Изучая успешный опыт зарубежных стран (Аргентина, Бразилия, Италия) по переводу автомобильного транспорта на компримированный природный газ (КПГ), существ>ю мнения, что слабые темпы внедрения КИГ на автомобильном транспорте в России связаны с недостаточным количеством автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Общее количество крупных АГНКС в России не превышает 200 единиц, тогда как, например, в Аргентине существует 1300 заправочных станций, расположенных в 255 городах, а количество транспортных средств, работающих на КИГ, составляет 2 млн. единиц. Россия, располагая даже сравнительно небольшим количеством АГНКС, не полностью использует созданные производственные мощности.
2. Внедрение СНГ позволит преобразовать автозаправочные станции (АЗС) в комбинированные автогазозаправочные станции (АГЗС), что улучшит снабжение газобаллонного автотранспорта КПГ. При внедрении СНГ на автозаправочных станциях (АЗС), обеспечивающих транспорт традиционным нефтяным топливом, можно перепрофилировать их в автогазозаправочные станции (АГЗС), позволяющие производить заправку автомобильного транспорта как бензином, дизельным топливом, СУГ, так и компримированным природным газом, то есть передать им часть функции АГНКС по реализации КПГ. Такое техническое решение значительно улучшит снабжение газобаллонного автотранспорта и снизит его холостые пробеги на заправку.
СПГ в криогенном резервуаре емкостью 10м3 по своей теплотворной способности практически эквивалентен количеству бензина в сосуде емкостью более 5000л и позволяет заправить КПГ за одну заправку криогенного резервуара более 75 автомашин, работающих на баллонном газе. Для уменьшения стоимости криогенного резервуара, с учетом непродолжительного хранения СНГ, он может иметь полиуретановую теплоизоляцию. Здесь следует отметить, что установка криогенного резервуара с СНГ на АЗС не нарушает безопасность его эксплуатации, так как природный газ менее взрывоопасен, чем бензин.
3. СНГ - альтернативный и удобный по сравнению с КПГ вид транспортирования природного газа. СНГ с места его производства будет доставляться на АГЗС криогенными цистернами, и сливаться в теплоизолированные емкости. Транспортные криогенные цистерны также могут быть использованы самостоятельно для заправки транспортных средств, работающих на СНГ или же КПГ, при наличии на месте заправки газификационной системы высокого давления. Транспортные криогенные цистерны, перевозящие СИГ, имеют существенные преимущества по сравнению с передвижными автогазозаправщиками (НАГЗ).
4. Использование СПГ в железнодорожном транспорте упрощает перевод магистральных тепловозов на природный газ и снижает себестоимость перевозок. В железнодорожном транспорте магистральные и маневровые тепловозы работают на дизельном топливе, поэтому повышение цен на нефтяное топливо существенно влияет на итоги хозяйственной деятельности пользователей услугами РЖД как по товарным, так и по пассажирским перевозкам. Решение проблемы может быть найдено в переводе дизельных двигателей тепловозов на газодизельный режим с использованием природного газа.
5. Использование СНГ в сельском хозяйстве повышает рентабельность производства:
Топливо в сельском хозяйстве имеет решающее значение, так как, учитывая низкую рентабельность с/х производства, затраты на топливо в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют более 50% и любое повышение цен на топливо, может привести к убыточности производства и, как следствие, к развалу всего хозяйства.
Боровик А. Л.
ИСТОРИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: САХАЛИН - ПЕРВЫЕ
ШАГИ
Пожалуй, в мире не найдется нефтеносных районов со столь необычной, подчас драматичной историей освоения подземных богатств, как Сахалин!
Издавна аборигены Сахалина знали о необычных реках, вода в которых имела дурной запах и вкус, и об озерах, которые были настоящими ловушками для животных и людей. Но они не понимали с) ги этих явлений и не догадывались, какую пользу может принести странная маслянистая жидкость.
После образования на материке нового поселения Николаевска-на-Амуре нивхи, ороки и якуты стали приезжать гуда в зимнее время. Постепенно они приобщились к цивилизации и узнали, что такое керосин.
Сахалинская нефть была случайно открыта зимой 1878-1879 г., когда в очередной раз якут Филипп Павлов увидел выход нефти и почуял знакомый запах. Он сразу понял, что это может заинтересовать русских, а стало быть, и принести доход. Приехав в Николаевск-на-Амуре, Филипп Павлов передал бутылку "керосин-воды" местному' купцу первой гильдии Алексею Иванову, который в июне 1880 г. подал на имя военного губернатора Приморской области прошение, заявляя об открытии им нефтяного месторождения, и просил сделать отвод земель для разведки и добычи нефти.
Но прошло еще более десяти лет, прежде чем зять этого купца, отставной лейтенант флота Григорий Зотов, смог организовать небольшое акционерное общество. Он морем доставил из Петербурга оборудование и приступил к разведке нефти на севере острова. Сложные условия разведки в необжитом заброшенном районе способствовали тому, что общество распалось уже через три года. Но Зотов еще не один год продолжал бурение скважин в одиночку и потратил на это не только свои средства, но и капиталы покойного тестя, разорив свою семью. Однако хорошей нефти ему получить так и не удалось.
Между' тем о находках нефти на Сахалине уже стало широко известно не только в России. С начала девяностых годов XIX века на Северном Сахалине получили отводы от российского правительства и начали вести поисково-разведочные работы на нефть многие иностранные компании. Не остались в стороне и некоторые российские нефтепромышленники. Проявил интерес и глава нефтяной монополии России Э.Л. Нобель.
Дальневосточных промышленников представлял Ю.И. Бринер. Интересен тот факт, что именно российской компанией “Бринер, Кузнецов и Ко” была получена первая промышленная нефть на Охинском месторождении в неглубокой, всего 91 метр, скважине, когда там уже вели такие работы английские, немецкие, японские, китайские и даже мексиканские компании. Однако до промышленной добычи нефти было еще далеко. В целом ни одна из работавших там до революции фирм успехов в промышленной добыче нефти не добилась.
Активно изучать геологию Сахалина начали японские геологи с 1905 г., с момента отторжения южной части острова. Но представление о геологии острова у них было и до этого времени, т.к. все материалы, полученные в результате экспедиций Русского географического общества и Российской Академии наук, публиковались в открытой печати и были хорошо известны в Японии.
В первые же годы своих исследований на Сахалине японские геологи убедились, что остров невероятно богат горючими полезными ископаемыми. Этим и объяснялся интерес японцев к Сахалину. Но в дореволюционное время укрепиться на острове им никак не удавалось.
16 марта 1918 г. по предложению премьера Франции Ж. Клемансо военный совет стран Антанты в Лондоне принял решение о высадке японских войск на советском Дальнем Востоке.
В результате сложной международной обстановки, сложившейся в регионе в 1918-1922 гг., Северный Сахалин оказался "без присмотра", чем и решили воспользоваться японцы.
В мае 1919 г. в Японии был образован консорциум "Хокусин-Кай" ("Полярная звезда") со стартовым капиталом в 5 млн. иен, в который вошли фирмы "Кухара Майнинг" и "Мицубиси Майнинг", "Ниппон ойл", "Такада ойл" и "Окура Майнинг".
Тогда же на Сахалин прибыло до двухсот японских нефтяников. Разведочные работы развернули четыре геологические партии. Началось бурение глубоких скважин. Практически все работы по разведке сахалинской нефти оказались в руках японцев.
Японии необходим был лишь повод, чтобы "на законном основании" отторгнуть у России Северный Сахалин. Таким поводом стал "николаевский инцидент", произошедший в марте 1920 г.
В апреле 1920 года, вслед за провозглашением Дальневосточной республики в составе РСФСР, Япония оккупировала Северный Сахалин и хозяйничала там целых пять лет. Уже с 1921 г. выкачивала и вывозила оттуда тысячи тонн нефти. Лишь в конце 1925 года японские войска были наконец-то эвакуированы с Северного Сахалина.
На протяжении долгого времени Япония была ведущей страной на советском Дальнем Востоке, как по количеству договоров, так и по капиталовложениям. Из 14 концессий, которые на 1 ноября 1929 г. числились на территории Дальнего Востока, 11 принадлежали Японии. Были концессии на заготовку леса (1), на добычу' золота (2) и угля (3), на вылов рыбы (4) и одна нефтяная.
Причем последняя была самой крупной не только на Дальнем Востоке, но в Сибири. Она, просуществовав почти 18с половиной лет, принесла СССР значительную прибыль и способствовала экономическому развитию Северною Сахалина.
Таким образом, японская нефтяная концессия на Северном Сахалине является существенной частью истории Дальнего Востока первой половины XX века.
Гулькова С.Г., Симоненок В.И., Никитина А.В., Гульков А.Н.
ОЦЕНКА РЫНКА ГАЗА СТРАН АТР НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
На данный момент на рынке газа стран АТР преобладает сжиженный природный газ (СПГ). Лидирующее положение в потреблении этого газа занимает Япония (70 млрд. м3/год). Кроме Японии в этом рег ионе формируются еще два локальных рынка сжиженного природного газа - Южная Корея, где сумма заключаемых контрактов в год в среднем составляет 11 млрд. м3 сжиженного газа, и Тайвань контракты на 9 млрд. мЗ/год. При этом объем импорта СНГ Японией, Кореей и Тайванем составляет более 75% международной торговли СНГ. Преобладание АТР в мировой торговле СПГ сохранится и в дальнейшем.
Собственная добыча газа в пределах региона развита только в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и в Австралии, откуда в основном и осуществляется импорт газа в Японию, Южную Корею и на Тайвань. Китай также реализует политику существенного увеличения объемов добычи природного газа в ближайшие два десятилетия. В последнее время страны АТР про-яв„1яют большой интерес к развитию трубопроводного транспорта природного газа и к возможным поставкам его из России.
Быстрорастущий рынок газа в АТР привлекает поставщиков и из других регионов (например, из Туркмении, стран Среднего Востока), что обостряет конкуренцию среди экспортеров газа в этом регионе. По прогнозу экспертов, дефицит газа в объеме 50-80 млрд. м3 может возникнуть к 2010 г. и 120 млрд. м3 - к 2020 г. Запасы газа в Индонезии, Малайзии, странах Персидского залива позволяют увеличить производство и поставки в страны АТР СНГ в объемах не менее 30-40 млрд. м3 к 2010 г. и 50-80 млрд. м3 к 2020 г. Поэтому преимущество России на рынке АТР состоит в возможности обеспечить поставки не сжиженного, а трубопроводного природного газа.
В странах АТР сложился достаточно устойчивый рынок торговли природным газом, и для вхождения в него России необходима тщательно продуманная и обоснованная внешнеполитическая энергетическая стратегия. Реализация данного потенциала требует взвешенного государственного подхода и разработки единой экспортной политики. Такая политика должна базироваться на принципах: приоритета российских потребителей газа;
создания наиболее выгодных условий для социально-экономического развития Дальнего Востока;
достижения максимальной эффективности экспорта посредством создания единого экспортного канала и проведения единой ценовой политики, отвечающей интересам России.
Рынок природного газа в Китае
В последние годы Китай демонстрирует стабильно высокие темпы экономического роста (не менее 7% в год). В 2001 году' объем ВВП составил 1,166 млрд.долл. (шестое место в мире).
Запланированные быстрые темпы роста экономики этой страны на ближайшие 20 лет будут сопровождаться возрастающим спросом на энергоресурсы. Совокупный спрос на первичные энергоресурсы по некоторым оценкам возрастет с 1,28 млрд. гу.т. в 2000 г. до 1,88 млрд. тонн в 2010 году и 2 млрд. тонн в 2020 году. По другим оценкам энергопотребление в этой стране уже к 2010 г. превысит 2 млрд. т у .т.
Современная структура энергопотребления Китая базируется на использовании угля (64 %) и нефти (30 %), оставляя на долю гидроэнергии и газа примерно по 3%.
Действующими планами экономического развития КНР предусматривается последовательное совершенствование структуры энергетического баланса страны, прежде всего за счет сокращения