Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ / МЕТОД ПЕРИОДИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Локоть Н.В., Фроленко Д.М.

В работе обсуждаются вопросы взаимоотношения математики с практикой и другими науками. Предлагаются этапы внедрения математических методов в научное познание действительности.This paper discusses the relationships between the practice of mathematics and other Sciences. Proposed stages of implementation of mathematical methods in scientific cognition of reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

2.Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г. : ред. от 28 дек. 2013 г.]. - М.: Эксмо, 2013. - 128 с.

3.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. [федер. закон : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. ; 22 дек. 1995 г. ; 1 нояб. 2001 г. ; 24 нояб. 2006 г. : ред. от 23 июля 2013 г.]. - М. : Эксмо, 2013. - 736 с.

4.Закон Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 23.10.2002).

5.Литвиненко А.В. Пшидаток С.К. Проблема установления границ при формировании особо охраняемых природных территорий на примере МО Краснодар Краснодарского края. Журнал «SCIENCE TIME» (ISSN 23107006) Материалы Международных научно-практических конференций Общества Науки и Творчества, ноябрь 2016.-№11(35) Стр. 296-298.

6.Нечаев В.И., Барсукова Г.Н. "Проблема формирования отношений собственности на землю в Краснодарском крае как инструмента повышения эффективности аграрного производства"/ Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 266-267.

УДК 51(091)

Локоть Н.В., кандидат физико-математических наук, доцент

доцент кафедры математики, физики и информационных технологий Мурманский арктический государственный университет

Россия, г. Мурманск Фроленко Д.М. студент 1 курс магистратуры факультет математики, экономики и информационных технологий Мурманский арктический государственный университет

Россия, г. Мурманск ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В работе обсуждаются вопросы взаимоотношения математики с практикой и другими науками. Предлагаются этапы внедрения математических методов в научное познание действительности.

Ключевые слова: история математики, математические методы в научном познании, метод периодизации.

Abstract: This paper discusses the relationships between the practice of mathematics and other Sciences. Proposed stages of implementation of mathematical methods in scientific cognition of reality.

Key words: history of mathematics, mathematical methods in scientific knowledge, a method of periodization

Определений, что такое математика, существует достаточно много, но самое ёмкое и употребляемое из них - определение Ф. Энгельса в обработке академика А.Н. Колмогорова: «Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира» [1, с. 560]. На наш взгляд, оно убедительно отражает самую суть взаимоотношений математики с практикой, которые изменялись в ходе исторического развития человечества.

Математика, как особая отрасль знаний, появилась в связи с запросами практики, причем долгое время отношения между ними складывались следующим образом: практика ставила задачи, а математика искала способы их решения (VI-V вв до н.э. - XVII в.н.э). Но постепенно с появлением математики переменных величин (XVII-XVIII вв.) и переменных отношений (XIX-XX) связи между практикой и математикой коренным образом трансформировались. Математика, находясь в непрерывном развитии, становится языком науки и сама влияет на изменения в жизни общества - в технике, экономике, управлении и пр.[2]. Именно в этот период математику стали делить на «чистую» и «прикладную». В современной науке эти термины являются постоянными причинами дискутирования, но из научного оборота не уходят.

Прикладная математика при этом понимается как область математики, рассматривающая применение математических методов, алгоритмов в других областях науки и техники [3]. Её наличие трудно игнорировать после появления множества «пограничных» наук: математической физики, математической экономики, математической лингвистики, биоматематики, биоинформатики, математической психологии и пр., и наконец, математической педагогики.

Но вопрос, что в математике является «прикладной», а что «чистой» частью этой науки, не имеет однозначного ответа, так как абстрактные теории «впрок», появлявшиеся в ней с XVIII века (теория групп Галуа, теория параллельных Лобачевского и т.д.), с дальнейшим развитием научного знания находят порой весьма неожиданные применения.

Прикладные аспекты математики связаны с двумя основными моментами в истории ее развития:

1) Человечество давно пришло к мысли, что «...ни одна наука не может быть познана без математики», это пророчество, высказанное английским философом Р. Бэконом еще в XIII веке, начало подтверждаться на рубеже XX - XXI столетий [4, с.862-876]. Математика выработала такую методологию, которая является частью более общей методологии науки вообще, поэтому и позволяет найти путь к раскрытию конкретного содержания процессов, происходящих в окружающей действительности. Особая роль в познании с помощью математических методов принадлежит

моделированию. Математика строит и изучает математические модели, разрабатывает специальные методы их изучения.

2) Эффективность применения математики в процессе научного познания реального мира кроется в том, что служа этому процессу, она является языком любого знания. Кроме того, как утверждал греческий философ Прокл, - «математика - это единственный язык, посредством которого мы можем познать всё сущее» [5, с. 8]. Любая отрасль науки, развиваясь, настолько оттачивает систему своих основных понятий и достигает такого уровня, что может быть подвергнута моделированию и изучению строгими абстрактными математическими методами. Такое изучение, в свою очередь, позволяет уточнять, расширять эти основные понятия, а, следовательно, и успешно двигать эту отрасль далее.

Таким образом, сложившиеся стандартные отношения между математикой и практикой можно выразить следующей формулой: «от квантификации (сведения качественных характеристик к количественным) к моделям и к математике как языку исследования» [6, с.15].

История применения математических методов в различных науках сложна, многогранна и насчитывает, по меньшей мере, более двух десятков веков. Для характеристики процессов за такие промежутки времени история математики применяет обычно свой специфический метод - метод периодизации, позволяющий выявить основные изменения в развитии изучаемой проблемы. Ввиду отсутствия такой периодизации в специальной литературе мы выделили следующие этапы в истории использования математических методов в научном познании действительности:

1 этап - донаучный (от появления первых сведений об объектах окружающего мира до XVI в.) - характеризуется применением математических сведений в области счета и измерения к нуждам «натуральной философии» (совокупности элементов знаний по начаткам механики, физики, науки о Земле, астрономии и даже физиологии).

Натурфилософия создавала некоторые теоретические модели, например, модели геоцентрической системы мира, но уровень развития математики был недостаточен для их проверки. Особо ценным в этот период был тезис, провозглашенный пифагорейцами: все природные явления подчиняются математическим законам («все есть число»).

2 этап - экспериментальный (XVI-начало XVII вв.) - связан с быстрым техническим прогрессом XVI в. и открытиями И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, Х. Гюйгенса, И. Ньютона в области астрономии, механики и физики.

Отметим, что именно Галилей провозгласил тезис о необходимости применять математику в научных изысканиях: «Тот, кто хочет решить вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является» [7, с. 232]. К XVI веку

исследование движения стало центральной задачей естествознания. Стремление теоретического построения перечисленных наук и использование для проверки теорий экспериментального метода, как основного, привело к потребности создания математического аппарата, способного теоретически обосновать естественнонаучные открытия. Построение Ф. Виетом, П. Ферма и Р. Декартом аналитической геометрии дали возможность при изучении физических и механических проблем на основе наблюдений строить математическую модель, а затем отыскивать их «первопричины» (путь познания от анализа к синтезу).

3 этап - этап научной математизации естественных наук (середина ХУП-ХУШ вв.) - характеризуется применением в естественных науках математики «переменных величин» (дифференциального и интегрального исчислений) - нового аппарата, оформленного в трудах И. Ньютона и Г.-В. Лейбница, способного исследовать процессы в движении.

При этом Ньютон в сочинении «Математические начала натуральной философии» (1684) разработал математический аппарат для объяснения и описания именно физических явлений, завершив, по существу, создание классической механики. Лейбниц же в основной своей работе «Новый метод максимумов и минимумов...» (1764), в отличие от Ньютона, исходил из геометрических представлений и тем самым способствовал развитию аналитической и появлению дифференциальной геометрий. В этот временной период происходит дифференциация знаний, что ярко отражается в бурном расширении отраслей физики, механики, и математики, возникают пограничные науки. Так, например, требования динамики, созданной Ньютоном, вызвали к жизни математическую физику, успехи аналитической и дифференциальной геометрии во многом способствовали развитию оптики, а созданная усилиями Л. Эйлера и Ж. Лагранжа аналитическая механика завершила превращение теоретической механики в раздел математического анализа.

4 этап - этап всеобщей математизации науки по естественнонаучной схеме (Х1Х-ХХ вв.) - характеризуется использованием всевозможных отраслей математики для обоснования, развития и прогнозирования во всех направлениях научных знаний.

В этот временной период происходило явление, обратное дифференциации, а именно, интеграция наук в разделы, объединяемые по принципу применения сходного математического аппарата для их развития. Математические методы проникают в химию, геологию, биологию, медицину и т.д. Стандартную схему математизации естественных наук, проверенную временем, исследователи пытались переносить на науки гуманитарные. Появление и развитие таких отраслей математики как математическая статистика и теория вероятностей расширили возможности математизации наук: математические методы стали применяться в некоторых общественных науках, занимающихся изучением общества и

человеческих отношений (экономика, лингвистика, география, философия, психология и пр.). В свою очередь, в самих используемых отраслях математики возникли новые направления исследований, связанные с доказательствами корректности привлечения каждого метода, с изучением допущений и ограничений при решении содержательных задач, с взаимодействием методов математики с другими методами исследования, с интерпретацией полученных результатов и т.д.

5 этап - этап альтернативной математизации (с конца XX в.) -характеризуется попытками расширения стандартной естественнонаучной схемы математизации наук: «от квантификации к языку».

Причина возникновения альтернативной математизации заключается в обнаружении в указанный период таких областей познания, которые «плохо математизируются» и не укладывались в эту стандартную схему. Речь идет

0 трудностях в применении математических методов в тех гуманитарных, в частности, социальных дисциплинах, где «...исследуемые в них феномены -сюжеты, эмоции, образы, межсубъектные взаимодействия, социальные нормы, управленческие действия и т.п.» [6, а16]. Причем математические методы в них используются, но из тех новейших разделов математики, которые связаны с вариативностью мышления и поведения субъекта, с оценкой межсубъектного взаимодействия (некоторые разделы теории вероятностей и математической статистики, топология, теория нечетких множеств, теория графов как основа построения системных альтернатив и т.д.). Таким образом, обнаруживается тесное взаимовлияние математики и этих «плохо математизируемых» наук - они направляют дальнейшее развитие математики по неклассическому пути, заставляя совершенствовать её методологию для адекватного применения в гуманитарных и социальных науках.

Разумеется, выделенные этапы не имеют точно определенных временных границ, так как, с одной стороны, они часто могут сосуществовать друг с другом, а с другой стороны, временные рамки этапов зависят от особенностей развития математики и других отраслей науки в различных научных школах, нациях и государствах.

Использованные источники:

1.Математическая энциклопедия: Гл. ред. И.М. Виноградов. Т.3. Коо-Од. -М.: Советская энциклопедия, 1982. - 1184 с.

2.Локоть Н.В. Математика для нематематиков. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов МГПУ. - Мурманск: МГПУ, 2005. - Ч.

1 . - 96 а

3.Прикладная математика. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1127

4.Бэкон Р. Большое сочинение. // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. -М.: Мысль, 1969. С. 862-876.

5.Симаков М.Ю. Пифагорейская система. - М.: ООО Луч, 2015. - 340с.

6.Барабашев А.Г. Новые горизонты применения математики: Альтернативная математизация // Философия математики: актуальные проблемы. Математика и реальность. Тезисы Третьей всероссийской научной конференции; 27-28 сент. 2013 г. / Редкол.: Бажанов В.А. и др. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - 270 с.

7.Galilei G. Le Opere. V. VI. - Firenze, 1891. P.232.

Маады А.Л. студент 3 курс Санчат А. О. студент 3 курс Экономический факультет Тувинский государственный университет

Россия, г. Кызыл АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Инвестиции - долгосрочное вложение средств в активы предприятия с целью увеличения прибыли и наращивания собственного капитала [3, С.17]. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого предприятие получает экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности труда, прибыли и т.д.). Это платеж за крупный капитальный элемент, после чего его невозможно быстро перепродать с прибылью, капитал замораживается на несколько лет, данное капитальное вложение будет приносить прибыль на протяжении нескольких лет, в конце периода капитальный объект будет иметь некоторую ликвидную стоимость либо не будет ее иметь совсем.

Одной из важнейших задач государства, организаций и предприятий является повышение экономической эффективности инвестиций. Сущность проблемы повышения экономической эффективности инвестиций заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат - трудовых, материальных, финансовых - добиться существенного увеличения объема производства, услуг и прибыли, национального дохода.

Прежде всего, надо остановиться на сущности самого понятия эффективности и эффекта. Под экономическим эффектом понимается увеличение объема производства, рост производительности труда, прибыли, рост национального дохода или снижение затрат, первоначальных и текущих [3, С.41]. Социальный эффект понимается как рост благосостояния народа, рост уровня образования, увеличения свободного времени и т.д.

Проблема эффективности капитальных вложений всегда была довольно актуальной и ей уделялось много внимания, как в науке, так и на практике.

Инвестиции - это долгосрочные вложения денежных средств (капитала) с целью получения дохода (прибыли). К ним относятся, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.