Научная статья на тему '«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ИЗГНАНИИ»'

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ИЗГНАНИИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. УЛЬЯНОВ / ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ / ИСТОРИЯ ЭМИГРАЦИИ / NICKOLAY I. ULYANOV / EMIGRATION OF THE SECOND WAVE / HISTORY OF EMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арифуллин Фарит Мунерович

Рецензия на монографию: Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании : жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018. - 511 с. - ISBN: 978-5-93615-196-5 Монография П. Н. Базанова посвящена русскому историку, эмигранту второй волны, профессору Николаю Ивановичу Ульянову (1904-1985). Его жизнь, похожая на приключенческий роман, его научное и творческое наследие исследованы тщательно и глубоко, что позволяет нам по-новому взглянуть на историю русской эмиграции и вернуть несправедливо забытое имя историка-эмигранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«HISTORY OF CULTURE IN EXILE»

Review of the monograph: Bazanov P. N. «Petropolsky Tacitus» in exile : the life and work of the Russian historian Nikolai Ulyanov. - Saint-Petersburg: Vladimir Dal’, 2018. - 511 p. - ISBN: 978-5-93615-196-5 The monograph by Piotr N. Bazanov is devoted to Russian historian immigrant of the second wave, professor Nickolay I. Ulyanov (1904-1985). His life like an adventure novel, his scientific and creative heritage in the book explored thoroughly and deeply which allows us to take a fresh look at the history of Russian emigration and return unfair forgotten name of expatriate historian.

Текст научной работы на тему ««ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ИЗГНАНИИ»»

РЕЦЕНЗИИ

REVIEWS

УДК [930:325.2(092)(470)](049.32)

Ф. М. Арифуллин

«История культуры в изгнании»

Рецензия на монографию: Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании : жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018. - 511 с. - ISBN: 978-5-93615-196-5

Монография П. Н. Базанова посвящена русскому историку, эмигранту второй волны, профессору Николаю Ивановичу Ульянову (1904-1985). Его жизнь, похожая на приключенческий роман, его научное и творческое наследие исследованы тщательно и глубоко, что позволяет нам по-новому взглянуть на историю русской эмиграции и вернуть несправедливо забытое имя историка-эмигранта.

Ключевые слова: Н. И. Ульянов, вторая волна эмиграции, история эмиграции

Farit M. Arifullin «History of culture in exile»

Review of the monograph: Bazanov P. N. «Petropolsky Tacitus» in exile : the life and work of the Russian historian Nikolai Ulyanov. - Saint-Petersburg: Vladimir Dal', 2018. - 511 p. - ISBN: 978-5-93615-196-5

The monograph by Piotr N. Bazanov is devoted to Russian historian immigrant of the second wave, professor Nickolay I. Ulyanov (1904-1985). His life like an adventure novel, his scientific and creative heritage in the book explored thoroughly and deeply which allows us to take a fresh look at the history of Russian emigration and return unfair forgotten name of expatriate historian.

Keywords: Nickolay I. Ulyanov, emigration of the second wave, history of emigration DOI 10.30725/2619-0303-2021-1-187-189

Новая книга доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры Петра Николаевича Базанова посвящена историку культуры второй волны эмиграции Николаю Ивановичу Ульянову. Работать над монографией автор начал еще в 1990 г., на обработку материала и создания единой концепции книги ушло более трех лет. Петр Николаевич работал в зарубежных архивах: «Manuscripts and Archives Yale University Library» («Рукописи и архивы Библиотека Йельского университета»), в личном архиве Н. И. Ульянова. Первоначально он хранился в Нью-Хейвене у вдовы историка, Надежды Николаевны. Личный архив включал черновики опубликованных работ на маленьких клочках бумаги, оборотках календарных листочков и переписку. В октябре 2001 г. П. Н. Базанову были показаны и подарены некоторые документы из этого архива. Работал Петр Николаевич и в отечественных архивах, упомянем лишь некоторые из них: отдел рукописей Российской национальной библиотеке (фонд С. Ф. Платонова), архив Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве, отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа, ведомственный архив Государственного Русского музея, Центральный городской архив историко-полити-ческих документов Санкт-Петербурга, откуда и

главный герой его повествования - Н. И. Ульянов (1904-1985).

Необходимо отметить, что работа выполнена на высочайшем профессиональном уровне, книга снабжена подробнейшим библиографическим указателем, приведены все основные и даже приписываемые историку труды, и можно с полным основанием утверждать, что на сегодняшний день П. Н. Базанов - наиболее авторитетный специалист по истории второй волны русской эмиграции.

Н. И. Ульянову не повезло в отечественной историографии. Его, как ученого, заслоняли своим авторитетом крупные историки первой волны эмиграции, такие как С. П. Мельгунов и П. Н. Милюков. Кроме этого, сама жизнь Ульянова - это удивительный роман с приключениями, и начинался он с молодого аспиранта советских убеждений, последнего ученика академика С. Ф. Платонова, переживший арест и мучительное заключение в сталинских лагерях, немецкий плен и американский лагерь для перемещенных лиц «й-Р», нищая жизнь эмигранта в Марокко, и только в конце своей долгой жизни Ульянов смог вернуться к своей научной карьере в Йельском университете. Двадцать лет своей жизни в науке Николай Иванович потерял безвозвратно. Отсюда и небольшой перечень книг, оставленный Ульяновым нам в наследие.

Н. И. Ульянов, как это прекрасно показано у П. Н. Базанова, последовательно проходил все стадии эволюции общественно-политических взглядов ученого-эмигранта в переломную и сложнейшую эпоху истории нашей страны. В эмиграции сильное впечатление на ученого оказал его старший друг и наставник, эмигрант первой волны Сергей Петрович Мельгунов (1879/80-1956). Вот как описывал сам Ульянов свои впечатления от произведений историка: «Кто был в 1945-1946 гг. на положении „Ди-Пи" (Э-Р - американские лагеря для перемещенных лиц, где находился Н. И. Ульянов вместе с женой. - Ф. А.), за которыми, как за зайцами, охотились советские агенты, тот никогда не забудет мельгуновских брошюр, выходивших под названием то „Свободной мысли", то „Независимой мысли", то „Независимого слова", издававшихся в Париже... в германских лагерях, где „Ди-Пи" копошились и изнывали, как рыба, загнанная в затон, мельгуновские издания передавались из рук в руки, зачитываясь до полного стирания шрифта. Обезумевшие от преследования люди находили в них не только моральную поддержку, не только ценную информацию, но и политический компас. Сама смелость тона в эпоху всеобщей запуганности действовала ободряюще. Таково же было ее действие и на круги старой эмиграции. Начала она приходить в себя в значительной мере под влиянием мельгуновских „независимых" журналов»1.

После освобождения Н. И. Ульянова, уже в Париже, куда перебрался ученый, С. П. Мельгунов помог историку с публикациями статей и рецензий и изданием глав из романа «Атосса» в 1949-1954 гг., в журналах «Российский демократ» и «Возрождение», где С. П. Мельгунов был главным редактором. Под влиянием своего старшего друга Ульянов вступает в «мельгунов-ский союз» или Союз Борьбы за Свободу России (СБСР), но, как отмечает П. Н. Базанов, «взгляды самого Н. И. Ульянова были правее политической стратегии и тактики этой организации»2. Именно правые убеждения Н. И. Ульянова, а также его резкая, антикоммунистическая речь на радиостанции «Освобождение» (будущая «Свобода»), по мнению учредителей радиостанции, он (Н. И. Ульянов) не желал оставить без фонаря ни одного марксиста, и послужили причиной его отстранения с поста главного редактора радиостанции3.

1 Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании: жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018. С. 172-173.

2Там же. С. 192.

3Там же. С. 199-201.

С 1953 г. Н. И. Ульянов вместе с женой переселился в Канаду, а затем в США. В 1955 г. Ульянов был приглашен читать лекции по русской истории и культуры в Йельский университет, где ученый работал до конца своей жизни. В Йеле ему оказывал помощь Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) - сын знаменитого академика В. И. Вернадского, эмигрант первой волны. В жизни Ульянова начинается второй период и полноценный возврат к настоящей научной и преподавательской деятельности. Собственно и все основные труды Н. И. Ульянова приходятся на его американский период: «Исторический опыт России» (Нью-Йорк, 1961), «Происхождение украинского сепаратизма» (Нью-Йорк, 1966), и даже роман «Атосса» был впервые полностью опубликован в Нью-Йорке в 1952 г. в издательстве имени Чехова.

Таков был краткий обзор биографии ученого-историка и историка культуры. Рассмотрим построение монографии П. Н. Базанова, ее составных частей. Петр Николаевич делит свою книгу на две части. Первая часть - это собственно биография Н. И. Ульянова и вторая -основные направления творческой и научной деятельности ученого. Тем самых автор хотел подчеркнуть весомость творческого и научного эмигрантского наследия Ульянова. Удалось ли это автору показать? Безусловно, одним из основных направлений исследований Ульянова являлся украинский вопрос. По мысли ученого, народы, границы и территория России сложились таким образом, что представляют собой единое целое, единый организм, неразрывно связанный различными составными частями. Невозможно представить себе государство Украину или Белоруссию, народы России, говорящие на русском языке: татары, башкиры, буряты, чуваши, удмурты, всех не перечислить, мыслящие по-русски, представляют собой Русский мир, Русскую идею, Русскую культуру. Отсюда, по мысли Ульянова, тесная взаимосвязь между народами, у Российской империи никогда не было колоний, все вновь приобретенные земли органично вплетались в евразийское пространство империи. Подобные взгляды были весьма распространены и популярны среди эмигрантов, особенно правых: И. А. Ильин, В. В. Шульгин, П. Н. Милюков, П. Б. Струве и множество других людей. Стоит также заметить, что девиз Белых армий провозглашался как «Единая и неделимая Россия», нерасторжимость всех исторически сложившихся территорий России.

Другая идея, заложенная Ульяновым в свой лучший роман «Атосса», гласит, что любой про-

188 • Вестник СПбГИК№ 1 (46) март • 2021

тивник, будь то Карл XII, Наполеон или Гитлер, затеявший на бескрайних территориях России войну, обречен на поражение. Историк проводит параллели между Сталиным и Гитлером, Скопасисом и Дарием. Ульянов отказывает диктатору в причастности в победе, народ побеждает не благодаря, а вопреки ему. Спасение только в скифской войне, в том заманивании противника на свою территорию, которую вели скифы против полчищ Дария, что позволило им измотать противника, распылить его силы, а затем и уничтожить. Писать обо всех находках автора в освещении творчества Н. И. Ульянова, к сожалению, не позволяет формат рецензии, читатель сам сформирует свое мнение, если обратится к книге П. Н. Базанова.

Но, к сожалению, книга П. Н. Базанова не лишена недостатков. На мой субъективный взгляд, Петр Николаевич в поисках объективности в научном наследии ученого, приводит сведения из различных источников, но очень часто схожих между собой. Возникает повто-

ряемость фактов, их дублирование, создается колоссальный объем информации, книга «толстеет» на глазах, и читатель, вместо того чтобы сопоставлять факты, вместе с автором искать истину, просто может бросить чтение. Следует отметить, что созданием монографий с чрезмерной информацией страдали многие историки, в частности, знаменитый ученый С. П. Мельгунов.

Но несмотря на выявленные мной недостатки, книга оставляет впечатление целостного, продуманного и зрелого произведения. Впервые закрыт пробел в биографии совершенного незаслуженно забытого крупного историка Русского Зарубежья. Впервые дана попытка осмыслить место Н. И. Ульянова в ряду историков русской исторической мысли. П. Н. Базановым была проведена колоссальная работа по первоисточникам, и полученный результат принес свои плоды - книга «Петрополь-ский Тацит» стала заметным явлением в общественной жизни нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.