Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ КРАСНОГО МОСТА'

ИСТОРИЯ КРАСНОГО МОСТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАСНЫЙ МОСТ / ВОЛОГДА / ИСТОРИЯ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комина Анна Владимировна

На основе различных источников информации проведено изучение истории и архитектуры Красного моста в контексте истории города Вологды. Работа выполнена в рамках городского краеведения - изучен конкретный объект во взаимосвязи с историей и пространством (хронотопом) города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE RED BRIDGE

Based on various sources of information, the study of the history and architecture of the Red Bridge in the context of the history of Vologda was carried out. The project is executed within the framework of urban local studies, a specific object is studied in relation to the history and space (chronotopos) of the city.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ КРАСНОГО МОСТА»

 История Красного моста

Комина Анна

История Красного моста

The History of the Red Bridge

Аннотация. На основе различных источников информации проведено изучение истории и архитектуры Красного моста в контексте истории города Вологды. Работа выполнена в рамках городского краеведения — изучен конкретный объект во взаимосвязи с историей и пространством (хронотопом) города. Ключевые слова: краеведение, Красный мост, Вологда, история города

Abstract. Based on various sources of information, the study of the history and architecture of the Red Bridge in the context of the history of Vologda was carried out. The project is executed within the framework of urban local studies, a specific object is studied in relation to the history and space (chronotopos) of the city. Keywords: local studies, Red Bridge, Vologda, city history

Введение

Актуальность. Жизнь издревле зарождалась и развивалась на берегах водоемов — так и наш город был основан на берегу реки. Развитие хозяйственной деятельности требовало быстрой переправы через реку, для этого люди строили мосты — древнейшие инженерные изобретения человечества. Поэтому исследование истории одного из мостов нашего древнего города особенно актуально для изучения культурного и исторического наследия нашего края. Выбранная мною тема малоизученна и требует расширения и систематизации знаний о ней. Привлечение внимания к исследуемой проблеме среди обучающихся служит для повышения осведомленности об истории родного города.

Цель исследования: изучение истории и архитектуры Красного моста города Вологды. Задачи:

1. Найти, изучить, обобщить имеющуюся информацию по

теме.

2. Выяснить происхождение названия Красного Моста.

3. Узнать историю строительства и реконструкции моста.

4. Проанализировать и описать топографические изменения в облике города в районе Красного моста.

5. Изучить, систематизировать фотоматериал по теме. Объект исследования: Красный мост города Вологды.

Автор:

Комина

Анна Владимировна,

9 класс МОУ «Гимназия №2», БОУ ДО ВО «Школа традиционной народной культуры», г. Вологда

Научный руководитель:

Ненсберг Мила Леонидовна,

учитель истории и обще-ствознания МОУ «Гимназия №2», г. Вологда e-mail: shtnk_vologda@ bk.ru

Author:

Anna Komina,

Student of 9th grade, Gymnasium № 2, School of Traditional Folk Culture, Vologda

Scientific supervisor:

Mila Nensberg,

Teacher of History and Social Studies, Gymnasium № 2, Vologda

Работы лауреатов Конкурса имени В.И. Вернадского

Предмет исследования: история строительства и реконструкции Красного моста.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение различных источников информации: научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов, библиотек, фотоматериалов.

Выбранная мною тема малоизученна, информация по ней не систематизирована. Нет отдельных источников, посвященных изучению Красного моста. Для написания работы мне пришлось изучить немало краеведческой литературы — научно-популярных источников и справочных изданий, сборников очерков, материалов и документов, а также собирать необходимую информацию из периодической печати (Вологодские губернские ведомости, Красный Север и др.). Дополнить имеющуюся в источниках информацию помогли фотоматериалы и карты. Интернет-ресурсы оказали большую помощь, благодаря оцифрованным библиотечным изданиям и сайтам, посвященным истории Вологды.

История строительства и реконструкции Красного Моста

Год 1846. Открытие нового моста через реку Вологду

1

Из ведомости Вологодского городового магистрата о состоянии г. Вологды за 1795 г. 31 марта 1796 г. №243 [Старая Вологда 2004].

Одним из трех ныне существующих мостов через реку Вологду, наряду с Октябрьским мостом и мостом 800-летия Вологды, является Красный мост, соединяющий улицы Зосимовскую и Добролюбова. Красный мост построен у Зосимовской церкви одновременно с Соборным мостом (был напротив Софийского собора, который ныне не существует) при губернском архитекторе Иваницком в 1846-1847 годах на месте ранее существовавших мостов через реку Вологду.

В воспоминаниях архимандрита Пимена (Мясникова) говорится, что прежде мосты на месте Красного и Соборного были «на плашкоутах» (плавучие). «Подъемные или иные ка-кия мосты в том городе есть, и коликое число. Во оном городе подъемных мостов не имеется, а состоят чрез реку Вологду два плаучия, а чрез реку Золотуху каменной мост, а по улицам и чрез речки обыкновенныя деревянныя, а по Рощенской улице в некоторых местах недавно зделанныя каменныя мосты»1.

В журнале Вологодской городской думы императора Александра I о подготовке города к приезду (21-23 августа 1824 г.) читаем:

«Слушали: Предложение г. Вологодского гражданского губернатора, коим предлагает по случаю ожидаемого высочайшего прибытия государя императора в Вологду произвести из градских доходов нижеследующие исправления:

Комина Анна

1) У Московской заставы сделать шлагбаум, гауптвахту и унтер-офицерскую плацформу сообразно с высочайше изданными формами;

2) Мост у церкви Кирилла Чудотворца исправить и окрасить;

3) Мосты у мясных рядов и Самойловский окрасить;

4) Оба спуска у Соборного моста вымостить камнем, а самый мост окрасить и для сплочения плотов сделать железные или деревянные засовы, чтобы плоты при тягости экипажей не отделялись один от другого, и чтобы, следственно, проезд по мосту был совершенно удобен и безопасен;

5) Мосты — у Соборного сада, Пятницкий и называемый Новым у мясных рядов через Золотуху — буде по краткости времени нельзя устроить вновь, то по крайней мере надежно укрепить, исправить елань, и перила окрасить;

6) Мост в 3-й части чрез ручей близ церкви Николая Чудотворца, пришедший в совершенную ветхость, приказать сделать вновь.

Приказали: Предписанное его превосходительством исправление произвесть по мере возможности на счет суммы городских повинностей»2.

В этом же источнике в перечне зданий и заведений внутри города находим упоминание Изосимовского моста (Красный мост называли как Зосимовским, так и Изосимовским): «...Будка на Изосимовской площади в 1 части близ Изосимовского моста»3.

Оба моста (Красный и Соборный) были построены по проекту инженера майора Мрачковского. Красный мост был открыт 17 апреля (5 апреля по старому стилю) 1846 года (а через год был открыт и Соборный). Вот как об этом писала газета «Вологодские губернские ведомости»: «5 сего апреля, в присутствии г. гражданского губернатора, по совершении молебствия и по окроплении святою водою, последовало открытие вновь построенного в нашем городе чрез р. Вологду Красного моста, который называется также Зосимовским. При этом находились все члены здешней губернской строительной комиссии, производитель работ строительного отряда путей сообщения поручик Лаханин 3-й и стеклось значительное количество народа. Новый мост, сооруженный по проекту инженер-майора Мрачковского, учрежденному в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, отличается своим изяществом, красивою и чистою отделкою и особенным удобством для пропуска судов и барок» (рисунок 1)4.

2

Из журнала Вологодской городской думы императора Александра I — о подготовке города к приезду. 21 — 23 августа 1824 г. № 250. ГАВО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 81. Л. 446-446 об. Подлинник. Рукопись [Там же].

3

Из предварительной описи недвижимого имущества г. Вологды на 1 января 1860 г., представленной Вологодской городской думой в губернское правление. Не позднее 18 августа 1860 г. № 252 [Там же].

4

Вологодские губернские новости, 1846. № 14.

Рисунок 1. Открытие Красного моста. 5 апреля (по старому стилю) 1846 года

Работы лауреатов Конкурса имени В.И. Вернадского

Вологодские губернские ведомости, 1847. №15. 12 апреля.

6

Объявление Вологодской городской управы о строительстве водопровода 10 июля 1898 г. № 258 [Старая Вологда 2004]

Через год с небольшим был достроен и Соборный мост. «Спешим поздравить жителей нашего города с открытием нового чрез р. Вологду мостом. 9-го Апреля... после совершенна-го молебствия и по окраплении новаго моста Святою водою, открыт чрез оный проезд экипажей. И этот мост, подобно Зосимовскому, или Красному, отличаясь легкостью, изяществом форм, может считаться одним из украшений нашего города», — читаем в апрельском выпуске 1847 года Вологодских губернских ведомостей.5

Изначально Красный мост, существовавший с 1846 по 1970 год, имел деревянную ферму, возвышавшуюся над мостом. Назначение фермы было не декоративное, а функциональное — это была одна из несущих конструкций. Впоследствии мост неоднократно ремонтировался. По настилу проезжей части была проложена водопроводная труба.

В объявлении Вологодской управы от 10 июля 1898 года читаем о начале строительства водопровода. «Вологодская городская управа сим извещает жителей города, что постройка водопровода началась, и в силу заключенного со строителем договора водопровод окончен будет постройкой и принят городом к 1 декабря сего года. ... По Никольской ул. от Красного моста до Подлесной ул... 38 проводов пойдут налево по Московской ул... до угла Изосимовской ул., где провода разделятся: 12 проводов пойдут по Изосимовской ул. Далее 9 проводов пойдут... до Красного моста, откуда отделятся два провода: один — в дом губернатора... и другой — до здания духовной семинарии на набережной р. Вологды... Оставшиеся 7 проводов перейдут р. Вологду... На противоположном берегу провода тотчас же разделятся: один провод пойдет вправо от моста по Фрязиновской ул. (набережной)... до помещения управления воинского начальника, два провода пойдут влево от моста по Дмитриевской наб... до губернской земской управы, и один провод продолжится... до помещения начальника судоходной дистанции. Остальные 4 провода от моста пойдут прямо по Никольской ул. до угла Подлесной ул.»6.

1919-1971г. Ремонт и строительство пешеходного моста

В 1920-х годах мост неоднократно ремонтировался, был перестроен и стал двухпутным с защитой от ледохода свайными ледорезами. Красный мост был разделен на две части — для проезда гужевого транспорта и для пешеходов.

В газете Красный Север в номерах 1924 года появляются статьи о ремонте Красного моста. «Мосты и тротуары. Сейчас главное внимание обращено на ремонт Красного моста, который инженеры обещают подготовить для пешеходов к 1 мая, а в мае — для конного движения. Ремонт моста потребует из нынешнего городского бюджета 24000 рублей»7. «Коммунальное

Комина Анна

хозяйство. Достройка Красного моста идет к концу: к 1 апреля работы по постройке выполнены в размере 70%; к 20 апреля предположено открыть пешеходное движение по мосту»8.

А уже в 1926 году в той же газете читаем о необходимости постройки нового моста, а не ремонта существующего: «Следующим очередным и неотложным мероприятием является постройка моста через Вологду. Один из существующих мостов за ветхостью уже провалился, второй (Красный) начатый постройкой в 1919 году и оконченный в 1924 году не может быть долговечным... Какой мост строить? Здесь уместно напомнить английскую пословицу: «мы не так богаты, чтобы строить дешевые сооружения». Мысль о постройке долговечного моста разделяется всеми — нужен мост каменный или железный. На очереди вопрос изыскания средств и составление проекта моста»9.

Деревянный Красный мост долго служил вологжанам и даже успел сняться в фильме «Достояние республики». В 1960-е годы был окончательно запрещен проезд гужевого и автотранспорта по мосту, а люди могли ходить только по одной стороне моста.

Деревянный мост в 1970 году был разобран, после чего на том же месте в 1971 году был построен пешеходный железобетонный мост. Официально он стал называться «пешеходный», проезд какого-либо транспорта конструкцией моста не предусматривался. Но в народе его по-прежнему называли Красным.

Следует отметить, что некоторые источники датируют начало строительства моста 1918-м годом (в отличие от других, указывающих, что в 1918 году была произведена реконструкция открытого в 1847 году моста). Такого мнения придерживаются: Вологодский журнал о духовной пище «Парк культуры и отдыха»; В. Соколов в своей книге «Вологда. История строительства и благоустройства города», глава «Мосты» [Соколов 1977]; интернет-ресурс об истории города «Насон-город»; Википедия и ряд других.

Для подтверждения исконной даты строительства моста обратимся к первоисточникам. План города Вологды 1886 года (рисунок 2) и План города Вологды 1908 года (рисунок 3 на стр. 262) содержат два моста — Соборный и Красный. На основании этих документов и всего выше сказанного делаем вывод, что действительная дата строительства Красного моста — 1847 год. Указание же в некоторых источниках даты возведения моста в 1918 году является ошибкой.

Красный Север, 1924 год, № 5 [Вологда. История города].

Красный Север, 1924 год, №4 [Вологда. История города].

Красный Север, 1926 год, №9 [Вологда. История города].

Рисунок 2. План города Вологды 1886 года

Рисунок 3. План города Вологды 1908 года. Является приложением к буклету [В Вологде проездом 1991.

10 Вологда, XII — начало XX века: Краевед. словарь / Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1993. — с. 147

11

11 1852 год, №22. От 31 мая [Вологодские губернские ведомости].

Работы лауреатов Конкурса имени В.И. Вернадского

Происхождение названия моста

Происхождение названия

Красного моста доподлинно неизвестно, однако существует несколько предположений происхождения этого названия.

Первое, «название Красного моста, как говорят старожилы, он получил потому, что был покрашен красной краской», встречаем мы в статье А. В. Панова «Историческая справка об улице Добролюбова»10. Хотя в 1847 году на деревянные конструкции редко тратили краску.

Второе, от слова «красный». Красный — общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и краса, и имевшее исходное значение — «красивый» (как в сочетаниях Красная площадь или красна девица). Впоследствии прилагательное «красный» стало употребляться в значении цвета. Вероятно, возведенный в средине 19 века мост через реку Вологду был очень красив для вологжан.

Третье, от традиции, связанной с местными праздниками. Наряду с общероссийскими, в Вологде существовали также местные праздники и общественные гулянья, истоки которых уходят в далекое прошлое, и сведения о них отрывочны. Одним из самых древних местных общегородских праздников в Вологде до середины 19 века были гулянья под Красными качелями, которые проходили на Парадной площади 24 и 25 мая, в последние дни перед Петровым постом [Вологда в минувшем тысячелетии 2006]. Позже местом проведения праздника стала луговая площадь вблизи городского бульвара на улице Большой Дворянской (ныне улица Октябрьская). На гулянья приходил весь город. Возводились дощатые балаганы, велась торговля.11

К сожалению, изображения качелей в источниках не сохранились, информация о них осталась лишь в воспоминаниях. Однако их название — «красные качели» — может свидетельствовать о том, что происхождение названия моста неким образом с ними связано.

Топография Красного моста. Изменение во времени

Назначение Красного моста с момента его постройки и по сей день не изменяется — это связь заречной части города, расположенной по левому берегу реки, с центральной частью, расположенной по правому берегу реки.

Комина Анна

В настоящее время Красный мост расположен между улицами Зосимовской и Добролюбова. С заречной части города к реке в месте расположения моста прилегает Набережная 6-й Армии, а с центральной — Пречистенская набережная.

Однако так было не всегда. Как известно, топографическая карта города Вологды, как и многих российских городов, не единожды изменялась с течением времени. Значительную роль в этом процессе сыграло советское время.

Итак, в 1847 году, вновь построенный деревянный Красный мост соединял Зосимовскую улицу с улицей Никольской. Зосимовская улица получила свое название по церкви святых Зосимы и Савватия, расположенной в самом начале улицы у Красного моста (ныне — здание театра кукол «Теремок»). Никольская же улица была так названа, так как чуть в стороне от нее располагалась Никольская церковь во Владычной слободе. Со стороны центральной части Вологды здесь, как и сейчас, располагалась Пречистенская набережная, а с другой стороны — Дмитриевская набережная, названная так по расположенному рядом храму Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

В 1918-1921 годах мост был перестроен, претерпела большие изменения и карта Вологды. С приходом к власти большевиков, привычные названия улиц и набережных заменялись на революционные. Так, Зосимовская улица была переименована в улицу Карла Маркса (немецкого идеолога-коммуниста), а позже в 1959 году была присоединена к улице Калинина (известного советского деятеля, председателя ВЦИК) с одним названием. Таковой являлась до 1991 года, когда улица Зосимовская получила назад свое законное исконное имя.

Улица Никольская в 1918 году получила название улицы Добролюбова — поэта, представителя революционной демократии (какой и является по сей день).

Дмитриевская набережная, примыкающая к Красному мосту со стороны заречья, в 1918 году была переименована в Армейскую набережную, а в 1920 году получила название Набережной 6-й Армии, революционно победившей белых и иностранных интервентов в Северном крае.

Пречистенская набережная, примыкавшая к Красному мосту со стороны центральной части города, в 1918 году получила название Лесная, в 1936 году — Спортивная, а в 1959 году — набережная Кедрова (комиссара советской ревизии). К счастью, в 1991 году этой набережной вернули ее историческое название — Пречистенская набережная (названная так в честь церкви Пречистой Богородицы).

Менялся со временем архитектурный облик города, менялись названия улиц и набережных, перестраивался и реконструировался и сам Красный мост, однако прекрасного названия своего он не изменил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Красный Мост в начале XIX века

Рисунок 5.

Железобетонный Красный Мост

Работы лауреатов Конкурса имени В.И. Вернадского

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования, удалось достичь поставленных целей и задач, а именно:

1. описать первоначальный Красный мост, построенный в 1846 году, историю его открытия;

2. проследить дальнейшую его судьбу, реконструкцию и строительство нового пешеходного моста в 1971 году;

3. раскрыть версии происхождения названия моста;

4. проанализировать и описать топографические изменения в облике Вологды в районе Красного моста;

5. изучить и сравнить планы-карты заречной части города 1886 и 1908 годов;

6. создать презентацию, наполненную ценными фотографиями прошлых лет;

7. собрать материал для дельнейшего исследования. Считаю, что исследовательскую работу по данной теме можно продолжить в направлении описания интересных случаев и событий из жизни вологжан, которые произошли рядом с Красным мостом. Хотелось бы еще описать, каким образом нашел свое отражение Красный мост в искусстве: кино, живописи, фотографии. \ш

Список использованных источников и литературы:

Вологда, XII-начало XX века — Вологда, XII-начало XX века: Краевед. словарь / Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1993. — 298 с.

Вологда в минувшем тысячелетии 2006 — Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 240 с.

Вологодские губернские ведомости — Вологодские губернские ведомости. — 1852 год, 31 мая — №22; 1846. № 14.; 1847 год, 14 апреля — №14.

Сазонов 2016 — Сазонов А. И. Вологда. Каменная летопись. — Вологда: Древности Севера,2016. — 159с.

Сборник 1970 — Сборник «Истории старых улиц города Вологды» / Вологодский областной краеведческий музей, секция ветеранов революции и гражданской войны: машинописи, текст. — Вологда, 1970.

Соколов 1977 — Соколов В. История строительства и благоустройства города. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1977. 160с.

Старая Вологда 2004 — Старая Вологда XII — начало ХХ в.: Сборник документов и материалов / Сост.: Л. Н. Мясникова (отв. сост.), Ю. А. Смирнов, О. В Якунина; редкол.: канд. ист. наук Ю. С. Васильев, канд. ист. наук Н. И. Голикова, д-р ист. наук А. В. Камкин; гл. ред. канд. ист. наук Ф. Я. Коновалов. Вологда: Легия, 2004. — 568 с.

План города Вологды 1908 — План города Вологды 1908 года (является приложением к буклету: В Вологде проездом) / сост.: В. И. Аринин, Н. В. Катканова. — Череповец, 1991 г.

Провинциальный альбом 1999 — Провинциальный альбом: Вологда на почтовых открытках начала ХХ века / Редактор-составитель А. В. Быков, текст Л. С. Панова, Г. Н. Петровой — Вологда: Ардвисура, 1999. 208 с.

Улицы Вологды 1977 — Улицы Вологды. Составитель В. М. Малков. Северо-Западное книжное издательство, 1977.

Красный мост — Красный мост. История Вологды. [Электронный ресурс] Насон URL: http://nason.ru/Krasnyi_most/.

Вологда. История города. — Вологда. История города [Электронный ресурс] URL: http:// vologdahistory.ru/wiki/

Прогулка по старой Вологде. [Электронный ресурс] Сайт Детской Областной Библиотеки URL: http://www.vodb.ru/page/readers/clubs/vologda.html

В Вологде проездом — В Вологде проездом / сост.: В. И. Аринин, Н.В. Катканова. — Череповец, 1991 г.

Вологодские губернские ведомости — Вологодские губернские ведомости. [Электронный ресурс] URL:https://www.booksite.ru/vgv/magazine.php?y=1852

Комина Анна

Комментарий специалиста

Вся Вологодская область и, в частности, Вологда — поистине уникальные уголки необъятной России, история которых теряется во мгле столетий. Эти уголки пощадило монгольское нашествие, крепостное право, Великая Отечественная война. Поэтому здесь сохранились такие объекты культурного наследия, которых не сыскать ни в одном другом регионе России. Данная работа носит очень конкретный характер, она посвящена изучению истории одного вологодского памятника — Красного моста.

«...Исследование истории одного из мостов нашего древнего города, — справедливо подчеркивает А. В. Комина, — актуально для изучения культурного и исторического наследия нашего края. Выбранная мною тема малоизучена и требует расширения и систематизации знаний о ней. Привлечение внимания к исследуемой проблеме среди обучающихся является актуально для повышения осведомленности об истории родного города».

В качестве задач исследования были обозначены следующие:

1. Найти, изучить, обобщить имеющуюся информацию по теме.

2. Выяснить происхождение названия Красного Моста.

3. Узнать историю строительства и реконструкции моста.

4. Проанализировать и описать топографические изменения в облике города в районе Красного моста.

5. Изучить, систематизировать фотоматериал по теме.

Строго говоря, названные выше позиции 1 и 5 неправомерно относить к задачам исследования. Это не задачи, а отдельные процедуры работы, выполненные автором. Задачи исследования всегда носят проблемный характер. В рамках решения исследовательских задач обязательно проводится анализ того или иного исходного материала, используются определенные научные методы. В результате проведения анализа исследователь получает новое научное знание.

Правильно сформулированные задачи позволяют оптимальным образом разработать структуру научной работы, дать адекватные смыслу исследования названия основных разделов (глав, параграфов). Знакомство с текстом настоящей работы позволяет заключить, что задачи, перечисленные во введении под № 2-4 автором решены.

На что целесообразно обратить внимание в процессе продолжения начатого исследования?

1. Поработать над введением (уточнить задачи и методы исследования, осветить (при возможности) историографию вопроса, дать хотя бы краткую характеристику информационной (источниковой) базы исследования);

2. Каждый параграф завершить краткими выводами.

3. Каждую главу завершить обстоятельно сформулированными выводами, что очень поможет при написании хорошего заключения ко всей работе в целом.

4. Расширить и заключение. Более отчетливо сказать о том, какого прироста знания удалось достичь в процессе решения каждой из исследовательских задач.

5. Дополнительно поработать над списком источников и литературы. В первую часть списка включить источники (в том числе сборники документов, старые периодические издания, картографические материалы), во вторую — литературу по теме исследования на бумажных носителях (по алфавиту авторов и названий), в третью — Интернет-ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.