Научная статья на тему 'История отечественного искусства: таинственный "водоём" в одноимённой картине борисова-мусатова'

История отечественного искусства: таинственный "водоём" в одноимённой картине борисова-мусатова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИНСТВО / ИНВАЛИД С ДЕТСТВА / INVALIDFROM CHILDHOOD / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ART SCHOOL / ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ / FIRST LOVE / ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК / LONELY MAN / ПОВОРОТ СУДЬБЫ / TWIST OFFATE / КАРТИНА СВАДЕБНЫЙ ПОДАРОК / THE PAINTING IS A WEDDING GIFT / SACRAMENT / THE PAINTING IS A WEDDING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хворостов А.С.

Виктор Борисов-Мусатов относится к художникам, чьё творчество приходится на период перелома девятнадцатого и двадцатого веков. Полотно «Водоём» самое значительное произведение мастера. В его таинственной тишине скрыт какой-то судьбоносный смысл, разгадать который пытается автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DOMESTIC ART: THE MYSTERIOUS "BODY OF WATER" IN THE SAME THE PICTURE BY BORISOV-MUSATOV

Victor Borisov-Musatov refers to artists whose work falls within the period of a fracture of the nineteenth and twentieth centuries. The painting «Pond» is the most significant work of the master. In its mysterious silence some crucial sense is concealed, which the author is trying to unravel.

Текст научной работы на тему «История отечественного искусства: таинственный "водоём" в одноимённой картине борисова-мусатова»

УДК 7.036 ХВОРОСТОВ А.С.

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: askhvorostov40@mail.ru

UDC 7.036

KHVOROSTOV A.S.

Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, Professor, Department of Design and Decorative and Applied Arts, Orel State University E-mail: askhvorostov40@mail.ru

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА: ТАИНСТВЕННЫЙ «ВОДОЁМ» В ОДНОИМЁННОЙ КАРТИНЕ БОРИСОВА-МУСАТОВА

THE HISTORY OF DOMESTIC ART: THE MYSTERIOUS «BODY OF WATER» IN THE SAME THE PICTURE BY BORISOV-MUSATOV

Виктор Борисов-Мусатов относится к художникам, чьё творчество приходится на период перелома девятнадцатого и двадцатого веков. Полотно «Водоём» - самое значительное произведение мастера. В его таинственной тишине скрыт какой-то судьбоносный смысл, разгадать который пытается автор статьи.

Ключевые слова: Таинство, инвалид с детства, художественное училище, первая любовь, одинокий человек, поворот судьбы, картина - свадебный подарок.

Victor Borisov-Musatov refers to artists whose work falls within the period of a fracture of the nineteenth and twentieth centuries. The painting «Pond» is the most significant work of the master. In its mysterious silence some crucial sense is concealed, which the author is trying to unravel.

Keywords: sacrament, invalidfrom childhood, art school, first love, lonely man, twist offate, the painting is a wedding

gift.

Картина В. Борисова-Мусатова «Водоём» всегда привлекала и продолжает привлекать внимание зрителей. В ней заключено некое таинство. И под действием этой загадки зрители невольно замирают перед

Написанная в 1902 году картина стала этапным полотном не только в творческом пути самого художника, но и во всём русском изобразительном искусстве начала XX века.

Это полотно всегда влекло не только зрителей, но и коллег-художников, и искусствоведов. О нём написа-

но немало восторженных слов. И, казалось бы, зачем вновь повторять известные истины. Ведь об этой картине и, вообще, о жизни и творчестве художника написано предостаточно.

Но вот у автора статьи неожиданно родился иной взгляд на это произведение. В полотне, которому исполнилось сто пятнадцать лет, изображение которого разобрано, что называется, по косточкам, автор статьи, вдруг увидел не один, а два водоёма.

Событие неожиданное и достаточно ошеломляющее.

Я не буду повторять то, что давно известно об этом художнике, а приглашу вас прямо к картине. Кстати, её оригинал вы найдёте в Москве, в Третьяковской галерее, на первом этаже. А здесь, к сожалению, ограничимся чёрно-белым оттиском.

Работать над картиной художник начал в счастливый для него период - летом 1902 года.

Почему счастливый?

Да потому что женщина, которую художник любил много лет, согласилась, наконец, стать его женой.

Художнику - тридцать два года. Он - милый, обаятельный и контактный человек. Но он некрасив. Мало того - невысок ростом и отмечен признаком инвалидности с детства. Действительно, когда ему было три года, он неудачно упал и повредил позвоночник. А вы знаете, что потом происходит. Тоже случилось и с этим милым человеком. Да. У него проявился горб. И всю последующую, недолгую жизнь он вёл борьбу с этим недугом,

© Хворостов А.С. © Khvorostov A.S.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (77), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 77. 2017

который наложил отпечаток не только на его здоровье и на творчество, но и на личную жизнь.

Войдя в возраст, художник понял, что беда у него не только с внешним видом, но и с продолжением рода. Девушка, которую он полюбил, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, (Елена Владимировна Александрова была студенткой этого же училища) отвечала ему взаимностью, но замуж за него не шла. Он обижался, злился, в отместку предлагал руку и сердце другим претенденткам, но и они -дружить дружили, но замуж не спешили.

Годы шли. Физиология требовала своего. В творчестве художника постепенно исчезают мужские фигуры. Героинями его произведений становятся неземные женские изображения в полный рост в старинных длинных светлых платьях, скрывающих вожделённые тайны.

И, чем дальше, тем больше.

Но, вот, наконец, ему повезло. «Она» (Е.В. Александрова) приехала к нему в усадьбу, в Саратовскую губернию, и на очередное предложение руки и сердца, ответила согласием!

Художник воспрял духом.

Но от согласия стать женой (лето 1902 года) до свадьбы (в следующем году) - срок немалый. А ждать нет сил.

И художник находит для себя спасение. Он начинает писать самое крупное своё полотно и намеревается преподнести его молодой супруге в качестве свадебного подарка.

Радость художника была такой, что для него, как будто, весь мир перевернулся. И этот, опрокинувшейся, радостный мир он запечатлел в зеркальном фоне задуманной им картины. Он пишет размашисто, свободно, насыщая всё светом и воздухом, наполняя полотно надеждой и жаждой жизни. Изображение отличается приподнятым, освежающим тоном. Колорит картины выдержан в светлых, как бы прозрачных сочетаниях.

Художник не хотел в своей картине блеска масляных красок и обратился к матовой темпере. Матовое состояние полотна отвечало той задумчивости и мечтательности, которой наполнено содержание его произведения...

На переднем плане застыли две женские фигурки -в центре картины младшая сестра (как кокон ещё не раскрывшейся бабочки) и, справа, невеста художника. Они изображены на фоне красивейшей водной поверхности с перевёрнутым изображением.

Это то, что видим мы, зрители. Художник же спрятал в картине ещё один, невидимый нам «водоём». И тот является желанным и освежающим только для самого автора картины.

Но сегодня мы его тоже увидим.

Счастливый жених работает над картиной так, чтобы полностью выматываться, чтобы ни на что другое не оставалось сил, и ни о чём не думалось.

И до поры до времени это ему удаётся.

До тех пор пока он не принялся писать передний план.

Вот тут и начались для него настоящие взрослые муки.

Помните у современника художника, поэта Есенина: «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»? Так вот, жениху-художнику нетерпелось поскорее «опрокинуться» в столь желанную женскую стихию. И он изобразил на переднем плане «её» юбку, овальную по очертаниям и, необычайно широко раскинувшуюся по берегу. Такую широкую, почти, как фон в картине, написанный с реального пруда в усадьбе Зубрилино под Саратовом.

Эта синяя юбка и была для него желанным и бездонным «водоёмом»!

И писать её хладнокровно он не мог!

Если говорить опять словами Есенина, то художник писал этот фрагмент картины «половой исходя истомою».

Вы только посмотрите: на абсолютно спокойном, даже каком-то застывшем изображении всего полотна, бурные волны только на синем пятне переднего плана.

Тишина во всём. В природе. В опрокинутом небе. В отражённых кронах деревьев. В женских фигурах. В их одежде. Во всём, кроме раскинутой ткани на ближнем берегу.

Это буйствует страсть художника!

На фотографии, которая легла в основу сюжета, нет и намёка на такое решение переднего плана будущей картины. Идея раскинуть овал из синей ткани родилась у художника в ходе работы над образом невесты. В картине, которую он планировал подарить своей будущей супруге, художник пытался показать, насколько она для него желанна.

И название полотна становится понятным. Оно было подсказано состоянием, в котором находился измученный страстью и желанием художник, мечтающий «опрокинуться» в глубину волнующих складок.

Таким образом название полотна дано художником не из-за красивого, с опрокинутым изображением водного зеркала, а из-за синего беспокоящего пятна, написанного им на переднем плане.

Столь неожиданный взгляд на содержание давно известного произведения возник у автора в результате многолетнего общения с этим полотном при каждом посещении Третьяковской галереи. После того, как стало известно о физической травме художника, наложившей отпечаток и на личную жизнь, и на его творчество. И после того, как автор попытался понять психологию зрелого мужчины, так упорно отвергаемого представительницами прекрасного пола.

Это, конечно, только моё мнение. Вы, естественно, можете с ним не соглашаться.

Кстати, специально представительницам прекрасного пола сообщу, что свадьба благополучно состоялась, как и намечалось, в 1903 году. А в следующем, 1904 году у Виктора и Елены родилась красивая, здоровая дочка.

У картины с загадочным названием «Водоём» - своя счастливая судьба - она была приобретена Третьяковской галереей, и вот уже более ста лет на радость зрителям находится в её экспозиционных залах.

Библиографический список

1. Шилов К. Борисов-Мусатов. М.: Молодая гвардия, 2000. 416 с.: ил. (Жизнь замечательных людей, вып. № 781).

2. В.Э. Борисов-Мусатов и «Саратовская школа» : Материалы седьмых Боголюб. чтений, посвящ. 130-летию со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова, Саратов, 11-14 апр. 2000 г. / [Редкол.: Н.В. Гаврилова и др.]. Саратов : Сарат. гос. худож. музей им. А.Н. Радищева, 2001. 235 с.

3. Киселёв. М. Виктор Борисов-Мусатов. М.: Белый город, 2001. 48 с.: цв. ил. (Мастера живописи).

4. Илюхина Е., Шуманова И. Пророк и мечтатель, М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов // PC CD -Rom. Государственная Третьяковская галерея. М., 2005.

5. ЛейтесИ.А. Виктор Борисов-Мусатов. 1870 1905. М.: Арт-Родник, 2007. 95 с.

References

1. Shilov K. Borisov-Musatov. Moscow: Young guard, 2000. 416 p.: II. (The lives of remarkable people, vol. No. 781).

2. V. E. Borisov-Musatov and "Saratov school". Materials of the seventh Bogolyubov readings dedicated to the 130th anniversary of birthday of V. E. Borisov-Musatov. Saratov, 2001. 235 p.

3. KiselevM. Victor Borisov-Musatov. Moscow: White city, 2001. 48 p.: Col. Il. (Masters of painting).

4. Ilyukhin E., Sumanova I. The prophet and the dreamer, M. A. Vrubel and V. E. Borisov-Musatov // PC CD -Rom. The State Tretyakov Gallery. Moscow, 2005.

5. Leites I. A. Victor Borisov-Musatov. 1870 - 1905. M: Art-Rodnik, 2007. 95 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.