Научная статья на тему 'История отечественной автомобильной промышленности 1896 - 1985 годов: неопубликованные источники'

История отечественной автомобильной промышленности 1896 - 1985 годов: неопубликованные источники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Источниковедение / source study / история отечественной автомобильной промышленности / history of Russian automobile industry / car history / история автомобиля / история автомобильных заводов / automobile plants history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокофьева Елена Юрьевна

Анализируются и систематизируются научные источники по истории отечественной автоиндустрии. С учетом федеральной и региональной стратификации выделяются их тематические группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a systematization and analysis of historical sources on Russian automobile industry history.The author classifies historical sources on the focused topic according to the federal and regional stratification.

Текст научной работы на тему «История отечественной автомобильной промышленности 1896 - 1985 годов: неопубликованные источники»

УДК 629.33

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1896 - 1985 ГОДОВ: НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

© 2010 г. Е.Ю. Прокофьева

Гуманитарный институт Humanities Institute of

Тольяттинского государственного университета, Toliatti State University,

ул. Белорусская, 16в, г. Тольятти, 445667, Belorusskaya St., 16b, Toliatti, 445667,

pro@tltsu.ru pro@tltsu.ru

Анализируются и систематизируются научные источники по истории отечественной автоиндустрии. С учетом федеральной и региональной стратификации выделяются их тематические группы.

Ключевые слова: источниковедение, история отечественной автомобильной промышленности, история автомобиля, история автомобильных заводов.

The article presents a systematization and analysis of historical sources on Russian automobile industry history.The author classifies historical sources on the focused topic according to the federal and regional stratification.

Keywords: source study, history of Russian automobile industry, car history, automobile plants history.

История отечественной автомобильной промышленности - малоизученное в современной науке тематическое направление. Есть ряд работ, связанных с историей автомобиля и отдельных предприятий отрасли, которые в своем большинстве носят научно-публицистический характер. Есть небольшие по объему, фрагментарные по тематике, существенно ограниченные региональными и хронологическими рамками исследования, отражающие тот или иной аспект отраслевого развития. При этом чрезвычайно малочисленны изыскания, выделяющие автомобильную индустрию в качестве объекта научного исследования, т.е. освещающие процесс формирования и развития отрасли, структуру управления ею, динамику внутри- и межотраслевых взаимоотношений, научно-технический фундамент индустрии и т.д. Тем больший интерес вызывает комплекс источников, позволяющий реконструировать историю отечественного автопрома.

Основу источниковой базы, безусловно, составляют документы центральных архивов. Управленческая отраслевая документация аккумулирована в Государственном архиве РФ (ГА РФ) и Российском государственном архиве экономики (РГАЭ).

Фонд Р-5446 ГА РФ (фондообразователь - Совет министров) включает в себя постановления СНК и Совмина СССР за период 1918 - 1953 гг., докладные записки, справки, сводки, заключения Госплана СССР, ВСНХ СССР, наркоматов (министерств) СССР и других учреждений о мерах по развитию промышленности в целом и автомобильной в частности, а также письма и справки (февраль - апрель 1938 г.) Комитета по делам строительства при СНК СССР о борьбе с излишествами при проектировании строительства автомобильных заводов (опись 61), график перевозки металла и строительных материалов для Горьковского автомобильного завода за март - апрель 1942 г. (опись 88), отчеты о результатах государст-

венных испытаний легковых и грузовых автомобилей Московского завода малолитражных автомобилей, Горьковского, Минского и Ярославского автомобильных заводов за 1951 г. (опись 81). Фонд очень объемен - 238 025 единиц хранения. Информация об автомобильной отрасли наряду со сведениями по другим отраслям промышленности разбросана внутри отдельных документов, нуждается в скрупулезной выборке, обобщении и анализе.

Планирование деятельности автопрома представлено в фонде 4372 РГАЭ. Крайние границы фондо-образователя - Государственного планового комитета СССР (Госплан СССР) Совета Министров СССР -составляют 1919 - 1978 гг. Заметим, что отраслевое планирование по интересующему нас «автомобильному» направлению представлено периодом 1946 -1978 гг. в фонде 4372 (опись 46-47) РГАЭ. Его можно углубить за счет сведений по планированию в РСФСР в 1957, 1958, 1962 - 1965 гг., представленных в фонде А-262 того же архива, или материалов отдельных управлений и комитетов Госплана, отвечающих в разные периоды за разные направления (к примеру, детальная информация по автоматизации производства в автомобильной промышленности в

1959 - 1962 гг. представлена в фонде 9492, оп. 1, т. 1, оп. 1а (фондообразователь - Государственный комитет по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР).

Это комплексная информация. С одной стороны, она позволяет с той или иной степенью успешности проанализировать динамику развития автопрома в разные периоды. С другой - определить его положение и состояние в сравнении с другими отраслями отечественной экономики. Не меньший интерес представляет фонд Р-8300, фондообразователем которого является Министерство государственно контроля СССР (19401957). На Министерство (ранее народный комиссариат) возлагался контроль за исполнением решений Правительства, учетом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей. Описи 15, 49 представляют документы проверяемых учреждений автомобильной промышленности.

Сведения непосредственно об автомобильной индустрии легче всего почерпнуть в фондах РГАЭ, образованных на основе учреждений, напрямую руководивших предприятиями автопрома. Нам удалось установить номера 9 фондов, аккумулирующих управленческую документацию отрасли (табл. 1).

Таблица 1

Перечень фондов РГАЭ о деятельности учреждений по руководству предприятиями автомобильной промышленности

Крайние даты фонда Номер фонда Объем (ед.хр.) Фондообразователь

1917 - 1928 2097 9431 Учреждения по руководству военной промышленностью ВСНХ СССР, 1918 - 1930

1918 - 1930 2352 806 Учреждения по руководству автомобильными заводами,1918 - 1929

1920 - 1939 4086 8989 Учреждения по руководству металлической и металлургической промышленностью ВСНХ СССР и Наркомтяжпрома СССР, 1921 - 1939

1931 - 1957 8115 25166 Наркоматы и министерства среднего автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, 1939 - 1957

1937 - 1939 7295 1820 Народный комиссариат машиностроения СССР (Наркоммаш СССР), 1937 - 1939

1937 - 1956 8573 1676 Главное управление автомобильной промышленности (Глававтопром) Минавтопрома СССР, 1937 - 1940, 1942 - 1955

1950 - 1954 8494 967 Министерство машиностроения СССР (Минмаш СССР), 1953 - 1954

1959 - 1963 7 2986 Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР, 1959 - 1962

1965 - 1986 398 4038 Министерство автомобильной промышленности СССР (Минавтопром СССР), 1965 - 1988

Как видим, эти фонды объемны, информационно насыщены. В некоторых случаях крайние даты дел фонда и даты функционирования учреждения-фондообра-зователя имеют расхождение, но, за исключением ф. 2097 и ф. 398, в пользу исследователя: границы фонда на 1-2 года шире хронологических рамок учреждения. Вероятно, при характеристике деятельности отрасли именно эта группа документов может рассматриваться в качестве базовой для исследователя, так как именно она вбирает в себя и плановую, и отчетную, и нормативную, и кадровую документацию.

Управление отечественной автомобильной промышленностью наряду с другими отраслями было строго централизовано за счет включения в единую управленческую структуру, кроме автомобильных заводов, предприятий по производству комплектующих и оборудования, проектных и строительных организаций, «автомобильных» НИИ, контор по сбыту и т.д. В связи с этим выделяется группа источников, отражающих процесс руководства предприятиями и организациями, обеспечивающими деятельность автомобильных заводов (табл. 2).

Таблица 2

Перечень фондов РГАЭ о деятельности учреждений по руководству предприятиями, обеспечивающими функционирование автомобильной промышленности

Крайние даты фонда Номер фонда Объем (ед.хр.) Фондообразователь

1929 - 1933 7620 1229 Государственное всесоюзное объединение автотракторной промышленности (ВАТО) Главного управления машиностроения и металлообработки НКТП СССР, 1929 - 1932

1937 - 1957 8476 1758 Главные управления по производству запасных частей к автомобилям и тракторам, 1937 - 1957

1937 - 1957 8572 1849 Главное управление по производству автомобильных приборов и оборудования (Глававтоприбор) Минавтопрома СССР, 1939 - 1957

1939 - 1944 8116 75 Главное управление по производству прицепов к автомобилям и тракторам (Глав-автоприцеп) Наркомсредмаша СССР, 1939 - 1942

1946 - 1948 8570 130 Главное управление специализированных заводов автомобильных деталей, агрегатов и запчастей (Глававтоагрегат) Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, 1946 - 1948

1940 - 1957 8574 839 Главное управление материально-технического снабжения министерств автомобильной промышленности, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, 1939 - 1957

1929 - 1958 7711 1567 Учреждения по руководству сбытом продукции автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, 1932 - 1936, 1938 - 1957

1943, 1945 - 1957 8575 585 Главные управления капитального строительства министерств автомобильной промышленности, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, 1944 - 1957

1939 - 1955 8843 885 Главные строительные управления министерств автомобильной и тракторной промышленности, машиностроения, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, 1947 - 1955

Обозначенный комплекс источников объемен и неоднороден. Он отражает специфику организации социалистической экономики. Подведомственные, если опустить смену названий, Минавтопрому предприятия замыкали на себе буквально все: от производства комплекующих до сбыта и непосредственного строительства объектов - автомобильных заводов. Подобная «гиперцентрализация» сохранялась и в отношение научно-исследовательского направления.

К ведению министерства автомобильной промышленности относилась группа НИИ, обеспечивающих развитие отрасли. Эта группа документов (фонды Р-351, Р-197, Р-379, Р-443, Р-215, Р-670, Р-305, Р-472, Р-139, Р-767) сосредоточена преимущественно в филиале Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) в г. Самаре. Специфика обозначенной группы заключается в том, что она содержит минимальное количество управленческой и максимальное количество конструкторской и

научно-технической документации. С точки зрения исторических и историко-экономических исследований отрасли может быть использована при формировании статистических сведений о видах и особенностях продукции автопрома. Но, безусловно, является базовой при проведении историко-технических изысканий. Заметим, что отчетная документация НИИ аккумулировалась не только в Минавтопроме, но и в Госэкономсо-вете Совета министров. Так 1957 - 1962 гг., по свидетельству материалов фонда 9475 РГАНТД (филиал в г. Самара), в структуре Госэкономсовета действовало Главное управление научно-исследовательских организаций, которому подчинялись НАМИ, НИИ по технологии автомобильной промышленности, проектированию заводов автомобильной промышленности.

Министерству автомобильной промышленности подчинялись также институты по проектированию автомобильных заводов: 1) Государственный институт по проектированию заводов автомобильной промышленно-

сти «Гипроавтопром» Госкомитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР, г. Москва, 1939; 2) Горьковское отделение Государственного ордена «Знак Почета» института по проектированию заводов автомобильной промышленности «Гипроавтопром» Министерства автомобильной промышленности СССР, г. Горький, 1973; 3) Ульяновское отделение Государственного ордена «Знак Почета» института по проектированию заводов автомобильной промышленности «Гипроавтопром» Министерства автомобильной промышленности СССР, г. Ульяновск, 1971; 4) Челябинское отделение Государственного института по проектированию заводов автомобильной промышленности «Гипроавтопром» Министерства автомобильной промышленности СССР, г. Челябинск, 1971; 5) Государственный институт по проектированию заводов автомобильных двигателей и приборов (Гипро-

Перечень фондов РГАНТД (филиал в г.

двигатель) Министерства автомобильной промышленности СССР и его предшественник, г. Ярославль, 1959; 6) Государственный институт по проектированию заводов подшипниковой промышленности (Гипроподшип-ник) Министерства автомобильной промышленности СССР и его предшественник, г. Куйбышев, 1964. Этот массив исторических документов также хранится в самарском филиале РГАНТД (фонды Р-79, Р-724, Р-752, Р-738, Р-293, Р-778).

Историко-техническое направление автомобильной индустрии может быть заполнено последней группой документов самарского филиала РГАНТД: документацией, отражающей создание определенных моделей отечественных автомобилей. Если представленные выше источники характеризуют деятельность конкретных НИИ, то эта группа представляет работу над конкретными моделями (табл. 3) .

Таблица 3

1мара) по проектированию автомобилей

Крайние даты фонда Номер фонда Объем (ед.хр.) Фондообразователь Примечание

1928 - 1971 Р-183 1250 Проекты легковых, грузовых, специальных автомобилей, разработанные Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ) Документы по проектированию легковых автомобилей: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, разработанные по чертежам и моделям фирмы «Форд»; ГАЗ-М-1 - первого отечественного лимузина; ГАЗ-12 - первого в мире безрамного автомобиля; ГАЗ-67Б - армейского автомобиля с бронированным кузовом; легкового автомобиля «Волга». Документы по проектированию грузового автомобиля ГАЗ-62 повышенной проходимости; танков: Т-60, Т-70, Т-80; аэросаней, гусеничных машин, плавающих автомобилей

1954 - 1965 Р-592 10 е Проекты грузовых автомобилей, разработанные Уральским автомобильным заводом «УралАз» Документы по проектированию грузового автомобиля «Урал 355М»

Кроме ГА РФ, РГАЭ, РГАНТД (филиал в г. Самара), сведения об автопроме хранятся в непосредственно в самом Российском государственном архиве научно-технической документации в Москве. Однако в отличие от массовости источников упомянутых выше архивов они более предметны - фонд 40 образован на базе материалов автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Не меньший интерес представляют фонды региональных архивов, сформированные на основании делопроизводственной документации автомобильных заводов (табл. 4).

Традиционно они включают в себя организационные, распорядительные и информационно-справочные документы, характеризующие деятельность предприятия в рамках определенного исторического периода. Типичной особенностью этой группы источников является наличие документов не только местного, но отраслевого характера. Приказы министра автомобильной промышленности, протоколы совещаний у министра автомобильной промышленности и его заместителей, протоколы заседаний коллегий Минавтопрома, справки о результатах отраслевых смотров-конкурсов и итогах

соревнований и другие подобного рода документы позволяют получить представление как о состоянии отдельного предприятия, так и отрасли в целом.

Завершая анализ комплекса архивных документов по истории автомобильной промышленности, можно выделить несколько отличительных особенностей. Прежде всего это объем источникового корпуса: более 40 фондов различной наполняемости - от 10 до 8000 единиц хранения. География размещения источников локализована в столице и городах Поволжского региона. Основной массив информации хранится в Москве (РГАЭ) и Самаре (РГАНТД, филиал в г. Самара). Значительный интерес представляют источники архивов субъектов РФ с развитым автопромом: Нижегородской, Ульяновской областей, Республики Татарстан и Удмуртии. Репрезентативность источниковой базы варьируется в зависимости от хронологического периода. В целом многоуровневая система отчетности советского периода, отложившаяся в архивах, позволяет со значительной степенью достоверности говорить о развитии автопрома в 1896 - 1985 гг. Сложность вызывают периоды Первой мировой и Гражданской войн, а также этап совнархозов. Степень сохранности источни-

Таблица 4

Перечень фондов отечественных автомобильных заводов

№ Предприятие Архив Фонд Примечание

1 Брянский автомобильный завод Государственный архив Брянской области Р-1583

2 Волжский автомобильный завод Государственный архив Самарской области 1632

Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти Р-352

Самарский областной государственный архив социально-политической истории 1632 1966 - 1988 гг., 16587 д.

3 Горьковский автомобильный завод Центральный архив Нижегородской области P-2435 6612 ед. хр. 1931 - 1991 гг. 11 оп.

4 Ижевский автомобильный завод Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики 155 20431 ед.хр., 1923 - 1991 гг., оп.1 - 36

4561 256 ед.хр., 1971 - 1991 гг., оп.1

4894

1293

5 Камский автомобильный завод Национальный архив Республики Татарстан Р-768 ед.хр. 3709 , 1969 - 1983 гг.

6 Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева Центральный муниципальный архив г. Москвы Р-415

7 Павловский автобусный завод им. Жданова Центральный архив Нижегородской области P-6130 1136 ед. хр. 1933 - 1981 гг. 2 оп

8 Серпуховской автомобильный завод Центральный государственный архив Московской области

9 Ульяновский автомобильный завод Государственный архив Ульяновской области 3132, 1107

10 Уральский автомобильный завод Объединенный государственный архив Челябинской области П-373 4597 ед. хр. 1942 - 1991 гг.

П-3256 96 ед. хр. 1977 - 1986 гг.

П-1640 33191 ед. хр. 1934 - 2005 гг.

11 Ярославский автомобильный завод Государственный архив Ярославской области

ков велика. Информация представлена на бумажных носителях в печатных (преимущественно) и рукописных (реже) вариантах.

Указанные архивные документы сравнительно недавно начали обрабатываться и вводиться в научный оборот, расширяя диапазон представлений о научно-

Поступила в редакцию

технических достижениях и экономических проблемах отечественной автомобильной индустрии. Дальнейшее развитие этого направления отечественной историографии будет способствовать обновлению понимания экономической и социокультурной роли автопрома в истории России и СССР ХХ столетия.

4 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.