Научная статья на тему 'История образования эскадры воздушных кораблей'

История образования эскадры воздушных кораблей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.И. СИКОРСКИЙ / М.В. ШИДЛОВСКИЙ / БОМБАРДИРОВЩИК / BOMBER / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ / STRATEGIC AVIATION / I.I. SIKORSKI / M.V. SHYDLOUSKI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагин Владимир Владимирович

Создание в России первого в мире тяжелого многомоторного бомбардировщика конструкции И.И. Сикорского закономерно привело к образованию после начала Первой мировой войны боевого соединения Эскадры Воздушных Кораблей прообраза современной Дальней Авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY EDUCATION SQUADRON AIRSHIPS

The creation in Russia the world’s first heavy bomber design multiengine I.I. Sikorsky naturally led to the formation after the First World War fighting compound Squadron airships a prototype of the modern long-range aviation.

Текст научной работы на тему «История образования эскадры воздушных кораблей»

УДК 94(100) «1914/1918» ББК 63.3(2)524

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭСКАДРЫ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ

Гагин Владимир Владимирович,

кандидат исторических наук, председатель Воронежского Русского Военно-исторического общества (г. Воронеж)

Аннотация. Создание в России первого в мире тяжелого многомоторного бомбардировщика конструкции И.И. Сикорского закономерно привело к образованию после начала Первой мировой войны боевого соединения - Эскадры Воздушных Кораблей - прообраза современной Дальней Авиации.

Ключевые слова: И.И. Сикорский, М.В. Шидловский, бомбардировщик, стратегическая авиация.

HISTORY EDUCATION SQUADRON AIRSHIPS

Gagin V.V., Ph.D.,

chairman of Voronezh Russian Military Historical Society (Voronezh)

Abstract. The creation in Russia the world's first heavy bomber design multiengine I.I. Sikorsky naturally led to the formation after the First World War fighting compound - Squadron airships - a prototype of the modern long-range aviation.

Key words: I.I. Sikorski, M.V. Shydlouski, bomber, strategic aviation.

После ряда весьма серьезных достижений первого построенного аппарата типа «Илья Муромец» (заводской № 107) последовало утверждение Военным Советом представления ГВТУ о заказе, и Главное Военно-Техническое Управление заключило 12 мая (здесь и далее - по старому стилю) 1914 г. контракт с Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ) на поставку 10 самолетов этого типа. Военные обязательно должны были обратить внимание на изобретение Игоря Ивановича Сикорского. Новый аэроплан как нельзя лучше подходил для решения задач стратегического назначения: дальняя разведка и аэрофотографирование, нанесение бомбовых ударов, борьба с воздушным противником и т.д. [1].

В первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 февраля 1915 г. Это был корабль типа «Илья Муромец» - аппарат «Киевский» с заводским номером 150. Сильная облачность по-

мешала выполнить задание, и он вернулся через 1 час 51 минуту. Этот не совсем выдающийся вылет был началом последующего, более успешного, боевого применения «Муромцев».

За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями.

Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей: 2.11.1915 г. был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился, а 13.04.1916 г. под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал. В апреле 1916 г. семь немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения четыре «Муромца». Но самой распространённой причиной

I- 37

потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи. Из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.

Самолет «ИМ-Б Киевский» совершил около 30 боевых вылетов и позже использовался как учебный.

Итак, 12 февраля 1915 г. в свой первый боевой полет поднялся один из славной плеяды тяжелых воздушных судов. Что касается самого первого «Ильи Муромца» № 107, то «...это был крупнейший в мире гидросамолет вплоть до 1917 г.» [2].

Командиром поплавкового «Ильи Муромца» назначили морского летчика лейтенанта Г.И. Лаврова, впоследствии одного из известных летчиков Эскадры. К сожалению, судьба этого огромного гидросамолета оказалась короткой и бесславной: в первый день войны 19 июля 1914 г. экипаж сжег его в Либаве. Дело в том, что на горизонте появились наши корабли, принятые летчиками по ошибке за вражеские, а улететь аппарат не мог - не было горючего. Заметьте, как обычно, в ЧП присутствует и путаница «свой-чужой» и топливо нашлось лишь для того, чтобы уничтожить свой корабль [3].

Вне контракта ГВТУ-РБВЗ в мае 1914 г. был построен «Илья Муромец» нового типа Б №128. Этот аэроплан совершил знаменитый перелет Петербург - Киев - Петербург, после чего ему присвоили почетное наименование «Киевский». Это имя впоследствии носил целый ряд «Муромцев» разных серий [4].

Дальние перелеты «Муромцев» отчетливо указывали на эффективность их как разведчиков. Причем в России еще в 1910 г. впервые в мире была произведена аэрофотосъемка летчиками Севастопольской военно-авиационной школы. За рубежом аналогичные работы были выполнены лишь год спустя во Франции [5,6].

Вождение тяжелых воздушных кораблей сильно отличалось от управления многочисленными тогда типами легких аэропланов. Сикорский был одним из немногих, кто мог пилотировать четырехмоторный гигант, и ему самому приходилось готовить «летунов» (как тогда говорили) на новые машины. На Комендантском аэродроме в Петербурге совершал учебные вывозные полеты «Киевский». 16 августа машину передали в Авиационный отдел Офицерской Высшей Школы (ОВШ) в Гатчине, где он и применялся в качестве учебного до самого списания в конце 1914 г. Этот «Киевский» так никогда и не был на фронте.

Ранее, в июле 1914 г., Военное ведомство распределило 10 заказанных, но еще не построенных аппаратов типа «Илья Муромец» следующим образом: два - в Авиационный отдел ОВШ (г. Гатчина), еще два - в состав 10-го корпусного авиаотряда 4-й

авиароты в г. Лида, три - в состав 14-го корпусного авиаотряда 2-й авиароты (г. Варшава), и еще два

- в состав 3-го авиаотряда 3-й авиароты (г. Киев). Потом места базирования этих самолетов много раз менялись.

По значимости один бомбардировщик «Илья Муромец» приравнивался к полевому отряду и придавался штабам фронтов и армий. 5 августа 1914 г. Главное Управление Генерального Штаба (ГУГШ) поручило начальнику ОВШ полковнику С.А. Улья-нину формирование первых четырех команд для «Муромцев» (в сентябре началось формирование еще трех команд) [7].

Полковник Ульянин был одним из первых русских летчиков, окончил школу Луи Блерио, мастерски летал сам, учил других, был талантливым изобретателем и конструктором. Будучи еще командиром воздухоплавательного отделения Варшавской крепости, он спроектировал самолет собственной конструкции [8].

Утвержденный штат №7 «команды для аэроплана типа «Илья Муромец» предусматривал 8 офицеров, 1 военного чиновника и 40 нижних чинов. На аппарат предполагалось следующее вооружение: пушка конструкции Гочкиса калибра 37 мм, два пулемета «Максим», два ружья-пулемета Мадсена и два пистолета «Маузер». На 1-й корабль командиром назначили штабс-капитана Е.В. Руднева, на 11-й - поручика А.В. Панкратьева, на Ш-й

- штабс-капитана В.М. Бродовича, на 1У-й - поручика С.К. Модраха (он летал на «Муромце» только во время учебы в Гатчине), на У-й - поручика Г.В. Алехновича, на У1-й - штабс-капитана Б.М. Фирсо-ва и на УП-й - капитана Г.Г. Горшкова [9].

Учитывая то обстоятельство, что на фронте остро не хватало авиаотрядов, строящиеся корабли «ИМ» предполагалось отправлять на фронт по мере их готовности. Причем, одной из главных задач четырехмоторных «Муромцев», считалось тогда, будет дальняя разведка [10].

Постройка этих кораблей шла не гладко: с июля по сентябрь 1914 г. на РБВЗ изготовили пять аппаратов типа Б № 135, № 138 и № 143, получивших соответственно номера с I по У. Очень долго готовились к испытательным полетам: делались многочисленные доработки, связанные с установкой вооружения, недостающих приборов, мелких частей и т.д., что совсем неудивительно - техника была новая и очень по тем временам, сложная [11]. Поэтому готовые «Муромцы, 1-й и П-й, отправили в армию только в августе и в сентябре.

Эксплуатация новых машин была объективно весьма трудным делом. Злоключения этих первых двух машин начались сразу же с началом переле-

та их к месту назначения. Утром 31 августа «Илья Муромец» 1-й, приписанный армии Северо-Западного фронта, ведомый Е.В. Рудневым, направился в Белосток. Аэроплану надлежало следовать на большой высоте вдоль линии железных дорог с остановкой лишь в Двинске. Но все получилось иначе. Из-за сильного встречного ветра в 12 м/с, преодолев всего 177 верст, машина возле станции Плюсса совершила вынужденную посадку и получила при этом небольшие повреждения. Рудневым была отправлена об этом происшествии телеграмма, и к месту аварии немедленно выехали полковник С.А. Ульянин и механик РБВЗ В.С. Панасюк. Лишь после устранения всех повреждений, 11 сентября «Илья Муромец» 1-й вылетел со станции Плюсса и благополучно приземлился в Двинске. Таким образом, в Белосток Руднев долетел лишь через 23 дня с момента отправки, хотя его чисто полетное время составило всего 14 часов.

Прославленного русского летчика Е.В. Руднева часто пытаются представить «злым гением» бомбардировщиков Сикорского. По прошествии ста лет это положение не кажется обоснованным. Ничуть не меньший, чем представитель РБВЗ Ши-дловский и вся его «команда», патриот Е.В. Руднев, когда в начале октября 1914 г. «Муромец» 1-й совершил несколько пробных полетов, и опять выявились различные неполадки, написал докладную записку «О непригодности аппаратов типа «Илья Муромец» для военных целей». В ней он, в частности, указывал на неспособность «Муромца» при полной нагрузке до 90 пудов, четырех членах экипажа и запасе топлива на 5 часов полета держаться в воздухе при работе лишь трех моторов; очень низкую скороподъемность (с полной нагрузкой аэроплан поднимался на 2000 м около 2 часов!); малую скорость - до 100 км/ч; неудачное расположение бензиновых баков (над моторами), что могло при пулевой пробоине вызвать пожар. 28 октября поступило уведомление Штаба Верховного Главнокомандующего в ГВТУ «...о приостановлении снабжения аэропланами типа «Илья Муромец» впредь до устранения недостатков этих аппаратов».

Сам Руднев, не выполнивший на своем «Муромце» ни одного боевого задания, по прилете 25 ноября из Белостока во Львов подал рапорт о переводе его в легкую авиацию (впоследствии он стал известным летчиком-истребителем). Поведением Руднева были недовольны и Шидловский, и Си-корский, и все их соратники - воздушные корабли «ИМ» были новым словом науки и техники, сулящим огромные перспективы.

Основания так себя вести у Е.В. Руднева, конечно, были. Огромные дорогостоящие воздуш-

ные корабли, получалось, были чуть ли не «одноразовыми»: «Илья Муромец» 11-й, пилотируемый поручиком А.В. Панкратьевым, вылетел на фронт 24 сентября 1914 г. По дороге в армию 1 октября возле станции Режица «аэроплан незнакомой конструкции» был обстрелян солдатами охраны железной дороги Двинского военного округа, вследствие чего «Муромец» 11-й вынужден был произвести посадку, повлекшую за собой значительную поломку аппарата. Аэроплан разобрали и отправили по ж/д в Брест-Литовск, а неисправный мотор «Сальмсон» - на ремонт в РБВЗ. В результате решения многих технических и организационных проблем эта «несчастная» машина добралась до Брест-Литовска лишь в конце ноября, но штаб Северо-Западного фронта (зная реакцию высшего начальства на записку Руднева) от нее отказался. Собран и готов к полетам аэроплан был в начале декабря 1914 г. (вскоре он перелетел в Яблонну, в формировавшуюся там Эскадру Воздушных кораблей).

Аварии и неудачи «Муромцев», уведомление командования, а также последовавшее вслед за этим приостановление нового контракта от 2 октября 1914 г. на постройку 32 самолетов «Илья Муромец» поставили завод в очень трудное положение. И.И. Сикорский крайне переживал такое недоверие к своим машинам и всячески пытался их реабилитировать. Кроме того, М.В. Шидловский, председатель правления акционерного общества РБВЗ, написал докладную записку военному министру Сухомлинову и просил, чтобы ему на деле дали возможность доказать пригодность «Муромцев» для военных целей. В записке Шидловский указывал на неправильную организацию использования этих машин на фронте и предлагал сформировать из разрозненных отрядов «Муромцев» боевое соединение по типу эскадры морских боевых кораблей. Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич и сам царь также ознакомились с докладом и одобрили этот проект. В начале декабря 1914 г. был издан приказ, по которому русская авиация делилась на тяжелую и легкую. Формировалось Управление Эскадрой Воздушных Кораблей (УЭВК), подчиненное Верховному Главнокомандующему. М.В. Шидловскому присвоили звание генерал-майора, что соответствовало его чину действительного статского советника, и назначили начальником УЭВК. В УЭВК по штату полагалось иметь на вооружении 10 боевых и 2 учебных корабля. Основу Эскадры составили прибывшие в Яблонну (под Варшавой) отряды «Муромцев» 11-й, Ш-й, 1У-й, У-й, У1-й и УП-й. По случаю формирования эскадры прибыл в Яблонну и И.И. Сикорский, который зимой 1914-1915 гг. опять активно прини-

39

мал личное участие в тренировке экипажей, испытании собранных аппаратов и установке на них вооружения. Это было просто необходимо - проблем с путевкой в жизнь его детищу было предостаточно. Недаром его друг, Георг-Витольд Янковский, который был вторым пилотом у Сикорского еще в 1913 г., во время первого полета самолета «Гранд», а затем участвовал в первом в мире «слепом» (по приборам) полете «Русского Витязя», в 1916 г. честно доложил специальной комиссии об объективных трудностях управления «Муромцами», чем дал повод царю перечеркнуть идею дальнейшего выпуска уникальных воздушных кораблей [11].

В сентябре 1914 г., при формировании трех дополнительных команд, под экипаж УИ-го корабля «Киевский» (командир - капитан Г.Г. Горшков) предполагался аппарат «Киевский» № 128, находившийся в гатчинской школе. Но школа просила оставить аэроплан у себя для подготовки летчиков. Тогда экипажу Горшкова выделили новый аэроплан, который также получил название «Киевский» по имени команды. Кстати, моторы «Аргус» на новый «Киевский» взяли с гатчинского № 128. Помощником командира УИ-го корабля был назначен поручик И.С. Башко (впоследствии - командир «Киевского» и один из лучших и удачливых летчиков Эскадры). В дальнейшем все корабли, которые получал этот экипаж, именовали «Киевскими». Необходимо подчеркнуть, что И.С. Башко стал самым успешным командиром бомбардировщика «ИМ», совершившим на этом типе наибольшее количество боевых вылетов.

Наконец, начались полеты в составе УЭВК. Так как на аппаратах серии Б, оснащенных капризными двигателями «Сальмсон», совершались только тренировочные полеты, в феврале 1915 г. боевые задания был способен выполнять только один корабль - «Киевский» №150.

15 февраля 1915 г. «Киевский» совершил весьма успешный боевой полет по заданию штаба 1-й армии Северо-Западного фронта. Была задача выяснить, «есть ли переправы на реке Висла на участке до Добржина, и в случае, если таковые оказались, разрушить их». Во время этого полета продолжительностью 2 часа 39 минут, переправ не было обнаружено, но, тем не менее, было сброшено 16 пудов бомб на германские позиции. 24 и 25 февраля «Киевский» вылетал из Яблонны с целью разведки расположения противника и фотографирования позиций, а также бомбардировки. Задания были выполнены успешно. За эти три февральских полета были на деле доказаны выдающиеся качества воздушных кораблей: способность совершать глубокую разведку, проникая вглубь территории

противника; нести значительный бомбовый груз и довольно точно поражать цели; хорошее вооружение, возможность взять большую высоту.

Аварии кораблей Сикорского происходили и в УЭВК. Так, 13 февраля штабс-капитан Фирсов разбил двухмоторный корабль У1-й, а 30 апреля разбили Ш-й (заводской № 137) корабль. К маю 1915 г. корабли 1-й № 135, 11-й № 136, Ш-й № 137, У-й № 143 и У1-й № 149 были списаны вследствие своей изношенности и невозможности их применения даже для учебных полетов.

6, 8, 18 и 19 марта 1915 г. «Киевский» снова вылетал по заданию штаба 1-й армии. В одном из таких полетов, 18 марта, необходимо было проверить сведения о концентрации перед фронтом 1-й армии германских войск. Полет «Киевского» продолжался 4 часа на высоте до З500 м. Было сделано 50 аэрофотоснимков. Опасность подтвердилась.

В марте был готов новый корабль Ш-й №151 штабс-капитана Бродовича. На нем были установлены моторы «Аргус» с машины Руднева, которая была давно списана из-за изношенности планера. № 151 вместе с «Киевским» стал совершать боевые полеты с 22 марта 1915 г. Эти корабли почти целый год совершали боевые полеты и считались лучшими аэропланами в Эскадре. В апреле «Киевский» выполнил 5 заданий штаба 1-й армии. Несколько вылетов совершил и Ш-й корабль.

«5 апреля был произведен налет «Киевского» на Плоцк, где он сбросил бомбы на переправу через Вислу, разбив при этом две баржи с грузом. 6 апреля «Киевский» сбросил 17 бомб и разрушил станцию Млава. 7 апреля Ш-й и «Киевский» корабли совершили групповой налет на станцию Сольдау, сбросив при этом 53 бомбы и произведя значительные разрушения. 11 апреля эти самолеты успешно бомбили станцию Нейденбург. Вооружение каждого аппарата в этом полете состояло из одного ружья-пулемета Мадсена и одного карабина со 100 патронами, трех штук 25-ти фунтовых и девяти - пудовых бомб. После бомбежки пожары продолжались всю ночь.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 20 апреля 1915 г. Управление Эскадрой Воздушных Кораблей было переименовано в Эскадру Воздушных Кораблей (ЭВК). В мае два единственных, совершающих боевые полеты корабля - Ш-й и «Киевский» - были командированы во Львов на фронт 3-й армии и прибыли туда 14 и 11 мая соответственно. 28 мая И.С. Башко был назначен командиром «Киевского», а командиром Ш-го стал поручик Озерский (Бродович подал рапорт о переводе в легкую авиацию). 5 июня Иосиф Башко был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом за отличия в делах против непри-

ятеля, а 10 июня он получил еще орден св. Станислава 2-й степени с мечами» [12].

Необходимо отметить, корабли «Илья Муромец», несмотря на огромные объективные технические трудности и различные интриги, постоянно совершенствовались и, как представляющие реальную боевую силу, были востребованы не только на сухопутном фронте, но и для Балтийского и Черноморского флотов [13].

Примечания:

1. РГВИА, ф. 2129, оп. 1, д. 291., л.л. 1-32.

2. Александров, А.О. Воздушные суда Российского Императорского Флота. Т.2. Самолеты отечественной конструкции. СПб.: Цитадель, 1995. - 260 с.

3. Каржавин, Б. Морской летчик России // Андреевский флаг. - 1992. - № 4. - С. 5-12.

4. №тесек, V. RBVZ Sikorskij Пуа Миготес // Letectvi а ^топаийка. - 1998. - № 22. - 920 s.

Выдающимся авиаконструктор и изобретатель И. И. Сикорсчий в шлеме воздухоплавательных частей

^^_j^m

И.И. Сикорский в шлеме

5. Военный вестник. - 1911. - № 1. - С. 25-42.

6. Латинский, А.Н. Воздушная разведка. М.: Воениз-дат, 1938. - 178 с.

7. Король, В.В. Земля и небо генерала А.М. Кованько. СПб.: Политехника, 2004. - 344 с.

8. Токарев, С. Хроника трагического перелета. М.: Патриот, 1991. - 88 с.

9. Беляков, А. Первый летчик России // Невский проспект. 1993. - № 2(12). - С. 7-13.

10. РГВИА, ф. 2000, оп. 3, д. 301, лл. 8, 50, 136.

11. Sikorsky. Ilja Muromez // Flieger Revue. - 1980. -№ 12. P. 531-552; Хайрулин М. Корабли ЭВК в делах против неприятеля // Мир Авиации. 1992. - № 1. - С. 4-7.

12. Александров, А.О. Воздушные суда Российского Императорского Флота. Т.2. Самолеты отечественной конструкции. СПб.: Цитадель, 1995. - С. 112-114.

13. РГВИА, ф. 2003, оп. 11, д. 625, лл. 28-29, цит. по Цы-кин А.Д. От «Ильи Муромца» до ракетоносца. - М.: Воениздат, 1975. - С. 13.

Берегиня*777^Сова, 2Q16, № 1 (28)

г. 8. Начальник ЭВКМ.В. Шидловский демонстрирует С-16 Ыо. 154 командованию Северо-западного фронта во главе с генерало В. Рузским (архив Б. Хардести)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.