ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ИСТОРИЯ КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Коссеков Довлет Пигамдурдыевич, Туркменский государственный университет имени Махтумкули, г. Ашхабад, Туркменистан
E-mail: hakanbayatow@gmail.com
Аннотация. Культурное наследие играет важную роль в формировании и сохранении идентичности народов. Одним из уникальных аспектов культурного наследия туркменского народа является их традиционное кожевенное ремесло. Эта научная статья исследует и документирует историю, техники, материалы и значение кожевенного ремесла у туркменского народа, а также его влияние на местную экономику и культурное развитие.
Ключевые слова: туркменский народ, культурное наследие, кожевенное ремесло, традиции, экономическое развитие, мастерство.
Кожевенное ремесло играет важную роль в туркменской культуре и обществе. Оно не только является источником занятости и дохода для мастеров, но и способствует сохранению и передаче традиций и идентичности туркменского народа. Кожаные изделия туркменского производства востребованы как внутри страны, так и за ее пределами, что способствует развитию туризма и привлечению инвестиций в регион.
Кожевенное ремесло играет важную роль в местной экономике туркменского народа. Производство и торговля кожаными изделиями создают рабочие места и способствуют экономическому развитию регионов, где эти ремесленные мастерские расположены. Кроме того, кожаные изделия туркменского производства имеют значительный экспортный потенциал, что способствует развитию международной торговли и укреплению экономических связей с другими странами [1].
Сохранение и продвижение кожевенного ремесла у туркменского народа является важной задачей для сохранения культурного наследия и традиций этого народа. Государственные и негосударственные организации должны содействовать сохранению и передаче знаний и навыков кожевенного ремесла, организации мастер-классов и тренингов для молодых поколений. Также необходимо поддерживать создание и развитие рынков сбыта для кожаных
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
изделий, чтобы обеспечить устойчивость и процветание ремесленных мастерских.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение и документирование различных стилей и техник кожевенного ремесла у туркменского народа, а также на эффекты мировых тенденций и изменений на данное ремесло. Также стоит исследовать возможности сотрудничества с международными организациями и дизайнерами для продвижения туркменского кожевенного ремесла на мировой арене.
Туркменское кожевенное ремесло представляет собой уникальное искусство, которое развивалось на протяжении многих веков. Оно имеет глубокие корни в культуре и традициях туркменского народа и является одним из ключевых элементов их национального наследия.
Традиционные методы и техники, используемые в туркменском кожевенном ремесле, передаются из поколения в поколение. Мастера тщательно отбирают высококачественные кожи различных животных и используют специальные инструменты для обработки их. Они применяют техники дубления, окрашивания и выделки, чтобы создать прочные и прекрасные изделия.
Одним из характерных элементов туркменского кожевенного ремесла является использование традиционных узоров и орнаментов. Эти узоры имеют глубокое символическое значение и отражают культурные, религиозные и этнические аспекты туркменского народа. Каждый узор может иметь свою историю и значение, и они часто используются для украшения изделий, таких как сумки, ремни, обувь и одежда [2].
Кожаная галоша на высоком каблуке, со временем без изменений дошли до наших дней. Кроме калош мужчины надевали разные виды сапог. В селениях они надевали деревянную галошу. Деревянная галоша у всех народов в том числе и у туркмен Средней Азии существовали давно. Мы считаем, что эти галоши мы переняли от туркмен Таджикистана. Так как эта обувь относится к людям, которые живут на горных окраинах, и широко используются среди горных таджиков.
В начале XX века появляются резиновые туфли. Эта обувь в условиях Средней Азии являлась самой практичной. Свадебные обычаи, одежда для похорон, обувь сохранили свой изначальный вид. Сапоги, меси как мужчины, так и женщины одевали с портянками. Как говорят туркмены «Белый цвет да послужит счастью твоему» дарили жениху с добрыми пожеланиями. С начала 30 годов XX века во внешнем виде головных уборов и обуви возникают различия.
В летнее время люди ходили босиком, во время работы одевали «чепек». «Чепек» закрывало только подошву ноги и изготовлялось из грубой кожи коровы или быка. Женщины в основном одевали «ковуш», это было полузакрытое кожаная обувь. Известно два вида: «пашмак» очень широкое, верхняя часть сплошная, нос глубокий, подошва средней величины. Изготовлялось из желтой кожи. «Ковуш»- средней величины, подошва 4-5 см, задник 3-4 см. Оно
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
изготовлялось из хорошо обработанной черной кожи. По заказу туфли обшивались разными шелковыми нитками.
По данным известного этнографа Н.В. Захаровой до XVIII века и казахов и туркмен Мангышлака женская и мужская обувь не отличалась. Но в конце XIX начале XX века в форме, фасоне обуви возникают большие изменения.
Девушки и молодые женщины надевали красивые сапоги. Молодым нравилось надевать длинные сапоги 10 сантиметровыми каблуками. Пожилым нравилось надевать обувь с низкой подошвой. В основном они надевали, меси с галошами. Богатые девушки, невесты надевали сапоги, галоши из сине-красной кожи, расшитые разными узорами. На сапогах можно было найти различия так как, узорные украшения молодых девушек отличались у пожилых.
В концеXX веков обувь у казахов состояла из мягкого меси и сапогов. Уходя из дому поверх меси одевали галоши, заходя в дом снимали их . Помимо этого одевали сапоги из войлока. У казахов были популярны сапоги из кожи. Молодые одевали обувь с высокой подошвой пожилые с низкой.
Сапоги готовились с разных видов кожи, коня, коровы. Для длинных сапог использовали кожу козы и барана. Богатые казахи заказывали сапоги из высококачественной кожи, бедные шили себе сапоги из сырой кожи.
В конце XIX века стали привозить сапоги из высоко - качественной кожи с России. Обувь готовили с кожи крупно - рогатого скота или кожи ног коня. Сначала кожу мыли в воде, потом сушили, чтобы придать мягкость били деревянным молотком. Каблук обуви приготовлялся из двойной кожи крупного животного, для прочности закрепляли берёзовой кожурой.
В конце XIX и начале XX веков во многих местах Казахстана получают известность русские сапоги. Казахи и другие народы жившие на территории Казахстана заказывали и покупали их у русских мастеров. В последующее время у казахов возникают свои сапоги. По сезонам года сапоги сильно различались. По обшивке обуви и каблуку можно было определить, молодому предназначалась она или старшему поколению. Для прочности обуви к каблуку ставили подкову. Обувь, которую готовили для мужчин, отличалась своими широкими паголенками. Набойка была твёрдой из двойной кожи крупнорогатого животного. Начиная с середины XIX века сапоги готовили, с русской высококачественной кожи, которую приобретали на базарах и ярмарках.
Туркменское кожевенное ремесло имеет большое значение для местной экономики и культурного развития. Мастера часто работают в небольших семейных мастерских и предприятиях, которые являются важными источниками занятости и дохода для местного населения. Кожаные изделия туркменского производства пользуются популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов, и способствуют развитию местного туристического сектора.
Кроме того, туркменское кожевенное ремесло играет важную роль в сохранении и передаче традиций и идентичности туркменского народа. Оно является частью культурного наследия, которое передается через поколения и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
способствует укреплению национальной идентичности. Мастера кожевенного ремесла играют важную роль в сохранении старинных техник и знаний, а также в обучении нового поколения мастеров.
Также стоит отметить, что туркменское кожевенное ремесло имеет потенциал для международного признания и сотрудничества. Уникальные и качественные изделия туркменских мастеров могут привлечь внимание дизайнеров и покупателей со всего мира. Это открывает возможности для развития экспорта и создания партнерств с международными рынками.
Таким образом, туркменское кожевенное ремесло представляет собой ценное культурное наследие, которое не только обогащает культуру и традиции туркменского народа, но также имеет экономическое значение.
Туркменское кожевенное ремесло является важной частью культурного наследия этого народа. Его традиции и уникальные техники изготовления кожаных изделий являются результатом многовекового развития и передачи навыков от поколения к поколению. Сохранение и продвижение кожевенного ремесла имеет большое значение для сохранения идентичности туркменского народа, развития экономики и привлечения внимания культурного сообщества к этому уникальному ремеслу.
В период исследования как видим в прошлом, прадеды готовили кожаные изделия которые были у туркмен и народов Средней Азии. Конечно, какой народ производил обувь раньше, чем другой очень трудный и спорный вопрос. И сегодня в этой сфере есть много не изученного. В связи с этим кожаная продукция туркмен Средней Азии должна изучаться не только на основе обуви, но и на основе головных уборов, но и одежды, конных и хозяйственных принадлежностей.
Литература:
1. Тигктеп deri ureticisi игип1епт А^"ира'уа Шга? ediyor [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://business.com.tm/tr/post/5971/turkmen-deri-ureticisi-urunlerini-avrupaya-%C4%B0hrach-ediyor
2. Карпов Г.И. Изучение этнографии в Туркмении // Известие туркменского филиала АН СССР. - М., 1944. - № 2-3.
3. Традиционные ремесла в Центральной Азии - от мастерских к большим ... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stanradar.com/news/ fuП/21867-traditsюnnye-remesla-v-tsentralnoj-azи-ot-masterskih-k-bolsЫm-rynkam.html
4. Художественные ремесла Центральной Азии начала XXI в.: Новая жизнь ... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.asu.ru/knc/article/ download/6951/5674/
»
8