Научная статья на тему 'История и современное состояние административно-хозяйственной дифференциации территории России'

История и современное состояние административно-хозяйственной дифференциации территории России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воробьёв Александр Егорович, Джимиева Рита Борисовна

Рассмотрена история и современное состояние дифференциации территории России по различным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and the contemporary state of the administrative and operational differentiation of the territory of Russia

History and contemporary state of the differentiation of the territory of Russia according to different sitms is examined.

Текст научной работы на тему «История и современное состояние административно-хозяйственной дифференциации территории России»

УДК 65.011.12

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

А.Е. Воробьёв

Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6,117198, г. Москва, Россия

Р.Б. Джимиева

Владикавказский горно-металлургический техникум

пр. К. Хетагурова, 195, 362003, г. Владикавказ, Северная Осетия- Алания, Россия

Рассмотрена история и современное состояние дифференциации территории России по различным признакам.

Истоки территориальной дифференциации находятся в глубокой истории человечества. Такая дифференциация связана с различием физико-географических условий территорий проживания, становлением этносов и государственности, возникновением различных религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами.

Характер и особенности административно-территориального деления территорий определялись историческими, социально-экономическими, этническими, природно-климатическими, культурными условиями, а также политическим режимом государства. Так, еще на первых этапах становления Российского государства огромная его территория требовала изучения территориальных особенностей и природного потенциала, а также создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому и возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. Причем вся предшествующая история Российского государства изобилует изменениями в ее территориальном устройстве.

Губерния - основная административно-территориальная единица в Российской империи, просуществовавшая более 200 лет: первые губернии были учреждены еще указом Петра I. В частности, созданные Петром I в 1708 г. восемь губерний были сформированы по принципу военных округов.

В 1719-1775 гг. существовало и среднее звено между губернией и уездом -провинция. Ее введение объяснялось слишком большим количеством уездов в губернии в тот период.

В XVIII в. количество губерний неуклонно росло либо за счет дробления существующих, либо за счет присоединения новых территорий. Так, в 1727 г. Россия имела уже 14 губерний, включавших 47 провинций и более 250 уездов.

В таком виде система территориального управления просуществовала более

пяти десятилетий. Однако сложные отношения чиновников на местах с властью в центре заставили Екатерину II осуществить глубокую реформу губернского управления. Так, если в основу петровских губерний закладывался военно-географический принцип (охрана пограничных территорий и присоединение новых), то екатерининское деление строилось исходя из численности населения в губернии: «дабы губерния или наместничество порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех до четырех сот тысяч душ».

Для этого 7 ноября 1775 г. были утверждены «Учреждения для управления губерний». Последующее, в период правления императрицы Екатерины II, губернское устроение государства осуществлялось по числу жителей в губернии (не менее 400 тыс. человек). В результате губернии уменьшились в размере, но их стало значительно больше: к 1775 г. Россия разделялась на 23 губернии, а к концу царствования Екатерины 11 (1796 г.) их было уже 50.

Такое количество губерний просуществовало в Российской империи более ста лет, хотя численность населения к этому времени увеличилась в каждой в три-четыре раза. Кроме этого, при Екатерине II две-три губернии объединялись в наместничества-, существовавшие в 1781 г. 40 губерний распределялись между 19 наместничествами. Однако при Павле I они практически были упразднены: только некоторые окраинные территории существовали на правах наместничества (Царство Польское и Кавказ).

В 1914 г. на территории Российской империи, включающей Царство Польское и Великое княжество Финляндское, располагалось 78 губерний.

В этот период губернии представляли собой обширные административные единицы, далеко не равные между собой по территории и населению, и управлялись губернаторами. Административным центром губернии являлся губернский город. Кроме этого каждый город имел свой район - уезд.

Таким образом, длительное существование губернского деления территории России говорит об известных его преимуществах. Социальные, национальные и экономические интересы губерний совпадали с территориальными границами, что позволяло органам территориального управления того времени четко осуществлять работу в административно-полицейской, финансово-хозяйственной и судебной сферах деятельности.

К началу XX в. в России было 97 губерний и областей, которые делились на уезды и волости. С 1922 по 1991 гг. Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР) входила в состав СССР как одна из 15 союзных республик, которые, в свою очередь, имели в своем составе края, области, автономные республики и округа. В основе такого государственного устройства был положен национально-территориальный принцип.

В 1923-1929 гг. в ходе административно-территориальной реформы губернии были упразднены. Данная реформа была обусловлена формированием крупных экономических районов в соответствии с планом ГОЭЛРО. Из 56 губерний было образовано 10 областей и четыре края.

Область (от старославянского облада - владение) - основная единица административно-территориального деления России. Еще в конце ХУШ в. области образовывались как провинции в крупных наместничествах (генерал-губернаторствах), а затем - на вновь присоединенных территориях. Область приравнивалась к губернии, но управлялась по особым положениям (не имела органов самоуправления -

земств и городских дум).

Краями в России исторически назывались обширные окраинные территории, которые объединяли несколько губерний и областей.

В Советской России краями стали называться новые крупные территориальные единицы, сопоставимые с областью, но имеющие в своем составе подчиненную автономию (автономную область, реже автономную республику) или внутрикраевую область. Однако начиная с 1934 г. области стали разукрупняться, возникло еще 52 области (из них четыре - в составе Дальневосточного края, шесть - в составе крупных автономных республик). В середине 50-х гг. XX в. 13 областей было упразднено.

В советский период значительное внимание было уделено формированию территориальных образований по признаку комплексного социально-экономического развития.

Исторический опыт России показывает, что формирование территориальных советов народного хозяйства (СНХ) дало преимущества в управлении, которые проявили себя в приросте национального дохода (например, в 1958 г. на 12,4%). Выросли также масштабы производственной специализации и межотраслевой кооперации, одновременно ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство.

1990-е гг. XX в. в России были отмечены интенсивными территориальными реформами, которые до последнего времени все еще не завершились. Так, кардинальные преобразования вызвали к жизни институт субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в России было образовано 89 субъектов (табл. 1). Разнообразие статусов этих образований отражает определенные исторические, этнические и правовые различия между ними. Так, все республики имеют свою конституцию, остальные субъекты - устав, что свидетельствует об известной асимметрии статуса субъектов Федерации.

В настоящее время Россия (Российская Федерация) состоит из 87 субъектов Федерации, причем кроме областей, краев и республик субъектами Федерации являются г. Москва и г. Санкт-Петербург. Каждый субъект Российской Федерации (кроме г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа и сельсоветы.

Район (от франц. rayon, буквально переводится - луч, радиус) - целостная территория (акватория), характеризующаяся, как правило, общностью генезиса и взаимосвязанностью компонентов, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения (например, Центральный отдельный экономический район, Поволжский экономический район).

Деление страны на отдельные территории принято называть районированием. Оно осуществляется в соответствии с историческими и социально-экономическими особенностями ее развития. Группа расположенных на одной территории автономных республик, областей, краев, имеющих четко выраженную хозяйственную специализацию, развитые внутрирайонные и межрайонные экономические связи и достаточные природные и трудовые ресурсы, образует экономический район.

Таким образом, экономический район есть целостная часть национального хозяйства страны, которая формируется в результате территориального разделения труда и характеризуется определенной специализацией при прочих внутренних производственных, трудовых и культурно-бытовых связях.

Т аблица 1

Административно-территориальное деление по субъектам ________________Российской Федерации________________________

Регион Районы Г орода Г ородские районы и округа Поселки городского типа

Российская Федерация 1868 1095 329 1359

1. Центральный федеральный округ 422 307 68 321

Белгородская область 21 10 2 20

Брянская область 27 16 4 24

Владимирская область 16 23 3 9

Воронежская область 32 15 6 21

Ивановская область 21 17 4 14

Калужская область 24 19 3 10

Костромская область 24 12 0 7

Курская область 28 10 3 22

Липецкая область 18 8 4 0

г. Москва 0 1 10 0

Московская область 38 80 0 69

Орловская область 24 7 4 13

Рязанская область 25 12 4 23

Смоленская область 25 15 3 12

Тамбовская область 23 8 3 12

Тверская область 36 23 4 28

Тульская область 23 20 5 24

Ярославская область 17 11 6 13

2. Северо-Западный федеральный округ 154 145 36 146

Архангельская область 21 14 9 21

в том числе Ненецкий автономный округ 0 1 0 2

Вологодская область 26 15 0 9

Калининградская область 13 21 5 3

Республика Карелия 15 13 0 И

Республика Коми 12 10 1 29

Ленинградская область 17 31 0 32

Мурманская область 5 16 3 12

Новгородская область 21 10 0 15

Псковская область 24 14 0 14

г. Санкт-Петербург 0 1 18 0

3. Южный федеральный округ 257 135 52 95

Республика Адыгея 7 2 0 5

Астраханская область 11 6 4 8

Волгоградская область 33 19 8 24

Республика Дагестан 41 10 3 19

Республика Ингушетия 4 4 6 0

Кабардино-Балкарская Республика 10 8 0 2

Республика Калмыкия 13 3 0 0

Карачаево-Черкесская Республика 8 4 0 7

Краснодарский край 38 26 12 12

Ростовская область 43 23 8 7

Республика Северная Осетия-Алания 8 6 4 1

Ставропольский край 26 19 3 7

Чеченская Республика 15 5 4 3

4. Приволжский федеральный округ 448 197 77 296

Республика Башкортостан 54 21 1 2

Кировская область 39 18 4 42

Продолжение табл. 1

Регион Рай- оны Горо- да Г ородские районы и округа Поселки городского типа

Республика Марий Эл 14 4 0 15

Республика Мордовия 22 7 3 14

Нижегородская область 48 28 8 62

Оренбургская область 35 12 7 1

Пензенская область 28 11 4 16

Пермский край 33 25 7 38

Самарская область 27 11 12 16

Саратовская область 38 18 6 27

Республика Татарстан 43 21 7 19

Удмуртская Республика 25 6 5 7

Ульяновская область 21 6 4 30

Чувашская Республика-Чувашия 21 9 3 7

5. Уральский федеральный округ 119 115 25 79

Курганская область 24 9 0 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свердловская область 30 47 12 26

Тюменская область 38 29 3 34

в том числе Ханты-Мансийский АО - Югра 9 16 0 24

в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ 7 8 0 5

Челябинская область 27 30 10 13

6. Сибирский федеральный округ 325 130 59 235

Республика Алтай 10 1 0 0

Алтайский край 60 12 5 7

Республика Бурятия 21 6 3 17

Иркутская область 33 22 7 54

в том числе Усть-Ордынский Бурятский АО 6 0 0 0

Кемеровская область 19 20 14 23

Красноярский край 48 23 7 41

в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 3 1 0 1

в том числе Эвенкийский автономный округ 3 0 0 1

Новосибирская область 30 14 10 17

Омская область 32 6 5 21

Томская область 16 6 4 1

Республика Тыва 17 5 0 1

Республика Хакасия 8 5 0 12

Читинская область 31 10 4 41

в том числе Агинский Бурятский автономный округ 3 0 0 4

7. Дальневосточный федеральный округ 143 66 12 187

Амурская область 20 9 0 21

Еврейская автономная область 5 2 0 1 1

Камчатская область 11 3 0 6

в том числе Корякский автономный округ 4 0 0 2

Магаданская область 8 2 0 28

Приморский край 24 12 5 31

Сахалинская область 17 15 0 5

Хабаровский край 17 7 7 24

Чукотский автономный округ 8 3 0 13

Республика Саха (Якутия) 33 13 0 48

Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками

сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производства.

К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения, накопленный районом трудовой опыт и т.д.

В 1963 г. территория нашей страны была поделена на 18 экономических регионов с учетом их природных и экономических особенностей, а в 1982 г. Северо-Западный крупный экономический район был разделен на два - Северный и Севе-ро-Западный.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Условность такого деления обусловлена тем, что каждый район не имеет самостоятельного органа управления, однако служит объектом статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования (в основном в форме координации).

Регион (от лат. ге&о (ге&отз) - область, округ, район) - территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения (например, Азиатский регион, Сибирский регион и т. д.).

Таким образом, регион - это часть территории государства, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов.

В научной литературе используется более широкое толкование понятия «регион». Здесь под регионом понимается территория, обладающая рядом признаков, формирующих определенную целостность и состоящую из взаимосвязанных составляющих ее элементов.

Другими словами, регион - это крупная территория страны с более или менее однородными условиями и характерной направленностью развития производительных сил.

Таким образом, регион - это территориально-общественная система. Поэтому регион чаще всего рассматривается и как элемент территориальной организации национальной экономики, и как элемент системы расселения жителей, и как элемент социальной организации общества, и как социально-экономическая, этническая, историческая и культурная общность.

Следовательно, регион - одновременно понятие и типологическое, а его выделение из территории осуществляется по разнообразным признакам.

Для экономики нашей страны наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического деления, места в территориальном разделении труда, функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем и т.п.

Регион является объектом хозяйствования. Однако в связи с тем, что неизбежно меняется экономическое, политическое и социальное состояние общества, а также его место в развивающемся мировом хозяйстве, сам состав такого объекта не является постоянным. Так, с переходом к рыночным отношениям формируются новые формы собственности (государственная - федеральная, региональная, муниципальная; общественная; частная - с участием и без участия иностранного капитала; иностранная собственность и др.).

Процесс глубоких преобразований национальной экономики и управления в

России в последнем десятилетии XX в. потребовал изменения и принципов районирования. В связи с качественно новыми отношениями субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственного управления возникают новые организационные формы управления: межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, федеральные округа, организационные формы политической и экономической интеграции, обусловленные глобализацией и т. д.

Муниципальное образование — это территория города, сельского поселения или нескольких поселений, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Именно в его границах имеются муниципальная собственность, а также местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Среди территориальных конфигураций следует выделять города федерального значения. В настоящее время в России их два - Москва и Санкт-Петербург.

HISTORY AND THE CONTEMPORARY STATE OF THE ADMINISTRATIVE AND OPERATIONAL DIFFERENTIATION OF THE

TERRITORY OF RUSSIA

A.E. Vorobiev

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

R.B. Dzhimieva

Vladikavkazskiy mining and metallurgical technical school pr. K. Khelagurova, 195, 362003, Vladikavkaz, Republic North Osetia Alaniya, Russia

History and contemporary state of the differentiation of the territory of Russia according to different signs is examined.

Воробьев Александр Егорович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, полковник Госгортехнадзора, автор более 650 публикаций в области горного и нефтяного дела, геоэкологии и экономики.

Джимиева Рита Борисовна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела, заместитель директора Владикавказского горно-металлургического техникума.

ВЕСТНИК Российского университета дружбы народов

Научный журнал. Основан в 1993 г.

Серия «ИНЖЕНЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» 2007, № 3

Зав. редакцией Т. О. Сергеева Редактор И.В. У спей кая Технический редактор Н.А. Ясъко Дизайн обложки М. В. Шатихина Компьютерная верстка Т. В. Чекушина

Подписано в печать 30.11.2007 г. Формат 60x84/8.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

__________Уел, печ. л. 17,67. Тираж 500 экз. Заказ 1341.

Российский университет дружбы народов

________117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3

Типография ИПК РУДН 117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3, тел. 952-04-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.