Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЦАРИЦЫНА (ВОЛГОГРАДА)'

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЦАРИЦЫНА (ВОЛГОГРАДА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРИЦЫН / ДОВОЕННЫЙ СТАЛИНГРАД / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОССОЗДАНИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ / КИРХА / КОСТЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвинова И.Н., Полубоярова Н.М.

В статье представлен фактологический материал о реконструкции трех культовых строений с помощью 30-моделей - православного храма, кирхи и костела. Здание костела было восстановлено в начале 1950-х гг., но без крыши и шпиля, действовало в качестве клуба. Немецкая кирха была разрушена в боях за Сталинград, православная церковь уничтожена в 1930-х гг. во время атеистической пропаганды. Показана судьба трех знаковых архитектурных объектов для многонационального города Царицына. С помощью IT-технологий учеными Волгоградского государственного университета с участием студентов воспроизведены 30-модели в их историческом виде и включены в виртуальную экскурсию по истории Волгограда. Результаты по воссозданию навсегда утраченных образцов традиционной архитектуры города очень важны для волгоградцев не только с целью новых исследований культурного наследия, но и как дань социальной памяти потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND HISTORICAL RECONSTRUCTION OF RELIGIOUS INSTITUTIONS IN THE EXAMPLE OF TSARITSYN (VOLGOGRAD)

The article presents factual material on the reconstruction of three religious buildings using 30 models - an Orthodox church, a Catholic Church and a Kirche. The building of the Catholic Church was restored in the early 1950s, but without a roof and a spire, it operated as a clubhouse. The German Kirche was destroyed in the battles for Stalingrad, the Orthodox Church was destroyed in the 1930s during atheistic propaganda. The fate of three iconic architectural objects in the cosmopolitan city of Tsaritsyn is shown. By means of IT technologies, Volga State University scientists with the participation of students reproduced the 30 models in their historical form and made them part of a virtual tour on the history of Volgograd. The results of reconstructing forever lost examples of the city's traditional architecture are very important for Volgograd residents, not only for the purpose of new research on cultural heritage, but also as a tribute to the social memory of descendants.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЦАРИЦЫНА (ВОЛГОГРАДА)»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 107-114. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 107-114.

Научная статья УДК 908

https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.16

История и историческая реконструкция культовых учреждений на примере Царицына (Волгограда)

Ирина Николаевна Литвинова1, Наталья Михайловна Полубоярова2

■^Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия 1litvinova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0611-336X 2natasha_medvedeva@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3973-7574

Аннотация. В статье представлен фактологический материал о реконструкции трех культовых строений с помощью 30-моделей - православного храма, кирхи и костела. Здание костела было восстановлено в начале 1950-х гг., но без крыши и шпиля, действовало в качестве клуба. Немецкая кирха была разрушена в боях за Сталинград, православная церковь уничтожена в 1930-х гг. во время атеистической пропаганды. Показана судьба трех знаковых архитектурных объектов для многонационального города Царицына. С помощью IT-технологий учеными Волгоградского государственного университета с участием студентов воспроизведены 30-модели в их историческом виде и включены в виртуальную экскурсию по истории Волгограда. Результаты по воссозданию навсегда утраченных образцов традиционной архитектуры города очень важны для волгоградцев не только с целью новых исследований культурного наследия, но и как дань социальной памяти потомков.

Ключевые слова: Царицын, довоенный Сталинград, архитектурный облик, информационные технологии, воссоздание, православный храм, кирха, костел

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках проекта № 0633-2020-0004 «Развитие методики виртуальной 3D-реконструкции исторических объектов».

Для цитирования: Литвинова И.Н., Полубоярова Н.М. История и историческая реконструкция культовых учреждений на примере Царицына (Волгограда) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 107-114. https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.16.

Original article

History and Historical Reconstruction of Religious Institutions in the Example of Tsaritsyn (Volgograd)

Irina N. Litvinova1, Natalia M. Poluboyarova2

^Volgograd State University, Volgograd, Russia 1litvinova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0611-336X 2natasha_medvedeva@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3973-7574

Abstract. The article presents factual material on the reconstruction of three religious buildings using 3D models - an Orthodox church, a Catholic Church and a Kirche. The building of the Catholic Church was restored in the early 1950s, but without a roof and a spire, it operated as a clubhouse. The German Kirche was destroyed in the battles for Stalingrad, the Orthodox Church was destroyed in the 1930s during atheistic propaganda. The fate of three iconic architectural objects in the cosmopolitan city of Tsaritsyn is shown. By means of IT technologies, Volga State University scientists with the participation of students reproduced the 3D models in their historical form and made them part of a virtual tour on the history of Volgograd. The results of reconstructing forever lost examples of the city's traditional architecture are very important for Volgograd residents, not only for the purpose of new research on cultural heritage, but also as a tribute to the social memory of descendants.

Keywords: Tsaritsyn, pre-war Stalingrad, architectural appearance, information technology, reconstruction, Orthodox church, Kirche, cathedral

Funding: the research was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the project "Development of Methods for Virtual 3D-Recon-struction of Historical Objects" (No. 0633-2020-0004).

For citation: Litvinova, I.N. & Poluboyarova, N.P. (2023) History and Historical Reconstruction of Religious Institutions in the Example of Tsaritsyn (Volgograd). Society: Philosophy, History, Culture. (1), 107-114. Available from: doi:10.24158/fik.2023.1.16 (In Russian).

Введение. Совместная деятельность представителей разных научных направлений - историков, специалистов по информационным технологиям, математиков - позволяет сегодня частично воссоздать архитектурный облик Царицына (ныне - Волгоград) досоветского периода и

© Литвинова И.Н., Полубоярова Н.М., 2023

довоенного Сталинграда. Облик города досоветского периода, а также довоенного прошлого сегодня навсегда утерян для горожан. В ситуации с историческим прошлым Волгограда обстоятельства всегда складывались в пользу героической военной тематики, что впоследствии сказалось на отсутствии или малом количестве научных трудов по историческому прошлому: архитектурному облику города, развитию социальных групп, предпринимательству, истории социума и культуры, многонациональных сообществ.

Использование современных информационных технологий и математических методов в исследовании истории России и, в частности, Волгоградского региона позволило по-новому подойти к изучению исторических объектов, улиц, утраченных более 80 лет назад. Это дало возможность провести историческую реконструкцию православных храмов, кирхи, костела, действовавших в городе до 1930-х гг. В 1930-е гг. антирелигиозный агитпроп одержал победу, один за другим храмы закрывались. Культовые здания, уцелевшие в 1930-х гг., были затем разрушены во время бомбардировок и уличных боев в Сталинграде. Актуализация научной проблемы главным образом связана с осмыслением истории культовых объектов, их роли в жизни горожан, а также практик современников по их воссозданию с помощью 3D-моделирования. Это объекты, являвшиеся важной составляющей в жизни городского общества, которые часто и строились на народные средства. К сожалению, горожане не располагают возможностью познакомиться с архитектурой и городским пространством довоенного времени, так как по редким фотографиям, размещенным на немногочисленных краеведческих сайтах, сложно представить исторический облик города-героя. Значим и практический аспект деятельности - разработка виртуальных экскурсий с 3D-моделями для молодого поколения, чтобы изучать эту историю в интересном формате. Цель - исследовать исторические аспекты деятельности одного из православных храмов, кирхи и костела, проследить судьбу этих знаковых для жителей Царицына объектов и визуально представить воссозданные объекты волгоградцам и гостям города.

Основная часть. Одной из важных преград для исследователей развития края досоветского периода и в наши дни является утрата местными архивами около 90 % документальных источников во время тяжелых уличных боев за город. Отсутствие архивных фотоматериалов отчасти компенсируют фото с краеведческих сайтов, основу которых составили частные коллекции. Разумеется, утрата исторических документов не относится к максимальным потерям, однако сотни партийных дел в августе 1942 г. были эвакуированы в тылы Заволжья. С 23 по 25 августа 1942 г. город подвергся ковровой бомбардировке - самой массированной операции авиации Люфтваффе с начала войны. Авианалеты продолжались вплоть до 25 августа. «За три дня в Сталинграде погибло 42 797 мирных жителей. Не осталось ни одного целого здания, всего было разрушено и сожжено 50 тыс. зданий и 56 предприятий»1. Для потомков навсегда был утрачен исторический архитектурный облик городского пространства.

Согласно немногочисленным сохранившимся фото зданий дореволюционной поры, они в большинстве были построены в неорусском стиле с элементами эклектики - с башенками и шпилями; немало имелось строений в стиле «купеческого» модерна, выполненных с размахом и достоинством. Например, кинотеатр «Парнас», к верхним рядам которого вели пандусы вместо ступеней с учетом проездов на пролетках. Крайне мало осталось объектов, выполненных в более позднее время в стиле советского конструктивизма начала 1930-х гг., так как отстроенных заново зданий данного стиля в послевоенном городе было около двух десятков.

Сегодня при совместной работе историков и 1Т-специалистов в цифровом формате воссозданы некоторые архитектурные объекты Царицына и довоенного Сталинграда. К ним относятся и культовые строения, принадлежавшие разным конфессиям и представителям разных этнических общин. Царицын был многонациональным городом, здесь проживали самые большие в Поволжье общины евреев и армян, также многочисленны были татарская и немецкая общины, на южных окраинах жили калмыки. В этой связи центрами духовной жизни и общественного богослужения в Царицыне начала ХХ в. являлись 16 православных храмов, 2 монастыря, 2 синагоги, 2 мечети, кирха, костел, Армянская апостольская церковь2. После уличных боев 1942 г. уцелели лишь два православных храма и здание бывшей второй синагоги, причем одна церковь находилась на южной окраине Сталинграда, меньше пострадавшей от авианалетов противника. Однако справедливости ради следует отметить, что еще раньше, в разгар жесткой атеистической компании начала 1930-х гг., культовые учреждения города массово закрывались и уничтожались. Тогда, с конца 1920-х до середины

1 Небо было черным от самолетов. О Сталинграде - разрушенном, но не сдавшемся [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. Нижнее Поволжье. 17.08.2022. № 33. URL: https://vlg.aif.ru/culture/history/nebo_bylo_chy-omym_ot_samolyotov_o_stalingrade_razrushennom_no_ne_sdavshemsya (дата обращения: 19.11.2022).

2 Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в ХХ веке: сборник документов и материалов. Каталог культовых зданий. Волгоград, 2002. 532 с. Посчитано по страницам 412-413, 511-514, 518-520.

1930-х гг., когда атеизм стал частью государственной идеологии, разрушению подверглись более десятка городских православных церквей, а некоторые из них превращены в складские помещения и гаражи для автопарка партийного и городского руководства. Такая участь постигла первый в Царицыне храм св. Пророка Иоанна Предтечи, церковь Вознесения Господня и самый крупный на Волге собор во имя св. благоверного князя Александра Невского. Последний вновь воссоздан и освящен в декабре 2021 г. До Октябрьской революции собор строился на народные пожертвования более 15 лет, а освятили его уже при Советах, в начале 1918 г.

По-разному сложилась судьба других культовых сооружений в 1930-х гг. Например, капитальное здание второй синагоги, находившейся в центре города, было отдано под поликлинику. В Скорбященской церкви расположился клуб Осоавиахима, в католическом костеле долгое время работал клуб им. Жданова и кинотеатр. В бывшей кирхе разместили картинную галерею, причем в ее фондах хранилось немало шедевров русской, итальянской, французской школ -всего более 330 произведений. Среди них работы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, С.В. Иванова, В.И. Сурикова, М. Врубеля, гравюры французских, итальянских художников, предметы декоративно-прикладного искусства Китая, Италии, России1. Здание кирхи полностью было разрушено во время авиаударов по Сталинграду в августе 1942 г. и после войны уже не восстанавливалось.

В наши дни, когда ^-технологии широко доступны среди людей, занимающихся трехмерной графикой, актуальным и интересным стало воссоздание исторического зодчества. С помощью 3D-реконструкций ^-специалисты Волгоградского государственного университета (ВолГУ) визуализировали знаковые для города архитектурные объекты, навсегда утраченные ранее по различным причинам: борьба с религией, уличные бои за город. Бесспорно, к таким объектам относятся культовые сооружения эпохи Царицына. Важным фактором являлось наличие огромного интереса и отклика к данным работам среди горожан, но прежде всего студентов, изучающих дисциплины, связанные с 3D-моделированием, компьютерной графикой, а также туризмом, гостиничным сервисом и историей.

В частности, под руководством научного руководителя Н.М. Полубояровой студентами были разработаны 3D-модели кирхи и костела, территориально находившихся в центральной части города, а также модель православного храма Вознесения Господня, действовавшего в За-царицынской части Царицына. К сожалению, в силу исторических причин, город навсегда лишился большинства зданий царицынской и довоенной постройки 1930-х гг., а утрата большей части архивных источников, фотоматериалов также усложнила практики по реконструкции архитектуры городского пространства. В данной связи отметим, что результаты работы по виртуальной реконструкции отдельных объектов, причем не только культовых сооружений, очень важны для волгоградцев, особенно для представителей молодого поколения. Создаваемые 3D-модели будут востребованы в обучающих курсах по 3D-моделированию для историков и студентов по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничный сервис». Сегодня в ВолГУ завершаются работы по созданию виртуальных экскурсий по историческому прошлому Царицына и уличным боям в Сталинграде с использованием воссозданных объектов.

Более подробно остановимся на истории отдельных реконструированных исторических объектов - православного храма, кирхи и костела. Здание для Вознесенской церкви было построено в 1864 г. в русском стиле с чертами эклектики2. «Храм имел два придела - правый Сретенский и левый Введенский. В 1883-1885 гг. его расширили, пристроив колокольню и трапезную»3. При церкви с 1887 г. действовала «лучшая в Царицыне церковно-приходская школа», а с начала 1900-х гг. - женская богадельня и приют «Ясли» для малолетних детей рабочих4. В Первую мировую войну эти приюты значительно возросли по численности опекаемых детей и пожилых женщин за счет притока большого количества беженцев с западных губерний. Этот храм отличался от других царицынских храмов большим числом прихожан: в 1895 г. к нему было приписано 8 359 душ обоего пола, в том числе немало старообрядцев, с которыми по воскресным дням притч занимался проповедью (Иванов, Супрун, 2003: 69). В мирное время приход Вознесенской церкви считался одним из самых зажиточных в городе, так как притч прихода являлся активным участником Общества трезвости во имя святителя Николая, действовавшего при храме. Общество заботилось обо всех участниках, причем не только в духовной, но и в материальной сфере. При Обществе часто проводились встречи, лекции о здоровом образе жизни; священник и дьяконы повествовали о каре Господней за пьянство как о явлении греховного порядка.

1 История музея [Электронный ресурс] // Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова. URL: http://mashkovmuseum.ru/o-muzee/istoriya-muzeya (дата обращения: 19.11.2022).

2 Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды: Камышинский и Саратовский. Аткарск. 1902. Т. 1. С. 1299.

3 Волгоград, Церковь Вознесения Господня URL: https://sobory.ru/article/?object=43632

4 Минх А.Н. Указ. соч.

В приходе и вне его приделов проводились многие мероприятия Общества, в том числе и выезды семьями за Волгу на природу, например, на Троицу.

Как отмечалось, важной была и материальная сторона жизни, поэтому при Обществе трезвости действовало ссудо-сберегательное товарищество для поддержки бедной части трезвенников. После Октябрьской революции Базарная площадь, на которой находилась церковь, переименовали в площадь Парижской коммуны. Сегодня от церкви осталось лишь здание церковноприходской школы, находившееся рядом с храмом, конечно, восстановленное после войны. В наши дни здесь размещается департамент по рекламе городской администрации.

Гонения большевиков на религию не пощадили храм Вознесения, несмотря на активную помощь прихода в пользу голодающих в тяжелое время зимы - весны 1922 г. Согласно сведениям Волгоградской епархии, на нужды приход пожертвовал более 7 млн руб.1 Храм, как и многие другие святыни, взорвали в апреле 1932 г.2

В основу создания 3D-модели Вознесенской церкви, как и двух других моделей, положены данные источников двух типов: достоверные, к которым относятся документальные источники (архивные материалы), а также дополнительные, которые в области информационных технологий называют вероятностными источниками. В ситуации с храмом это источники, основанные на анализе архитектурных традиций православия, и региона в частности. Создание модели проведено с помощью редактора трехмерной графики Blender с открытым исходным кодом на Python. Специалисты отмечают, что данная программа имеет широкий функционал, поэтому ее часто выбирают для моделирования объектов не только начинающие, но и профессионалы. Позиционируется программа как решение для редактирования 3й-моделей, визуализации, анимации, разработки компьютерных игр, скульптинга и эффектов3.

По мнению IT-специалистов, при поддержке Long Term Support - версии программного обеспечения на длительный срок, в последние годы Blender стали чаще использовать крупные компании, а благодаря встроенному редактору двухмерной графики его нередко применяют в киноиндустрии и при создании мультфильмов4.

Отметим возможности этой программы:

1) создание и редактирование полигональной графики, графики на основе примитивов, сплайнов, кривых и поверхностей Безье;

2) анимирование объектов и их частей;

3) текстурирование, создание шейдеров и маппинг;

4) рисование в 2D, скульптинг;

5)визуализация.

Для историков же важным является такой аспект, как реалистичность и привлекательный внешний вид готового эскиза и впоследствии модели, возможность дополнения окружения.

Процесс разработки 3D-моделей храма Вознесения Господня, кирхи и костела состоит из многих этапов, начиная с моделирования грубого каркаса для определения масштаба объекта и его пропорций (за неимением чертежей) из сохранившихся заметок о размере фундамента, затем детальной прорисовкой декоративных элементов здания, заканчивая работами над текстурирова-нием. Результирующая модель учитывает размеры и пропорции давно утраченного памятника архитектуры (см. рис. 1). Кстати, для работ над текстурированием были проведены фотосъемки сохранившегося храма Казанской иконы Божией Матери и некоторых других зданий конца XIX в.

Лютеранская кирха была построена выходцами из немецких колоний, перебравшихся на место жительство в уездный центр Царицын. Всего в городской черте в 1908 г. проживало 2 835 немцев, и большинство из них исповедовали лютеранство5. В эти данные не включены жители бывшей немецкой колонии Сарепты (поселок с 1877 г.), находившейся в 24 верстах от Царицына. Профессиональная деятельность немцев была связана с фармацевтикой, медициной, немало было провизоров и врачей, но также коммерсантов. В основном сфера предпринимательской деятельности распространялась на мукомольное, маслобойное производство, пивоварение, причем продукция царицынских коммерсантов была хорошо известна не только в Саратовской губернии, но и в двух столицах.

1 Страницы истории Вознесенского храма Царицына [Электронный ресурс] // Волгоградская Епархия. URL: http://volgeparhia.ru/2020/03/20/stranicy-istorii-voznesenskogo-xrama-caricyna/ (дата обращения: 19.11.2022).

2 Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 313. Оп. 1. Д. 234. Л. 187 об.

3 Топ-10 программ для 3й-моделирования - что выбрать [Электронный ресурс]. URL: https://3dclub.com/blog/top-programm-dlya-3d-modelirovaniya (дата обращения: 21.11.2022).

4 Там же.

5 Весь Царицын. Справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду. Царицын : Царицынская мысль, 1911. С. 36.

£

Рисунок 1 - Результат моделирования (справа) и образец -фото храма Вознесения Господня. Начало ХХ в., г. Царицын

Кирха находилась на одной из центральных улиц города - Спасской (ныне ул. Володарского), на углу с Александровской улицей, недалеко от верхней террасы набережной. Ее освящение произошло в октябре 1893 г., а закрытие - в феврале 1931 г.1 Свое название улица Спасская получила от площади, от которой брала начало. Здание кирхи было выполнено в неороманском стиле с элементами готики, т. е. со шпилем около 40 м, длинным нефом так называемой христианской базилики. Христианская базилика представляет собой строение прямоугольного плана, вытянутое и напоминающее корабль2. Здание отличалось простотой и умеренностью архитектурного решения, но и присущей ей элегантностью. На территории прихода, как и в православной церкви Вознесения Господня, располагались дом притча, сторожка и другие постройки. К сожалению, во время уличных боев за город в 1942 г. здание не уцелело, и восстанавливать его впоследствии не имело смысла. На рисунке 2 можно увидеть, как выглядела кирха до революции 1917 г.

Рисунок 2 - Кирха. Начало ХХ в., г. Царицын

1 ГАВО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 1890. Л. 12.

2 Архитектурный справочник: что такое неф? [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/arti-cle/406987/arhitektumyiy-spravochnik-chto-takoe-nef (дата обращения: 26.11.2022).

Объемное изображение храма было создано также в среде моделирования Blender. Результирующая модель учитывала размеры и пропорции утраченного памятника архитектуры. В облике здания было прорисовано множество декоративных элементов, соблюдены пропорции арок окон, подобраны близко к реальным детали металлических элементов. По исходным данным, взятым с фотографии, найдены нужные пропорции. Для возможности изучения кирхи финальные рендеры были проведены поэлементно и полностью (с добавлением ландшафта). В итоге получилась вот такая 3D-модель (рис. 3).

Рисунок 3 - 3D-модель кирхи (слева - вид здания на крышу сзади, справа - вид здания сбоку)

В начале ХХ в. в Царицыне проживали приблизительно 600 католиков, в основном это были бывшие немцы-колонисты, а с 1871 г., согласно «Правилам об устройстве поселян-собственников», они значились как поселяне-собственники или сельские обыватели1. По данным за 1908 г., в Царицыне также жили поляки (1 484 чел.) и даже французы (95 чел.)2. Сформировалась католическая община. Красивое здание костела светло-розового цвета было выполнено в псевдоготическом стиле. Главный алтарь освятили в честь Успения Пресвятой Девы Марии в 1899 г. (Аргасцева и др., 2004: 138). Начались службы для прихожан, церковь действовала в неизменном виде около 30 лет3. Дальнейшая судьба римско-католического костела схожа с судьбами многих православных церквей начала советской эпохи, но все же здание не взорвали и не уничтожили. Как было принято, имущество национализировали еще в 1920 г., тогда же исчезли сосуды из золота и серебра, но главный удар местным католикам нанесли, когда из храма забрали мощи св. Апостола Петра4.

Окончательно закрыли костел позже всех христианских храмов, в апреле 1935 г., позднее прекратила деятельность только Соборная мечеть - в июне 1939 г.5. В конце 1930-х гг. здание претерпело кардинальную реконструкцию: с северной и южной сторон сделаны пристройки, внутри- перекрытие, был оборудован второй этаж6. Сначала здесь расположился очередной клуб для культпросвета рабочих - строителей нового города социалистического типа - Сталинграда, а после войны размещался клуб им. А.А. Жданова - для железнодорожников. В начале трудных 1990-х гг. на нашей памяти некогда красивое здание нежно-розового цвета долгое время находилось в обветшавшем состоянии, с пустыми глазницами вместо окон и без крыши.

Впоследствии костел передали католической общине и в 1997 г. освятили во имя св. Николая Мирликийского7. Сегодня это отреставрированное волгоградское здание выглядит нарядно, но немного по-другому, из-за покраски в белый цвет и восстановленного шпиля. В приходе действует благотворительная организация «Каритас», известная в Волгограде многими благими делами и мероприятиями, в том числе работой с наркоманами, бездомными людьми, инвалидами. Тем не менее нам более интересен старый архитектурный облик храма, который и был виртуально реконструирован. На рисунке 4 изображена 30-модель костела г. Царицына.

1 Свод законов Российской империи. В пяти книгах. Книга третья. Т. 8, ч. 2-9. Т. 9. СПб., 1912. С. 87-95.

2 Весь Царицын. С. 36.

3 Волгоград // Католическая энциклопедия М., 2002. Т. 1. С. 1067-1068.

4 Фомиченко А. Тогда и сейчас: кусочек немецкой истории в Волгограде родом из Царицына - католический храм [Электронный ресурс] // Блокнот : сайт. URL: https://bloknot-volgograd.ru/news/togda-i-seychas-kusochek-nemetskoy-istorii-v-volgo (дата обращения: 27.11.2022).

5 ГАВО. Ф. 2059. Оп. 2. Д. 683. Л. 1; Ф. 313. Оп. 1. Д. 1870. Л. 25.

6 Католический храм Святого Николая [Электронный ресурс]. URL: http://царицын.рф/2013/01/96-katolik.html (дата обращения: 27.11.2022).

7 Фомиченко А. Указ. соч.

Рисунок 4 - 3D-модель костела во имя св. Николая Мирликийского

Заключение. Таким образом, ввиду исторических причин волгоградцы и гости города-героя не могут видеть старинную часть города, восторгаться его мраморными дворцами и купеческими особняками, например, как жители других волжских городов - нижегородцы, саратовцы, астра-ханцы. Однако в век «умных технологий» имеется возможность воссоздать, казалось бы, навсегда ушедшие в небытие знаковые архитектурные объекты, к которым, бесспорно, относятся культовые сооружения. В этой связи результаты работы по реконструкции архитектурных объектов имеют большое значение при изучении урбанистки и истории повседневности социума. Объекты, воссозданные сегодня с помощью 3D-моделирования, задействованы в разработке виртуальной экскурсии по маршруту «Царицын многоконфессиональный». Важным является то обстоятельство, что экскурсию увидит молодое поколение волгоградцев, более того, участвуют в воссоздании знаковых для города исторических объектов и студенты. Известно, что прежде чем заниматься реконструкцией объектов, предстояло целое историческое исследование по истории здания, города, этнических общин, необходимо было просмотреть немало фотографического материала. Данное обстоятельство положительно влияет на расширение кругозора студентов и патриотической составляющей, а также на профессиональные качества будущих выпускников ВолГУ.

Отметим, что историческая реконструкция объектов, утраченных в период трагических для города и страны событий, - это не только научная необходимость для исследовательских целей культурного наследия, но еще и дань социальной памяти потомков.

Список источников:

Иванов С.М., Супрун В.И. Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда. Волгоград, 2003. 239 с.

Свод историко-архитектурного наследия Царицына - Сталинграда - Волгограда (1589-2004 гг.) / С.А. Аргасцева [и др.]. Волгоград, 2004. 240 с.

References:

Argaseva, S.A., Gurenko, L.V., Zhorova, E.P., Zaharov, P.E., Iskakova, R.G., Omel'chenko, I.A., Poluektova, I.V., Styazhkova, E.A., Fridrihson, A.I. (2004) Svod istoriko-arhitekturnogo naslediya Caricyna - Stalingrada - Volgograda (1589-2004 gg.) [Historical and Architectural Heritage of Tsaritsyn - Stalingrad - Volgograd]. Volgograd, Panorama. (In Russian)

Ivanov, S.M. & Suprun, V.I. (2003) Hramy Caricyna, Stalingrada, Volgograda [Temples of Tsaritsyn, Stalingrad, Volgograd]. Volgograd, Publishing house of VGIPK RO. (In Russian)

Информация об авторах И.Н. Литвинова - кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, Волгоград, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=368792

H.М. Полубоярова - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерных наук и экспериментальной математики Волгоградского государственного университета, Волгоград, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=636981

Information about the authors

I.N. Litvinova - Volgograd State University, Volgograd, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=368792

N.M. Poluboyarova - Volgograd State University, Volgograd, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=636981

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.