Научная статья на тему 'История Градо-Бийского Троицкого собора'

История Градо-Бийского Троицкого собора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Градо-Бийского Троицкого собора»

ИСТОРИЯ ГРАДО-БИЙСКОГО ТРОИЦКОГО СОБОРА

П.С. Коваленко Музей истории Алтайской духовной миссии, г. Бийск Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

Отмена крепостного права в России вызвала массовый поток переселенцев из разных губерний европейской части страны на «вольготные» алтайские земли Бийского уезда, в том числе в город Бийск. Анализ архивных источников и краеведческой литературы позволяет утверждать, что основная часть будущих бийских купцов, предпринимателей и торговцев были выходцами из Ковровского уезда Владимирской губернии. Это Морозовы, Сычевы, Соколов, Осиповы, Бодуновы, Рыбаковы и др. Именно они и определили международную торговлю по Чуйскому тракту с Монголией и Китаем. Увеличение в результате торговых операций финансовых доходов среди купечества, рост их благосостояния, вызвали желание еще более утвердиться в бийском обществе, среди деловой элиты Томской губернии, создать образ состоятельного и в то же время щедрого купца-благотворителя. Многие из них стремились отчасти создать условия комфортной жизни в городе. Бурное развитие Бийска во второй половине XIX - начале ХХ вв., как крупного торгово-купеческого центра юга Западной Сибири, резкий рост численности Бийска за счет переселенцев православного вероисповедания, вызвали потребность возведения новых соборов и церквей, открытия церковно-приходских школ и училищ.

Так 28 мая 1872 г. состоялась закладка Градо-Бийского Троицкого собора - «символа» исторической части дореволюционного Бийска. Построенный кирпичный однопрестольный собор во имя Святой Живоначальной Троицы был освящен 4 декабря 1877 г. Строился храм на средства бийского первой гильдии купца Алексея Федоровича Морозова с незначительным участием прихожан [1, Л. 1]. Для собора А.Ф. Морозов приобрел «очень дорогой, в византийском стиле, иконостас». Внутреннюю отделку и настенную живопись осуществляла артель Патрушева [2].

Страховая ведомость за 1910 г. сообщает следущее: «Троицкий собор каменный, выкрашенный снаружи масляной краской; внутри оштукатурен и расписан живописью, и орнаментами; покрыт железом, окрашенным зеленою масляной краской. Длина собора считая с колокольней 20 сажен, наибольшая ширина 10 сажен... На соборе имеется одна большая глава, 4 малых и одна маленькая (над алтарем). Собор отапливается 4 печами: две изразцовые и две кирпичные, обшитые железом. Одна печь в сторожке под колокольней -русская. Колокольня в 2 яруса общею высотою до верха карниза 14 сажен. Оценочная сумма в рублях - 60 тысяч» [3, Л. 4, 4 об.].

Согласно клировой ведомости за 1908 г. собор был достаточно обеспечен утварью. Здесь имелось «облачений священнических 46, диаконских 22, три потира с принадлежностями, три напрестольных Евангелия, два молебных, шесть напрестольных крестов, серебро позлащенных. Одежда на престоле чистого серебра 84 пробы, весом 2 пуда, стоимостью 3000 рублей пожертвована Николаем и Мариею Ассановыми в 1907 г.» [4, Л. 2].

Первым настоятелем собора в период с 1879 по 1881 гг. стал уважаемый в Томской епархии кафедральный протоиерей Дмитрий Ионович Емельянов, впоследствии настоятель Томского Благовещенского кафедрального собора [5, С. 2]. В 1881 г. его сменил протоиерей Павел Васильевич Митропольский (1836-1904), священнослужитель Русской Православной Церкви, благочинный «Градо-Бийских» православных церквей благочиния № 24 Томской епархии (с 1881 г.), окончивший Тобольскую духовную семинарию. 1 октября 1856 г. был рукоположен в иерея, 31 октября 1882 г. возведен в сан протоиерея. В период с 1878 по 1881 гг. состоял членом правления Томского духовного училища. Являлся председателем Бийского отделения Томского епархиального училищного совета с момента его открытия.

Награжден наперсным крестом, орденами св. Анны 3-й и 2-й степеней, св. Владимира 4-й степени [6, Л. 5 об.-7 об.].

Справочная книга по Томской епархии за 1898-1899 гг. сообщает, что собор имел причта по штату: протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Среди них значатся настоятель - протоиерей Павел Васильевич Митропольский, священник Матфей Иосифович Александровский, диакон Петр Прокопьевич Ярцев. Псаломщиками тогда являлись выпускники Бийского миссионерского катихизаторского училища: Леонид Львович Герасимов и Александр Дмитриевич Кикин. Содержание включало «руги от сельских прихожан 250 пуд., готовых помещений 3, доходы от треб и проценты с причтовых капиталов 277 р. 64 коп.» [7, С. 335].

С 1903 г. настоятелем Троицкого собора являлся иерей Василий Александрович Лебедев (1861-1917), благочинный «Градо-Бийских православных церквей благочиния № 24 Томской епархии». В 1884 г. он окончил Томскую духовную семинарию. Рукоположен во иерея 22 апреля 1885 г., а 10 апреля 1903 г. возведен в сан протоиерея. Состоял духовным следователем благочиния 31 округа, товарищем председателя Бийского отделения епархиального училищного совета, директором Бийского отделения тюремного комитета, товарищем председателя Бийского отделения братства св. Дмитрия Ростовского. Имел право на ношение нагрудного знака православного палестинского общества. За ревностное и усердное служение церкви был награжден золотым наперсным крестом, орденами св. Анны 3-й и 2-й степеней [8, Л. 5-6 об.].

Первым старостой собора являлся купец А.Ф. Морозов [9, Л. 9-10 об.]. После его кончины в 1895 г. в должности старосты был утвержден барнаульский мещанин Алексей Петрович Фадеев [10, Л. 12 об.]. С 1902 по 1912 гг. обязанности старосты исполнял бийский купец Михаил Александрович Притчин [11, Л. 3 об.]. Затем его сменил купец 2-й гильдии и городской голова Федор Федорович Доброходов [12, Л. 3 об.].

По состоянию на 1895 г. к собору было приписано 616 дворов, где проживал 4901 прихожанин (2465 мужского и 2436 женского пола). Причт собора тогда состоял из пяти человек: протоиерея Павла Митропольского, священника Матфея Александровского, протодиакона Андрея Дмитриева, диакона Георгия Куршина и псаломщика Леонида Герасимова [13, Л. 14 об.].

Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. сообщала, что Троицкий собор уже имел 5827 приписных прихожан, в том числе 17 раскольников. Настоятелем храма являлся благочинный и протоиерей Василий Александрович Лебедев, младшим священником -Иннокентий Анемподистович Завадовский, сверхштатным священником - Александр Иоаннович Никольский. С 1906 г. штатным дьяконом собора был Александр Димитриевич Кикин, выпускник Бийского катихизаторского училища. Обязанности псаломщиков исполняли диакон Михаил Димитриевич Удонов, 26 лет, из 5 класса Барнаульского реального училища и Иван Васильевич Иванов, 28 лет, из 5 класса Бийского городского училища [14, С. 101-102]. В соборе проходили все самые торжественные архиерейские службы, у его стен - парады и митинги.

В приходе собора находились Бийская Николаевская женская гимназия, Пушкинское городское мужское училище, Владимирское женское приходское училище ведомства Министерства Народного Просвещения и начальное училище общества попечения о начальном образовании. В первых двух по состоянию на 1908 г. должность законоучителя занимал священник Семеон Митропольский. В приходском училище законоучителем являлся протоиерей Василий Лебедев.

При соборе также имелась двухклассная церковно-приходская школа, построенная стараниями супруги строителя храма, именитой купчихи Елены Григорьевны Морозовой и открытая в 1892 г. В 1908 г. в ней обучалось 110 мальчиков.

В ведении соборного причта находилось две приписные деревянные церкви: кладбищенская Вознесенская и во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мало-Угреневском. В 1906 г. было открыто церковноприходское попечительство с наименованием

Троицко-кладбищенское, целью которого являлось благоустройство собора и кладбища [4, Л. 3, 3 об.].

На площади у Троицкого собора в память чудесного спасения царской семьи Романовых на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге в 1888 г. при крушении поезда еще 18 сентября 1894 г. была освящена кирпичная часовня во имя святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского. Стоимость ее составила 1416 руб. 29 коп., часовня возводилась на средства городского общественного управления. С восточной стороны на часовне изображен св. Александр Невский, с западной - Спаситель; внутри было поставлено несколько икон, лампада и подсвечник. Часовня находилась в ведении Градо-Бийского Троицкого собора, снесена после 1920 г. [15, С. 76-77].

У алтаря Троицкого собора, внутри церковной ограды, были погребены уважаемые люди дореволюционного Бийска: строители собора, главные жертвователи и благотворители Алтайской духовной миссии, бийские 1 -ой гильдии купцы, потомственные почетные граждане А.Ф. и Е.Г. Морозовы, городской голова Н.П. Фирсов и его супруга, купец 2-й гильдии Г.Г. Бодунов, предпринимательница О.П. Бахтина, священник Бийского полка протоиерей Арсений Ивановский, настоятель собора протоиерей Павел Митропольский, штатный священник собора протоиерей Матфей Александровский [16].

В 1920-е гг. Троицкий собор, как и большинство храмов Бийска, стал храмом обновленческой церкви. В марте 1926 г. здесь служили протоиерей Леонид Красин и протодиакон Павел Платонович Михайлов. Церковным старостой тогда являлся Федор Алексеевич Шаркин [17]. В 1930 г. Троицкий собор закрыт для службы, а в 1934 г. его окончательно разобрали. Соборный некрополь сравняли с землей. Из кирпича храма, как вспоминают многие старожилы Бийска, рядом, по улице им. Л.Н. Толстого, построили двухэтажное здание для детского приюта (ныне здание психиатрического диспансера) [18].

Уникальным явлением в истории города и края стало обретение в 2008 г. фундамента алтаря Троицкого кафедрального собора, взорванного в 1934 г. Археологические работы длились с июля по сентябрь. В ходе работ была сделана сенсационная находка: склепы именитых бийских купцов Морозовых и некоторых других известных бийчан, некогда погребенных в церковной ограде. Инициатором данного проекта выступил музей истории Алтайской духовной миссии Бийского благочиния. По благословению Преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского, по разрешению Администрации г. Бийска, под руководством автора данной статьи в работах приняло участие более 60 человек: сотрудники музея, прихожане бийских храмов, городской археологический клуб школьников «Наследие» (рук. Олег Васильевич Даньшин), учащиеся Бийской православной гимназии во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, студенты факультета истории и права Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина.

В результате удалось на глубине 2,1 м обнаружить фундамент алтарной части храма, сложенный из бутового гранитного камня и битого кирпича, скрепленных известковым раствором. Также найдено более 180 предметов: скобы, стяжки, кованые гвозди, элементы ажурных решеток окон первого этажа и ограды, штампованные металлические декоративные цветы, фрагменты металла с крыши и карнизов собора, другие составные элементы храма. Все собранные артефакты поступили в фонды музея истории Алтайской духовной миссии, вошли в состав музейного тематического собрания «Градо-Бийский Троицкий собор» и экспозиции «Бийск православный».

Осенью и в первый месяц зимы 2010 г. на бывшей Троицкой соборной площади (ныне - сквер им. К.И. Фомченко, борца за установление Советской власти в Бийске) возведен историко-мемориальный православный комплекс на месте Троицкого собора. Это стало возможным благодаря стараниям Бийского благочиния (благочинный иерей Валерий Замятин), ПО «Сибприбормаш» (ген. директор А.Я. Черемисин) и коллектива музея истории Алтайской духовной миссии.

Комплекс включает каменный постамент-тумбу, увенчанный четырехметровым крестом с ликом Спасителя на месте алтарной части собора, могилы четы купцов Морозовых и Фирсовых, протоиереев Павла Митропольского, Матфея Александровского, купца Г.Г. Бодунова и предпринимательницы Д.П. Бахтиной. Могилы снова накрыты надгробными плитами из черного мрамора. На плитах Морозовых установлены накладные портретные барельефы, выполненные бийским художником С.А. Морозовым. Рядом с могилами поставлены надгробные мраморные кресты. В левой части комплекса установлен информационный щит с проекцией, воссоздающей первоначальный исторический образ территории собора и биографией лиц, могилы которых были восстановлены. Весь комплекс обнесен декоративной кованой оградой с парадными проходными арочными воротами.

Создание историко-мемориального комплекса территории Градо-Бийского Троицкого кафедрального собора в рамках программы «Бийск-300» - редкий пример сохранения и музеефикации православной истории Бийска. Таким образом, Градо-Бийский Троицкий собор, как практически и все кафедральные храмы городов юга Западной Сибири, постигла печальная участь. Его насыщенная многими историческими фактами история сегодня должна стать объектом пристального изучения. Ведь именно яркие события истории Бийска конца XIX -начала ХХ вв. тесно связаны с историей главного соборного городского храма.

Список литературы

1. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 1360. - Л. 1.

2. Шипилов В.Н. На теплый свет свечей // Моя земля. - 1992, 19 ноября.

3. РГИА. - Ф. 799. - Оп. 33. - Д. 2157. - Л. 4, 4 об.

4. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 3491. - Л. 2.

5. Протоиерей Дмитрий Ионович Емельянов (некролог)//ТЕВ. - 1889. - № 17. - С. 2.

6. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 2737. - Л. 5-7 об.

7. Справочная книга по Томской епархии за 1898-1899 гг. - Томск, 1900. - С. 335.

8. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 3489. - Л. 5-6 об.

9. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 2143. - Л. 9-10 об.

10. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 2737. - Л. 12 об.

11. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 3930. - Л. 3 об.

12. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 4501. - Л. 3 об.

13. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 2333. - Л. 14 об.

14. Справочная книга по Томской епархии. 1914 г. - Томск, 1914. - С. 101-102.

15. Рапорт полицейского надзирателя г. Бийска о часовне близ Троицкого собора // Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. - Барнаул, 1997. -С. 76-77.

16. Шнайдер В.А. Дворики старого Бийска. Справочно-энциклопедическое издание. Барнаул, 2009. - 244 с.

17. МАДМ. НВФ. 579.

18. МАДМ. НВФ. 580.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.