ИСТОРИЯ И БЫТ ЭТНИЧЕСКИХ КЫРГЫЗОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В ИСФАРИНСКОМ РАЙОНЕ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКСТАН
Ш.Б. Шеров, канд. ист. наук Б.У. Канназарова, старший преподователь Баткенский государственный университет (Кыргызская Республика, г. Баткен)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-l-42-46
Аннотация. В этой статье описано об этнических кыргызов проживающих в Исфаринском районе Согдийской области Республики Таджикистан, которые имели свою этническую историю, расположение, родовую делимость, образование, религию, традицию и быт. Кыргызы включившие свой вклад в социально-экономическое развитие страны. Статья написана на основе полевых материалов авторов. Разделив историю и жизнь Согдийских кыргызов от истории Кыргызстана невозможна, они часть кыргызского народа. Про Таджикстансих кыргызов из Жерге-Тала, Мургаба и Каратегина были проведены историко-этнографические исследования. А про Согдийских кыргызов пока не проводились научно-исследовательские работы , даже в этимологической науке не было сказано высказывания.
Ключевые слова: Согд, Исфара, род, ковры, калын, приданное, кыргызы, Таджикистан.
Исфаринский район образован 31 января 1927 года и входил сначала в Кожент-ский район Узбекской ССР, а с 1929 года -в Таджикскую ССР. Граничит с Ферганской областью Республики Узбекистан на севере, Баткенской областью Кыргызстана на юго-востоке и Канибадамским районом Согдийской области Республики Таджикистан на западе. Сегодня население составляет более 260 000 человек. Исфара - многонациональный район в Согдийской области. В этом районе проживают представители нации таджики, узбеки, кыргызы,
русские, татары, казахи, немцы и другие. В настоящее время большинство кыргызов проживает в селах Матпари, Даханакол (Данахол), Янгиабад (кыргыз кыштак), Нурафшон (КИМ - Коммунистический интернационал молодежи), Шороп, Наркозу, ферме Зумрад Шах. Население Кыргызстана составляет около 9000 человек, или 3,46% от общей численности населения Исфары.
Информация о количестве кыргызов, проживающих в Исфаринском районе:
№ Названия сёл Количество кыргызов Процентное соотношение
Исфара району
1. Матпари 3000 90%
2. Даханакел 1500 96%
3. Шороп 1000 50%
4. Нурафшон (КИМ) 807 60%
5. Янгиабад (Кыргызское село ) 2400 100%
6. Наркозу 300 100%
7. Ферма Зумрад шах 30 100%
Всего: 9037
Тем более что в селах Матпари, Даха-накол, Кыргызском кыштаке, в Наркозу живут только кыргызы. Кыргызы Исфа-ринского района Согдийской области счи-
тают себя местными жителями, а их старейшины говорят, что здесь жили их 17 предков, паслись на пастбище Кара-Тоо недалеко от Исфары и зимовали в селе
Матпари. [ПМА: 1]. Согласно письменным источникам, кыргызы в современном Ис-фаринском районе жили в конце XIX в. и начале ХХ века. Если принять каждое поколение за 25 лет, то можно сделать вывод, что кыргызы жили кочевом образе в этом регионе в течение 300-350 лет. Согласно народным легендам, XV в. в книге Саута Саттарова «История и генеалогия Авата» написано, что танец Калдыргач (из племени токмок племени Аваат) переместил токмоков из современного города Токмок в Чуйской долине в Баткен, Кыргызстан, Матпари, КИМ (Нурабшон), Шо-роп, Исфаринский район Таджикистана [1, С.15].
Наше племя называется Ават, хоть и небольшое.
Знайте, что мы предки племя токмоков.
Коко, Беке, Шырым, Шырдак богатыри.
Говорят, что Торо, Толоч и Калдыргач -наши предки. У Калдыргач бийя (правитель племени) было трое сыновей: Ашир, Кочок и Токтогул. Сегодня потомки Аши-ра и Коча проживают в селах Матпари, Даханакол, Шороп, Нурафшон Исфарин-ского района, а потомки Токтогула - в селах Самаркандек, Актатыр и Уч-Добо в Баткенского района. Это свидетельствует о том, что они жили в районе Исфары с XV-XVI веков. В книге К. Батырова под названием «Чапкылдыктар» Чапкылдыкцы - одно из кыргызских племен, образовавшихся в 17-18 веках. Написано, что их предки жили в селах Булак-Баши, Ак-Арык, Эски Оочу, Шакмыр и Джигдали (Санджиздар) Сада Канибадамского района Республики Таджикистан [2. С. 6]. Сегодня более 2400 кыргызов проживают в селе Янгиабад (ранее известном как Кыр-гыз кыштак). Многие кыргызы переселились сюда из сел Маргун, Дархум и Сегиз-тан Лейлекского района, где их предки вырыли канавы и поселились в селе более 350 лет. Они издавна пасут скот на пастбищах Беш-Куля, Лайлины Чаты, Кара-Сай, Каптаркана, Ором, Джети Копуро в Лейлекском районе. По обе стороны реки Исфара находятся старые кладбища. В селе в основном проживает кыргызское племя чапкылдык [ПМА: 2].
По версии Сагынбай Орозбак уулу в эпосе «Манас» также даны Кыргызы в Ис-фаре и земля Исфара. Там он называется Испара и упоминается как земля предков Манаса [3, С. 439]. 1926-1928 гг. официальная карта, созданная советскими властями, показывает территорию Кыргызстана, включая села и земли, граничащие с Шоропом, Матпари, кыргызскими селами Лейлек и Баткен. В 1932 году под предлогом грубости кыргызских руководителей из Исфаны несколько представителей местного населения подали жалобу таджикским властям и вошли в состав Таджикистана. Об этом также написано в книге Батырова «Чапкылдыктар» [2, С. 45]. Среди ичкиликских племен проживают абаты, (токмок, джой, уста, гужон, чолой, адалаки, ботон-джанат), чапкылдык (алайлык, калтатай, джапар, чот, сулай-ман), найманы и кыпчаки [ПМА: 3]. Некоторые кыргызы раньше жили в Исфарин-ском районе, а другие приехали из нынешних Баткенского и Лейлекского районов в поисках работы. Одна из причин, по которой группа абатских племен из современного Лейлекского района Катрана приехала в Исфару в поисках работы, заключалась в том, что их родственники жили в этом районе. Кыргызы проживающие в Исфаре, Матпари, Даханколе, Шоропе, КИМе, Кыргыз кыштаке и других поселках, принимали участие в формировании сел и поселков в Исфаринском районе. Они принимали активное участие не только в формировании сел в Исфаре, но и в формировании сел в восточной части Согдийской области. Близость Исфары к горам и предгорьям позволяла кочевым кыр-гызам перезимовать.
В настоящее время в Исфаре 79 школ, две из которых кыргызские. Кыргызы, проживающие в селах Матпари, Дахана-коль и Кыргыз кыштаке, имеют возможность получать образование на своем родном языке. В средней школе № 20 Матпари училось 450 учеников, из которых 390 имели доступ к кыргызскым классам. Другими словами, 86,6% кыргызских детей обучались на кыргызском языке. Из 43 учителей 32 преподают на кыргызском языке. В средней школе № 42 Кыргыз кы-
штаке учатся 360 учеников. Первая школа здесь была основана в 1949 году по инициативе члена племени чапкылдык Курбана раиса (управляющий). Когда эта школа устарела, на ашарском методе с помощью предприимчивых жителей села была построена новая школа. Уроки кыргызского языка проходят два раза в неделю, кыргызская литература - один раз в неделю. История Кыргызстана будет сокращена из предмета всемирной истории. Учителя регулярно проводят для школьников кружки на тему эпоса «Манас» и о великих кыргызских поэтах и писателях. [ПМА: 4] Кыргызы в шахтах Нурафшан, Шороп, Зу-мрад, селах Наркозу учатся в узбекских и таджикских школах, а также в русских школах в Исфаре. [ПМА: 5]
Соседство с таджикским народом схожее земледелие, такое как животноводство, сельское хозяйство и ремесла, позволяло некоторым кыргызам жить смешанно на таджикской земле и внутри таджикского народа. Кыргызы в Исфаре свободно говорят на кыргызском, таджикском и узбекском языках. Традиции и обычаи предков используется кыргызами регулярно, как и кыргызы в Кыргызстане, ритуалы родов (жентек той), обрезания (суннотко отургузуу), женитьба (уйлонуу той), выплачивание калым за невесту (калын бе-руу), замужество (кыз узатуу) и похорон аналогичны ритуалам кыргызов в Баткене. Молодым парам говорят: «Пусть у вас будет долгая жизнь и много детей» (Учугуц узарып, тукумуц, кeбeйсYн), «Пусть будут перед тобой дети, а за тобой скоты» (Ал-дынбы бала артынды мал бассын), «Пусть у вас будет много детей» (Бала-чакалуу болгула). Значит, иметь детей - самое главное желание. В среднем в семье 7-8 детей, а в некоторых по 10-12 детей. [ПМА: 6] Когда женят сына или выдают дочку замуж, калым невесты оценивается в среднем в 130 000, а мать готовит в среднем 8больших одеял, 8маленьких одеял, 8 подушек, 10 тушаков, 1 шерстиной ковер, 1 арабский коврик и посуду. [ПМА: 7] Они исповедуют ислам в своих религиозных убеждениях. Есть 2 мечети в селе Матпари, 1 в Даханаколе, 2 в Шоропе, 1 в КИМ и 2 в Кыргыз кыштаке. В селах Мат-
пари, Даханакол, Кыргыз кыштак, Наркозу люди занимаются сельским хозяйством и животноводством. Государство предоставляет земли (улуш) бывшим работникам колхозов и социальных сфер. На каждый дом было выделено около 60 соток земли. 50% из них предназначено для сельскохозяйственных культур и 50% для садоводства. Из злаков выращивают пшеницу, кукурузу, помидоры, огурцы, арбузы, картофель и др. а в саду выращивают абрикосы и финики. Выращивают несколько сортов абрикоса: финик, кандек, мирсанджали, ширпайвант (белый абрикос), сникерсис (в виде темного шоколада). При посеве урожай собирают дважды в год [ПМА: 8]. Их жены дома, дополнительно изготоливают из шерсти арабские и шерстиные ковры, войлоки, одеяла, термо-мешки и аля-мешки. Они строят свои дома очень внимательно. Потолочные балки осуществляется с помощью специальных мастеров. Такие дома называют «арак». Кыргызы в Исфаре живут в гармонии с таджикским народом. Поэма таджикского поэта Сай-фуллахона Карихонова «Кыргызская девушка и кыргызскому другу» ("Киргиз кизи ва киргиз дустимизга") гласит:
Кыргызская девушка понравился мне твой каймок (сливки),
Хочу попробовать сливки твои, Друг мой кыргыз понравился мне твой калпак (головной убор),
Хочу купить твоего калпака. - поэт воспевал о кыргызских девушках и о нашем головном уборе(белый калпак) [4, С. 20].
После распада советских республик в 1991 году кыргызы стали переселяться из Таджикистана в Кыргызстан. В частности, они переезжают в Баткен, Кызыл-Бел, Кы-зыл-Жол, Жаны-Джер, Кадамжай, Кызыл-Кия, Самаркандек, Баткен. Это потому, что здесь проживает большинство их родственников. Однако есть и те, кто не хочет покидать землю, оставленную их предками. Кыргызы в Исфаре стараются сохранить свою историю и культуру. В этом они ждут поддержки от Кыргызстана. Не только кыргызы Исфары, но и Согдийские кыргызы нуждаются в поддержке Кыргызстана. Чем занимаются этнические кыргы-
зы сегодня? Какова их культура и соци- растающее поколение не забыло свой род-альный статус? Как меняются их обычаи и ной язык и культуру. Нет сомнений в том, традиции? Какие изменения происходят в что это явление представляет собой серь-их речи и одежде? Каким будет их буду- езную угрозу целостности этнических щее в конце концов? Подобные вопросы кыргызов в целом, и его продолжение в остаются вопросом. Сильные этнические нынешнем состоянии приведет к исчезно-процессы, которые остаются незамечен- вению кыргызского этноса там через одно ными в истории Кыргызстана, но по этни- или два поколения. Эта тема - одна из са-ческим процессам можно определить мых актуальных в истории Кыргызстана. судьбу и будущее народа, как наносится Мы считаем, что пора изучить этнические ущерб на Согдийцев, в том числе Исфа- процессы, происходящие в Согдийской ринских кыргызов, на их обычаи, на язык, области среди этнических кыргызов, про-на одежду, на еду,и на их ритуалы как эт- живающих за рубежом, принять конкрет-нос,и это идёт в пользу соседним сильным ные решения, основанные на реальных ис-народам. Это все видно в измененных об- торических и этнографических фактах, и стоятельствах. Сегодня кыргызы из Исфа- организовать на их основе ряд мероприя-ры переезжают в Кыргызстан, чтобы под- тий.
библиографический спсиок
1. Саттаров С. "Ават тарыхы жана санжырасы" (История и гениология аватов) / Сат-таров С. - Ош, 2012. - 407 с.
2. Батыров К. "Чапкылдыктар тарыхы" (История чапкылдыков) / Батыров К. - Б, 2010. - 128 с.
3. Манас энциклопедиясы (Энциклопедия Манас) Б, 1995. - 439 с.
4. Корихонов С. "Хамрох булгин юрагим" (Будь спутником моё сердце) / Корихонов С. - Хужанд, 2006. - 120 с.
Полевые материалы авторов (информаторы):
1. Джаманбаев Мурза, 78 лет, пенсионер, житель села Даханакол.
2. Холбеков Нуридин Олимович, кандидат педагогических наук, доцент Баткенского государственного университета, 57 лет, бывший житель села Кыргыз кыштак.
3. Туйчибаев Исмаилджон, 69 лет, ветеран труда Республики Кыргызстан и Таджикистан, житель села Нурабшон.
4. Хотамов Хабибилла, 58 лет, учитель русского языка и литературы средней школы №20, житель села Матпари.
5. Рустамова Бактыгуль Гиясовна, 56 лет, учитель русского языка и литературы срденей школы №20, жительница села Матпари.
6. Туйчибаева Маликабиби, 68 лет, учитель кыргызского языка и литературы. Жительница села Нурабшон.
7. Айкол Джаманбаева, 76 лет, жительница села Даханакол.
8. Алимкул Назаров, 60 лет, руководитель медицинского центра села Матпари, житель села Даханакол.
HISTORY AND LIFE OF ETHNIC KYRGYZS RESIDING IN ISFARIN DISTRICT OF SOGD REGION REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Sh.B. Sherov, Candidate of Historical Sciences B.U. Kannazarova, Senior Lecturer Batken State University (Kyrgyz Republic, Batken)
Abstract. This article describes ethnic Kyrgyz living in the Isfara region of the Sughd region of the Republic of Tajikistan, which had their ethnic history, disposition, patrimonial divisibility, education, religion, tradition and way of life. The Kyrgyz included their contribution to the socio-economic development of the country. The article is written on the basis of the author's field materials. Dividing the history and life of the Sogdian Kyrgyz from the history of Kyrgyzstan is impossible, they are part of the Kyrgyz people. Historic ethnographic studies were conducted about Tajikstansh Kyrgyz people from Zherge-Tal, Murgab and Karategin. And about the Sogdian Kyrgyz have not yet been carried out scientific research, even in etymological science there was no saying.
Keywords: Sogd, Isfara, genus, carpets, kalyn, dowry, kyrgyz, Tajikistan.