Научная статья на тему 'История исследования погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии'

История исследования погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
786
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / САЯНО-АЛТАЙ / МОНГОЛИЯ / ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ / TURK CULTURE / FUNERAL COMPLEXES / SAYAN-ALTAY / MONGOLIA / HISTORY OF STUDY / PERIODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Николай Николаевич

Представлены результаты анализа истории изучения погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии. Обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых позволило выделить четыре этапа, отражающих развитие представлений о погребальной обрядности раннесредневековых кочевников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Study on Funeral Complexes of the Turk Culture in Sayan-Altay and Mongolia

The research analyzes history of studying funeral monuments of Turk culture. Generalization of experience of domestic and foreign scientists let to pick out four periods, which demonstrates development of knowledge about funeral ritual of nomads in early-middle age.

Текст научной работы на тему «История исследования погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии»

История исследования погребальных комплексов тюркской культуры... ББК 63.3(2)2-9

Н.Н. Серегин

История исследования погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии*

N.N. Seregin

The History of Study on Funeral Complexes of the Turk Culture in Sayan-Altay and Mongolia

Представлены результаты анализа истории изучения погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии. Обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых позволило выделить четыре этапа, отражающих развитие представлений

о погребальной обрядности раннесредневековых кочевников.

Ключевые слова: тюркская культура, погребальные комплексы, Саяно-Алтай, Монголия, история изучения, этапы.

The research analyzes history of studying funeral monuments of Turk culture. Generalization of experience of domestic and foreign scientists let to pick out four periods, which demonstrates development of knowledge about funeral ritual of nomads in early-middle age.

Key words: Turk culture, funeral complexes, Sayan-Altay, Mongolia, history of study, periods.

Изучение этногенетических и социокультурных процессов, происходивших на территории Центральной Азии в раннем Средневековье, основывается, главным образом, на исследовании материалов раскопок археологических памятников. Это обусловлено фрагментарностью письменных источников, в которых представлены лишь отдельные сюжеты истории кочевников. Одной из ярких общностей номадов рассматриваемого региона второй половины I тыс. н.э. является тюркская археологическая культура. Информативным источником для реконструкции истории ее носителей являются погребальные комплексы. Важный аспект их изучения - анализ процесса накопления материалов, поученных в ходе полевых исследований, а также рассмотрение выводов, ставших результатом интерпретации памятников. Проведение такой работы позволит не только охарактеризовать сформированную источниковую базу и суммировать ключевые выводы ученых, но также будет способствовать определению приоритетных направлений дальнейших изысканий и обозначению путей решения вопросов, остающихся дискуссионными.

Специального исследования, посвященного анализу истории изучения погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии, до сих пор не предпринималось. Вместе с тем имеются краткие обзоры в работах, представляющих итоги си-

стематизации памятников на различных территориях [1-4]. Известны также публикации, затрагивающие отдельные сюжеты обозначенной тематики [5-7]. Результаты раскопок раннесредневековых объектов учтены в специальных монографиях по истории археологического изучения Сибири [8-12]. В настоящей статье представлен опыт построения периодизации истории исследования погребальных памятников тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии.

Взгляды археологов на специфику истории кочевников рассматриваемой общности в значительной степени определялись имевшейся в их распоряжении источниковой базой. Анализ работ исследователей позволил выделить четыре этапа в процессе накопления и интерпретации материалов раскопок некрополей раннесредневековых тюрок. Для каждого из периодов характерны особенности методологии и методики работ, различная интенсивность практических и теоретических изысканий, уровень интерпретации материалов и др. Характеристики выделенных этапов в значительной степени определялись спецификой развития отечественной исторической и археологической науки, а также общей социально-экономической ситуацией в стране. Ограниченный объем публикации не позволяет представить подробное и развернутое описание каждого из периодов, поэтому акцент сделан на обозначении основных тенденций.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект «Реконструкция социальной организации и системы жизнеобеспечения кочевников Южной Сибири поздней Древности и Средневековья» (шифр 2010-1.2.1-300-028-022).

Первый этап (1865-1924 гг.) - время первоначального знакомства ученых с раннесредневековыми материалами Саяно-Алтая и Монголии. Археологические памятники тюркской культуры были известны уже в XVIII в. благодаря исследованиям «поминальных» объектов - каменных изваяний, оградок и мемориальных «каганских» комплексов [1, с. 5-7; 3, с. 6;

13, с. 12]. В 1865 г. В.В. Радловым [14] осуществлены первые раскопки погребений рассматриваемой общности на территории Алтая. Частичная публикация этих материалов состоялась только в 1926 г. [15]. Таким образом, погребальный обряд раннесредневековых тюрок во второй половине XIX - первой четверти XX в. был известен лишь по фрагментарным и неточным сведениям, приведенным в письменных источниках [16, с. 230; 17, с. 21]. Окончание рассматриваемого периода в историографии связано с реализацией первых массовых раскопок памятников Саяно-Алтая и Монголии второй половины I тыс. н.э. и получением значительного объема материалов, изучение которых стало основой для реконструкции различных аспектов истории кочевников рассматриваемой общности.

Второй этап (1924-1940-е гг.) - время формирования и развития советской археологии. В эти годы осуществлены первые крупные раскопки погребальных комплексов тюркской культуры. Начиная с 1924 г. полевые работы в различных районах Саяно-Алтая проведены С. А. Теплоуховым, С.И. Руденко совместно с А.Н. Глуховым, М.П. Грязновым, С.В. Киселевым. Л. А. Евтюховой, В.П. Левашовой, А. А. Гавриловой. В 1925 г. раскопано первое погребение тюркской культуры в Монголии [18]. Несколько захоронений с лошадьми в указанном регионе исследовано в 1949 г. во время работ Монгольской историко-этнографической экспедиции [19]. Следует отметить серьезное развитие методики археологических исследований в рамках выделенного периода, что позволило ученым получать значительно больший объем информации в ходе раскопок.

Результаты интерпретации материалов исследований погребальных комплексов получили отражение в ряде обобщающих работ. Памятники раннего Средневековья представлены в историко-культурной схеме С.А. Теплоухова. Объекты этого времени не были включены в какую-либо археологическую культуру, однако распределены по этапам с обозначением датировки и этнической принадлежности [20, с. 55, 58]. Погребения тюркской культуры отнесены ученым к VII-X вв. В монографии Л. А. Евтюховой [21, с. 60-67] систематизированы захоронения тюркской культуры Минусинской котловины. Памятники рассматриваемой общности были объединены исследовательницей в рамках «четвертого типа погребений». По мнению Л.А. Евтюховой, захоронения с лошадью пришли на смену характерному для населения Минусинской

котловины обряду трупосожжения. Рассматриваемые памятники отнесены исследовательницей к IX в. Основой для такой хронологии стала ошибочная датировка китайской монеты, обнаруженной в одном из погребений могильника Капчалы-П, на что позже справедливо указала А. А. Гаврилова [22, с. 32, 59]. Сведения о некрополях тюркской культуры Алтая проанализированы в обобщающей работе С.В. Киселева [23, с. 273-313]. Погребальный обряд раннесредневековых кочевников археолог рассмотрел в рамках характеристики выделенных им трех социальных групп. Захоронения с лошадью, раскопанные в Минусинской котловине, С.В. Киселев [23, с. 342], так же, как Л. А. Евтюхова, рассматривал как памятники раннесредневековых кыргызов, оставивших в IX в. обряд трупосожжения.

Третий этап (1950-е - начало 1990-х гг.) - время наиболее интенсивных археологических исследований погребений тюркской культуры. Развитие науки в начале данного периода в значительной степени связано с общим послевоенным экономическим подъемом в стране. Масштабные раскопки, проводившиеся с 1953 г. на территории Тувы, Минусинской котловины и Алтая, зачастую были вызваны необходимостью спасения памятников археологии, находившихся в зоне строительства крупных хозяйственных объектов. Работы в регионах осуществлялись как центральными, так и местными учреждениями.

В 1950-1970-х гг. наиболее масштабные раскопки проводились в Туве. Погребальные комплексы тюркской культуры исследовались С.И. Вайнштейном, А.Д. Грачом, Г.В. Длужневской, М.Н. Комаровой, А.М. Мандельштамом, Б.Б. Овчинниковой, Ю.И. Трифоновым. Работы в Минусинской котловине проводились Э.Б. Вадецкой, А. А. Гавриловой, М.П. Грязновым, Л.П. Зяблиным, Ю.С. Худяковым. Меньшие по объему, но не уступающие по значимости полученных материалов, полевые исследования осуществлялись на Алтае. Погребения тюркской культуры в это время были раскопаны С.И. Руденко, А. А. Гавриловой, Д.Г Савиновым, С.С. Сорокиным. В конце 1970-х -первой половине 1990-х гг. уже на территории Алтая проводились наиболее масштабные исследования памятников раннего Средневековья. Комплексы рассматриваемой общности в указанном регионе, а также в различных районах Минусинской котловины раскопаны

А.П. Бородовским, А.С. Васютиным, С.М. Киреевым, Ю.Ф. Кирюшиным, В.А. Кочеевым, В.Д. Кубаревым, Л.Р. Кызласовым, О.В. Лариным, Ю.Т. Мамадаковым,

О. А. Митько, В. А. Могильниковым, В.И. Молодиным,

А.И. Поселяниным, А.И. Соловьевым, А.С. Сураза-ковым, Ю.В. Тетериным, Ю.С. Худяковым. Гораздо более фрагментарные по масштабам археологические исследования проводились в Монголии. В 1980-х -начале 1990-х гг. в указанном регионе раскопано несколько погребений тюркской культуры [24, с. 176].

История исследования погребальных комплексов тюркской культуры.

Значительная источниковая база стала основой для исследований, посвященных интерпретации полученных материалов. Главной тенденцией третьего периода является преимущественное развитие региональной тематики, т.е. рассмотрение различных аспектов истории тюркской культуры на основе изучения памятников отдельных территорий. Итоги интерпретации результатов раскопок погребальных комплексов раннесредневековых кочевников Алтая отражены в работе А. А. Гавриловой [22]. Научная значимость монографии заключается в представленном анализе памятников тюркской культуры с привлечением материалов из различных территорий Саяно-Алтая, что позволило исследовательнице представить «периодизацию могил поздних кочевников» [22, с. 55-78]. Опыт анализа комплексов тюркской культуры Тувы представлен А.Д. Грачом [25], С.И. Вайнштейном [26], Л.Р. Кызласовым [1], Ю.И. Трифоновым [27], Г.В. Длужневской [28], Б.Б. Овчинниковой [29]. В работах указанных исследователей нашло отражение решение вопросов хронологии и периодизации археологических памятников раннесредневековых кочевников, этнической атрибуции различных объектов, представлены итоги изучения материальной культуры номадов, а также обозначены проблемы интерпретации отдельных элементов погребального обряда.

В статьях Ю.С. Худякова [30] и С.П. Нестерова [31] приведена систематизация погребений с лошадью, исследованных в Минусинской котловине. В работах

В. А. Могильникова [2] и Д.Г. Савинова [32] дан опыт изучения памятников раннесредневековых тюрок на всех территориях распространения культуры. Среди важных вопросов, рассмотренных указанными исследователями, стала проблема происхождения и ранней истории носителей тюркской культуры [32, с. 31-40; 33]. Характерной чертой научной деятельности археологов в рамках третьего этапа являлось стремление к историчности выводов, сделанных на основе анализа материалов раскопок. Этому способствовало активное привлечение сведений письменных источников, главным образом китайских династийных хроник и тюркских рунических текстов.

Четвертый этап (вторая половина 1990-х гг. -начало XXI в.). В это время интенсивность полевых

археологических исследований резко снизилась, что было обусловлено сокращением финансирования и кризисной социально-экономической ситуацией в стране. С другой стороны, повысился уровень интерпретации накопленных материалов. В конце XX - начале XXI в. отдельные погребения раннего Средневековья на памятниках Алтая исследованы К.Ю. Кирюшиным, С.С. Матрениным, В.П. Семибратовым, В.И. Соеновым, А. А. Тишкиным, Ю.С. Ху -дяковым, П.И. Шульгой.

Среди наиболее серьезных обобщений этого времени отметим опыт периодизации тюркской культуры Алтая, представленный в ряде совместных статей

В.В. Горбунова и А.А. Тишкина [34; 35], а также в докторской диссертации и монографии последнего [36, с. 32-39; 37, с. 185-205]. Итоги многоаспектного анализа памятников тюрок Минусинской котловины приведены в работе Ю.С. Худякова [3]. Определенное значение имеет полная публикация результатов раскопок в Юго-Восточном и Центральном Алтае, проводившихся в 1970-х - начале 1990-х гг. [4]. В работах целого ряда археологов получили развитие вопросы, связанные с проблемой происхождения культуры раннесредневековых кочевников и связи носителей данной общности с населением булан-кобинской культуры Алтая хуннуско-сяньбийского времени [38, с. 131; 39; 40]. Различные аспекты изучения погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии рассматривались в работах автора данной статьи [41-44].

Таким образом, на сегодняшний день на территории Саяно-Алтая и Монголии раскопано более 300 погребений тюркской культуры. Если сравнить с количеством объектов раннего железного века, исследованных в любом из регионов данной историко-культурной области, эта цифра покажется весьма скромной. Тем не менее накопленные материалы второй половины

I тыс. н.э. являются важным источником, а их изучение позволяет рассматривать различные стороны существования раннесредневекового населения этой части Центральной Азии. Одним из приоритетных направлений исследований остается системный анализ материалов раскопок погребальных комплексов тюркской культуры.

Библиографический список

1. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. - М., 1969.

2. Могильников В.А. Тюрки // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981.

3. Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. - Новосибирск, 2004.

4. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). - Новосибирск, 2005.

5. Кубарев Г.В. История изучения древнетюркских курганов Алтая // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. - Барнаул, 1994.

6. Борисенко А.Ю., Скобелев С.Г., Худяков Ю.С. Основные проблемы изучения культуры древних тюрок в Центральной Азии // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000.

7. Длужневская Г.В., Савинов Д.Г. Памятники древности на дне Тувинского моря. - СПб., 2007.

8. Белокобыльский Ю.Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVIII - первая треть XX в.). - Новосибирск, 1986.

9. Демин М.А. Первооткрыватели древностей. - Барнаул, 1989.

10. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Изучение древностей Южной Сибири немецкими учеными XVIII-XIX вв. - Новосибирск, 2005.

11. Китова Л.Ю. История сибирской археологии (1920-1930-е годы): Изучение памятников эпохи металла. -Новосибирск, 2007.

12. Матющенко В.И. 300 лет сибирской археологии. -Омск, 2009.

13. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии ■УТ-УШ вв. - М., 1996.

14. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. - М., 1989.

15. Захаров А. А. Материалы по археологии Сибири (раскопки В .В. Рад лова в 1965 г.) // Труды ГИМ. - 1926. - Вып. 1.

16. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М. ; Л., 1950. - Т. 1.

17. Лю Маоцай. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках // Бюллетень Общества востоковедов. - М., 2002. - Прил. 1.

18. Боровка Г.И. Археологическое обследование среднего течения р. Толы // Северная Монголия. Предварительные отчеты лингвистической и археологической экспедиций о работах, произведенных в 1925 году. - Л., 1927.

19. Евтюхова Л.А. О племенах Центральной Монголии в IX в. // Советская археология. - 1957. - №2.

20. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. - 1929. - Т. IV. - Вып. 2.

21. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). - Абакан, 1948.

22. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М. ; Л., 1965.

23. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. -М. ; Л., 1949.

24. Эрдэнэбаатар Д., Турбат Ц., Худяков Ю.С. Древнетюркское впускное погребение на памятнике Эгин-Гол в Северной Монголии // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. - Улан-Удэ, 2004. - Вып. 2.

25. Грач А.Д. Хронологические и этнокультурные границы древнетюркского времени // Тюркологический сборник. - М., 1966.

26. Вайнштейн С.И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве) // Советская этнография. - 1966. - №3.

27. Трифонов Ю.И. Древнетюркская археология Тувы // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - 1971. - Вып. 15.

28. Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б. Кочевое население Тувы в раннем средневековье // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. - Кызыл, 1980.

29. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в У1-Х вв. Свердловск, 1990.

30. Худяков Ю.С. Кок-тюрки на Среднем Енисее // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1979.

31. Нестеров С.П. Таксономический анализ минусинской группы погребений с конем // Проблемы реконструкций в археологии. - Новосибирск, 1985.

32. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984.

33. Могильников В.А. К проблеме происхождения древних тюрок Алтая // Алтай и тюрко-монгольский мир. -Горно-Алтайск, 1995.

34. Тишкин А. А., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. - 2002. - №9.

35. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Археологические культуры Горного Алтая эпохи раннего и развитого средневековья // Степи Евразии в древности и средневековье. - СПб., 2003. - Кн. II.

36. Тишкин А.А. Алтай в эпоху поздней древности, раннего и развитого средневековья (культурно-хронологические концепции и этнокультурная история) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Барнаул, 2006.

37. Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. - Барнаул, 2007.

38. Мамадаков Ю.Т. О роли миграций в демографических процессах в Горном Алтае в гунно-сарматское время // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и Средневековье. - Барнаул, 1994.

39. Горбунов В.В., Тишкин А.А. О территории формирования тюркского этноса // Тюркские народы. - Тобольск ; Омск, 2002.

40. Серегин Н.Н. Булан-кобинская и тюркская культуры Горного Алтая: проблема преемственности // Полевые исследования в Горном Алтае на современном этапе (археология, этнография). - Горно-Алтайск, 2009.

41. Серегин Н.Н. Погребальные сооружения тюркской культуры Саяно-Алтая (систематизация и анализ) // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. - 2009. - №4/2 (64/2).

42. Серегин Н.Н. Погребальный ритуал кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая // Вестник НГУ Сер.: История, филология. - 2010. - Т. 9. - Вып. 5: Археология и этнография.

43. Серегин Н.Н. Опыт сравнительного анализа погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. - Иркутск, 2011. - Вып. 2.

44. Серегин Н.Н. Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V - XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация : автореф. дис. . канд. ист. наук. - Барнаул, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.