Научная статья на тему 'История коммерческой рекламы дореволюционной Удмуртии'

История коммерческой рекламы дореволюционной Удмуртии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
513
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пухарева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История коммерческой рекламы дореволюционной Удмуртии»

УДК 659(470.51)

История коммерческой рекламы дореволюционной Удмуртии

Т.В. Пухарева

Институт социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета

Реклама в Удмуртии существует с момента возникновения в регионе постоянной купеческой торговли и мануфактурного производства. Поначалу рекламные функции несло само оформление изделий. Это эмблемы, гравировка на ружьях, проспекты и каталоги, фирменные клейма.

Первой рекламой, вероятно, следует считать фирменные клейма на ижевских ружьях - две перекрещенные заглавные буквы «И» и «З» (Ижевский завод). Затем ружья стали маркировать специальным знаком, представляющим собой изображение лука с летящей стрелой. Это был как собственно ижевский, так и в целом вятский символ, поскольку изображение стрелы украшало герб губернии.

В дореволюционный период купечество Удмуртии (особенно И.И. Бодалев) часто украшали свою продукцию своеобразной имитацией гербов. Это щитообразные виньетки и другие подобные фигуры. Щиты с символическими образами часто украшали и продукцию казенных заводов - Ижевского и Воткинского.1

Первым в Удмуртии целенаправленно использовать рекламу для продвижения товара стал сарапульский купец Бодалев. С помощью рекламы он смог добиться широкой известности своего «Ижевского торговопромышленного товарищества», производившего спирт, вина, муку и крупы. Во всей вятской губернии Бодалев привлек к работе профессиональных журналистов и художников, чтобы создать для своего предприятия уникальный, только ему присущий фирменный стиль, который отражал художественные тенденции того времени «модерн». Общий стиль проявлялся не только в художественном оформлении рекламных объявлений, но и в архитектуре зданий, принадлежащих предпринимателю. Для бодалевских напитков изготавливалась специальная бутылка с текстом: «Ижевское товарищество. Пиво-воды»2. Этикетки были яркими, красочными, разными по форме, с изображением медалей, полученных на российских и международных выставках.

В 1870-е годы в Удмуртии зарождается печатная рекламная графика. Сарапульская и глазовская типографии выпускают всевозможные бланки, листовки и буклеты, сопровождаемые виньетками и гравированными картинками. В них есть специфический колорит, индивидуальность художественного мышления. Часто,

например, изображались кокетливые барышни среди бонбоньенрок и кружев или вальяжные усатые господа с ружьями, прогуливающиеся по лесу в окружении собак, уток и глухарей.

Специфический колорит приобретает с 70-х гг. XIX в. и другой вид рекламной продукции — прейскуранты и каталоги, прежде всего, оружия. В дореволюционном Ижевске изготавливалось большое количество охотничьего оружия. В целях его рекламы местные фабриканты В.И. Петров, А.Н. Евдокимов, Н.И. Березин издавали массовым тиражом всевозможные проспекты, календари, памятки, прейскуранты.

Нередко они содержали обращения владельца фабрики к потенциальным покупателям и тем, кто уже сделал покупку, к примеру, такие: «Ружья, описанные в моем прейскуранте, вполне могут оказаться пригодными для охотника с небольшими средствами, который, видя прейскуранты столичных оружейных магазинов, находит только баснословные цены, а ружей, подходящих для него, он находит два-три с описанием в три слова. Льщу себя надеждой, что многие охотники-заказчики с полным доверием относятся к русской фабрике, я же со своей стороны постараюсь оправдать такое доверие. Ружейный фабрикант и мастер В. Петров». В конце прейскуранта, на обложке, печаталась надпись: «Премного буду благодарен и обязан, если, по миновании надобности, настоящий прейскурант передадите Вашим знакомым охотникам, желающим приобрести ружья»3.

Именно русские предприниматели поставили себе на службу новое достижение техники - фотографию. Благодаря их рекламе сегодня мы можем представить, как выглядели наши города сто лет назад. Впервые открытки для рекламы использовали в Ижевске аптекари Ф.А. Генц и А.Я. Буйлов, оружейный фабрикант В.И. Петров. Известно, что В.Петров использовал фотографии Ижевского завода для рекламы на почтовых открытках, прейскурантах, бланках и проспектах, то есть просто выдавал виды мастерских Ижевского оружейного завода за свою фабрику: например, выпускались почтовые открытки с фотографией В.Петрова в полный рост с подписью внизу: «Основатель и руководитель фирмы «В.Петров». Самое огромное в России производство охотничьих ружей. Ижевский оружейный завод, Вятская губерния»4.

1 Шумилов Е. Свое дело - свой стиль!//Свое дело: Ежемесячная газета для предпринимателей. — 1999.— № 1.

2 Степенко Е. Серебряный век удмуртской рекламы.//Найди.—2003.—№ 14.

3 Там же.

4 Центральный государственный архив Удмуртской республики: почтовые открытки и фотографии (папка № 19).

Использование открытки в качестве рекламоносителя в Удмуртии приходится на конец XIX в. Много-тиражность, дешевизна и легкость распространения открыток были по достоинству оценены местными коммерсантами. Красочные рекламные сюжеты и фирменные знаки, как правило, располагались на лицевой стороне, а текст с непременным перечислением достоинств и преимуществ товара или услуги - на обороте.

Ближайшие «родственники» рекламных открыток

— художественные вкладыши. Серии вкладышей посвящались памятникам России, домашнему быту различных народов России, истории бумаги, морской фауне, средствам передвижения и прочим темам, которые могли заинтересовать покупателей. Особенно много вкладышей изготавливали по заказу кондитерских фабрик. У товарищества «Эйнем» они были цветными, очень красивыми. Каждая серия, как правило, состояла из 12 картинок на одну тему.

Российские кондитерские предприятия облюбовали вкладыши, однако парфюмерные фабрики нашли не менее выигрышный путь. Они печатали на орнаментированных и надушенных бумажных салфетках театральные и концертные программы. Продукция кондитерской фабрики «Абрикосов и сыновья» в конце XIX в. пользовалась у российских детей искренней любовью из-за фантиков, в которых продавались конфеты. Из этих картинок создавались серии, посвященные цветам, машинам, зверям и птицам. Стремление детей собрать свою серию, похвастаться ею перед сверстниками очень способствовало раскупаемости продукции Абрикосовых.5

Вывески в местах продаж представляли собой щиты и более сложные фигурные конструкции с названием предприятия, элементами фирменного стиля и рекламными персонажами. По немногим сохранившимся фотографиям витрин и фасадов наших магазинов дореволюционной поры можно понять, что в рекламе часто применялась станковая живопись — не нынешняя гладкая, скучная раскраска по пластику разными техническими средствами, а настоящая «живая» живопись маслом по жести. Профессиональный живописец мог сотворить для витрины или вывески такой сочный и аппетитный натюрморт, что поневоле зайдешь и купишь все, что рекламируется. Вывески были неотъемлемой частью фасадов, частных мастерских, ресторанов, доходных домов.

Выразительно описывал свои впечатления от этого вида городского изобразительного искусства художник-модернист М. Добужинский: «На «мясной» торговле красовался бык на золотом фоне, стоящий на обрыве, внизу же мирно сидел барашек. На вывесках «зеленной» и «курятной» торговли были аппетитно нарисованы продукты: кочан капусты, морковка, репа, редиска или петухи, куры, утки, а иногда индюки с распущенным веером хвостом, а у «колониального» магазина

— ананасы и виноград. Мелочные же лавочки были неизменно украшены вывеской с симметрично расставленными сахарными головками в синей обертке,

пачками свечей и кусками «жуковского мыла» с синими жилками, в центре же красовалась стеклянная ваза с горкой кофейных зерен, а на фоне витали почтовые марки, почему-то всегда по три вместе».

Неграмотность большинства вывесок побудила И.Е. Зегимеля в 1882 г. написать статью, посвященную вывескам, в издании «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося какой-либо деятельностью», где значилось: «Вывески должны быть написаны грамотно, изящно, но не бросаться в глаза своей лубочностью и эксцентричностью». Однако часто приходилось видеть такие вывески, безграмотность и оригинальность которых вызывает улыбку «Разъмень дънъгъ», «Съ Естная лавка», и даже «Шнакс-колбасник» под изображением свиньи. Встречались и такие курьезные вывески, как «Здесь стригут и бреют. Баранов» или изображение колыбели со спящим ребенком и надписью: «Петров — сих дел мастер».

Вывески были на здании Ижевского торговопромышленного товарищества, бакалеи С.Я. Чигвин-цева, колбасной Балтина, аптеки Гейнца, фруктового и бакалейного магазина Ш.Г Ибрагимова в Глазове, чайного магазина торгового дома «Мансуров и К» в Воткинске, на зданиях многих других магазинов. Интересно, что иноземцы часто приезжали в Удмуртию, но при этом ни в одном из населенных пунктов края на вывесках не было иноязычных текстов.

Первым годом становления профессиональной, качественной рекламы в Удмуртии можно считать 1897 год, потому что 4 мая 1897 г. в уездном центре вышел первый номер «Сарапульского листка объявлений». В подзаголовке значилось «Газета реклам и публикаций». Издание носило коммерческий характер. Газета выходила по четвергам и воскресеньям на двух страницах большого формата. Причем по решению главного редактора — издателя купца Иосифа Михайловича Колчина (первый редактор в истории журналистики Удмуртии) газета «рассылается по всем казенным учреждениям, волостным правлениям, торгово-промышленным заведениям, а также и на все мимо проходящие пассажирские пароходы ». Листок выходил девять лет (1897—1906), затем его выпуск возобновился в 1909 г., но ненадолго (в 1906 г. его сменила газета «Прикамская жизнь»). Сейчас это бесценный источник информации о вкусах, пристрастиях и обыденной жизни граждан обширного Сарапульско-го уезда, занимавшего большую часть современной Удмуртии.6 Известны также «Камский листок объявлений» (1897—1904, Елабуга), «Вятские губернские ведомости», издававшиеся в Вятке, ныне Кирове.

Выразительность оформления газеты зависела от вкуса наборщика, который порой весьма прихотливо обрамлял рекламные тексты. В тексте объявлений встречались и первые слоганы, которые тогда, конечно, так не назывались. Вот, например, слоганы мануфактурно-меховых магазинов Е.П. Безчастновой: «Девиз наших магазинов — дешевые цены, хорошего

5 Попов А. Налетай! Подешевело! //Центр.—2002.—№ 49

6 Центральный государственный архив Удмуртской республики: «Сарапульский листок объявлений».— 1897. — № 1.

качества товары», «Добросовестность — лучшая политика». Язык как удмуртской, так и общероссийской рекламы со временем становился все более сочным и живописным. Со смаком и вкусом рекламодатели перечисляли товары и их достоинства, но часто в объявлениях просто перечислялась продукция: «Соборная площадь, дом Ижболдина, В самом большом выборе специальные водки, наливки, ликеры, шампанское, виноградные вина лучших русских и заграничных фирм. Сезонные закуски: сельди, балык, икра, сыр, консервы и прочие гастрономические товары для кухни и стола. Табак, папиросы, гаванские и другие сигареты, шоколадные конфеты и десерт. Галлипольское деревянное масло. Разные бакалейные, парфюмерные, кондитерские изделия, гастрономические, аптекарские, табачные товары. Чай, сахар, крупчатка разных мельниц, прессованные дрожжи».7

Реклама отражала социально-политическую и экономическую жизнь. Объявления в газетах носили не только рекламный характер, нередко они информировали о потребностях граждан. Например, В.В. Михель

— член городской думы, попечитель Николаевского училища, юрист, поместил объявление: «Нужен трезвый кучер». В газете «Прикамская жизнь» печаталось меню коммерческого ресторана Александровых в Сарапуле.8

Газета стала идеальным носителем рекламы. В ней публиковались извещения о банкротствах, о взыскании кредиторами векселей, продаже, найме работников, предложения услуг медиков, гувернеров, модисток. Более поздняя реклама представляла собой лаконичные тексты с иллюстрацией рекламируемого товара.

Газеты того времени регулярно печатали рыночные цены на важнейшие продукты и в большей степени определяли их. Листая страницы «Вятской газеты», можно узнать, например, что пуд ржаной муки стоил на стыке веков 38-39 копеек, пуд мяса первого сорта -2,4-2,8 рубля, пуд коровьего масла - 7,8-8,2 рубля, пуд соли - 22 копейки.

Рекламу в газетах следует признать эффективной, поскольку она приносила ощутимые результаты. Благодаря умению широко рекламировать свою продукцию, И.Ф. Петров завел свои магазины в Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и на Кавказе, а в Ижевске построил пороховой склад и не без выгоды торговал порохом.

Активно развивалась журнальная реклама. Изобилие рекламы можно обнаружить в журнале «Дамский мир» (1915 г.) с тремя бесплатными приложениями. В издании рекламировалась не только модная одежда и аксессуары, но и «мыло молодости», «гребенка, заготовляемая на научном основании», «стол-универсал», который «здоровым — приятен, больным — безусловно, полезен»9.

Важно было удачно выбрать периодическое издание, а также тип объявления и его «обрамление». Заказчикам предлагали воспользоваться готовыми

7 Вятская газета: Еженедельное издание Вятского губернского земства.— 1901.— № 1

8 Прикамская жизнь: Еженедельное издание. — 1899.— № 4

9 Дамский мир.— 1915. — № 4

образцами рамок для обрамления различных типов объявлений. Журнал «Нива» (1915 г.) знакомит нас с некоторыми из них. Качественные иллюстрации как предлагаемых товаров, так и их предполагаемых пользователей на обложке способствовали росту тиража еженедельника, который в начале века был наиболее популярным среди массовой аудитории. Иногда обложки многих журналов были полностью отданы рекламе. Например, на обложке одного из номеров еженедельника «Вокруг света» читателю представлена реклама с иллюстрациями одноствольного ружья для небогатых охотников, пистолетов «тревога» и «браунинга» производства Ижевского оружейного завода.

Не оставались в стороне от рекламных проспектов, газетной рекламы и книгоиздатели. Порой в книгах помещалось до десятка и более страниц с текстами объявлений различной тематики. Любопытно познакомиться с объявлениями, размещенными местными предпринимателями в изящных декоративных рамках в книге Н. Блинова «Сарапул и Среднее Прикамье» (1908 г.). В них рекламируются винно-колониальный магазин братьев Ершовых, кожевенный завод Н.Михеева, биржевые номера В.Захаровой, аптекарский магазин провизора А. Феофилактова, мануфактурно-меховые магазины Е. Безчастновой, кирпичное и гончарное производство Н. Жилина и др.

Порой в книги вкладывались отдельные рекламные листки. С образцом одного из них можно ознакомиться, взяв в руки 82-й том энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Учитывая большой объем издания, решено было обеспечить подписчиков «подручными вращающимися этажерками», о чем и сообщалось в рекламном листке, вложенном в последний том.

Неотъемлемой частью материалов предпринимателей России и Удмуртии того периода были товарные знаки, проставлявшиеся на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах, каталогах, в печатных изданиях и на вывесках. Фабричные марки и торговые знаки (для придания им солидности, а предлагаемым товарам — надежности) оснащались медалями международных и всероссийских выставок. Отличие в использовании товарных знаков состояло лишь в том, что столичные коммерсанты основную роль отводили оттискам как защите от подделок, а удмуртские местные фабриканты - оружейники и сарапульские купцы использовали их для идентификации своей продукции, для отличия от конкурентных товаров и как своеобразный знак качества. Многочисленные образцы этикеток, ярлыков, красочных оберток, фантиков с сюжетами на определенную тему сообщали о деловых качествах, изобретательности производителей, а также о респектабельности торговых домов.

Товарные знаки как элемент рекламы, позволяющий определить производителя, непременно присутствовали на продукции крупных предпринимателей Удмуртии. Примером товарного знака, который ставился на обуви, производимой в Удмуртии, известной многим

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

и продаваемой на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, может служить клеймо «Н-ки и К. Сарапул».

Малые формы изобразительной рекламы - визитки, билеты, каталоги и прейскуранты тоже представляли собой художественные миниатюры, эффектно дополняя образ фирмы, фабрики или предприятия. В Удмуртии их качество не уступало лучшим российским образцам, поскольку фабриканты, не жалея средств, пользовались услугами столичных типографий.

В конце XIX века в Удмуртии стали выпускаться первые бизнес-справочники. Так, например, «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» выпускался в конце XIX - начале XX вв. в Перми. Первый номер этого издания вышел в 1898 г. Составителями и издателями его были некие А.Л. и С.С. Вершовы, о которых нам, к сожалению, ничего не известно. Первые годы существования адрес-календаря были довольно сложными. Приходилось выдерживать постоянную конкурентную борьбу, не было подготовленной читательской среды: торговцы и купечество, в большей части привыкшие к примитивным приемам торговли, не умели пользоваться справочными изданиями и не стремились поддержать издание адрес-календаря финансово.10

Однако со временем «Уральский торговопромышленный адрес-календарь» стал самым значительным справочным изданием об уральской промышленности и пользовался большой популярностью. Кроме общих сведений (святцы, Российский императорский дом), в него были включены различные справочные сведения о правилах торговли, купеческих гильдиях, налогах, а также извлечения из уставов, географические таблицы, тарифы пассажирских и грузовых перевозок.

Самым большим и подробным разделом справочника является «Перечень торговых фирм, фабрик, заводов и промышленных заведений Уральского района». Каждая губерния в «Перечне...» выделена в отдельные разделы, содержащие также описания входящих в губернию городов. «Перечень.» предназначался для «фирм, снабжающих Урал своими товарами». Для «указания местным торговцам фирм вне Уральского района» имеется отдел объявлений. Отдельной главой выделена горнозаводская промышленность, в этой главе содержится описание всех горных округов Урала. В адрес-календаре представлена также реклама ижевских оружейных заводов Петрова и Евдокимова.11

О том, как развивался адрес-календарь дальше, точных сведений нет, но известно, что в период НЭПа большим спросом пользовался «Уральский торговопромышленный справочник», издававшийся редакцией газеты «Звезда» в Перми. По сравнению с предыдущими изданиями в справочнике появились некоторые изменения: большое внимание уделено государственному устройству СССР и РСФСР, добавился новый исторический раздел. Основной раздел, посвященный экономической жизни Урала, построен не по географическому принципу, как раньше, а по отраслям промышленности.

Общей характерной чертой обоих изданий было обилие рекламы и «уважительное» к ней отношение. Вся реклама выдержана в одном стиле и помещена в отдельный раздел. Вкрапленная же в текст реклама немногочисленна и ненавязчива.

Итак, реклама - важный элемент бизнеса не только в современной России. Ее значение осознавали предприниматели еще в конце XIX в., в том числе фабриканты и купцы Удмуртии. Развитие этой отрасли было прервано событиями 1917 г.

УДК 346 + 330.101.54

Организация, формирование и размещение муниципального заказа (на примере г. Мытищи)

С.А. Зуденкова

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

В настоящее время осуществление закупки товаров и услуг, необходимых для муниципальных нужд, регламентируется Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июня 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом определен практически весь перечень вопросов, касающихся организации и проведения закупок, контроля и ответственности за различные нарушения, однако указанный нормативный документ в большей степени ориентирован на федеральный или региональный уро-

вень, чем на уровень муниципальных закупщиков, что способствует формированию различных вариантов решения проблем закупок для муниципального образования.

В соответствии с действующим законодательством под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения во-

10

Красильникова Н. Первые уральские бизнес-справочники.// Свое дело: Ежемесячная газета для предпринимателей.—1999.— № 1

11

Центральный государственный архив Удмуртской республики: «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» на 1908 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.