955. Das Thema «Sprache und Kultur» in der postsowjetischen russischen Sprachwissenschaft (ein analytischer Uberblick - 2. Teil) // Ztschr. für Slawistik. - B., 2002. - Bd 47, H. 4. - S. 375-409.
Обзор русской языковедческой литературы 1990-х гг. на тему «Язык и культура».
956. Tomova E. Кирило-методиевската проблематика в на-учното дело на словенските слависти // Historizem v raziskovanju slovenskega jezika, literature in kulture. - Ljubljana, 2002. - С. 363372. - Рез. словен., англ.
957. Vecerka R. Brnenskâ jazykovednâ slavistika // Slavia. -Pr., 2002. - Roc. 71, ses. 1. - S. 1-7.
Исследование в области синтаксиса славянских языков в
Брно.
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
958. Батвинник М.Б. Вывучэнне жыцця и дзейнасци Ф. Скарыны у Рэчы Паспалитай II у 20-30 гг. ХХ ст // Матэрыялы Других книгазнаучых чытанняу «Книжная культура Рэчы Паспалитай» (Минск, 15-16 верасня 2000 г.). - Минск, 2002. - С. 93-101.
Проблемы изучения польского периода жизни и творчества Ф. Скорины в современном литературоведении Польши и Белоруссии.
959. Божанкова Р., Димитров Л. «Академики « на Балканах: (Болгарская литературоведческая русистика рубежа веков) // Новое лит. обозрение. - М., 2002. - № 58. - С. 386-392.
960. Гаспаров М.Л. Интертекстуальный анализ сегодня // Тр. по знаковым системам = Toid margisusteemide alalt = Sign systems studies. - Тарту, 2002. - T. 30.2. - С. 645-651. - Рез. англ., эст.
Разработка теории интертекста в трудах О. Ронена, К. Тара-новского, Вяч.Вс. Иванова, посвященных поэзии О.Э. Мандельштама.
961. Дворникова Е.И. Развитие эмоциональной сферы личности при изучении художественной литературы // Современ-
ное гуманитарное знание о проблемах социального развития. - М., 2002. - Ч. 1. - С. 501-504.
Некоторые аспекты преподавания литературы в современной России.
962. Дмитриев А.; Устинов Д. «Академизм» как проблема отечественного литературоведения ХХ века: (Историко-филологические беседы) // Новое лит. обозрение. - М., 2002. - № 53. -C.217-240.
Проблема сохранения традиций академической школы в современном литературоведении России.
963. Ионин Г.Н. Опыт поисков специфических методов преподавания литературы - история вопроса, итоги, перспективы // Основные итоги становления предметных методик в ХХ веке и перспективы их развития. - СПб., 2002. - Вып. 2. - С. 80-136.
Методика преподавания русской литературы в истории русской педагогической мысли России XVIII-XX вв.
964. Кажамякин Г.В. Максим Гарэцки и сусветная литара-тура // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Фшалопя. Журналю-тыка. Педагопка. - Мшск, 2002. - № 2. - С. 8-12. - Рез. англ.
Творчество М.Горецкого в контексте всемирной литературы; проблема изучения его произведений и перевода их на иностранные языки.
965. Кайтох В. Когда двое говорят об одном и том же: (Публицистика Яна Котта и Казимежа Выки 40-х гг.) // Studia polonica. - М., 2002. - C. 254-276.
К характеристике литературно-критической позиции Я. Кот-та и К. Выки в Польше послевоенных лет.
966. Карпов А.С. Русский постмодернизм в отечественной науке о литературе // Филол. науки. - М., 2002. - № 1. - С. 12-20.
967. Кириллин В.М. Различные подходы при изучении западной темы в древнерусской литературе (к вопросу о комплексном анализе) // Древняя Русь. - М., 2002. - № 2. - C. 48-54.
Комплексный анализ произведений древнерусской литературы в современном литературоведении России.
968. КонстантиновиЙ З. Альтерираае страног текста као полазиште компаратистичких истраживааа наше каижевности: скица за систематски приступ // Каиж. историjа. - Београд, 2002. -Г. 34, № 116/117. - C. 35-44. - Рез. нем.
Сравнительные исследования произведений сербских и западноевропейских авторов в свете методологических принципов компаративизма.
969. Конявская Е.Л. Комплексный подход и основные направления в изучении древнерусской литературы // Древняя Русь. -М., 2002. - № 1. - С. 18-21.
970. Лекманов О.А. «Абсолютная сила» и формалисты в 1937 году: По материалам «Литературной газеты» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - М., 2002. - № 6. - С. 62-64.
Публикации Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума в «Литературной газете» в общественно-политическом контексте эпохи.
971. Мишанич О. Проблеми вивчення давньо! та класично! украшсько! лггератури // Слово и час. - Ки!в, 2002. - № 2. - С. 1319.
Проблемы изучения украинской литературы в литературоведении Украины.
972. Надъярных Н.С. Концепция личностного сознания в диагностике литературного развития. «Собеседование мышления» И. Франко и Д. Чижевского // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, авг. 2003). - М., 2002. - C. 230-237.
Перекличка основных постулатов философско-эстетичес-ких концепций И. Франко и Д.И. Чижевского (на материале сравнительного анализа трудов ученых, посвященных Г. Сковороде как представителю украинского барокко).
973. Наенко М.К. Украшютика в университет и в свт // Вюн. Ки!в. нац. ун-ту. Лтературознавство. Мовознавство. Фольклористика. - Ки!в, 2002. - Вип. 12/13. - С. 7-11.
Проблемы изучения и преподавания украинской литературы в Украине и за рубежом.
974. [Нова icTOpiH украшсько! лiтератури] // Слово и час. -Кшв, 2002. - № 3. - С. 22-39.
В раздел вошли статьи: Мороз Л. Триедишсть як основа ушверсатзму (нащональне - загальнолюдське - духовне), с. 22-32. (проблемы создания новой концепции истории украинской литературы в литературоведении Украины); Шумило Н. 1дея нащональ-ного лтературного розвитку, с. 33-39.
975. Панченко И. Судьба «забытого» жанра: (Интервью с доктором наук Т.С. Царьковой) // Новый журн. = New rev. - Нью-Йорк, 2002. - Кн. 227. - C. 244-261.
Т.С. Царькова о своей работе над антологией «Русская стихотворная эпитафия» (СПб., 1998) и книгой «Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков» (СПб., 1999).
976. Пенская Е.Н. Идея альтернативных путей в литературе и ее исследование // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. - М., 2002. - Кн. 2. -С. 818-845.
Проблема применения альтернативного метода в изучении произведений русской классики XIX в. (на материале анализа творчества А.К. Толстого).
977. Полщук Я. Альтернативна iсторiя лггератури - постмодерна парадигма // Слово и час. - Кшв, 2002. - № 1. - С. 20-26.
Проблемы создания новой концепции истории украинской литературы в литературоведении Украины.
978. ПоповиЙ Т. Истори)а периодике као културна истори)а (о издааима про)екта Института за каижевност и уметност -«Истори)а српске каижевне периодике») // Каиж. истори)а. - Бео-град, 2002. - Г. 34, № 116/117. - C. 173-186.
Издания Института литературы и искусства в рамках проекта «История сербской литературной периодики».
979. ПоповиЙ Т. Поетика српске каижевности - ново читаае наслега: (О издааима Про)екта института за каижевност и уметност - «Поетика српске Каижевности») // Каиж. истори)а. -Београд, 2002. - Г. 34, № 116/117. - C. 187-202.
Об изданиях Института литературы и искусства в рамках проекта «Поэтика сербской литературы». 138
980. Преподавание литературы в школе и вузе // Русская литература ХХ века: итоги и перспективы изучения: Сб. науч. тр. -М., 2002. - С. 387-406.
Помещены статьи В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, М.Р. Тарасовой.
981. Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т; Под общ. ред. Богдановой О.Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с., ил. -Библиогр. в конце ст.
Проблемы преподавания литературы в России.
982. Ратников К.В. Ранние этапы развития литературной теории в России: «История поэзии» и «Теория поэзии» С.П. Шевы-рева в контексте выработки национального метода в литературоведении // Русская словесность: теория и практика. - Липецк, 2002. -С. 67-70.
983. Рейтблат А.И. «<...> что блестит»?: (Заметки социолога) // Новое лит. обозрение. - М., 2002. - № 53. - С. 241-251.
Формирование мифа о Серебряном веке в отечественном литературоведении (по поводу публикаций эссе Г. Рыльковой «На склоне Серебряного века» в «НЛО», 2000, № 46).
984. Риппинг М. Литературно-критическая деятельность Ю.И. Айхенвальда в Германии // Русский язык, литература и культура в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию каф. практ. рус. языка, Иваново, 20-22 июня 2002 г. - Иваново, 2002. - С. 625-629.
985. Робинсон М. Русская академическая элита: Советский опыт (1910-1920-е годы) // Новое лит. обозрение. - М., 2002. -№ 53. - С. 159-198.
986. Сказа А. Культурология и преподавание русской литературы за рубежом в состоянии глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - М., 2002. - № 4. - С. 135-139.
987. Скороспелова Е.Б., Голубков М.М. На рубеже тысячелетий: Литература ХХ века как предмет научного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - М., 2002. - № 2. - С. 7-19. -Рез. англ.
Проблемы изучения истории русской литературы XX в. в современном литературоведении России.
988. Скупейко Л., Дончик В. «Слово и час»: сторшки украшського лггературознавства // Слово и час. - Кшв, 2002. - № 8. -С. 7-18.
989. Старикова Н.Н., Созина Ю.А. Франце Прешерн в кругу славянских поэтов-современников и изучение его творчества в России // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, авг. 2003). - М., 2002. -C. 139-158.
990. Чарота И. Рамантызм у славянских литаратурах: Спроба тыпалагичнага агляду // Роднае слова. - Минск, 2002. -№ 9. - С. 21-24.
Проблемы типологического изучения романтизма в славянских литературах.
991. Черниговский Д.Н. Проблема создания биографии А.С. Пушкина в советском литературоведении 20-30-х годов // Фи-лол. науки. - М., 2002. - № 5. - С. 34-41.
992. Шапир М.И. «... Домашний, старый спор ...» (Б.И. Яр-хо против Ю.Н. Тынянова во взглядах на природу и семантику стиха) // Philologica. - Moscow; London, 2001/2002. - T. 7, № 17/18. -С. 239-246. - Библиогр.: с. 243-244. - Рез. англ.
Дополнение к статье М.В. Акимовой «Б.И. Ярхо в полемике с тыняновской концепцией стихотворного языка». На стр. 237 помещена также заметка М.Л. Гаспарова «По поводу критерия стиха у Б.И. Ярхо: (Примечание к статье М.В. Акимовой)».
993. Шастина Т.П. Эстетический код русского средневековья в системе изучения курса древней русской литературы в вузе // Актуальные проблемы изучения языка и литературы. - Абакан, 2002. - С. 302-305.
994. Шокина О.Ю. Сибирская пушкинистика сегодня // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. - Новосибирск, 2002. - Т. 1, вып. 1. - С. 53-56.
995. Щербенок A.B. История русской литературы: От истории к истории // Культура исторической памяти. - Петрозаводск, 2002.- С. 180-188.
Проблема создания адекватной концепции историко-литературного процесса XIX-XX вв. в современном литературоведении России.
996. Янушкевич A.C. Проблема историзма в сибирской краеведческой критике 1810-1830 х гг. // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. - Новосибирск, 2002. - С. 77-88.
997. Ясон Х. Заметки к эссе П. Богатырева и Р. Якобсона «Die Folklore als eine besondere Form des Schaffens» // Петр Григорьевич Богатырев: Воспоминания. Документы. Статьи. - СПб., 2002. - С. 158-173. - Библиогр.: с. 171-173.
Проблемы взаимоотношения литературы и фольклора, литературы и языка в работе П.Г. Богатырева и Р. Якобсона 1929 г.
998. Adamski M. Analogia w polskim literaturoznawstwie strukturalistycznym // Acta Univ. wratislaviensis. - Wroclaw, 2002. -№ 2408: Pr. lit., № 41. - S. 175-193.
Mетод аналогии в польском структурализме.
999. Chalacinska-Wiertelak H. Культурный код в литературном произведении: Интерпретации художествен. текстов русс. лит. XIX и XX веков. - Poznan: Wydaw. nauk. UAM, 2002. - 233, [4] с. - (Ser. Filologia rosyjska/ Uniw. im. Adama Mickiewicza w Poznaniu; № 33). - Рез. пол., англ. - Библиогр.: с. 213-223.
Проблемы интерпретации произведений русской литературы XIX-XX вв. (А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, ФЖ. Достоевский, А.П. Чехов, А.А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб, Б.Л. Пастернак).
1000. Claudon F. Histoire littéraire internationale et traditions nationales // Свободный взгляд на литературу. - M., 2002. - P. 195206. - Рез. рус.
Тенденции развития компаративистики в западных и русской филологических школах 2-ой половины XX в.
1001. Darasz Z. Pricakovanim slovenskim literarnozgodo-vinskim sintezam na rob // Historizem v raziskovanju slovenskega
jezika, literature in kulture. - Ljubljana, 2002. - S. 541-548. - Рез. англ.
Очерк развития литературной критики и литературоведения в Словении.
1002. Krakar Vogel B. Pouk knjizevnosti v poklicnih solah v Sloveniji // Jez. in slovstvo. - Ljubljana, 2001/2002. - L. 47, st. 3. -S. 65-72. - Рез. англ.
Преподавание литературы в высшей школе Словении.
1003. Starikova N.N. Литературоведческая словенистика как отрасль российского академического славяноведения: (К проблеме исторической преемственности) // Historizem v raziskovanju slovenskega jezika, literature in kulture. - Ljubljana, 2002. - С. 641653. - Рез. словен., англ.
1004. Taborski R. Ignacy Rosner - miçdzy polityk^, literature i teatrem // Przegl^d humanistyczny. - W-wa, 2002. - R. 46, № 6. -S. 89-98.
Литературно-критические очерки о проблемах культурной жизни Польши в статьях И. Роснера.
ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
1005. Горюнков С.В. О герменевтике былин // Рус. лит. -СПб., 2002. - № 1. - С. 100-108.
Проблемы формирования новых принципов изучения былинного текста в русской фольклористике.
1006. Гунчик И. Оказионально-обрядовий фольклор в дос-лидженнях украинських вчених // Нар. творчисть та етнография. -Кив, 2002. - № 5/6. - С. 31-43.
Проблемы изучения украинской обрядовой поэзии.
1007. Гусев В.Е. Македонская фольклористика второй половины ХХ века // Живая старина. - М., 2002. - № 2. - С. 55-56.
1008. ИваниЬ Д. Добра вила српске народне поезде // Фи-лол. прегл. = Rev. de philologie. - Београд, 2002. - Г. 29, № 2. -С. 157-160.
Проблемы изучения сербской народной поэзии.