Научная статья на тему 'История и история изучения монастыря Гандан'

История и история изучения монастыря Гандан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
GANDAN / TEMPLE COMPLEX / HISTORY / MONGOLIA / ГАНДАН / ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС / ИСТОРИЯ / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мышкина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена история буддийского монастырского комплекса Гандан в г. Улан-Батор. Предпринята попытка обобщения пресбора ранее известной информации по истории комплекса в хронологическую последовательность. Проведен обзор истории изучения Гандана учеными и путешественниками прошлого. Приведены сведения о современных постройках и изменениях на территории монастыря. Ключевые слова: Гандан, храмовый комплекс, история, Монголия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and the history of Gandan monastery studying

The article describes the history of the Buddhist monastery complex Gandan in the city of Ulaanbaatar. An attempt was made to summarize the pre-collection of previously known information on the history of the complex in chronological order. A review of the history of the study of Gandan by scientists and travelers of the past has been made. Information about modern buildings and changes in the monastery are given here.

Текст научной работы на тему «История и история изучения монастыря Гандан»

Евразийское наследие

EURASIAN HERITAGE

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.001 УДК 72.01:726

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МОНАСТЫРЯ ГАНДАН

Мышкина Наталья Сергеевна Архитектор-дизайнер, искусствовед, магистрант Алтайского государственного технического университета, преподаватель факультета архитектуры и дизайна Монгольского национального университета. Монголия, г. Улан-Батор. myshkina.natalya@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрена история буддийского монастырского комплекса Гандан в г. Улан-Батор. Предпринята попытка обобщения пресбора ранее известной информации по истории комплекса в хронологическую последовательность. Проведен обзор истории изучения Гандана учеными и путешественниками прошлого. Приведены сведения о современных постройках и изменениях на территории монастыря.

Ключевые слова: Гандан, храмовый комплекс, история, Монголия.

Библиографическое описание для цитирования:

Мышкина Н.М. История и история изучения монастыря Гандан // Искусство Евразии. - 2016. - № 1 (2). - С. 10-19. DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.001 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.eom/u50070366/501557/9/

Со времен прихода буддизма на территорию Монголии путешественники и исследователи разных веков описывали различные архитектурные сооружения, предназначенные для отправления буддистского культа. Разные храмы, ныне несуществующие и сохранившиеся до настоящего времени, были предметом изучения искусствоведов, но в данной статье мы рассмотрим именно храм Гандан. В свое время храм стал одним из факторов становления нынешней столицы Монголии, но ему

уделяли недостаточно внимания исследователи разных десятилетий. Так, последние освещенные в русскоязычной научной литературе сведения о Гандане датируются 1990 годом. Храм является крупнейшим на территории Монголии и одним из самых значительных храмов буддийского мира. Его культурная и историческая ценность несомненно велика и недостаточно представлена в русскоязычном секторе науки.

Историю Гандана (полное название Гандантэгченлин — (тиб.) «Большой Монастырь Полной Радости») можно проследить по описаниям ученых, обращавшихся к теме архитектуры и искусства Монголии и редким упоминаниям в дорожных дневниках путешественников. Прежде всего, следует заметить, что многие храмы, ныне относящиеся к храмовому комплексу Гандана, были основаны как самостоятельные. По этой причине исследователи, описывая именно монастырь Гандан, зачастую упускали из виду отдельные храмы и сооружения, находившиеся в то время за пределами монастырской ограды. Этот факт, а также то, что некоторые храмы огораживались капитальной стеной, вход в них был запрещен иноверцам вплоть до середины XX века, а женщинам и вовсе запрещалось приближаться к монастырским аймакам, объясняет возможные неточности в описании монастыря учеными прошлого.

Рис. 1. Храм Гандантэгченлин. Рис. 2. Храм Гандантэгченлин.

Фото: Н.М. Мышкина. Фото: Н.М. Мышкина.

Первый храм Гандана, по утверждению Ткачева, был основан еще в 1756 г. [12]. Вероятно, это был ныне восстановленный дацан Ташчойнпил. Существуют также утверждения, что в 1739 году был построен дацан Джуд, в настоящий момент входящий в состав монастырского комплекса. Дацан Гунгачоинлин также был построен как самостоятельный храм в 1809 году, но ныне является частью комплекса. В 1838, а по некоторым данным, которые выглядят более правдоподобными, в 1809 году, был построен шатровый соборный храм Гандана — Цогчин, заложенный пятым главой ламаистской церкви Монголии Цултэм Джигмед Дамби Джанцаном. Храм был создан по типу первого палаткообразного храма, построенного ундур-гэгэном Дзанабадзаром. Вначале были построены два храма цанита: большой — по типу Цокчина в Да-Хуре — и малый, неизвестной нам архитектуры [15]. В этот период Урга уже начала превращаться из кочевого монастыря в оседлый город. Как указывалось, торговым слободам запрещалось располагаться вблизи монастыря, поэтому, когда в начале XIX в. лавки и базары подступили к стенам монастырей Их-хурэ, а монастырь Да-Хурэ перекочевал в долину Чингильту, резиденция пятого богдо-гэгэна в 1836 году

откочевала с главными храмами в монастырь Гандан, на северо-запад долины. Многие ламы также перешли в Гандан, значительно увеличив его население [15]. В связи с этим в Гандане были построены новые храмы, и монастырь был поделен на аймаки. Малый храм цанита тогда же расширили до размеров большого и перестроили по его подобию. В 1840 году построен первый каменный храм Ваджрадхара, хранящий сделанную Дзанабадзаром в 1683 году статую Ваджрадхара. К 1841 году деревянный Цогчин был перестроен в каменный. К этому времени относится и сооружение в Гандане несохранившегося дворца богдо-гегена. В монастыре находились также усыпальницы третьего, пятого и седьмого богдо-гегенов.

Монастырь представлял, в сущности, высшую богословскую школу, где изучался цанит и проводились ученые диспуты, обучались богословию учащиеся из Бурятии, Калмыкии, Тувы и других областей. В то время в Монголии существовало несколько монастырей с таким названием, но только ургинский Гандан имел право присуждать высшее ученое звание монахам, закончившим полный курс учения по философии, астрологии, медицине, живописи, скульптуре, архитектуре и др. [11].

К концу XIX века Гандан состоял из четырех аймаков. Планировочные принципы Гандана целиком соответствовали принципам «хита». Монастырь располагался на сравнительно пологом склоне горы таким образом, что ламский городок подобно подкове, открытой на юг к священной горе Богдо-ул, опоясывал с юга храмовую площадь, которая занимала северную, наиболее высокую часть склона. На площади стояли все монастырские храмы и дворец богдо-гегена. Северную и западную границы Гандана замыкали 28 белых субурганов, ныне не существующих, которые были сооружены для «отогнания всякого рода бед и напастей» [10].

Д. Майдар считал, что монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в Урге и был вторым религиозным центром столицы [6].

В 1892—1894 гг. в качестве геолога экспедиции столицу поселил В.А. Обручев, оставив короткое упоминание Гандана: «Западную часть Урги, расположенную за речкой Сэльби на холме, составлял Гандан, населенный исключительно ламами, проходившими высший курс буддийского богословия. Эта духовная академия по внешности не отличалась от описанного города — те же дворы, окруженные

частоколами, над которыми поднимались узорчатые крыши двух больших кумирен, и пустынные улицы между дворами. Только по двум окраинам тянулись друг возле друга 28 субурганов, построенных благочестивыми поклонниками Будды ради очищения от грехов и отогнания разных бед и напастей» [9]. Из этой заметки можно сделать вывод о том, что в конце XIX в Гандане было два больших действующих храма: Гандан и Гунгачоилин.

В 1911 году Монголия провозгласила свою независимость и в связи с этим, а также с надеждой на излечение последнего богдо-гэгэна от слепоты, было принято решение о строительстве нового храма. Построенный в монголо-тибетском стиле, храм Мэгджид Джанрайсэг был посвящен бодисатве милосердия Авалокитешваре. Он стал новой вертикальной доминантой города. Здание храма было вместилищем статуи одиннадцатиглавого бога Авалокитешвары (тиб.: Ченрези), отлитой в Урге из кованой меди [5]. В состав храма вошли также усыпальницы пятого, седьмого и восьмого богдо-гэгэнов [4].

Рис. 4. Храм Джанрайсэг. Фото: Н.М. Мышкина.

Рис. 5. Гробница восьмого богдо-гэгэна, ныне библиотека. Фото: Н.М. Мышкина.

В конце тридцатых годов XX века его постигла общая участь всех монастырей страны: он был закрыт, монахи частично репрессированы, некоторые сняли сан и растворились в среде мирян [2]. В тот период были разрушены многие монастыри Монголии, и храмовый комплекс Гандана также пострадал.

В храме Мэгджид Джанрайсэг была уничтожена статуя Авалокитешвары, сам храм был закрыт и заброшен. Г.Ц. Цыбиков писал о разговоре с ламой, в котором выяснилось, что крыша храма срывается ветром, потому нуждается в ремонте, который собираются сделать на добровольные пожертвования прихожан [14]. Разрушены дацан Ташчоимпхэл, Гунгачоилин, прекращена работа дацана Джуд. В числе разрушенных особенно интересными были здания факультетов, построенные специально для занятий лам, и «стена» из двадцати восьми белоснежных субурганов [10]. В 1949 году правительство МНР сочло нужным опять открыть Гандантэгченлин. Вплоть до конца века он оставался единственным из бывших 747 монастырей Монголии, кому разрешено было быть организационным центром буддийской общины страны [1].

С 1990 года началось возрождение буддизма в Монголии, возникла необходимость в возведении новых храмов и реставрации сохранившихся. В монастырском комплексе Гандана был отреставрирован храм Мэгджид Джанрайсэг, в 1996 году была изготовлена новая позолоченная статуя Авалокитешвары. Рядом с этим храмом в 1992 году был построен храм Дэченгалпа, посвященный Калачакре, ранее уничтоженный в центре города. Слева — Монгольский университет буддизма имени Дзанабадзара, основанный в 1970 году. В 1998 году восстановил свои функции Джуд дацан, дацан Ташчойнпил был восстановлен в 1990—1994 годах, чуть дольше восстанавливали дацан Гунгачоинлин — в 1990-2001 годах [8]. В 1956 году на территории перед храмом Мижид Жанрайсиг был сооружен большой кирпичный, оштукатуренный и побеленный субурган, окруженный небольшими традиционными для ламаизма восемью ступами, по случаю 2500-летия возникновения буддизма [13]. Довольно подробно архитектура храмов комплекса освещена Ткачевым. Описывая архитектуру некоторых храмов комплекса, он замечает, что сооружение каменной ограды с воротами вокруг Гандана не принесло никакого градостроительного выигрыша, более того — изъяло из городской среды выразительный архитектурный комплекс [12].

Рис. 6. Дацан Дэченгалпа (храм Калачакры). Рис. 7. Дацан Ташчоинпил. Фото: Н.М. Мышкина. Фото: Н.М. Мышкина.

Современная территория монастырского комплекса делится на две части — внутренний двор изначального монастыря Гандан и современная территория, включающая монастыри, в разное время включенные в состав комплекса. Двор исторического Гандана начинается со статуй львов и великолепных Святых ворот. За монастырской оградой направо от ворот находится контора монастыря и гостевой гэр. Налево располагается прямоугольное в плане оштукатуренное кирпичное здание библиотеки-хранилища. В соседнем здании китайской архитектуры также располагается фонд монастырской библиотеки. Здание строилось как мемориальный храм для хранения набальзамированной мумии последнего богдо-гэгэна. За библиотекой в углу у северной стены монастыря расположены бурханы и субурганы, каменные, тщательно побеленные, воздвигнутые уже в XX веке [3]. В северной части находятся храмы Ваджрадхара и Гандан. В той же части находятся и две статуи Зонхавы в окружении субурганов. В южной части двора находится храм Деданповран, знаменитый тем, что в нем в 1904 году жил Далай-лама XIII, бежавший из Лхасы во время вторжения британских войск в Тибет. Находясь в Монголии, 13-ый Далай-лама познакомился с Ф.И. Щербатским, П.К. Козловым, проявлял интерес к России, принимал в Лхасе русское посольство во главе с А. Доржиевым, оказал содействие строительству Буддийского храма в Петрограде [1].

В настоящий момент состав сооружений монастырского комплекса значительно изменился. К северу от Буддистского университета строится Цогчин храма Мэгджид Джайнрайсэг, строительство начато летом 2015 года. Самым значительным строением нового времени обещает стать храм в восточной части комплекса. Здание почти квадратное в плане, размерами около 60 х 60 метров характеризуется современной архитектурой с элементами стилизации — крышу украшают золотой ганжир и четыре декоративных угловых судэрэвч в китайском стиле.

Рис. 8. Главные ворота Рис. 9. Буддийская духовная академия.

монастырского комплекса Гандан.

Анализ фотографий разных лет свидетельствует о том, что детали территории монастыря изменяются каждый год. Появляются новые клумбы, цветники, зеленые насаждения, дорожки. Добавляются декоративные элементы входов в храмы, периодически меняется цвет храмов. Изредка появляются скульптурные объекты культа, например, золотые ступни Будды. Значительным изменением последнего десятилетия стало благоустройство центральной аллеи. Положительную оценку заслуживают строители монастыря, выполняющие хозяйственные вспомогательные постройки в общей стилистике и колорите монастырского комплекса.

Монастырский комплекс Гандан является интереснейшим объектом для подробного изучения. В статье представлены новые факты об этом комплексе, но восстановление

хронологии изменений всего комплекса представляется трудным. Составлению подробного описания состава монастырского комплекса нередко мешают различия в разных названиях храмов. Так, например, главный храм Гандана можно называть Гандан, Гандантэгченлин, Цокчин, Храм трех субурганов, Гол-сум, Ваджратара и Очидара. Затруднения вызывает и тот факт, что многие ученые описывали лишь два-три храма, наиболее привлекательных, по их мнению. Зачастую описание затрагивало лишь геометрическую форму и цвет здания, меняющийся, как уже было замечено ранее, каждые несколько лет. Остальные здания оставались без внимания, поэтому установить точные даты постройки, демонтажа и реконструкции зачастую трудно.

Литература

1. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — 112с.: ил.

2. Лам нарын сэтгуул (Ламский журнал). — №4. — 2010.

3. Ломакина И.И. Улан-Батор. — Л., 1977.

4. Майдар Д., Турчин П., Сайн-эр Д. Градостроительство МНР. — Улан-Батор: Госиздательство МНР, 1983.

5. Майдар Д. Монголын архитектур ба хот байгуулалт (Архитектура и градостроительство Монголии). — М., 1971.

6. Майдар Д., Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. — М.: Стройиздат, 1980.

7. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. — М., 1981.

8. Монастыри Улан-Батора [Электронный ресурс]. URL: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/ulaanbaatar/gandan-monastery.shtml.

9. Обручев В.А. От Кяхты до Кульджи. — М.: Издательство АН СССР, 1956.

10. Позднеев А. М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892—1893 гг. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1896—1898.

11. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Записки Русского географического общества по отделению этнографии, т. XVI. — Спб., 1887.

12. Ткачев В. Н. История монгольской архитектуры. — М.: Издательство АСВ, 2009. — 288 с.

13. Цултэм Н. Архитектура Монголии. — Улан-Батор: Госиздательство, 1988. — 96 с.

14. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды в двух томах. Том 2. — Новосибирск, 1991.

15. Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. — М., 1960.

Статья поступила в редакцию 05.03.2016 г.

HcKyccxBo EBpa3HH № 1(2) . 2016 eISSN 2518-7767

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.001

HISTORY AND THE HISTORY OF GANDAN MONASTERY STUDYING

Myshkina Natalya Sergeevna

Architect-designer, art historian, graduate student

of the Altai State Technical University,

teacher of the Faculty of Architecture and Design

of the Mongolian National University.

Mongolia, Ulaanbaatar.

myshkina.natalya@mail.ru

Abstract

The article describes the history of the Buddhist monastery complex Gandan in the city of Ulaanbaatar. An attempt was made to summarize the pre-collection of previously known information on the history of the complex in chronological order. A review of the history of the study of Gandan by scientists and travelers of the past has been made. Information about modern buildings and changes in the monastery are given here.

Keywords: Gandan, temple complex, history, Mongolia.

Bibliographic description for citation:

Myshkina N.S. History and the history of Gandan monastery studying. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2016, No. 1 (2), pp. 10-19. DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.001. Available at: https://readymag.com/u50070366/501557/9/ (In Russian).

References

1. Zhukovskaya N.L. Sud'ba kochevoi kul'tury. Rasska%y o Mongolii i mongolakh [The fate of nomadic culture. Stories about Mongolia and the Mongols]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 112 p.

2. Lam naryn setguul — Lama's Journal, No. 4, 2010. (In Mongolian)

3. Lomakina I.I. Ulan-Bator [Ulaanbaatar]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1977.

4. Maidar D., Turchin P., Sain-er D. Gradostroitel'stvo MNR [Urban planning of the Mongolian People's Republic]. Ulaanbaatar, Gosizdatel'stvo MNR, 1983. (In Russian)

5. Maidar D. Mongolyn arkhitektur ba khot baiguulalt [Architecture and urban planning of Mongolia]. Moscow, 1971. (In Mongolian)

6. Maidar D., Pyurveev D. Ot kochevoi do mobil'noi arkhitektury [From nomadic to mobile architecture]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1980.

7. Maidar D. Pamyatniki istorii i kul'tury Mongolii [Monuments of the history and culture of Mongolia]. Moscow, 1981.

8. Monasteries of Ulaanbaatar. Available at: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/ulaanbaatar/gandan-monastery.shtml

9. Obruchev V.A. Ot Kyakhty do Kul'd%hi [From Kyakhta to Kuldzhi]. Moscow, Publishing House of Academy of Sciences of the USSR, 1956.

The Art Of Eurasia No. 1(2) . 2016

HcKyccxBo EBpa3HH № 1(2) . 2016 elSSN 2518-7767

10. Pozdneev A.M. Mongoliya i mongoly. Re%ul'taty poe^dki v Mongoliyu, ispolnennoi v 1892—1893 gg. [Mongolia and Mongols. The results of the trip to Mongolia, executed in 1892-1893]. St. Petersburg, Typography of the Imperial Academy of Sciences, 1896-1898.

11. Pozdneev A.M. Ocherki byta buddiiskikh monastyrei i buddiiskogo dukhovenstva v Mongolii v svya%i s otnosheniem sego poslednego k narodu. Zapiski Russkogo geograficheskogo obshchestvapo otdeleniyu etnografii, t. XVI [Essays on the life of Buddhist monasteries and Buddhist clergy in Mongolia in connection with the attitude of the latter to the people. Notes of the Russian Geographical Society on the Department of Ethnography, vol. XVI]. St. Petersburg, 1887.

12. Tkachev V.N. Istoriya mongol'skoi arkhitektury [The history of Mongolian architecture]. Moscow, ASV Publ., 2009. 288 p.

13. Tsultem N. Arkhitektura Mongolii [Architecture of Mongolia]. Ulaanbaatar, Gosizdatel'stvo, 1988. 96 p. (In Russian)

14. Tsybikov G. Ts. I%brannye trudy v dvukh tomakh. Tom 2 [Selected Works in Two Volumes. Volume 2]. Novosibirsk, 1991.

15. Shchepetil'nikov N.M. Arkhitektura Mongolii [The architecture of Mongolia]. Moscow, 1960.

Received: March 5, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.