Научная статья на тему 'История и современность. Октябрь 1917 г. – начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию?'

История и современность. Октябрь 1917 г. – начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современность. Октябрь 1917 г. – начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию?»

продажей детей, трансплантацией их органов и тканей), месть, религиозные ненависть или вражда и др. Мотивы преступления можно установить путем определения целей деятельности лица либо группы лиц. Судебная практика свидетельствует о распространенности такой цели, как выполнение работ без оплаты — в частности, когда жертвами становятся мигранты, привлекаемые в качестве строителей, сборщиков сельхозпродукции, домашних и сельских работников, рабов сексуальных услуг.

Следующая группа обстоятельств предмета доказывания не от -носится к главному факту, но оказывает существенное влияние на выводы об уровне общественной опасности лица, его действий, их последствий и, в особенности, о виде и размере наказания. Имеются в виду обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого

В качестве элемента предмета доказывания закон указывает также характер и размер вреда, причиненного преступлением (п. 4

ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Вред может быть связан со здоровьем, имуществом, нравственными страданиями жертвы и отнесен соответственно к физическому, имущественному и моральному. Характер и размер вреда, причиненного потерпевшему от торговли им и рабства, может быть элементом состава преступления - квалифицирующим признаком либо отягчающим (смягчающим) обстоятельством.

О. М. Чингузов

История и современность. Октябрь 1917 г. -начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию?

Очень легко слетают с уст некоторых современных ученых и особенно публицистов по поводу Октябрьской революции следую -щие клише: бунт толпы, охлократия, военный переворот, заговор большевиков и так далее. Это не только оскорбительно, но и не соответствует исторической реальности. Конечно, канули в Лету времена, когда в обществе безраздельно господствовало единое понимание и толкование исторического процесса. В жизни всегда есть основополагающие моменты и явления, требующие от людей большего или меньшего единодушия в своих оценках, поскольку в противном случае под угрозой оказывается сама основа, на которой зиждятся гражданское согласие и мир. К их числу относится и взвешенная научная оценка Октябрьской революции.

Эта революция, безусловно, стала поворотным пунктом в истории российской цивилизации. Она стала возможна в результате взаимодействия трех основных факторов.

140

Первый - стремительное нарастание стихии народного протеста и самодеятельности в решении самых насущных, жизненных проблем - земли, мира, хлеба.

Второй - трансформация этой народной стихии, крайне многоликой по проявлениям, в политическую форму с требованием передачи власти в центре и на местах в руки Советов.

Третий - настойчивые усилия большевиков по максимальному расширению народного движения, переводу его в русло борьбы за изменение характера власти, укреплению своего лидерства в этом движении.

Конечно, можно спорить по поводу роли каждого из этих факто -ров. Но нельзя игнорировать эту совокупность как решающую предпосылку революции, подменяя ее каким-то одним фактором. Нельзя игнорировать огромное значение ее в определении характера и дальнейшего развития Великой российской революции.

Большевики полностью использовали свои преимущества: твердую политическую волю, стремление к власти, гибкую, но единую партийную организацию и широчайшую сверхпопулистскую агитацию. Они сумели решительно оседлать революционноанархическую стихию, огромный заряд социальной ненависти масс, их нетерпения, жажду уравнительной справедливости для захвата под флагом советской власти и осуществления своей идеологической доктрины.

Политический выбор, осуществленный народом в условиях цивилизационного кризиса начала XX в., означал не просто переворот - смену власти, а переход к созданию нового общества и более того - нового типа цивилизации. Но народные массы не осознали значения и содержания этого процесса, для большинства понятие "социализм" и тем более учение марксизма были абстрактным, не очень понятным выражением надежд на лучшую жизнь, освобождение от капиталистической эксплуатации, всеобщее равенство.

Для лидеров большевиков во главе с В.И. Лениным было ясно, что строительство социализма в одной, отдельно взятой и отсталой стране противоречит теории Маркса, ориентированной на переход к социализму в ведущих странах мира одновременно по мере созревания там необходимых материальных условий. Речь шла о мировой социалистической революции. Однако в силу объективных условий мировой революции не произошло, и России пришлось пройти свой уникальный путь самостоятельно, без поддержки пролетариата развитых капиталистических государств.

После буржуазных реформ второй половины XIX в. Россия находилась в переходном состоянии от традиционных докапиталистических порядков к капитализму.

141

Она стала уникальным узлом всех мыслимых и немыслимых противоречий - полуфеодальных, капиталистических, империалистических. Экономическая отсталость России служила основой для превращения ее в полуколонию, в сырьевой придаток Запада.

Данная тенденция проявилась четко, но она полностью не реализовалась, так как Россия по территории, населению, историческому опыту объективно великая самобытная уникальная страна. Она как могла сопротивлялась колонизации Западом. Развитие капитализма в России на своей базе тоже шло с трудом и сопровождалось такими особенностями, которые до предела обнажили все социальные, национальные и религиозные противоречия

Цивилизационная альтернатива в 1917 г. была следующей -либо завершение цивилизационного кризиса распадом России, либо прорыв на какой-то ранее неизвестный путь исторического развития. Таким путем представлялся некапиталистический, неколонниаль-ный путь развития. Реализация этой альтернативы произошла в форме революции, которая впервую очередь была результатом во -ли народа как высшего суверена истории.

В ходе Октябрьского восстания, как отмечал Н.А. Бердяев, "... именно ортодоксальному, тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которая представлялась неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа".

Право народа на революцию против несправедливого строя является не только основным в марксизме, но и законодательно закреплено во многих странах, например, в американской "Декларации независимости" (1775), французской Конституции (1793, 1875). О том, что Октябрьская революция была волеизъявле -нием народа, свидетельствует тот факт, что власть большевиков была установлена в огромной стране очень быстро и практически бескровно. В.И. Ленин назвал это "триумфальным шествием" советской власти. Это, безусловно, не был "путч большевиков" как сейчас об этом многие пишут, а настоящая революция народных масс. Народ поверил большевикам и пошел за ними в надежде на перемены к лучшему.

Какие силы поддерживали большевиков?

Во-первых, часть рабочих, которая действительно верила в возможность мировой пролетарской революции. Таких рабочих было немного, но они были, и сбросить их со счетов истории нельзя.

Во-вторых, большевиков поддержала армия, измученная войной. Под ружьем в России было 15 млн человек (10 млн - действующая армия, 5 млн - внутренние гарнизоны). Вроде немного в масштабах страны. Но это были молодые мужчины с оружием в руках.

142

В-третьих, крестьяне и горожане (основная масса населения России), видевшие в Советах возможность реализовать на практике обширный демократический идеал. Крестьяне впервые реально получат землю, горожане свободу и все, что из этого вытекает.

В-четвертых, деклассированные элементы, люмпены, та пена, которая всегда всплывает в моменты кризисов в любой революции. Для них главное в неразберихе революции обрести социальный статус "благополучие без труда, за счет общества". За годы войны эти элементы существенно выросли: беженцы, дезертиры, укрывающиеся от призыва, люди, обнищавшие в условиях войны и разрухи. В-пятых, большевиков поддержали и те члены общества, которые воспринимали большевистскую программу, крутую перемену жизни как некое новое религиозное движение. Идеи социализма советской власти переплетались для этой части с идеалами христианства. В-шестых, большевики, пришедшие к власти путем переворота, удержались и получили поддержку и потому, что выступали под лозунгом советской власти, а народ связывал эту власть с демократией, справедливостью, новой счастливой жизнью.

В ходе Октябрьской революции произошел отказ от западного типа цивилизационного развития, как и от российскосамодержавного. В результате был потерян ряд несомненных достижений капитализма, кроме того, произошел определенный разрыв с самобытным культурно-историческим опытом страны. Наглядный пример этому политика "военного коммунизма" начала 1920 гг. - это попытка рывком создать новую коммунистическую цивилизацию. Время быстро показало ее преждевременность, утопизм и бессмысленность. Большевикам пришлось срочно менять политику и уже в 1921 г. переходить от "военного коммунизма" к НЭПу.

В то же время следует отметить, что переход к новому строю оказался возможен благодаря определенным цивилизационным особенностям России.

Во-первых, российский тип цивилизации, начиная с Киевской Руси, был основан на коллективистских соборно-вечевых общинных началах. Во-вторых, Россия, как многонациональная евразийская держава, опиралась на синтез западных и восточных культур, развивала в себе коллективистское жизнеустройство.

В-третьих, солидарные общинно-коллективистские отношения в труде и управлении общественными делами позволили народам России выжить в необычайно суровых климатических условиях, выращивать урожай в зонах рискованного земледелия.

В-четвертых, низкий уровень развития производительных сил в России, начиная с Киевской Руси, мог быть дополнен лишь общим усилием народа, его солидарностью, служением роду - племени -общине вплоть до самоотречения.

143

В-пятых, российская мораль, христианство всегда закрепляли коллективизм, геройство, почитание старших и всегда порицали индивидуализм и эгоизм.

Об этих особенностях Руси-России писали многие писатели (Э. Дюркгейм, Н. Бердяев, М. Мамардашвили, В. Соловьев, И. Ильин, Л. Гумилев и др.).

Надо отметить, что русскую революцию объективно готовили не только большевики, но и подвижники земли русской Сергий Радонежский и Нил Сорский, раскольники и казаки, народные вожди Степан Разин и Емельян Пугачев, декабристы и Герцен, Чернышевский и Софья Перовская, Плеханов и Мартов и даже такие либералы, как Струве и Милюков.

Русские люди всегда искали царство свободы, справедливости, всеобщего братского труда. Об этом же говорит поддержка крестьянством большевиков в годы Гражданской войны, несмотря на все перехлесты "военного коммунизма" и "красный террор". После победы в Гражданской войне Ленин с некоторым запозданием выдвинет концепцию многоукладного НЭПа, которая в наибольшей степени отвечала менталитету русского крестьянства и поэтому обеспечила в течение семи лет восстановление всего народного хозяйства.

Ленину удалось найти формулу и воссоздания единого Российского государства в границах бывшей империи, и предоставления элементов суверенитета национальным республикам. Образованный СССР стал преемником Великой России и в этом качестве был принят российской нацией. До тех пор пока честно велась эта политика, многонациональность страны была фактором силы советского общества, а дружба народов - одним из факторов победы в Великой Отечественной войне. Ленин попытался сформулировать идеалы Октября применительно к новым условиям в своем "политическом завещании", указав на особую роль кооперации, культурной революции, коллективности руководства, которые изменили традиционную большевистскую точку зрения на социализм. Однако это завещание оказалось не понятым в полной мере. Сталин упрощенно интерпретировал завещание как курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию, установление диктатуры партийного руководства.

Тем не менее народ с пониманием воспринял этот курс сталин -ского руководства и роль Сталина как высшего держателя власти, что отвечало традиционному авторитарно-царистскому настроению. Население страны в основном с энтузиазмом восприняло планы индустриализации. В годы коллективизации крестьянство в своем большинстве, за исключением зажиточного крестьянства (приблизительно 5-7 %), приняло курс на создание коллективных хозяйств, несмотря на массовые "перегибы" раскулачивания, связанные со сталинским насилием, голодом 1932-1933 гг. Срочно подготовлен-

144

ный слой рабоче-крестьянских специалистов взамен изгнанной или репрессированной старой интеллигенции с успехом выполнил возложенные на него функции. Надо признать, что народ в целом принял ранний "сталинский"социализм.

Дело в том, что концепция социалистического коллективистского переустройства общества легла на исторически подготовленную почву общинно-коллективистского жизнеустройства. Именно народный менталитет с его ориентирами соборности, братства, духовности, жертвенности, социальной справедливости, общенациональной государственности и патриотизма стал основой для социалистического строительства и это, безусловно, подтвердилось в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны. Огромную роль в Победе сыграл уникальный сплав исторических патриотических традиций и верности народа идеям социализма. Даже И.В. Сталин в годы войны повернулся к русской православной церкви, историческим патриотическим традициям, русской истории, отказавшись от революционного нигилизма.

После победы над фашизмом СССР получил безопасные границы по всему периметру территории, стал ядерной сверхдержавой, первым вырвавшись в космос. Сопричастность каждого гражданина СССР к сверхдержавности стала своеобразной советской гордо -стью, оправданием его невысокого по сравнению с Западом уровня жизни и сильным психологическим стимулом.

В рамках великой страны и нового строя народ многое получил - гарантированные работу, бесплатное образование и медицину, уверенность в завтрашнем дне, спокойную обеспеченную старость, наконец - смысл жизни, который помогал сносить тяготы и лишения. Российская нация оказалась прирожденным коммунисти -ческим народом, внесла свой вклад в становление новой социально-государственной системы, которая не успела сформироваться в законченном виде и проявить все свои возможности.

Запад в свое время многое перенял у СССР - лозунги социализма, социальные права граждан, плановость в экономике, государственное регулирование в экономике и идеологическую обработку населения. Это было сделано в ответ на вызов Западу, брошенный Октябрем.

Однако грандиозный прорыв, начатый Октябрьской революцией, был оплачен нашим народом тяжелой ценой. Правящая элита применяла наряду с идейно-политическими и незаконные террористические средства ускорения развития. Это репрессии, гулаговские лагеря, волюнтаризм, субъективизм руководства, цензура, ограниченная советская демократия - все это в конечном счете превратилось в тормоз на пути нового строя, стало миной замедленного действия, погубившей его. Отход от традиционных русских цивилизационных ценностей, особенно в брежневский и горбачевский пе-

145

риоды, привел к возникновению оторвавшейся от народа партийной номенклатуры, хозяев теневой экономики, которые стали стремиться к соединению своих усилий по легализации своей скрытой собст -венности как частной в рамках либерализации. Этим людям нужна была другая страна и они в угоду Западу сделали все, чтобы опорочить и уничтожить социализм в нашей стране.

Можно утверждать, что гибель социалистической системы про -изошла как следствие кризиса идеологии, государственности и высшего управления. Расплата за все это была хотя и постепенной, но неотвратимой: советское общество, доведенное до абсурда идеологией и лживыми представлениями о социалистической исключительности, утратило динамичность, способность к переменам и адекватным ответам на вызовы времени. Это привело к кризису национально-государственной идеи в СССР, а затем к развалу государства. Называется и еще немало других причин дискуссионного характера, но независимо от этого ясно одно - Октябрь 1917 г. положил начало кратковременному функционированию уникальной советской социалистической субцивилизации, и этот противоречивый опыт необходимо учитывать сегодня.

Е. В. Шеховцева

Отдельные правовые проблемы деятельности автономных учреждений в сфере образования

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»1 автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение создается РФ, ее субъектом или муниципальным образованием, что определяет статус автономного учреждения как государственного или муниципального.

Цель создания автономных учреждений - оказание услуг (выполнение работ) в рамках предусмотренных законодательством РФ

1 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. -2006. - № 45. - Ст. 4626.

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.