Научная статья на тему 'История исследований мотивации педагогических работников в высшей школе за рубежом'

История исследований мотивации педагогических работников в высшей школе за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотивация преподавателей / мотивация в образовательной деятельности / преподаватели высшей школы / зарубежные исследования / мотивация преподавателей высшей школы. / motivation / motivation of teachers / motivation in educational activities / teachers of higher education / foreign studies / motivation of teachers of higher education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Александрович Галушкин

Повышение деятельности преподавателей высшей школы является одним из важнейших вопросов совершенствования современных образовательных систем и в этом вопросе высокая роль отводится вопросам мотивации трудовой деятельности педагогов. Мотивация педагогов высшей школы неоднократно исследовалась в отечественной и зарубежной литературе. Данная статья посвящена рассмотрению истории изучения мотивации зарубежными исследователями и их современное состояние. Автором анализируются теоретически воззрения на вопросы мотивации в целом и на мотивацию педагогов высшей школы в частности. Формируется вывод о необходимости проведения более прицельных исследований мотивации преподавателей зарубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF RESEARCH ON THE MOTIVATION OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION ABROAD

Enhancing the activities of higher education teachers is one of the most important issues in the improvement of modern educational systems and in this issue a high role is given to issues of motivation of teachers’ work activities. The motivation of teachers of higher education has been repeatedly investigated in domestic and foreign literature. This article is devoted to the study of the history of the study of motivation by foreign researchers and their current state. The author analyzes theoretically views on questions of motivation in general and on the motivation of high school teachers in particular. Formed a conclusion about the need for more targeted research of motivation of teachers abroad.

Текст научной работы на тему «История исследований мотивации педагогических работников в высшей школе за рубежом»

УДК 1 ББК 88

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10060

© А.А. Галушкин, 2019 Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЗА РУБЕЖОМ

Александр Александрович Галушкин, академик РАЕН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики МИИГУ им. П.А. Столыпина (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]

Аннотация. Повышение деятельности преподавателей высшей школы является одним из важнейших вопросов совершенствования современных образовательных систем и в этом вопросе высокая роль отводится вопросам мотивации трудовой деятельности педагогов. Мотивация педагогов высшей школы неоднократно исследовалась в отечественной и зарубежной литературе. Данная статья посвящена рассмотрению истории изучения мотивации зарубежными исследователями и их современное состояние. Автором анализируются теоретически воззрения на вопросы мотивации в целом и на мотивацию педагогов высшей школы в частности. Формируется вывод о необходимости проведения более прицельных исследований мотивации преподавателей зарубежом.

Ключевые слова: мотивация, мотивация преподавателей, мотивация в образовательной деятельности, преподаватели высшей школы, зарубежные исследования, мотивация преподавателей высшей школы.

HISTORY OF RESEARCH ON THE MOTIVATION OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION ABROAD

Alexander Alexandrovich Galushkin, Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy P.A. Stolypin

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]

Annotation. Enhancing the activities of higher education teachers is one of the most important issues in the improvement of modern educational systems and in this issue a high role is given to issues of motivation of teachers' work activities. The motivation of teachers of higher education has been repeatedly investigated in domestic and foreign literature. This article is devoted to the study of the history of the study of motivation by foreign researchers and their current state. The author analyzes theoretically views on questions of motivation in general and on the motivation of high school teachers in particular. Formed a conclusion about the need for more targeted research of motivation of teachers abroad.

Keywords: motivation, motivation of teachers, motivation in educational activities, teachers of higher education, foreign studies, motivation of teachers of higher education.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Галушкин А.А. История исследований мотивации педагогических работников в высшей школе за рубежом. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):256-9.

Мотивация является неотъемлемым аспектом труда любого человека, в том числе педагогического работника высшей школы. Деятельность преподавателя направлена на решение одной из важнейших социальных задач — формирование новых высококвалифицированных трудовых кадров, а значит и стимули-

рование развития государства. Именно поэтому труд преподавателей часто становится объектом различных исследований в контексте повышения его эффективности, что может быть достигнуто благодаря повышению мотивационного потенциала педагога. Развитие представлений о мотивации происходило совместно с

эволюцией понимания о человеке, изначально теории мотивации были основаны на идеи об экономическом стимулировании труда и лишь позже, когда начали меняться теоретические воззрения на человека и его поведение, стало уделяться внимание внутренним аспектам мотивации.

Мотивация является одной из основ поведения любого индивида, побуждая его делать или не делать какое-либо действие. Внутренняя мотивация — это мотивация, основанная на личном удовольствии, удовлетворении своих внутренних потребностей, которые зависят от индивидуальных психологических особенностей. Внутренняя мотивация заряжает энергией и поддерживает деятельность посредством спонтанных удовлетворений, присущих эффективным волевым действиям [7]. Исследователи часто сравнивают внутреннюю мотивацию с внешней мотивацией, которая формируется засечет внешнего воздействия, как предсказуемого, например получение премии за выполнение работы, так и неожиданного. Традиционно считается, что внутренняя мотивация более эффективна и значима, а так же приводит к успешным результатам в большем количестве случаев, чем внешняя [10].

Мотивация включает в себя совокупность верований, восприятий, ценностей, интересов и действий, которые тесно взаимосвязаны между собой. В результате, различные подходы к мотивации могут быть сосредоточены на когнитивном поведении, некогнитивных аспектах или на обоих сразу.

Согласно исследованиям, ранее изучение мотивации в зарубежных источниках опиралось, в основном, на внешнюю мотивацию [9]. В этой литературе считалось, что все поведение, включая достижения, регулируется внешними обстоятельствами, которые их стимулируют или провоцируют. Сторонником данного подхода является Б. Ф. Скиннер, который выделил различные типы усилителей [6]. Положительные санкции или награды — это последствия, которые увеличивают вероятность того или иного поведения, к которому они привязаны, тогда как отрицательные — это последствия, которые увеличивают вероятность того или иного поведения, устраняя или уменьшая некоторые негативные внешние стимулы. Негативная санкция, с другой стороны, относится к неприятным последствиям, которые снижают вероятность того или иного поведения. В этом контексте проявления повышения мотивации педагогических работников абсолютно ясны: вознаграждение за качественную работу, например, премия или благодарность и санкция за невыполнение или никакое качество работы, например, выговор. Теория о высокой значимости внешней мотивации критикуется, так как одинаковые награды и санкции не производят идентичного эффекта на разных участников.

Более того, отмечается, что преимущества внешней мотивации, как правило, со временем уменьшаются [2] [3]. В связи с этим начались разработки новых подходов к пониманию мотивации людей, которые включали в себя изучение когнитивного поведения и внутренней мотивации.

Отдельная часть зарубежных исследований в рамках изучения мотивации была сосредоточена на понимании того почему человек хочет выполнять то или иное действие. В рамках ответа на данный вопрос было разработано три теории, которые имеют очень широкую область применения на сегодняшний день, в том числе часто используются для изучения мотивации педагогов. К ним относится теория внутренней мотивации, теория ожиданий и теория самоопределения [2]. Хотя эти теории имеют разные предпосылки, они ни в коем случае не являются взаимоисключающими, например, Уигфилд и Экклс включили аспекты теории самоопределения в свои исследования теории прогнозируемых (ожидаемых) результатов [11]. Как следует из названия, теория прогнозируемых результатов связана с ожиданиями успеха и получением материальных и нематериальных ценностей, а также с убеждениями о своих навыках и способностях. Ценности, в контексте данной теории, подставляют собой стимулы или причины для участия в какой-либо деятельности. Ценность конкретной задачи или деятельности состоит из четырех компонентов:

• ценность достижения, которая относится к личностному росту благодаря успешному выполнению задачи;

• внутренняя ценность, которая относится к субъективному интересу или удовольствию от выполнения задачи;

• полезность, которая относится к степени, с которой завершение задачи облегчает осуществление текущих или будущих целей;

• стоимость, которая относится к негативным аспектам участия в той или иной задаче, например, таким как тревога и страх неудачи.

Понятие внутренней мотивации тесно связано с внутренними ценностями человека. Внутренняя мотивация вдохновляется личным интересом или удовольствием, и обычно, как уже упоминалось выше, противопоставляется внешней мотивации. Как правило, внешняя мотивация осуществляется путем предоставления вознаграждений, которые могут быть как материальными (например, деньги, привилегии), так и нематериальными (например, похвала). Тем не менее, внешняя мотивация может быть выражена и иными способами. Теория самоопределения, впервые созданная Р. Райаном и Э. Дечи, различает несколько различных типов регулятор-ных механизмов, которые могут действовать в качестве

мотиваторов [5]. Внешнее регулирование соответствует самому низкому уровню самоопределения, где поведение мотивируется стремлением к вознаграждению или желанием избежать наказания. Такое регулирование тесно взаимосвязано с внутренним давлением, такими как обязательство или вина. В другом механизме регулирования речь опять-таки идет о внутреннем желании что-либо делать, в таком случае человек находит причины для того что бы это осуществить, однако, это не всегда идет на пользу. Наконец, в рамках комплексного механизма саморегулирования, регулятор фактически соответствует ценностям и потребностям человека и становится частью его самосознания. Таким образом видно, что все три теории тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, именно поэтому чаще всего в зарубежных исследованиях по вопросам мотивации, в том числе мотивации преподавателей высшей школы, можно встретить их комплексное рассмотрение [2] [8] [10]. Однако важно отметить, что данные теории являются общими и не разработаны исключительно для понимания мотивации преподавателей, хоть и используются в подобных исследованиях. Более того, они так же очень часто применяются для изучения мотивации студентов и учеников. Перечисленные теории так же легли в основу развития теории коллективной мотивации [1], в которой акцент сделан не на личности педагога, а на его самостоятельной и совместной трудовой деятельности.

Интересной является теория, согласно которой педагоги в первую очередь мотивированы альтруистическими идеями и внутренними потребностями, а экономические и социальные блага по сравнению с этим не играют особо высокой роли. Такой подход был назван — публичной мотивацией, когда человек, по сути, мотивирован тем, что выполняет важную социальную функцию и влияет на развитие общества. Некоторые сторонники данной теории даже утверждали, что идея, согласно которой преподавателей можно заставить работать лучше и усерднее благодаря повышению уровня их доходов является оскорбительной для них [4] [8]. Данная теория не является безосновательной, современные исследования показывают, что большинство педагогов, как школьных так и университетских, выбирают свою профессию из альтруистических побуждений и желания сделать мир лучше, но со временем многие, особенно школьные учителя, разочаровываются в своих представлениях. Такая тенденция неизбежно сказывается и на работе педагогов и на их количестве в принципе. Отмечаемое во многих зарубежных государствах снижение педагогических работников, заставляет государство искать новые эффективные методы стимулирования и поощрения профессиональной деятельности в сере образования.

В заключение можно отметить, что мотивация

включает в себя совокупность тесно связанных убеждений, восприятий, ценностей, интересов и действий. Например, самоэффективность — это воспринимаемая им компетентность в данной области, и люди, как правило, более мотивированы участвовать в мероприятиях, в которых они преуспевают, а ценности — это стимулы или причины для участия в определенных видах деятельности, при этом внутренние ценности с большей вероятностью будут способствовать достижению поставленных целей. Мотивация педагога, наряду с его знаниями, является ключевым фактором, определяющим эффективность преподавания, поэтому необходимо разрабатывать стратегии повышения мотивации преподавателей, что невозможно без постоянных исследований в данной сфере. Однако, можно сказать о том, что многие зарубежные исследования мотивации преподавателей высшей школы основываются на общих представлениях о трудовой мотивации. В свою очередь можно отметить, что в сфере образования основной акцент исследований сделан на мотивацию учеников и студентов, а также учителей школы. Исследований мотивации непосредственно преподавателей высшей школы проводится мало, что может негативно сказаться на формировании политики по повышению уровня эффективности педагогической деятельности на данном уровне образования.

Литература

1. Грига А.Д., Орлицкене И.А., Худяков К.В. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4.

2. Han J.,Yin H., Boylan М. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. 2016, № 1.

3. Khan A., Khan S., Zia-Ul-Islam S., Khan S. Communication Skills of a Teacher and Its Role in the Development of the Students' Academic Success // Journal of Education and Practice. 2017. N.1.

4. Liu, S., & Onwuegbuzie, A. J. (2014). Teachers' motivation for entering the teaching profession and their job satisfaction: A cross-cultural comparison of China and other countries // Learning Environments Research. 2014. № 17(1). С.75-94

5. Ryan R., Deci Е.. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self // Social and Personality Psychology Compass. 2008. Р. 702-717.

6. Skinner, B.F. The behavior of organisms: An experimental analysis. Cambridge, MA: BF Skinner Foundation, 1938.

7. Simic N., Puric D., Stancic M. Motivation for the teaching profession: Assessing psychometric properties and factorial validity of the Orientation for Teaching Survey on in-service teachers // PSIHOLOGIJA, 2018

8. Schieb, L. J., & Karabenick, S. A. Teacher Motivation and Professional Development: A Guide to Resources. Math and Science Partnership — Motivation Assessment Program, University of Michigan, Ann Arbor, MI, 2011.

9. Stipek, D. J. Motivation and instruction // Handbook of educational psychology. 1996, №1. P. 85-113

10. Stirling D. Teacher Motivation // Aichi Universities English Education Research Journal. 2014, № 33. P. 11-28

11. Wigfield A., Eccles S. Expectancy-Value Theory of Achievement Motivation // Contemporary Educational Psychology. 2000, № 25. P. 68-81

References

1. Griga A.D., Orlickene I.A., Hudyakov K.V TRUDOVAYA MOTIVACIYA V KOLLEKTIVAH VYSSHEJ SHKOLY // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2013. — № 4.

2. Han J.,Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. 2016, № 1.

3. Khan A., Khan S., Zia-Ul-Islam S., Khan S. Communication Skills of a Teacher and Its Role in the Development of the Students' Academic Success // Journal of Education and Practice. 2017. N.1.

4. Liu, S., & Onwuegbuzie, A. J. (2014). Teachers' motivation for entering the teaching profession and their job satisfaction: A cross-cultural comparison of China and other countries // Learning Environments Research. 2014. № 17(1). S. 75-94

5. Ryan R., Deci E.. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self // Social and Personality Psychology Compass. 2008. R. 702717.

6. Skinner, B.F. The behavior of organisms: An experimental analysis. Cambridge, MA: BF Skinner Foundation, 1938.

7. Simic N., Puric D., Stancic M. Motivation for the teaching profession: Assessing psychometric properties and factorial validity of the Orientation for Teaching Survey on in-service teachers // PSIHOLOGIJA, 2018

8. Schieb, L. J., & Karabenick, S. A. Teacher Motivation and Professional Development: A Guide to Resources. Math and Science Partnership — Motivation Assessment Program, University of Michigan, Ann Arbor, MI, 2011.

9. Stipek, D. J. Motivation and instruction // Handbook of educational psychology. 1996, №1. R. 85-113

10. Stirling D. Teacher Motivation // Aichi Universities English Education Research Journal. 2014, № 33. P. 11-28

11. Wigfield A., Eccles S. Expectancy-Value Theory of Achievement Motivation // Contemporary Educational Psychology. 2000, № 25. R. 68-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.