Научная статья на тему 'История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская»'

История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1441
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / «СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ» / РЕСТАВРАЦИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К СОВРЕМЕННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ / STALIN’S HIGH-RISER BUILDINGS / HISTORY OF ARCHITECTURE / HIGH-RISE CONSTRUCTION / CULTURAL HERITAGE / RESTORATION / ADAPTATION TO THE MODERN USE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шашкова Наталья Олеговна

Автором представлена история проектирования и строительства выдающегося памятника советской архитектуры одной из «сталинских высоток» Москвы, гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади, осмысливается его историко-культурное значение и практическое применение в сопоставлении с другими аналогичными памятниками. В статье сделан акцент на своеобразии гостиницы «Ленинградская» по сравнению с другими высотными зданиями. Параллельно приведены данные о реставрации и приспособлении к современному использованию сооружения в 2004-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History, Historical and Cultural Significance, and Nowadays Use of the Soviet Architecture Heritage: Leningradskaya High-Rise Hotel

In the modern metropolis, reconstruction of historic buildings and their adaptation to the contemporary use is acutely actual scientific and practical problem. Stalin high-rise buildings in Moscow are actively used for the purposes for which they were built. At the same time they are exposed to active and usually irreversible intervention from the user. This problem the most acute is manifested in residential and office buildings, which actually lost much of its unique interiors in the process of repairs and architectural replannings. Reconstruction of the "Ukraine" hotel, held in the 2000s, did not have a sound scientific basis and it cannot be considered a good example of the historic building adaptation for modern usage. In my article, I have considered the history of designing and building of the “Leningradskaya” hotel, at Komsomolskaya Square in Moscow. This is one of Stalin’s high-riser buildings in Moscow, which has peculiar features unlike the other ones. Based on broad base of domestic and foreign researches (including multi-volume report on the scientific research that restoration team carried out) I have shown the specific features of this historic building. Besides technical engineering specifics, it is primarily the work of artists and architects who have successfully synthesized the ‘Stalin empire style’ and traditions of Russian folk art in the hotel interior. I pay special attention to the practice of careful reconstruction of historical interiors. The restoration of the “Leningradskaya” hotel not only failed violates the authenticity of this historical heritage, but also increases the economic efficiency of its use as a modern hotel.

Текст научной работы на тему «История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская»»

УДК (725.1:72.025.4)(47)

Шашкова Н.О.

История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская»

Шашкова Наталья Олеговна, культуролог, старший научный сотрудник - хранитель коллекции Государственного музея А.С. Пушкина (г. Москва)

E-mail: shashkova-no@mail.ru

Автором представлена история проектирования и строительства выдающегося памятника советской архитектуры - одной из «сталинских высоток» Москвы, гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади, - осмысливается его историко-культурное значение и практическое применение в сопоставлении с другими аналогичными памятниками. В статье сделан акцент на своеобразии гостиницы «Ленинградская» по сравнению с другими высотными зданиями. Параллельно приведены данные о реставрации и приспособлении к современному использованию сооружения в 2004-2008 гг.

Ключевые слова: история архитектуры, высотное строительство, культурное наследие, «сталинские высотки», реставрация, приспособление к современному использованию.

Обращение к высотному строительству, в целом, и к истории создания и функционирования гостиницы «Ленинградская», в частности, является неслучайным. С течением времени изменяется, возрастает культурноисторическое, архитектурно-художественное значение многих выдающихся памятников, однако при этом усложняется поиск исторических данных, уходят свидетели создания архитектурных шедевров, малодоступными и недостаточно изученными остаются архивные материалы. Например, при всей их явленности взору так называемые «сталинские высотки» мало известны исследователям и широкой публике, как объекты пристального исторического изучения с позиций их архитектурного, художественного, инженерно-строительного своеобразия, их роли в огромном строительном подъеме времен социализма в СССР. Однако в последние годы очевиден рост интереса к памятникам сталинской эпохи и со стороны специалистов, и со стороны общественности. Они получают новую оценку как выдающееся культурное и инженерно-техническое наследие нашей страны.

Отметившая в 2013 г. свой 60-летний юбилей гостиница «Ленинградская» (открылась 1 ноября 1953 г.)-одна из семи знаменитых «сталинских высоток», построенных в Москве в 1949-1957 гг., - привлекает особое внимание современного исследователя несколькими аспектами.

Во-первых, следует отметить, что все высотные здания имели определенное функциональное назначение, с учетом которого велись проектирование и строительство: одно учебное здание (МГУ на Воробьевых горах), два - административных (МИД на Смоленской площади и МПС у Красных ворот), два - жилых (на Котельнической набережной и Кудринской площади), два предназначались под гостиницы («Украина» на Дорогомиловской набережной и «Ленинградская» на Комсомольской площади). В настоящее время сталинские высотные здания признаны объектами культурного наследия регионального значения, и при этом продолжается их практическое использование. Срок эксплуатации сооружений таков, что остро встает вопрос о необходимости их капитального ремонта или, в соответствии с присвоенным им статусом, реставрации.

Именно гостиница «Ленинградская» стала первым высотным сооружением Москвы, успешно пережившим реставрацию и приспособление к эксплуатации в соответствии с современными требованиями.

Результаты реставрации и реконструкции получили высокую оценку специалистов, что особенно важно в той ситуации с охраной историко-культурного наследия, которая сложилась в столице в последние десятилетия. В многочисленных информационных публикациях и интервью 2008 года, посвященных открытию гостиницы, звучит удовлетворение с нотами удивления, что удалось достичь компромисса между интересами гостиничного бизнеса и сохранением памятника. «Мы начинали работу с опаской, - рассказал "РГ" президент проектнореставрационной компании ООО "Фирма АР СС" Александр Соловьев, - сможем ли мы воссоздать аутентичный облик памятника, и пойдет ли инвестор на 100-процентную реставрацию. Ведь это очень большие деньги! К счастью, взаимопонимание было найдено. Мы выполнили очень трудоемкую и в основном ручную работу»1.

1 Никольская А. Четыре «звезды» над тремя вокзалами [Электронный ресурс] // Российская газета. 2008. 2 нояб. Режим доступа: http://www.rg.rU/2008/02/11/reg-centr/leningradskaya.html

Во-вторых, обследование памятника перед реставрацией и непосредственно в ходе реставрационных работ дает исследователям новый материал. Применительно к сталинским высотным зданиям это весьма актуально: одной из основных проблем, препятствующих всестороннему изучению данных памятников, является то обстоятельство, что большая часть архивных материалов, связанных с их строительством, до сих пор остается закрытой. Об этом упоминают практически все исследователи указанной темы. Наиболее наглядный пример недостатка достоверной информации - расхождение сведений о технических деталях строительства, материалах и даже размерах сооружений у разных авторов. Некоторые ошибки носят курьезный характер и при этом повторяются из одной публикации в другую (так, в ряде материалов

о гостинице «Ленинградская» упоминается некое изображение Георгия Победоносца в интерьере главного вестибюля, которого нет и, по-видимому, никогда не существовало). В настоящей статье все данные о проектных решениях гостиницы приводятся на основании фундаментальной работы В.К. Олтар-жевского 1953 г. «Строительство высотных зданий в Москве», которая стала своеобразным подведением итогов реализации проекта высотного строительства. Сведения о материалах и технологиях, примененных при сооружении и отделке здания «Ленинградской», даются на основании научнореставрационного отчета по реставрации фасадов и интерьеров, хранящегося в архиве Мосгорнаследия и, насколько известно автору, в таком объеме до настоящего времени широко не публиковались.

В-третьих, актуальной является проблема восстановления «исторической справедливости» по отношению к создателям гостиницы «Ленинградская». Авторским коллективом, проектировавшим ее, руководил Леонид Михайлович Поляков (1906-1965). Он родился и получил архитектурное образование в Петербурге, в Москву приехал в 1933 г. в составе группы архитекторов, приглашенных в столицу для строительства Дворца Советов. Соавтором проекта гостиницы стал архитектор Александр Борисович Борецкий (1911-?), сотрудник возглавляемой Поляковым творческой мастерской. В работах по прорисовке деталей фасада и декорированию парадных интерьеров активно участвовали Александр Григорьевич Рочегов (1917-1998) и Мария Александровна Энгельке (1918-2011).

После смерти Сталина восторженное отношение к высотным зданиям было пересмотрено. 4 декабря 1955 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанное Н.С. Хрущевым. Авторский коллектив гостиницы «Ленинградская» был подвергнут наиболее острой критике за допущенные излишества и расточительство государственных средств. Действительно, стоимость строительства гостинцы в расчете на квадратный метр оказалась заметно большей по сравнению с другими высотками и составила фантастические по тем временам 21 000 руб. за кв.м, а с оборудованием - 32 000 руб. При этом номера занимали всего 22% от общей площади здания1. Л.М. Поляков и А.Б. Борецкий были лишены Сталинских премий. Дочь Л.М. Полякова Анна Леонидовна в воспоминаниях об отце говорит, что архитекторы ожидали судебного разбирательства. «Их спас А.И. Микоян, который на заседании Политбюро сказал: “Мы же сами давали им задания, поэтому не должны их наказывать”. Тем не менее, Л.М. Поляков и другие “проштрафившиеся” архитекторы, были подвергнуты остракизму. Отец долго болел, лежал в больнице. Он был фактически отлучен от творческой работы»2.

Параллельно с архитектурной практикой Л.М. Поляков занимался педагогической работой в МАрхИ и в Строгановском училище, где в 1961 г. он возглавил кафедру, а впоследствии - факультет интерьера. Фактически он стал создателем и идеологом этого направления в советском художественном образовании и выдающимся педагогом. Однако обструкция, которой Л.М. Поляков подвергся в хрущевское время, привела к тому, что его имя было предано забвению, и до настоящего времени наследие архитектора, и его вклад в развитие отечественной архитектуры остаются относительно малоизученными.

Хочется надеяться, что эта статья об одном из произведений Л.М. Полякова - гостинице «Ленинградская» - поможет в какой-то мере возвращению этого имени и достойной оценке деятельности архитектора, участвовавшего в реализации многих знаковых проектов своей эпохи.

Леонид Михайлович Поляков (1906-1965), архитектор, лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949,1950)

Александр Григорьевич Рочегов (1917-1998), архитектор, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (1992-1998), народный архитектор СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1990)

Мария Александровна Энгельке (1918-2011), живописец, лауреат Премии Совета Министров СССР за наиболее выдающиеся проекты и строительство по этим проектам (1976). Автопортрет с сайта ЫЬр://итгш. moscow-painters.ru/ images/upload/engelke_autoportret.jpg

1 Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. 2-е изд., доп. и испр. М.: Спутник+, 2005.

2 Полякова А.Л. К 100-летию со дня рождения Л.М. Полякова [Электронный ресурс] // Архитектурный вестник. 2007. № 4 (97). Режим доступа: http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/1080.

Итак, каждое из высотных зданий строилось по уникальному проекту. Это касается как инженернотехнических особенностей, так и внешнего облика высоток. Учтены были многие параметры: от расположения объектов в городском ландшафте до особенностей грунтов на каждом строительном участке. Важно отметить, что параллельно со строительством зданий продолжались изыскания с целью совершенствования конструкций, учитывающие новоприобретенный на стройплощадках опыт, и сразу же новое внедрялось в практику. Для сооружения фундаментов каждой высотки потребовалась разработка особой методики, коммуникации и инженерные системы прокладывались по мере возведения основных объемов с учетом функционального назначения зданий. Художественно-образные решения высотных зданий рождались не сразу и не всегда безболезненно для авторов1. И все же, несмотря на своеобразие каждой высотки, гостиница «Ленинградская» стоит особняком среди них по многим параметрам.

Для строительства гостиницы был выделен небольшой участок (0,54 га), поэтому здание компактно в основании, а главный фасад, обращенный к Комсомольской площади относительно узок (58,09 м)2. Высотная часть сооружения представляет собой прямоугольную в плане башню, вырастающую из шестиэтажного объема, который композиционно связывает ее с окружающей застройкой. Шестиэтажный объем расчленен в плане на четыре угловых объема, создающих впечатление монументальных устоев, поддерживающих башню. Сооружение венчает 24-метровый шпиль шатровой конструкции с навершием в виде звезды в обрамлении золотых колосьев. Высота гостиницы - 139,12 метров (верхняя отметка)3, в ней всего 17 этажей, не считая технических и верхней завершающей части. Таким образом, «Ленинградская» - самая маленькая среди московских высоток, однако для сооружения ее фундамента потребовались особенно сложное и дорогостоящее инженерное решение.

Строительство гостиницы «Ленинградская».

Источники: слева и в центре - http://oldmos.ru/old/photo/tag/гостиница+«Ленинградская», справа- Савицкий Ю.Ю. Русское классическое наследие и советская архитектура. М.: Госстройиздат, 1953

Все исследователи, которые писали о высотном строительстве в Москве, обязательно разъясняют, что создание надежных фундаментов для высотных зданий - одна из главных проблем, которые стояли перед советскими проектировщиками. Если основой для строительства американских небоскребов служила прочная скальная порода, то в Москве пришлось иметь дело с водонасыщенными грунтами. Было найдено оригинальное решение, эффективное и с инженерной, и с экономической точек зрения: выполнить фундаменты в виде гигантских пустотелых железобетонных коробок с продольными и поперечными связями, идущими по осям основных несущих колонн каркаса здания4. При этом внутреннюю полую часть фундамента можно было использовать в качестве технических помещений.

Геологические условия строительного участка гостиницы «Ленинградская» были, пожалуй, наиболее неблагоприятными. В этом месте протекали две подземные реки Рыбинка и Чечера, поэтому коробчатый фундамент гостиницы (в отличие от остальных высотных зданий) покоится на искусственном свайном основании, осуществленном способом вибронабивки. С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы с чугунным наконечником. Когда труба доходила до прочного несущего грунта, забивка прекращалась, в трубу вставлялся арматурный каркас, и труба сверху заполнялась пластичным бетоном. Потом ее захватывали специальным приспособлением и встряхивающими рывками извлекали из грунта. В грунте оставалась сырая железобетонная свая, которая через несколько дней затвердевала и приобретала необходимую прочность. Для обеспечения надежной опоры фундамента гостиницы потребовалось 1 400 вибронабивных свай диаметром 0,42 и длиной 10-10,5 м, расположенных на расстоянии 1,5 м друг от друга. Такой метод был впервые применен в советской строительной практике5.

1 Подробнее о проекте сталинского высотного строительства см.: Шашкова Н.О. О московском высотном строительстве в 4050-е годы XX века: идеи, цели, результаты и значение // Ценности и смыслы. 2013. №3 (25). С.142-157.

2 Объект культурного наследия гостиница «Ленинградская»: научно-реставрационный отчет о реставрации фасадов и интерьеров. Т. 8. Кн. 1. М.: ООО «Фирма АР’С С», 2008.

Там же.

4 Кружков Н.Н. Высотные здания сталинской Москвы: Факты из истории проектирования и строительства. М.: Водолей, 2011.

5 Там же. См. также: Объект культурного наследия гостиница «Ленинградская»...; Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953.

В остальном, с инженерно-конструктивной точки зрения, «Ленинградская» особо не выделяется среди других высоток. Несущий каркас высотной части здания и шестиэтажных боковых корпусов выполнен из стали, в нижней части сооружения (до отметки 79 м) стальные конструкции обетонированы. Стены сооружения, не имеющие несущей функции, сделаны из облегченного материала (дырчатый кирпич). Междуэтажные перекрытия - монолитные железобетонные плиты с утолщением в местах опирания на стальные балки каркаса. Вокруг лифтовых шахт и вдоль шахт инженерных коммуникаций перекрытия усилены металлическими и железобетонными балками. Оценка технического состояния конструкций здания перед реставрацией не выявила дефектов и повреждений, значительно снижающих их несущую способность. Проект реставрации и приспособления гостиницы к современному использованию был разработан без каких-либо изменений первоначальной конструктивной схемы строения . Инженерно-техническое оборудование, безусловно, потребовало замены, но было установлено, со слов инженерных работников гостиницы, преимущественно, в изначально предусмотренных для этого зонах, с сохранением их исторических размеров и конструкций.

Интересно, что сооружение и оборудование гостиниц представлялось участникам высотного строительства в 1940-е - 1950 гг. прошлого века наиболее сложным по сравнению с объектами другого назначения. Так, соавтор проекта гостиницы «Украина» В.К. Олтаржевский пишет: «Из всех зданий общественного характера гостиница представляет собой наиболее сложный комплекс по набору входящих в ее состав помещений и по разнообразию их функций»2.

Действительно, перед архитекторами высотных гостиниц была поставлена задача обеспечить постояльцам беспрецедентный для Советского Союза уровень комфорта, и по объему предоставляемых услуг они были сопоставимы с современными отелями высокого класса. Помимо жилой секции, в гостиницах были спроектированы: рестораны и кафе, банкетные залы, залы дневного пребывания, поэтажные комнаты отдыха и приема посетителей, выставочные помещения, биллиардная, парикмахерская, гардероб для не проживающих гостей, справочный стол, экскурсионное бюро, киоски (для продажи книг, прессы, цветов, табачных изделий), почта и телеграф, помещение для хранения багажа, прачечные, ремонтные мастерские, кухня с многообразными техническими помещениями и оборудованием. В гостиницах предусматривалось кондиционирование воздуха, центральная пылесосная установка, радиофикация, телефонизация общая и внутреннего пользования, возможность вызова обслуживающего персонала из номеров. Нельзя забывать также о том, что во всех высотных зданиях, независимо от функционального назначения, требовались новые подходы к решению задач теплоснабжения и отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, устройства водопровода и канализации, осветительного и силового электроснабжения, обеспечения пожарной безопасности, устройства скоростного вертикального транспорта (лифтов), системы мусороудаления и проч.

Многочисленные нюансы эксплуатации высотных зданий учитывались уже на этапе проектирования и строительства. Снова обратимся к В.К. Олтаржевскому. В одной из глав своего фундаментального труда, обобщающего опыт высотного строительства, он рассказывает о новаторских решениях фундаментов и каркасов зданий, подробно описывает новейшую строительную технику и разъясняет принцип действия оборудования для кондиционирования воздуха, которое в Советском Союзе впервые было применено в высотных зданиях. В другой главе автор рассуждает об оптимальной длине прилавка в кафе самообслуживания, размерах раздаточной для официантов в ресторане, о том, что мелкий рисунок на ковровом покрытии предпочтительнее, так как на нем незаметнее пятна, о внутреннем устройстве шкафов в гостиничных номерах, оборудовании кухни, прачечной, ремонтных мастерских и многом другом. Мы видим, что какие бы сложные конструктивные задачи не решал авторский коллектив, в его поле зрения находились в то же время и мельчайшие практические вопросы, определяемые предназначением строящегося объекта.

Две высотные гостиницы имели разную специализацию. Гостиница «Украина» была рассчитана на 1000 номеров и 1500 проживающих и должна была стать крупнейшей «на всем Европейском материке». При этом она предназначалась для долговременного пребывания постояльцев, поэтому имела просторные и удобные номера.

«Ленинградская» предполагала кратковременное пребывание проживающих и имела 352 номера различных типов и площадей, расположенных со 2 по 17 этаж, из них: однокроватных площадью 12 кв. м было 166, однокомнатных повышенного типа - 83, однокомнатных на двух человек - 71, двухкомнатных - 22, трехкомнатных люксов - 103. В состав каждого номера входила передняя, оборудованная встроенными шкафами, и полный санитарный узел. Такие условия проживания по советским меркам того времени были весьма комфортабельными, несмотря на маленькую площадь и непритязательную обстановку большинства номеров.

Однако современным требованиям, предъявляемым к отелям высокого класса, эти номера, конечно, не соответствовали. Кроме того, интерьеры и оборудование большинства комнат не представляли исторической и художественной ценности, имели высокую степень износа. По этим причинам в ходе реставрации и приспособления к современному использованию номерной фонд гостиницы претерпел наибольшие изменения. Количество номеров сократилось до 273, что позволило увеличить их размер и комфортабельность (минимальная площадь номера в «Ленинградской» составляет сейчас 26 кв.м.).

1 Объект культурного наследия гостиница «Ленинградская».

2 Олтаржевский В.К. Указ. соч.

3 Там же

Вячеслав Константинович Олтаржевский (1880-1966), архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству

Гостиница «Ленинградская. План первого этажа.

Источник: Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве...

Среди номеров имеется пять так называемых «исторических люксов» площадью 90 кв.м., в интерьере которых сохранены и отреставрированы элементы исторического убранства - потолочная лепнина, осветительные приборы, декоративные колонны и пилястры с цветочным орнаментом. Оформление «исторических люксов» было поручено российскому архитектору Александру Локтеву и выдержано в стилистике «сталинского ампира». Реконструкцией других номеров и общественных зон гостиницы занимался американский дизайнер Марсель Бикуйар. Они решены в характерном для многих люксовых отелей нейтральном классическом стиле, сочетающем уют и функциональность, в данном случае дополненном элементами ар деко1 -дань времени постройки гостиницы. Нужно уточнить, что при реконструкции жилой секции придерживались принципа исторической достоверности, то есть применяли отделочные материалы и декоративные решения, соответствующие первоначальному проекту.

Реконструкции подвергся также двухуровневый подвал гостиницы. В его помещениях располагалось техническое оборудование и склады, а также было обустроено бомбоубежище, в настоящее время переоборудованное в спа-центр с бассейном.

И все же громкую славу «Ленинградской» принесли в первую очередь своеобразие и богатство архитектурно-художественного оформления фасадов и интерьеров. Прежде чем приступить к детальному рассказу о них, хочется еще раз отметить высокое качество проведенных в этих зонах реставрационных работ.

Идеологи высотного строительства предполагали, что новые здания станут доминантами в панораме города и одновременно ансамблеобразующими центрами в районах их расположения. Однако перед авторами «Ленинградской» стояла особая задача - им, напротив, предстояло вписать высотное сооружение в формировавшийся на протяжении ста лет архитектурный ансамбль Комсомольской площади. Главный фасад гостиницы «выходит на одну из ответственейших площадей Москвы - Комсомольскую, являющуюся крупнейшим транзитным центром города. Сотни поездов с запада, востока и севера страны доставляют сюда ежедневно десятки тысяч граждан, здесь расположены вокзалы крупнейших железнодорожных магистралей»2. Таким образом, Комсомольской площади отводилась особая роль - одного из «парадных вестибюлей» столицы советского государства, что требовало от нее «соответствующей архитектурной выразительности».

На одной стороне вытянутой площади расположены три здания. Октябрьский (ныне Ленинградский) вокзал -первый железнодорожный вокзал Москвы - памятник эпохи историзма. Его автор К.А. Тон цитировал в своих произведениях детали древнерусской и византийской архитектуры. С левой стороны к вокзалу примыкает маловыразительное классицистическое здание таможни, также выполненное по проекту К.А. Тона. Северный вокзал (Ярославский) - сооружение Ф.О. Шехтеля - свободная интерпретация в духе модерна мотивов северной архитектуры Руси (монастырей и крепостей). Другую сторону площади занимает значительное по размерам здание Казанского вокзала, выполненное по проекту архитектора А.В. Щусева. Прообразами для него послужили памятники русского зодчества XVII в. и Казанский кремль. Сложность стоявшей перед архитекторами-проектировщиками «Ленинградской» задачи состояла в том, что здание гостиницы должно было завершить перспективу вытянутой площади по продольной оси и гармонично вписаться в архитектурное окружение.

Гостиница «Ленинградская».

Слева: перспективный вид здания с Комсомольской площади. 1952 г.

Источник: Олтаржевский В.К Строительство высотных зданий в Москве...

Справа: современный вид. Источник:

Именно поэтому гостиница обладает такой выраженной архитектурно-художественной спецификой по сравнению с другими высотками. Авторы «Ленинградской» использовали в оформлении гостиницы мотивы древнерусского зодчества, храмового и теремного, а также русского барокко, то есть тех стилей, к которым обращались создатели трех вокзалов. В то время как художественные решения остальных высотных зданий восходят к образцам архитектуры классицизма.

1 Ар деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 г. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) - влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX в., синтез модерна и неоклассицизма; возникло во Франции в 1920-х гг. и широко распространилось в 1930-е-1940-е гг. в архитектуре, моде и живописи (утратило актуальность после Второй мировой войны). (Прим. ред.)

2 Олтаржевский В.К. Указ. соч.

Оригинальный богатый белокаменный декор в русском стиле удивительным образом сочетается со строгостью силуэта, наиболее близкого, по сравнению с другими высотными зданиями, к американским прообразам. Важная деталь: «Ленинградская» - единственная из высоток, в оформление фасада которой внесен цвет. Чередование светлых керамических плит облицовки, имитирующих природный камень, и простенков между окнами, окрашенных в темно-кирпичный цвет, одновременно напоминает нам о памятниках нарышкинского барокко и подчеркивает строгое вертикальное членение фасада, зрительно увеличивая высоту здания.

Архитекторам гостиницы удалось придать ансамблю Комсомольской площади законченный и величественный вид. Несмотря на гигантские размеры, высотное здание не подавляет свое архитектурное окружение, а, наоборот, образует с ним гармоничное и эффектное целое. Один из наиболее интересных и впечатляющих ракурсов - от крыльца Ленинградского вокзала и наземного павильона станции метро «Комсомольская»: мы видим перекликающиеся композиционно и по характеру декора здание «Ленинградской» и башню Казанского вокзала, а на дальнем плане между ними - силуэт высотки у Красных ворот.

В ходе реставрационных работ была проведена очистка фасадов сжатым воздухом, поврежденные элементы облицовки и поздние ремонтные вставки заменены новыми, соответствующими историческому облику фасада, восстановлены декоративные детали из натурального камня и бетона, нанесено защитно-консервационное покрытие. Возвращено былое великолепие шпилю здания: насыщенный зеленый цвет граней и золотой - навершия.

Использование в оформлении фасада мотивов русского стиля повлекло за собой обращение к нему и в интерьере. Главный вход в гостиницу решен в виде теремного крыльца, украшенного сложными многопрофильными карнизами, причудливыми фронтонами, висячими гирьками, пинаклями. Среди прообразов его -памятники нарышкинского барокко, Петровский путевой дворец и Царицыно с его готическими мотивами. Крестовый свод крыльца украшен красно-золотой орнаментальной росписью, которая напоминает роспись палат Московского Кремля.

Входная группа оснащена турникетной дверью - техническое новшество, впервые примененное в Советском Союзе при строительстве высоток. Входные помещения являются одной из самых ответственных частей здания с точки зрения отопительной техники. Большая высота сооружения неминуемо приводила к увеличению тепловых напоров, и проблема проникновения холодного воздуха через наружные входы в вестибюли вставала особенно остро. Для ее решения были предусмотрены турникетные двери, створки которых при любом их положении полностью перекрывают дверной проем. Таким образом, при вращении дверей наружный воздух попадает в вестибюль в очень ограниченном количестве. Расчетная пропускная способность турникет-ных дверей диаметром 2 м составляла 2500-2900 человек в час. Входная группа выполнена из массива дуба и декорирована накладками из силумина (сплав алюминия и кремния, пригодный для изготовления деталей сложной конфигурации), тонированными под бронзу.

Авторы проекта «Ленинградской» отошли от традиционного при гостиничном строительстве приема сосредоточения всех функций по обслуживанию посетителей в главном вестибюле. Многие из них перенесены в первый вестибюль, в связи с чем его размеры увеличены. Это прямоугольное помещение с боковыми крыльями, очень нарядное и в тоже время уютное. Своды расписаны в альфрейной технике золотым растительным орнаментом на ярком синем фоне. Потолок центральной части холла представляет собой световой фонарь с темперной росписью по стеклу. Пол выполнен из мрамора разных оттенков с инкрустацией в виде десятиконечной звезды в центре. В оформлении боковых ниш использованы гипсовая лепнина, деревянные панели, светильники и вентиляционные решетки из литого металла с покрытием под бронзу. В первом вестибюле располагались гардероб с отделением приема багажа, бюро обслуживания (ныне называемое иностранным словом «ресепшн») и комнаты для швейцара и администратора.

Главный вестибюль гостиницы отделен от первого вестибюля великолепной позолоченной решеткой. Она является копией кованой решетки Верхоспасского собора Московского Кремля. Точно такие же решетки присутствуют в убранстве станции метро «Арбатская», над которой Л.М. Поляков, А.Г. Рочегов и М.А. Энгельке работали параллельно с «Ленинградской».

Благодаря переносу функции приема посетителей в первый вестибюль, главный вестибюль гостиницы превратился в парадное помещение распределительного назначения. Он решен в виде эффектной и стройной композиции высотой в три этажа, занимающей главное положение в здании, и связан с лифтовым холлом, парадными лестницами, гостиной на антресольном этаже (в настоящее время - бар «Ленинград»). Из него можно было попасть в ресторан и кафе, расположенные симметрично с правой и левой стороны.

Г лавный вестибюль отличается особой роскошью отделки, с преобладанием бордового цвета и бронзы. В первую очередь привлекает внимание великолепно оформленный вход в лифтовой блок. Ажурный, богато украшенный рельефным растительным орнаментом, портал лифтового холла эффектно выделяется на фоне стены облицованной шокшинским кварцитом. Портал отлит из силумина и покрыт лаком с бронзовой пудрой. Шокшинский кварцит - камень глубокого красного цвета - добывается только в одном месте: в карьерах у села Шокша на Онежском озере. Этот камень вошел в книгу рекордов Г иннеса как самый дорогой отделочный материал. Стены лифтового холла окрашены в темно-бордовый цвет, а лепной декор - под бронзу.

Кессонированный потолок главного вестибюля имеет сложный гипсовый лепной декор с покрытием под бронзу. Пол вымощен плитами красного гранита. Четыре центральные колонны вестибюля выполнены из искусственного мрамора темно-серого оттенка. В окнах с ромбической расстекловкой - витражные вставки с цветочным орнаментом. Освещают помещение четыре бронзовые люстры на 72 светоточки каждая. Любопытно, что на первый взгляд они отчетливо напоминают осветительные приборы православных храмов, но при внимательном рассмотрении мы увидим в их композиции элементы советской символики - пятиконечные звезды в окружении солнечных лучей и колосьев.

Первый вестибюль и входная группа. Источник: http://www.leningradskaia.ru

Главный вестибюль. Парадная лестница. Источник: http://www.leningradskaia.ru

Атриум лестницы на шестой этаж. Источник: http://archidom.ru/content/915.html

Кованые ворота между первым и главным вестибюлями. Источник: http://archidom.ru/content/915.html

Роспись потолка промежуточного холла между первым и вторым этажом. Источник http://orbicraft.livejournal.com/128779.html

Главный вестибюль. Окна с ромбической расстекловкой и витражными вставками с цветочным орнаментом.

Источник: http://orbicraft.livejournal. com/128779.html

Главный вестибюль. Общий вид.

Источник:

http://ostrovok.ru/hotel/russia/mo

8сош^5888/НШт_то8сот_1ет

ngradskaya/

Бальный зал Источник: http://stroyrest.ru/portfolio/details/ gostinica-leningradskaya/

Интерьер номера «исторический люкс»

Источник: http://stroyrest.ru/portfolio/details/ gostiт ca-leningradskaya/

На верхние этажи из главного холла ведут две симметричные широкие лестницы, облицованные светлосерым мрамором. У основания их - бронзовые фигуры фантастических львиц со щитами. В гостинице существует легенда, документально не подтвержденная, что эти скульптуры вывезены из Германии в качестве военных трофеев и ранее украшали рейхсканцелярию Гитлера. В промежуточных холлах между первым и вторым этажом потолок в виде парусного свода украшен орнаментальной живописью, на стенах - медальоны с рельефными изображениями Александра Невского и Дмитрия Донского.

Львица со щитом. Медальоны с рельефным изображениями Александра Невского (слева) и Дмитрия Донского (справа)

Источник: и фрагмент потолка. Источник: http://www.leningradskaia.ru

ЫЬр://шшш. leningrad skaia.ru

Еще один марш и промежуточный холл ведут к главным лестницам из серого мрамора, поднимающимся до шестого этажа. Они являют собой наглядный пример компромисса между стремлением сохранить первоначальный облик памятника и требованиями, предъявляемыми к современным отелям. Нарядные исторические решетки ограждения из металла, окрашенного по бронзу, с дубовыми перилами имеют недостаточную высоту и слишком большое расстояние между прутьями, и по этим критериям не соответствуют ныне существующим стандартам безопасности. При проведении реставрационных работ они были продублированы с внешней стороны стеклянными экранами, которые не препятствуют восприятию авторского архитектурнохудожественного решения, и при этом обеспечивают необходимую защиту лестничных маршей. Марши лестниц образуют атриумы высотой в шесть этажей. Многоярусные люстры, освещающие атриумы, - еще одна достопримечательность «Ленинградской», занесенная в книгу рекордов Г иннеса. На момент постройки гостиницы эти люстры были самыми длинными в мире (15,5 м).

Располагавшиеся по проекту слева и справа от парадного вестибюля ресторан и кафе, так же, как и прилегающая к кафе биллиардная, были рассчитаны на обслуживание как проживающих, так и посторонних посетителей, поэтому они имели отдельные входы со стороны Комсомольской площади.

В настоящее время левое крыло здания высотой в два этажа, где раньше располагался ресторан, занимает «бальный зал» для торжественных мероприятий. От входа к бальному залу ведет анфилада из трех помещений - входной вестибюль с гардеробом, вестибюль и аванзал. Бальный зал - наибольшее по площади помещение гостиницы (300 кв. м), светлое и удивительно нарядное. Стены, дверные и оконные откосы, покрытие колонн выполнены в технике искусственного мрамора бежевого цвета, на полу - дубовый паркет (современный, по историческому рисунку). В оформлении помещения использованы объемная лепнина и зеркала, литые металлические элементы под бронзу, люстры и бра с богатым хрустальным убором. Эффектная деталь интерьера - декоративные вазы с ручной росписью в восточном стиле, выполненные по специальному заказу на Ленинградском фарфоровом заводе. Потолок украшают три живописных панно на холстах в обрамлении лепных картушей. Их сюжеты - сцены труда и праздников советских людей. Роспись центрального плафона создает иллюзию отсутствия потолка в этом месте: голубое небо и царящая в нем высотка, более всего напоминающая здание МГУ на Воробьевых горах. Большие окна имеют характерную для «Ленинградской» ромбическую расстекловку. Стеклопакеты заменены на современные, но выполнены из материала, аналогичного первоначальному. На окна установлены подлинные латунные скобяные изделия.

Помещение кафе самообслуживания справа от главного вестибюля преобразовано в ресторан. Изначально оно имело более сдержанный декор, который состоял в основном из лепнины, частично бронзированной, и металлических литых деталей. Потолок разделен на прямоугольные кессоны, форма и размер которых обусловлены конструктивными элементами помещения - бетонными балками.

Помимо вестибюлей первого этажа, ресторанов и парадных лестниц к зоне реставрации относятся также просторные поэтажные холлы, каждый из которых имеет неповторимое убранство. Интересно, что проектом гостиницы на каждом этаже были предусмотрены информационные бюро для выдачи ключей и почты, чтобы разгрузить основное бюро обслуживания, и буфеты для обслуживания постояльцев.

Разнообразие материалов и техник, использованных при оформлении общественных зон «Ленинградской», поражает воображение. Художественные работы в парадных помещениях гостиницы были поручены М.А. Энгельке и выполнялись в основном по ее эскизам и под ее авторским надзором, когда Л.М. Поляков уже был занят на других объектах. Мария Александровна была живописцем по образованию и при этом обладала

тонким чувством ансамбля и хорошо понимала пластические свойства материала, что позволило ей успешно работать также с металлом и гипсом. Она блестяще справилась с поставленной задачей, несмотря на то, что приступила к ней в 1949 г. сразу же по окончании Академии художеств в Ленинграде. М.А. Энгельке настолько глубоко прониклась русским стилем, что выполняла картоны для лепнины углем в натуральную величину без предварительных набросков, хотя они в несколько раз превышали ее рост. Причем работу она продолжала, даже ожидая ребенка, и уехала в родильный дом буквально со строительных лесов «Ленинградской».

После 50 лет эксплуатации гостиницы многие детали интерьера утратили свое первоначальное великолепие, неоднократно подвергались ремонту и непрофессиональной реставрации. К счастью, состояние сохранности большинства из них к началу реконструкции оказалось удовлетворительным, даже если они были скрыты под слоями грязи или многократной покраски. Восстановление интерьеров проводилось по авторским эскизам и чертежам строго в соответствии с требованиями научной реставрации. Утраченные и изношенные элементы декора восстанавливались по сохранившимся образцам.

В 2009 г. после реставрации гостиница «Ленинградская» открылась под брендом Hilton и заняла достойное место как в ряду современных отелей класса «люкс», так и среди наиболее интересных архитектурных памятников Москвы.

Участь сталинских высоток различна. Оставаясь в настоящее время активно используемыми объектами в запланированной для них функции, они, к сожалению, подвергаются активным и, как правило, необратимым вмешательствам со стороны пользователей. Специалисты, занимающиеся проблемами охраны памятников в Москве, отмечают, что наиболее остро эта проблема встает в жилых и административных зданиях, которые под знаком «евроремонтов» и перепланировок фактически утратили большую часть своих уникальных интерьеров. Реконструкция же гостиницы «Украина», прошедшая в 2000-е гг., не имела, в отличие от «Ленинградской», прочной научной основы и не может быть признана удачным примером приспособления памятника к современному использованию.

Тем более отрадно, что судьба хотя бы одного из высотных зданий Москвы сложилась благополучно и будет служить образцом бережного и рачительного отношения к культурному наследию и историческому облику столицы.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. 2-е изд., доп. и испр.

М.: Спутник+, 2005.

2. Кружков Н.Н. Высотные здания сталинской Москвы: Факты из истории проектирования и строительства. М.: Водолей, 2011.

3. Лисенкова Е.А., Рочегова А.А., Рочегова Н.А. Мария Энгельке. М.: Белый город, 2008.

4. Москва, которая есть: 100 примеров научной реставрации XXI века. М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2012.

5. Никольская А. Четыре «звезды» над тремя вокзалами [Электронный ресурс] // Российская газета. Режим доступа:

http://www.rg.ru/2008/02/11/reg-centr/leningradskaya.html

6. Объект культурного наследия гостиница «Ленинградская»: научно-реставрационный отчет о реставрации фасадов и ин-

терьеров. Т. 8. Кн. 1. М.: ООО «Фирма АР’С С», 2008.

7. Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве. М.: Государственное издательство литературы по строи-

тельству и архитектуре, 1953.

8. Пилишек И.В. Гостиница «Ленинградская»: век минувший и век нынешний [Электронный ресурс] // Москва и москви-

чи. 2008. № 9-10. Режим доступа: http://www.m-mos.ru/2008/04/02.htm

9. Полякова А.Л. К 100-летию со дня рождения Л.М. Полякова // Архитектурный вестник. 2007. № 4 (97). [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/1080

10. Савицкий Ю.Ю. Русское классическое наследие и советская архитектура. М.: Госстройиздат, 1953

11. Шашкова Н.О. О московском высотном строительстве в 40-50-е годы XX века: идеи, цели, результаты и значение //

Ценности и смыслы. 2013. №3 (25). С. 142-157.

12. Adams J.S. "Monumentality in Urban Design: The Case of Russia." Eurasian Geography andEconomics 49.3 (2008): 280-303.

13. Crowley D. "Stalinist Architecture." Journal of Design History 6.2 (1993): 141-143.

14. Dallin D.J. "The Main Traits of Soviet Empire-Building." Russian Review 18.1 (1959): 3-13.

15. Douglas J. Building Adaptation. London: Butterworth-Heinemann, 2006.

16. Hein M.F., Houck K.D. "Construction Challenges of Adaptive Reuse of Historical Buildings in Europe." International Journal

of Construction Education and Research 4.2 (2008): 115-131.

17. Herman L.M. "Urbanization and New Housing Construction in the Soviet Union*." American Journal of Economics and Soci-

ology 30.2 (1971): 203-220.

18. Smith L. Uses of Heritage. Oxford: Routledge, 2006.

19. Stadelbauer J. "Moscow: Capital of a Decimated World Power." Cities in Transition. Springer Netherlands, 2006, рр. 125-145.

20. Starn R. "Authenticity and Historic Preservation: Towards an Authentic History." History of the Human Sciences 15.1 (2002): 1-16.

21. Zizek S. "The Architectural Parallax." Living in the End of Times by S. Zizek. New York: Verso, 2010.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Шашкова, Н. О. История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская» / Н.О. Шашкова // Пространство и Время. — 2014. — № 1(15). — С. 176—186. стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-15.2014.64.

М.А. Энгельке за работой. Источник http://www.moscow-painters.ru/publications/ index.php?id=173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.