Научная статья на тему 'История и перспективы развития экономического анализа'

История и перспективы развития экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1273
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / БАЛАНСОВЕДЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ДИНАМИЧНОСТЬ КОНЪЮНКТУРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИНЕРГЕТИКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АРХЕТИПЫ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазунова Вильгельмина Витальевна

Статья посвящена историческим этапам формирования экономического анализа, предпосылкам развития дисциплины и методов исследования, исследуется мировой опыт и опыт СССР в анализе хозяйственной деятельности субъектов, освещены современные требования к методам экономического анализа, представлены теоретические аспекты системного анализа предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND PROSPECTS OF ECONOMIC ANALYSIS

This article discusses the historical stages of the formation of economic analysis, development background discipline and research methods we investigate the global experience and the USSR in the analysis of business entities, highlight the current requirements for methods of economic analysis, theoretical aspects of system analysis businesses.

Текст научной работы на тему «История и перспективы развития экономического анализа»

Вестник Университета № 14, 2014_

1. Обязательным выполнением государственных образовательных стандартов -финансируемых из государственного бюджета.

2. Реализацией профессионального компонента, разрабатываемого каждым вузом в индивидуальном порядке в соответствии с запросами рынка, отрасли и организаций.

Таким образом, каждый вуз самостоятельно определяет, какого качества специалистов он будет готовить для потребителя. Важно только помнить что, как любой участник рынка, вуз должен активно рекламировать свою продукцию, отвечать за ее качество и предлагать рынку именно то, на что в данный момент есть спрос, не забывая при этом о своем стратегическом развитии.

Несмотря на глубокую проработку данной проблемы, как в России, так и за рубежом, принципиально новых подходов к решению рассматриваемых проблем ни разработано, ни предложено за последнее время не было. Поэтому, каждый вуз или организация самостоятельно по собственным сценариям решает заданные цели и поставленные перед собой задачи в области формирования взаимосвязей и взаимодействия с потенциальными партнерами.

Библиографический список

1. Владимиров А.И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью) / .А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2010.- 43 с.

2. Зинов В.Г., Цыганов С.А. Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах // Инновации. № 2/3/ 2009. - С. 39 - 41.

3. Максимова Е.Н. Механизм взаимодействия высших учебных заведений и промышленных предприятий региона // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. № 3/2012. - С. 21-26.

4. Меренков А.В. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с вузами региона глазами социолога: научное издание / А. В. Меренков, Н. И. Сивкова // Университетское управление. № 2/2010. - С. 68-74.

5. Модели стратегического взаимодействия федеральных университетов и региона [Электронный ресурс]: http://univer.academy.ru/Documents /Модели стратегического взаимодействия ФУ и региона.pdf (дата обращения 25.03.2014).

6. Ожиганов Э.Н. Политика инновационного развития: Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 176 с.

7. Рогатов М.Д., Савинский А.В. Государственная стратегия развития инновационного предпринимательства в экономике России. М.: МАКС Пресс, 2009. - 24 с.

8. Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н., К вопросу о координации взаимодействия науки и бизнеса в региональной инновационной системе. // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 345. - С. 162-164.

9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" .

10. Goransson B. Universities in Transition: The Changing Role and Challenges for Academic Institutions / B. Goransson, C. Brundenius. // Springer. 2011.

УДК 338

В.В. Глазунова ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация: статья посвящена историческим этапам формирования экономического анализа, предпосылкам развития дисциплины и методов исследования, исследуется мировой опыт и опыт СССР в анализе хозяйственной деятельности субъектов, освещены современные требования к методам экономического анализа, представлены теоретические аспекты системного анализа

© Глазунова В.В., 2014

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции предприятий.

Ключевые слова: история экономического анализа, бухгалтерский учет, финансовые коэффициенты, политическая экономия, балансоведение, управленческий учет, менеджмент, комплексный анализ, эффективность производства, экономико-математические методы, автоматизация управления, рыночная экономика, динамичность конъюнктуры внешней среды, состояние внутренней среды предприятия, синергетика, системный подход, архетипы систем.

Vilgelmina Glazunova HISTORY AND PROSPECTS OF ECONOMIC ANALYSIS

Abstract: This article discusses the historical stages of the formation of economic analysis, development background discipline and research methods we investigate the global experience and the USSR in the analysis of business entities, highlight the current requirements for methods of economic analysis, theoretical aspects of system analysis businesses.

Keywords: history of economic analysis, accounting, financial ratios, political economy, balance, management accounting, management, complex analysis, production efficiency, economic and mathematical methods, automation control, the market economy, the dynamic conditions of the environment, the state of the internal environment of the company, synergetics, systematic approach, systems archetypes.

История экономического анализа берет свое начало около 6 тыс. лет назад, когда хозяйственные операции стали фиксироваться на внешних носителях информации. Знания и опыт ведения хозяйственных отношений носили исключительно прикладной характер и не имели теоретической основы. Первые теоретические элементы экономической науки возникли в Древней Греции. Аспекты экономической теории нашли отражение в трудах Ксенофон-та, Платона и Аристотеля, которые ввели в историю человечества понятие «экономика».

Новый этап развития экономического мировоззрения возникает с появлением бухгалтерского учета. В 1494 году в свет выходит труд итальянского математика Луки Пачолли под названием «Трактат о счетах и записях», ставший основой не только для бухгалтерского учета, но и для финансового анализа. Возникновение бухгалтерского учета, определение принципов двойной записи и составления бухгалтерского баланса свидетельствуют о достаточно высоком уровне профессиональных знаний на тот момент. Появление бухгалтерского учета и экономического анализа было обусловлено развитием товарно-денежных отношений, в том числе практической необходимостью проверки платежеспособности покупателя, которому продавец предоставляет рассрочку. Финансовый анализ в этот период проводился на основе письменных документов различной формы, что усиливало интерес купцов к состоянию их имущества и обязательств в целом. Развитие экономического анализа на протяжении целых столетий выражалось в разработке различных относительных показателей - коэффициентов, с помощью которых определялись соотношение между собственным и заемным капиталом, скорость оборота всего капитала и отдельных его составных частей, платежеспособность и рентабельность работы [1]. Постепенно уровень анализа финансового состояния и рентабельности работы приобретал все более глубокую основу.

Аналитический процесс, касающийся общественных явлений, производственных отношений и социально-экономического устройства общества, привел человеческую мысль к тому, что само благосостояние людей, в том числе и производство, подчинены каким-то неявным общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Развитие экономического анализа на протяжении целых столетий выражалось в разработке различных относительных показателей - коэффициентов, с помощью которых определялись соотношение между собственным и заемным капиталом, скорость оборота всего капитала и отдельных его составных частей, платежеспособность и рентабельность работы [2]. Такой наукой стала политическая экономия. В 1615 году в научный оборот было введено само понятие «политэкономия» французом Антуаном Монкретьеном де Ваттевилем в его книге «Трактат по поли-

125

Вестник Университета № 14, 2014_

тической экономии». Далее политическая экономия получила развитие в трудах У Петти, Д. Ри-кардо, А Смита, С. Сисмонди и др. На этом этапе оформились основные закономерности экономического развития хозяйствующих субъектов.

Родоначальником экономического анализа можно назвать Ж. Савари, который в 1676 г. ввел понятия синтетического и аналитического учета, и анализ стал рассматриваться как составной элемент бухгалтерского учета. Идеи Савари развил в XIX в. итальянский бухгалтер Джузеппе Чербони, создавший учение о синтетическом сложении и аналитическом разложении бухгалтерских счетов, что привело к появлению в конце XIX в. науки балансоведения. При этом экономический анализ получил три основных направления: экономический анализ баланса, юридический анализ баланса, популяризация знаний о балансе среди пользователей.

Конец XIX- начало XX века породили изменения человеческого сознания, вследствие научно-технического прогресса изменилась среда работы организаций, другими стали сами организации, что, соответственно, повлекло изменения в подходах к экономическому анализу. В связи с научным плюрализмом, возникло множество идей, теорий и направлений экономического анализа, балансоведения, управленческого учета, оформилась наука управления — менеджмент. В течение XX века в зарубежной теории на базе различных школ менеджмента появились такие средства анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ, матричные модели, теория пяти конкурентных сил и многие другие, позволяющие оценивать состояние организации с учетом внешней среды.

Признанными классиками мировой аналитической науки являются Й. Шумпетер и П. Самуэльсон. В своих трудах ученые создали фундаментальные основы теории экономического анализа. Й. Шумпетер рассматривает экономический анализ как исследования экономики в целом с точки зрения исторического, статистического, теоретического и социологического аспектов. П. Самуэльсон усовершенствовал математический аппарат экономической теории и анализа для исследования равновесия и максимума общественного благосостояния.

В годы советской власти экономический анализ стал развиваться несколько в ином направлении, нежели в странах с развитой рыночной экономикой. Начиная с 1921 года после перехода к НЭПу, задачей экономического анализа становится обеспечение безубыточного ведения хозяйственной деятельности и изучения расходов с точки зрения их оправданности и рациональности. Постепенно под руководством профессора Н.Р. Вейцмана оформляется методика комплексного анализа всех сторон хозяйственной деятельности и определения их влияния на конечные результаты. Особое внимание уделяется себестоимости продукции, издержкам обращения и использованию основных фондов, усиливается контроль предприятий со стороны государства. Особенностью анализа на этом периоде является то, что он носит характер подведения итогов и не нацелен на принятия управленческих решений для дальнейшей деятельности [4].

В послевоенный период необходимостью стало создание системы анализа для выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства. Перед анализом ставилась задача оценки использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и выявления резервов улучшения его использования.

Начиная с 70-х годов, в советском экономическом анализе активно применяются экономико-математические методы, проводится работа по автоматизации управления техническими процессами и производством. Большое внимание начинает уделяться американской литературе по функционально-стоимостному анализу для выявления резервов снижения себестоимости продукции при одновременном улучшении качества в процессе проектирования новых изделий и разработки новых технологий их производства, ее принципы находят применение на советских предприятиях.

Переход России на рыночную экономику внес свои изменения. В 90-е годы значительно ослабел уровень экономического анализа, комплексных работ практически не проводилось. Внимание было сосредоточено на расчете и сопоставлении финансовых коэффициентов, зачастую без должного осмысления и аналитической обработки отчетности.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью конъюнктуры внешней и состоянием внутренней среды предприятия. В связи с эти повышается роль быстрой и точной реакции на сложившиеся обстоятельства. Сегодня умение четко описать ситуацию, выделить

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

главное, обосновать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выявить те факты, изменение которых позволяет добиться ожидаемого результата, определить условия оптимизации результата - это требования, которые предъявляются к любому специалисту и, в первую очередь, к руководителю [2]. Такие условия требуют изменения подходов к анализу хозяйственной деятельности. Возникает необходимость новых методик анализа, адекватных требованиям рыночной экономики.

На современном этапе развития научной мысли все больше разносторонних процессов можно объяснить с позиции синергетики, ее наглядный системный аппарат исследования применяется в различных направлениях. Эта тенденция нашла отражение в системном подходе в управлении организацией американского экономиста Питера Сенге. Суть его теории заключается в том, что бизнес, как и другие виды человеческой деятельности, также может быть представлен с позиции теории систем [3]. Системное мышление представляет собой концептуальную рамку с развитыми за последние пятьдесят лет механизмами и инструментами, предназначенными для целостного восприятия явлений. Структура системы описывается взаимоотношениями между ключевыми переменными, которые определяют динамику поведения. При выявлении этих переменных и взаимоотношений между ними появляется возможность влиять на структуры. Использование гибких структурных объяснений приводит к пониманию долговременных тенденций, они затрагивают глубинные причины процессов на таком уровне, который позволяет изменять закономерности их развития.

Одним из важнейших принципов системного подхода является то, что некоторые проявления структурных процессов возникают вновь и вновь. Они называются «архетипами систем», или «типичными структурами», и представляют собой ключ к пониманию действующей структуры. Насчитывается дюжина архетипов систем, и они представляют в сжатом виде все многообразие управленческих ситуаций.

Простые по структуре системные архетипы отражают сложность аналитической практики. Изучая архетипы, используя их на практике, организация повышает свою способность влиять на действующие структуры и находить в них место для применения рычага. Закрепление такой позиции может служить основой для современного экономического анализа.

Библиографический список

1. Шадрина Г.В., Озорнина Е.Г.. Теория экономического анализа / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М. 2003. - 105 с.

2. Ершова С.А.. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / СПбГАСУ. - СПб., 2007. - 155 с

3. П. Сенге. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. -Харьков, 2006.

4. Барнгольц С.Б., Мельник М.В.. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М: Финансы и статистика, 2003.

УДК 005.336.6 - 021.31 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕПУТАЦИЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Репутация организации представляет собой многоаспектное понятие, во многом определяемое восприятием данной организации, ее продукции на рынке контрагентами (покупателями, клиентами, поставщиками, конкурентами), видением этой организации со стороны ее создателей, владельцев, работников. Управление репутацией является сложной системой по формированию, поддержанию и защите репутации виртуальной организации. Технология управления репутацией ВО состоит в реализации последовательности действий с использованием ряда методов: вирусных тех-

О.Н. Громова Е.А. Шала

© Громова О.Н., Шала Е.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.