УДК 159.99+ 37.013.77
ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ АУТОПСИХОТЕРАПИИ
ВОРОБЕЙЧИК ЯКОВ НАУМОВИЧ - кандидат медицинских наук - Бурнабу (Британская Колумбия) Канада
АННОТАЦИЯ
В статье приводится краткая история народной аутопсихотерапии как предшественнице современной научной аутопсихотерапии. Народно-эмпирическая аутопсихотерапия состоит из трех направлений: народно-житейской, народно-медицинской и альтернативной. Подробно описаны методы народной аутопсихотерапии в различные периоды истории и у разных народностей.
Ключевые слова: аутопсихотерапия, музыкотерапия, история психотерапии
NATIONAL AUTO PSYCHOTHERAPY HISTORY
VOROBEYCHIK YAKOV NAUMOVICH - candidate of medical science-Burnabu, B.C. Canada
ABSTRACT
The short history of a national autopsychotherapy as to the predecessor of a modern scientific autopsychotherapy is given in article. The national and empirical autopsychotherapy consists of three directions: national and everyday, medical and alternative. Methods of a national autopsychotherapy during various periods of history and at different nationalities are in detail described.
Keywords: autopsychotherapy, muzykoterapy, psychotherapy history
Исторические корни аутопсихотерапии уходят вглубь веков, к незапамятным временам. Зародившаяся на заре человечества, она прошла большой и сложный путь - от «народно-эмпирической психотерапии», основанной на многовековом опыте успешного применения средств психотерапевтической самопомощи и антистрессового воспитания, до формирования «научно - обоснованной аутопсихотерапии», являющейся ветвью современной психотерапии.
Народно-эмпирическая аутопсихотерапия состоит из трех направлений: народно-житейской, народно-медицинской и альтернативной.
Народно-житейская аутопсихотерапия. Ее источником является передававшийся из поколения в поколение народный опыт о средствах психотерапии: по помощи себе и своим близким, антистрессовому воспитанию и умению противостоять психическим травмам. При этом арсеналы средств аутопсихотерапии разных народов нередко значительно отличаются, так как напрямую зависят от уровня культуры и медицинской помощи, мировоззрения, системы ценностей и других социально-психологических факторов. Народная психотерапия претерпевала значительные изменения в процессе истории человеческого общества, условно разделяемой на пять периодов:
1) Первобытное общество. Доисторического человека на каждом шагу подстерегали опасности, связанные с выживанием. Экстремальные условия быта побуждали к поиску лечебных средств не только при ранениях и болезнях, но и при психотравмах, вызванных тяжелыми переживаниями из-за потери близких, безысходности возникавших ситуаций. Косвенными доказательствами того, что у
первобытных людей существовали средства психотерапевтической само- и взаимопомощи могут служить результаты исследований особенностей быта людей, сохранивших образ жизни далеких предков (отдаленные от цивилизации районы Африки, Азии, Америки.)
В этих племенах весьма часто применялись приемы самовнушения, основанные на слепой вере в целительное влияние ритуальных обрядов, их магическое действие. При их исполнении изгонялись «злые духи», что приводило к самоуспокоению, а подчас и к исчезновению психоневротических проявлений. Случаи исцеления от функциональных недугов укрепляли веру людей в чудодейственную силу ритуальных обрядов. Прием «эмоциональной разрядки», основанный на исповедуемом ритуале, применялся в период возникновения в жизни племени несчастий, вызванных нарушением табу одним из соплеменников. Все члены племени исповедовались, а нарушивший табу признавался в совершении греха. Это действие приводило к разрешению стрессовой ситуации, спаду эмоционального напряжения у «виновника» и его соплеменников.
Для поднятия боевого духа перед началом сражения исполнялись обрядовые танцы, оказывающие мобилизующее воздействие благодаря достижению «телесно-эмоционального эффекта».
Социально-психологические исследования народов,
находящихся на ступени родоплеменных отношений, также показали, что у них были распространены игры, способствующие антистрессовому воспитанию. При их проведении имитировались опасные ситуации, возникавшие во время охоты или сражения.
2) Древний мир. Сведения о народной психотерапии в этот период развития человечества весьма скудные, возможно судить лишь
о ее особенностях у народов, живших в странах, где зародились очаги цивилизации.
Исходя из сохранившихся письменных документов, можно считать, что одним из ее главных источников служили: «Сказки, мифы, басни, притчи и пр., которые наряду с художественной ценностью, являлись средствами народной педагогики и народной психотерапии, ими люди пользовались, чтобы помочь себе, когда еще не было научной психотерапии»
Средиземноморье. Античные греки и римляне придавали огромное значение слову как могущественному средству воздействия на человека и его психику. Убедительным доказательством этому служит «Похвала Елене», написанная греческим философом Горгием Леонтийским (106-43 до н.э.). В ней содержатся следующие высказывания: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить».
Исцеляющая сила слова широко использовалась в народной психотерапии. Легендарный народный мудрец Эзоп, живший в VI веке до н.э., создал свыше 500 басен. Многие из них имеют и психотерапевтическую направленность - учат людей преодолевать страх, бороться с пагубными привычками, правильно оценивать свое поведение и поступки. К примеру, в басне «Человек и лиса» говорится об опасном неумении гасить гнев: «Один человек лютой ненавистью возненавидел лису за то, что она портила его посевы. И, когда поймал ее, то в гневе принял решение: казнить ее страшной казнью - привязать к ее хвосту паклю, полить маслом и поджечь. Но злой рок погнал лису
прямо на поле хозяина, и пришлось ему горько плакать, что ни единого зерна не осталось».
Народами древней Греции и Рима созданы многочисленные мифы-сказания о легендарных героях, богах и происхождении явлений природы. Среди них и мифы, побуждающие людей к повышению своих психофизических возможностей. Мифы об Антее, Геракле, Зевсе и других древних героях используют и в современной психотерапии. Так, для представления процесса «зарядки организма» жизненной энергией, психотерапевты рекомендуют пациентам представить образ Антея - древнегреческого великана, который был непобедим, пока соприкасался с матерью-землей. За более чем 800 лет до н.э. один из древнегреческих аэдов - Гомер, описывая в поэме «Илиада» вмешательство богов в жизнь людей, учил современников преодолевать трудности, сложные ситуации, правильно общаться друг с другом.
Многие латинские пословицы, появившиеся в Римской империи, не утратили своего психотерапевтического действия и в современном мире. Например, «Пока дышу, надеюсь» (Dum spiro, spero), «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano), «О вкусах не спорят» (De gustibus non disputandum), «Человеку свойственно ошибаться» (Errare humanum est), «Мудрец всегда счастлив» (Sapiens simper beatus est), «Слова волнуют, примеры увлекают» (Verba movent, exеmpla trahunt), «Здоровье - наивысшее благо» (Valetudo bonum optimum).
ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ. В древние времена успешно развивалась народная психотерапия в Китае, Индии и Тибете. До нас дошли письменные источники, свидетельствующие о широком применении аутопсихотерапии еще за 4 тысячи лет до нашей эры.
Китайская народная психотерапия преимущественно ориентировалась на применение психофизических приемов, улучшающих эмоциональное состояние и повышающих жизненный тонус. Сохранились документы, в которых рассказывается о возникновении иглотерапии и точечного самомассажа, применяемого с ауто- психотерапевтической целью.
Приблизительно в тот же исторический период зародилась методика дыхательной гимнастики - цингунляофа, вариант китайской психофизической гимнастики, основанной на имитации релаксационных движений животных.
Индо-тибетская народная психотерапия. Ее многовековая история, прежде всего, связана с учением йогов и является по своей сути системой самовоспитания духа, тела и разума. В основе ее лежат релаксационные и мобилизующие приемы, выработанные народной практикой на протяжении тысячелетий. В пользу мнения о том, что жрецы - создатели системы йогов использовали народный опыт, свидетельствуют фольклорные источники и историко-этнографические исследования особенностей индо-тибетской медицины и педагогики. Многие позы, входящие в систему хатха-йоги, были разработаны на основе наблюдений за поведением животных и птиц в моменты их отдыха, максимального расслабления мышц или мобилизации сил. Все это нашло отражение в названиях - поза льва, кобры, вороны, рыбы, кузнечика и др.
Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата» - огромное собрание легенд и эпических сказаний, сюжеты которой, главным образом, имеют фольклорное содержание. Некоторые места этого грандиозного произведения, состоящего из 18 книг, поражают своим психотерапевтическим подходом. К примеру,
«Кто себя победил, тот сам себе союзник, кто же собой не владеет, тот, враждуя, себе враждебен».
СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. Письменные сведения об особенностях аутопсихотерапии у народов, проживавших в очагах зарождения древних цивилизаций, весьма скудные.
В Библии и других священных древнееврейских книгах, аккумулирующих народную мудрость, описаны многочисленные притчи царя Соломона. В них содержится огромное количество мудрейших советов, которые не утратили актуальность и в наше время, так как они учат преодолению жизненных невзгод и психотравмирующих проблем, укреплению духа и антистрессовому воспитанию. Например, «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Пр. 15.1), «Кто ожесточает сердце, тот попадает в беду» (Пр. 28, 14), «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей его» (Пр. 14, 30), «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Пр. 10, 7) и др.
У евреев еще в глубокой древности, как и у многих других народов, было принято рассказывать о своих тяжелых душевных переживаниях священнослужителю или мудрому человеку, выполнявших функции психотерапевта, и выслушивать их рекомендации о путях преодоления психотравмирующей ситуации. Советы часто сопровождались библейскими историями и притчами, усиливавшими их значимость. В результате эмоциональной разрядки состояние улучшалось, совершенствовалось умение противостоять психо-травмирующим событиям, повышать стрессоустойчивость. Эта форма психологической помощи применяется и в наше время, особенно широко в странах Востока, являясь «эффективной рациональной и катарсической народной психотерапией» (А. Атанасов). В древнем
мире использовалась и целебная сила музыки, в Библии упоминается о том, что будущий царь Израиля Давид игрой на музыкальном инструменте снимал эпилептические припадки у страдавшего ими царя Саула.
Древнеегипетские папирусы содержат подробные данные о технике гипнотизации, применявшейся жрецами. Ведущее место в методике погружения в гипнотическое состояние занимает прием, основанный на фиксации взгляда на блестящем предмете, который используется в ряде вариантов самогипноза и в современной технике гипноза. Древний Египет является родиной ароматерапии, применяемой для улучшения эмоционального состояния. Душистые вещества, ароматические благовония часто использовались египтянами одновременно с гидротерапией или массажем с втиранием эфирных масел. Сохранились манускрипты с описанием методики физических упражнений, которые расцениваются учеными как физиологически и психологически обоснованные. Ряд этих упражнений вошел в состав психофизической гимнастики, которая применяется с аутопсихотерапевтической целью и способствует оптимизации деятельности нервной системы.
Древние ассирийцы, проживавшие в Месопотамии, широко использовали в своей лечебной практике пассы, бесконтактный массаж. Легенда гласит, что научила ассирийцев биоэнергетическим воздействиям богиня Бау, обладавшая экстрасенсорным даром.
3) Средние века. В этот период особенности развития цивилизации в разных странах наложили отпечаток и на народную психотерапию.
В арабских странах Х-Х11 века были периодом расцвета культуры, благотворно повлиявшей и на развитие народной психотерапии.
Знаменитые писатели и поэты, творившие в эту блестящую эпоху -Саади, Рази, Низами, Хафиз, Омар Хайям и другие, творчески переработали многие фольклорные произведения психотерапевтического содержания (притчи, житейские истории, сказки), придав им более увлекательную, интересную форму.
В замечательном памятнике арабского фольклора «Тысяча и одна ночь» содержится много сказок, повествующих о способах психотерапевтической помощи, применяемых в народной психотерапии. Рассказы о том, как умная Шахерезада исцеляла психически больного властелина, служили одновременно источником народного познания путей самоулучшения эмоционального состояния, психотерапевтической помощи себе и другим.
В середине XI века таджикский врач Авиценна в «Каноне врачебной науки» указывает, что основным в сохранении здоровья является уравновешивания необходимых общих факторов Он выделяет 6 составляющих компонентов пунктов, необходимых для сохранения здоровья (свет и воздух, питание и питье; движение и покой; сон и бодрствование; обмен веществ и эмоции). Авиценна обращает внимание на то, что необходимо уметь управлять своими эмоциями. Такие эмоции, как гнев, радость, печаль и страх тревожат «душу» в течение всей жизни. Через душевное равновесие достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела. Врач описывает множество наблюдений над отношением матери к своему ребенку и высказывает мнение о ее влиянии на формирование характера и здоровья. Несмотря на это, один из разделов «Канона медицинской науки» Авиценна называет «О воспитании», где рассматривает педагогическое влияние как один из факторов сохранения здоровья. Психолого-педагогические аспекты решения проблемы здорового
психического развития ребенка, по его мнению, зависят также от выделенных им двух периодов ее воспитание от момента рождения до 5 лет, когда воспитание осуществляет мать-кормилица, и от 6 до 14 лет, когда воспитание осуществляется одновременно с обучением.
Европейские страны. На особенности формирования народной психотерапии в восточно-европейских странах, прежде всего Руси, значительное влияние оказало монголо-татарское иго, тормозившее экономическое и культурное развитие народа на протяжении двух с половиной столетий. Из средств народной психотерапии более всего были распространены формы психотерапевтического самовоздействия с помощью заклинаний и заговоров - словесных форм, имеющих, по суеверным представлениям, магическую силу.
Заговоры применялись, прежде всего, с лечебной целью. Так, при зубной боли следовало произнести: «У Адамовых детей ни зубы, ни губы не болели, ни кости не мозжевали, отныне до веку веков не будут болеть. Аминь». Повторялись заклинания 3-5 раз в течение дня и сопровождались круговыми движениями у щеки, где болел зуб.
Широкое использование заговоров для гетеро-аутосуггестивного воздействия во многом определялось терпимым отношением православной церкви к народным традициям, связанным с проявлением язычества.
«Русское православие - не только благополучно соседствовало с язычеством, но и старалось до поры не замечать, как прекрасно уживались языческие поверья с верой во Христа. Погибли великие языческие мифы, но сохранились обряды и приметы, без которых немыслимо было сосуществование с природой. Сохранились даже празднества и ритуалы, удачно совместившиеся с христианством. В суровую эпоху монголо-татарского владычества родились и былины -
песни о богатырях, защитниках родины. Совершаемые ими подвиги вселяли веру о возможности победы над врагом. Особой популярностью пользовались былины о трех богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Устное народное творчество, оказывающее
психотерапевтическое воздействие, несли в народ сказители-гусляры и бандуристы, певцы-музыканты, зачастую талантливые самородки, наделенные поэтическим даром.
В Западноевропейских странах католического вероисповедания практически не использовались заговоры и заклинания в связи с нетерпимым отношением церкви к проявлениям язычества. В эпоху инквизиции (XIII - XVII в.в.) особенно суровые меры наказания применялись к лицам, подозреваемым в использовании языческих средств, колдовства.
Для предупреждения и преодоления болезней, несчастных случаев, кризисных ситуаций народы западноевропейских стран в основном пользовались молитвами, содержащимися в религиозных книгах. Однако, многие скрыто продолжали носить талисманы, зачастую с драгоценными камнями, имеющими определенное предназначение: сердолик - для отведения злых духов, удачи в делах; изумруд - для отведения черных мыслей, спасения от тоски, избавления от дурных снов и др.
Выдающийся писатель-историк Н.М.Карамзин, основываясь на результатах изучения средневековых летописей, отмечает: «...любя народные торжества, языческие славяне устраивали различные праздники...». Так в старые, дохристианские времена, согласно летописям, славяне весело праздновали Русальную неделю и Семик.
В эти весенние праздники девушки и молодые люди шли в лес, выбирали стройную, кудрявую березку «завивали» ее, то есть: обвивали ствол лентами, а ветви украшали цветами и разноцветными бусами. Потом девушки собирали в лесу цветы и плели венки. За этой работой они пели Семицкие песни, воспевая славянское божество Дидо-Ладо - покровителя любви и браков. Сплетя венки, девушки надевали их на голову себе и молодым людям, и все садились пировать под «завитую» березу. После пированья молодежь становилась в круг, окружала березку и водила хороводы до поздней ночи под пение хороводных песен, встречая весну.
В христианских странах и сейчас распространены торжества, оказывающие выраженное психотерапевтическое воздействие на их участников благодаря возможности раскрепоститься, доверительному общению, реализации творческого потенциала, непосредственному выражению чувств, эмоциональной разрядке (Рождество, Масленица, Пасха и др.). Во многих западноевропейских странах еще со времен средневековья проводятся карнавальные торжества.
Пословицы и поговорки. Н.М. Карамзин, П.И. Рыбников, М.М. Ковалевский и другие историки-фольклористы полагают, что многие народные изречения с поучительным, назидательным смыслом возникли на Руси во времена татаро-монгольского владычества. То есть, в ситуации, когда люди особенно нуждались в моральной, душевной взаимоподдержке и укреплении духа. Возможно предположить, что и у народов западноевропейских стран большое количество пословиц и поговорок сложилось в мрачный период средневековья, инквизиции и опустошающих эпидемий. Многие из них дошли до наших дней и часто применяются в виде советов, рекомендаций. Так людям, перенесшим тяжелую психическую травму и
остающимися наедине со своими переживаниями, дается совет: «Выскажешься - станет легче на душе», ибо «Разделенное горе -половина горя». Тем, кто неадекватно, пессимистически оценивает возникшую ситуацию, напоминают, что «Нет худа без добра», «После дождя - ясная погода», а лицам склонным к вспышкам ярости и раздражительности - «Кто гнев одолевает, тот силен бывает», «Пустая бочка пуще гремит» и т.д.
В период средневековья появилось и много народных изречений, пословиц и поговорок психотерапевтического содержания, направленных на самовоспитание личностных качеств, необходимых для преодоления страхов, необоснованных тревог, трудностей. К примеру: «Не так страшен черт, как его малюют», «Волков бояться - в лес не ходить», «Куй железо пока горячо» и др.
Для формирования умения предупреждать пессимистический настрой, обусловленный трудностями преодоления жизненных преград и стрессовых ситуаций, еще с детских лет давались наставления в виде пословиц: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда нет плода», «Без ученья нет уменья» и др. Следует отметить, что пословицы и поговорки, являясь отражением народной мудрости и духа народа, при сходном содержании имеют неодинаковые образные выражения у разных народов. Это связано с различными традициями и обычаями, условиями жизни и культуры.
Шуточные народные зрелища. В средневековье пользовались большой популярностью и любовью «народные психотерапевты». Знаменитый английский врач А. Синденгейн, живший в XVI веке, утверждал, что «прибытие в город паяца для здоровья людей было важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами».
В европейских странах было широко распространено творчество бродячих музыкантов-певцов, в репертуаре которых преобладали шуточные, веселые, забавные песни: скоморохи - в славянских странах, шпильманы - в Германии, барды - в Англии, Ирландии.
Комедийная фольклорная пьеса содержала комические эпизоды, народную музыку, пляски, песни.
Шуточно-народные зрелища вызывали веселое настроение, улучшали эмоциональный фон. Кроме того, прибаутки «народного смехопсихотерапевта», особенно с рифмованными поговорками, зачастую использовались для целебного воздействия на близких, проявляющих пессимистический настрой, неверие в свои возможности.
Народные сказки. В средневековый период появились и стали широко распространенными сказки о колдунах, леших, чертях, домовых, русалках и других существах языческого представления. Наряду с увлекательными волшебными и мифическими сказками были широко популярны и поучительные, вызывающие у детей желание подражать их героям, отличавшимся находчивостью, смелостью, рассудительностью, дружелюбием, силой воли и многими другими положительными личностными качествами.
4) Новое время. В XVI - XIX вв. развитие народной психотерапии имело определенные особенности.
Во-первых, европейская народная психотерапия пополнилась средствами аутопсихотерапии народов Индии, Тибета и Китая. Этнографические исследования народной медицины в Индии и Тибете, проводившиеся в основном в XVIII столетии, значительно расширили представления о возможностях саморегуляции деятельности организма при помощи приемов, составляющих основу системы йогов. Усиливали стремления овладеть тайнами индо-тибетской
аутопсихотерапии и эстрадные выступления йогов-факиров, демонстрировавших «чудеса» самоуправления функциями организма, погружения в гипнотическое, трансовое состояние.
В середине XVIII века были опубликованы первые руководства по применению йоготерапевтических упражнений. В историческом плане интересно, что приемы самогипнотизации, предложенные Д. Брэдом, основоположником научной теории гипноза, оказались аналогичны древнеиндийским приемам. В монографии «Магия, колдовство, животный магнетизм и электробиология», опубликованной в 1852 г., Брэд пишет: «Факиры и йоги вызывают у себя экстатический транс около 2400 лет с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для самогипнотизации». В XVIII веке в Европе стали известны также китайские методики иглотерапии и точечного самомассажа.
Во-вторых, значительно увеличились возможности населения знакомиться с литературой о народной психотерапии и народной педагогике. Этому способствовал ряд факторов:
- резко увеличился контингент людей, умеющих читать, вследствие совершенствования системы образования и создания широкой сети школ - церковно-приходских и светских;
- благодаря изобретению печатных машин (1810 г.), книги стали более доступными;
- сформировалась фольклористика как самостоятельная наука, в результате чего многие произведения, относящиеся к «народной психотерапии и педагогике» стали известны широкому кругу читателей;
- бесценный вклад в распространение знаний о народном творчестве, формированию любви народа к нему внесли выдающиеся писатели и поэты XVII - XVIII века.
Множество сказок Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, басни Крылова и ряда других знаменитых литераторов вошли в золотой фонд аутобиблиотерапии.
5) Новейшая история (XX век). В минувшем столетии произошли существенные изменения в структуре народной психотерапии, появились новые эффективные ее формы:
- В 30-х годах была организована первая группа поддержки -общество анонимных алкоголиков. Инициаторами ее создания были биржевой маклер У. Вилсон и хирург Р. Смит, безрезультатно прошедшие курсы лечения в десятках наркологических учреждений. Благодаря обществу, они отказались от употребления алкоголя, стали трезвенниками до конца жизни. По данным 1988 г. в рядах общества состояло свыше 1,7 млн. человек, их группы созданы почти во всех странах мира. В настоящее время существуют многочисленные группы, основанные на принципе взаимопомощи - человек, который успешно преодолел трудную ситуацию, болезнь, горестное событие эффективнее может помочь другому человеку со сходной проблемой. Существуют группы азартных игроков, наркоманов, онкологических больных, страдающих депрессией, одиноких, людей с эмоциональными расстройствами и т.п.
Появились новые варианты хобби-терапии, обусловленные достижениями научно-технического прогресса. К примеру, массовый характер приобрела вояжеротерапия - туристические поездки и путешествия. К этому привели колоссальные успехи в развитии отраслей промышленности, изготавливающих средства передвижения: самолеты, автомобили, поезда, что позволило снизить стоимость проезда, повысить комфортность и безопасность, расширить круг сервисных услуг.
Огромные успехи в области видеотехники создали стимулирующие предпосылки для самообучения и проведения в домашних условиях аэробики и других видов психофизической гимнастики.
Немаловажный вклад в формирование положительной установки к применению народно-психотерапевтических приемов с использованием примеров из мифов, притчей и сказок, внесли ученые, изучающие их особенности - В. Богораз, Э. Базарон, А. Гуревич, Е. Еланская, А. Кондратьев, А. Петров, Д. Гордон, Б. Семичов, К. Леви-Строс, Н. Пезешкян, М. Элиаде и др.
Народный юмор как источник смехотерапии и стимулятор веселого, радостного настроения получил со второй половины ХХ века небывалое распространение.
Народно-медицинская (знахарская) аутопсихотерапия -направление эмпирической аутопсихотерапии, которая характеризуется тем, что рекомендации по психотерапевтической самопомощи больным дают знахари-психоцелители (шептуны-заклинатели, шаманы, маги, «народные стрессотерапевты») с целью поддержания результатов их лечения.
В относительно редких случаях психоцелители обучают пациентов, а подчас и их родных, умению использовать психотерапевтические упражнения, если овладение ими представляет определенную сложность.
Приемы аутопсихотерапии суггестивного содержания рекомендуют пациентам помимо психоцелителей и лекари-травники. Любопытно, что еще в Древнем Египте, согласно папирусу Эберса (XVI в. до н. э.), травники рекомендовали произносить заклинания при приеме лекарственных трав для повышения эффективности их
целебного воздействия. Психотерапевтические элементы суггестивного характера используют в своей практической деятельности и другие знахари - костоправы, кровопускатели и хилеры.
В настоящее время знахарство широко распространено лишь в тех странах, где ощущается острая нехватка врачей или население сохранило традиционную веру в нечистую силу и лекарей - целителей. Так, в Свазиленде, небольшом королевстве на юге Африки, на одного дипломированного врача приходится почти сто знахарей. Большинство жителей Эфиопии обращаются за помощью к знахарям, ибо на 42 миллиона человек имеется лишь около 400 врачей.
Особенность терапевтической помощи, оказываемой целителями, в значительной степени зависит от быта, обычаев, традиций и уровня культуры населения. Статистика свидетельствует, что и в промышленно развитых странах есть немало людей, которые обращаются за медицинской помощью к знахарям. Одна из главных причин - вера в рекламу, необоснованные обещания о достижении чудо-результатов. В литературе описано огромное количество случаев, когда больные становились жертвами рекламы знахарей.
Знахари, занимающиеся психотерапевтической практикой, в отличие от врачей, не несут ответственности за неоправданную саморекламу.
К лекарям-самоучкам относятся:
Заклинатели-шептуны. В основном они распространены в славянских странах, применяют заговоры - словесные выражения, обладающие, по суеверным представлениям, материальной силой для исцеления от дурных влияний. Чаще всего их используют от сглаза и проклятий, приведших к болезням, нервно-психическим расстройствам и нарушениям жизнедеятельности организма.
Существует огромное количество заговоров, их содержание зависит от первопричин недуга и характера его проявлений. После завершения сеанса психоисцеления, заклинатель-шептун нередко дает «домашнее задание»: многократно повторять определенные словесные формулы для закрепления результатов лечения.
Народные стрессотерапевты, оказывающие психоцелительное воздействие на больных путем создания ситуации, вызывающей испуг. В настоящее время они встречаются в деревнях Белоруссии и некоторых других регионах бывшего Советского Союза.
Широко используют стрессогенный фактор для лечения больных колдуны - индейцы, живущие в Мексике. По данным Кастанеды, ими применяются подобные приемы также для коррекции поведения «трудных детей». Знахари, как правило, предварительно встречаются с их родителями и инструктируют о способах психологической подготовки ребенка к «сеансу испуга».
В историческом плане известно, что еще в Древней Элладе знали о возможности целительного воздействия внезапных чрезвычайных раздражителей, вызывающих испуг. Сохранилась запись на стене храма Асклепия, бога-целителя: «Девочка немая, бегая вокруг храма, увидела змею, вползавшую на дерево в роще; в ужасе стала звать она отца и мать и ушла отсюда здоровой»
Шаманы. Духовно-религиозные целители, практикующие в регионах, в которых население верит в злых духов - источников болезни и в их изгнание, как в путь к выздоровлению. В представлении многих коренных жителей северных районов России, индейцев Америки, аборигенов Австралии, шаманы обладают сверхъестественными способностями, являются посредниками между больным и Богом.
Особый интерес, с точки зрения аутопсихотерапии, представляет прием «исцеление через посвящение», позволяющий пациенту обнаружить в себе «дар целителя». Психоцелительной практикой, основанной на магическом воздействии, занимаются и "белые колдуны". Но в отличие от шаманов, они не выполняют функции священнослужения, не используют бубен для погружения пациента в трансовое состояние, а их методика не содержит психотерапевтические приемы для поддержания результатов лечения.
Альтернативная аутопсихотерапия - направление эмпирической аутопсихотерапии, основу которого составляют приемы и упражнения самопомощи, входящие в состав альтернативной, нетрадиционной психотерапии. Поскольку специалисты альтернативной медицины относятся к нетрадиционной медицине, то они, как и народные целители, не несут юридической ответственности за рекламирование преимуществ их методов лечения и своих уникальных способностей даже при условии, что их информация противоречит истине и реальным фактам.
В отличие от знахарей-психоцелителей специалисты по альтернативной медицине имеют сертификат, свидетельствующий о наличии у них необходимых для практической деятельности знаний. При этом они обучают приемам, предназначенным для самопрофилактики или самолечения не только своих пациентов, но и всех желающих их применять, как правило, на коммерческой основе.
Среди альтернативных психотерапевтов встречаются и врачи, в комплекс их лечения входят и средства официальной медицины.
Специалистов по альтернативной медицине условно можно разделить на две группы.
Первая состоит из альтернативных целителей, применяющих методы лечения, механизм действия которых объясняется непризнанными официальной медициной гипотезами. Отсутствуют и научно-обоснованные доказательства об эффективности их средств, которые должны быть проверены в клинических условиях путем специальных исследований. В ее состав входят:
Биоэнерготерапевты (экстрасенсы и мастера Рейки). В последние десятилетия в постсоветских странах отмечается резкий рост контингента людей, обращающихся за медицинской помощью к биоэнерготерапевтам. Это обусловлено повышением «магического настроя» населения, связанного с уровнем внушаемости людей, верой в возможность чудодейственного исцеления.
Биоэнергетическое лечение и обучение технике экстрасенсорного самовоздействия, практикуют и мастера метода Рейки, весьма распространенного в наше время. В методе Рейки, что в переводе с японского означает «универсальная жизненная энергия», большое место занимают приемы, ориентированные на самоисцеление.
Вторая группа включает специалистов по альтернативной психотерапии, которые в состав своих методик включают некоторые приемы и упражнения, признаваемые официальной медициной как научно обоснованные.
Йоготерапевты - специалисты, обучающие системе йогов. Из приемов йогической терапии наиболее приемлемой, с медицинской точки зрения, является «шавасана» - поза полного расслабления. Специальные исследования показали, что у больных гипертонической болезнью значительно снижается артериальное давление и улучшается самочувствие, если они в течение 3-4 недель ежедневно
ею занимаются. Положительную оценку получили и приемы «пранаяма», основанные на сознательной регуляции дыхания с целью снижения психоэмоционального напряжения, улучшения деятельности организма.
Ароматерапевты. Диапазон применения ароматических веществ для воздействия на психоэмоциональное состояние, нервный аппарат и другие системы организма весьма широк из-за разнообразия их влияния на его деятельность. При самообучении, или обучении под руководством ароматерапевта, необходимо учитывать, что возможны аллергические реакции, вследствие индивидуальных особенностей восприятия определенных запахов.
Пневмотерапевты - альтернативные специалисты, обучающие пациентов различным вариантам «целебного дыхания».
Литература
1. Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004.
2. Жуков Д., Пушкарев Л. Русские писатели XVII века- М. 1972.
3. Карамзин Н.М.История государства Российского - М. 1988.
4. Кароматов И.Д. Глоссарий справочник по восточной медицине и альтернативным методам диагностики и лечения для врачей общей практики - Ташкент, Фан, 2010.
5. Кароматов И.Д. Древневосточная медицина Бухара 2001.
6. Пезешкян Н. Восточные истории и психотерапия. - М., 1992.
7. Фейнберг И.М. Мозг, психика, здоровье.- М., 1972.
8. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. Пер. с нем.- М., 2000.
9. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка.- Киев, 1984.
10. Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.