Научная статья на тему '«История и философия науки и техники» в системе вузовского образования'

«История и философия науки и техники» в системе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история науки / философия / методология / history of science / philosophy / methodology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е. А. Шушканова

Рассматриваются аспекты преподавания дисциплины «История и философия науки и техники» в вузе: о возникновении и значении курса, его особенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“HISTORYA PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY” IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Discusses aspects of teaching of discipline "History and philosophy of science and technology" at the University: about the origin and value of the course, its features.

Текст научной работы на тему ««История и философия науки и техники» в системе вузовского образования»

Проблемы гуманитарной подготовки обучающихся

УДК 378.14

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ» В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Шушканова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: shushkanovae@yandex.ru

Рассматриваются аспекты преподавания дисциплины «История и философия науки и техники» в вузе: о возникновении и значении курса, его особенностях.

Ключевые слова: история науки, философия, методология.

"HISTORYA PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY" IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

E. A. Shushkanova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: shushkanovae@yandex.ru

Discusses aspects of teaching of discipline "History and philosophy of science and technology" at the University: about the origin and value of the course, its features.

Keywords: history of science, philosophy, methodology.

«История и философия науки и техники» является достаточно молодой научной дисциплиной: первая кафедра истории науки возникла в 1892 г. во Франции. Становление этой дисциплины произошло уже в ХХ в. и значительную роль в этом сыграл американский учёный Джорж Сартон, который успел написать три тома истории науки (из задуманных 9), основал в 1912 г. историко-научный журнал «Исида» и ввел преподавание дисциплины в университетах. В нашей стране первой научной организацией по изучению истории науки и техники стала комиссия по истории знаний при АН: в 1921 г. её создал и возглавил В. И. Вернадский. В 1932 г. комиссия была преобразована в институт истории науки и техники и хотя по политическим причинам он просуществовал всего шесть лет, начало развития этой дисциплины в стране было положено. В некоторых вузах даже стали преподавать данный предмет. В 1948 г. приказом Министерства образования СССР дисциплина уже официально была введена в программы вузов страны: стали создаваться кафедры, учебники, монографии по истории науки и техники. Однако к началу 60-х гг. в силу определённых причин интерес к дисциплине упал, и она стала массово вытесняться из учебных программ. Положение принципиально изменилось в постсоветский период: по данным межвузовского центра изучения отечественной истории в технических вузах в 2000-е гг. 10% дисциплин по выбору, читавшимися кафедрами истории, приходились на «Историю науки и техники» [1]. А с 2005 г. был введён кандидатский экзамен по данному предмету для аспирантов. Из всех российских вузов наиболее серьёзные наработки в преподавании данного курса были

созданы в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ)- это единственный вуз, где преподавание дисциплины велось непрерывно с последней четверти ХХ в. и была создана кафедра «истории науки». Программу и концепцию данного курса разрабатывал доктор исторических наук, академик Ю. Н. Афанасьев. Учитывая, что он являлся создателем и первым ректором университета, развитие данной дисциплины происходило при активной поддержке руководства вузом. А несколько лет назад данная дисциплина была введена для магистратуры в СибГАУ. Название её в учебных планах представлено, во-первых, как «История и философия науки и техники», во-вторых, «История и методология науки и техники». Такие определения курса приняты и в других вузах страны, хотя первый вариант представляется намного более содержательным, чем второй: методология в отличие от философии не может рассматриваться как мейнстрим в развитии науки и техники. Ведь все науки возникали путём выделения из философии, которая явилась их источником и фундаментом: а ранее всех от неё отпочковались и стали самостоятельными математика и астрономия.

Одним из наиболее привлекательных и одновременно уникальных свойств рассматриваемого курса является его пограничное междисциплинарное состояние: предмет интегрирует как технические проблемы, так и гуманитарные. Однако в концепции преподавания данной дисциплины существуют серьёзные расхождения, которые вызываются, во-первых, количеством выделяемых на дисциплину учебных часов: совершенно ясно, что в зависимости от того будет ли это 34 ч или 68 ч, курс будет выглядеть принципиаль-

Решетневскуе чтения. 2014

но по-разному. К примеру, центры передового научного знания в мировой истории не были стационарны, они перемещались географически: вначале Египет, потом Древняя Греция, которая собственно и считается родиной науки, затем Александрия и Византия, арабский Восток и только затем Европа. Учитывая, что глобальные научные революции происходили уже в европейском мире, при небольшом количестве часов, преподаватель вынужден «пропустить» все предыдущие научные центры, невольно создавая «евро-поцентричную» историю науки, что, конечно же является грубым упрощением.

Во-вторых, в преподавании курса существуют и более глубокие концептуальные различия, которые вытекают из понимания первопричин развития науки, её движущих факторов. В этом вопросе сложилось две основные концепции. Экстернализм определяет приоритет внешних социально-исторических факторов. Наиболее последовательно эта концепция отразилась в марксистской методологии: известно, что некоторыми советскими исследователями доказывалось, что никакой Ньютон не гений, а просто сложились определённые материально-технологические условия для открытия его физических законов. Вторая концепция - интернализм рассматривает историю науки, как творчество учёных, как процесс возникновения идей из идей. Различия в понимании этого принципиального вопроса создают отличные друг от друга учебники по истории науки и техники. Столь сильное разночтение в учебной литературе трудно обнаружить. где либо ещё, и это, кстати, одно свойств предмета - высокий удельный вес авторского подхода в его преподавании. Единства в наполнении курса нет также по причине огромного массива информации, которую требуется отобрать, чтобы проиллюстрировать логику развития науки и техники. Сделать это практически невозможно, поэтому преподавателю неизбежно требуется жертвовать частью ценного материала. Впрочем, это как раз тот случай, когда нельзя объять необъятное и задача лектора обеспечить первотолчок, стимул для дальнейшегосамостоя-тельного погружения в предмет. Впрочем, авторы некоторых учебников пошли по пути загрузки содержания курса фактологией: в итоге такие учебники мало отличаются от энциклопедии. Представляется, что важнее даже в ущерб фактам и событиям обозначить логику, смысл истории науки. При этом вполне реально использовать оба подхода: экстерна-лизм и интернализм, взаимодополняя их. Кроме того весьма перспективным выходом из указанных противоречий может считаться синергетический подход, который успешно применяется при исследовании в том числе исторических процессов.

Несмотря на выделенные выше спорные базовые проблемы, можно обозначить основные и единые

задачи, которыестоят перед студентом в процессе овладения курсом «истории науки». А именно: изучить пути развития науки и техникине только в целом, но и отдельныееё направления; наиболее важные идеи, достижения, события в истории науки и техники; персоналии: имена наиболее крупных учёных, их вклад в науку ;познать методологические подходы к анализу проблем истории науки и техники. Что касается последнего, то в качестве примера такого анализа можно привести решение проблемы о значении эволюционной теории в истории науки. На примере этой темы можно увидеть, как возможно методологически запутаться и в результате получить околонаучную мифологему. Ведь эволюционная теория формулировалась Дарвиным не как теория изменчивости, а в первую очередь, как теория перехода одних видов в другие. Поэтому неверно ставить знак равенства между понятием изменчивости, которая является универсальным законом бытия: (головастик и лягушка -одно и то же) и эволюционной теорий Дарвина (человек произошёл от обезьяны).

Современное положение дисциплины «История и философия науки и техники» в нашем вузе - это период становления, и очень не хотелось бы, чтобы она повторила судьбу 60-х гг. прошлого века и незаметно исчезла из учебных планов. Курс этот очень творческий и богатый на то, что сегодня модно называть креативом. Более того, было бы весьма полезным давать его и на бакалавриате, возможно с большим весом исторической составляющей и меньшим объёмом философской проблематики. Кроме того из истории науки известно, что порой близкое знакомство с личностью великого учёного неожиданно становилось примером и стимулом для личной профессиональной самореализации.

Библиографические ссылки

1. Бирюкова А. Б. Изучение дисциплины «История науки и техники» в условиях балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2012. № 7 (июль). URL: http:// www.covenok.ru/ koncept/2012/12096.htm (дата обращения: 1.09.2014).

References

1. Biryukov A. B. a Study of the discipline "History of science and technology" in terms of the point-rating system of student assessment // Concept: scientific-methodical electronic journal. 2012. No. 7 (July). URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12096.htm (date of visit: 1.09.2014).

© Шушканова Е. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.