Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКАНОНИЧЕСКОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ «ГРЕЧЕСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ АМЕРИКИ»'

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКАНОНИЧЕСКОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ «ГРЕЧЕСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ АМЕРИКИ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие в Америке / старый стиль / Панкратий (Врионис) / Михаил (Камбуреллис) / Православие / Церковь / неканонические юрисдикции / раскол / Orthodoxy in America / old style / Pankraty (Vryonis) / Michael (Kamburellis) / Russian Orthodox Church / noncanonical jurisdiction split

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков П. В.

В статье рассматривается история зарождения неканонической американской православной юрисдикции: «Греческая Миссионерская Православная Архиепископия Америки», от момента ее возникновения и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY AND CURRENT STATE OF THE US NON-CANONICAL ORTHODOX JURISDICTION «MISSIONARY GREEK ORTHODOX ARCHDIOCESE OF AMERICA»

The article discusses the history of the origin of the American non-canonical Orthodox jurisdiction: «Missionary Greek Orthodox Archdiocese of America,» from its inception to the present time.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКАНОНИЧЕСКОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ «ГРЕЧЕСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ АМЕРИКИ»»

HISTORICAL SCIENCES

Бочков П.В.

свящ., доктор богословия, к.ю.н., профессор Черновицкого Православного Богословского института

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКАНОНИЧЕСКОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ «ГРЕЧЕСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

АМЕРИКИ»

THE HISTORY AND CURRENT STATE OF THE US NON-CANONICAL ORTHODOX JURISDICTION «MISSIONARY GREEK ORTHODOX ARCHDIOCESE OF AMERICA.»

Bochkov P.V, Priest, Doctor of Theology, PhD in law, professor of Chernivtsi Orthodox Theological Institute.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история зарождения неканонической американской православной юрисдикции: «Греческая Миссионерская Православная Архиепископия Америки», от момента ее возникновения и до настоящего времени.

ABSTRACT

The article discusses the history of the origin of the American non-canonical Orthodox jurisdiction: «Missionary Greek Orthodox Archdiocese of America,» from its inception to the present time.

Ключевые слова: Православие в Америке, старый стиль, Панкратий (Врионис), Михаил (Камбуреллис), Православие, Церковь, неканонические юрисдикции, раскол.

Keywords: Orthodoxy in America, old style, Pankraty (Vryonis), Michael (Kamburellis), Russian Orthodox Church, non-canonical jurisdiction split.

Согласно официальной версии, принятой в самой юрисдикции, данная неканоническая группа зародилась в 1970 г. Основателем и многолетним руководителем данной малочисленной группы, изначально, не связанной с греческим старостильным движением, явился уклонившийся в раскол, запрещенный в священнослужении за растление малолетних, бывший клирик Американской Архиепископии Константинопольского Патриархата, архимандрит Панкратий (Врионис). Будучи запрещенным в служении в 1969 г., Пан-кратий (Врионис), покинул место своего служения в Пенсильвании и прибыл в Нью-Йорк, в надежде получить сан епископа и приступить к формированию новой греческой юрисдикции на территории США. Примечательно, что в это же время, он пытался создать свою юрисдикцию на остатках группы неканонической либеральной группы, известной как «Русская Христова Народная Церковь» [13, с. 269] («Православный Католический Патриархат в Америке») [8, с. 179], ранее возглавлявшаяся «всеамериканским патриархом» Иосифом (Климовичем), скончавшимся в 1961 г. Не добившись особых успехов на данном поприще, Панкратий (Врионис), решил организовать юрисдикцию, ориентированную на американских греков.

По версии самой юрисдикции, 27.02.1970 в г. Нью-Йорке над ним, якобы была совершена, искомая «архиерейская хиротония», в которой приняли участие канонические иерархи Православной Церкви: епископ Досифей (Иванченко), епископ Бруклинский, викарий Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Фео-фил (Ионеску), епископ Детройтский, иерарх Русской Православной Церкви Заграницей и епископ Христофор (Раду),

иерарх «Албанской Православной Церкви в Америке», возводящий линию своего преемства к епископу Феофану (Ноли) [12]. Примечательно, что последний, также возводил линию своего апостольского преемства к Христофору (Кон-тагеоргеосу), главе бывшего Экзархата Александрийского Патриархата в США [13, с. 264 - 269].

Возможно, Панкратий (Врионис), обладая общеизвестной информацией о том, что епископ Феофил (Ионеску) ранее уже являлся совершителем неканонической хиротонии над греческим старостильным клириком Акакием (Паппа-сом-старшим) в 1960 г., измыслил и свою хиротонию, якобы имевшую место в 1970 г. Однако, в это же период, епископ Детройтский Феофил (Ионеску), являлся иерархом Русской Православной Церкви Заграницей, на тот момент находящейся в состоянии непримиримой оппозиции к Московской Патриархии, и невероятное совместное сослужение иерархов РПЦЗ и РПЦ МП не мог не вызвать большого скандала. Очевидно, что факт такой хиротонии не мог быть сокрыт от паствы и клира ни РПЦ, ни РПЦЗ, и если бы он имел место, сразу бы стал известен не только в США, но и в СССР, что повлекло бы массу прещений, в т.ч. и для иерарха РПЦ МП, епископа Бруклинского Досифея (Иванченко), который всего через два месяца, 7.04.1970, решением священноначалия, был возведен в сан архиепископа [24, с. 6; 21, с. 558], а 10.04. 1970 уволен на покой, согласно поданному прошению^, с. 23].

Возможно, что единственным иерархом, имеющим отношение к по-ставлению Вриониса, являлся епископ Христофор (Раду), который в 1954 г. основал собственную независимую неканоническую и малочисленную «Албанскую

Православную Церковь св. Павла». В 1974 г., архиепископ Христофор (Раду) скончался, и часть его приходских общин влилась в канонические православные юрисдикции в США, а часть вошла в юрисдикцию Панкратия (Вриониса) [4, с. 191].

Примечательно, и то, что даже если бы факт хиротонии, якобы под-твержденный наличием фотографий с хиротонии и документов, имеющихся в распоряжении юрисдикции [12], подтвердился, - рукополагавшие Вриониса иерархи, архиепископ Феофан (Ионеску), архиепископ Досифей (Иванченко) и епископ Христофор (Раду), совершили данное деяние самостоятельно, без соизволения Священноначалия своих юрисдикций.

В пользу предположения, что Панкратий (Врионис) не является рукоположенным «епископом», говорит и тот факт, что Панкратий (Врионис) «публично ... объявил имена рукополагавших только после их смерти, иных свидетелей рукоположения, проверенной ставленнической грамоты или фотоматериалов не имеется» [17].

Несмотря на скандальную репутацию и сомнительную «хиротонию», уже в декабре 1970 г., Панкратий (Врионис) объявляет о создании новой неканонической американской юрисдикции «Греческой Православной Миссионерской Архиепископии Америки». Обладая широким кругом знакомых в среде русской церковной эмиграции, Панкратий (Врионис), приступил к активной работе по совращению в раскол клириков различных американских юрисдикций, с целью привлечь в ряды своей неканонической группы авторитетных священнослужителей, имеющих конфликты со своим каноническим священноначалием и способных привести за собой и свою паству. Одним из первых клириков, уклонившихся в раскол в середине 1970-х гг., стал клирик Православной Церкви Америки, иеросхимонах Феодор (Иртел). Вскоре, Врионис, совместно с епископом Христофором (Раду) и «иерархами» Экзархата Александрийского Патриархата в США, совершили его рукоположение в сан «епископа» Западных Соединенных Штатов.

Кафедральный собор группы находился в Нью-Йорке, где и расположился центр юрисдикции. За время своего правления Панкратий (Врионис) принимал в свою юрисдикцию всех желающих, активно пытаясь придать своей неканонической группе форму полноценной православной юрисдикции. В основном паства Панкратия состояла из американских этнических греков и новообращенных в православие американцев.

Во второй половине 1980-х к юрисдикции присоединяется известный православный миссионер, бывший игумен РПЦЗ Герман (Подмошенский) [22, с. 111 - 112], многолетний друг и помощник иеромонаха Серафима (Роуза). Вступив в конфликт со своим правящим архиереем, архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием (Медведевым), игумен Герман (Подмошенский) впоследствии, был лишен священного сана [23, с. 186 - 187].

«В 1988 году, благодаря деятельности о. Германа к ар-хиепископии присоединяется бывший эзотерический орден «Святой Орден МАНС» (Holy Order of MANS); эзотерический орден был основан в 1968 году, после смерти его основателя отца Пола (Эрла Блайтона) в 1974, его возглавил Эндрю (Андрей) России, который в конце 70-ых начал вводить более христианский внешний вид в свою организацию. В 1984 году в ордене начали вводить православные литургические и духовные практики, и в итоге в 1988 значительная его часть присоединилась к юрисдикции; было крещено 750 человек [18, с. 975]. Орден переименовался в «Братства

Христа Спасителя» (Christ the Saviour Brotherhood) став своеобразной составной частью Архиепископии (в приходах братства практиковались немного необычные практики, значительная часть из которых появились из-за того, что православие вообще и литругия в частности были выучены ими по книгам и не имели живой преемственности, из-за чего было немало странных интерпретаций)» [17]. В ХХ веке в США, масонские и эзотерические организации довольно активно интересовались православным вероучением и устройством Церкви, вследствие чего рождалось не мало маргинальных сообществ, декларирующих о своей принадлежности к Православной Церкви [14, с. 111 - 121].

Целью эзотерического «Ордена МАНС», стала миссия по достижению полного контроля над имуществом и доходами верующих, членов различных православных юрисдик-ций. По мнению некоторых исследователей, а также органов государственного обвинения США, многолетним членом эзотерического «Святого Ордена МАНС» - «Братства Христа Спасителя» [2; 11; 6], также на некоторое время вошедшего в юрисдикцию Панкратия (Вриониса), являлся другой американский миссионер, в настоящее время клирик РПЦ МП, архимандрит Иоаким (Парр) [20], также ранее состоящий в РПЦЗ [22, с. 168 - 169].

«Разработка такой системы принадлежит, судя по-все-му, одной из гностических сект, организационно напоминающей масонскую ложу. Скорее всего, это так называемая «Holy order of MANS» («Святой орден MANS») - данные о нем свободно находятся в интернете. Наиболее интересным фактом в истории этой организации является то, что когда государство в конце прошлого века стало приглядыватся к ее деятельности, то было принято решение о самороспуске ордена и внедрении его членов в структуры православных Церквей [9]. В различные Церкви и юрисдикции, с теми же задачами формирования апостольских общин и далее по инструкции. Произошло это внедрение в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Именно сопоставление этих сведений, цифр и фактов деятельности Иоакима (Парра) приводит к выводу, что непонятно откуда взявшийся мессия и есть один из осколков «Святого ордена», который забрался под крышу православия. Все это уже не является большой тайной после того, как в мае 2015 года была предана гласности схожая ситуация в епархии Болгарской патриархии, находящейся в Америке» [16].

В 1983 г., «схиепископ» Феодор (Иртел) был почислен на покой, после чего поселился в аббатстве Святого Имени, являющимся монашеским скитом западного обряда, пребывавшим на тот момент в юрисдикции неканонического «Священного Миланского Синода» [1]. В результате этого, в сан нового «епископа Западных Соединенных Штатов» был рукоположен Венедикт (Грин), одновременно являвшийся членом «Святого ордена» и вместе с бывшим игуменом Германом (Подмошенским) и «митрополитом» Панкратием (Врионисом) обучавшим членов эзотерической организации православному богослужению и готовя их к принятию «священного сана» в «Греческой Православной Миссионерской Архиепископии Америки» [3].

В феврале 1988 г., Венедикт (Грин) вместе с возглавляемой им муж-ской обителью «Монастырем Христа на Холмах», покинул юрисдикцию и вошел в состав РПЦЗ без признания за ним «архиерейского» достоинства. В течении некоторого времени он был рукоположен в сан иеромонаха и возведен в сан игумена. Помимо этого, несколько насельников его обители также получили рукоположение в

священный сан в РПЦЗ. Однако, в 1999 г., разразился очередной скандал, вследствие которого вскрылся факт сексуального насилия Венедикта Грина и еще нескольких монахов над одиннадцатилетним ребенком. Кроме того, пятерым монахам были предъявлены обвинения в мошенничестве, подделке «чуда» слезоточивого образа Божией Матери, гомосексуализме, хранении и употреблении наркотических веществ и др. [10]. В результате, Венедикт (Грин) и прочие, замешанные в сексуальных преступлениях священнослужители были запрещены в служении и исключены из РПЦЗ, а монашеская обитель упразднена. Впоследствии, Грину и его сообщникам, признавшим свою вину, в 2006 г., были предъявлены новые обвинения. В 2007 г. Грин скончался.

На протяжении 1970 - 1980-х гг., Панкраитий (Врио-нис), совершил еще несколько неканонических «архиерейских» хиротоний, в результате которых был рукоположены «иерархи», получившие свои кафедры в т.ч. и за пределами США: «епископ» Коронавийский Стефан (Ди Джованни), «епископ» Ново-Вифанский Иосиф (Лэнгдон), «епископ» Аполлонийский и Островов Илия (Милаццо), «епископ» Ново-Карфагенский Михаил (Пангратиос) (Роус), «епископ» Таорминский Кирилл (Эспосито), «епископ» Палатийский Георгий (Димитрий Пиас) [4, с. 191], «митрополит» Си-ливрийский и Новой Англии Феофил (Сольнер) и «митрополит» Бразильский и Аргентинский Леонтий (Луис Филипп де Норонхос) [12].

В 1999 г., между «Греческой Православной Миссионерской Архиепископией Америки» и ««Авксентьевским» Синодом Церкви Истинно Православных Христиан Греции», являющимся одной из ветвей греческого старостильного раскола, на тот момент возглавляемым «архиепископом» Афинским и всея Эллады Максимом (Валлианатосом) [4, с. 191]. С этого момента, юрисдикция стала отождествлять себя с греческим старостильным движением, при этом, часть приходов, продолжала использовать западный обряд в своей богослужебной практике.

В 1999 г., юрисдикцию сотряс очередной громкий скандал, связанный с «митрополитом» Панкратием (Врионисом), который был обвинен в педофилии и развратных действиях в отношении несовершеннолетнего подростка. Кроме того, стало известно, что в 1969 г., он также был уличен в содомии и совращении двух мальчиков-подростков, что, по-видимому, и стало причиной его запрещения в служении. Данное событие привело к тому, что большая часть приходских общин, сформированных из членов «Святого Ордена МАНС» - «Братства Христа Спасителя», покинула «Греческую Православную Миссионерскую Архиепископию Америки», войдя в состав различных епархий канонических Поместных Православных Церквей, действующих на территории США. В 2001 г. бывший игумен Герман (Подмошенский), с группой верующих и монашествующих, также покинул Вриониса, войдя в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

18.04.2002 г., Панкратий (Врионис) был арестован в Нью-Йорке за развратные действия в отношении 14-летнего подростка, с которым занимался изучением греческого языка. Первоначально, Врионис и его сторонники, отрицали вину «митрополита». В ходе следствия, вина была доказана и решением суда, Врионис получил условный срок наказания с запрещением заниматься педагогической деятельностью [7]. Не смотря на этот вопиющий факт, Панкратий (Врионис) продолжал оставаться во главе своей все более деградирующей юрисдикции.

10.01.2006 из юрисдикции ««Аксентьевского» Синода»

был принят «митрополит» Олимпийский Михаил (Камбу-реллис), назначенный «Экзар-хом Греции». 11.04.2007 г., из юрисдикции ««Аксентьевского» Синода» был принят еще один греческий старостильный «иерарх», «митрополит» Камбанийский Василий.

26.08.2007 г., в сан «епископа» Коронаврского и Адриатического был рукоположен некий «архимандрит» Эмилиан.

15.04.2008 г., «архиепископ» Американский Панкратий (Врионис) подал в отставку с поста предстоятеля юрисдикции, которое было удовлетворено и скандально известный «иерарх» был почислен на покой. Новым главой юрисдикции был избран «митрополит» Силиврийский и Новой Англии Феофил (Сольнер), возведенный в сан «архиепископа» Американского [12].

Ушедший на покой Панкратий (Врионис), растеряв практически всех своих последователей, через некоторое время объявил о возвращении ему прав главы юрисдикции, получившей наименование «Митрополии Василупольской и всей Америки», став, фактически, независимым «иерархом» небольшой раскольнической группы.

Уже в июне 2008 г., новый глава юрисдикции «архиепископ» Феофил (Сольнер) попал в серьезную автокатастрофу, и подал прошение об освобождении от должности главы «Греческой Православной Миссионерской Архиепископии Америки». Решением внеочередного Синода юрисдикции от 12.06.2008, Феофил (Сольнер) был освобожден от этой должности, а новым главой данной группы был избран «митрополит» Олимпийский Михаил (Камбуреллис).

В том же, 2008 г., скончался «митрополит» Камбанийс-кий Василий, была проведена «хиротония» «епископа» Па-латийского Герасима (Лимператоса).

Не смотря на череду скандалов, по состоянию на 2008 год, в составе «Греческой Православной Миссионерской Архиепископией Америки» пребывало 42 приходских общины и 8 монастырей [4, с. 191].

В 2009 г., скончались «митрополиты» Феофил (Соль-нер) и Фома, а ряд «иерархов» были извергнуты из сана за присоединение к различным неканоническим группам. Так, «митрополит» Адриатикийский и Энийский Серафим (Па-носологиотатос) был извергнут из сана за присоединение к неканонической и либеральной «Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)» «патриарха» Моисея (Кулика) [13, с. 165]. «Митрополит» Герасим (Лим-ператос), был лишен сана за присоединение к «архиепископу» Панкратию (Врионису) и т.д. [12].

По состоянию на начало 2009 года, в юрисдикции пребывало: «5 монастырей, 4 скита, 19 храмов и часовен, 10 церковных миссий на территории США, Греции, Бразилии, Аргентины и Колумбии. На территории Российской Федерации и Республики Беларусь, описываемую раскольническую группировку представляет «архимандрит» Сергий (Федоров)» [23, с. 188].

В период 2009 - 2015 гг., состав юрисдикции неоднократно менялся.

В августе 2012 г. юрисдикцию покинул «епископ» Иллирийский Серафим (Русопулос) примкнув к «Автономной Православной Митрополии Северной и Южной Америки и Британских островов» «митрополита» Иоанна (Лю Бю) [15, с. 422].

В 2013 г. в составе юрисдикции пребывал также один приход в Австралии, приходские общины в Греции и Кана-

«Иерархи» по состоянию на первую половину 2016 г. пребывавшие в «Греческой Православной Миссионерской

Архиепископии Америки»:

- Михаил (Камбуреллис), «митрополит» Олимпийский, Экзарх Греции (10.01.2006), «архиепископ» Американский, глава юрисдикции (с 12.06.2008);

- Эмилиан, «епископ» Коронейский и Адриатикийский (26.08.2007), затем «митрополит» Трапезундский, Экзарх Понтийский (с середины 2009 г.);

- Дамаскин (Георгий Курсос), «митрополит» Смирнский, Экзарх всей Азии (с декабря 2009), Экзарх всей Анатолии (с 2013);

- Серафим (Хазииоаннидис), «епископ» (с 14.02.2009), затем «митрополит» Платамоносский, Экзарх Греции (с 23.01.2010), затем «митрополит» Кессарийский, «Вице-Президент Синода»;

- Лазарь, «митрополит» Вермонтский (с 15.03.2013);

- Мелетий, «митрополит» Пентапольский.

Покойные «иерархи» «Греческой Православной Миссионерской Архиепископии Америки», на момент кончины, пребывающие в составе данной юрисдикции:

- Феодор (Иртел), «схиепископ» Западных Соединенных Штатов (1970-е гг. -1983), затем на покое. Скончался в 1996

- Василий, «епископ» (1997), «митрополит» Камба-нийский, принят из юрисдикции ««Авксентьевским» Синодом Церкви Истинно Православных Христиан Греции» (11.04.2007), Экзарх Греции (15.04.2006). Скончался в 2008

- Феофил (Сольнер), «митрополит» Силиврийский и Ново-Английский, «Заместитель Председателя Синода» (1980-е гг. - 2009). «Архиепископ Американский», глава юрисдикции (15.04.2008 - 12.05.2008). Скончался в 2009 г.;

- Фома, «митрополит» Иллирийский, Экзарх Манхэттен-ский. Скончался в 2009 г.

«Иерархи» ранее входившие в состав «Греческой Православной Миссионерской Архиепископии Америки»:

- Панкратий (Врионис), «епископ» Американский (27.02.1970), затем «митрополит Василупольский и всея Америки», (1970 - апрель 2008), «архиепископ» на покое. Возглавил собственную юрисдикцию, «Митрополию Васи-лупольскую и всей Америки»;

- Венедикт (Грин), «епископ» Западных Соединенных Штатов (1983 - 28.02.1988). Скончался 16.09.2007 г.;

- Стефан (Ди Джованни), «епископ» Коронавийский (1980 - 1990-е гг.);

- Иосиф (Лэнгдон), «епископ» Ново-Вифанский (1980 -1990-е гг.);

- Михаил (Пангратиос) (Роус), «епископ» Ново-Карфагенский (1980 - 1990-е гг.);

- Кирилл (Эспосито), «епископ» Таорминский (1980 -1990-е гг.);

- Георгий (Димитрий Пиас), «епископ» Палатийский (1980 - 1990-е гг.)1;

- Серафим (Паносологиотатос), «митрополит» Адриа-нупольский и Энийский, затем Адриатикийский и Энийс-кий, Экзарх Греции (14.02.2009 - осень 2009), извергнут из сана за присоединение к неканонической и либеральной «Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)» «патриарха» Моисея (Кулика);

- Герман, «митрополит» Пентапольский, Экзарх Синода в Океании и Западной Европе, принят в юрисдикцию в сущем сане, затем исключен (12.02.2009 - осень 2009);

- Герасим (Лимператос), «митрополит» Палатийский, Экзарх Синода во Флориде, (24.08.2008 - 21.01.2009). Лишен сана 21.01.2009, исключен из юрисдикции 4.10.2009 г.;

- Илия (Милаццо) «епископ» Аполлонийский и Островов (конец 1980-х - 4.10.2009). Пребывает на акефальном положении, в богослужении практикует западный и восточный обряды;

- Леонтий (Луис Филипп де Норонхос), «митрополит» Бразильский, Аргентинский и Колумбийский (1998 -4.10.2009);

- Филарет, «митрополит» Кесарийский (декабрь 2009 -весна 2010);

- Серафим (Димитрий Русопулос), «епископ» Иллирийский, Экзарх Греции (2.05.2010 - август 2012);

- Нектарий, «митрополит» Монреальский и Канадский (2012 - 2013);

- Стефан, «митрополит» Коринфский (2012 - 2015);

- Исайя, «митрополит» Марафонский и Месогейский (2012 - 2015), перешел в юрисдикцию неканонического «Иаковитского» Синода Церкви ИПХ Греции».

Список литературы

1. Archbishop Theodore Irtel // Pokrov.org [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www. pokrov.org/persons/archbishop-theodore-irtel/ - Дата доступа: 02.05.2016.

2. Blighton, Paul. Memoirs of a Mystic. — San Francisco: Holy Order of MANS, 1974.

3. Father Benedict Greene // Pokrov.org [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.pokrov.org/ persons/father-benedict-greene/ - Дата доступа: 02.05.2016.

4. Greek Orthodox Missionary Archdiocese of Vasiloupolis // Melton's Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. — 8th ed. — Detroit - New York - San Francisco - New Haven, Conn - Waterville, Maine - London, 2009. P. 191.

5. Holy Order of MANS // OrthodoxWiki [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://orthodoxwiki.org/ Holy_Order_of_MANS - Дата доступа: 02.05.2016.

6. Lucas, Philip Charles. The Odyssey of a New Religion: The Holy Order of MANS from New Age to Orthodoxy. — Bloomington, IN: Indiana University Press, 1995.

7. Metropolitan Pangratios Vrionis // Pokrov.org [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www. pokrov.org/persons/metropolitan-pangratios-vrionis/ - Дата доступа: 02.05.2016.

8. Orthodox Catholic Patriarchate of America // Melton's Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Con-stance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. — 8th ed. — Detroit - New York - San Francisco - New Haven, Conn - Waterville, Maine - London, 2009. P. 179.

9. Sakoda Melanie Jula. Behind The Doors of Repentance // Orthodox Christian Laity Archives [Электронный ресурс]. -2016. - Режим доступа: http://archive.ocl.org/?id=9961 - Дата доступа: 03.05.2016.

10. Samuel A. Greene Jr. Holy Archangels' Monks Repeatedly Confused with Christ of the Hills Monastery in Texas // Scott Nevins Memorial [Электронный ресурс]. -2016. - Режим доступа: https://scottnevinssuicide.wordpress.

1 Greek Orthodox Missionary Archdiocese of Vasiloupolis // Melton's Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. — 8th ed. — Detroit - New York - San Francisco - New Haven, Conn - Waterville, Maine - London, 2009. P. 191.

com/category/samuel-a-greene-jr/ - Дата доступа: 29.04.2016.

11. The Golden Force. — San Francisco: Holy Order of MANS, 1967.

12. IETOPIKO XEIPOTONIQN EAAHNIKH OP0OAOSOE 1ЕРАПОЕТОЛ1КН АРХ1ЕПЕКОПН AMEPIKHE П.Е.// GREEK ORTHODOX MISSIONARY ARCHDIOCESE OF AMERICA (G.O.C.) [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://archdioceseofamerica. blogspot.ru/p/greek-orthodox-missionary-archdiocese.html -Дата доступа: 29.04.2016.

13. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрис-дикций ХХ - XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. — Киев: ДП «Персонал», 2014.

14. Бочков Павел, священник. История «Святой Американской Право-славной Церкви». Под маской православия: раскол и эзотерика // Труды Перервенской православной духовной семинарии. — М., 2015. — № 13. С. 111 - 121.

15. Бочков Павел, священник. Обзор неканонических православных юрисдикций XX - XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография /свящ. Павел Бочков. — Киев: «Послушник», 2015.

16. Вайс Светлана. Новый мессия в старых одеждах. Набирает обороты разоблачение американского архимандрита Иоакима (Парра), успешно миссионерствовавшего в России // Портал-Credo.Ru [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1531 -

Дата доступа: 29.04.2016.

17. Греческая Миссионерская Православная Архие-пископия Америки // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www. hierarchy.religare.ru/h-orthod-gmpaa.html - Дата доступа: 29.04.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Дамаскин (Христенсен), иеромонах. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платин-ского / Пер. англ. — М., 1998.

19. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 апреля 1970 года // Журнал Московской Патриархии. — М., 1970. — № 5. С. 19 - 24.

20. Иоаким (Парр), схиархимандрит. Беседы на Русской земле / Пер. с англ. — СПб.: Воскресенский Новодевичий монастырь, 2013.

21. Киреев Александр, протодиакон. Епархии и Архиереи Русской Православной Церкви в 1943 - 2011 годах / Издание четвертое, дополненное. — М., 2012.

22. Кузнецов В.А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: Биографический справочник. - 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015.

23. Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 - 2008). — М., 2009.

24. Указы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси // Журнал Московской Патриархии. — М., 1970. — № 3. С. 6.

Узлов Ю.А.

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кубанского государственного университета

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ

INTELLECTUALS IN THE CONTEXT OF RUSSIAN MODERNIZATION

Uzlov Y.A., PhD in History, Assistant Professor, History Science Subdepartment, Kuban State University

АННОТАЦИЯ

Задача настоящего сообщения - наметить контуры к построению историко-культурологической картины российской интеллигенции на основе обобщения эмпирического материала и некоторых концепций, высказанных в научной литературе. Ввиду многогранности проблемы и стремления охватить громадный исторический материал в сжатом объеме статья не носит фундаментального характера, это контуры к построению макроисторической картины.

ABSTRACT

The purpose of this report is to outline to the construction of historical-cultural picture of the Russian intelligentsia on the basis of generalization of empirical material and some of the concepts expressed in the scientific literature. In view of the multifaceted problems and seek to cover a vast historical material in the compressed volume of the article is not of a fundamental nature, it contours to the construction of a macro-historical picture.

Ключевые слова: интеллигенция, национальное самосознание, менталитет, социокультурное пространство, модернизация.

Keywords: the intelligentsia, national self-consciousness, mentality, socio-cultural space, modernization.

Со вступлением страны в стадию перехода к информационному обществу, с развертыванием процессов глобализации, ответственную миссию формирования идеологии консолидации общества, может взять на себя та ее часть, которая наиболее тесно связана с отечественной наукой, культурой и обладает развитым чувством самосознания.

Таким критериям отвечает научная и творческая интеллигенция, осо-знание которой прошлого и настоящего, предполагает появление новых идей и концепций гражданского и государственного устройства, которая благодаря своим интеллектуальным способностям, профессиональным зна-

ниям, выступает как носитель и творец национальной идеи.

Россия переживает ситуацию социальной и нравственной нестабильности по причине отказа от ценностей, лежащих в основе прежней общественно-политической системы, когда научная и творческая интеллигенция оказалась в ситуации рыночной конкуренции, что повлекло изменение ее социокультурного статуса.

В условиях системы вызовов, возникших перед РФ, роль интеллиген-ции является актуальной, что обусловлено факторами этнического многообразия, особенностями социального устройства, спецификой гражданского менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.