истории (на материалах начального периода борьбы с фашистской агрессией) // Преподаватель XXI в. 2015. № 1. С. 34-46.

References

Churakov, D.O. (2013). Uchebnik istorii i "voyny pamyati" na postsovetskom prostranstve [History textbooks and "wars of memory" in the post-Soviet space]. In Prepodavatel XXI v. No. 3, pp. 21-27.

Churakov, D.O. (2015). Velikaya Otechestvennaya voyna na stranicah sovremennyh uchebnikov istorii (na materialah nachalnogo perioda borby s fashistskoy agressiey) [Great Patriotic War on the pages of modern history textbooks (on the materials of the initial period of the struggle against fascist aggression)]. In Prepodavatel XXI v. No. 1, pp. 34-46.

Klokova, G.V. (2001). Rossiyskie uchebniki istorii o Velikoy Otechestvennoy voyne [Russian history textbooks about the Great Patriotic War]. In Prepodavaniye istorii v shkole, No. 1, 2001, pp. 38-43.

Kuznachevsky, V.D. (2010). Bez gosudarstvennogo vzglyada na istoriyu Rossii (Vtoraya mirovaya i Velikaya Otechestvennaya voyny v shkolnyh uchebnikah istorii) [Without a state view of the history of Russia (World War II and World War II in school history books)]. In Vtoraya

23 История России. XX - начало XXI века: учебник для вузов / Д.О. Чураков [и др.] / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. С. 8.

Mirovaya i Velikaya Otechestvennaya voiny v uchebnikakh istorii stran SNG i ES: problemy, podkhody, interpretatsii: materialy mezhdunarodnoy konferentsii. Moscow, pp. 310-325.

Ozhiganova, A.A. (2010). Osveshchenie Vtoroy mirovoy i Velikoy Otechestvennoy voyn v sovremennyh rossiyskih uchebnikah [The coverage of World War II and the Great Patriotic War in modern Russian textbooks]. In Vtoraya Mirovaya i Velikaya Otechestvennaya voiny v uchebnikakh istorii stran SNG i ES: problemy, podkhody, interpretatsii: materialy mezhdunarodnoy konferentsii. Moscow, pp. 287-300.

Potapova, N.D. (2014). "Dom Romanovykh", monarkhicheskaya ideya i modeli vlasti na stran-itsakh shkolnykh uchebnikov ["House of Romanov", the monarchical idea and the power models on the pages of the school books]. Available at: URL: http://gefter.ru/archive/11580 (date of access: 11.04.2020).

Trut, V.P. (2010). Aktualnye problemy Vtoroy mirovoy i Velikoy Otechestvennoy voyn v vuzovskih uchebnikah istorii: sostoyanie i perspektivy [Actual problems of the World War II and the Great Patriotic War in high school history textbooks: the state and the prospects]. In "Vtoraya Mirovaya i Velikaya Otechestvennaya voiny v uchebnikakh istorii stran SNG i ES: problemy, podkhody, interpretatsii: materialy mezhdunarodnoy konferentsii. Moscow, pp. 301-309.

Статья поступила в редакцию 19.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.