Научная статья на тему 'История Герценовского университета это история его сотрудников'

История Герценовского университета это история его сотрудников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ / ИСТОРИЯ РГПУ / НИКОЛАЕВ А.Б
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Герценовского университета это история его сотрудников»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В. С. Волков,

профессор кафедры истории

ИСТОРИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — ЭТО ИСТОРИЯ ЕГО СОТРУДНИКОВ

Кафедра русской истории РГПУ им. А. И. Герцена: Биографический словарь (1934-2007) / Авт.-сост. А. Б. Николаев; Под ред. И. В. Алексеевой. —

СПб., 2007. — 68 с.

Название данной публикации содержит несколько преувеличенную оценку опубликованной к 210-летию РГПУ им. А. И. Герцена брошюры, составленной профессором кафедры русской истории А. Б. Николаевым, но оно определяет место названного биографического словаря в процессе многоплановой и многоэтапной работы ученых по изучению и освещению более чем двухсотлетней истории Герценовского университета. Работа А. Б. Николаева — это подступ к созданию истории кафедры через биографии работавших на ней преподавателей. Но подступ интересный и многообещающий.

Для тех, кто не успел познакомиться с брошюрой, приведем о ней некоторые сведения. Она представляет собой издание объемом около 4 печатных листов (68 страниц) и содержит сведения о более чем 300 преподавателях, работавших на кафедре русской истории в период с 1934 г. по 2007 г., в том числе о 22 ученых, преподававших и преподающих на факультете социальных наук в последнее десятилетие. Словарь воплотил в себе результаты труда 19 авторов, которые выявили сведения о своих коллегах из разных источников и подготовили биографические справки. Главная заслуга в создании этого ценного справочного пособия принадлежит воспитаннику факультета профессору А. Б. Николаеву. Справочник состоит из двух частей: в первой содержатся довольно подробные статьи о 22 преподавателях кафедры, в том числе о 18 работающих на

ней и в настоящее время. Вторая часть — это перечень фамилий преподавателей, работавших на кафедре в прошлом, с краткими сведениями о них и о времени работы в нашем вузе.

Особой ценностью обладает первая часть. Она дает отчетливое представление о том, кто есть кто на кафедре сейчас. На первый взгляд, биографические справки бесстрастны, они выдержаны в традициях, свойственным энциклопедиям и энциклопедическим словарям. Из них читатель узнает об основных вехах биографии преподавателей кафедры русской истории, их научных интересах, особенностях педагогической и исследовательской деятельности, их основных публикациях. Однако составители биографических статей не могли удержаться в позе бесстрастного делопроизводителя, напротив, в текстах то и дело (и во благо справочнику) прорывается его мнение, отношение к тем людям, о которых рассказывается в статьях.

Вторая часть словаря более формализована. Она содержит минимум сведений о преподавателях (годы жизни, время работы на кафедре, места работы до прихода в РГПУ им. А. И. Герцена и после увольнения из него, если таковое имело место). Сведения даны и о преподавателях совместителях, в том числе о «почасовиках», работавших недолго, иногда в течение 10-15 дней в период вступительных экзаменов. Эта часть впечатляет обширностью перечня фамилий, хотя он не

полон — названы 280 сотрудников. Именно они и творили историю кафедры и во многом историю факультета социальных наук и университета в целом. Между прочим, даже чисто делопроизводственные, анкетные сведения показывают, что университет, исторический (ныне социальных наук) факультет развивались в контексте высшей и средней школы Ленинграда—Петербурга, были тесно связаны с другими вузами, участвовали в процессе интеллектуального сотрудничества и обмена кадрами специалистов.

Биографический словарь будет по-разному восприниматься читателями разного возраста. Для молодежи, студенческой и научной, которой неизвестно большинство названных в нем преподавателей, — это впечатляющий реестр тех, кто когда-то работал в университете, своими делами писал его историю. Словарь может пробудить желание узнать о них побольше. Для «человека в годах», как, например, автор этих строк, биографический словарь — это пучок интересов, пробуждающих воспоминания. Читаешь фамилию, допустим, А. З. Ваксер, и перед глазами сразу встают две схожих, но неодинаковых фигуры: 40-летний (а таким был Александр Завьялович при нашем знакомстве) — энергичный, темпераментный, знающий себе цену ученый и преподаватель, и тот же самый Ваксер, нынешний, с благородной сединой, умудренный жизнью, но

по-прежнему страстный, увлеченный, целеустремленный. Память услужливо представляет всегда сосредоточенного, внутренне напряженного профессора Николая Николаевича Степанова, собранную, энергичную, всегда окруженную студентами и отдающую им распоряжения Тамару Петровну Ромову и многих других.

Между прочим, эта функция справочника — возбудитель воспоминаний — программирует и следующие этапы работы над ним. Ближайшим может быть этап подготовки подробных биографических справок обо всех работавших на кафедре, подобных статьям из первой части словаря. А на следующем, более высоком этапе, можно создать и капитальную книгу или несколько книг, типа «История факультета социальных наук в биографиях его сотрудников» (можно еще добавить «и студентов»). При этом возможно и разнообразие жанров: энциклопедическая биографическая справка, словесный портрет, краткие воспоминания, подборки высказываний коллег-современников и оценочные фрагменты официальных документов (характеристик, отчетов и пр.).

Вот такие мечты вызывает биографический словарь, на котором, верим, кафедра русской истории не остановится и подаст пример другим кафедрам и структурам Герценовского университета.

Е. О. Путилова,

профессор кафедры детской литературы

СТОЛЬКО НЕБА ПРО ЗАПАС...

Ясное М. Детское время: стихи. — СПб.: ДЕТГИЗ, 2007. — 128 с.

Новая книга М. Яснова обращена более всего к детям дошкольного возраста, к тому времени в жизни растущего человека, когда он больше всего нуждается в витамине роста: радости. Пожалуй, в этом и заключается главная суть книги:

Столько неба про запас,

Столько ветра про запас,

Столько солнца про запас,

Время детское у нас!

Книги Яснова давно уже привлекли внимание не только детей. Вообще замечено, что взрослые читатели не пропускают хороших детских книг. Не знаю, каким образом, но уже проникли во взрослую среду строчки из стихотворения Яснова «Бабушка в автобусе»:

Бабушка села в автобус,

Села — и стала стоять...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.