Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАННОЙ МОЛОДЕЖИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ В ДЕРЕВНЮ КНР'

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАННОЙ МОЛОДЕЖИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ В ДЕРЕВНЮ КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Образование / молодежь / деревня / занятость / сельская местность / революция / образованная молодёжь / education / youth / village / employment / countryside / revolution / educated youth

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лю Чжифэн, Ce Чyньxэ, Янь Цзин

Статься посвящена проведению анализа истории образованной молодежи, направляемой в деревню КНР. После создания Китайской Народной Республики в целях решения проблем занятости, в городах начиная с 1950-х годов молодежь из городских районов переезжала в сельскую местность, особенно из отдаленных городов, для создания фермерских хозяйств,это незабываемая история для Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THIS ARTICLE THE HISTORY OF EDUCATED YOUTH SENT TO THE VILLAGE OF CHINA

The article devoted to application of analyze history of educated youth sent to the village of china, after the People's Republic of China was established, in order to resolve employment problems in the cities, starting in the 1950s youth from urban areas were organized to move to the rural countryside, especially in remote towns to establish farms. As early as 1953, the People's Daily published the editorial "Organize school graduates to participate in agricultural production labor". In 1955, Mao Zedong asserted that "the countryside is a vast expanse of heaven and earth where we can flourish", which would become the slogan for the Down to the Countryside Movement

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАННОЙ МОЛОДЕЖИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ В ДЕРЕВНЮ КНР»

УДК 930

Лю Чжифэн лектор Хэйхэского института

Cе Чуньхэ

профессор Хэйхэского института

г. Хэй хэ, КНР. Янь Цзин

ассистент профессора Хэйхэского

института г. Хэй хэ, КНР. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАННОЙ МОЛОДЕЖИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ В ДЕРЕВНЮ КНР Аннотация: Статься посвящена проведению анализа истории образованной молодежи, направляемой в деревню КНР. После создания Китайской Народной Республики в целях решения проблем занятости, в городах начиная с 1950-х годов молодежь из городских районов переезжала в сельскую местность, особенно из отдаленных городов, для создания фермерских хозяйств, это незабываемая история для Китая.

Ключевые слова: Образование, молодежь, деревня, занятость, сельская местность, революция, образованная молодёжь.

Liu zhifeng lecturer Heihe University, Xie chunhe professor, Heihe University,

Yan jing assistant professor , Heihe University, Heihe ,China.

THIS ARTICLE THE HISTORY OF EDUCATED YOUTH SENT TO THE VILLAGE OF CHINA

Abstract:The article devoted to application of analyze history of educated youth sent to the village of china, after the People's Republic of China was established, in order to resolve employment problems in the cities, starting in the 1950s youth from urban areas were organized to move to the rural countryside, especially in remote towns to establish farms. As early as 1953, the People's Daily published the editorial "Organize school graduates to participate in agricultural production labor". In 1955, Mao Zedong asserted that "the countryside is a vast expanse of heaven and earth where we can flourish", which would become the slogan for the Down to the Countryside Movement

Keywords: education, youth, village, employment, countryside, revolution, educated youth.

После создания Китайской Народной Республики в целях решения проблем занятости, в городах начиная с 1950-х годов молодежь из городских районов переезжала в сельскую местность, особенно из отдаленных городов, для создания фермерских хозяйств. В то время население КНР делилось по социальному происхождению:

бедняками и середняками считались те крестьяне, которые до земельной реформы 1950-х гг., владели небольшими наделами, с которых едва могли прокормиться, и те, у кого земли не было вообще. Ещё задолго до начала отправки молодежи в деревню, в 1955 году, Мао высказывался по данному поводу: «Сельская местность - это огромный мир, где можно многое сделать» (маоизм, кстати, в отличие от марксизма как раз и считает крестьянство ведущей революционной силой). Это заявление председателя КНР в дальнейшем и стало девизом образованной молодежи, «уходящей в горы и отправляющейся в деревню». Кто такая образованая молодежь, чжи ши цин нянь, сокр. чжи цин? Многие считают, что это студенты вузов, на самом деле это не совсем так. Студенты вузов, всё-таки, в массе своей устраивались на работу в городах и прочей местности, а вот школьников средних и старших классов занять было нечем. Производство стояло, зарплаты выплачивали по инерции, можно сказать, страна находилась в состояние хаоса. Некоторая часть тех, кто постарше, ушла в армию, остальные оставались бродить по городам. ВУЗы были закрыты, податься многим было некуда. С началом Культурной революции, огромное количество политически активной молодежи, пассионариев, по гумилевскому определению, начало представлять серьезную угрозу для политической стабильности в городах и стране, нужно было распылить, слить их политическую и физическую, в прямом смысле этого слова, активность ибо без дела молодежь рвалась всех порвать и всё разметать. Тогда-то с подачи Мао и была запущена общенациональная широкомасштабная кампания, нацеленная на мягкое (чисто по-китайски) усмирение молодежной интеллектуальной деятельности. Ученые, говоря о том времени, отмечали, что это было время «высокого эмоционального подъёма».

В 1955 году Мао Цзэдун утверждал, что «сельская местность - это огромное пространство неба и земли, где мы можем процветать», что станет лозунгом движения «Вперед в сельскую местность» [3, с. 66].

Начиная с 1955 года Коммунистическая Молодежная Лига организовывала фермерство и приобщала молодежь обрабатывать землю. С 1962 года было предложено, чтобы движение «Вперед в сельскую местность» было организовано на национальном уровне, а в 1964 году Центральный

Комитет Коммунистической партии Китая создал надзорную группу. В 1966 году под влиянием культурной революции вступительные экзамены в университеты были приостановлены, и до 1968 года многие студенты не могли поступить в университет или устроиться на работу [2, с. 198].

Кроме того, руководство Коммунистической партии направило молодежь в сельскую местность, чтобы помочь разрядить студенческий фанатизм, начатый студенческим Красногвардейским движением с 1966 по 1968 год. 22 декабря 1968 года Председатель Мао поручил «Народной ежедневной газете» опубликовать статью под названием «У нас тоже две руки, давайте не будем бездельничать в городе», в которой Мао цитировал: «интеллектуальная молодежь должна ехать в страну и получать образование, живя в сельской бедности». В 1969 году, многие молодые люди стали трудится на селе [1, с. 49], старшеклассники были организованы и направлены в сельскую местность на национальном уровне.

В период с 1962 по 1979 год не менее 16 миллионов молодых людей были перемещены (по другим данным, как минимум 18 миллионов). Хотя многие из них были направлены в отдаленные провинции, такие как Внутренняя Монголия, обычными

направлениями для отправленной молодежи были сельские округа в соседних районах. Многие красные гвардейцы из Шанхая путешествовали не дальше близлежащих островов Чунмин и Хэнша в устье реки Янцзы.

В 1971 году стали появляться многочисленные проблемы с движением, в то время как Коммунистическая партия выделяла рабочие места молодежи, возвращавшейся из страны. Большинство этих реорганизованных молодых людей воспользовались личными отношениями (Гуаньси), чтобы покинуть сельскую местность. Те, кто участвовал в перевороте «Проект 571», осудили все движение как замаскированный исправительный труд (laogai). В 1976 году даже Мао осознал всю серьезность рустикального движения и решил пересмотреть этот вопрос. Но в то же время, более миллиона молодых людей по-прежнему ежегодно подвергались растерзанию.

После смерти Мао в 1976 году многие из молодых людей остались в сельской местности. Некоторые из них поженились в своих деревнях. В 1977 году вступительные экзамены в университеты были возобновлены, вдохновив большинство молодых людей из сельской местности на попытку вернуться в города. Зимой 1978 года в Юньнани молодежь прибегла к забастовкам и петициям, с тем, чтобы умолять правительство выслушать их бедственное

положение, что усилило насущный характер этого вопроса для партийных властей.

Так, 8 марта 1980 года, Ху Яобан, генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии, предложил прекратить Рустом. 1 октября того же года партия, по сути, приняла решение прекратить движение и позволить молодежи вернуться в свои семьи в городах. Кроме того, в соответствии с возрастными и брачными ограничениями, один ребенок в семье рустифицированной молодежи может сопровождать своих родителей в родные города.

Современные китайские источники стремятся

идеализировать то время, пребывание образованной молодежи в деревне окутано ореолом романтичности.

Пафосные и подчас низкохудожественные фильмы о том времени часто можно увидеть на китайских экранах: красивые наивные девушки и симпатичные благородные парни в чистых зеленых военных брюках и френчах прогуливаются по полям и говорят приторные глупости о любви. Что интересно - подобная продукция пользуется спросом.

Мои разговоры с теми, кому сейчас за 60, не дают ясного ответа на то, что это было: плохо или хорошо. Кто-то говорит - зря потерянное время, принёсшее немыслимые страдания и общий регресс. Кто-то говорит, что жизнь и работа в деревне имела смысл. Многие известные китайцы современности, от популярного юмориста Цзянь Куня, до председателя КНР Си Цзиньпина и его окружения - все прошли деревенскую школу. Есть мнение, что появление в деревнях городских школьников, умеющих читать и писать, имело и огромное культурное значение - впервые в китайской истории культура города вошла в контакт с деревенской культурой, крестьяне и горожане лучше узнали друг друга и имели возможность перенять друг у друга лучшие качества. Может это и так, судить не берусь. Но всё-таки думается мне, что огромный потенциал китайской молодежи мог бы быть направлен в другое русло, не обладай стареющий Мао и его окружение неограниченной властью.

Использованные источники:

1. Бернштейн, Томас П. От гор и до деревень: переезд молодежи из города в сельский Китай. - Коннектикут: Издательство Йельского университета. 1977.

2. Рене, Хелена К. Отставленное поколение Китая: государственное управление и наследие программы Мао. - Вашингтон: Округ Колумбия: издательство Джорджтаунского университета. 2013.

3. Йонихонд Пан. Закаленные в революционной печи: молодежь Китая в движении за рустикацию. - Ланхам, МД: Лексингтон Букс. 2003.

УДК 330.101

Майборода И.А. студент

Научный руководитель: Гешко О. А. зам.декана, ст.преподаватель кафедры ЭММ, Омский государственный педагогический университет

Россия, г. Омск

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей развития организационно-управленческой мысли. Автор рассматривает основные этапы периодизации развития управления. Выделены различные подходы к рассмотрению этапов развития управления. Сделан вывод о современном периоде.

Ключевые слова: управление, организация, управленческая мысль, управленческие революции.

Mayboroda Ivan Aleksandrovich

student

Supervisor: Geshko Olesya, Deputy Dean, senior lecturer, Department of EMM, Omsk state pedagogical University, Russia, Omsk DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT

THOUGHT

Annotation: The article is devoted to the study of the features of the development of organizational and managerial thought. The author considers the main stages ofperiodization of management development. Different approaches to the stages of management development are highlighted. The conclusion about the modern period is made.

Keywords: management, organization, managerial thought, managerial revolutions.

Анализ научной литературы позволяет определить минимум четыре возможные точки в истории человечества, когда могло возникнуть управления: становления человеческого общества; отделения ремесла от земледелия (между XII и VIII в. до н. э.), возникновение ремесленных мастерских, ориентированных на производство продукции для наружной реализации; изобретение шумерами письменности (около 5000 гг. до н. э.); формирования государства.

Управление существует с момента появления первых организаций, во главе которых в древних странах мира стояли руководители типа царей, королей и т.д. До 1800 г. управление в основном осуществлялось единственным человеком и слой управленцев низшего уровня был незначительным. Профессии "управленец" не существовало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.