Научная статья на тему 'История «Курдского вопроса» в первой четверти XX века'

История «Курдского вопроса» в первой четверти XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амоян Манвел Бинбашевич

Сделана попытка исследования отдельных малоизученных вопросов в происхождении и развитии курдского народа в начале XX в. и определения места и роли курдов в историческом развитии Передней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История «Курдского вопроса» в первой четверти XX века»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИИ. 2007, №3

УДК 951

История «курдского вопроса» в первой четверти XX века*

М.Б. Амоян

Сделана попытка исследования отдельных малоизученных вопросов в происхождении и развитии курдского народа в начале XX в. и определения места и роли курдов в историческом развитии Передней Азии.

It's an attempt to research origin and development problems of Kurd question in the beginning ofXXth century and to distinguish the rote and place of Kurds in Southwest Asia historical development.

История борьбы курдов за независимость уходит корнями в XIX в. Именно в конце этого столетия национальная идентичность становится одной из важнейших черт самосознания личности, а национализм - основой политики почти всех государств мира. Стремление народов создавать свои национальные государства стало всеобщим. Нации, уже имевшие свои государственные образования, получили прочную основу для консолидации, а народы, таковых не имевшие, развернули активную национально-освободительную борьбу.

Курдский вопрос можно считать детищем Первой мировой войны. Она способствовала усилению антиколониального и национально-освободительного движения народов Азии, политической консолидации курдов, появлению нового элемента в курдском обществе в лице курдских национальных политических организаций. В результате началось международно-правовое становление курдской политической проблемы как борьбы за создание национального государственного образования Курдистан.

В начале XX в. турецкая и германская агентуры развернули среди курдов в Западном, Северном Иране и Восточном Закавказье активную антирусскую и ангипсрсидскую пропаганду, привлекли на свою сторону нескольких влиятельных курдских вождей. Джихад против стран Антанты младотурки дополняли обещаниями о даровании курдам автономии [1, с. 220]. В 1915-1916 гг., согласно султанским декретам, гурки начали переселять курдов из прифронтовых районов в Западную Армению в пропорции 10 курдов на 100 турок [1, с. 223].

ЛМОЯН Манвел Бинбашсвич - ст. преподаватель каф. ИФЯГУ.

* Статья принята к печати 12 декабря 2006 г.

Обострение армяно-курдских отношений было вызвано политикой Османской империи и великих держав — Англии и Германии, которые опасались укрепления России и освобождения Западной и Южной Армении. Дело в том, что активизация России в Западной Армении и Курдистане во второй половине XIX в. побудила Англию, в то время главного соперника России в этом регионе, значительно усилить свою деятельность среди курдских племен.

Осенью 1915 г., учитывая обострение военной обстановки в Малой Азии и в Иране при участии курдского фактора, русское командование старалось локализовать курдскую угрозу путем достижения армяно-курдского согласия. Командующий группой русских войск в Северном Азербайджане генерал Чсрнозубов имел собственную точку зрения на этот вопрос - он выступил за военное усмирение действовавших в тылу курдских вооруженных племен [2, с. 259].

Крах Османской империи, с одной стороны, давал возможность освобождения всех курдских земель и образования единого независимого государства, с другой - грозил усугубить ее раздслспность созданием подмандатных великим державам зон ответственности. Но все же договоренность о разделе азиатских владений Османской империи, достигнутая в мае 1916 г. в Лондоне, была прогрессивным шагом в решении восточного вопроса, поскольку укрепляла западный и российский факторы в его международно-правовом значении. Она способствовала также изменению характера курдского национального движения, выступавшего с требованием создать автономию либо добиться освобождения части Курдистана.

В феврале-марте 1919 г. армянская и курдская делегации (возглавляемые соответственно Нубар-пашой и Шериф-пашой) выступили в

АМОЯН

Париже на «Совете десяти» с докладами о курдском вопросе и формах его урегулирования. На Мирной конференции в Париже, затем в Севре Шериф—паша представлял Общество возрождения Курдистана (создано в 1918 г. в Диарбекире при поддержке англичан), которое, наряду с другими курдскими национальными организациями (Общество социальной ассоциации, «Курдская народная партия», Комитет независимости Курдистана и др.), придерживалось умеренных позиций. Шериф-паша, отказавшись от полномочий турецкого делегата, объявил себя представителем Курдистана. От имени курдов он представил Мирной конференции два меморандума о курдских требованиях и карту Курдистана. Вместе с тем он вел переговоры с армянской делегацией, совместно с которой 20 декабря 1919 г. выступил с заявлением на згой конференции [3, с. 15]. Однако армяно-курдские контакты не получили развития. В этой связи Аб-дулла Оджалан отмечает: «Курдские феодалы и вожди племен, боявшиеся расширения границ Армении, а также возникновения армянской опасности, считали, что сотрудничество с ксма-листами больше отвечает их интересам. По этой причине союз, заключенный в Париже между Шерифа пашой и Нубар-пашой с целью установления курдско-армянской дружбы, не дал результата» [4, с. 207].

Севрский договор от 10 августа 1920 г., подписанный султанским правительством Турции и победившими в войне союзными и объединившимися странами, завершил Версальскую систему послевоенного урегулирования и имел историческое значение (в частности, в плане международного признания курдского вопроса). По его условиям Турция лишилась большей части нету-рецких территорий [5, с. 33].

Ряд статей Севрского договора касался непосредственно курдского вопроса, в частности статьи 62, 63, 64 договора, представленные под названием «Курдистан», содержали условия, на основании которых предполагалось решить проблему национального самоопределения значительной части курдского народа (за исключением Иранского и Сирийского Курдистана). Ст. 62 предусматривала установление в пределах Турции автономных областей, населенных преимущественно курдами. Ст. 63 обязывала Турцию в трехмесячный срок провести в жизнь автономию по плану, предложенному ей комиссией; ст. 64 предусматривала возможность обращения курдов в Совет Лиги Наций с требованием предоставления им независимости от Турции.

Фактически Юго-Восточная Анатолия от линии оз. Ван - Элязыг - Малатья - Мараш получала автономное управление с последующим образованием курдского государства под протекторатом Англии [4, с. 254].

Характеризуя значение Севрского договора, советский историк В. Никитин писал: «Хотя Севрский договор остался только на бумаге, тем не менее он ознаменовал собой важный поворот в развитии курдской проблемы. Впервые в истории в дипломатическом документе подвергся рассмотрению... вопрос «местной» автономии района сплошного расселения курдов. С этого времени значение курдской проблемы не вызывало сомнений» [6, с. 292].

Севрский договор оказался хрупким из-за противодействия ему воинствующего турецкого национализма, обострения противоречий между европейскими державами (Англии, Франции, Италии, США), сговора между большевиками и кемалистами.

Когда в Лозанне встал вопрос о независимости курдов, турки заявили об отсутствии такой проблемы и «желании» курдов жить в единой Турции. В этих целях были использованы инсценированные выступления «курдских депутатов» (Хусейна Авни бея, Хасана Хайри, Пиринчизаде Февзи бея, Зюльфизадс Зюльфи бея), которые поддерживали идею «неотделимости курдов от турок» (1. с. 247; 3, с. 42, 47].

Выдвигая проекты создания «курдского государства (королевства)», Англия стремилась использовать курдские движения в Ираке и Анатолии в 1919-1923 гг. для давления на Турцию.

В этой связи показателен пример главы курдского рода барзинджа шейха Махмуда Барзанд-жи (1882-1956), которого в сентябре 1922 г. верховный комиссар Ирака освободил из тюремного заключения и направил в Сулейманию для организации антитурецкого выступления и провозглашения королевства Курдистан с тем, чтобы облегчить разрешение мосульского вопроса в пользу Англии. Однако шейх Махмуд изменил своим английским «покровителям» и перешел на сторону турок, чтобы подготовить курдское восстание против англичан [3, с. 44].

В целях привлечения иракских курдов на свою сторону турки заключили договор с шейхом Махмудом Барзанджи, согласно которому «турецкое правительство обещало независимость Южному Курдистану и гарантировало свое невмешательство во внутренние дела» (ст. 1); шейх Махмуд становился правителем Курдистана в Сулсймании, где создавался меджлис (ст. 2);

ИСТОРИЯ «КУРДСКОГО ВОПРОСА»

вооруженные силы Южного Курдистана в случае воины могли быть использованы турецким правительством (ст. 3) [3, с.45].

Участники Лозаннской конференции согласились предать забвению идею независимости Курдистана, а сам Лозаннский договор исключил упоминание о курдах и курдском вопросе. Курдская проблема в Лозанне была заменена требованиями к Турции соблюдать права национальных меньшинств, предоставить им минимальную национальную свободу (выбор и сохранение языка, религии, культуры).

Таким образом, Первая мировая война и ее итоги оказали прямое воздействие на курдское национальное движение. Глобальный мировой конфликт способствовал интернационализации курдского вопроса и возникновению курдских национальных организаций, стимулировал развитие курдского освободительного движения и процесса отнополитической консолидации, позволил оформление идеи создания независимого государства (королевства) Курдистан и тем самым определил сущность курдского вопроса в международно-правовом и политическом отношениях.

После Первой мировой войны в курдском движении наметились пять основных течений, выражавших политические устремления различных курдских группировок. Сторонники: 1) достижения полной независимости курдов и создания самостоятельною Курдистана (Комитет независимости Курдистана); 2) внутренней автономии Курдистана в рамках турецкого государства (часть Общества возрождения Курдистана); 3) «независимости» Курдистана под протекторатом Ирана (другая часть Общества возрождения Курдистана во главе с Шериф-пашой); 4) «независимости» Курдистана под покровительством Англии со своим флагом и курдским государственным языком (курдское движение в Ираке); 5) подчинения курдов Турции (ассимилированная часть курдской компрадорской элиты Турции, отуреченные политические деятели).

Следует подчеркнуть, что Севрский мирный договор был международно-правовым актом,

впервые в истории признавшим курдский вопрос в форме права курдов как самостоятельного этноса, а Курдистана - как субъекта международного нрава и политики. Выдвижение курдского вопроса как предмета международного признания в известной степени было результатом подавления курдского национального движения в первой четверги XX в.

Региональные противоречия великих держав и активное противодействие ксмалистской Турции привели к пересмотру решений Севрского мирного договора и заключению Лозаннского договора в 1923 г., который, исключив упоминание курдского вопроса, стал по сути основой нового раздела этногеографичсского ареала курдов (Курдистана) на четыре части между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Безусловно, Лозаннский договор фактически определил нынешний статус курдского вопроса в системе международного права, обусловив борьбу многомиллионного народа за национальные права и суверенитет.

Решающее значение для развития курдской проблемы играли и играют политические и экономические интересы европейских государств на Ближнем Востоке. В течение всего XX столетия национально-освободительное движение курдов использовалось европейскими государствами и США в собственных интересах и становилось разменной монетой в политических играх.

В настоящее время вековая борьба курдов принесла свои плоды: курды Ирака смогли добиться получения автономии, в Турции стала проводиться более мягкая политика в отношении курдов, так же как в Сирии и Иране.

Литература

1. История Курдистана. - М., 1999.

2. Агаян Ц П. Андраник и его эпоха. - М., 1997.

3. Гасрстян М.А. Курды Турции в новейшее время. - Ереван, 1990.

4. Оджалан А. Курдская действительность с XIX века но настоящее время и движение РПК. - М., 1998.

5. Новейшая история Турции. - М., 1968.

6. Никитин В. Курды. - М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.